Международные отношения: от разрядки к завершению «холодной войны» 11 класс История
презентация к уроку по истории (11 класс)

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Россия и мир в 1960-1990-е гг. международные отношения: от разрядки к завершению «холодной войны» 11 класс Составитель: Сафаралеева Юлия Уразмухаметовна

Слайд 2

План урока: Повторение ранее изученного материала А) Наука, литература и искусство(повторение + задание ). Б) Японии, новые индустриальные страны и Китай: новый этап развития (повторение + задание ). В) Социально-экономическое развитие Индии, исламского мира и Латинской Америки в 1950-1980-е гг. (повторение + задание ). Изучение нового материала: А) СССР и США: итоги соперничества. Б) Разрядка международной напряжённости. В) Причины срыва разрядки и обострение противоборства СССР и США в начале 1980-х гг. Г) Новое политическое мышление и завершение «холодной войны». 3. Задания для закрепления и рекомендации

Слайд 3

Дорогие ребята, мы с вами продолжаем изучать раздел V «россия и мир в 1960-1990 –е гг.». В начале работы со слайдовой презентацией напишите в тетрадях тему и цель урока: изучение роли международных отношений на историю мира. Оформление в тетрадях продолжаем: свой план по презентации и запись выводов, терминологии. Выполнение д/з и работа на сайте решу ЕГЭ, решу впр . Повторение ранее изученного материала Наука, литература и искусство 1960-1980 гг. (повторение + задание ). На развитие науки и внедрение достижений научно-технического прогресса государство направляло огромные средства. Широкое признание в стране получили труды академика М.В. Келдыша по аэрогидродинамик е, авиации и космонавтике. В 1975 г. Работы математика Л.В. Канторовича по разработке основ линейного программирования были отмечены Нобелевской премией. В 1978 г. Звание лауреата Нобелевской премии было присвоено физику П.Л. Капице . В 1960-1970-е гг. в СССР появилось литературное течение , условно названное деревенской прозой . Его представляли писатели В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.М. Шукшин и др. 1970-1980-е гг. – период нового подъёма отечественного киноискусства . Советский спорт стал популярным.

Слайд 4

Наука, Литература и искусство 1960-1980 гг. Повторение ранее изученного материала Наука, литература и искусство(повторение + задание). Задание №1 https:// soc-ege.sdamgia.ru : О каком событие идет речь на изображение? Задание №2 https://soc-ege.sdamgia.ru : Кто изображен на фото?

Слайд 5

Япония, новые индустриальные страны и китай Повторение ранее изученного материала Согласно конституции 1947 г., разработанной с участием оккупационных властей, Япония осталась монархией. Но император был лишён реальной власти, оставшись символом единства нации. Двухпалатный парламент избирался на основе всеобщего и равного избирательного права. Впервые право голоса получили женщины. Правительство формировалось парламентским большинством. Это подразумевало, что в стране должна была сложиться многопартийная политическая система европейского типа, при которой различные социальные группы и слои общества могут выражать свои интересы. Была проведена земельная реформа, ограничившая предельный размер угодий. Она подорвала систему помещичьего землевладения. К 1950 г. крестьяне стали собственниками 80% арендуемой ими земли, в стране сложился слой свободных фермеров. Были отменены привилегии бывших феодалов, ликвидированы дзайбаиу — олигархическо-клановые объединения, контролировавшие промышленность. Новые законы о труде сняли ограничения на создание профсоюзов, утвердили их право заключать коллективные договора, ввели 8-часовой рабочий день. Проведённые преобразования ознаменовали переход Японии к демократическому развитию.

Слайд 6

Япония, новые индустриальные страны и китай Повторение ранее изученного материала Новыми индустриальными странами (НИС) называют государства Юго-Восточной Азии, которые смогли в 1960-1970-е гг. достичь ощутимых экономических успехов. К ним относятся Гонконг, Сингапур, Тайвань и Южная Корея . Сингапур и Гонконг (последний в 1997 г. вошёл в состав Китая на правах территории с особым статусом) ещё до Второй мировой войны были крупнейшими портами и торговыми центрами. В этих городах-государствах издавна существовали развитые портовые службы, индустрия бизнеса и развлечений. В 1960-1970-е гг. была создана лёгкая промышленность . С началом реформ Китай начал проводить сбалансированную политику, то есть избегать конфликтов с соседями, поддерживать торгово-экономические отношения со всеми странами мира. Важным для КНР событием стало воссоединение с Гонконгом (1997) по соглашению с Великобританией, у которой истёк срок аренды этого порта и прилегающих земель . После присоединения к Китаю Гонконга возросло его участие в международном разделении труда. Его внешнеторговый оборот достиг 40% ВВП. При этом 74% китайского экспорта составляют трудоёмкие промышленные товары (в 1975 г. их доля в экспорте составляла лишь 36%). В частности, Китай поставляет на мировой рынок компьютерное оборудование, аудио- и видеотехнику.

Слайд 7

Социально-экономическое развитие Индии, исламского мира и Латинской америки в 1950-1980-е гг. Повторение ранее изученного материала В 1950 г. в Индии приняли конституцию. Правящей партией стала ИНК, которую до своей смерти в 1964 г. возглавлял Дж. Неру, затем — его дочь И. Ганди, после — её сын Р. Ганди. Условия, в которых Индии предстояло решать задачи модернизации, отличались крайней сложностью. Единый хозяйственный комплекс, сложившийся за время британского господства, оказался разорван. Многие важные для Индии предприятия и плодородные земли оказались на территории Пакистана, отношения с которым были напряжёнными. В Индии проживали сотни народностей, каждая со своей культурой, обычаями и традициями. В состав страны входили как штаты с демократической формой правления, так и полунезависимые княжества. Поэтому ИНК после освобождения страны проявлял большую осторожность в проведении преобразований. В то же время он пытался преодолеть наиболее архаичные формы общественной жизни. Согласно конституции 1950 г. уравнивались в правах представители высших и низших каст (к последним принадлежало три четверти населения).

Слайд 8

Социально-экономическое развитие Индии, исламского мира и Латинской америки в 1950-1980-е гг. Повторение ранее изученного материала В постколониальном развитии стран Ближнего Востока и Северной Африки наметилось два основных направления. Оба они так или иначе преследовали цели модернизации своих экономик и общественных отношений. В ряде стран при активном участии военных свергались традиционные, монархические режимы, запятнавшие себя сотрудничеством с колонизаторами. В 1952 г. власть в столице Египта Каире захватила группа молодых офицеров во главе с ГЛ. Насером. Опиравшийся на поддержку англичан король Фарук отрёкся от престола. В 1956 г. Египет был провозглашён республикой. В 1958 г. революционно настроенные офицеры свергли проанглийский монархический режим в Ираке. После серии военных переворотов в 1970 г. Ирак был провозглашён народно-демократической республикой . Начиная с 1930-х гг., а особенно в послевоенные годы, большинство стран Латинской Америки вступило на путь модернизации и ускоренного индустриального развития. Этому способствовал ряд благоприятных для них обстоятельств . В годы Второй мировой войны возрос спрос на аграрную продукцию латиноамериканских стран. Ведущие корпорации мира видели в Латинской Америке относительно безопасный и, благодаря обилию природных ресурсов, неосвоенных земель, выгодный район для вложения капиталов. Ведущая роль здесь принадлежала компаниям США. Если ущемлялись их интересы, Соединённые Штаты прибегали к прямому военному вмешательству для смены правящих фигур в латиноамериканских странах.

Слайд 9

Изучение нового материала СССР и США: итоги соперничества Противоречия между двумя сверхдержавами не раз сопровождались попытками наладить взаимопонимание, диалог, принять правила поведения, исключающие возникновение угрозы глобального ядерного конфликта. Улучшение отношений наметилось в середине 1950-х гг., когда было заключено перемирие в Корее. Тогда же был достигнут компромисс в Юго-Восточной Азии (Женевские соглашения), разделившие Вьетнам на Север и Юг. Удалось добиться нейтралитета Австрии. Несмотря на сложности в развитии взаимоотношений, СССР и США постепенно налаживали ограниченный диалог друг с другом . Нехватка средств помешала развёртыванию в странах ОВД информационной революции, хотя по уровню развития военных технологий они не уступали государствам НАТО. В СССР неоднократно ставились задачи овладения передовыми достижениями научно-технического прогресса. Однако для массового их внедрения во все отрасли народного хозяйства хронически не хватало возможностей. Это привело к падению темпов прироста производства ВВП в СССР, уменьшению его доли в производстве мирового ВВП. Участие США в гонке вооружений и в многочисленных локальных конфликтах постепенно подтачивало и их глобальные экономические позиции. Однако ослабление Советского Союза происходило быстрее. Это ограничивало возможности его влияния на освободившиеся страны и дружественные государства .

Слайд 10

Изучение нового материала Разрядка международной напряжённости Бессмысленность политики жёсткого противостояния на международной арене, порождающая угрозу взаимоуничтожения, стала понятна правящим кругам СССР и США уже после Карибского кризиса и побудила сверхдержавы перейти к политике разрядки. Первым шагом в этом направлении было подписание соглашения о прекращении ядерных испытаний в трёх сферах — воздушной, водной средах и на земле (1963), способных превратить Землю в непригодную для жизни людей планету, заражённую радиацией. Договор о нераспространении ядерного оружия (1968) уменьшил риск его появления в зонах конфликта, снизил вероятность увеличения числа обладающих им стран. В 1970 г. были установлены системы прямой связи между столицами ядерных держав, достигнуты договорённости о сотрудничестве в деле нераспространения ядерного оружия . В 1972 г. в Хельсинки (Финляндия) начались консультации о возможности заключения соглашения европейских стран о понижении напряжённости на континенте, развитии сотрудничества в области экономики, науки, техники, экологии и культуры. После длительного согласования позиций в 1975 г. руководители всех стран Европы (кроме Албании), Канады и США встретились в Хельсинки. Они подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Этот документ зафиксировал взаимные обязательства стран Европы, США и Канады уважать целостность существующих границ государств, их суверенитет, базовые права человека, принимать меры по укреплению безопасности и взаимного доверия в Европе, углублять взаимовыгодное сотрудничество . Хельсинские соглашения стали высшей точкой разрядки. С их заключением быстрыми темпами стали развиваться торгово-эко- номические связи между странами Восточной и Западной Европы. СССР стал крупнейшим поставщиком нефти и газа в западноевропейские государства, получая от их экспорта значительные доходы . Рекомендуем по данной теме изучить материалы на сайте: https :// foxford.ru/wiki/istoriya/vneshnyaya-politika-sssr-v-1964-1985-gg Внешняя политика СССР в 1964-1985 гг .

Слайд 11

Изучение нового материала Причины срыва разрядки и обострение противоборства СССР и США в начале 1980-х гг. Разрядка международной напряжённости породила в большинстве стран мира иллюзии относительно возможности прекращения «холодной войны». Однако коренные причины противостояния двух держав не были преодолены. У разрядки было немало противников как в СССР, так и в США. В Соединённых Штатах влиятельные военно-промышленные круги, а также многие политики доказывали, что политика разрядки исходно была ошибкой. Они считали, что страны НАТО, обладая большим экономическим потенциалом, способны обеспечить военно-техническое превосходство над СССР. Под их влиянием Соединенные Штаты начали качественное совершенствование своих стратегических сил, повышая точность наведения межконтинентальных баллистических ракет, увеличивая количество боеголовок на каждом из носителей. СССР принял этот вызов и даже несколько опередил Соединённые Штаты в гонке вооружений. Лишь в 1979 г. был подписан договор ОСВ-2, установивший ограничения на ряд качественных параметров совершенствования ядерного оружия. Успешное развитие отношений экономического сотрудничества между странами Западной Европы и СССР вызвало тревогу в США. В Америке возникли опасения, что в обеспечении собственной безопасности западноевропейцы станут больше полагаться на заинтересованность СССР в нормальных торгово-экономических отношениях, чем на гарантии защиты военной силой в рамках НАТО. Выполнять положения Хельсинских соглашений, касающихся соблюдения прав человека, иначе говоря — прав граждан на проявление инакомыслия, руководители СССР не собирались. Они считали эти вопросы «малозначимыми». Не учитывалось, что в странах НАТО складывается негативное представление об СССР как стране, нарушающей принятые обязательства. Начавшееся перевооружение группировок войск СССР в Восточной Европе новыми, высокоточными ракетами средней дальности, нацеленных на европейские страны НАТО, вызвало ещё большую озабоченность. Крайне негативную роль сыграло расширившееся вовлечение Советского Союза в региональные конфликты. Руководители СССР и союзных ему стран сочли, что перед ними открывается возможность повлиять на соотношение сил в мире за счёт государств, ранее не игравших заметной роли в соперничестве «двух лагерей». Итогом явилось вовлечение СССР и Кубы в конфликт между Сомали и Эфиопией, во внутренние конфликты в Анголе и Мозамбике, демонстрации солидарности с освободительными движениями на юге Африки, с революционным движением в Никарагуа. В 1983 г. обострение отношений достигло своего апогея. Войска США высадились на Гренаде, небольшом островном государстве в Карибском море, где у власти находился союзный Кубе режим. Это стало демонстрацией решимости Вашингтона идти на прямое применение вооружённой силы.

Слайд 12

Изучение нового материала Новое политическое мышление и завершение «холодной войны». Жёсткий курс администрации Р. Рейгана поставил лидеров СССР перед дилеммой: идти по пути силовых ответов и наращивания военной мощи либо искать новые подходы к развитию советско-американских отношений. Первый путь сулил новые витки гонки вооружений, дополнительные сложности для советской экономики. Второй — развития диалога сверхдержав на основе уступок — начался со встреч лидеров СССР и США — М.С. Горбачёва и Р. Рейгана в Женеве (1985) и в Рейкьявике (1986). Они не завершились конкретными договорённостями, но зафиксировали стремление сторон к исключению риска ядерной войны из жизни народов . Развитие и реализация новых подходов связана с деятельностью последнего Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачёва и предложенной им в 1987-1988 гг. концепцией «нового политического мышления», позволившей завершить «холодную войну». Эта концепция основывалась на идеях антивоенного движения стран Запада, социал-демократии и ведущих учёных мира. Согласно ей возможная ядерная война стала бы катастрофой для всего человечества. Поэтому угроза применения ядерного оружия, равно как и обладание им, потеряло значение средства достижения каких-либо политических целей. Этот вывод стал основой выдвижения программы сокращения вооружений, вплоть до ликвидации ядерного оружия к 2000 г. Новое политическое мышление предлагало отказ от логики и идеологии противостояния, поиск баланса интересов на основе взаимных уступок, строгого соблюдения международно-правовых норм, в том числе и относящихся к соблюдению гражданских прав и свобод. Рис. М.С. Горбачёв и Р. Рейган на Красной площади в Москве

Слайд 13

Изучение нового материала Новое политическое мышление и завершение «холодной войны». Выдвижение новой концепции само по себе не могло обеспечить прекращение «холодной войны». Первоначально идеи М.С. Горбачёва были восприняты в странах Запада как тактический ход, призванный дать СССР и его союзникам пропагандистские преимущества, выигрыш времени для решения внутренних проблем. Однако шаги советской дипломатии вскоре убедили правящие круги стран НАТО, что речь идёт о реальных переменах в советской политике. В 1987 г. СССР согласился ликвидировать ракеты средней дальности не только в Европе, но и в Азии в обмен на отказ США от размещения ракет такого же класса в Европе. В 1988 г. было объявлено о крупных односторонних сокращениях советских вооружённых сил. В 1990 г. страны Варшавского договора и НАТО подписали Соглашение о сокращении обычных вооружений и вооружённых сил в Европе. СССР пошёл на значительные односторонние уступки, приняв идею контроля за выполнением соглашения на своей территории, что ранее им отвергалось. В 1991 г. был подписал Договор СССР и США о сокращении стратегических вооружений. Ещё более значительные перемены произошли в сфере взаимоотношений СССР с союзными ему режимами. В 1989 г. СССР вывел войска из Афганистана, обязался на деле уважать свободу социального и политического выбора народов. Это сняло преграды на пути демократических революций в странах Восточной Европы, в том числе и в ГДР. В вопросе объединения Германии, что отвечало стремлениям подавляющего числа немцев, СССР также отказался от каких-либо предварительных условий и вывел свои войска с территории бывшей ГДР . В целом ситуация в мире 1990-1991 гг. свидетельствовала о завершении «холодной войны». Весной 1991 г. были распущены Организация Варшавского договора и Совет экономической взаимопомощи. С распадом СССР в 1991 г., прекращением существования этого «полюса» мировой силы, стало очевидно, что происходит смена модели миропорядка.

Слайд 14

Задания для закрепления и рекомендации: Задания для закрепления и рекомендации: Вопросы для самопроверки Расскажите о военном соперничестве СССР и США и его итогах. Для какой из сторон противостояние оказалось большим экономическим бременем? Почему? Охарактеризуйте значение советско-американских соглашений по стратегическим вооружениям. Составьте план ответа по теме «Разрядка международной напряжённости: причины и следствия». Какие из соглашений, заключённых в годы разрядки, сохраняют своё значение в наши дни? Какие причины вызвали обострение советско-американских отношений в конце 1970-х — начале 1980-х гг.? Чем оно было опасно для мира и человечества? Когда и каким образом завершилась «холодная война»?

Слайд 15

Задания для закрепления и рекомендации: Самостоятельная работа При помощи текста учебника и дополнительных материалов, по-2* добранных самостоятельно, сформулируйте: Основные черты современного информационного общества. Примеры влияния новых средств аккумуляции, хранения и передачи информации на мировую политику и экономику. Примеры влияния новых средств коммуникаций и хранения информации на вашу повседневную жизнь и жизнь ваших родителей. Результаты своих наблюдений обобщите в свободной форме (презентация, реферат, устное сообщение).

Слайд 16

Задания для закрепления и рекомендации: Задание № 1 https://soc-ege.sdamgia.ru : Что было одной из причин перехода к разрядке в международных отношениях в конце 1960-х гг .? 1) достижение СССР военно-стратегического паритета с США 2) создание Организации Объединенных Наций (ООН) 3) создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) 4) начало перестройки в СССР Задание №2 https://soc-ege.sdamgia.ru : Что стало результатом Карибского кризиса 1962 г .? 1) выход США из договора по ПРО 2) создание ОВД 3) подписание СССР и США договора о ликвидации ракет средней и малог дальности 4) вывод советских ракет с Кубы, обязательство США не вторгаться на остров

Слайд 17

Задания для закрепления и рекомендации: Задание №3 https://soc-ege.sdamgia.ru : В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. «Внешнеполитический курс советского руководства в 1960 – 1970-х годах был основан на принципах мирного сотрудничества с капиталистическими странами». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение: 1) … 2) … Аргументы в опровержение: 1) … 2) … Задание №4 https://soc-ege.sdamgia.ru : Какое событие означало окончание процесса разрядки международной напряженности в 1970-е гг.? 1) ввод войск ОВД в Чехословакию 2) ввод советских войск в Афганистан 3) Карибский кризис 4) ввод советских войск в Венгрию

Слайд 18

Задания для закрепления и рекомендации: Дорогие ребята! Для эффективной подготовки и понимания материала рекомендую прослушать на сайте Российская электронная школа Урок 21 «Внешняя политика советского руководителя Л.И. Брежнева», а также решать задания на сайте РЕШУ ЕГЭ https://soc-ege.sdamgia.ru / .

Слайд 19

Литература и интернет сайты для подготовки дз Учебник : Загладин Н.В., Петров Ю.А. История. Конец XIX начало XXI века: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень / Н.В. Загладин , Ю.А. Петров. – 3-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. С. 354 ( § 49) РЕШУ ЕГЭ История // https:// soc-ege.sdamgia.ru РОССИЙСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ШКОЛА // https :// resh.edu.ru Данная презентация «Рыночная экономика» // Социальная сеть работников образования nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории России 11 класс по теме "Международные отношения накануне второй мировой войны"

Методическая разработка урока по истории России 11 класс по теме "Международные отношения накануне второй мировой войны" в рамках ФГОС 2-го поколения....

План-конспект урока по истории России Тема урока: ««Холодная война». Класс: 9

План-конспект урока по истории РоссииТема урока: ««Холодная война».Класс: 9  Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия   Базовый учебник: ...

Конспект урока-презентации по истории в 9 классе по теме: « Международные отношения в 1920-1930 гг.:на пути ко второй мировой войне»

Цель и задачи:1.     Проследить развитие  международных отношений в 30-х годах и раскрыть их противоречивый характер;2.     Выявить причины и механизм разв...

тест по истории 11 класс "международные отношения накануне Второй мировой войны"

тест к параграфу 22 учебник история России 11 класс Н.В. Загладин, Ю.А. Петров...

Начало «холодной войны». Международные отношения.

Задания для обучающихся с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий....