Вечер, посвящённый 25–летию вывода советских войск из Афганистана: «Ты мне снишься ночами, Афган»
план-конспект по истории

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МЕРОПРИЯТИЯ Вечер, посвящённый 25–летию вывода советских войск из Афганистана: «Ты мне снишься ночами, Афган»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ty_mne_snishsya_nochami_afgan.docx47.77 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МЕРОПРИЯТИЯ.

Вечер, посвящённый 25 – летию вывода советских войск из Афганистана:

«Ты мне снишься ночами, Афган».

Е.А.Умпирович,

И.А.Кошекина,

– учителя истории.

Обучающиеся

9-11 классов

МБОУ СОШ № 32 им. С.А.Лавочкина города Смоленска.

19 февраля 2014 года.

поточная

Цели мероприятия:

1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, приобщение к знаниям о культурном наследии России.

2.Формирование устойчивых познавательных интересов к историческому наследию России.

3.Формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

4.Формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве в процессе образовательной, творческой видов деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные:

1) Формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свою Родину, прошлое и настоящее народа России.

2) Формирование гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические ценности.

3) Формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества.

4) Формирование навыков сотрудничества со сверстниками, взрослыми в различных видах деятельности.

5) Формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей.

6) Развитие творческих способностей обучающихся.

Метапредметные:

1) Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

2) Умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками,   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов.

3) Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

4)Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные:

1) Формирование российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым Конституцией Российской Федерации; понимания роли России в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире.

2) Владение комплексом знаний об истории России.

3) Формирование умений применять исторические знания в  общественной деятельности, поликультурном общении.

4) Владение навыками проектной деятельности с привлечением различных источников.

Организация пространства:

Межпредметные связи:

история, краеведение, русский язык, литература, музыка.

Ресурсы:

Технические средства: мультимедийная установка, экран, музыкальная аппаратура.

Экранно – звуковые пособия: видеофрагменты из документальных фильмов, фонограммы с записями.


Содержание мероприятия:

Роли участников мероприятия: ведущие, выступающие ученики, воины – афганцы, слушатели.

Сценарий мероприятия:

Актовый зал украшен гвоздиками. Перед сценой полукругом расположены стулья, на которых сидят юноши и девушки (ведущие и выступающие).

Звучит фонограмма песни «Ордена» (приложение). На экране сменяются слайды с изображением пейзажей Афганистана (приложение).

Ведущий 1: Пожалуй, на земле никогда не наступит такое время, когда слово «солдат» станет ненужным и незнакомым. Войны на нашей планете не прекращаются с древних времен. А путь войны всегда страшен. Мы говорим о победе в Великой Отечественной войне, вспоминаем те страшные дни, но, к сожалению, забываем о том, что была ещё одна война.

 Ведущий 2. Ушла в историю Афганская война. Никем и никому не объявленная, героическая и трагическая, она оказалась в 2 раза длиннее, чем Великая Отечественная война.

Ведущий 3:  Впервые вопрос  о вводе наших войск был поставлен на повестку дня 15 марта 1979 года, когда вспыхнул антиправительственный мятеж населения в Герате. Афганские руководители обратились с просьбой оказать военную помощь в подавлении этого мятежа путем ввода советских войск на территорию Демократической Республики Афганистан (ДРА).

Выступление: сообщение на тему «Причины ввода ограниченного контингента советских войн на территорию Афганистана» (приложение).

Ведущий 4:  25 декабря 1979 года в 15.00 начался ввод ограниченного контингента советских войск на территорию Афганистана, через Кушку – на Герат и Кандагар, а дальше на Кабул. В ночь на 27 декабря 1979 года специальные группы КГБ СССР «Зенит » и «Гром», образованные на время операции в Афганистане из сотрудников «Альфа» вместе со спецназом Главного разведывательного управления взяли штурмом президентский дворец на окраине Кабула. Вся операция «Шторм - 333» длилась не более 20 минут, кроме дворца были захвачены ещё 17 объектов в Кабуле. На следующее утро в Кабул стали прибывать советские войска. Так началась десятилетняя Афганская война…

Ведущий 5: Нам было только двадцать.

Нам жизнь не обещали.

Сынок, не надо плакать,

Мы правду защищали.

Не сбылись наши планы.

Война прожгла сердца

Звериный вой душмана

Ворвался в сон бойца.

Сгорали вертолеты,

В крови стальной клинок.

Взрывались мы на взлете.

Не плачь, терпи, сынок!

Нас солнце выжигало.

Рукой манил мираж.

И смерть в руках сжимала.

Могилы - весь пейзаж.

Я так хотел победы!

Я знаю слово ДОЛГ!

Но на гробах - береты.

И плачь гитары смолк.

В песках моя могила.

Потупился клинок,

Да смерть глядит уныло.

Не плачь, терпи сынок!

Медали не надеты.

Страна отводит взор.

Простреляны береты.

В глазах - немой укор.

Ушел - не оглянулся.

Не жизнь. Один рывок.

Прости, что не вернулся!

Прости. Не плачь, сынок!

Фрагменты из документального фильма с кадрами на тему «Штурм дворца Амина» (приложение).

Ведущий 6.  В разные годы через Афганистан прошло около 600 000 солдат и офицеров. 25 лет назад, 15 февраля 1989 года в 10 часов 20 минут через контрольно-пропускной пункт «Кушка» последним пересек границу генерал-лейтенент Пищев, а «мост дружбы» через Аму-Дарью – генерал-лейтенант Громов.  А 7-го февраля погиб сержант Ляхович. Ему было суждено стать последним солдатом, убитым в Афганистане. Своей смертью он, как бы, поставил точку в той войне.

 Ведущий 7. Я не знаю, зачем,
И кому это нужно.
Кто послал их на смерть,
Недрожавшей рукой.
Только так беспощадно,
Так зло и ненужно,
Отпустили их в Вечный Покой!

Ведущий 8. К этой войне люди относятся и поныне не одинаково. Одни – сердцем её воспринимают, другие говорят – я там не был, не моё это дело. Но все знайте, что эта война продолжалась 9 лет, 1 месяц и 21 день!

Ты мне снишься ночами, Афган,
Хоть прошло долгих двадцать лет…
Я давно не сопливый пацан,
Только твой не истерся след.

Не медалями на груди.
И не льготами, коих нет…
А друзьями, что там, позади
Да и кровью оставлен след.

След от пота, что ест глаза,
След от пули, когда стрельба,
След, когда по щеке — слеза,
След, что люди зовут Судьба.

Злость прошла на своих врагов,
Боль притупилась старых ран…
Не успел я отдать долгов,
Только помню тебя, Афган.

Ведущий 1. Согласно статистике, в Афганистане каждый день погибало 4 человека. В боях было сбито 333 вертолета, 118 самолетов, автомобилей и бензовозов – более 11 тысяч единиц! Афганская война, закончившаяся 25 лет назад, стала уже достоянием истории. А свидетели и непосредственные участники этого драматического исторического события живут среди нас.

Ведущий 2. Полистайте Книгу Памяти:…геройски погиб в ночном бою; вступил в бой с превосходящими силами противника и погиб; руководил боем, будучи смертельно раненым, до последнего дыхания; погиб в рукопашной схватке!

Ведущий 3. Получают мальчики повестки
И уходят мальчики служить.
Есть обязанность у них такая:
От врага Отчизну защитить.

Матери сынов провожают
И наказы им дают,
Поцелуют крепко, перекрестят
И по-бабьи жалобно всплакнут.

И отцы, махнув по рюмке «горькой»,
Зная, как тяжел солдата путь,
Говорят, сжимая крепко руку,:
«Ты, сынок, писать не позабудь».

Юноши России присягают,
Клятву перед знаменем дают.
Юноши пока еще не знают,
Что домой они не все придут.

Поседевших пап и мам все меньше,
Все они уходят в мир иной…
А сынок в граните остается,
Остается вечно молодой.

Ведущий 4. Сколько их: матерей, вдов, детей обездоленных, для которых слово «Афганистан» будет всегда паролем, болью, родными могилами, обелисками, где на фотографиях – их мальчики, красавцы-богатыри, никогда не стареющие…

Звучит фонограмма песни «Мама».

Ведущий 5. Прошу всех встать и почтить память погибших. Прошу садиться.

Ведущий 6. Сегодня на нашем вечере присутствуют воины - интернационалисты. Все они прошли Афганистан. В разное время, в разных званиях, на разных должностях. Они были совсем разные, до того, как служили в Афганистане. Но что-то теперь незримое их объединяет так, как не могут соединить даже самые родственные узы. И когда они вернулись, они – почти все, вели себя одинаково. Вспоминали, горевали, сожалели, плакали, скучали, думали.

Выступления воинов – афганцев (приложение с выступлением Кузнецова Валерия Венедиктовича).

Ведущий 7. Через горнило Афганской войны прошло - 620.000 солдат и офицеров, 15051 - погибло, 53753 - ранено
Все они честно и до конца выполнили свой воинский долг. Афганцы – настоящие солдаты в самом высоком значении этого слова. Честь им, слава и низкий поклон.

Вручение цветов воинам – афганцам.

Демонстрация документальных кадров о буднях советских солдат в Афганистане (приложение).

Ведущий 8: Простите мальчики, за то, что с Родиной вас разлучили.
  Простите мальчики, за то, что убивать вас научили.
  За град смертельного свинца в вас, узников Афганистана.
За обожжённые сердца пилотов «чёрного тюльпана».
За то, что не вернуть назад, за вашу кровь, за ваши раны,
За то, что носите в глазах кромешный ад Афганистана.
Простите мальчики…

В исполнении ученицы звучит песня «Белые танцы».

Выступление: сообщение на тему «Как увековечена память афганцев в Смоленске», сопровождающееся презентацией.

Моя работа посвящена изучению вопроса о том, как чтят память о воинах – афганцах в Смоленске. Очень жаль, что когда мы говорим о событиях, от которых нас отделяет четверть века, а для истории это срок незначительный, то вспоминаются строки:

«А эти утвержденья лживы,

Что Вы исчезли в мире тьмы.

Вас с нами нет. Но в нас Вы живы,

Пока на свете живы мы».

Как актуальны эти строки по отношению к людям, не вернувшимся с Афганской войны, но принадлежат они современнику другой войны, Великой Отечественной, поэту Константину Ваншенкину.

Цель моей работы сводилась к изучению отношения современного общества к памяти об Афганской войне. В процессе работы решались следующие задачи:

  1. Изучение интернет – источников по тематике исследования.
  2. Изучение общественного мнения об Афганской войне в среде учащихся.
  3. Посещение памятных мест, посвящённых памяти воинам – афганцам в Смоленске.

Респондентам, принимавшим участие в опросе, проведённом среди учащихся нашей школы, было предложено ответить на следующие вопросы:

  1. Как относится к воинам – афганцам и их проблемам современное российское общество?
  2. Как увековечена память воинов – афганцев в Смоленске?

Приведём выдержки из ответов, заслуживающих внимания:

«Эта война не была войной священной, войной за Родину. Она была необходима политикам. Гибли хорошие парни. Кто захочет об этом вспоминать?» (Дармограй Никита).

«Никто после этой войны, не смог стать нормальным человеком. У всех (у большинства афганцев) идет сдвиг» (Максименкова Алина).

«Общество равнодушно к воинам – афганцам, потому что не видит в них героев, защищавших честь нашей страны. Но в этом нет вины людей, выполнявших свой воинский долг, вину несут другие и поэтому не хотят об этом вспоминать» (Терешков Сергей).

«Тех, кто воевал в Афгане считать можно только героями, они выполняли свой боевой долг» (Башкиров Юрий).

Памятник – место покаяния и переосмысления того, что с нами происходит, где особенно остро осознается, для чего человеку дана Жизнь.

15 февраля – День Памяти, оставшихся в живых и близких людей погибших воинов – интернационалистов.

Есть в Смоленске небольшой уютный сквер, одной стороной он примыкает к Никольской башне, а другой к бывшему Дому Офицеров – сквер памяти воинов - интернационалистов. В центре сквера расположена часовня в память о воинах-интернационалистах. Освящена Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом 15 февраля 2009 года. В сквере на каменной стеле высечены имена смолян, не вернувшихся живыми из Афгана. Девяносто имён!

Скорбный список начинается с имени жителя Смоленска, Героя Советского Союза Григория Ивановича Бояринова, уроженца Ершичского района. Первоначально среди тех 90 смолян, имена которых выбиты на каменной плите его фамилии не было. Капитан С.В.Хоменко, корреспондент журнала «Воин» возбудил ходатайство об увековечении памяти однополчанина. За месяц до официального открытия памятника поверх списка были высечены слова: «Герой Советского Союза полковник Г.И.Бояринов».

В декабре 1979 года Григорию Ивановичу шёл 58 - й год. Возраст для военного человека почтенный. Первый день афганской войны для полковника Бояринова оказался последним. Во время штурма дворца Амина 27 декабря 1979 года он был смертельно ранен. О последних минутах жизни рассказывает участник штурма В.П.Емышев. «Койка моя рядом, его было не узнать, всё лицо в крови. Доктор пощупал пульс, постоял, потом накрыл простынёй. Вот и всё».

В 1980 году Г.И.Бояринову присвоено звание Героя СССР посмертно.

В честь земляка Г.А. Бояринова в ноябре 2008 года выпущена юбилейная медаль. В декабре 2009 года состоялся I областной турнир по армейскому рукопашному бою памяти Героя Советского Союза, основателя спецназа Г.А.Бояринова.

Каждый из тех, кто воевал в Афганистане, получил орден за отвагу. Но, к сожалению, большинство наград нашло своих героев посмертно.

Одним из самых посещаемых музеев Смоленска является Музей Великой Отечественной войны. В фонде музея находятся и экспонаты, посвящённые воинам-интернационалистам. Иногда в музеях проходят временные выставки, на которых выставляются эти экспонаты.

В смоленском Гуманитарном Университете действует музей воинов – интернационалистов. Музеи и музейные уголки расположены в школах города Смоленска (№№12,13,17 и др., в гимназии экономического профиля).

Под руководством директора государственного музея-заповедника города Смоленска в течение двадцати лет пытаются создать музей, посвященный воинам-интернационалистам. Предлагают расположить его в башне «Копытенская».

Организован комитет «Чёрный тюльпан», который оказывает помощь прошедшим войну, инвалидам, вдовам и родителям, потерявшим детей. Чёрным тюльпаном раньше назывался самолёт доставлявший гробы.

А вот завещание нам, потомкам рядового солдата, воина – афганца: «Хочу, чтобы мои похороны и поминки, если таковые случатся, были всего лишь поводом собраться вместе хорошим людям. И ещё: на памятнике моем (если таковой случится) не пишите пошлостей. Лучше вообще ничего не пишите. Прошу. Можно так:  «26 апреля 1970 г. родился в этом мире.20..г. родился в мире следующем.  Небытия нет».

Взгляд получился многоликим – событие коснулось многих.

  1. Каждый заслужил свою Правду, и каждый имеет на эту Правду право.
  2. Никто не имеет права усомниться в чести наших солдат, выполнявших свой воинский долг.

«…Матери всегда правы в любви к сыновьям; писатели правы, когда говорят правду; солдаты правы, когда живые защищают мертвых» (Павел Шетько, житель Белоруси, бывший афганец).

  1. Любая война – самая большая на свете несправедливость, но именно там познаются истинные, а не мнимые ценности, которым следуют оставшиеся в живых.

«…Их считали то героями, то убийцами, а они, мертвые и живые, были солдатами, верными присяге, и сегодня они нравственно чисты… Боль и тоска о сыновьях сильнее всего, даже сильнее злости на тех, кто совершил это страшное преступление против наших детей…» (В.С.Волович, мать погибшего афганца).

5. Война - тупиковый путь развития общества: она калечит, меняет сознание людей («афганский синдром»).

6. Не должно быть срока давности политическим ошибкам: какой потенциал будущего потеряла страна, ни чем не измерить пролитых слез.

7. Покаянием перед павшими может быть только Память. «…Никто не умалит героизма наших воинов… в афганском аду…Мы не должны допустить исторического беспамятства…» (Генерал-полковник Б.Громов).
8. Любовь к Родине должна быть взаимной.

Ведущий 1. Мы ушли из Афганистана. Ушли достойно. Но, к сожалению, мы, люди, до сих пор не смогли понять, что не всё и не всегда можно решать с помощью силы. Спустя 25 лет после той войны мы не научились «договариваться», «идти на компромисс или на уступки». Мы так и не научились ценить МИР. Но к разуму мира и доброты нас может призвать только Память. Люди, вслушайтесь…

Звучит фонограмма песни «Не забыть» (приложение).

Практические результаты мероприятия:

  1. Приобретение обучающимися знаний об истории участия СССР в Афганской войне.
  2. Получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, Отечество, мир, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
  3. Получение обучающимися опыта сопричастности к историческому наследию общества
  4. Получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия через взаимодействие со сверстниками и взрослыми людьми.
  5. Формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентностей и социокультурной идентичности в процессе общения со сверстниками и взрослыми людьми.

Планируемые выходы из опыта проведения мероприятия:

  1. Мероприятие можно рекомендовать к проведению для обучающихся 8 – 11 классов.
  2. Встречи с воинами – интернационалистами могут стать одной из школьных традиций.
  3. Рекомендовать обучающимся 9 – 11 классов исследовательские работы о смолянах, принимавших участие в Афганской войне, творческие работы (стихи, презентации, социологические опросы, очерки и другое).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого классного часа, посвященного 25- летию вывода советских войск из Афганистана в 6 "а" классе. ( Классный руководитель Кусей Л.А.)

Прошло уже много лет со времен той страшной войны в Афганистане. До сих пор нет единой точки зрения политиков и историков о значимости той войны, о роли русских солдат и войск. Тем не менее, не зависи...

Открытое мероприятие "Вечной памяти рубец...", посвященное 25-летию вывода советских войск из Афганистана

Открытое мероприятие "Вечной памяти рубец...", посвященное 25-летию вывода советских войск из Афганистана...

Сценарий урока мужества, посвящённого 25-летию вывода советских войск из Афганистана "Афганистан болит в моей душе"

Данная разработка посвящена очередной годовщина вывода войск СА из Афганистана и предназначена для использования учителями  и учащимися 6-11 классов на уроках мужества, классных часах, встечах ...

«ВСПОМНИМ ВСЕХ ПОИМЕННО…» (литературно-музыкальная композиция для учащихся старших классов, посвященная 10-летию выводы Советских войск из Афганистана)

литературно-музыкальная композиция для учащихся старших классов, посвященная 10-летию выводы Советских войск из Афганистана...

Линейка, посвященная Дню вывода войск из Афганистана "Ты мне снишься ночами, Афган"

Цель: Ознакомить учащихся с причинами ввода советских войск в Афганистан, ходом войны; определение исторического значения афганской войны. Задачи:1.   Расширить кругозор учащихся;2. ...

Сценарий вечера-памяти, посвящённого 31-летию вывода Советских войск из Афганистана «Афганистан - живая память»

Литературно - музыкальная гостинная знакомит подростков с историей памятной даты; происходит осмысление событий афганской войны с общечеловеческой точки зрения; воспитывает патриотизм и интернационали...