"Когда слова становятся крылатыми" (игра «Счастливый случай», 8 класс)
план-конспект занятия по истории (8 класс)

Теренина Татьяна Алексеевна

Внеклассное мероприятие по изучению изучению русского языка и истории. "Счастливый случай. 8 класс"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_schastlivyj_sluchaj.docx26.76 КБ

Предварительный просмотр:

Когда слова становятся крылатыми

(игра «Счастливый случай», 8 класс)

Цели и задачи:

- формирование познавательного интереса и положительной мотивации к изучению русского языка и истории;

- расширение знаний о фразеологических оборотах, крылатых выражениях и их происхождении;

-развитие коммуникативных навыков;

- воспитание чувства ответственности за принятые в группе решения

Оборудование: «бочонок», кроссворд, шарада, слайдовая презентация.

Учитель русского языка: Для того чтобы сделать нашу речь богатой, образной, красивой, мы часто пользуемся меткими, сжатыми, но ёмкими по содержанию крылатыми фразами.

Учитель истории: Так их назвал Гомер, который считал, что выразительное слово летит из уст говорящего к уху слушающего.

Учитель русского языка: Это и афоризмы, и цитаты, и народные поговорки, и присловья.

Учитель истории: Некоторые из них впервые прозвучали из уст известных исторических деятелей, другие возникли из народных обычаев и верований, хозяйственной деятельности и условий быта разных народов, т.е. имеют глубокую историческую основу.

Учитель русского языка: А знаете ли вы, какие крылатые слова и фразеологизмы пришли в современный язык из эпохи Древнего мира? Ответив на вопросы, вы пополните свои знания об истории происхождения крылатых фраз.

Учитель истории: Тот, кто стремится учиться получше и знать побольше…

Учитель русского языка: …тот,  кто любит поиграть, приглашается сегодня на игру «Счастливый случай» - «Когда слова становятся крылатыми»

Учитель истории: Внимание! Правила игры: участвуют две команды, каждая выбирает капитана, который решает, кто из членов команды даёт ответ на вопрос, или отвечает сам.

Учитель русского языка: Состоит игра из 5 геймов. Каждый гейм имеет своё название и оценивается в 5 баллов.

Первый гейм « Заморочки из бочки»

С какими событиями связаны и что означают фразеологические обороты:

  1. Нить Ариадны.

В греческой мифологии дочь критского царя Миноса помогла афинскому герою Тесею, убившему Минотавра, выйти из лабиринта, снабдив его клубком ниток, конец которых был закреплён при входе (нить Ариадны)

  1. Троянский конь

По греческому преданию, огромный деревянный конь, в котором спрятались ахейские воины, осаждавшие Трою (Т). Троянцы, не подозревая хитрости, ввезли его в Трою. Ночью ахейцы вышли из коня и впустили в город остальное войско. Выражение «троянский конь» стало нарицательным (дар врагу с целью его погубить)

3.Ахиллесова пята.

Ахилл в «Илиаде» - один из храбрейших греческих героев, осаждавших Трою. Мать Ахилла – богиня Фетида, желая сделать сына бессмертным, погрузила его в священные воды Стикса; лишь пятка, за которую Фетида его держала, не коснулась воды и осталась уязвимой. Ахилл погиб отстрелы Париса, поразившей его в пятку. Отсюда выражение «ахиллесова пята» (уязвимое место)

  1. Между Сциллой и Харибдой.

В греческой мифологии два чудовища, жившие по обеим сторонам узкого пролива и губившие проплывающих между ними мореходов. Сцилла, дочь Гекаты, или Ехидны, скрывается в пещере на крутой скале. У неё шесть собачьих голов на шести шеях, зубы в три ряда и двенадцать ног, Харибда – олицетворение страшного водоворота, трижды в день поглощает и трижды в день извергает воды. Между Сциллой и Харибдой проплыл Одиссей, потеряв шесть товарищей, пожранных Сциллой. Вторично он спасался от Харибды в одиночестве, потерпев кораблекрушение. Аргонавты миновали  пролив между Сциллой и Харибдой с помощью Фетиды и её сестёр – нереид. Позднее Сцилла и Харибда отождествлялись с различными узкими проливами греческой ойкумены, в том числе с опасными проливами между скал близ Сицилии, с Фракийским Боспором, а также с Киммерийским Боспором(современный Керченский пролив)

  1. Спартанское воспитание.

Государственная система воспитания детей аристократии в Спарте в 8 -9 веках до нашей эры. Мальчики и юноши от 7 – 20 лет проходили военно – физическую подготовку в интернатах. У них формировались выносливость, привычка к лишениям. В систему воспитания входили  бег, борьба, метание диска, копья. Обучали чтению, письму и хоровому пению. Девушки воспитывались в семье.

Подводим итоги

Второй гейм «Крылатый кроссворд»

- Все вы, конечно, знаете, что такое кроссворды, и не раз их разгадывали. Но на доске перед вами не обычный, а «крылатый» кроссворд. Все слова в нём так или иначе связаны с крылатыми словами и выражениями. Право ответа на вопросы будет принадлежать команде, которая окажется сообразительней.

  1. Имя македонского царя, который разрубил гордиев узел. (Александр)
  2. Сказание о богах и героях (Миф)
  3. Именно оно стало символом раздора (Яблоко)
  4. Продолжи крылатое выражение, смысл которого – «тяжёлая бесплодная работа: «Сизифов ….(труд)
  5. Наука  о прошлом человечества (история)
  6. Раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов. (Фразеология)
  7. Имя царя, дочь которого дала нить Тесею, чтобы он мог выбраться из лабиринта. (Минос)

Подведение итогов

Третий гейм «Не нужен умный, а нужен смышлёный»

Разгадав ключевые слова и заменив цифры буквами, вы прочтёте фразу, принадлежащую царю и чрезвычайно талантливому полководцу, жившему в 4 веке до н.э.. Он произнёс её после одного боя с римлянами, в котором одержал победу. Эти слова стали крылатыми

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Л М Н О П Р СТ У Ф ХЦ

13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

25 26 2728 29 30 31 32 33

« 6 27   7……16     5    15      1…..20   1 12   1   33

17 16 2 6 5 1, …..10 …..21…14     6 15 33

15        6 16 19 20 1 15 6 20 1933

3 16 10 15 16 3 !»

Ответ: Фраза принадлежит царю Пирру. Пиррова победа – победа, которая не сулит никаких выгод победителю. В широком смысле пирровой победой называют сейчас любой успех. Для достижения которого приносятся неоправданно большие жертвы.

Подведение итогов.

Четвёртый гейм «Перевёртыши»

В этом гейме вам необходимо подобрать к словам антонимы, из перевёртышей составить известное историческое крылатое выражение и назвать его автора.

  1. «Ушёл, не увидел, проиграл». («Пришёл,увидел, победил». Ю.Цезарь)
  2. «Он крадёт поражение» («Я не краду победу».А.Македонский.)
  3. «Куры Афины завоевали» («Гуси Рим спасли». Народная мудрость).
  4. «А он, Цезарь!» ( «И ты, Брут!» Ю.Цезарь.)
  5. «Такой зритель воскресает». («Какой артист погибает». Нерон.

Подводим итоги

Пятый гейм «Храм мудрых фраз»

Этот гейм заключительный. Для каждой команды в течение трёх минут прозвучат толкования, которые нужно заменить фразеологическими оборотами.

1.Очень грязное помещение, беспорядок в делах. (Авгиевы конюшни)

2. Наиболее уязвимое место у кого – нибудь (Ахиллесова пята)

3. Место, где человек скрывается от любопытных, от окружающих. (Бочка Диогена

4. Беспорядок, путаница, суматоха, полная неразбериха (Вавилонское столпотворение)

5.Страшное разрушительное бедствие (Всемирный потоп)

6.Быть забытым, бесследно исчезнуть (Кануть в Лету)

7. Постоянно угрожающая опасность, неприятность (Дамоклов меч)

8.Нестерпимо суровые законы. (Драконовы законы)

9.Место, куда страстно мечтают или стремятся попасть (земля обетованная)

10.Оглушительно громкий,  трубный голос. (Иерихонская труба)

11.Непреодолимая преграда, полная изолированность (Китайская стена)

12.Умение говорить просто, кратко и веско. (Лаконичная речь)

13.Что – либо желанное, крайне необходимое, редкое (манна небесная)

14.Гневно, раздражённо ругать или угрожать кому –либо (метать громы и молнии)

15. Способ, помогающий найти выход из трудного положения (нить Ариадны)

16. Разрешить сложное, запутанное дело насильственным, прямолинейным способом. (разрубить гордиев узел)

17.Тяжёлая, бесконечная и бесплодная работа (Сизифов труд)

18. Добиться цели или потерпеть полную неудачу (со щитом или на щите)

19. Повод и причина ссоры, спора, серьёзных разногласий.(Яблоко раздора)

20. Источник всевозможных несчастий, неприятностей и забот. (Ящик Пандоры)

Подведение итогов игры.

Учитель русского языка: Яркие, образные слова и выражения, которые мы сегодня  вспомнили в ходе игры, - это всего лишь капля в море слов. Но, возможно, эта капля приведёт вас к огромному океану русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие.

Учитель истории: Один умный человек назвал крылатые выражения «Мудростью в портативной форме» Сегодня, обратившись к истории Древнего мира, мы увидели, что фразы, сказанные много веков назад, уместны и в современной речи.

                                              Учителя: Теренина Т.А., ЮмановаЕ.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Счастливый случай". Интеллектуальная игра по русскому языку.5 класс

"Счастливый случай" - это интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5 классов. Организована она по принципу некогда популярной одноименной игры. Предполагает участие двух команд, состоит из...

Когда слова становятся крылатыми».

Интересное внеклассное мероприятие...

Факультативный курс Когда общение становится профессией (для обучающихся 9-х классов)

Основное направление при построении курса направлено на знакомство обучающихся 9-х классов с особенностями профессиональной деятельности в сфере «человек-человек» и рассчитана на 34 часа, 1 час в неде...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к элективному курсу в 9 классах «КОГДА ОБЩЕНИЕ СТАНОВИТСЯ ПРОФЕССИЕЙ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к элективному курсу в 9 классах «КОГДА ОБЩЕНИЕ СТАНОВИТСЯ ПРОФЕССИЕЙ». Пояснительная записка...

Литературно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?» к 23 февраля по теме «Певцы во стане русских воинов» (5-9 класс)

ЦЕЛИ1. Дидактические: формирование системы знаний о великих отечественных писателях-военных, о героических страницах отечественной истории, связанных с ними; проверка усвоения фактов биографии изученн...

Мастер-класс "Когда тайное становится явным".

В сценарии мастер-класса показаны приемы работы с явной и скрытой информацией на уроках истории и обществознания....