Поурочная разработка Восточные славяне и их соседи. 6 класс
план-конспект урока по истории (6 класс)

Юрова Ольга Николаевна

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний

Цель урока: формирование знаний о жизни и быте древних славян, местах их расселения и о народах, живущих по соседству.

Задачи образовательные: формировать представления о занятиях, быте, управлении, религии древних славян; учить детей давать определения историческим терминам.

Задачи развивающие: продолжить формирование навыков работы с текстом, умение извлекать необходимую информацию, используя текст параграфа и иллюстративный материал, развивать у учащихся познавательный интерес к истории, творческие способности; умения отвечать на вопросы, выделять главное, группировать, обобщать, выражать собственное отношение.

Задачи воспитательные: формировать навыки и умения работать в коллективе, воспитывать уважительные отношения друг к другу; создавать ситуацию успеха для каждого ученика, что обеспечивает его включение в дальнейшую познавательную деятельность; воспитывать интерес и глубокое уважение к истории Отечества, чувство патриотизма.

Оборудование урока:  проектор, презентация «Восточные славяне и их соседи», схема «Происхождение восточных славян»,таблица «Расселение славян», кластер «Славяне», схема «Соседи восточных славян»

Методы обучения: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, работа в группах, фронтальная

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний

Цель урока: формирование знаний о жизни и быте древних славян, местах их расселения и о народах, живущих по соседству.

Задачи образовательные: формировать представления о занятиях, быте, управлении, религии древних славян; учить детей давать определения историческим терминам.

Задачи развивающие: продолжить формирование навыков работы с текстом, умение извлекать необходимую информацию, используя текст параграфа и иллюстративный материал, развивать у учащихся познавательный интерес к истории, творческие способности; умения отвечать на вопросы, выделять главное, группировать, обобщать, выражать собственное отношение.

Задачи воспитательные: формировать навыки и умения работать в коллективе, воспитывать уважительные отношения друг к другу; создавать ситуацию успеха для каждого ученика, что обеспечивает его включение в дальнейшую познавательную деятельность; воспитывать интерес и глубокое уважение к истории Отечества, чувство патриотизма.

Оборудование урока:  проектор, презентация «Восточные славяне и их соседи», схема «Происхождение восточных славян»,таблица «Расселение славян», кластер «Славяне», схема «Соседи восточных славян»

Методы обучения: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, работа в группах, фронтальная

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vost_slavyane.docx41.01 КБ

Предварительный просмотр:

 Восточные славяне и их соседи. 6 класс

Дата проведения 15.01.2020 г

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний

Цель урока: формирование знаний о жизни и быте древних славян, местах их расселения и о народах, живущих по соседству.

Задачи образовательные: формировать представления о занятиях, быте, управлении, религии древних славян; учить детей давать определения историческим терминам.

Задачи развивающие: продолжить формирование навыков работы с текстом, умение извлекать необходимую информацию, используя текст параграфа и иллюстративный материал, развивать у учащихся познавательный интерес к истории, творческие способности; умения отвечать на вопросы, выделять главное, группировать, обобщать, выражать собственное отношение.

Задачи воспитательные: формировать навыки и умения работать в коллективе, воспитывать уважительные отношения друг к другу; создавать ситуацию успеха для каждого ученика, что обеспечивает его включение в дальнейшую познавательную деятельность; воспитывать интерес и глубокое уважение к истории Отечества, чувство патриотизма.

Оборудование урока:  проектор, презентация «Восточные славяне и их соседи», схема «Происхождение восточных славян»,таблица «Расселение славян», кластер «Славяне», схема «Соседи восточных славян»

Методы обучения: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, работа в группах, фронтальная

Основные понятия: бортничество, язычество, идолы, волхвы, вервь, вече, народное ополчение, три ветви славян: восточные, западные и южные; системы земледелия: подсечно-огневая, переложная, двуполье и трёхполье;

Структура урока:

  1. Организационный момент. Приветствие учеников.
  2. Подготовка учеников к восприятию новой темы.
  • Вызов интереса
  • Вызов активности
  • Вызов опыта
  1. Изучение нового материала.
  2. Закрепление учебного материала.
  3. Домашнее задание
  4. Рефлексия.
  5. Подведение итогов урока.

Ход урока

I.Организационный момент

II. Подготовка учеников к восприятию новой темы.

Здравствуйте, ребята. Я предлагаю вам отправиться в необычное историческое путешествие, путешествие в прошлое, в древнюю Русь.

  • Вы любите путешествовать?
  • Чтобы определить тему нашего путешествия, я предлагаю вам немного вспомнить. Мы с вами начали изучать историю нашей страны, говорили о первых стоянках древних людей, первых государствах древности. А кто-то из вас знает, как назывался народ древней Руси?

Изучая всемирную историю, мы говорили о славянах, образовании славянских государств. Я предлагаю вам составить кластер «Славяне».

III . Изучение нового материала.

Прежде чем изучать историю наших предков, мы должны понять, где они проживали. Известно, что на территории Восточно-европейской равнины проживало 15 племенных союзов. Обратим внимание на карту, нам необходимо изучить расселение этих племен.

Работа с учебником  стр. 32 – 33, п. 4 читать Мы неоднократно отмечали влияние природно-климатических условий на образ жизни того или иного народа. Были ли наши предки исключением?. Учитель обобщает и дополняет рассказы учеников .

Земледелие и его виды: подсечно-огневое и перелог. Для обработки земли и посева зерновых культур, надо было вырубить и сжечь лес, поэтому этот способ назывался подсечно-огневым, а так как без удобрений земля истощалась быстро, славяне переходили на другой участок, поэтому вторая система использования называлась перелог.

Ребята выясняют, что орудиями труда у славян были: соха, борона, серп. Сельскохозяйственными культурами: просо, ячмень, гречиха.

 Кроме земледелия славяне занимались скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством (сбором мёда диких пчёл), ремёслами.

Работа с текстом учебника пар. 2 (по плану), пар. 3,  читать составить кластер «Соседи восточных славян»

Работа с текстом учебника стр. 21 п.2 составить схему «Происхождение восточных славян»

Работа с текстом учебника на с. 27-29 п.1. Заполнить таблицу «Расселение славян».

IV. Закрепление:

 Задание: продолжите предложения

1. Предками русского, украинского и белорусского народа являлись…(восточные славяне)

2. Занятиями этих племен были…(земледелие, скотоводство, ремесло, охота и рыболовство, бортничество)

3. В своей трудовой деятельности использовали следующие орудия труда…(соху, борону и серп)

4. По религиозным верованиям племена были…(язычниками)

5. Статуи славянских богов назывались…(идолы)

6. Главной чертой славян была … (любовь к свободе)

Задание: сопоставь имена славянских богов и их изображения?

Составить синквейн на тему «Славяне»

V. Домашнее задание:

- параграф 3 пересказ , выучить понятия и определения

Творческое задание на выбор:

  • - найти загадки, пословицы, поговорки славянских народов
  • - составить кроссворд на тему: “Древние славяне”
  • - эссе на тему: «Один день в славянском поселке».

VI. Рефлексия:  «Дерево знаний»

На дереве расположить листочки ( выбрать цвет: красный - знал, желтый – хочу узнать, зеленый – узнал) 

VII. Подведение итогов урока. Анализ деятельности учеников на уроке.

   «ОЦЕНКА СВОИХ ОТВЕТОВ»

«+»-ответил по своей инициативе, ответ правильный

«-«-ответил по своей инициативе, но ответ неправильный

«П» -ответил по просьбе учителя, ответ правильный

«Н» -ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный

«О» -не ответил


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку истории России в 6 классе по учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г. по теме: "Восточные славяне и их соседи"

презентация помогает сформировать у учащихся общее представление о предках славян, расселении восточнославянских племен и их соседей в древности, дает общее представление о религии древних славян. сод...

Конспект урока по истории 6 класс "Восточные славяне и их соседи"

Данный урок соответствует требованиям ФГОС. Для разработки данного урока был использован материал методического пособия "Поурочные разработки" Е.Н. Сорокиной к УМК Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова....

Технологическая карта урока по истории России Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»

Технологическая карта урока по истории России  Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»...

Тест по истории России 6 класс тема "Восточные славяне и их соседи"

Тест по истории России 6 класс тема "Восточные славяне и их соседи"...

План урока по теме:Восточные славяне и их соседи ,6 класс

Технологическая карта урока истории России в 6 классе.К учебнику под редакцией Торкунова...

Презентация к уроку истории России в 6 классе "Восточные славяне и их соседи"

Презентация к уроку истории в 6  классе по учебнику «История России»  под редакцией А.В.Торкунова к параграфу 3 "Восточные славяне и их соседи" сопровождает и дополняет...

Конспект урока по истории России 6 класс. по теме: Восточные славяне и их соседи.

Цели и задачи: познакомить с версиями происхождения и расселения восточнославянских племён, видами трудовой деятельности наших предков, их верованиями и бытом.Планируемые результаты:Предметные: характ...