Тема "Восточные славяне"
план-конспект урока по истории (6 класс)

Петухова Наталья Валерьевна

Маиерал содержит разработку урока с ипользованием ЭОР, фильм, кроссворд и презентацию по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
__________________Восточные славяне в древности.________________________

(Тема урока)

ФИО: Петухова  Наталья Валерьевна

Место работы: МОУ «СОШ» пст.Визиндор Сысольского района РК

Должность: учитель истории, заместитель директора поУР

Предмет: история

Класс: 6

Тема и номер урока в теме: Восточные славяне в древности. 3 урок по курсу «История России».

Базовый учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI в., издательство «Просвещение».

  1. Цель  урока:  усвоение обучающимися информации о расселении, занятиях и быте восточных славян.

   9. Задачи:

- обучающие: формирование у обучающихся общего представления о предках славян, расселении восточнославянских племен в древности, занятиях славян.

-развивающие: развитие умения работать с материалом учебника, с исторической картой, иллюстративным материалом по теме; получение опыта целеполагания. 

-воспитательные: воспитание чувства уважения к истории народа, его труду и достижениям.  

     10. Тип урока: изучение нового материала с элементом текущего контроля..

11.Формы работы учащихся:  фронтальная, индивидуальная.

  1. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, настенная карта «Киевская Русь».

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1.

Организационный

Приветствие обучающихся, проверка отсутствующих.

Приветствие учителя.

1

2.

Постановка учебной задачи.

1.Предложение представить ситуацию знакомства с незнакомым человеком. Вопрос: «Что вы захотите о нем узнать?»

2. Фиксирует предложения детей на доске. Предлагает выбрать самое главное.

3. Сообщает, что сегодня мы будем знакомиться не с отдельным человеком, а с целым народом. Вопрос: подходят ли данные позиции для характеристики народа?

4. Сообщение темы урока: «Восточные славяне в древности».

1.Отвечают на вопрос. Варианты: - как выглядит, чем занимается, где живет, как выглядит его дом, какой у него характер и т.п.

2.Делают выбор:

внешность,

занятия, жилище, характер

(как правило)

3.Обдумывают ответ на вопрос. Предложение дополнить список позицией: где живет народ.

4. Записывают тему урока и план характеристики народа в тетрадь.

5

3.

Изучение нового материала.

ЭОР № 1.

Начало демонстрации презентации (Приложение 1). Предложение рассмотреть иллюстрацию и рассказать, как выглядели славяне, сделать предположения о чертах характера наших далеких предков. При наличии времени можно дать пояснения о том, что такое портретная реконструкция, т.к. с данным видом иллюстративного материала учащиеся будут встречаться в курсе истории России достаточно часто.

Рассматривают иллюстрацию, высказывают предположения.

4

ЭОР № 2.

Рассказ учителя о территории проживания восточных славян.

Демонстрация фильма о расселении славянских племен. (Приложение 2).

Предлагает еще раз ознакомиться с расселением племен по материалу учебника (1 абзац) и показать по карте расселение каждого из племен.

Слушают рассказ учителя.

Смотрят фильм. После просмотра отвечают на вопрос: Почему славяне селились по берегам рек?

Чтение материала учебника. Показ по карте.

6

Рассказ учителя о занятиях славян с показом презентации (2 слайда). По первому слайду задается вопрос: «Какие занятия славян вы можете назвать по данной иллюстрации?» Второй слайд содержит вопрос о системах земледелия у славян.

Слушают рассказ, смотрят фрагмент презентации.

Отвечают на вопросы.

Делают в тетради запись: «Занятия славян: земледелие,..»

5

Предлагает задание: прочитать в учебнике о других занятиях славян и перечислить их.

Направляет и контролирует работу обучающихся.

Задает уточняющий вопрос о то, что такое бортничество.

Работа с учебником, определяют другие занятия славян, перечисляют, продолжают запись в тетради: «Занятия славян: земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, ремесла (гончарное, кузнечное), бортничество».

Дополняют запись: «Бортничество – сбор меда диких пчел».

5

Предлагает обратиться к плану характеристики незнакомого народа, выяснить, что мы уже охарактеризовали, а что – еще нет.

Отвечают на вопрос. Осталось охарактеризовать жилище и характер славян.

2

Показ следующего слайда презентации. Вопрос: Как выглядело поселение славян? Что сделано для защиты жителей?

Показ следующего слайда презентации. Вопрос: Как выглядит жилище восточных славян? Почему оно называется полуземлянка? Найдите отличия славянского жилища от вашего.

При наличии времени можно задать проблемный вопрос: Почему в полуземлянках дверь всегда открывалась внутрь?

Смотрят иллюстрацию, отвечают на вопрос.

Смотрят иллюстрацию, отвечают на вопросы.

5

4.

Закрепление знаний.

(Вариант 1)

ЭОР № 3.

Предлагает выполнить практическое задание из ОМС «Практика. Восточные славяне VI- X веков» - шаг 2- на установление соответствий.

Контролирует выполнение задания.

Выполнение задания.

5

4.

Закрепление знаний.

(Вариант 2)

Предлагает отгадать кроссворд по теме (Приложение 3). Контролирует выполнение задания.

Выполнение задания.

4.

Закрепление знаний.

(Вариант 3)

Предлагает выполнить интерактивный тест по теме (Приложение 4). Контролирует выполнение задания.

Выполнение задания.

5.

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

ЭОР № 4.

Обращается к плану урока, предлагает выяснить, что еще не рассмотрено. Проблемный вопрос: Как узнать о характере людей, которых мы никогда не видели? Подводит учащихся к необходимости ознакомиться со свидетельствами современников славян.

Предлагает дома поработать с письменными источникам по теме (раздаточный материал) (Приложение 5).

Задание: определить черты характера славян по свидетельствам их современника.

Отвечают на вопрос.

Отвечают на вопрос.

Получают раздаточный материал. Записывают домашнее задание, задают вопросы.

4

6.

Итоги урока. Рефлексия.

Предлагает определить, что новое узнали учащиеся на уроке.

Помогает правильно сформулировать устные высказывания. Делает вывод по уроку.

Отвечают на вопрос.

3

Приложение к плану-конспекту урока

______________Восточные славяне в древности.____________________________

(Тема урока)

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Восточные славяне

Информационный,

иллюстрация портретной реконструкции

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/43b09c86-d80f-4d68-932f-c74d077ed01c/%5BIS6IR_1-03%5D_%5BPD_01%5D.jpg

2.

Расселение славянских племен

Комбинированный,карта-иллюстрация и видео

Иллюстрация (карта), видео

http://pochemuha.ru/otkuda-slavyane-prishli-na-dunaj

3.

Практика. Восточные славяне VI- X веков.

Практический, открытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС),

интерактивное средство

Интерактивный тест, таблица

http://fcior.edu.ru/card/8836/praktika-vostochnye-slavyane-vi-x-vekov.html

4.

Раздаточный материал.

Информационный, текст.

Адаптированный фрагмент первоисточника.

http://www.lants.tellur.ru/history/DRSZI/II.1.htm

Приложения:

  1. Презентация «Восточные славяне в древности».
  2. Видео «Расселение славянских племен».
  3. Кроссворд в в программе в Excel, с иллюстрациями «Восточные славяне».
  4. Тест в программе в Excel «Восточные славяне».
  5. Раздаточный материал. Текст для домашней работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Появление государства у восточных славян.

Урок формирования новых знаний с элементами ролевой игры. Даётся опережающее задание 6 учащимся, которые будут выступать в роли историков. На уроке отрабатываются понятия: государство, варяжская (норм...

Классный час - игра " Древние славяне"

Игра посвящена истории древних славян. С тех времен прошло огромное количество лет, почти забытые старые времена остались жить в народной памяти: в сказках, песнях, обрядах, заговорах, суевериях....

Словарь "Восточные славяне. Первые князья"

Краткий словарь-глоссарий по теме "Восточные славяне. Правление первых князей"...

Восточные славяне в VIII-IX вв. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.

Восточные славяне в VIII-IX вв. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.урок по курсу истории России в 10 классе. Презен...

Календарно – тематическое планирование клуба «Славяне» + рабочая программа военно - патриотического клуба "Славяне"

Программа по  патриотическому воспитанию старшеклассниковКалендарно – тематическое планирование  клуба «Славяне»...

Рабичие листы по Истории Брянского края 8 класс по темам ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ, СЛАВЯНЕ И РУСЫ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Рабичие листы по Истории Брянского края 8 класс  по темам ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ, СЛАВЯНЕ И РУСЫ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА...

Рабичие листы по Истории Брянского края 8 класс по темам ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ, СЛАВЯНЕ И РУСЫ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Рабичие листы по Истории Брянского края 8 класс  по темам ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ, СЛАВЯНЕ И РУСЫ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА...