Урок "Русские путешественники и первооткрыватели 19 века"
план-конспект урока по истории (8 класс)

Полянская Виктория Владимировна

Базовый учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России, XIX век: Учеб. для 8   кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2009.

 

Тип урока: урок изучения нового материала

 

Современная образовательная технология: личностно-ориентированная

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkie_putesh.docx31.62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок учителя истории и обществознания ГБОУ СОШ № 341

 Полянской Виктории Владимировны.

Русские путешественники и первооткрыватели 19 века.

8 класс.                                                                                

Базовый учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России, XIX век: Учеб. для 8   кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2009.

Тип урока: урок изучения нового материала

Современная образовательная технология: личностно-ориентированная

Цели и задачи урока:

        - личностные:

- воспитывать патриотизм, уважение к историческому прошлому России

- способствовать формированию положительной мотивации к  обучению и познанию

- способствовать формированию коммуникативной компетенции

        - метапредметные:  способствовать  формированию умений и навыков:

 - самостоятельно определять цели обучения,

- расширять сферу интересов в своей познавательной деятельности

- сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность

- владения устной и письменной речью

- смыслового чтения

- владения основами самооценки

        - предметные:

- воспитание патриотизма и уважения к прошлому России на примере путешественников и первооткрывателей 19 века.

- овладение знаниями по теме.

- способствовать развитию предметных умений и навыков: искать, анализировать, обобщать, сопоставлять и оценивать информацию, определять и аргументировать свое отношение к ней, определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, применять полученные знания на практике.

Оборудование:

Мультимедиа, презентация, раздаточный материал, рабочий лист к уроку.

Формы работы учащихся:  частично-поисковая деятельность, фронтальная, индивидуальная, анализ исторического документа,  анализ исторической карты.

Развивающий потенциал урока:

- связь с предыдущими и последующими уроками истории – материал об освоении Аляски русскими первопроходцами,  продажа Аляски.

- связь с уроками географии – география материков и океанов

- дальнейшее формирование УУД

- формирование личностных качеств обучающихся на исторических примерах

План урока:

1. Вступительное слово учителя, знакомство с классом – 2 минуты.

2. Актуализация ранее изученного материала по истории России начала 19 века - 3 минуты.

3. Постановка целей и задач на урок, организация работы с рабочим листом – 5 минут.

4. Первое кругосветное путешествие – работа с картой, выполнение заданий в рабочем листе – 5 минут.

5. Русская Аляска – рассказ учителя, выполнение заданий в рабочем листе – 3 минуты

6. Дипломатическая миссия в Японию – рассказ учителя – 2 минуты

7. Открытие Антарктиды – работа с текстом и рабочим листом – 5 минут.

8. Вывод об итогах и значении географических экспедиций - 3 минуты.

10.  Рефлексия, домашнее задание – 2 минуты.

Основные понятия: шлюп, экспедиция.

Персоналии: И.Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лисянский, Н. Резанов, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П.Лисянский, А.А. Баранов.

Основные знания:

  • основные цели и главные направления русских путешествий начала 19 века;
  • Русская Аляска в начале 19 века;
  • События первого кругосветного путешествия и  экспедиции к южному полюсу;
  • Результаты, итоги  и значение русских экспедиций начала 19 века.

Ход урока:

Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, меня зовут Виктория Владимировна. Сегодня я проведу  в вашем классе урок истории. Надеюсь, что наше общение будет приятным, вы узнаете много нового и интересного.

А) Этап актуализации.

Слайд 1:

Итак, 19 век - «золотой век» русской культуры.

- Вспомните, почему 19 век называют «золотым веком» русской культуры?

(время яркого расцвета русской культуры, один за другим рождались новые таланты и смелые идеи)

- О каких достижениях русской культуры начала 19 века вы уже говорили?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня?

= Правильно, мы поговорим о русских путешественниках и первооткрывателях первой половины 19 века =

Слайд 2: Тема урока.

Б) Этап проблематизации:

Слайд 3:

Перед вами карта мира начала 19 века =

- Чем она похожа на современную?

На ней правильно показаны очертания пяти известных материков; нанесены главнейшие архипелаги и крупнейшие острова Атлантического, Индийского и Тихого океанов.

- Что отличает карту от современной?

Действительно,  внутри материков значительная часть поверхности обозначена на карте «белыми пятнами».

- Какого материка вообще нет на карте?

- Нет Антарктиды.

= давайте найдем на карте территорию Российской империи =

- В каких частях света находились владения России в начале 19 века?

- Какие трудности испытывала Россия в связи с огромными размерами и сильной удаленностью окраин от европейской части? = трудно осваивать и заселять Дальний Восток и Аляску, трудно управлять, поддерживать порядок, необходимы большие средства. Но русские цари Александр 1 и Николай 1 пытаются решить эти проблемы.

Слайд 4:

= В первой половине  19 века Россия организует ряд морских экспедиций, в том числе и кругосветные.

- Что такое экспедиция? Поездка группы лиц с какими-либо целями (научными, военными, просветительскими).

= Их основные цели император Николай 1 сформулировал кратко и четко: «Где раз был поднят русский флаг, там он спускаться не должен».

- Как вы думаете, каковы были цели русских мореплавателей  в первой половине 19 века? =

- доставка грузов  в русские владения на Дальнем Востоке и Аляске,

- попытка установить торговые и дипломатические связи  с Японией – соседкой России в Тихом океане,

 - поиск и открытие новых земель, в том числе и  нового, «южного» материка,

-  исследование вод мирового океана.

В) Этап целеполагания и планирования:

Слайд 5:  Итак, цели экспедиций 19 века понятны.

- А какова будет цель нашего урока? Что мы должны узнать сегодня?

= изучить выдающиеся географические открытия, совершенные русскими первооткрывателями и путешественниками в первой половине XIX в., оценить  вклад отечественных исследователей в мировую науку, выяснить, как эти открытия и исследования были взаимосвязаны  между собой.

- Как вы думаете, чем мы должны воспользоваться, чтобы достичь цели урока? 

- карты, документы, научный текст, иллюстрации, рассказ учителя, презентация.

= Мы будем работать с различными источниками, искать  необходимую информацию и обрабатывать её  = в ходе урока мы  будем оформлять маршрутный лист  – он перед вами – часть заданий мы выполним вместе в ходе урока, а часть вы выполните самостоятельно в  конце урока.

Г) Этапы концептуализации, моделирования и конструирования новых знаний:

Слайд 6:

В 1803 -1806 годах была предпринята первая русская кругосветная экспедиция. Возглавил ее адмирал Иван Федорович Крузенштерн. Он командовал кораблем «Надежда». Одним из пассажиров  «Надежда»  был граф  Николай  Резанов - первый  посланник Российского императора в  Японии, один из основателей Российско – Американской Компании на Аляске.   Кораблем «Нева» командовал капитан Юрий Федорович Лисянский.

Слайд 7:  Перед вами высказывание Ивана Федоровича Крузенштерна: 

- Какое значение он  придавал успеху экспедиции?

Слайд 8:

26 июля (7 августа) 1803 г. два шлюпа -  «Надежда» и «Нева»   покинули Большой Кронштадтский рейд и отправились в далекое путешествие. (Шлюп - трёхмачтовое военное парусное судно второй половины XVIII – начала XIX века)

Слайд 9: Работа с картой в рабочем листе – выполнение первых трех заданий.

1. Опишите с помощью карты путь экспедиции

2. Отметьте синим карандашом  пункты, через которые шлюп «Надежда» попал из Южной Америки  в Японию

3. Отметьте красным карандашом пункты, через которые шлюп «Нева» попал с Гавайских островов на мыс Доброй надежды

4. Обведите   цветным карандашом путь «Невы», проделанный без заходов в порты и стоянок.

5. Запишите год основания Ново-Архангельска на Аляске.

Итак, «Надежда» и «Нева» вместе подошли к Гавайскому архипелагу. Здесь  их маршруты разошлись: шлюп "Надежда" под командованием Крузенштерна направился в сторону Камчатки и Японии, а "Нева" Лисянского — к берегам Аляски:

Получив тревожное известие от правителя русских поселений в Америке А.А. Баранова, Лисянский направился к Аляске для оказания военной поддержки русским поселенцам против индейцев.

Слайд 10: = я расскажу вам о русской Аляске, а вы продолжите выполнение заданий в рабочем листе.

        Русское население Аляски в начале 19 века  было невелико (от 500 до 850 человек), занималось ремеслом, пушным промыслом, торговлей с  жителями побережья и островов – алеутами. А вот с индейцами, жившими во внутренних районах Аляски, отношения были напряженными. Отпор им организовывал правитель Аляски Александр Андреевич Баранов.

Александр Андреевич Баранов внес неоценимый вклад в освоение нашими соотечественниками Русской Америки. Именно ему удалось впервые по-настоящему закрепить за Россией обширные территории на Тихоокеанском побережье Северной Америки.

В поисках новых районов охоты Баранов подробно изучал территорию Аляски, вел поиск полезных ископаемых, основывал новые русские поселения и снабжал их всем необходимым, налаживал обмен с местными жителями.

Деятельность Баранова была чрезвычайно сложна и опасна. Постоянные набеги индейцев стоили русским поселенцам не только немалых средств, но и жизней. Только в 1802 г. при попытке создать поселение на острове Ситка было убито более 200 человек. 

Именно поэтому Баранов обратился за помощью к русским морякам под командованием Лисянского. Моряки помогли жителям Русской Америки отстоять свои поселения от нападения.  «Нева» более года находилась у берегов Северной Америки,  вели научные наблюдения и гидрографические работы.

Благодаря их участию в 1804 г. Баранов на острове Ситка основал крепость Новоархангельск.  

Забегая вперед, скажу, что Баранов скончался в 1819 г. После его смерти оказалось, что, многократно умножив капитал Русско-Американской компании и расширив владения России, умер он нищим. Узнав о его смерти, А. С. Пушкин написал в дневнике: «Баранов умер. Жаль честного гражданина, умного человека...»

Слайд 11:

А чем же закончилась дипломатическая миссия Николая Резанова и Ивана Федоровича Крузенштерна в Японию?  =

26 сентября 1804 года «Надежда» прибыла в город Нагасаки. В гавань японцы запретили входить, и Крузенштерн бросил якорь в заливе. Самому Резанову разрешили сойти на берег, предоставили роскошный дворец, но за его пределы выходить было нельзя, и никого к нему не пускали. Велели ждать ответа от императора. Любую еду доставляли по первому требованию, денег не брали. Так продолжалось полгода. В марте 1805 года прибыл сановник с ответом императора. В ответе было сказано, что посольство он принять не может и торговать с Россией не желает. Вернул назад все подарки и потребовал, чтобы корабль покинул Японию. Договор с Японией заключить не удалось, и экспедиция вернулась в Петропавловск. = выполнение задания в рабочем листе.

Слайд 12: Интересные факты.

  • На корабле «Надежда» участвовал в экспедиции будущий первооткрыватель Антарктиды Ф. Ф.  Беллинсгаузен.  Он занимался  составлением карт и астрономическими наблюдениями.
  • 14 ноября 1803 года в Атлантическом океане "Надежда" и "Нева" под флагом России впервые в истории российского флота пересекли экватор.
  • Ю.Ф. Лисянский открыл один из Гавайских островов, названный его именем. Лисянский первым описал Гавайи в книге «Путешествие вокруг света» (1812).
  • Впервые в истории мирового мореплавания корабль «Нева» за 142 дня без заходов в порты и стоянки преодолел 13 923 мили от берегов Китая до английского Портсмута.
  • «Нева» и «Надежда» вернулись в Петербург разными маршрутами с разницей в 12 дней. «Нева» - 22 июля 1806 года, «Надежда» - 5 августа 1806 года = выполнение заданий в рабочем листе.

Слайд 13:

 А теперь давайте поговорим об открытии «южного» материка – Антарктиды = прочтите текст и выполните задания в рабочем листе – работа с документом:

В июле  1819 г. после длительной и очень тщательной подготовки из Кронштадта отправилась в дальнее плавание южная полярная экспедиция в составе двух военных шлюпов — «Восток» и «Мирный». Первым командовал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, вторым — Михаил Петрович Лазарев.

Перед экспедицией поставили задачу как полно дальше проникнуть на юг, чтобы окончательно разрешить вопрос о существовании Южного материка.

Через английский порт Портсмут, остров Тенерифе и бразильский город Рио – де-Жанейро пролегал путь экспедиции к полярному океану.

Чем дальше к югу, тем чаще стали попадаться на пути гигантские ледяные горы — айсберги. Во время этого плавания русские моряки изобрели способ получения пресной воды из льда айсбергов.

С каждой милей к югу становилось все труднее пробираться меж льдов. В конце января 1820 г. моряки увидели густой разбитый лед, простирающийся до горизонта. Корабли экспедиции пересекли Южный полярный круг и 28 января 1820 г. достигли 69°25′ ю. ш. Путешественники увидели ледяную стену, преградившую дальнейший путь на юг. Это были материковые льды. Участники экспедиции были уверены, что за ними скрывается Южный материк. Это подтверждало и множество полярных птиц, появившихся над шлюпом. Так была открыта Антарктида.

В феврале 1820 г. шлюпы вышли в Индийский океан. Пытаясь пробиться к югу с этой стороны, они еще два раза подходили к берегам Антарктиды. Но тяжелые ледовые условия вынуждали суда снова отходить к северу и двигаться на восток вдоль кромки льдов.

В марте ночи стали длиннее, усилились морозы, участились штормы. Плавание

среди льдов становилось все опаснее, сказывалось общее утомление команды от непрерывной суровой борьбы со стихией. Тогда Беллинсгаузен решил вести суда в Австралию.

В течение всех зимних месяцев шлюпы плавали в тропической части Тихого океана, среди островов Полинезии. Здесь участники экспедиции выполнили много важных географических работ: уточнили положение островов и их очертания, определили высоту гор, открыли и нанесли на карту 15 островов, которым дали русские названия.

Возвратившись в Австралию, команды шлюпов стали готовиться к новому плаванию в полярные моря. В середине ноября экспедиция снова вышла в море, держась юго-восточного направления.

            Наконец 22 января 1821 г. на горизонте показалось чернеющее пятно. «Я в трубу с первого взгляда узнал,— писал Беллинсгаузен,— что вижу берег, но офицеры, смотря также в трубы, были разных мнений…Невозможно выразить словами радости, которая являлась на лицах всех при восклицании: «Берег! Берег!».
Остров назвали именем Петра I.

Теперь Беллинсгаузен был уверен, что где-то поблизости должна быть еще суша.
          Наконец его ожидания оправдались. 29 января 1821 г. Беллинсгаузен записал: «В 11 часов утра мы увидели берег; мыс оного, простирающийся к северу, оканчивался высокою горою, которая отделена перешейком от других гор». Эту сушу Беллинсгаузен назвал Берегом Александра 1.Открытие ее окончательно убедило Беллинсгаузена, что русская экспедиция подошла к неизвестному еще Южному материку.
Так совершилось величайшее географическое открытие XIX в.
           В начале марта 1821 г. шлюпы встали на якорь на рейде Рио-де-Жанейро. Так закончился второй этап замечательного плавания.
          5 августа  1821 г. «Восток» и «Мирный» прибыли в Кронштадт и бросили якорь на том же месте, с которого снялись более двух лет назад.
Они пробыли в плавании 751 день и прошли более 92 тыс. км. Собранные ею научные материалы дали возможность составить первое представление об Антарктиде, были проведены провели важнейшие исследования в области океанографии.
= выполнение заданий в рабочем листе.

Слайд 14: Итоги урока:

- Вспомните, каковы были цели русских путешествий в начале 19 века?

- доставка грузов  в русские владения на Дальнем Востоке и Аляске,

- попытка установить торговые и дипломатические связи  с Японией – соседкой России в Тихом океане,

 - поиск и открытие новых земель, в том числе и  нового, «южного» материка,

-  исследование вод мирового океана.

- Какие из них были достигнуты,  а какие нет?

- Сделайте вывод о значении путешествий, их вкладе в науку.

Этап рефлексии

Слайд 15:

В рабочих листах есть вопросы для самооценки:

Что удалось? В чем еще нужно разобраться? Что я совсем не понял? = ответить после выполнения заданий в рабочем листе.

Слайд 16:

Домашнее задание:

        1. Параграф учить.

2. Подготовить сообщения о путешествиях:

        Геннадия Ивановича Невельского

        Василия Михайловича Головина

        Федора Петровича Литке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа по географии "Путешественники и первооткрыватели"

В материале практической работы содержится инструктивная карточка, которую можно использовать  как раздаточный материал при работе на уроке или раздать как индивидуальную карточку для самос...

Русские путешественники и первооткрыватели первой половины XIX века

Изучить выдающиеся географические открытия, совершенные русскими первооткрывателями и путешественниками в первой половине  XIX века;Показать выдающийся вклад отечественных исследователей в мирову...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ___Русские путешественники и первооткрыватели первой половины XIX века 8 класс

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ___Русские путешественники и первооткрыватели первой половины  XIX века 8 класс...

Интегрированный урок по теме"Русские путешественники и первооткрыватели"

Презентация посвящена интегрированному уроку истории и физики в 7-х классах....

Русские путешественники и первооткрыватели (ОДНКНР)

Урок творческих проектов на тему «Русские путешественники и первооткрыватели». Урок был приурочен к 9 декабря. В этот день в России отмечается праздник День Героев Отечества....

Итоговая работа по географии 5 класса на тему «Путешественники и первооткрыватели»

Итоговая работа по теме "Путешественники и первооткрыватели" предназначена для проверки знаний по теме. Задания представляют собой таблицу, в которой выборочно заполнены строки. Задача ребят...