«Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» в зеркале истории и культуры России»)
план-конспект урока по истории (10 класс)

Гранева Ирина Юрьевна

модель интегрированного урока в 10-классе 

Наш выбор проведения интегрированного урока обоснован тем, что на изучение романа «Война и мир» Л.Н. Толстого отводится небольшое количество часов, и учащиеся с неохотой читают главы, посвященные войне, поэтому, чтобы вызвать интерес к роману, и была выбрана такая форма урока.  Одновременно с литературой повторяется русский язык и история России в рамках подготовке е ЕГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект урока

 «Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» в зеркале истории и культуры России»)

Образовательное учреждение:

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа №182»

Автор: Гранева И.Ю., учитель русского языка и литературы

Класс: 10

В качестве подтверждения культурологического метода  разработана модель интегрированного урока в 10-классе  

Наш выбор проведения интегрированного урока обоснован тем, что на изучение романа «Война и мир» Л.Н. Толстого отводится небольшое количество часов, и учащиеся с неохотой читают главы, посвященные войне, поэтому, чтобы вызвать интерес к роману, и была выбрана такая форма урока.  Одновременно с литературой повторяется русский язык и история России в рамках подготовке е ЕГЭ.

Подготовительный этап: Предварительно учащиеся были поделены на группы: знатоки русского языка, знатоки романа «Война и мир», знатоки истории России, знатоки искусства.  

Форма урока – «Обмен знаниями».

Продолжительность: 45 мин.

Цели урока:

1. Познавательная цель: активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности, используя  главное  информационное средство - текст;

2. Развивающая цель: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности. 

3.Образовательная цель: изучение мотивации всех участников- субъектов образования, способность актуализации, закрепления и обобщения полученных знаний, самостоятельное конструирование новых знаний 

4. Воспитательная цель: создать условия для воспитания духовно богатой, нравственно ориентированной личности, любящей свою родину, знающей и уважающей родной язык, историю России и родного края, сознательно относящейся к нему как к явлению культуры  

Задачи урока:

Познавательные задачи:

  • закрепить полученные знания о словосочетании; о романе Л.Н. Толстого «Война и мир» ;и о Бородинском сражении
  • систематизировать знания учащихся с целью подготовки к ЕГЭ

Развивающие задачи:

  • развивать умение излагать свою точку зрения, формировать умения выделять общие и существенные признаки;
  • развивать умения сравнивать, комментировать, делать выводы,
  • анализировать и оценивать собственную деятельность;
  • развивать навыки исследовательской деятельности;
  • стимулировать интерес к изучаемым предметам с помощью информационных технологий;

Воспитательные задачи:

  • воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка, литературы, истории, МХК;
  • воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
  • воспитывать чувство патриотизма к Родине.

В результате ученик:

-  знает основные понятия темы, их определения, связи между ними;

- осознает, что текст является основной коммуникативной, культурологической и дидактической единицей языка и речи;

- осознает, что русский язык, литература и история взаимосвязаны и знание этих предметов расширяет кругозор;

-  приобщается к чтению современных текстов разных стилей и жанров, к искусству через школьные предметы

Реализация принципов обучения на уроке:

Принцип наглядности обучения в комплексном решении задач, научность обучения, соблюдение принципа систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков.

Характер познавательной деятельности: репродуктивный, поисковый, творческий, индивидуализация и дифференциация обучения.

         Технологии:

  • Развития критического мышления
  • Информационно – коммуникационная технология
  • Технология интегрированного обучения
  • Педагогика сотрудничества. 
  • Технологии уровневой дифференциации 
  • Групповые технологии. 

Оснащение:  мультимедийный проектор,  установочная презентация

КОНСПЕКТ УРОКА

Деятельность  учителя

Деятельность  учащихся

  1. Формируемые УУД

  1. Мотивационно-ориентировочная часть

Актуализация имеющихся знаний и умений учащихся

1.

Добрый день!

Сегодня у нас с Вами очень познавательный урок.

Давайте познакомимся. По центру расположилась группа знатоков  русского языка, справа от них – знатоки романа-эпопеи «Война и мир», слева – знатоки истории, а сзади – знатоки  искусства.

Слайд 3.

Задание 1. Послушайте песню:.

- определите жанр;

- о каком времени идет речь?

- назовите слова из текста, которые относятся к теме «война», дайте значение маркированным словам и составьте с ними предложения. 

После того, как они их называют, слова выводятся на экран и учащиеся сравнивают их. (Слайд 4)

Учащиеся слушают песню и отвечают на заданные вопросы.

Должны, например,   назвать слова: завоевывать, дать сражение, захватывать, оккупировать, разгром, генералиссимус, оборонять, партизанское движение, войско, потерять…).

Коммуникативные

(установление контакта для совместной деятельности)

Коммуникативные

Развитие  коммуникативных УУД, так как задание связано с умением  слушать, выстраивать устные монологические высказывания.

Познавательные

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Расширение познавательной сферы за счет обменом информацией на основе своего жизненного опыта.

2. Создание проблемной ситуации, мотивация

2.

Послушайте, пожалуйста текст. Зачитывает ученик из группы Знатоков истории. (Бородинское сражение 1812 г.)

 (текст в Приложении).

- О каком историческом сражении идет речь?

- Какое общее впечатление вы получили от песни и от прочитанного текста?

- В каком произведении идет речь о Бородинском сражении?

- А как Вы думаете,  о чем пойдет речь на уроке?

- И какую задачу мы должны решить?

-Бородинское сражение

- В романе-эпопеи «Война и мир» Л.Н. Толстого

-Речь пойдет о Войне 1812 года в истории и литературе

Коммуникативные

Восприятие и интерпретация информации

3. Постановка учебной задачи (цели) урока

- Как же нам сформулировать цели урока?

. Научиться работать с текстом (слушать),

- высказывать свои мысли,

-  понять, что русский язык, литература и история взаимосвязаны

Регулятивные

Развитие  регулятивных УУД, т.к. происходит прогнозирование,  целеполагание, ориентация на предстоящую деятельность на уроке, принятие учебной задачи.

3. Операционно-познавательная часть.

3.

Задание 2. (Работают знатоки русского и истории) Посмотрите фрагмент сражения из фильма С. Бондарчука «Война и мир». (Слайд 7) Напишите слова, связанные с темой «ПОРАЖЕНИЕ», «ПОБЕДА», «ВОЙНА», «ПОЖАР» (работа в группах).  (Слайд 8)

Задание 3. (Знатоки русского языка)

- Замените подчеркнутые слова словосочетаниями.

Задание 4. Перед вами был научный текст, а теперь Знатоки романа зачитают и художественный текст о Бородинском сражении. (зачитывают  вслух по цепочке).

Ответьте на вопросы: Каковы потери армий в этом сражении?; Кто такой Кутузов? Наполеон? Что вы знаете о них из учебника по истории? Найдите описание этих выдающихся полководцев в тексте романа-эпопеи. Совпало ли ваше историческое воображение с художественным? В чем разница? (Слайд 9)

Задание 5. А теперь за работу знатоки искусства!

Давайте посмотрим в каких произведениях искусства нашла отражение Отечественная война 1812 года? А в живописи? В музыке? (Группа знатоков искусства делает небольшое сообщение о каждом произведении, выведенном на слайде 10)

Знакомство с полотнами русских художников: А Кившенко «Совет в Филях», А. Смирнов «Пожар в Москве», Верещагин «Расстрел предполагаемых поджигателей», есть даже Бородинская панорама в Москве. Музыка – С.Прокофьев написал оперу «Война и мир».

Задание 6. Работа по фрагменту «Совет в Филях» (Историки и литераторы)

- Какой вопрос обсуждали на совете в Филях?

- Внимательно прочтите описание генералов, явившихся на совет. На какие детали их портретов указывает автор?

- Используя справочный материал и текст романа, заполните таблицу по генералам, имена которых вы встретите при прочтении «Войны и мира». (слайд 11)

        Задание 7. Чем созвучны картина А. Кившенко «Совет в Филях» и эпизод романа «Война и мир». (слайд 12)

- Зачитывают слова, затем они выводятся на экран

Например, Александр предлагал Наполеону не воевать.   (мирное решение); Наполеон начал войну летом 1812 года.  (военные действия); Обе армии потеряли много солдат (большие потери). 

Например, Роман-эпопея Л.Н. Толстой «Война и мир», по нему снят фильм С.Бондарчука «Война и мир», стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» …

Заполняют таблицу

(слайд 11)

Коммуникативные

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, учащиеся, рассматривая вопросы, рассуждают, аргументируют мнения, активно и внимательно слушают друг друга,  затем идёт межгрупповое взаимодействие (взаимодействие пар)

Познавательные

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска

Регулятивные

Развитие регулирующего компонента учебной деятельности – самоконтроля. 

Коммуникативные

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив  в способ действия в случае расхождения эталона, и своих правил

Познавательные

Презентационные - представлять информацию

  1. Рефлексивно-оценочная часть

Подведение итогов урока

4.

Урок подходит к концу. Давайте вспомним, какие цели мы пытались достичь на сегодняшнем уроке?

Затем вывод выводится на экран и записывается в тетради.

Коммуникативные

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, самовыражение

Самооценка деятельности на уроке

5.

- Сегодня Мы с Вами проделали ,,,,,,,,,,,(огромную интересную и познавательную работу).

Обоснуй ответ.

Ученики отвечают на вопросы

Регулятивные

Самооценка

Задание на дом.

Домашнее задание.

1. Найдите материал о том, как нижегородцы участвовали в Отечественной войне 1812 г.

2. Произведения фольклора и искусства,, связанные с Отечественной войной 1812 года.

Самоанализ урока

Так Задачи урока, я считаю,  реализовывались:

     Образовательные задачи:

Через фронтальный опрос, через задание 1, 3, 4 были закреплены полученные знания

Развивающие задачи:

Через задание №2, 4 т.е. работу с текстом, у учащихся развиваются коммуникативные навыки: это монологическая речь при воспроизведении теоретического материала. Задания №6 способствует развитию  умения сравнивать, комментировать, развиваются навыки исследовательской деятельности. Работа с картиной развивает творческие способности десятиклассников. И все вышесказанное способствует умению анализировать и оценивать собственную деятельность, и, естественно, использование информационных технологий стимулирует интерес к изучаемому предмету.

 

Воспитательные задачи:

Работа с текстом, с описанием картины способствует развитию положительного отношения к знаниям русского языка, истории, искусства – это  также способствует развитию у учеников умения прислушиваться к точке зрения партнера (толерантности, которая сегодня как никогда востребована в современном обществе). Воспитывает чувство патриотизма к Родине

Как осуществлялась система работы на данном уроке? Четкая постановка цели в начале урока, логика в построении урока, подведение итогов после выполнения заданий и в конце урока.

   Формы работы :  самостоятельная работа, работа в группе.

На уроке использовались компьютерные технологии с целью повышения качества образования учащихся: осуществление самопроверки при работе с тестами.

Приемы:

Был использован презентационный материал, были даны задания, побуждающие к выявлению авторской позиции, высказыванию собственного мнения. Учащимися на уроке осуществлялась самооценка, рефлексия. Ребята пользовались справочным материалом, научным историческим и художественным текстами.

На данном уроке были реализованы современные подходы к уроку русского языка:

Личностно ориентированный подход на данном уроке был реализован в том, что я как учитель выступала в роли организатора образовательной деятельности, давала задания, консультировала, помогала. Старалась, чтобы отношения учеников на уроке были основаны на взаимоуважении.

Задачи урока ставились совместно с учащимися, использовались на уроке разнообразные формы работы. В ходе урока сочетались индивидуальная, фронтальная, групповая работы.

Таким образом, применение культурологического подхода на уроках русского языка, литературы и истории способствует развитию эффективности учебного процесса, а нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемым предметам, но и развивать их творческую самостоятельность, способность к самореализации

 

Список литературы:

  1. А.А. Акишина, Т.Е. Акишина, А.П. Бубнова, А.В. Тряпельников. Россия XIX в.: лица, события, судьбы (учебный мультимедийный комплекс с DVD-диском по развитию русской речи ). – М.: АТиСО, 2010. - 80 с.
  2. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании русского языка // Русский язык в школе. –– 1996. –– № 1. –– С. 3–8.
  3. Гранева И.Ю. Культурологический подход на уроках русского языка и литературы как средство развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся (опыт создания комплексного лингвокультурологического словаря) / Диалог культур. Теория и практика преподавания языков и литератур: Международная научно-практическая конференция (9-11 октября 2018 г.): Труды и материалы / Под.ред. В.В. Орехова, Е.Я. Титаренко. – Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 218. С.111-113. IF(РИНЦ-2014): 0,245.
  4. Культурология образования: современный урок: Коллективная монография. Выпуск 2 / Под ред. Л.П.Качаловой, Е.В.Телеевой. –– Шадринск: Исеть, 2004. –– 148 с.

сложноподчиненного предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-семинар"Мысль народная" и воля истории в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".

Урок-семинар проводится после изучения романа Л.Н.Толстого"Война и мир". Цели: обобщить знания учащихся по роману" Война и мир".Учащиеся должны знать содержание романа, понимать проблему национального...

Интегрированный урок литературы и истории в 10 классе на тему «Гроза двенадцатого года…» (по историческим материалам и роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Предлагаемый   урок поможет учащимся сравнивать взгляды историков и писателей, проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю. Основная цель работы – разв...

Внеклассное мероприятие по музыке на тему:«Герои Отечественной войны 1812 года в зеркале истории России» для учащихся 9-11 классов

Цели и задачи мероприятия: - ознаменование торжественной даты « 200 лет со дня Отечественной  войны 1812 года»- активизация гражданской позиции и чувства патриотизма учащихся- осознание рол...

Презентация - приложение к внеклассному мероприятию по музыке на тему:«Герои Отечественной войны 1812 года в зеркале истории России» для учащихся 9-11 классов

Цели и задачи мероприятия: - ознаменование торжественной даты « 200 лет со дня Отечественной  войны 1812 года»- активизация гражданской позиции и чувства патриотизма учащихся- осознание роли личн...

Презентация для урока литературы по роману Л.Н.Толстого "Война и мир" в 10 классе по теме: "История создания, жанр и проблематика романа Л.Н.Толстого"

Презентация предназначена в помощь учителю для проведения первого урока литературы по изучению романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир" в 10 классе....

Интегрированный урок (литература+история) по теме "Герои партизанской войны и их исторические прототипы в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"

Материал представляет собой план-конспект интегрированного урока с раздаточным материалом. Данный урок является заключительным с системе уроков  по теме "Партизанская война в романе Л. Н. Толстог...

Методическая разработка открытого интегрированного урока по истории и литературе на тему: «Отечественная война 1812 г. Образы Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Открытый интегрированный урок по истории и литературе.Тема: "Отечественная война 1812 г. Образы Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и мир"...