Задания школьного тура олимпиады по истории 10 класс.
олимпиадные задания по истории (10 класс)

Петухова Наталья Валерьевна

Материал содержит задания и ключи к ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shk_olnyy_tur_olimpiada_10_istoriya.docx429.58 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников по истории.

Школьный этап. 10 класс.

2018-2019 учебный год.

Время – 60 минут. Максимальный балл – 80.

1.Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.

Век

Событие (процесс)

Участник события (процесса)

______________ (А)

коллективизация

_______________ (Б)

XVIII в.

_______________ (В)

_______________ (Г)

_______________ (Д)

поход в Сибирь

Ермак Тимофеевич

XVI в.

_______________ (Е)

______________ (Ж)

_______________ (З)

оборона Севастополя

_______________ (И)

Пропущенные элементы:

1) XVI в.

2) первый Земский собор

3) Елизавета Петровна

4) П.С. Нахимов

5) дворцовые перевороты

6) XV в.

7) XIX в.

8) Иван III

9) И.В. Сталин

10) Иван IV

11) взятие Новгорода

12) XX в.

2. Закончите предложение, вставив подходящие по смыслу понятия, даты, имена.

А) Богом-покровителем воинов в Киевской Руси считался__1______________________________

Б) Киевский князь Владимир принял крещение в городе___2______________________________

и был при крещении назван__3_____________________

В) Первого русского митрополита звали_____4___________________________

Г) И серебряные слитки, и шейное украшение в Древнерусском государстве назывались___5________________________________

Д) Монгольских сборщиков дани называли___6___________________________

3. Рассмотрите карту и выполните задания

1. Напишите названия населенных пунктов, обозначенных на карте цифрами.

2. Напишите название периода русской истории, события которого изображены на схеме.

3. Напишите прозвище самозванца, которое он получил из-за того, что расположил свой лагерь в подмосковном селе, обозначенном цифрой «2».

4. Назовите руководителей движения, чей путь обозначен на карте черными сплошными черными стрелками.

5. Назовите исторического деятеля, чей путь обозначен на карте белыми стрелками.

6. В состав какой страны вошли территории, обозначенные на карте: (а)горизонтальной штриховкой (б) вертикальной штриховкой?

 https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u19158/t1488115135aa.png

4. Историческая география. (а) Какое море древние греки называли Понт Эвксинский?  

(б) В древности эта река называлась  Итиль. Укажите современное название.

(в) Как называли славяне город главный город Византийской империи. Укажите два другие его названия.  

5. Историк должен грамотно писать исторические понятия и термины. Впишите правильно буквы вместо пропусков и объясните получившиеся термины..
а) М…тр…логия

б) Г…н…цид

 в) Д…кл…рация

г) К…п…т…ляция

д)  К…нтр…б…ция

6. Расшифруйте данные аббревиатуры. 

1) БАМ –
2)ВЧК –
3) Ликбез –

7.  Историческая хронология.  Произведите хронологические расчеты. Найдите значение выражения, составленного из исторических дат. 

Невская битва + распад СССР – убийство Александра II + начало первого президентского срока В.В. Путина – начало Северной войны – 2 = Х.

Назовите событие, которое произошло в год Х.

8. Знаете ли вы?

А. Что получится, если смешать в определенных пропорциях и сварить сажу, камедь, дубовые орешки, ломаные ржавые гвозди?

Б. Послания С. Разина и Е. Пугачева в официальных документах называли «прелестными грамотами». Почему эти воззвания к крестьянами и казакам имели такой эпитет - «прелестные»?

9. В русской исторической лексике есть слова, образованные от имен и фамилий деятелей, по разным причинным вошедших в историю. Перед вами один из таких терминов - «хрущевка».

Укажите:

1) краткое определение термина;

2) период, с которым связан данный термин (десятилетие, век);

3) фамилию и имя исторического деятеля;

4) кем был исторический деятель.  

10. Перед вами высказывания историков о событиях и деятелях российской истории. Выберите то из них, которое станет темой вашего выступления. Сформулируйте свое собственное отношение к одному из утверждений (согласие/несогласие)  и приведите исторические  аргументы (не менее 3-х) в обоснование своей позиции. Аргументы должны быть развернутыми (в виде тезисов или предложение, а не отдельных слов).

1. «В сознании русских людей Ярослав навсегда остался идеальным правителем… Ему посчастливилось войти в историю с прозвищем Мудрый – пожалуй, наиболее лестным и почетным для любого государственного мужа». (А.Ю. Карпов)

2. «Опричная «затея» являлась крупной государственной реформой». (С.Ф. Платонов)

3. «Реформы Александра I остановил страх. Страх перед дворянством, перед «темной» его частью… Страх перед европейской революцией… Тайный страх перед «слишком освобожденной Польшей». (В.В. Бондаренко)

4. «Столкновение между регулярными частями Красной и Белой армий являлось лишь фасадом Гражданской войны… Между тем победа той или иной стороны зависела прежде всего от сочувствия и поддержки… крестьянства». (А. Данилов)

5. «В сущности, сталинизм безнравственен не потому, что он не знал, как строить общество, где-то допустил деформации, отклонения, ошибки. Сталинизм безнравственен именно тем, что отлично знал и понимал: что, почему и зачем творит». (А. Яковлев)

6. «Причиной всех наших бед стал XX съезд КПСС. Хрущев дискредитировал нашу партию, нашу историю. Нельзя было открывать «картину» сталинской эпохи. Народ не был готов воспринимать правду». (Из письма в газету «Комсомольская правда»)

ОТВЕТЫ.

1. За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимально -  9 баллов.

нужного элемента.

Век

Событие (процесс)

Участник события (процесса)

12  (А)

коллективизация

9  (Б)

XVIII в.

5  (В)

3  (Г)

1 (Д)

поход в Сибирь

Ермак Тимофеевич

XVI в.

11 (Е)

10 (Ж)

7 (З)

оборона Севастополя

4  (И)

 2. Закончите предложение, вставив подходящие по смыслу понятия, даты и имена. За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимально – 6 баллов.
1) Перун.

2) Херсонес.

3) Василий.

4) Илларион.

5) Гривна.

6) Баскаки.

3. Рассмотрите карту и выполните задания. Максимально за все задание –  11 баллов.

1. 1- Смоленск, 2- Тушино, 3- Нижний Новгород, 4 - Новгород, 5 - Псков.  (5 баллов, по 1 – за каждый верно названный объект).

2. Смута/ Смутное время – 1 балл

3. «Тушинский вор»  - 1 балл

4. К.А.Минин, Д.М.Пожарский – 1 балл

5. Лжедмитрий I /Григорий Отрепьев – 1 балл

6.  (а) Швеция – 1 балл  (б) Польша /Речь Посполитая – 1 балл.

4. Историческая география. Максимально – 9 баллов.

(а) Чёрное море (3 балла).  

(б) Итиль - Волга (3 балла)

(в) Царьград. Два других названия – Константинополь, Стамбул. (3 балла – по 1 за каждое правильное название).

5. Исторические понятия и термины. Впишите правильно буквы вместо пропусков и объясните получившиеся термины. Максимально – 10 баллов (по 1 - за каждый правильный термин, по 1 - за каждое правильное объяснение)
а) мЕтрОлогия – историческая дисциплина, занимающаяся изучением старинных мер веса, длины и т.д.
б) гЕнОцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам.
в) дЕклАрация – официальное заявление, как правило, торжественно провозглашающее основные принципы внешней или внутренней политики государства.
г) кАпИтУляция – прекращение вооруженной борьбы и сдача вооруженных сил одного из воюющих государств.
д)кОнтрИбУция – денежные платежи, налагаемые на побежденное государство в пользу государства – победителя.

6. Расшифруйте данные аббревиатуры. Максимально - 6 баллов: по 2 балла за каждое правильное объяснение.

1) БАМ – Байкало-Амурская магистраль
2) ВЧК – Всероссийская чрезвычайная комиссия
3) Ликбез – ликвидация безграмотности

7.  Историческая хронология. Максимально - 7 баллов: по 1 баллу за каждую верную дату, 1балл - за правильное указание года (вычисление), 1 балл – за правильное указание события.

1240+1991-1881+2000-1700-2=1648 (Соляной бунт)

8. Знаете ли вы?  Максимально – 6 баллов (по 3 балла - за каждый правильный ответ).

А. Чернила.

Б. В данном случае прилагательное «прелестные» используется в своем изначальном значении—обольщать, прельщать, завлекать. В этих посланиях крестьянам и казакам за поддержку предводителей обещалось самое разное вознаграждение.

9. Исторический термин. Максимально - 8 баллов.

1) стандартный многоквартирный дом из блоков (2 балла)

2) вторая половина 1950-х годов ХХ в.  (2 балла)

3) Никита Сергеевич Хрущев (2 балла при условии указания имени и фамилии, только фамилия – 1 балл, фамилия и инициалы – 1 балл)

4) Первый секретарь ЦК КПСС, председатель Совета Министров СССР  (2 балла)

10. Аргументация по теме. Максимально –8  баллов.

1) Собственная позиция четко выражена – 1 балл. Все иные ситуации – 0 баллов.

2) Приведены 3 правильных с исторической точки зрения развернутых аргумента в обоснование позиции – до 6 баллов, по 2 балла за каждый верный аргумент.

3) Отсутствие неверных (ошибочных, повторяющихся) аргументов – 1 балл. Все иные ситуации - 0 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания школьного тура олимпиады по обществознанию и праву.9 класс.

Материал школьного тура Всероссийской олимпиады по обществознанию и праву для 9 класса содержит  задания разнопланового характера.Это  задания на классификацию понятий, заполнение табли...

Задания школьного тура олимпиады по географии 6-11 класс.

В материале представлены задания школьного тура олимпиад по географии для 6-11 класса. Задания "собраны" из различных источников. Вопросы подобраны таким образом, чтобы не только проверить теоретическ...

Задания школьного тура олимпиады по обществознанию и праву для 10-11 классов

Материал для школьного тура Всероссийской олимпиады по обществознанию и праву подобран с учётом программного материала, позволяющий выявить уровень подготовленности  учащихся по данному предмету....

Комплект заданий школьного тура олимпиады по химии 8 класс

В работе представлен материал заочного и очного туров школьного олимпиада по химии для 8 класса...

Задания школьного тура олимпиады по истории 6 класс

Задания состоят из 15 вопросов и заданий, их выполнение  рассчитано на 1 урок. К заданиям прилагается также ключ для проверки и шаблон листа для ответов. Наличие такого шаблона сэкономит не тольк...

Задания школьного тура олимпиады по математике в 5 классе

Цели проведения олимпиады:  выявление одаренных учащихся в области математики; развитие интереса к предмету; развитие творческих способностей и активности учащихся...

Задания к школьному туру олимпиады за 8 класс по истории.

Школьный тур олимпиады в соответствии с ОГЭ....