Икона и картина
презентация к уроку по истории

Копланова Вероника Валерьевна

Урок ОРКСЭ ( может быть использован как урок модуля ОМРК или ОПК)   На уроке обучающиеся научатся отличать картину на религиозную тему от иконы. Кроме ОРКСЭ, материалы урока могут быть использованы в курсе истории или МХК

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект  и рабочий лист урока

«Искусство  в религиозной культуре. Икона и картина»

Цель: сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры.

Задачи:

Образовательная – познакомить с особенностями древнерусской иконописи.

Воспитательная - формирование духовной культуры как части общей культуры человека; содействие духовно-нравственному воспитанию учащихся; воспитание у учащихся любви к своему Отечеству, уважения к историческому прошлому и настоящему нашей Родины.

Развивающая – развитие у учащихся способности к осмысленному эмоционально-художественному восприятию русской иконописи и размышлению о ее особенностях; развитие навыка анализа изобразительного искусства.

  1. Проверка знаний по теме «Священные сооружения религий мира»

Работа в парах с карточкой № 1:

СЛАЙД 2

Задание: Заполните верхние графы таблицы названиями религий и священных сооружений, им соответствующих

154143

60354_or

18114863_1203198445_520.jpg

1066.jpg

b_397857.jpg

image003

007.640.jpg

51549780_dazan.jpg

Христианство, иудаизм, ислам, буддизм, церковь, пагода, мечеть,  синагога 

  1. Актуализация знаний учащихся об искусстве.

Вопросы учащимся:

-  Что такое искусство?

- Теперь проверим себя: знакомимся  с определениями термина «искусство»  из разных словарей.

- составляем свое определение.

Искусство – отражение идей, чувств или эмоций человека в художественном образе.

Значение термина «Искусство»

СЛАЙД 3

ИСКУССТВО. Заимств. из ст.-сл. яз., где оно является суффиксопроизводным от искусъ "испытание; проба, попытка". Исходное значение — "испытание, опыт", затем — "умение, знание" и "искусство". (Этимологический словарь, 2004 г.

Иску́сство (от др.-русск. или ст.-слав. искусъ - опыт, истязание) — образное осмысление действительности, процесс или итог выражения внутреннего мира в (художественном) образе, творческое сочетание  элементов таким способом, который отражает идеи, чувства или эмоции

Слово искусство не отмечено в памятниках древнерусского языка , но слово «Искус»  в значении `опыт' было широко употребительно в языке древнерусской письменности.

Ф. И. Буслаев писал: «...вкус и искусство (ис-кус-ство) происходят от одного корня кусити (санскр. куш — experiri). С понятием искусства соединяется мысль об обмане, прельщении, что видно из родственных с ним слов: искусить, искуситель, искушение» (Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка, Л., 1941, с. 176).

В русском литературном языке слово «искусство» появилось не раньше второй половины XVII в.  и возникло не без влияния латинского языка как языка западноевропейской науки.

- Какие виды искусства Вы знаете?

СЛАЙД 4-5 – на уровне ознакомления

СЛАЙД 6

Виды искусства – это формы художественно-творческой деятельности людей. Различает их между собой способ воплощения художественного содержания: слово – для литературы, звук – для музыки, движение, пластика – для танца, объем – для архитектурных сооружений и т.д.

- Какие виды искусства могут быть использованы в религиозной практике?

В истории культуры взаимодействие искусства с религией было очень давним и достаточно органичным, несмотря на противоречия и даже взаимные гонения в определённые эпохи в разных странах. В иудаизме и христианстве сами по себе священные тексты Библии и Священного Предания, а также многочисленные произведения на их основе были и остаются величайшими достижениями культуры

СЛАЙД 7

Вы прослушали отрывок из «Казачьей колыбельной» на стихи М.Ю. Лермонтова в исполнении Евгения Дятлова. Цитата из нее – на слайде.

Вопрос: О чём нам говорят эти слова?

Что такое «образок святой»?

Для чего мать дает его сыну?

СЛАЙД 8.

Что вы видите на слайде?

Что такое иконостас? - перегородка с иконами в православном храме, отделяющая от основной части его интерьера алтарную часть. И. пришёл на смену низкой алтарной преграде с иконами над ней.

Что такое «красный угол»? Часть жилого помещения, где установлена икона, либо домашний иконостас

Самое почетное место в храме, в жилом доме отводилось иконе, которая является наиболее известным образцом церковного искусства. Для православного христианина икона — это способ приобщения к тайне, средство получения благодати, способной оказывать влияние на человека, чудесным образом решать его проблемы и даже воздействовать на ход событий. Не случайно в России пользуются широкой славой иконы — заступницы, защитницы, целительницы.

Работа с термином

СЛАЙД 9
Значение термина «Икона»

Ико́на (от ср.-греч. εἰκόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. εἰκών «образ», «изображение») — в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания, у православных и католиков закреплённого догматом Седьмого Вселенского собора 787 года.

В искусствоведении иконами обычно называются изображения, выполненные в рамках восточнохристианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске) и снабженные специальными надписями и знаками. Однако с богословской и религиоведческой точки зрения иконами являются также мозаичные, живописные и скульптурные изображения в любой художественной манере, если им воздается установленное Седьмым Вселенским собором почитание.

В тетрадь - Икона – живописное изображение лиц или событий церковной истории, которым верующими воздается особое почитание.

СЛАЙД 10

На слайде – живописные изображения событий библейской истории. Но лишь одно из них является иконой. Какое? Как вы определили?

СЛАЙД 11Сегодня мы с Вами постараемся разобраться в том, как светские и церковные произведения живописи различаются между собой.

СЛАЙД 12


Сравним Икону Богоматери Путеводительница и картину Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком». И там, и там один и тот же сюжет. А в чем разница?

Младенец Христос на руках Богородицы. Если мы посмотрим на картину Леонардо "Мадонна с цветком", и мысленно уберём нимбы, то увидим перед собою кого? Обычную молодую маму с ребёнком на руках. Такая могла жить в Италии в Эпоху Возрождения. Нам на это указывает причёска, костюм, окружающие детали. Младенец на её руках обычный пухленький малыш, который заигрался с цветком. Мама ребёнком любуется, умиляется, т.е. изображена обычная тихая семейная сцена. На картине изображение реалистично, т.е. всё изображается так, как мы видим в действительности.

На иконе Божьей Матери  мы видим нечто иное. Иконописец передал какое-то неземное спокойствие, огромное достоинство. Мы не можем сказать, что перед нами обычная женщина. Взгляд Младенца совсем не детский, а очень мудрый, серьёзный. Перед нами не Бог, который пришёл в этот мир, чтобы взять на себя все грехи человечества. Богородица  указывает рукой на Младенца, как на истинный Путь ко спасению. Христос правой рукой благословляет тех, кто идёт за ним, а в левой руке держит книгу – Новый Завет.

Художник всегда изображает так, как он видит? Может ли художник на картине приукрасить?  Может, а значит картина – это художественный образ. А икона?

СЛАЙД 13

Посмотрите на иллюстрации. Сравните изображение деталей одежды и пейзажа на иконе и картине. В чем отличие? – условность

СЛАЙД 14

Как нельзя менять ни одного слова в Библии, так же нельзя произвольно толковать и изображать ее сюжеты.  Итак, первое отличие иконы от картины – это соблюдение канона, поэтому все иконы, написанные на один сюжет, легко узнаваемы. Канон – система правил создания изображений.

В канон входят правила о технике написания икон, о пропорциях фигур (пропорции человеческого тела сознательно нарушаются: фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше; всё тело, кроме лица и рук, скрывается под складками одежды), овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот – мелкими, глаза – большими; внешность всех святых, одежда, в которой их следует писать, строго определены.  Икона, находящаяся в храме, имеет еще одно значение. В Библии говорится  «Бог есть Свет», свет духовный, как озарение. Поэтому предметы и фигуры в иконе не отбрасывают теней. Они сами излучают свет.

Художники пишут картины с помощью перспективы. СЛАЙД 15

Перспектива - это способ изображения объёмных фигур, который передаёт их расположение в пространстве.

СЛАЙД 16 В прямой перспективе Точка схождения всех линий – на линии горизонта. Дорога сужается, чем дальше предмет, тем он меньше. В обратной перспективе – точка схождения всех линий – перед изображением, предметы расширяются при удалении от зрителя.

СЛАЙД 17.

Теперь посмотрим, как  это выглядит.

Все линии сходятся в одной точке. Точка схода в картине находится на линии горизонта. Если смотреть на дорогу, уходящую вдаль, то она будет казаться уже. В иконе наоборот. Все линии сходятся к человеку. Точка схода перед иконой. В иконописи это называется обратной перспективой: предметы расширяются при их удалении от зрителя. Таким образом,  иконописец изображает божественный мир огромным, а реальный, в котором  мы живем, совсем не большим

Вопрос: Посмотрите на икону, где находится точка схода?.

Работа со слайдами 18-19. Просим учеников самим сформулировать различия.

Апостол Петр, фрагмент картины Эль-Греко

Вседержитель, фрагмент иконы Феофана Грека

Подведем итог. Работа с таблицей.

Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, своеобразная живописная манера, специфические приемы композиции, характерное цветовое решение. Сам факт авторства картины может иметь главное значение при оценке ее публикой.

Авторство иконописца намеренно скрывается, так как иконопись - не самовыражение, а служение.

Живописец, заканчивая картину, ставит на ней свою подпись. Это не просто формальное подтверждение авторства – это утверждение своего взгляда на мир.

Иконописец, завершая икону, надписывает имя того, чей лик явлен на иконной доске. Происходит соединение слова и изображения, имени и образа – рождается икона.

Картина должна быть эмоциональна, так как искусство – форма познания и отражения окружающего мира через чувства; картина принадлежит миру душевному, миру чувственности.

Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. Икона лишена внешних эмоций - восприятие ее символов происходит на духовном уровне

Картина – средство для общения с автором, с его идеями и переживаниями, которые могут быть как сугубо индивидуальными, так и выражать характерные умонастроения своего времени.

Икона понимается Церковью средство для общения с Богом и святыми Его.

Итак, мы с Вами выяснили, что картина – это  художественный образ. А можно ли сказать, что икона – это образ?

А можно сказать, что икона – это картина?

 Икона - это не картина, икона - это святой образ.

Рассмотрим икону монаха Андроникова монастыря Андрея Рублёва. К сожалению, и об этом величайшем иконописце Древней Руси известно немного.

На иконе Святая Троица изображена в виде трех ангелов. Такое изображение основано на библейском повествовании о том, как Бог явился к праотцу Аврааму в виде трех странников. Авраам любил принимать странников. Поклонившись им до земли, он позвал их к себе — отдохнуть и подкрепиться пищей. Один из странников сказал Аврааму, что через год его жена Сарра родит сына. Аврааму в то время было 99 лет, а Сарре — 89 лет. Сарра, стоявшая сзади них, у входа в шатер, не поверила и рассмеялась про себя. Но странник, который предсказал рождение сына, обличил ее неверие, сказав: “Есть ли что трудное для Господа?”. И тогда праведный Авраам понял, что под видом трех странников его посетил Сам Бог.

Святая Троица изображается в виде трех ангелов, сидящих под деревом. На столе перед ними - угощение, предложенное Авраамом, который стоит рядом. Сарра находится либо тут же, вместе с Авраамом, предстоя перед Святой Троицей, либо в шатре. На иконе же, написанной Андреем Рублевым, изображены только три ангела. Во времена Андрея Рублева тема Троицы, воплощавшая идею триединого Бога (Отца, Сына и Святого Духа), воспринималась как некий символ времени, символ духовного единства, мира, согласия, взаимной любви и смирения, готовности принести себя в жертву ради общего блага.

В рублёвской иконе внимание сосредоточено на трех ангелах, их безмолвном общении. Все лица Святой Троицы абсолютно равны между собой, поэтому ангелы похожи между собой, у них общие черты лица. Они изображены восседающими вокруг престола, в центре которого помещена евхаристическая чаша с головой жертвенного тельца, символизирующего новозаветного агнца, т. е. Христа. Левый и средний ангелы благословляют чашу. Бог Отец благословляет Бога Сына на смерть на кресте во имя любви к людям. Бог Дух Святой (правый ангел) присутствует здесь как утешитель, утверждая высокий смысл жертвенной, всепрощающей любви.

Работаем с высказываниями.

Как оценивает икону Анри Матисс? Что он видит в ней в первую очередь?

Как оценивает икону протодиакон Андрей Кураев?

Древнерусские изографы не называли себя художниками и, как правило, не ставили своих имен на созданных ими иконах. Они трудились в тишине монастырских келий, пред началом работы творили молитву, освобождая себя от всего мирского, суетного, чтобы ничто не смущало душу и не отвлекало от внутренней сосредоточенности. Не имя художника делало икону знаменитой, а несказанная красота ее и чудеса, ею сотворенные, прославляли его имя. Поэтому не так много имен иконописцев мы знаем – это Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий, Симон Ушаков - эти живописцев в своей памяти  хранят  и Церковь, и история

Д\З найти материал о технике создания икон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТАЙНА ДРЕВНИХ ИКОН

ТАЙНА ДРЕВНИХ ИКОН...

Тайна древних икон (часть 2)

В предыдущем файле "Тайна древних икон"  находятся репродукции, здесь - текстовый документ с презентацией....

Презентация по литературе по учебнику Коровиной В. Я. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" Житийная икона

Презентация по литературе для урока в 8 классе по теме "Повесть о Петре и Февронии Муромских". Житийная икона, которая отражает всю повесть; Она разбита на кадры, раскрывая их, читаем с учащимися "Пов...

7 кл. Литература. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" Комментарий к презентации "Житийная икона"

К уроку литературы в 7 классе по учебнику Коровиной В. Я. "Житийная икона" "Повесть о Петре и Февронии Муромских"...

Творческая мастерская "Икона в творчестве А.С.Пушкина"

Данная мастерская поможет учащимся увидеть в великом русском гении глубоко православного человека. На уроках литературы мы берем только основные мотивы творчества А.С.Пушкина, а в процессе мастерской ...

Урок ОПК 5 класс "Икона и картина"

Технологическая карта урока по основам православной культуры в 5 классе "Икона и картина". Презентация к уроку...

Икона и картина. Различия.

В презентации раскрывается разница в восприятии иконы и картины....