урок истории в 7 классе по теме "Смута в Российском государстве"
план-конспект урока по истории (7 класс)

Кузнецова Людмила Юрьевна

На этом уроке мы выясним, что происходило в нашей стране после прекращения существования династии Рюриковичей. Какова роль личности в событиях этого периода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii_7_klass.docx14.14 КБ
Файл tablitsa.docx1.75 МБ
Файл teksty.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории в 7 классе по теме

Смута в российском государстве

  1. Организационный момент – приветствие
  2. Определение темы урока- на доске иллюстрации картин и портреты

- Иван Грозный убивает сына Ивана

- портер Федора Ивановича

- царевич Дмитрий

Что объединяет эти изображения – последние представители из династии Рюриковичей.

Кто стал правителем российского государства? – Борис Годунов, брат жены царя Федора.

Посмотрите видеосюжет, раскрывающий тему нашего урока.

Тема: Смута.

На этом уроке мы выясним, что происходило в нашей стране после прекращения существования династии Рюриковичей. Какова роль личности в событиях этого периода. (5 минут)

  1. Индивидуальная работа – каждый получает пакет документов (портрет исторической личности смуты, задание)

- Борис Годунов, Лжедмитрий 1, Лжедмитрий 2, Федор Годунов, Василий Шуйский, Иван Болотников, Хлопко. (7 шт. по кол-ву учащихся) – (5 минут)

На доске висят портреты этих личностей. Учащиеся согласно инструкции к своей деятельности, читают информацию об исторической личности, затем определяют на доске по портретам соответствующую личность, подписывают имя и дают краткую характеристику. (представление по 2 минуты – всего 15 минут + работа учащихся в период выступления – 5 минут итог 20 минут)

  1. Работа в группах (3-4 человека) выполняют задание с иллюстрациями с изображениями личностей)

Извлечение информации из иллюстративного источника. ( 3 минуты на обсуждение + объяснение 2 минуты итог 5 минут)

  1. Подведение итогов- работа в группе с текстом – нахождение исторических ошибок

  1. Рефлексия

В начале урока мы определили, что по принципу родства и прекращения династии Рюриковичей объединены сюжеты. Я предлагаю вам определить принцип объединения следующих личностей

 (показываются портреты, учащиеся называют личности и признаки их объединения (3 минуты)

  1. Оценивание  обучающихся (2 минуты)
  2. Д/з

П. 14-15 ответить на вопросы. Подготовить презентацию (2 минуты)


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Задание 1 (на самостоятельную работу отводится до 5 минут).

  1. Прочитайте текст о деятельности Бориса Годунова.
  2. На основе информации в тексте подготовьте устный рассказ о деятельности Бориса Годунова.
  3. Определите по фото на доске изображение Бориса Годунова.
  4. Представьте рассказ у доски и подпишите соответствующе фото.

Борис Годунов после смерти царя Фёдора в 1598 г. был избран на царство Земским собором.  При Годунове широко развернулось городское строительство, сооружение крепостей и монастырей.

Понимая, что без просвещения Россия и дальше будет отставать от Европейских стран, Борис Годунов послал группу дворянских детей учиться за границу. Он планировал открыть по всей стране школы, и даже университет в Москве. Успешно развивал книгопечатание.

В 1589 году при активном участии Годунова глава русского православного духовенства переменил сан митрополита на высший сан патриарха.

В 1601 – 1603 годы были неурожайными. Страну охватил голод. Цены на хлеб резко подскочили, он стал недоступным для большинства населения.

Правительство Бориса Годунова не жалело средств на борьбу с голодом. В Москве населению были выданы огромные суммы. Царь распорядился открыть государственные амбары и выдавать хлеб бесплатно. Услышав об этом, в столицу хлынули толпы людей. Но хлеба всем не хватало.

Начались народные восстания. Чтобы успокоить народ Борис восстановил Юрьев день и отменил сыск беглых крестьян. Но это уже не могло остановить нараставшее с каждым днем недовольство царем. Ему припомнили всё: и гибель невинного царевича Дмитрия и «захват» царской власти.

В 1605 г. Борис Годунов умер.


Задание 2 (на самостоятельную работу отводится до 5 минут).

1)        Прочитайте текст о деятельности Фёдора Годунова.

2)        На основе информации в тексте подготовьте устный рассказ о деятельности Фёдора Годунова.

3)        Определите по фото на доске изображение Фёдора Годунова.

4)        Представьте рассказ у доски и подпишите соответствующе фото.

В разгар борьбы с Лжедмитрием 1 в апреле 1605 года неожиданно умер царь Борис Годунов. На престол был возведен его сын Фёдор. Царствование его — самое короткое в истории России — продолжалось 49 дней. И тем более удивительно, как много полезных начинаний успел сделать этот юный монарх.

Под его руководством  была составлена одна из первых русских карт России, учреждён Каменный приказ, согласно которому упорядочивалось каменное строительство в стране.

Привыкший к благотворительности во время большого голода 1601-1603 годов, знающий силу ее воздействия на людей, Федор теперь раздавал большие суммы "на помин души" отца. Так он надеялся расположить к себе народ.

Ненависть бояр к Годунову была столь сильна, что они были готовы видеть на российском престоле кого угодно, только «Не Борисов род».1 июня 1605 года восставшие москвичи, подстрекаемые боярам, ворвались в Кремль и свергли юного Федора Борисовича. Через несколько дней он был убит.


Задание 3 (на самостоятельную работу отводится до 5 минут).

1)        Прочитайте текст о деятельности Хлопко.

2)        На основе информации в тексте подготовьте устный рассказ о деятельности Хлопко.

3)        Определите по фото на доске изображение восстания Хлопка.

4)        Представьте рассказ у доски и подпишите соответствующе фото.

С осени 1601 г. начались народные волнения. Голодные люди стали силой отнимать хлеб у торговцев. Толпы голодных вооруженных людей сбивались в шайки, которые рыскали в поисках пропитания, занимались разбоем и грабежами. Многие крестьяне и жители городов уходили на юг, пополняли свободолюбивые казацкие общины.

Особенно большие неприятности приносил отряд под предводительством Хлопко, действовавший неподалеку от столицы. Против «разбойников» было послано большое войско во главе с воеводой И. Басмановым. Осенью 1603 г. в ожесточенной сражении под Москвой Басманов погиб, но отряд повстанцев был разгромлен. Раненый Хлопко был взят в плен и казнен. Однако многие повстанцы бежали на окраины страны, где вновь занялись разбоем.


Задание 4 (на самостоятельную работу отводится до 5 минут).

1)        Прочитайте текст о деятельности Лжедмитрия 1.

2)        На основе информации в тексте подготовьте устный рассказ о деятельности Лжедмитрия 1.

3)        Определите по фото на доске изображение Лжедмитрия 1.

4)        Представьте рассказ у доски и подпишите соответствующе фото.

К 1600 г. по Москве распространились слухи, что погибший в Угличе царевич Дмитрий жив, вот-вот появится и облегчит жизнь народа. В 1601 г. в Речи Посполитой объявился «чудом спасшийся» царевич Дмитрий. Это был беглый монах Григорий Отрепьев. Он был смел и без устали раздавал обещания. Он тайно принял католичество и поклялся папе римскому ввести его в Россию. Обещал передать Смоленск и Северскую землю польскому королю. Новгород, Псков и миллион золотых  - дочери польского магната Марине Мнишек, на которой собирался жениться.

Заручившись поддержкой польского короля, в 1604 г. Лжедмитрий со своим войском перешёл российскую границу. Его силы быстро росли за счет недовольных крестьян, горожан, казаков. Самозванец обещал облегчить жизнь всем слоям населения. Народ верил в это. После смерти Фёдора Годунова войско самозванца вступило в Москву. Лжедмитрий был провозглашен царем. Он возвратил из ссылки бояр, пострадавших при Борисе Годунове. На первых порах он лично выслушивал все жалобы и просьбы, отменил казни, начал борьбу с поборами и взятками.

 Однако он забыл одно из своих главных обещаний – дать полную свободу  крестьянам. Лжедмитрий не считался с русскими обычаями. Устранил бояр от большинства решений. Боярская верхушка в мае 1606 г. организовала заговор в результате, которого самозванец был убит.


Задание 5 (на самостоятельную работу отводится до 5 минут).

1)        Прочитайте текст о деятельности Василия Шуйского.

2)        На основе информации в тексте подготовьте устный рассказ о деятельности Василия Шуйского.

3)        Определите по фото на доске изображение Василия Шуйского.

4)        Представьте рассказ у доски и подпишите соответствующе фото.

В 1606 г. на Земском соборе царем был выбран Василий Шуйский. (1606 – 1610).

При воцарении он поклялся не допускать безграничного самовластия. Обещал не слушать ложных доносов и не отнимать имущество у наследников и родственников осуждённых.

Большинство же дворян и бояр были недовольны новым царем.

Василию Шуйскому удалось собрать войско для подавления восставших, недовольных его правлением. Он смог сделать это благодаря серьезным уступкам дворянству. Царь занял свыше 18 тысяч рублей в Троице-Сергиевом монастыре, чтобы выплатить жалованье ратным людям. Скопившимся в Москве разорившимся Дворянам и членам их семей правительство стало ежемесячно выдавать «кормовые» деньги. Для того, чтобы заручиться поддержкой дворян Василий Шуйский в 1607 г. увеличил срок сыска беглых крестьян до 15 лет.

В борьбе с самозванцем Василий Шуйский не решился опереться на силы народа. В 1609 г. он заключил договор со Швецией об отправке в Россию наёмного войска. Чтобы расплатиться с воинами Шуйскому пришлось обложить налогом население России, что вызвало еще большее недовольство.

В 1610 г. дворяне при поддержке посадского населения Москвы свергли Шуйского с престола и насильно постригли его в монахи.


Задание 6 (на самостоятельную работу отводится до 5 минут).

1)        Прочитайте текст о деятельности Ивана Болотникова.

2)        На основе информации в тексте подготовьте устный рассказ о деятельности Ивана Болотникова.

3)        Определите по фото на доске изображение Ивана Болотникова.

4)        Представьте рассказ у доски и подпишите соответствующе фото.

Иван Болотников возглавил движение недовольных правлением Василия Шуйского. В молодости Болотников был военным холопом. Был в плену у крымских татар. Затем продан в рабство в Османскую империю, где был гребцом на галере. Во время одного из морских сражений ему удалось освободиться. По пути на родину Болотников побывал в Речи Посполитой. Здесь он получил грамоту о назначении  главным воеводой в войске Лжедмитрия 1.

Осенью 1606 г. разбив несколько царских отрядов, повстанцы подступили к столице и расположились в селе Коломенском. В лагерь Болотникова стекались люди, недовольные царем Василием Шуйским. Осада Москвы продолжалась пять недель. В декабре 1606 г. ослабленные отряды Болотникова были разбиты и отошли в Калугу и Тулу. В Калуге  они привели в  порядок городские укрепления. В очередном сражении смогли одержать победу над царским войском.

В сражении под Каширой в мае 1607 г. отряды Болотникова  потерпели поражение. Они укрылись в Туле. Осада города длилась около четырех месяцев. Василий Шуйский приказал соорудить плотину на реке Упе. Поднявшаяся вода затопила город. В Туле начался голод. 10 октября 107 г. Болотников, поверив обещанию царя сохранить ему жизнь, сдался. Но Шуйский жестоко казнил его.


Задание 7 (на самостоятельную работу отводится до 5 минут).

1)        Прочитайте текст о деятельности Лжедмитрия 2.

2)        На основе информации в тексте подготовьте устный рассказ о деятельности Лжедмитрия 2.

3)        Определите по фото на доске изображение Лжедмитрия 2.

4)        Представьте рассказ у доски и подпишите соответствующе фото.

Летом 1607 г. на юго-западе страны объявился новый самозванец. Его по просьбе Болотникова отыскал казачий атаман Иван Заруцкий. Своей фигурой он напоминал убитого в Москве первого самозванца.

В конце лета 1607 года отряды Лжедмитрия 2 двинулись на помощь Болотникову, осажденному в Туле. Жители юго-западных городов встречали самозванца и его воинов хлебом и солью. Осенью к ним присоединились остатки разбитых отрядов Болотникова и отряды польских наемников.

В 1608 г. войско самозванца обосновалось у подмосковного села Тушина. Вскоре Тушино стало как бы второй столицей России – со своим царём, прозванным в народе  Тушинским вором. В Тушино начали стекаться дворяне и бояре, обделенные царем Василием Шуйским. Тушинские поляки вели себя как завоеватели. Они грабили и насильничали, облагали население большими налогами. Затем в лагере начались конфликты. Польские наемники требовали плату за службу, но в ответ слышали только обещания. Ситуация ещё больше осложнилась когда самозванец лишился поддержки польского короля. В декабре 1609 г. самозванец, переодевшись крестьянином, бежал в Калугу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории 6 класс. Тема урока. Взаимоотношения Церкви и государства в конце XV - начале XVI века

Урок освящае события истории Росии конца 15 - начала 16 вв. В XII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства ру...

Урок с использованием проектных технологий. Тема "Символы Российского государства"

Урок  расширения знаний о символах государства, их значении и  использовании в обычной жизни с использованием проектных технологий  при подготовке обучающихся учебного материала и закре...

Конспект урока истории. 6 класс. Тема: Образование варварских королевств Государство франков и христианская церковь в 6-8 веках

Класс 6а, 6бДата: 08.09.2015Тема: Образование варварских королевств Государство франков и христианская церковь в 6-8 векахЦель:  познакомить учащихся с историей возникновения Франкского коро...

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"...

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 13 Государство на берегах Нила

Цель урока: способствовать формированию представления о природных условиях древнего Египта, возможности и особенности его хозяйственного освоения...

Урок истории в 7 классе "Смутное время в Российском государстве"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. В разработку урока включены задания на формирование читательской грамотности учащихся....