Приемы повышения мотивации учащихся на уроках истории и обществознания
статья по истории

Коленченко Елена Миргасимовна

Мотивация - важнейшее условие познавательной деятельности школьников. Предлагаются использованные на практике приемы мотивации, их результаты и эффекты

Скачать:


Предварительный просмотр:

Способы мотивирования учащихся на уроках истории и обществознания

Коленченко Е.М. МАОУ «Гимназия №1»

Способы

Тема занятия, класс

Пример

Результат (продукт)

Эффект (влияние)

Загадка (вопрос)

Столетняя война, 6 класс

Какую роль сыграла в войне Жанна Дарк?

Рассказы о Жанне от имени ее современников

Чувство ответственности за Родину, воспитание гражданской позиции

Цитата (высказывание)

Социализация

10кл

«Молодость – лучшее время для восприятия мудрости»

эссе

Определение темы, проблемы урока

Символ(ы), знаки

Семья 7класс,

«Черный ящик»-
коробка, в ней спрятан предмет, относящийся к теме, например,  вырезанные из бумаги три фигурки человека разного размера

Проект «Идеальная семья»

Формулирование темы, задача и способов изучения темы урока

Рисунок (иллюстрация, плакат, карикатура и т.п.)

Глобальные проблемы человечества. 10кл

фото ядерного взрыва, о террористическом акте

Создание мини-проектов решения глобальных проблем

Соотнесение с  сферами жизни общества, чувство сопричастности, ответственности

Вещь (артефакт, предмет, одежда, игрушка и т.п.)

Россия в 90-е гг. 11 класс

Предметы 90-х: ваучер, банкноты, фотоаппарат, джинсы, игрушка из «Магдональдса» и т.д.

Групповые проекты: виртуальный музей экспонатов истории России 90-х

Усвоение новых способов добывания знаний;уважение к прошлому Отечества; навыки сотрудничества

Видеофрагмент

Средневековый замок

Видеофрагмент  с комментариями путешествия учителя по средневековым замкам Луары Во Франции

Мини-проекты «Записки путешественников»

Формирование мировоззрения на основе диалога культур

Текстовый документ (художественный, научный, популярный).

Образование Московского княжества.Иван Калита. 6класс

Стихотворение Н.П.Кончаловской «Наша древняя столица»

Выставка творческих проектов о Москве и Кремле, о Нижнем Новгороде и нижегородском Кремле

Гордость и уважение к Отечеству, родному краю.

Игра (сценка)

Межличностные конфликты. 10класс

сказка «Красная Шапочка»

Проект-сценка, анализ ролей. Дискуссия о причинах конфликта

Усвоение способов взаимодействия с другими людьми

Ситуация (кейс)

6. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. 5кл.

Кейс: работа с текстом законов.
Учащиеся делятся на три группы и получают тексты с фрагментами свода законов Хаммурапи и вопросы для работы. Они должны изучить предложенные статьи законов и ответить на вопросы к ним. А также выявить,  справедливы ли законы царя Хаммурапи?

Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем 

Формулирование собственных оценок

Мысленное или реальное путешествие (экскурсия, наблюдение, музей).

Жизнь древних египтян.5кл.

Виртуальное путешествие во дворец фараона

Презентация, творческие работы – рисунки, сочинения от имени египтянина

Умение сравнивать

Графический образ (схема, таблица, график, диаграмма и т.п.)

Семья. 10кл.

Диаграмма, отражающая соц.опрос о причинах разводов

Формулирование своей т.зр по теме, памятка молодым супругам

Притча,

история

Мораль. 7кл.,

10кл.

притча«Маленький фонарщик»

М.Горький «Данко»

Иллюстрация, инсценировка притчи

освоение основных принципов морали и нравственного  поведения, стремление к совершенствованию



Предварительный просмотр:

Приемы формирования универсальных учебных действий учащихся в основной школе средствами  предметной области «Обществознание».

                                                                      Коленченко Елена Миргасимовна

                                                              (еlena_7-07@mail.ru или                   

учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории  муниципального образовательного автономного учреждения средней образовательной школы№58 и государственного образовательного учреждения  кадетской школы-интерната им. Рожкова п. Мулино Володарского района Нижегородской области

В статье рассмотрен важный аспект перехода к ФГОСам, на основании педагогического опыта предложена система конкретных приемов и способов формирования УУД средствами «Обществознания», отмечены положительные результаты и трудности их  реализации.

    Сегодня  Россия решает важнейшие задачи модернизации, инновационного развития. Век наукоемких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала страны. Обществу нужны компетентные личности, способные находить ответы на  новые реалии и вызовы современного мира, патриоты, способные любить, беречь и приумножать богатства и авторитет России. Образовательные Стандарты второго поколения – реакция на новые реалии. Основа ФГОС – деятельностный подход в образовании, главная цель – образование, компетентность, развитие, воспитание. Согласно ФГОС  деятельность учащихся нужно ориентировать на исследование окружающего микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения.              Новые образовательные стандарты  поставили перед школой инновационные задачи, вводят в базовую подготовку помимо усвоения предметных знаний, формирование метапредметных умений, новое качество воспитания подрастающего поколения, приобретение умений обучаться, всестороннее личностное развитие, эффективную социализацию и обеспечение здоровьесбережения обучающихся. Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию достигается путём сознательного, активного усвоение учащимися социального опыта. Стандарты второго поколения определяют одним из результатов изучения учебных предметов «развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, выводы, анализ, обобщение и фиксацию информации…»  

     Какие УУД можно формировать средствами предмета «обществознание»? Исходя из содержания, можно сделать вывод о возможности формирования всех 4-х видов УУД. Главная проблема – как сформировать эти умения?

     Проанализировав свою деятельность и определив, какие современные технологии, методы и приемы, способствующие формированию УУД, мы уже используем в своей работе, постепенно корректируя и совершенствуя их, перестраиваем  свою систему учебной деятельности в соответствии с ФГОС.

     Остановимся на формировании  личностных УУД. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
 личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
 смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется;
нравственно-этическая ориентация, обеспечивающая личностный моральный выбор. Метапредметными результатами этих действий являются
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (
от постановки цели до получения и оценки результата); способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках  основных социальных ролей, участвовать в общественной жизни и умение строить жизненные планы.

   Конечно, не на всех уровнях обучения и не все обучающиеся сразу самостоятельно могут определить и сформулировать личные цели обучения, сформировать собственную образовательную траекторию. Это процессы идут в тесном взаимодействии обучающегося и педагога. Мотивировать, актуализировать личный опыт, самостоятельно выделить  и сформулировать познавательную цель на уроке помогает работа с текстами в широком смысле.

   Основой  практической работы по формированию предметных и метапредметных  умений  учащихся в процессе обучения является сам текст: текст учебника, включающий разные способы представления информации — основной и дополнительный текст, таблицы, графики, карты, диаграммы, рисунки; текст рассказа учителя; тексты разных стилей и типов речи, создаваемые учащимися, — сочинения, устные сообщения по теме, представления результатов проектных и исследовательских работ, рефераты, конспекты, планы и так далее. Именно культуре работы с текстом,  с информацией, переданной в той или иной системе знаков, уделяется внимание на уроках обществознания.   Важно, чтобы  учащиеся понимали, какие виды умений им необходимы для успешной работы с информацией,  представленной в различных формах:

- умение поиска информации ( в различных источниках информации, включая СМИ и ресурсы Интернета);

- умение восприятия информации;

- умение осознания информации (понимание основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации текста);

- умение переработки информации (умение, основанное на логических операциях анализа, сравнения, синтеза, аналогии);

-умение передачи и использования информации (представление информации в виде развёрнутых планов, выписок, конспектов, аннотаций, рефератов, выступление перед аудиторией с сообщением, докладом).

Приведём примеры заданий, которые могут быть предложены учащимся на различных этапах работы с информацией.

   Особенно эффективна работа с текстами притч, художественных произведений, документов, сообщений СМИ. Например, урок в 7классе «Образ жизни» начинается с объявления темы и чтения притчи (смотри приложение 1). Обучающимся предлагается прослушать притчу и ответить на вопросы: 1. О чем притча? 2.Какое отношение имеет к теме урока? 3.Высказать свое мнение о представленных  в притче типах образа жизни,  отметить положительные и отрицательные стороны. 4.Сформулировать определение  «образ жизни», в чем он выражается?

Учащиеся успокаиваются, концентрируется внимание, появляется познавательный интерес. Они знакомятся с ситуацией жизненного выбора, анализируют, обмениваются мнением, оценивают, аргументируя. В ходе эвристической беседы совместно с учащимися формулируется цель и задачи урока, выводится проблема: какие факторы способствуют интересному, насыщенному, активному образу  жизни? Какие факторы могут помешать интересно, активно и полезно жить?

   Урок-практикум в 11классе «Выборы в демократическом обществе» начинается с мотивационной беседы и целеполагания после чтения  известной притчи о Конфуции (смотри приложение2): 1.О чем притча? 2.Какую проблему вы видите? 3. Что такое выборы, избирательная кампания? Как они происходят? Какие проблемы и трудности нас подстерегают как избирателей? Как их разрешить? Результативность обучения связана с мотивацией учения. А мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний.

    В ходе такой деятельности выясняется граница «знание-незнание» в предметной и метапредметной областях, строится дальнейшая образовательная траектория совместно с учениками.

    На каждом уроке обязательным элементом является работа с текстом учебника. Учебник, содержащий систематическое изложение материала, предусмотренной программой и подлежащей усвоению, является основным учебным пособием школьника. Задачи, которые я ставлю перед собой, следующие: на уроках обществознания систематически работать с учебником, научить их работать с книгой, самостоятельно извлекать знания из книги, оперировать материалами, содержащимися в учебнике. Полезны следующие приемы:

  1. Все виды чтений (объяснительное, комментированное, выборочное, самостоятельное).
  2. В рассказе учителя ссылка на текст учебника (на странице найти описание, высказывание).
  3. Разбивка текста на части, выделение главного, составление плана.
  4. Работа над терминами, определениями, выводами.
  5. Подбор фактов к выводам.
  6. Работа по анализу содержания рисунков, текстов и документов.
  7. Систематически организуемая на уроке работа со справочными материалами. энциклопедическими изданиями.
  8. Элементы критического мышления: анализ названия темы раздела, параграфа, что мы знаем по этой теме, что можем предположить в содержании учебника, найти подтверждение своим рассуждениям.
  9. Составление вопросов к тексту, кроссвордов.
  10. Коррекция  деятельности учащихся с помощью памяток.

Например, задания, направленные на развитие умений воспринимать и осознавать информацию текста:

1. Предположите, о чём должна идти речь в тексте, по выписанным из текста ключевым словам.

2. Подчеркните главную информацию в тексте.

3. Дайте название данному тексту.

4. Сформулируйте  тему выступления, сообщения, при работе над которой вам потребовались бы факты из данного текста.

 Задания, направленные на развитие умений перерабатывать и использовать

информацию текста:

1. Сократите текст.

2.Передайте его содержание в одном-двух предложениях.

3. Дополните текст своими примерами.

4. Составьте предложение или небольшое сообщение с опорой на ключевые слова.

5. Допишите текст ( текст представлен без заключительного абзаца).

6. Напишите свой текст на основе нескольких текстов, других источников информации.

    В 11 классе на уроках информационного поиска задания связаны с поиском новой информации из различных источников, структурирование  материала, составление схем, сложного плана, выделение новых понятий и терминов (индивидуально).

    Следующий эффективный прием – использование интерактивных методов и приемов обучения, связанной с подготовкой и представлением ученической компьютерной презентации по определенной учебной теме или проблеме, предложенной учителем или выбранной обучающимися, индивидуально или в группе. Совместно  с учителем или самостоятельно определяется содержание, последовательность слайдов, распределение деятельности, оформление продукта. В 7 классе к уроку  «Образ жизни» группы учащихся подготовили презентации «Образ жизни россиян в 17в.», «Образ жизни россиян в 18в.». Перед представлением учебного продукта обучающиеся получили задание: составить таблицу: выписать предметы, которые характеризуют образ жизни (занятия, быт, развлечения) россиян в 17 и 18вв.

Обучающиеся профильных классов индивидуально или группой готовят полугодовую зачетную работу в форме презентации по повторению и обобщению основных разделов пройденного курса «Обществознания». Например, презентация раздела «Политическая сфера» включает основные понятия и термины, схемы, основные проблемы темы, задания по типу ЕГЭ: части А (5заданий), В(3задания), С(2задания). Эти работы используются при подготовке к ЕГЭ, к конкурсам, олимпиадам.

Большое значение имеют приемы организации деятельности учащихся с понятиями и терминами. Очень эффективный прием интеграции обществознания и истории. Изучение любой темы по истории, например,  «Великая Французская революция» начинается с беседы: 1.Что такое революция, реформа?2.Назовите общие черты и различия? 3.Назовите основные типы революций. Какие революции мы изучали? 4.Каков алгоритм изучения революций?5.Что такое причины и повод, в чем разница?

   Такие приемы способствуют формированию познавательных  и коммуникативных УУД, которые включают умение извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров,  определять основную и второстепенную информацию, умение анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы, решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах, переводить информацию из одной знаковой системы в другую и т. д. индивидуально или в группе. Идет формирование надмпредметных компетенций:

учебно-организационные:

-определять учебную задачу,

-оценивать свою учебную деятельность;

учебно-информационные:

-работать с текстом

-составлять план текста;

учебно-коммуникативные:

- развивать внимание, логическое мышление, умение сопоставлять и делать вывод, кратко формулировать свои мысли.

-умение выслушивать мнение других.

Задачу формирования УУД можно реализовать через организацию  проектной и исследовательской деятельности школьников, которая является одним из эффективных способов познания, технологией развивающего обучения, формирующей весь спектр универсальных учебных действий, самостоятельность, ответственность, способствует профориентации и начальной профессиональной подготовке, обретению молодым поколением культурных ценностей и традиций научного сообщества, активной жизненной позиции.

Этапы развития исследовательских умений.

5-7классы. Творческий этап: совершенствование навыков НОТ, формирование познавательного интереса, творческих способностей, индивидуальная работа со способными детьми.

8-9классы. Развивающий этап: развитие и расширение познавательных интересов, формирование исследовательских навыков, развитие информационной культуры, вовлечение в НОУ. Составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.

10-11классы. Исследовательский этап: совершенствование исследовательских навыков, совершенствование информационной культуры, самостоятельное применение знаний, умений, компетенций.

 Общее для всех этапов – начало формирования, развитие, закрепление и практическое использование УУД.  Важная роль принадлежит цифровым технологиям, которые могут обеспечить активную деятельность ученика на уроке.  Изображение  источника (рисунок, фото, карта, схема, таблица) не просто иллюстрирует рассказ учителя или материал учебника (как это происходит в традиционных учебниках),а служит основанием для получения учащимся информации об общественном явлении. При этом вывод о сущности и особенностях этого явления делается учеником самостоятельно и может содержать авторскую оценку. Результатом обучения в таком случае становится не просто определенная сумма знаний, усвоенная учащимся, но и умение работать с различными видами информации, анализировать, находить ответ на поставленный вопрос качества, составляющие информационную компетентность.  Результативности способствуют следующие приемы:
-
прием «три уровня домашнего задания», когда учитель одновременно задает домашнее задание двух или трех уровней. Первый уровень - обязательный минимум, второй уровень задания – тренировочный: его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особых трудностей осваивают программу. Третий уровень это - творческое или проектное задание. Обычно оно выполняется по желанию и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк. Например, ученикам предлагается разработать найти ответ на «хитрый вопрос»,составить кроссворд, написать эссе, подготовить презентацию и др.
-
прием «особое задание», когда ученики получают особо сложное задание.
- прием «энциклопедист» предполагает самостоятельный поиск дополнительного материала из нескольких самостоятельно выбранных источников учащимся для решения усложнённых заданий или дополнения к уроку.
- прием «молодой учитель»ученики получают опережающие задания и в ходе урока дополняют повествование учителя, участвуют в ходе организации и проведения различных этапов урока, проводят уроки или игры для младших школьников.

    Важное значение имеют мини-проекты, которые можно использовать непосредственно на уроках. Например, на уроке «Образ жизни» в 7 классе  обучающиеся делятся на 3 группы и получают задание подготовить в соответствии с уже известной им памяткой-алгоритмом мини-проекты: 1.Образ жизни дворянина 18в. 2.Образ жизни дворянки 18в. 3.Образ жизни подростка 18в. Используя знания из истории, ученических презентаций, заполненную таблицу «Предметы, отражающие образ жизни в 18в.», распределив роли, учащиеся готовят учебный продукт в форме рассказа, иллюстрированного рисунками и представляют классу, отвечают на вопросы. Получают оценку других групп и учителя.

   Урок «Образ жизни подростка» завершился домашним творческим заданием  группам подготовить выступления:

  1. Вредная привычка: курение.
  2. Алкоголизм.
  3. Наркомания.

Выступления получились интересными:  1 группа – рассказ с показом сценок, исполнением песен на тему курение. 2 группа - суд над алкоголизмом, 3 группа - выступление агитбригады.

С этим творческим продуктом ребята выступили перед параллелями 5-6-7-8классов.

   Учащиеся 10-11классов разработали социальный проект «Молодежный парламент в условиях местного самоуправления», реализовали его на школьном уровне в форме школьного самоуправления (школьный парламент), на уровне поселка. В настоящее время активно участвуют в работе районного молодежного парламента.

   Для обучающихся результаты ощутимы при сдаче ЕГЭ, в участии и победах

в конференциях, конкурсах, олимпиадах. Росте их авторитете, получении грантов, грамот, ценных подарков.

   
Наиболее актуальными остаются проблемы освоения школьниками
умений систематизации обобщенных знаний, соотнесения их с конкретными фактами анализа исторической ситуации, иллюстрация теоретических положений конкретными жизненными  примерами, аргументация точек зрения и собственного мнения. Применение заданий соответствующего типа в процессе изучения обществоведческих материалов будет способствовать эффективному развитию предметных и общеучебных умений. Следует использовать в обучении эффективные приемы сравнительного анализа, проводить практические занятия по составлению таблиц, схем. В процессе учебной работы с источниками следует уделять существенное внимание связи их содержания с изучаемыми событиями, процессами, рассматривать анализируемые документы в контексте данного периода истории.

   Таким образом, начиная работу по реализации метапредметности в «обществознании», необходимо:

  • четко осознавать, что ФГОС – это развитие, это продолжение. Поэтому необходимо шире использовать, все то, что уже наработано предыдущим опытом;
  • тщательно изучить все документы по стандартам для того, чтобы спланировать совместную деятельность и педагога и обучающихся;
  • начинать работу по введению ФГОС в основной и старшей школе  надоеще вчера, но и сегодня не поздно.
  • осуществлять не только взаимодействие педагогов внутри отдельного образовательного учреждения  но и в рамках сетевого взаимодействия;
  • осваивать новые технологии, менять позицию учителя.

   Призвание учителя – творить. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но и прежний опыт работы поможет  реализовать требования нового стандарта, только его надо переосмыслить и  найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде. Уроки обществознания в  наибольшей мере дают возможность для формирования УУД. Проектирование, мини-исследование, анализ материалов из различных текстов позволяют приобрести главное – способность использовать «теорию» в качестве средства решения реальных жизненных задач.



Предварительный просмотр:

Рефлексия как этап урока в условиях ФГОС

Особенностью новых государственных стандартов основного общего образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения. Обучающиеся овладевают ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться. Важное требование – формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы. Рефлексия, в упрощённом определении, – это «разговор с самим собой».

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в. , чтобы не чувствовать себя изгоем.

Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

Конкурентоспособность. Умеет делать что - то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только урока, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т. п.

 При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.

Приемы организации рефлексии на уроке:

1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

1. «Смайлики. » Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.

2. Использование различных изображений:

 «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что - то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».

 «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.

3. « Солнышко и тучка». В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.

2. Рефлексия деятельности

  1. Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения.

В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения.

Варианты:

"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";

"Я похвалил бы себя…";

"Особенно мне понравилось…";

"После урока мне захотелось…";

"Я мечтаю о …";

"Сегодня мне удалось…";

"Я сумел…";

"Было интересно…";

"Было трудно…";

"Я понял, что…";

"Теперь я могу…";

"Я почувствовал, что…";

"Я научился…";

"Меня удивило…" и т. п.

"Каким было общение на уроке?.

 - занимательным

 - познавательным

 - интересным

 - игровым

 - необычным

 - скучным

 - радостным

 - дружелюбным

Как вариант школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

3. Рефлексия содержания учебного предмета

1. «Поезд».

На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика

2. «Корзина идей»

Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:

1 этап – анализ своего настроения

 - анализ своих успехов

2 этап – анализ работы одноклассников

3 этап – анализ работы группы как своей, так и других.

 Таким образом, эти этапы урока – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Современный урок в условиях ФГОС открывает перед педагогом широкую возможность проживания ребенком счастья жизни на всех его уровнях. Именно в рамках урока формируется у школьника способность быть счастливым.

Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.

Современный школьный урок – это часть жизни ребенка и, в то же время, это урок жизни для него. Это сама жизнь, полная проблем и радости открытий. Он учится осмысливать окружающую действительность, любить мир и людей в нем, оценивать свои мысли и поступки с позиции требований современного общества, формировать ответственность за самого себя, свою жизнь настоящую и будущую.

Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.

 В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим.

 Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.

      Рефлексия – это обязательное  условие саморазвития. «Если ты умеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр» – Антуан де Сент-Экзюпери.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Типы и структура урока в условиях перехода на ФГОС второго поколения.

Слайд 2

Типы уроков и их структура по ФГОС 1. Урок усвоения новых знаний 2. Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) 3. Урок актуализации знаний и умений (урок повторения). 4. Урок систематизации и обобщения знаний и умений (обобщающий урок). 5. Урок контроля знаний и умений. 6. Урок коррекции знаний, умений и навыков. 7. Комбинированный урок.

Слайд 3

1. Структура урока усвоения новых знаний 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания. 6) Первичное закрепление. 7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 8) Рефлексия (подведение итогов занятия).

Слайд 4

2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Первичное закрепление: - в знакомой ситуации (типовые), - в изменённой ситуации(конструктивные). 5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания). 6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 7) Рефлексия (подведение итогов занятия).

Слайд 5

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения). 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Актуализация знаний: - с целью подготовки к контрольному уроку, - с целью подготовки к изучению новой темы. 5) Применение знаний и умений в новой ситуации. 6) Обобщение и систематизация знаний. 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 9) Рефлексия (подведение итогов занятия).

Слайд 6

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений (обобщающий урок). 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к деятельности обобщения. Воспроизведение материалов на новом уровне (переформулированные вопросы). 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 7) Рефлексия (подведение итогов занятия). Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.

Слайд 7

5. Структура урока контроля знаний и умений. Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объёму или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика). Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура. 4). Рефлексия (подведение итогов занятия).

Слайд 8

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков . 1 ) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений. В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения 4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 5) Рефлексия (подведение итогов занятия).

Слайд 9

7. Структура комбинированного урока. 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания. 6) Первичное закрепление. 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 9) Рефлексия (подведение итогов занятия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение мотивации школьников на уроках истории и обществознания

Тема мотивации очень актуальна сейчас, т. к. одна из проблем, стоящих перед современной школой, - снижение мотивации. В планах второго стандарта образования введение обязательного предмета, непосредст...

Приемы повышения мотивации учащихся на уроках иностранного языка

Основные принципы, приемы и методы повышения мотивации на уроках английского языка....

Повышение мотивации учащихся к изучению истории и обществознания с помощью ИКТ.

Технический прогресс не стоит на месте. И роль учителя в этих условиях использовать не только трдиционные средства обучения, но и обращаться к информационным технологиям, позволяющим сделать более эфф...

Информационные технологии, как средство повышения мотивации учащихся к изучению истории и обществознания.

Формирование мотивации учения без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности! Ведь нынешние дети – будущее страны. И от нас, учителей, зави...

Выступление на ШМО «Повышение мотивации учащихся к изучению истории и обществознания с помощью ИКТ.»

Выступление на ШМО «Повышение мотивации учащихся к изучению истории и обществознания с помощью ИКТ.»...

Способы и приемы повышения мотивации учащихся на уроках английского языка

В статье представлены методы повышения мотивации учащихся. Предлагаются примеры упражнений...

Приемы повышения мотивации учащихся на уроке английского языка

Мотивация учебной деятельности - наиболее главный катализатор процесса обучения. Основные способы пробудить интерес учащихся....