Дидактические средства и приёмы в процессе формирования исторических знаний у учащихся с интеллектуальной недостаточностью (из опыта работы)
статья по истории

История как учебный предмет в  специальной (коррекционной) школе VIII вида, как и другие предметы, имеет свои особенности.  Практика показывает, что у школьников с нарушениями интеллекта возникают большие трудности в изучении истории. Нарушения познавательной деятельности  не позволяют учащимся  специальной (коррекционной) школы должным образом воспринимать и  осознавать исторические явления и события, связанные с жизнью общества или государства. Исторические знания носят для учащихся отстраненный характер, который никак в их понимании не связан с реальной жизнью.  Данная проблема решается на уроках истории посредствам различных методик: пропедевтики, развития навыков чтения и устной речи, расширение социального опыта и общего кругозора.

Знания, полученные учащимися с нарушениями интеллекта, носят временный характер, быстро забываются или искажаются. Для более точного усвоения и закрепления изученного материала на уроке истории могут использоваться различные дидактические средства и приёмы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические средства и приёмы в процессе формирования исторических знаний у учащихся с интеллектуальной недостаточностью (из опыта работы)

Аксенова М.А., учитель истории

ГБОУ АО «Соломбальская СКОШИ»

История как учебный предмет в  специальной (коррекционной) школе VIII вида, как и другие предметы, имеет свои особенности.  Практика показывает, что у школьников с нарушениями интеллекта возникают большие трудности в изучении истории. Нарушения познавательной деятельности  не позволяют учащимся  специальной (коррекционной) школы должным образом воспринимать и  осознавать исторические явления и события, связанные с жизнью общества или государства. Исторические знания носят для учащихся отстраненный характер, который никак в их понимании не связан с реальной жизнью.  Данная проблема решается на уроках истории посредствам различных методик: пропедевтики, развития навыков чтения и устной речи, расширение социального опыта и общего кругозора.

Знания, полученные учащимися с нарушениями интеллекта, носят временный характер, быстро забываются или искажаются. Для более точного усвоения и закрепления изученного материала на уроке истории могут использоваться различные дидактические средства и приёмы.

  1. Просмотр учебных и художественных фильмов. Данный приём закрепления знаний должен использоваться с учётом особенностей школьников с нарушениями интеллекта. Для специальной коррекционной школы не существует отдельно снятых учебных фильмов, поэтому учитель истории должен тщательно выбирать фильмы, учитывая особенности умственно отсталых детей. Просмотру фильма должна сопутствовать  большая работа. Учащиеся должны быть знакомы с историческими персонажами и событиями, о которых пойдёт речь в фильме. Не   рекомендуется весь урок заменять учебным фильмом, уместно  после просмотра фильма организовать обсуждение фильма. Задать школьникам вопросы не только о том, понравился им фильм или нет, но и углубиться в его сюжет. Учитывая особенности восприятия и внимания детей с ментальными особенностями, просмотр фильма может прерываться для дополнительного рассказа учителя, обсуждения отдельных тем, а также как средство смены вида деятельности.  Как показывает опыт, дети с нарушениями интеллекта лучше воспринимают художественные фильмы, так данные фильмы носят не только познавательную, но и эмоциональную составляющую, что позволяет детям прочувствовать историческое событие.
  2. Тестовые задания. В качестве контроля и закрепления исторических знаний у учащихся с нарушениями интеллекта могут использоваться тестовые задания. К составлению подобного рода заданий учитель коррекционной школы также должен относиться, учитывая особенности познавательной сферы умственной отсталых школьников. В 7 классе, когда начинается изучение истории, наиболее оптимальным будет использование тестовых заданий с вариантами ответов. В 8 и 9 классах тестовые задания могут носить открытых характер, т.е. не иметь вариантов ответа, а предполагать, что школьник сам напишет правильный ответ. Данный вид заданий должен учитывать индивидуальные особенности каждого школьника. Так учащиеся с лёгкой степенью нарушения могут легко отвечать на тестовые задания, тогда как учащиеся, имеющиеся умеренную степень нарушения с трудом могут решать тестовые задания даже с вариантами ответов. В связи с этим учитель должен учитывать индивидуальные особенности каждого ученика и исключать тестовые задания учащимся, которые не способны к восприятию данного вида задания. Кроме этого, учитель точно быть уверен, что учащиеся умеют решать тесты и понимать алгоритм работы, поэтому учитель должен научить детей работать с тестовым заданием.
  3. Кроссворды, ребусы, анаграммы. Кроссворды, ребусы и анаграммы относятся к  дидактическим средствам, развивающим не только познавательную активность школьников с интеллектуальной недостаточностью, но интеллект, быстроту реакции, логическое мышление, поэтому данные виды заданий обязательно должны включаться в методы работы учителя истории коррекционной школы. Используя данные дидактические приёмы, учитель также должен учитывать индивидуальные особенности детей с нарушениями интеллекта. Заторможенность, конкретность мышления, отсутствие аналитических способностей не позволяет детям быстро прореживать данные задания, а некоторым просто недоступна.  Однако, как показывает опыт, систематическое использование кроссвордов, ребусов и анаграмм, позволяет развивать у детей познавательную активность. Также необходимо помнить, что перед использованием вышеупомянутых дидактических средств, необходимо научить детей решать эти задания.
  4. Настольные игры. На этапе закрепления знаний уместно использовать настольные игры. Современное оснащение кабинетов истории, а также ресурсы сети Интернет позволяют учителю коррекционной школы создавать собственные дидактические настольные игры. Опыт работы показывает, что учащиеся коррекционной школы даже 9-х классов любят настольные игры, например «ходилки». Использование этого дидактического средства требует от учителя большой подготовки: создание игрового поля, правил игры, вопросов. Класс возможно поделить на 2-3 команды и каждый ход команды сопроводить решением учебной задачи.
  5. Ресурсы сети Интернет. В настоящее время в сите Интернет можно найти огромное количество, развивающих упражнений, которые подойдут и для работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения. К таким упражнениям можно отнести, пазлы, кроссворды, онлайн викторины и всевозможные игры. Однако для использования их с детьми с нарушениями интеллекта, учителю необходимо адаптировать задания под особенности детей, а также выход в Интернет на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме «Особенности внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Методы и приёмы развития внимания учащихся с нарушением интеллекта».

В данной статье рассказывается об особенностях внимания детей с нарушением интеллекта, приёмах развития произвольного внимания....

Игровые технологии, в работе логопеда, как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Один из видов личностных результатов - это введение обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом,  овладение  социально-бытовыми  умениями, испо...

Игровые технологии, в работе логопеда, как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Один из видов личностных результатов - это введение обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом,  овладение  социально-бытовыми  умениями, испо...

Игровые технологии, в работе логопеда, как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Один из видов личностных результатов - это введение обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом,  овладение  социально-бытовыми  умениями, испо...

Обобщение опыта работы по теме "Преодоление нарушений письменной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью".

Цель работы:  разработка и апробация альбома коррекционно-развивающих упражнений по  преодолению нарушений письменной речи у  младших школьников с интеллектуальной недостаточностью....

Профориентационная работа как средство формирования социально - трудовых навыков обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Обобщение опыта. Теоретический материал, организация и система мероприятий воспитания и развития профориентационной направленности детей с интеллектуальной недостаточностью...

Выступление на школьном методическом объединении по теме "Особенности организации процесса формирования геометрических знаний у обучающихся с интеллектуальными нарушениями".

Особенности организации процесса формирования геометрических знаний у обучающихся с интеллектуальными нарушениями....