Разработка упрка "Битва под Москвой"
методическая разработка по истории (9 класс)

Огальцова Римма Николаевна

Приближение войны ощущалось всеми. Советская разведка ежедневно докладывала о планах Гитлера. Сообщалось о перебросках немецких войск и о сроках нападения (Рихард Зорге). Но Сталин был уверен, что Гитлер не нападет на СССР до тех пор, пока сопротивляется Англия. Он считал, что война начнется  не раньше лета 1942 г. Оставшееся время советское руководство стремилось использовать с максимальной выгодой для подготовки к войне.

Но 22 июня 1941 г., нарушив Пакт о ненападении, без объявления войны, на рассвете, Германская армия обрушилась всей мощью на советскую землю.

Но Сталин, даже в условиях начавшейся войны, не хотел еще верить в случившееся.

В полдень 22 июня с обращением к народу выступил нарком иностранных дел СССР В.М. Молотов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

городского округа Павловский Посад Московской области

Разработка урока

 в 9 классе

по теме:

Учитель истории и обществознания:

Огальцова Р.Н.

г. Павловский Посад

2017 - 2018 год

ТЕМА УРОКА:

Начало Великой Отечественной войны. Битва под Москвой.

ЦЕЛИ УРОКА:

1. образовательная

а)  познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны;

б)  подвести учащихся к пониманию причин поражения Красной Армии в начале ВОВ.

в) продолжить формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать, делать выводы.

2. воспитательная

а) воспитывать чувство патриотизма на примерах подвигов советского народа.

ОБОРУДОВАНИЕ:

1. учебник;

2. карта «Вторая Мировая война»;

3. ксерокопии документов по теме;

4. контурная карта;

5. рабочая тетрадь;

6. настольный атлас;

7. комплект портретов;

8. цветные флажки;

ТСО:

1. компьютер;

2. диск с презентацией «Битва под Москвой»;

3. магнитофон;

4. аудиозапись.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

1. Вермахт;

2. Блицкриг;

3. операция «Тайфун».

ХОД  УРОКА:

  1. Орг. момент.

  1. Актуализация опорных знаний.

  1. Объяснение новой темы.

  1. Закрепление и обобщение изученного.

  1. Домашнее задание.

  1. Орг. момент.

  1. Актуализация опорных знаний по теме

 «СССР накануне ВОВ».

  1. Индивидуальный опрос (карточка №27).
  2. Фронтальный опрос:

 

▪ Почему переговоры между СССР, Англией и Францией закончились провалом?

▪ Какую роль сыграли секретные договоренности между СССР и  Германией?

▪ Какие страны были захвачены Германией к лету 1941 года?

  1. Объяснение новой темы.

План.

  1. Ситуация накануне ВОВ.
  2. Оборонительные сражения на границе.
  3. Битва за Москву.

Слово учителя:

Приближение войны ощущалось всеми. Советская разведка ежедневно докладывала о планах Гитлера. Сообщалось о перебросках немецких войск и о сроках нападения (Рихард Зорге). Но Сталин был уверен, что Гитлер не нападет на СССР до тех пор, пока сопротивляется Англия. Он считал, что война начнется  не раньше лета 1942 г. Оставшееся время советское руководство стремилось использовать с максимальной выгодой для подготовки к войне.

Но 22 июня 1941 г., нарушив Пакт о ненападении, без объявления войны, на рассвете, Германская армия обрушилась всей мощью на советскую землю.

Но Сталин, даже в условиях начавшейся войны, не хотел еще верить в случившееся.

В полдень 22 июня с обращением к народу выступил нарком иностранных дел СССР В.М. Молотов.

звучит аудиозапись

Была объявлена всеобщая мобилизация и образованы Северный, Северо-Западный, Западный, Юго-Западный и Южный фронты.

работа с картой, учащиеся отмечают флажками

Гитлеровским штабом был разработан план «Барбаросса», который предусматривал ведение «молниеносной войны» против СССР на трёх основных направлениях – на Ленинград (группа армий «Север»), Москву (группа армий «Центр») и Киев (группа армий «Юг»).

работа с картой

Внезапность и мощь противника, его численное превосходство оказались настолько велики, что уже через три недели были оккупированы Литва, Латвия, Белоруссия, значительная часть Эстонии, Украины и Молдавии. Однако, лёгкой прогулки у немцев не получилось. Упорное сопротивление Красной Армии под Смоленском, Ленинградом и на многих других участках фронта не позволило осуществить планы немецкого командования к началу осени. 30 сентября началось генеральное наступление на Москву.

просмотр презентации

Для Москвы сложилась критическая ситуация. Колоссальн7ым напряжением сил, беспримерным мужеством и героизмом защитников столицы наступление немцев в первых числах ноября было остановлено. 7 ноября, как и прежде, на Красной площади состоялся военный парад, участники которого ушли защищать Москву.

выступления учащихся – опережающее задание

▪ стихи А. Ахматовой;

▪ сообщение о 316-й стрелковой дивизии под командованием И.В. Панфилова;

▪ подвиг группы бойцов во главе с политруком В.Г. Клочковым.

                Слово учителя:

        Мужество и героизм советских солдат, значительные подкрепления из восточных районов – все это позволило 5-6 декабря 1941 года начать контрнаступление советских солдат под Москвой. Это было первое крупное поражение немецких войск в ходе всей Второй Мировой войны.

        Победа под Москвой имела огромное военное и политическое значение. Она означала крах молниеносной войны.

        Работа с учебником:

        ▪ чтение отрывка из письма немецкого солдата.

 

  1. Закрепление и обобщение изученного.

        ▪ Почему И.В. Сталин считал, что Германия не нападет на СССР?

        ▪ Какие последствия имела эта позиция Сталина?

        ▪ В чем вы видите причины неудач Красной Армии в первые военные месяцы?

        ▪ Как проходила битва под Москвой?

        ▪ Каково ее значение?

        ▪ Что изменилось в настроениях немецких солдат?

         

V. Домашнее задание.

Учитель комментирует ответы учащихся, выставляет оценки и раздает домашнее задание в форме тестирования.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории России "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" 6 класс

Данная разработка соответствует уроку изучения нового материала по программе истории России для 6 класса общеобразовательной школы. В разработку входит: пояснительная записка, конспект урока, мультиме...

разработка урока к курсу "Экология Москвы и устойчивое развитие"

Интегрированный урок к курсу "Экология Москвы и устойчивое развитие" (интеграция с предметом "Литература"), раздел "Москва - мой древний и любимый город", тема "Восприятие города"...

Дидактическая разработка урока немецкого языка "Достопримечательности Москвы. Храм Василия Блаженного"

В данной разработке представлены материалы по теме "Храм Василия Блаженного":  лексико-грамматические упражнения, задания для дискуссии, информационный материал....

разработка внеклассного мероприятия к 70 Битвы под Москвой

Литературно-музыкальная композиция для 8-10 классов...

Разработки экскурсий по Москве.

A walk around the city. Для учащихся средней школы 8-11 классов....

Методическая разработка внеклассного мероприятия " Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва"

Данная разработка соответствует уроку изучения нового материала по программе истории России для 6 класса общеобразовательной школы. В разработку входит: пояснительная записка, технологическая карта ур...