Интегрированный урок истории-литературы "Человек на войне"
план-конспект урока по истории (11 класс)

Уварова Наталья Борисовна

Разработка интегрированного урока истории и литературы в 11 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уварова Наталья Борисовна,

учителя истории и обществознания

Овчинникова Татьяна Борисовна,

учитель русского языка и литературы

                                МАОУ «Средняя общеобразовательная школа№65»

 г.Улан-Удэ, Республики Бурятия

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ИСТОРИИ И ЛИТЕРАТУРЫ

«ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ»

Цель:

1. Осмысление событий Великой Отечественной войны не только с  

 идеологической, но и с гуманистической, общечеловеческой точек зрения.

2. Создание условий для формирования и проявления ключевых компетенций

учащихся.

Задачи:

1. Социально-информационные:

- на основе использования исторической, научной-документальной и художественной литературы способствовать развитию навыков самостоятельного поиска, отбора и анализа исторической информации,

- способствовать овладению учащимися навыками исследовательской деятельности,

- развитие активной гражданской позиции,

- самостоятельности и способности к самоорганизации.

2. Коммуникативные:

- формировать умения учащихся работать в группах, развивать навыки взаимодействия и взаимопомощи, толерантного общения.

- способствовать развитию умений анализировать новую ситуацию, используя имеющиеся знания.

3. Предметные (учебно-познавательные):

- способствовать расширению знаний учащихся о причинах, характере, основных периодах, результатах войны. Определить какую роль в ходе войны сыграли политический, идеологический и человеческий факторы. Выяснить, в чем заключается всемирно-историческое значение победы СССР в Великой Отечественной войне, каковы ее итоги и уроки.

- развивать общеучебные навыки анализировать, сравнивать, оценивать, обобщать, абстрагировать исторические понятия. Уметь сопоставлять исторические документы с литературными произведениями. Уметь делать политические и нравственные выводы.

- Формирование личностно-ориентированного восприятия связи времен, формирование гражданско-патриотических качеств учащихся.

Предварительное задание.

  1. Прочитать главу «Великая Отечественная война» учебника  Н.В. Загладина «История Отечества XX – XXI в.», &&23-24.
  2. Прочитать художественные произведения: М. Шолохов «Судьба человека», А. Фадеев «Молодая гвардия», стихи О. Берггольц, Б. Васильев «А зори здесь тихие», стихи Б. Окуджавы, В. Высоцкого.
  3. Составить мультимедийные презентации: «Человек на войне», «Блокада Ленинграда, как одна из ярких и трагических страниц в истории Вов», «На оккупированных территориях», «Сажайте розы в проклятую землю», «Итоги и цена Победы».

Тип урока: интегрированный урок (история-литература) с использованием

                     информационных технологий.

Этапы урока:

  1. Мотивационная беседа. Формулирование интегрированной цели

           урока.

  1. Война глазами ее участников.
  1. Человек на войне.
  2. Блокада Ленинграда, как одна из ярких и трагических страниц в

            истории Вов.

  1. На оккупированных территориях.
  2. Сажайте розы в проклятую землю.
  1. Итоги и цена Победы. Война глазами потомков участников войны.
  2. Рефлексия.
  3. Домашнее задание.

Ход урока.

  1. этап. Мотивационная беседа. Формулирование интегрированной цели урока.

Цель: Подготовить учащихся к восприятию темы.

Ход работы:

  1. Учитель истории:

Ребята, сегодня мы с вами продолжаем работу над изучением особенностей. Великой Отечественной войны. Еще в самом ее начале И.В.Сталин в статье «О Великой Отечественной войне Советского Союза» дал характеристику ее принципиальных особенностей:

     «…Особенностью Отечественной войны является то, что в ней воевали не солдат против солдата, не армия против армии, а фашистская германия против социалистического Советского Союза… Целью этой всенародной войны была не только ликвидация опасности,   нависшей над нашей страной, но и помощь всем народам Европы, стонущим под игом германского фашизма. Это была современная война, ведущаяся при помощи новых технических средств, новыми методами, новой техникой военных действий»

  1. Вопросы:

- На основе этого документа, определите, как руководство страны оценивало события Вов, какой характер носила эта оценка? (политический, идеологический).

- О какой особенности войны не упоминает И.В.Сталин и руководство страны? (отечественный, роль человека на войне).

Вывод: Поэтому тема нашего урока: «Человек на войне».

Цель урока: Попытаться переосмыслить события Великой Отечественной войны не только с идеологической, но и с гуманистической, общечеловеческой точек зрения.

Задачи урока: 

1.Осветить некоторые ключевые события Вов и обсудить основные проблемные вопросы этой темы

2. На основе анализа художественных произведений показать лучшие качества советских людей, проявленные во время Вов.

3. Вам необходимо показать умения работать с дополнительными  источниками, анализировать, обобщать исторические факты и литературные произведения, уметь интегрировать знания истории и литературы.

4. Проявлять коммуникативные навыки взаимодействия, правильно распределять время работы.

2 этап. Война глазами ее участников.

Цель: Определить причины, характер, основные периоды, результаты войны. Выяснить, какую роль  сыграли политический и человеческий факторы в некоторых ключевых событиях Великой отечественной войны.

Ход работы:

1. Учитель истории:

А. Беседа с классом:

1. Вспомните, когда началась Вов? Каковы причины ее начала?

2. Какие периоды в истории Вов выделяются, их особенности?

Б. Презентация учащихся «Человек на войне» о причинах войны, ее характере и характеристика каждого этапа Великой Отечественной войны

В. Беседа с классом:

1. Какой период войны для нас был самым тяжелым? Почему?

2. Как в исторической науке объясняют отступление Красной Армии в начале войны и весной-летом 1942 г?

3.Что собой представляли приказы №270 и №227?

- До сих пор не смолкают споры вокруг приказа №227 от 28 июля 1942 г:

Маршал А.М.Василевский: «Приказ наркома выразил тревогу народа, веление Родины – «Ни шагу назад!» В нем в сжатой и понятной каждому солдату форме излагались задачи борьбы с врагом, он не противоречил высокому морально-патриотическому подъему в войсках»

И.И.Долуцкий: «Как же можно до такой степени не знать, не понимать и бояться свой народ, чтобы столь скрупулезно, мелочно расписывать грядущие кары, позабыв о собственной – Верховной – вине перед этим народом?!»

4. Какого мнения вы придерживаетесь? Где наиболее ярко отразилась мысль, о роли человека на войне? (в литературе

1. Учитель литературы:

Тема Великой Отечественной войны никогда не уходила из русской советской литературы. В центре стоял характер героический – привлекательный и яркий. Нравственно-психологическая жизнь героев сосредоточена на одном и раскрывается в одном – в подвиге, в подготовке к подвигу, в решимости совершить его.

В лучших произведениях показан трагизм человеческих судеб, глубина драматических переживаний. Но трагедия народа не заслоняла веры в силы народа, в его бессмертие, в его непобедимость.

Одним из лучших произведений о В.О. войне была повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» (1969 год). В повести изображены экстремальные условия крошечного замкнутого пространства, на котором оказывается старшина Федот Васков с несколькими девушками. Это произведение глубоко лиричное, наполненное описаниями природы, воспоминаниями девушек, их предчувствиями. Благодаря этому ярче высвечивается её главный нравственно-философский аспект: несовместимость войны, несущей убийство, смерть, и природы человека, особенно женской, призванной дарить жизнь, а не отнимать её. Автор писал: «Женщина для меня – это воплощённая гармония жизни. А война – всегда дисгармония. И женщина на войне – это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений. А наши женщины шли на фронт и воевали на передовой рядом с мужчинами…»

А. История создания повести.

Б. Беседа с классом:

1.Какие эпизоды произвели наиболее сильное впечатление?

2.Рассказ об одной из героинь повести. (Рита Осянина, Женя Комелькова).

3.Почему все девушки погибают? (Война была очень жестокой, и гибель девушек подчёркивает это. Очень хочется, чтобы девушки не погибли, ведь они такие молодые, но это было бы неправдой. Немцев так много, да и воевать девушки почти не умели.)

4.Как вы понимаете смысл заглавия повести? (Контрастность природы и войны – тихих зорь и жестокого боя. Девушки погибли во имя светлого будущего, во имя того, чтобы мы не знали войны, чтобы над нашей страной всегда было голубое небо, тихие зори. В заглавии выражается протест против войны.)

2. Учитель истории:

Одной из ярких страниц истории Вов является блокада Ленинграда. В 1941 г. А.Гитлер говорил: «Основание С-Петербурга Петром Великим было фатальным событием в истории Европы, и поэтому С-Петербург должен полностью исчезнуть с лица земли». А в 1942 г. – «Ленинград мы не штурмуем сейчас сознательно. Ленинград выжрет себя сам».

А. Презентация учащихся «900 дней и ночей».

Б. Беседа с классом:  Как вы думаете, почему город сумел выдержать 900-дневную блокаду с исторической точки зрения? А с литературной?

2. Учитель литературы:

Частью истории страны, «поэтической легендой» осаждённого Ленинграда стали жизнь и творчество Ольги Фёдоровны Берггольц (1910-1975). В годы В.О.в. её дарование раскрылось с особой силой. Уже в июне 1941 года она написала:

Мы предчувствовали полыханье

Этого трагического дня.

Он пришёл. Вот жизнь моя, дыханье.

Родина, возьми их у меня!

                                 («Мы предчувствовали полыханье…»)

А. О. Берггольц в Ленинграде.

Б. Обсуждение стихотворений «Я говорю с тобой под свист снарядов…» (август 1941 г.)

Август 1941 года. Немцы неистово рвутся к Ленинграду. Ленинградцы строят баррикады на улицах, готовясь к уличным боям.

…Я говорю с тобой под свист снарядов,

угрюмым заревом озарена.

Я говорю с тобой из Ленинграда,

страна моя, печальная страна…                                            

и «Разговор с соседкой»  (5 декабря 1941 г.)

5 декабря 1941 года. Идет четвертый месяц блокады. До пятого декабря воздушные тревоги длились по 10 – 12 часов. Ленинградцы получали от 125 до

250 граммов хлеба.

Дарья Власьевна, соседка по квартире,

сядем, побеседуем вдвоем.

Знаешь, будем говорить о мире,

о желанном мире, о своем.

В. Прослушивание стихотворения «А город был в дремучий убран иней… (из цикла «Февральский дневник» (1942).

Учитель литературы:

На Пискарёвском кладбище покоится полмиллиона ленинградцев. Бесконечны гранитные плиты с высеченными датами: «1941», «1942». О.Берггольц вспоминает:

“Когда Ленинградский Совет депутатов трудящихся предложил мне сделать надпись на Пискаревском кладбище, надпись, которая должна быть высечена на гранитной стене, не скрою, что вначале это предложение испугало меня. Но архитектор Левинсон сказал мне как-то: “Поедемте на кладбище”. Был ненастный, осенний ленинградский день, когда мы пробрались на окраину Ленинграда. Мы шли среди еще абсолютно неоформленных курганов, а не могил. Но уже за ними была огромная гранитная стена, и там стояла женщина с дубовым венком в руках. Невыносимое чувство печали, скорби, полного отчуждения настигли меня в ту минуту, когда я шла по этим мосткам, по этой страшной земле, мимо этих огромных холмов-могил, к этой еще слепой и безгласной стене. Нет, я вовсе не думала, что именно я должна дать этой стене голос.
Но ведь кто-то должен был дать ей это – слова и голос. И, кроме того, была такая ненастная ленинградская осень, и казалось мне, что времени уже не оставалось. Я поглядела вокруг, на эти страшнейшие и героические могилы, и вдруг подумала, что нельзя сказать проще и определенней, чем:

Здесь лежат ленинградцы,
Здесь горожане – мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы…
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции,

Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем:
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням,
Никто не забыт, и ничто не забыто!”

Берггольц пишет скупо, короткими предложениями, внешне не выражая бурных эмоций. Именно потому, что так просто написано о страшном, становятся понятными чувства, как будто замёрзшие, замершие в душе. Война изображается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть неимоверно тяжёлая.

Но тот, кто не жил с нами, - не поверит,

Что в сотни раз почётней и трудней

В блокаде, в окруженье палачей

Не превратиться в оборотня, в зверя…

Я никогда героем не была.

Не жаждала ни славы, ни награды.

Дыша одним дыханьем с Ленинградом,

Я не геройствовала, а жила.

3. Учитель истории:

А. Беседа с классом: Почему война носит название Отечественная? В чем наиболее ярко проявился ее характер? (подпольное и партизанское движение).

Б. Презентации учащихся «История развития партизанского движения» и «На оккупированных территориях» .

В. Беседа с классом:

1. Чем партизанское и подпольное движение отличается от деятельности регулярной армии.

2. Чем можно объяснить масштабность подпольного и партизанского движения?

3. Как в литературе освещен этот вопрос?

3. Учитель литературы:

Первым завершённым романом о Великой Отечественной войне стала «Молодая гвардия» А.А. Фадеева (1901-1956). (I редакция – 1941 год, II – 1951). В его основе лежат подлинные события, поднятые до высокого уровня обобщения и освещённые творческим вымыслом большого художника слова.

К.Федин пишет: «Я не помню из истории литературы, чтобы романист в такой близости шёл следом за действительными событиями, художественно воплощая их в романе, как это сделано в «Молодой гвардии». Казалось, можно допустить подобный опыт лишь теоретически. Но «Молодая гвардия» из романа-документа выросла в роман-обобщение».

А. История создания романа.

Б. Беседа:

1.Образы молодогвардейцев в романе.

2.Подвиги молодогвардейцев.

3.Зверства фашистов  (1. Расправа с больными и ранеными (19); 2. Убийство шахтёров (35);3. Пытки молодогвардейцев (60, 64); 4. Казнь (64).

4.Враги (Фенбонг (35).

5.Предатели (Игнат Фомин (28); Стаценко (28); Стахович (57).

6.Почему молодогвардейцы оказались сильнее своих палачей?

4. Учитель истории: Одной из самых страшных страниц в истории войны является создание немецких концлагерей.

А. Презентация учащихсяся «Сажайте розы в проклятую землю».

Б. Вопросы:

1. Подумайте, для чего создавались немецкие концлагеря? (Первый концлагерь – Маутхаузен (1933 г.) создан для решения проблемы безработицы)

2. Чем немецкие концлагеря отличались от советской системы ГУЛАГа, а что их сближало? (немецкие – для противников немецкой нации, советские – для политических врагов системы, против своего народа).

3. Но даже в неимоверно тяжелых условиях концлагеря, человек оставался Человеком.

4. Учитель литературы:

Известный азербайджанский поэт Самед Вургун сказал замечательные слова о Мусе Джалиле (1906-1944): «Мир и мировая литература знает много поэтов, обессмертивших свои имена неувядаемой славой, но таких, как поэт-герой Муса Джалиль, увековечивших своё имя и бессмертными творениями, и смертью, которая сама является подвигом, не так уж много. Вот они: великий Байрон, славный поэт Венгрии Петефи, герой Юлиус Фучик и, наконец, Муса Джалиль».

А. Сообщение «Муса Джалиль в концлагере».

Б. Обсуждение стихотворения «Раб» (январь 1943).

Стихотворение написано в январе 1943 года в фашистском лагере для военнопленных. Гитлеровцы не только морили голодом советских военнопленных и заставляли выполнять непосильную физическую работу. Они всячески унижали их, стремясь превратить в послушных и бессловесных рабов. На вводом в барак гитлеровцы прикрепили плакат, на котором была изображена палка, а ниже шла надпись: «Вот твой господин». За малейшую провинность фашистские изверги жестоко избивали пленных, травили собаками.

В таких условиях пламенное слово поэта помогало узникам выстоять, сохранить веру в свои силы, звало к борьбе. Не случайно стихи Джалиля военнопленные передавали из уст в уста, переписывали от руки, пели по вечерам в бараке. Эти стихи ценились наравне с тайно переписанными сводками Совинформбюро.    

 

Обсуждение стихотворения «Палачу» (ноябрь 1943).

Джалиль неоднократно упоминает в своих стихотворениях, что его песни написаны под топором палача. И это не поэтическая метафора, не преувеличение, а самая трезвая, беспощадная реальность По записи на стене Дрезденской тюрьмы и рассказам бывших узников фашистских застенков мы уже знали, что двенадцать советских патриотов во главе с поэтом Мусой Джалилем были приговорены Вторым имперским судом города Дрездена к смертной казни через гильотинирование.

В начале 1968 года в Берлине были найдены новые официальные документы, подтверждающие это. Согласно этим документам, казнь джалильцев состоялась 25 августа 1944 года в тюрьме в Плетцензее. Все они были обезглавлены на гильотине. Казни следовали одна за другой с интервалом в три минуты с 12 часов 6 минут до 12 часов 36 минут. Муса Джалиль был казнен в 12 часов 18 минут.

Как рассказывал позднее свидетель этих казней, бывший священник тюрьмы Шпандау патер Георгий Юрытко, «все татары умерли с улыбкой на устах, мужественно».    

В. М.А. Шолохов «Судьба человека» (1956).

Г. Эйжен Веверис.

Следов не хранит гранит.

Выжженная земля следов не хранит.

Но если ноги кровоточат,

Если сердце кровоточит

И в трех шагах –

Небытие,

Тогда и в камни,

Как ни тверды,

Навеки врезаются

Песен неспетых,

Скульптур неизваянных

И несвершенных открытий

Огненные следы.

Пламенем их

Земля сожжена,

И проклятая стонет она:

– Люди!  

Зажгите факел

Над всем, что свято!

Люди!

Сажайте розы

В меня,

Проклятую!

Автор этого стихотворения – латышский поэт-антифашист, узник концентрационных лагерей в Саласпилсе и в Маутхаузене. Эйжен Веверис родился в 1899 году в Риге, в семье рабочего. Он встретил Великую Отечественную войну на посту инспектора народного образования Валкского района. В первые дни войны он был схвачен фашистами по предательскому доносу.

Так начался ни с чем не сравнимый этап жизни, проведенный в аду Саласпилса и Маутхаузена. Не только бездну страданий и унижений увидел здесь Э. Веверис. Он стал участником беспримерного духовного единоборства с фашизмом сил интернационального Сопротивления. Олицетворением этой моральной победы стали для поэта Герой Советского Союза Лев Маневич-Старостин, генерал Дмитрий Карбышев и многие другие участники Сопротивления.

«Поэтический дневник» Эйжена Вевериса документален в своей основе. Но в его стихах поэтическими средствами передана идея вечности жизни, идея интернационализма. «Сажайте розы в проклятую землю» – чтобы цветущим садом покрыть искореженное пепелищами лоно земли, чтобы привить новым поколениям дух человечности, ненависть к фашизму.

Э. А. Веверис скончался 8 февраля 1976 году.

3 этап. Война глазами потомков участников войны. Итоги и цена Победы.

Цель: Выяснить, в чем заключается всемирно-историческое значение победы СССР в Великой Отечественной войне, каковы ее итоги и уроки.

Ход работы:

Учитель истории: Почему Великая Отечественная война в истории СССР стала одной из самых ярких и самых страшных страниц? Давайте, определим, каковы были итоги и цена Победы.

А. Презентации учащихся «Итоги и цена Победы» и «Нюрнбергский процесс».

Б. Работа с документом. Прочитайте речь Сталина. Оцените ее.

«Товарищи, разрешите мне поднять еще один, последний тост.

Я хотел бы поднять тост за здоровье нашего Советского народа и, прежде всего, русского народа. Я пью и, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в Советский Союз. Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне общее признание, как руководящей силы Советского Союза среди всех народов нашей страны. Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он – руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение.

У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941-1942 гг, когда наша армия отступала, покидала родные нам села и города…, потому что не было иного выхода. Иной народ мог бы сказать Правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой. Но русский народ не пошел на это, ибо он верил в правильность политики своего правительства и пошел на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии. И это доверие русского народа Советскому Правительству оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества, - над фашизмом.
Спасибо ему, русскому народу, за доверие! За здоровье русского народа!»

В. Беседа с классом:

1. Какие уроки можно извлечь из событий войны?  В полной ли мере мы сегодня осознаем масштабы этой войны, ее потери, значение?

2. Как воспринимают войну потомки тех, кто воевал?

Учитель литературы: Тема Великой Отечественной войны занимает значительное место в творчестве мастера авторской песни – Владимира Семёновича Высоцкого (1938-1980), посвятившего ей один из своих песенных циклов.

А. Сообщение «Тема Великой Отечественной войны в творчестве В. Высоцкого».

Владимир Высоцкий не был на фронте, так как родился в 1938 году. Сам выходец из военной семьи, ВВ с детства впитывал воспоминания отца-фронтовика и рассказы о войне его фронтовых друзей, с 9 летнего возраста (1947 год) жил в военном городке на территории Германии, где повсюду видел следы прошедшей войны. Впоследствии это вероятно помогло ему представить те же разрушения на родной земле, так как что-либо лично знать об этом не мог. Начав писать стихи, а затем исполнять их под гитару как песни, Владимир Семёнович просто не мог обойти стороной тему войну. Эти песни в первую очередь отображали саму сущность войны и её восприятие русским народом. Он – невоевавший молодой человек, пишет гениальные стихи и песни о войне от имени воевавшего народа.

Первая песня которую со всем основанием можно отнести к теме ВОВ, была написана ВВ только осенью 1963 года. Она называется "Про Серёжку Фомина" и рассказывает об ушедшем на фронт несмотря на имеющуюся "бронь" молодом рабочем, злящегося на оставшегося в тылу "профессорского сынка", который собственно и дал имя песне. Но после войны выясняется, что Серёжка Фомин в тылу не отсиживался, и даже стал Героем Советского Союза.

В 1965 г. написал песню "Братские могилы", ставшую одной из лучших песен ВВ о войне.

В июле 1967 года была написана песня, ставшая одной из самых известных песен ВВ о войне – "Спасите наши души!". Песня о гибели моряков подводников, погибающих от удушья, и не имеющих возможности всплыть в минном поле, в исполнении автора трагична и правдива.

К 1968 году относится единственная фонограмма исполнения песни "Отгремели раскаты боёв...".

Ещё через год, летом 1977 года была написана последняя песня ВВ на тему ВОВ - "Песня о конце войны". Эта песня является одной из вершин творчества ВВ, а также стоит в одном ряду с лучшими произведениями о ВОВ других авторов жанра.

Последним обращением ВВ к теме ВОВ стал набросок стихотворения "Всё меньше вас, участники войны..." написанный в апреле 1978 года, и предназначенный вероятно для какого-то юбилейного поздравления ветеранов, или вступления для тематического концерта -

"Всё меньше вас, участники войны -

Осколки бродят, покидают силы...

Не торопитесь, вы и не должны

К однополчанам в братские могилы."

Б. Прослушивание записи песни «Братские могилы» (в исполнении автора).

В. Обсуждение стихотворения «Отгремели раскаты боёв…» (1968)

Герои и сюжеты песен о войне В.Высоцкого вымышленные, но, написанные необыкновенно живо и от первого лица, они оставляют впечатление полной достоверности.

Через весь цикл военных песен В.Высоцкого проходит сквозной мотив памяти о героическом и трагическом военном времени.

4 этап. Рефлексия.

Цель: Проверить усвоение учащимися материалов урока.

1. Учитель литературы:

Герои произведений, о которых мы говорили сегодня на уроке, простые люди, которые своим каждодневным трудом, волей, позволяющей преодолевать страх смерти, ответственностью за чужую жизнь, способностью сохранить в тяжелейших условиях приверженность добру, духовное богатство и сделали возможной победу в этой страшной войне.

 - А могли вы быть на месте героев этих произведений?

А.Фадеев так ответил на этот вопрос: «Молодогвардейцы – это, разумеется, передовые, но в то же время и обыкновенные простые советские юноши и девушки. Вы…, можно не сомневаться в этом, в аналогичных условиях были бы ничуть не хуже молодогвардейцев. … В сложный и острый период жизни раскрываются самые сильные стороны в людях. Разве вы не знаете, что настоящий человек пробуждается в самых лучших своих сторонах, когда стоит перед большим испытанием?» (А.Фадеев. За тридцать лет. М., «Сов. писатель», 1957)

2. Учитель истории:  Составьте синквейн (стихотворение из 5 не зарифмованных строк) на тему «Война».

Алгоритм синквейна:

1 строка: одно ключевое слово, определяющее содержание.

2 строка: два прилагательных, характеризующих данное понятие.

3 строка: три глагола, показывающих действие понятия (можно глагол и существительное).

4 строка: короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.

5 строка: одно ключевое слово, через которое автор выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

5 этап. Домашнее задание.

1) Подготовиться к контрольной работе по истории.

2) Написать письменную работу по теме: «Мои впечатления о                         художественных произведениях на военную тему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Подвиг собак на войне" ( Дню Победы посвящается)

Дәрес планы.I.Оештыру.1.Классны туплау һәм дәрескә әзерлекне тикшерү.2.Дәреснең темасы һәм максаты белән таныштыру.II.Актуальләштерү.1.Чтение и беседа по тексту стихотворения А.Твардовского “Две...

Интегрированный урок на тему "Идёт война народная..."(по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..." 10 класс

Интегрированный урок на тему "Идёт война народная..."(по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..." 10 класс...

Интегрированный урок (литература + английский) по теме «Война и мир» Льва Толстого в экранизациях на основе художественного фильма «Война и мир» (СССР, 1968 г) и "War and Peace" (США, 1956) 18 апреля 2013г.

Урок по литературе в 10 классе по роману "Война и мир" Л.Толстого позволяет не только проанализировать эпизод из романа, но и провести сравнительный анализ данного эпизода в двух экранизациях  ро...

Интегрированный урок (литература+история) по теме "Герои партизанской войны и их исторические прототипы в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"

Материал представляет собой план-конспект интегрированного урока с раздаточным материалом. Данный урок является заключительным с системе уроков  по теме "Партизанская война в романе Л. Н. Толстог...

Методическая разработка интегрированного урока «Война глазами великого писателя (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" и историческим материалам)

Цели:·         показать историческое значение Шенграбенского и Аустерлицкого сражений, Бородинской битвы,  её стратегическое значение в ходе Отечественной ...

Интегрированный урок (история + музыка) "Симфония войны"

Цель урока: воссоздание образа блокадного Ленинграда через образ “Ленинградской” симфонии Шостаковича.Задачи:Обучающие: познакомится с историей Великой Отечественной войны, узнать о блокаде Ленин...

Интегрированный урок "Русский человек на войне"

Данное занятие рассчитано на 2 урока. Это интегрированный урок, основная задача которого - подготовка к итоговому сочинению за курс средней школы....