Урок истории в 5 классе "Природа и люди Древней Индии"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Порякова Татьяна Викторовна

Урок истории в 5 классе.

Тема урока: «Природа и люди Древней Индии»

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цель урока: ознакомление  учащихся с особенностями географического положения, растительным и животным миром Древней Индии, занятиями ее жителей, особенностями религии

Задачи урока:

Познавательная:  Способствовать появлению у учащихся понятий о географическом положении, природных условиях и занятиях населения Древней Индии

Развивающая: Формировать навык работы с исторической картой, совершенствовать аналитические навыки обучающихся: умений сравнивать, обобщать; Продолжить формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой.

Воспитательная: Повышать мотивацию к изучению культурных ценностей разных народов, воспитание личностных качеств обучающихся, необходимых для самообразования. Приобщение их к историческому и культурному наследию прошлого.

 

Планируемые результаты:

Личностные:

-самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

-формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать, оценивать его.

Предметные:

-уметь называть и показывать на карте основные географические объекты полуострова Индостан;

-составлять рассказ и описывать особенности природных условий Древней Индии;

-характеризовать занятия населения и особенности религиозных верований населения

- знать и применять новые исторические понятия

Метапредметные:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;

-организация учебной деятельности;

- самоконтроль и оценка результатов;

-овладение приемами систематизации знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii_v_5_klasse.docx40.08 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории в 5 классе.

Тема урока: «Природа и люди Древней Индии»

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цель урока: ознакомление  учащихся с особенностями географического положения, растительным и животным миром Древней Индии, занятиями ее жителей, особенностями религии

Задачи урока:

Познавательная:  Способствовать появлению у учащихся понятий о географическом положении, природных условиях и занятиях населения Древней Индии

Развивающая: Формировать навык работы с исторической картой, совершенствовать аналитические навыки обучающихся: умений сравнивать, обобщать; Продолжить формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой.

Воспитательная: Повышать мотивацию к изучению культурных ценностей разных народов, воспитание личностных качеств обучающихся, необходимых для самообразования. Приобщение их к историческому и культурному наследию прошлого.

Планируемые результаты:

Личностные:

-самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

-формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать, оценивать его.

Предметные:

-уметь называть и показывать на карте основные географические объекты полуострова Индостан;

-составлять рассказ и описывать особенности природных условий Древней Индии;

-характеризовать занятия населения и особенности религиозных верований населения

- знать и применять новые исторические понятия

Метапредметные:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;

-организация учебной деятельности;

- самоконтроль и оценка результатов;

-овладение приемами систематизации знаний

Методы обучения: проблемно-исследовательский

Оборудование: учебник, атлас, карта,  компьютер,  проектор, презентация, раздаточный материал.

Понятийно-категориальный аппарат усвоения: Южная Азия, Индийский океан, полуостров Индостан, Гималаи, Инд, Ганг, джунгли, Ашока, вера в переселение душ.

Ценностный компонент урока: Понимать влияние природных условий на образ жизни и занятия людей.

Работа с учебником: чтение, работа с иллюстрациями, комментированное чтение.

Ход урока:

1. Организационный этап.

Друзья мои, звенит звонок

И рада я начать урок

Сегодня нас открытья ждут,

Итак, вперёд и в добрый путь!

  1. Постановка целей, задач , создание проблемной ситуации

Учитель. Ребята, я вижу вы готовы к уроку и сегодня мы с вами продолжим путешествие по Древнему миру. Но куда? На этот вопрос вы мне ответите сами, после того, как послушаете музыку и посмотрите видеофрагмент.   Вывешивается карта Индии

Учитель: Как вы думаете, ребята, с историей какой страны мы начинаем знакомиться на этом уроке? (Дети отвечают: "Индия").

Вспомните, по какому плану вы изучали историю государств? (Где расположена? Географическое положение? Какие природные условия? Чем занимались?  В каких богов верили?)

 -На какие вопросы мы будем искать ответ?

-Итак, сформулируем план работы.

 I План.(слайд)

1 Географическое положение Древней Индии.

2.Природные условия.

3.Занятия древних индийцев.

4.Религиозные верования людей.

-Ребята, какое слово является обобщающим для двух первых пунктов плана? (Природа)

-Последующие пункты? ( Люди.)

-Запишем в тетради тему урока. (ПРИРОДА И ЛЮДИ  ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.)

А как мы будем действовать, чтобы получить знания? Какие средства выберем для изучения темы? (-.Работать с  исторической картой. - Работать  с документом.         Описывать иллюстрации. -Работать с учебником  § 20 п.1,5.)

  По ходу изучения темы вам предстоит заполнить схему. Эта схема у каждого из вас лежит на парте. В тетрадях писать мы с вами не будем, а будем работать только на этих листах. Потом вы их свернете пополам и вклеите в тетрадь. В этой схеме вместо точек необходимо вставить пропущенные слова. Задание понятно?  И итогом нашей работы станет репортаж. А для этого я предлагаю вам выступить в роли журналистов. Для того чтобы ваш репортаж стал профессиональным, нам нужно отправиться в путешествие по Древней Индии.  Есть вопросы? Итак, начинаем.

3. Создание проблемной ситуации

Внимание мы отправляемся в страну чудес, именно так называли её греки, а почему, мы с вами попытаемся ответить в конце нашего путешествия.

4. Первичное усвоение новых знаний

    Государство Древняя Индия возникло в глубокой древности. Сначала это были разрозненные племена, соперничавшие между собой, но  в III тысячелетии до н.э. все индийские государства объединил под своей властью Ашока. Столица – Паталипутра.

 У каждого путешественника должна быть карта для того, чтобы не заблудиться. Нам нужно знать, где находится эта страна, и уметь находить ее основные географические объекты.

Учитель: Карта, необходимая вам,  находится в учебнике на стр.96. А у меня на доске.

Учитель предлагает посмотреть на слайд, ученики работают с учебником на стр…96.

- Давайте вспомним некоторые понятия, с которыми вы познакомились на уроках окружающего мира.

Учитель спрашивает учеников:

- Что такое остров и полуостров?

- Чем они отличаются друг от друга?

Ученики на основе своих прежних знаний по изучению Окружающего мира формулируют ответ, учитель поясняет, что полуостров – это часть суши, имеющая с одной стороны границу с материком (сушей), а с других сторон омывается водой (морями и океанами).

-Теперь давайте посмотрим на карту и найдем остров (ученики показывают о. Шри-Ланка), теперь полуостров (п-ов. Индостан). Учитель начинает рассказ о месте расположения Древней Индии на полуострове Индостан. Определяют название морей и океанов, омывающих полуостров. Рассматривают окраску карты, знакомятся с условными обозначениями (учитель на доске выдвигает закладку с пояснениями к карте).

- Давайте поработаем с контурной картой. Подпишите на карте название полуострова, где находится Индия и название океана, водами которого она омывается. (Работа с контурной картой).

Учитель: Вы уже знаете, что люди поселяются там, где есть реки. В Индии протекают две больших реки:

- Найдите на карте и назовите их. (Инд и Ганг). Свое название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии считают священными.

- Сделайте записи в схеме.

- Определите расположение рек на карте. ( Учитель с их помощью перетаскивает название на карту.  

Учитель: А сейчас мы с вами поработаем с документом. Это отрывок из сочинения Диодора Сицилийского "Историческая библиотека".( у каждого на парте лежит текст документа) (Приложение № ).

Чтение первого отрывка: "Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями :"

Учитель: Что мы узнали из этого отрывка? (Дети отвечают: "в Индии есть горы")

Учитель: Посмотрите на карту. Как называются горы, о которых упоминает Диодор Сицилийский? (Дети отвечают: Гималаи).

Учитель: У нас было индивидуальное задание у Наташи , которая сейчас  расскажет о Гималаях.  

Сообщение учащегося: Гималаи, самые высокие горы в мире. Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами и снегами. Кстати, слово "Гималаи" означает "жилище снега". В Гималаях находится самая высокая на земле вершина, которая называется  Джомолунгма. Ее имя Джомолунгма означает «поднебесное жилище богов».  Древние индийцы верили, что на вершине горы обитают боги.  Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера и  способствовали  защищенности Индии от нападения врагов? (Презентация, ).

- Отметьте на контурной карте горы.

- Сделайте записи в схеме.

Чтение второго отрывка: "Индия никогда, говорят, не знала голода. .. Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона - один зимний :, другой - летний:"

Учитель: Что мы узнали о климате Индии? (Дети отвечают: "там идут дожди").

Учитель: Дожди в  Индии идут часто, Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко. Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами - джунглями. (Презентация, слайд №).

Учитель: О джунглях нам расскажет Полина.

Сообщение учащегося:  Джунгли не похожи на леса России, в которых каждый из вас бывал: в джунглях поражает огромная высота деревьев, густота растительности - здесь всегда темно и душно. Гигантскими гирляндами свешиваются лианы и образуют сплошную сеть, через которую очень трудно пройти. В вечнозеленом лесу круглый год цветут яркие душистые цветы. С восхода до заката слышался гомон птиц. Человек, попавший в джунгли не боялся умереть с голода. Здесь всегда можно найти еду, ведь в джунглях растут орехи, ягоды, бананы, манго, цитрусовые. Но в джунглях человека подстерегала опасность:(Презентация, слайд №). Там водится множество зверей и птиц. Здесь живут страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи. Особенно индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг своих домов кусочки еды и говорили: "Угощайтесь, но нас не трогайте". Еще в Индии обитает  слон. (Презентация, слайд №). Индийцы приручили слона. Он переносил тяжести и даже участвовал в сражениях- воины сидели на спине у слона и осыпали противника стрелами. У индийцев слон был одним из священных животных. Даже одним из главных богов был Ганеша, которого изображали с головой слона. (Презентация, слайд №).

Учитель: Какую опасность могли встретить древние индийцы в джунглях?

- Можно ли было человеку выжить в джунглях?

- Чем питаться?

- Поработайте со схемой.

  1. Динамическая пауза.                                                                                                                                                                                                      Учитель: Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:
  • заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз);
  • идем по тропинке ( ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра);
  • увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо);
  • впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом);
  • раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя);
  • вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).

Учитель: Шли мы по джунглям и вышли к поселку. (Презентация, слайд №). Я попрошу вас открыть учебники на стр. 97, в п.3 найти и назвать основные занятия индийцев.

Учитель: Индийцы занимались охотой, собирательством, разводили скот. С особой любовью они относились к корове. (Презентация, слайд №). Она давала молоко, из которого делали простоквашу, масло. А вот мяса коровы индийцы не ели, она считалась священным животным. Тот, кто убивал корову, считался преступником. Но главным занятием жителей Древней Индии было земледелие (Презентация, слайд №).

- А сейчас мы с вами немного поиграем. Это поможет вам получить дополнительную информацию о занятиях и жизни древних индийцев. Мы с вами разыграем импровизированный спектакль. Несколько человек получат роли, которые им предстоит сыграть.

(Учитель раздает слова Клеопатры, путешественника,).

Учитель: Это произошло во дворце египетской царицы Клеопатры. Она узнала, что  путешественники вернулись из загадочной Индии и пригласила их рассказать об этой стране.

 путешественник: Если бы вы только знали, какая удивительная страна - Индия. Там на кустах растёт белая шерсть. Я видел своими собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, и делают из неё красивые и прочные ткани:

Учитель: Клеопатра воскликнула:

Клеопатра: Ты лжешь! Такого не может быть! Эй, стража, казнить его!

Учитель: Взмолился путешественник.

путешественник: Помилуй меня! Это правда!

Учитель: И подал царице коробочку хлопчатника и ткань, которую делают из хлопка (Презентация, слайд №).Царица помиловала путешественника и сказала:

Клеопатра: Расскажите мне еще о том, что же выращивают в этой удивительной стране.

Учитель: Тогда  путешественник сказал:

 путешественник: (Презентация, слайд №). Кроме пшеницы и ячменя, которые нам хорошо известны, жители Индии выращивают диковинные культуры, которые я привез.

Игра "Чудесный сундучок": В сундучке находятся рис, чай, сахар, перец. Учитель приглашает желающих учеников отгадать, что находится в сундучке. Ученик должен с закрытыми глазами отгадать на ощупь, по вкусу, по запаху, что ему предлагается. (В процессе отгадывания на экране меняются слайды: (Презентация, № ).

Учитель: Царица удивилась всем этим диковинкам. Она одарила путешественников подарками.

Поклон. Аплодисменты.

- Ребята, какие сельскохозяйственные культуры выращивали индийцы? (хлопок, рис, чай, сахарный тростник, перец)

- Сделайте записи в схеме.

    О религии

Представьте, например, такую сценку: в индийской семье ссорятся муж и жена. «Смотри, - упрекает жена мужа, - будешь много пить, в следующий раз родишься червяком».

Вопрос: С какими верованиями связана такая угроза?

Ответ: С верой в переселение душ (реинкарнация).

- На улицах индийских поселений часто можно было встретить людей, которые специальной метелочкой убирали со своего пути насекомых. Прочитайте пункт 5 учебника и выясним причину такого поведения.

Ответ: Индусы верили в переселение души после смерти. Человек, заботящийся о своей дальнейшей судьбе должен был проявлять милосердие ко всем живым существам.

- Сравните верования древних индийцев с верованиями других народов.

(Прослушивается запись «Песни о переселении душ» В.С. Высоцкого)

Историческая задача.

Задача.

Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но во П  тыс.до.н.э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам.

• Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок?

(Люди в Древней Индии строили города, в которых были кирпичные дома и даже канализация. Города строились по специальному плану, значит люди обладали математическими знаниями. По перечисленным вещам можно судить о развитии разных видов ремесел. Наличие гирь позволяет судить о развитии торговли)

Учитель: Начало цивилизации в Индии относят к 3 тысячелетию до н.э. В начале 20 в. английские археологи обнаружили развалины городов Мохенджо-Даро и Хараппа. Особенно их поразил Мохенджо-Даро. Вероятно, город строился на протяжении нескольких столетий. Его размеры достигали 250 га. Здесь были обнаружены прямые улицы, с домами, построенными из обожженного кирпича. Стены некоторых зданий возвышались на 7 с половиной метров. Скорее всего, горожане жили в 2-х и 3-х этажных домах. В домах не было украшений и окон, выходящих на улицу, но зато, кроме жилых помещений, была комната для омовений, куда подавалась вода из специального колодца.

Улицы располагались с севера на юг и с востока на запад, ширина каждой из них достигала 10 м. Вероятно, древние жители этого города пользовались повозками на колесах. В центре Мохенджо-Даро возвышалось здание с огромным бассейном. Назначение этого строения точно неизвестно, но ученые предположили, что это здание представляло собой древний храм, посвященный богу воды. Неподалеку от храма размещались большие ремесленные мастерские, рынок и зернохранилища. Центральная часть города была обнесена крепостной стеной. За ней жители Мохенджо-Даро прятались во время войн.

Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Теперь, когда мы столько узнали об удивительной Древней Индии , мы можем ответить на вопрос: «Почему греки называли Индию волшебной страной?»

Ответ должен содержать следующие пункты:

- в Индии протекают полноводные реки, с трех сторон она омывается Индийским океаном, с севера защищена величественными горами.

- территория страны покрыта джунглями, в которых обитают разнообразные животные.

- индийцы занимались выращиванием культур, неизвестных другим народам.

- до наших дней сохранились развалины древних городов, характеризующие высокий уровень развития цивилизации

- индийцы верили в переселение душ.

Подведение итогов

Учитель: А теперь пришло время подвести итоги. Сейчас мы с вами, ребята, составим репортаж об интересной и привлекательной стране – Древней Индии.

Подготовьте репортаж о Древней Индии

Индия расположена на _____________. Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире_________. Берега Индии омываются__________. Самые многоводные реки Индии _______и_______. Климат полуострова очень _______и______. Поэтому большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами –_______.   Там водится множество__________ и__________.  Здесь живут огромные__________, страшные ___________, ловкие_______, ядовитые________.

Молодцы, все сегодня поработали хорошо.

Объяснение домашнего задания.  Прочитать § 20 и подготовить ответ на вопрос: «Какие занятия и верования существовали у древних индийцев?»

Творческие задания по выбору учащихся.

  1. Кому из русских альпинистов удалось покорить Эверест?
  2. Русский купец Афанасий Никитин совершил путешествие  в Индию, описал его в книге « Путешествие за три моря». Подготовьте сообщение об этом путешественнике.
  3. Подготовьте сообщение о древнейших городах Индии, обнаруженных археологами. Какие загадки таят они?

Оценивание себя детьми.

- Вам понравилось наше путешествие?

- Что вам больше всего запомнилось?

-О чем еще вы хотели бы узнать?

 - Чтобы узнать еще больше, мы продолжим путешествие на следующем уроке.

Теперь я хотела бы, чтобы вы оценили сою работу на уроке. Для этого у вас на столах лежат разноцветные кружочки. Прочитайте, что на них написано и поднимите тот, который считаете нужным.

3. Закрепление знаний

Игра «Да-нет»

Если вы согласны с данным утверждением, то должны хлопать, если не согласны – топать.
Индия расположена на юге Азии.
 (да)
Северной границей  Индии служат Гималаи
.(да)
Крупные реки Индии – Тигр и Евфрат.
(нет)
Густые труднопроходимые леса называются джунглями.
(да)
В Индии железными орудиями труда стали пользоваться в 3 веке до н.э.
(нет)
Корова в Индии была божественной кормилицей.
(да)
Мудрого бога Ганешу изображали с головой слона.
(да)
В Индии не верили в переселение душ.
(нет)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории 5 класс. Тема: Природа и люди Древней Индии

Разработка урока "Природа и люди Древней Индии" содержит технологическую карту, презентацию урока и раздаточный материал. На уроке предполагается самостоятельная работа учащих...

Урок истории в 5 классе "Природа и люди Древней Индии"

Урок истории в 5 классе "Природа и люди Древней Индии"...

Конспект урока по Истории Древнего мира в 5 классе "Природа и люди Древней Индии"

Содержание урока "Природа и люди Древней Индии" соответствует требованиям современного образовательного стандарта. Урок сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации....

Разработка урока в 5 классе «Природа и люди Древней Индии». ФГОС.

Данная подробная разработка урока ставит цель познакомить учащихся с особенностями географического положения, растительным и животным миром Древней Индии, занятиями ее жителей, особенностями религии, ...

урок истории в 5 классе "Природа и люди Древней Индии"

сценарий урока истории Древнего мира в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии", подробный ход урока с проблемой и рефлексией...

Презентация к уроку в 5 классе по истории Древнего мира "Природа и люди Древней Индии"

Данная презентация даст подробное и полное представление о природе и и жизни людей Древней Индии....