Тест по теме «Российская империя XIX века»
тест по истории (9, 10, 11 класс)

Тест для подготовки к ЕГЭ 2020 по XIX веку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no1_ege.docx16.04 КБ
Файл no2_ege.docx21.46 КБ
Файл no3_ege.docx15.4 КБ
Файл no4_ege.docx14.81 КБ
Файл no5_ege.docx18.84 КБ
Файл no6_ege.docx24.58 КБ
Файл no7_ege.docx14.98 КБ
Файл no12_ege.docx18.74 КБ
Файл no13-16_ege.docx2.39 МБ
Файл no20-22_ege.docx20.52 КБ
Файл no24_ege.docx12.75 КБ

Предварительный просмотр:

                Задания ЕГЭ №1 на тему Россия XIX века.

  1. Расположите в хронологической последовательности исторические события.                                                    
  1. Процесс над Верой Засулич
  2. Денежная реформа Канкрина
  3. Русско-шведская война
  1. Расположите в хронологической последовательности исторические события.
  1. Крымская война
  2. Смерть Александра III
  3. Гюлистанский мир
  1. Расположите в хронологической последовательности исторические события.
  1. Тайпинское восстание в Китае
  2. Отмена крепостного права в России
  3. Провозглашение Наполеона Бонапарта императором Франции
  1. Расположите в хронологической последовательности исторические события.
  1. Венский конгресс
  2. Отмена рабства в США
  3. Провозглашение прусского короля германским императором
  1. Расположите в хронологической последовательности исторические события.
  1. принятие Указа об обязанных крестьянах
  2. отставка и ссылка М. М. Сперанского
  3. вторжение Наполеона в Россию
  1. Расположите в хронологической последовательности исторические события.
  1. провозглашение доктрины Монро в США
  2. Синопское сражение
  3. образование Австро-Венгрии
  1. Расположите в хронологической последовательности исторические события.
  1. Бородинский бой
  2. движение чартистов в Англии
  3. отмена крепостного права в России
  1. Расположите в хронологической последовательности исторические события.
  1. Русско-тлинкитская война
  2. Лондонская конвенция по проливам
  3. Андрианопольское перемирие между Россией и Турцией
  1. Расположите в хронологической последовательности исторические события.
  1. "Чумной бунт" в Севастополе
  2. Создание Следственного комитета по делу декабристов
  3. Подписание в Петербурге договора между Россией и Китаем
  1. Расположите в хронологической последовательности исторические события.
  1. Начало Таможенной войны между Россией и Германией
  2. Смерть И.А Крылова
  3. Кокандский поход В.А. Перовского

 



Предварительный просмотр:

              Задания ЕГЭ №2 на тему Россия XIX века.

  1. Установите соответствие между определениями и понятиями. В ответ запишите последовательность цифр.

СОБЫТИЯ

 

ГОДЫ

A)Кавказкая война

Б) Указ о праве крестьян выкупаться на волю из продающихся за долги имений

В) Передача функций Верховной распорядительной комиссии и III Отделения Министерству внутренних дел М.Т. Лорис-Меликова

Г) Русско-корейское соглашение о передаче России Моасныхо  

   

1) 1880

2) 1900

3) 1898

4) 1817-1864

5) 1828

6)1848

 

  1. Установите соответствие между определениями и понятиями. В ответ запишите последовательность цифр

СОБЫТИЯ

 

ГОДЫ

А) Основание Сибирского казачьего войска

Б) Снятие ограничений с крестьянской торговли

В)  Война с Кокандским ханством и Бухарским эмиратом

Г) Русско-турецкая война

   

1) 1877 – 1878

2) 1860

3) 1824

4) 1808

5) 1856

6) 1864 – 1868

  1. Установите соответствие между определениями и понятиями. В ответ запишите последовательность цифр

 

СОБЫТИЯ

 

ГОДЫ

А) восстание декабристов

Б) Парижский мир

В)  годы правления Николая I

Г) циркуляр о кухаркиных детях

   

1) 1823 г.

2) 1825—1855 гг.

3) 1887 г .

4) 1825 г.

5) 1856 г.

6) 1830-1855 гг.

  1. Установите соответствие между определениями и понятиями. В ответ запишите последовательность цифр

СОБЫТИЯ

 

ГОДЫ

А) Синопское сражение

Б) издание указа о «вольных хлебопашцах»

В)  окончание Крымской войны 

Г) учреждение первых министерств

   

1)   1984-1985 гг.

2) 1803 г.

3) 1810 г.

4) 1802 г.

5) 1843 г.

6) 1853 г.

  1. Установите соответствие между определениями и понятиями. В ответ запишите последовательность цифр

СОБЫТИЯ

 

ГОДЫ

А) открытие движения по железной дороге от Москвы до Петербурга

Б) убийство Александра II

В)  принятие закона о земских начальниках

Г) Указ об обязанных крестьянах

   

1)  1889 г.

2) 1851 г.;

3) 1823 г.

4) 1842 г.

5) 1881 г.

6) 1878 г.

  1. Установите соответствие между определениями и понятиями. В ответ запишите последовательность цифр

СОБЫТИЯ

 

ГОДЫ

А) Основание первой русской колонии на Сахалине

Б) Кавказкая война

В) заключение Бухарестского мира с Турцией

Г) Взятие русскими Самарканда

   

1)  1842 г.

2) 1806 г.

3) 1866 г.

4) 1812 г.

5) 1834-1864 гг.

6) 1868 г.

  1. Установите соответствие между определениями и понятиями. В ответ запишите последовательность цифр

СОБЫТИЯ

 

ГОДЫ

А) создание III Отделения императорской канцелярии

Б) битва под Аустерлицем

В) создание «Народной воли»

Г) Открытие в Петербурге Румянцевского музея

   

1) 1879 г.

2) 1805 г.

3) 1803 г.

4) 1889 г.

5) 1831 г.

6) 1826 г.

  1. Установите соответствие между определениями и понятиями. В ответ запишите последовательность цифр

СОБЫТИЯ

 

ГОДЫ

А) создание «Союза благоденствия»

Б) Основание первого в России императорского Александровского лицея

В) начало денежной реформы Е.Ф. Канкрина

Г) Отмена крепостного права в России

   

1) 1801 г.

2) 1839 г.

3) 1818 г.

4) 1861 г.

5) 1815 г.

6) 1811 г.

  1. Установите соответствие между определениями и понятиями. В ответ запишите последовательность цифр

СОБЫТИЯ

 

ГОДЫ

А) Заключение Гюлистанского мирного договора между Россией и Ираном

Б) Начало аграрной реформы в Польше

В) Второй Парижский мирный договор

Г) Первый российский закон об акционерных обществах

   

1) 1815 г.

2) 1883 г.

3) 1813 г.

4) 1836 г.

5) 1856 г.

6) 1864 г.

  1. Установите соответствие между определениями и понятиями. В ответ запишите последовательность цифр

СОБЫТИЯ

 

ГОДЫ

А) заключение Тильзитского мира

Б) Начало Морозовской стачки в Орехово-Зуево

В) сражение под Малоярославцем

Г) первое «хождение в народ»

   

1) 1812 г.

2) 1861 г.

3) 1807 г.

4) 1853 г.

5) 1874 г.

6) 1885 г.



Предварительный просмотр:

          Задания ЕГЭ №3 на тему Россия XIX века.

  1. Ниже приведен перечень фамилий видных государственных деятелей. Все они, за исключением двух, занимали высокие посты в советский период. Найдите и запишите цифры государственных деятелей, не относящиеся к советскому периоду.
  1. Косыгин
  2. Столыпин
  3. Андропов
  4. Витте
  5. Калинин
  6. Молотов
  1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся ко второй половине XIX в.

 

  1. гласный суд
  2. мировой посредник
  3. местничество
  4. временнообязанное состояние
  5. стрелецкие полки
  6. винная монополия
  1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям, явлениям XIX в.
  1. декабристы
  2. промышленный переворот
  3. октябристы
  4. кадеты
  5. отрезки
  6. аракчеевщина
  1. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) XIX в.
  1. двоевластие
  2. министерства
  3. декабристы
  4. третьеиюньский переворот
  5. земства
  6. временнообязанные крестьяне
  1. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям истории России XIХ в.
  1. Корпус жандармов
  2. военный коммунизм
  3. «вольные хлебопашцы»
  4. серебряный рубль
  5. «белый террор»
  6. Народовольцы
  1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям XIX в.
  1. Вольные хлебопашцы
  2. верховники
  3. декабристы
  4. бироновщина
  5. земства
  6. винная монополия
  1. Ниже приведён перечень понятий, терминов. Все они, за исключением двух, относятся к преобразованиям Александра I.
  1. вольные хлебопашцы
  2. мировой посредник
  3. министерства  земства
  4. военные поселения
  1. Ниже приведён перечень фамилий полководцев и флотоводцев. Все они, за исключением двух, относятся к XIX в.
  1. Кутузов
  2. Жуков
  3. Скобелев
  4. Гурко
  5. Нахимов
  6. Рокоссовский
  1. Ниже приведён перечень терминов, понятий. Все они, за исключением двух, относятся к событиям XIX в.
  1. Народники
  2. декабристы
  3. социал-демократы
  4. нестяжатели
  5. петрашевцы
  6. иосифляне
  1. Ниже приведён перечень понятий, терминов. Все они, за исключением двух, относятся к преобразованиям Александра I.
  1. «Вольные хлебопашцы»
  2. Негласный комитет
  3. Юрьев день
  4. земства
  5. военные поселения



Предварительный просмотр:

            Задания ЕГЭ №4 на тему Россия XIX века.

  1. Запишите термин, о котором идёт речь:

Орган местного самоуправления, введённый в России по реформе 1864 г .

  1. Напишите пропущенное слово.

В ходе судебной реформы 1864 г. с целью разгрузить главный суд от дел, связанных с мелкими правонарушениями и гражданскими исками, был создан ______ суд.

  1. Запишите термин, о котором идёт речь.

«Неофициальный совещательный орган при Александре I, состоявший из его ближних друзей (П. А. Строганова, В. П. Кочубея, Н. Н. Новосильцева, А. Чарторыйского) и ставший центром подготовки проектов реформ начала царствования».

  1. Запишите термин, о котором идёт речь.

Частичное или полное освобождение от судебного наказания, производимое верховной властью.

  1. Запишите термин, о котором идет речь

Крестьяне, получавшие личную свободу вместе с землёй за выкуп по указу 1803 г.

  1. Запишите термин, о котором идёт речь.

«Привилегированное среднее (затем и высшее) учебное заведение, предназначенное для подготовки чиновников и юристов. Появление этого типа учебных заведений в России относится к царствованию Александра I. Одно из таких учебных заведений было основано в 1811 г. в Царском Селе, его выпускниками были А. С. Пушкин, А. А. Дельвиг, А. М. Горчаков»

  1. Запишите термин, о котором идёт речь.

Межсословная категория населения в Российской империи, к которой относились лица, не принадлежавшие ни к одному из установленных основных сословий. Из их представителей, занимавшихся в основном интеллектуальным трудом (литература, наука, журналистика), в середине XIX в. формировалась интеллигенция. Они сыграли важную роль в развитии революционного движения.

  1. Запишите термин, о котором идёт речь.

Государственное кредитное учреждение, появившееся в России в 1860 г. и объединявшее в себе функции коммерческого банка и правительственного подразделения.

  1. Запишите термин, о котором идёт речь.

Воинственное течение ислама, требовавшее полное подчинение вождю (имаму) и провозглашавший священную войну (газават) с немусульманами (неверными) до полной победы над ними.

  1. Запишите термин, о котором идёт речь.

В литературе и искусстве – правдивое изображение действительности в художественных образах.

  1. Запишите термин, о котором идёт речь.

Орган крестьянского самоуправления, в котором на уровне села участвуют все домохозяева, а на уровне волости - выборные от сельских обществ. В качестве исполнительного органа сельский сход выбирает сельского старосту, волостной сход - волостного старшину.

  1. Напишите пропущенное слово.

Договор между помещиком и крестьянской общиной, устанавливавший размер надела и повинности за пользование им по реформе 1861 г. называется ___________.

  1. Напишите пропущенное слово.

Промышленный переворот в России в XIX в. характеризуется переходом от __________к фабрике.

  1. Напишите пропущенное понятие (термин).

Предпринятое весной 1874 г. «___________» было пёстрым и разнородным: одни шли в деревню, чтобы её «бунтовать»; другие — готовить к революции путём пропаганды.

  1. Напишите пропущенное слово.

В ходе денежной реформы Е. Ф. Канкрина главной единицей обращения стал ___________________ рубль, что придало постоянство денежному курсу.



Предварительный просмотр:

             Задания ЕГЭ №5 на тему Россия XIX века.

  1. Установите соответствие между войнами, которые вела Россия в XIX в., и их результатами.

ВОЙНЫ

 

РЕЗУЛЬТАТЫ

A) Отечественная война 1812 г. и Заграничный поход русской армии в 1813—1814 гг.

Б) русско-иранская война 1826—1828 гг.

B) Крымская война 1853—1856 гг.

Г) русско-турецкая война 1877—1878 гг.

 

1) получение Сербией, Черногорией и Румынией независимости от Турции

2) присоединение к России Эриванского и Нахичеванского ханств

3)присоединение к России Царства Польского

4)нейтрализация Чёрного моря

5) присоединение к России Крыма

  1. Установите соответствие между определениями и понятиями.

ПОНЯТИЕ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

А) временнообязанный

Б) гласный

В) присяжный заседатель

Г) акция

 

1) выборный общественный представитель в суде

2) член местного органа самоуправления

3) крестьянин, отрабатывающий повинности до заключения выкупной сделки

4) исключительное право государства на изготовление какой-либо продукции

5) ценная бумага, подтверждающая право на получение дивидендов

  1. Установите соответствие между категориями населения в начале XIX в. и их правами, обязанностями.

КАТЕГОРИИ НАСЕЛЕНИЯ В НАЧАЛЕ XIX В.

 

ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ

А) крепостные крестьяне

Б) поместные дворяне

В) казачество

Г) мещане

 

1) обязанность охранять границы государства, участвовать в военных действиях

2) право заниматься мелкой торговлей

3) обязанность работать на барщине

4) право получать оброк с крестьян

5) обязанность работать на принадлежащих монастырям землях

  1. Установите соответствие между категориями населения в начале XIX в. и их правами, обязанностями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

 

КАТЕГОРИИ НАСЕЛЕНИЯ В НАЧАЛЕ XIX В.

 

ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ

A) крепостные крестьяне

Б) поместные дворяне

B) казачество

Г) мещане

 

1) обязанность охранять границы государства, участвовать в военных действиях

2) право заниматься мелкой торговлей

3) обязанность работать на барщине

4) право получать оброк с крестьян

5) обязанность работать на принадлежащих монастырям землях

6) право на получение церковной десятины

  1. Установите соответствие между государственными деятелями и историческими событиями.

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ

A) П. А. Столыпин

Б) А. А. Аракчеев

B) А. Х. Бенкендорф

Г) С. Ю. Витте

 

1) создание военных поселений

2) введение золотого стандарта

3) разрешение свободного выхода крестьян из общины

4) создание корпуса жандармов

5) роспуск Учредительного собрания

  1. Установите соответствие между именами деятелей науки и областями знания.

ДЕЯТЕЛИ

 

НАУКИ

A) Г. И. Невельской

Б) В. Я. Струве

B) Н. И. Пирогов

Г) Н. И. Лобачевский

 

1) географические исследования

2) медицинские исследования

3) проблемы органической химии

4) неевклидова геометрия

5) астрономия

  1. Установите соответствие между войнами, которые вела Россия в XIX в., и их результатами.  
  2. Установите соответствие между деятелями культуры второй половины XIX в. и их произведениями.

ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ

 

ИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

A) В. О. Шервуд

Б) В. М. Васнецов

B) A. M. Опекушин

Г) П. И. Чайковский

 

1) памятник А. С. Пушкину

2) балет «Лебединое озеро»

3) здание Исторического музея в Москве

4) картина «Три богатыря»

5) роман «Отцы и дети»

  1. Установите соответствие между реформами и историческими деятелями, с которыми связано проведение реформ.

РЕФОРМА

 

ИСТОРИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ

А) ликвидация крестьянской общины

Б) создание «Полного собрания законов Российской империи»

В) проект привлечения выборных от земств к работе в Государственном совете

Г) Финансовая реформа

 

1) М. М. Сперанский

2) С. С. Уваров

3) М. Т. Лорис-Меликов

4) П. А. Столыпин

5) С. Ю. Витте

  1. Установите соответствие между именами императоров и законодательными актами, принятыми в их правление.

ИМПЕРАТОРЫ

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

A) Александр I

Б) Николай I

B) Александр II

Г) Александр III

 

1) Манифест о незыблемости самодержавия

2) Свод законов Российской империи

3) Указ о «вольных хлебопашцах»

4) Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»

5) Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости



Предварительный просмотр:

           Задания ЕГЭ №6 на тему Россия XIX века.

  1. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

 

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

 

А) «Дворы, между коими заключён Парижский трактат… вместе с прочими государями и державами, им союзными… повелели своим полномочным составить… один главный трактат и присоединить к оному как неотдельные части все прочие положения конгресса.

…Герцогство Варшавское, за исключением тех областей и округов, коим в нижеследующих статьях положено иное назначение, навсегда присоединяется к Российской империи. Оно в силу своей конституции будет в неразрывной с Россией связи и во владении его величества императора всероссийского, наследников его и преемников на вечные времена. Его императорское величество предполагает даровать, по своему благоусмотрению, внутреннее устройство сему государству, имеющему состоять под особенным управлением. Его величество сообразно с существующим в рассуждении прочих его титулов обычаем и порядком присовокупит к оным и титул царя (короля) польского».

Б) «Его королевское величество Свейское уступает сим за себя и своих потомков и наследников свейского престола и королевства Свейского его царскому величеству и его потомкам и наследникам Российского государства в совершенное неприкословное вечное впадение и собственность в сей войне, чрез его царское величество оружия от короны Свейской завоёванные провинции: Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию и часть Карелии с дистриктом Выборгского лена.

…Против того же его царское величество обещает в 4 недели по размене ратификаций о сем мирном трактате или прежде, ежели возможно, его королевскому величеству и короне Свейской возвратить… Великое княжество Финляндское…».

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Данный договор был подписан в Берлине.

2) По данному договору Россия получила выход к Балтийскому морю.

3) Данный договор был подписан в Вене.

4) Современником подписания данного договора был А. Л. Ордин-Нащокин.

5) Данный договор был подписан по результатам Северной войны.

6) На территории, присоединённой к России по данному договору, в начале 1830-х гг. произошло мощное восстание.

 

  1. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

 

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

 

А) «Его Императорское Величество объявляет Высочайшее Свое благословение бывшим сего числа войскам на маневрах и командующим оными генералу от инфантерии Голенищеву-Кутузову и генералу от кавалерии графу фон дер-Палену, также и всем бата-лионным командирам, нижним же чинам жалует по рублю, по чарке вина и по фунту говядины на человека; а притом Высочайше объявить изволили, что весьма утешно для Его Императорского Величества видеть достижения войска такого совершенства, в каковом оно себя показало во всех частях под начальством таковых генералов, которых качества и таланты, действуя таковыми войсками и такой нации, какова российская, не могут не утвердить и не обеспечить безопасности и целости государства. <...>»

Б) «Е.в. император всероссийский и е.в. император австрийский, король венгерский, желая осуществить на практике ту идею, которая руководит их сердечным согласием, имея целью упрочить мир, господствующий ныне в Европе, и стремясь отдалить возможность войны, которая могла бы его нарушить, убежденные, что эта цель наилучше может быть достигнута лишь прямым и личным соглашением между государями, соглашением, независимым от перемен, какие могли бы произойти в их правительствах, договорились о нижеследующих пунктах:

I. Их величества обещают друг другу, даже когда в требованиях интересов их государств окажется некоторое разногласие по поводу частных вопросов, сговориться так, чтобы эти разногласия не могли одержать верх над соображениями высшего порядка, какими они озабочены. Их величествами решено не допускать, чтобы кому-либо удалось разлучить их на почве принципов, считаемых ими за единственно способные обеспечить и, если нужно, принудительно поддержать европейский мир против всяких потрясений, откуда бы таковые ни проистекали.

II. На тот случай, если бы нападение со стороны третьей державы грозило нарушить европейский мир, их величества взаимно обязуются, не ища и не заключая новых союзов, сначала сговориться между собой, чтобы условиться относительно образа действий, какого следует держаться сообща.

III. Если бы вследствие сего соглашения явилась необходимость в военных действиях, таковые должны сообразоваться с особой конвенцией, которую предстоит заключить их величествам.

IV. Если бы одна из высоких договаривающихся сторон, стремясь вернуть себе полную независимость действий, пожелала денонсировать настоящий акт, то она обязана предупредить о том за два года, чтобы дать другой стороне время принять меры, какие она сочтет уместными».

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

1) Приказ от 8 сентября 1800 г.

2) На создание данного соглашения повлияли итоги Крымской войны.

3) Материал относится к Шенбруннской конвенции.

4) Род награждаемого генерала происходил из Рюриковичей.

5) Приказ был отдан Павлом I.

6) Данный документ был подписан последним императором, из династии Романовых.

  1. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

 

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

 

А) «Исцелить новейшее поколение от слепого необдуманного пристрастия к... иноземному, распространяя в юных умах разумное уважение к отечественному... оценить... все противоположные элементы нашего гражданского образования... искать этого знаменателя в тройственном понятии православия, самодержавия, народности — такова цель, к которой Министерство народного просвещения приближалось десять лет».

Б) «Первые наши годы, протекшие в неподвижной дикости, не оставили никакого следа в нашем уме и нет в нас ничего лично нам присущего, на что могла бы опереться наша мысль; выделенные по странной воле судьбы из всеобщего движения человечества, не восприняли мы и традиционных идей человеческого рода. А между тем именно на них основана жизнь народов; именно из этих идей вытекает их будущее и происходит их нравственное развитие. Если мы хотим подобно другим цивилизованным народам иметь свое лицо, необходимо как-то вновь повторить у себя все воспитание человеческого рода».

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

1) Положения сочинения легли в поддержанную властью теорию официальной народности.

2) Данное сочинение написано одним из декабристов.

3) Данное сочинение было опубликовано в журнале «Телескоп» в 1836 г.

4) Автор данного сочинения был объявлен сумасшедшим.

5) Автор данного сочинения стремился установить контроль над университетами.

6) Автор данного сочинения занимался организацией «военных поселений».

  1. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

 

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

 

А) «Практиковавшиеся доселе полицейские меры, при всей их разумности и рассчитанно-сти, как печальный опыт доказал, не спасли бесценной жизни достославной памяти Государя Императора Александра Николаевича. Ни прописка билетов в полиции, ни констатирование и ограничение в продаже оружия, ни постановка полицейских по углам улиц, ни установление урядников не остановили злодеев в приготовлении и осуществлении адского замысла. В Петербурге думают обезопасить неприкосновенность особы Величества через поручение наблюдения за известным числом домов одному главному, присоединив к нему несколько человек из благонадежных обывателей. Конечно, мера довольно действительная, но едва ли вполне достигающая цели по широте и сложности объёма наблюдений и по отсутст-венности, большую часть времени, самих наблюдателей. <...>».

Б) «...законы гражданские, сколь бы они ни были совершенны, без государственных установлений не могут быть твёрды. В числе сих установлений Совет издавна занимал важное место. В начале своём он был временным и преходящим. Но при вступлении нашем на престол, наименовав его Государственным, мы тогда же предназначили дать ему в своё время образование, свойственное публичным установлениям».

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

1) Письмо адресовано министру внутренних дел М.Т. Лорис-Меликову.

2) Документ относится ко времени правления Николая II.

3) Данный документ был подписан во времена Александра I.

4) Документ относится ко времени правления Александр III.

5) Речь идет о Непременном совете.

6) Данный договор был подписан Александром II.

  1. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

                                   ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

 

А) «Беспорядки и неразлучные с ними злоупотребления, угнетая народ, пресекают всевозможные пути к развитию промышленности, которая не живет, но едва дышит, система финансов осталась та самая, каковая была ханах, источники доходов //в неизвестности, хотя представляются в видах весьма обширных, одним словом, она та самая, которая была у варварских народов. Народ, оставленный в прежнем положении, чуждается России, хотя Россия без помощи края защищает и охраняет спокойствие его с пожертвованием значительных сумм и людей. Картину сего несчастного края главнокомандующий представил его и. в. весьма ясно в донесении своем. Собственный мой опыт убедил меня в совершенной справедливости оной. Имея сие пред глазами, я в предположениях своих имел 4 предмета: 1) уничтожение сих беспорядков, 2) доставление жителям счастливой жизни чрез соединение их политическими и гражданскими связями с Россиею, 3) достижение, чтобы Кавк. // край мог защищать сам себя и 4) чтобы мог держать сам себя и еще как часть общего государственного тела давать доход от остатков на прикрытие общих государственных расходов; все сие, по моему мнению, может быть достигнуто со временем, при неизменном следовании принятой системе, обдуманной и единожды навсегда утвержденной».

Б) «Еще до обнародования в минувшем году во всеобщую известность высочайших рескриптов на имя начальников губерний об улучшении быта помещичьих крестьян в народе были распространены о сем слухи, которые и вызвали со стороны крепостных людей различные толки, выражавшие ожидание предстоящей им свободы. Ожидание это сильно выразилось в 1855 г. по случаю воззвания святейшего Синода при формировании государственного' ополчения 1, причем крестьяне целыми иногда селениями в весьма значительных массах отказывались исполнять господские работы, высказывая желание поступить в ряды ополчения и предполагая, что с тем вместе получат они свободу. В 1856 г. те же самые толки и те же ожидания были поводом движения помещичьих крестьян из всех почти губерний Южной России (особенно Екатеринославской и Херсонской) в Крым по вызову будто бы правительства для заселения разоренных неприятелем мест Крымского полуострова. Впоследствии ожидание крепостными людьми свободы высказалось также по случаю священного коронования государя императора».

                                               ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Данный текст содержит отрывок из отчета департамента исполнительной полиции за 1858 г.

2) Документ относится к первой половине XIX в.

3) В отрывке речь идет о коронации Александра I.

4) Описываемые события относятся к XIV в.

5) В данном отрывке речь идет о крестьянском движении 1857-1861 гг.

6) Речь идет о колонизации Закавказья.

  1. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

 

                                    ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

 

А) Предоставить тем из помещиков, которые сами сего пожелают, заключать с крестьянами своими, по взаимному соглашению, договоры на таком основании, чтобы помещики сохраняли принадлежащее им полное право вотчинной собственности на землю, со всеми её угодьями и богатствами, как на поверхности, так и в недрах её, а крестьяне получали от них участки земли в пользование за условные повинности, на следующих рассмотренных в Государственном совете и Нами утвержденных главных правилах:

1. Повинности крестьян, в пользу помещиков, могут быть определены в договорах денежным оброком, произведениями, обрабатыванием помещичьей земли, или другою работою.

2. В случае неисполнения крестьянами приемлемых ими на себя по договору обязанностей, они понуждаются к тому Земскою Полициею, под руководством Уездных Предводителей Дворянства и под высшим наблюдением Губернского Правления.

3. Крестьяне, по надлежащим утверждении заключённых между ними и помещиками договоров, принимают название обязанных крестьян».

Б) «1) Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян своих по одиночке или и целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу, то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своём через Губернского Дворянского Предводителя к Министру Внутренних Дел... 4) Крестьяне и селения, от помещиков по таковым условиям с землёю отпускаемые, если не пожелают войти в другие состояния, могут оставаться на собственных их землях земледельцами и сами по себе составляют особенное состояние свободных хлебопашцев».

                                             ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

1) Данный законодательный акт был издан в правление Николая Первого.

2) К изданию данного законодательного акта был причастен П.А. Столыпин.

3) Данный законодательный акт был принят в 1803 г.

4) При императоре, издавшем данный законодательный акт, было отменено крепостное право в Прибалтике.

5) Это был первый законодательный акт в истории Российской империи, ограничивавший права помещиков по отношению к крестьянам.

6) Менее чем через 20 лет после издания данного законодательного акта было отменено крепостное право в России.

 



Предварительный просмотр:

             Задания ЕГЭ №7 на тему Россия XIX века.

  1. Какие три из перечисленных положений характеризуют процесс развития образования в России в 1860—1890-х гг.?
  1. открытие высших женских курсов
  2. открытие Царскосельского лицея
  3. открытие земских школ
  4. увеличение числа церковно-приходских школ
  5. основание Смольного института благородных девиц
  6. создание ликбезов и рабфаков
  1. Какие три события из перечисленных ниже относятся к Отечественной войне 1812 г.?
  1. штурм Измаила
  2. бои за Малоярославец
  3. Тильзитский мир
  4. пожар Москвы
  5. сражение под Аустерлицем
  6. совет в Филях
  1. Какие три из перечисленных ниже имён связаны с Отечественной войной 1812 г.? Соответствующие цифры запишите в ответ.
  1. М. Д. Скобелев
  2. П. С. Нахимов
  3. П. И. Багратион
  4. Н. Н. Раевский
  5. А. М. Горчаков
  6. Д. В. Давыдов
  1. Какие три положения из приведённых ниже характерны для взглядов славянофилов? Соответствующие цифры запишите в ответ.
  1. принятие конституции, введение демократических свобод
  2. самобытность истории России
  3. возвращение к Земским соборам
  4. отмена крепостного права
  5. развитие России по законам мировой истории
  6. необходимость утверждения буржуазных порядков
  1. Какие три из перечисленных событий относятся к царствованию Александра I? Соответствующие цифры запишите в ответ.
  1. подготовка М. М. Сперанским «Введения к уложению государственных законов»
  2. создание Негласного комитета
  3. введение суда присяжных заседателей
  4. Крымская война
  5. учреждение Государственной думы
  6. участие России в Континентальной блокаде
  1. Какие три из перечисленных положений характеризуют период «аракчеевщины»? Соответствующие цифры запишите в ответ.
  1. палочная дисциплина в армии
  2. предоставление автономии университетам
  3. судебная реформа, введение суда присяжных
  4. создание военных поселений
  5. ужесточение цензуры
  6. расширение прав местного самоуправления
  1. Какие три из перечисленных событий относятся к Отечественной войне 1812 г.? Соответствующие цифры запишите в ответ.
  1. Смоленское сражение
  2. оборона Севастополя
  3. бой под Малоярославцем
  4. Чесменское сражение
  5. оборона Шипки
  6. Тарутинский марш-манёвр
  1. Какие три общественных деятеля принимали участие в декабристском движении? Соответствующие цифры запишите в ответ.
  1. Н. Г. Чернышевский
  2. Н. М. Муравьёв
  3. С. П. Трубецкой
  4. П. И. Пестель
  5. Ю. О. Мартов
  6. А. И. Герцен 
  1. Какие три из перечисленных событий произошли только в декабре 1825 г.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
  1. присяга Сената Николаю I
  2. выступление Черниговского полка
  3. дворцовый переворот, смерть Павла I
  4. воцарение Александра II
  5. расстрел каре на Сенатской площади
  6. аресты членов Северного общества в Санкт-Петербурге
  1. Какие три государственных деятеля занимали важные государственные посты в царствование Николая I? Соответствующие цифры запишите в ответ.
  1. А. Х. Бенкендорф
  2. П. Д. Киселёв
  3. С. Ю. Витте
  4. Е. Ф. Канкрин
  5. К. П. Победоносцев
  6. П. А. Столыпин



Предварительный просмотр:

            Задания ЕГЭ №12 на тему Россия XIX века.

  1. Прочтите отрывок из воспоминаний современника.

«[Александр I] сознавал, что ему невозможно высказать свои чувства откровенно и проявлять их перед обществом, столь мало подготовленным для восприятия этих идей. <... >

Чтобы до известной степени смягчить это печальное противоречие с самим собою, Александр образовал род <...> комитета, составленного из лиц, которых он считал своими личными друзьями, разделявшими его взгляды и убеждения... Каждый нёс туда свои мысли, свои работы, свои сообщения о текущем ходе правительственных дел и о замеченных злоупотреблениях власти. Император вполне откровенно раскрывал перед нами свои мысли и свои истинные чувства. <...> Не было ни одного внутреннего улучшения, ни одной полезной реформы, намеченной или проведённой в России в царствование Александра, которые не зародились на этих именно тайных совещаниях». 

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

  1. Комитет, о котором говорится в тексте, получил в истории название «Негласный».
  2. Одним из членов комитета был А. А. Аракчеев.
  3. Комитет просуществовал до 1825 г.
  4. Большое влияние на членов комитета оказывали идеи Эпохи Просвещения.
  5. Автор воспоминаний позитивно относится к деятельности комитета.
  6. Участники комитета были сторонниками социалистических преобразований.
  1. Прочтите отрывок из документа.

«Наполеон, видя неудачу всех своих предприятий и все покушения его на левый наш фланг уничтоженными, обратил всё своё внимание на центр наш, против коего, собрав большие силы во множестве колонн пехоты и кавалерии, атаковал Курганную батарею; битва была наикровопролитнейшая, несколько колонн неприятельских были жертвою столь дерзкого предприятия, но, невзирая на сие, умножив силы свои, овладел он батареею, с коей однако ж генерал-лейтенант Раевской успел свести несколько орудий...

Правый и левый фланги нашей армии сохраняли прежнюю позицию; войска, в центре находящиеся под командою генерала от инфантерии Милорадовича, заняли высоту, близ кургана лежащую, где, поставя сильные батареи, открыли ужасный огонь на неприятеля. Артиллерия наша, нанося ужасный вред неприятелю цельными выстрелами своими, принудила неприятельские батареи замолчать, после чего вся неприятельская пехота и кавалерия отступила...

Таким образом, войски наши, удержав почти все свои места, оставались на оных.

Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дралась отчаянно».

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

  1. В начале сражения французская армия имела двукратное численное превосходство.
  2. Следствием сражения, которое описывается в документе, стало объединение 1-й и 2-й русских армий.
  3. В решающий момент сражения, которое описывается в документе, Наполеон не решился ввести в бой свои последние резервы.
  4. Автор документа восторгается храбростью русских солдат.
  5. Участниками сражения, которое описывается в документе, были будущие декабристы.
  6. Сражение произошло 22 июня 1812 г.
  1. Прочтите отрывок из документа.

«Поутру увидел на улице кучки народа... Народ со всех концов спешит на Сенатскую площадь... Я побежал на площадь. Народ запрудил всю площадь и волновался, как бурное море. В волнах этого моря виднелся небольшой островок, — это было ваше каре... Я видел царя, окружённого своим штабом и уговаривающего народ разойтись по домам, слышал, как беснующаяся толпа кричала ему в ответ: "Не пойдём, умрём вместе с ними!" Видел, как понеслась на вас кавалерия... с каким диким остервенением толпы народа отразили второй натиск поленьями дров, и я, грешный человек, метнул одно полено в бок артиллеристу... видел я и тебя, как ты при третьей атаке стал против солдат, готовых дать залп, от которого вся эта кавалерия, обскакивающая каре, легла бы лоском, - как ты скомандовал: "Оставь!"... Видел, как смертельно раненный Милорадович, шатаясь в седле, поскакал прочь от непокорных солдат, и наконец услышал роковой выстрел из пушки. Второй выстрел повалил множество из передовых. Народ прыснул во все стороны. Третий выстрел был направлен на открытое каре...»

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1)Описанные в документе события произошли в г. Санкт-Петербурге.

  1. Царя, о котором упоминает автор, звали Николай I.
  2. Участники выступления, о котором говорит автор, — это петрашевцы.
  3. Император помиловал руководителей выступления.
  4. Участники выступления пытались предотвратить кровопролитие.
  5. Выступление завершилось убийством царя.
  1. Прочтите отрывок из исторического источника.

«Все действия императора были согласны с моими правилами и моими желаниями. Либерализм, столь нам несвойственный, обезоружен и придавлен; слова "правосудие" и "порядок" заменили слово "свобода". Строгость его никто не смел да и не хотел назвать жестокостью, ибо она обеспечивала как личную безопасность каждого, так и вообще государственную безопасность. Везде были видны весёлые и довольные лица, печальными казались только родственники и приятели мятежников 14 декабря... Затем учреждён Верховный уголовный суд, составленный из всех членов Г осу дарственного совета, Синода и Сената, к коим присовокуплено было несколько полных генералов. В числе судящих находился Сперанский, в числе подсудимых — задушевный друг его, инженерный полковник Батенков, с которым он познакомился в Сибири... и которого удалось ему перевести в Петербург... В первых числах июля... над виновными совершён приговор суда. Полтораста осуждённых выведены на площадь перед крепостью, им прочтено решение суда, над ними переломлены шпаги, сняты с них мундиры и фраки, они облечены в крестьянское платье и отправлены в ссылку. Пять человек были повешены. Всё это происходило вскоре по восхождении солнца и в отдалённой части города, следственно, зрителей не могло быть много. Несмотря на то, в этот день жители Петербурга исполнились ужаса и печали».

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

  1. Императором, о котором говорится в отрывке, является Николай I.
  2. Среди пятерых казнённых, упоминаемых в отрывке, были С. П. Трубецкой и Н. М. Муравьёв.
  3. Автор поддерживает мероприятия, предпринятые императором для укрепления самодержавной власти.
  4. Мятеж 14 декабря, упоминаемый в отрывке, произошёл в Москве.
  5. Среди тех, кого, согласно данному отрывку, отправили в ссылку, были К. Ф. Рылеев и П. Г. Каховский.
  6. Казнь, о которой говорится в отрывке, состоялась летом 1826 г.
  1. Прочтите отрывок из работы историка В. П. Никольского.

«Захваченный всецело сначала идеей ниспровержения европейского тирана Наполеона, а затем ловко увлеченный Меттернихом мыслью искоренить в Европе революционные идеи, [император] надолго увлекается ролью европейского арбитра, навсегда отвлекаясь от своих прежних светлых идеалов в деле перестройки собственного государства. Бремя внутреннего правления становилось при этих условиях для него все тяжелее и невыносимее. Явилась необходимость часть этого бремени переложить на доверенного и ближайшего своего помощника <...>.

Таким избранником оказался граф Аракчеев, ставший к концу царствования [императора] неограниченным, бесконтрольным правителем всего государства, единственным докладчиком по всем делам правления <...>».

 

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

  1. Император, о котором говорится в тексте, — Николай I
  2. Упомянутые в документе «прежние светлые идеалы» императора были связаны с идеями Эпохи Просвещения
  3. Время правления императора относится ко второй половине XIX в
  4. Историк считает, что император в конце своего царствования слишком мало Знимался внутренними делами
  5. В период царствования данного императора в России были учреждены министерства
  6. Историк считает роль А. А. Аракчеева в конце царствования данного императора незначительной


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

             Задания ЕГЭ №20-22 на тему Россия XIX века.

  1. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 1—З.

Из сочинения историка.

 «Марш-манёвр главных сил русской армии прикрывался сильным арьергардом, в задачу которого входило не только обеспечение планомерного и безопасного движения войск, но и дезориентация противника, для чего часть войск арьергарда должна была совершать движение в ложном направлении, увлекая за собой неприятельские отряды. Кутузов приказал командовавшему арьергардом генералу Милорадовичу направить казаков по Рязанской дороге для "фальшивого движения". Войска арьергарда успешно выполнили эту задачу, а также установили направление движения и численность наполеоновских войск.

Несмотря на то, что Наполеон разослал по всем дорогам отряды, чтобы установить направление движения главных сил русской армии, ему так и не удалось это сделать... Наполеон не знал, где находятся Кутузов и его армия. В военной истории нет, пожалуй, подобного примера, когда бы почти 100-тысячное войско могло бы "исчезнуть" на глазах у противника. В умении оторваться от французской армии, ввести её в заблуждение, в способности замаскировать истинное направление движения войск, совершить столь искусно фланговый марш- манёвр — одна из крупнейших заслуг русского командования. Завершив манёвр, русская армия прикрыла Калугу, где были сосредоточены огромные военные запасы, Тулу с её оружейным заводом.

В результате выхода русской армии в район Тарутино открывалась возможность прямого сообщения с южными областями России, которые могли питать армию людским пополнением <...> и всеми видами снабжения».

  1. Укажите название и дату войны, о событиях которой идёт речь в источнике. Приведите название военной операции.
  2. На основе текста и знаний по истории укажите задачи названной военной операции. Приведите не менее трёх положений.
  3.  Используя текст источника, укажите, в чём, по мнению автора, заключалась заслуга главнокомандующего русскими войсками в ходе проведения названной военной операции? Приведите не менее двух положений

  1. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 1—З.

Из статьи историка В. Г. Чернухи.

 

«Он закрывал пред Россией возможности конституционного развития и оценивал реформы, проведённые его отцом, с точки зрения их совместимости с абсолютной властью. На судебной контрреформе он настаивал именно потому, что в его глазах это было детище конституционалистов, начавших с ограничения судебной власти царя. Другой бьющей в глаза идеей [императора] была идея национальная, сказывавшаяся и в его внешней политике, и в политике по отношению к национальным окраинам, у которых он начал отбирать остатки автономии... Сильно отразился на его политике и сословный принцип, им исповедуемый. Этот принцип пришёл на смену бессословному подходу предыдущего царствования и особенно сильно сказался на дворянской политике [императора], поставившего своей целью поддержать и возродить поместное дворянство в России, отвергая все доводы о бесперспективности такой цели».

  1. Напишите имя императора, политика которого охарактеризована в данном тексте. Укажите годы его царствования.
  2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее четырёх задач, которые ставил перед собой данный император во внутренней политике.
  3. Как автор статьи оценивает политику данного императора? Какие положения из текста об этом свидетельствуют?

  1. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 1—З.

«Свобода! Вот слово, которое должно раздаться на высоте самодержавного русского престола! (…)

Дайте полякам конституцию, то есть позвольте им сочинить себе конституцию, которую они уже имели и которую, верно, будут сочинять несколько лет (…).

Простите наших политических преступников, которые, верно, возвратятся тихими агнцами и провозвестниками порядка и спокойствия.

Объявите твердое намерение освободить постепенно крестьян (…).

Дайте право приобретать землю кому угодно (…).

Облегчите цензуру под заглавием любезной для Европы свободы книгопечатания, которая, без всякого ущерба власти, обогатит вас нужными сведениями, наделит разнообразными советами, доставит полезные предлоги для будущих внешних отношений и приведет в движение русский ум, упавший почти до точки замерзания».

  1. В чем главный смысл обращения автора письма? Укажите имя и годы царствования императора, к которому обращены слова автора письма.
  2. Какие преобразования автор письма предлагает провести императору?
  3. Назовите не менее двух реформ, проведенных в России в этот период. Укажите не менее двух последствий осуществления реформ в России в этот период.

  1. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 1—З.

«Горько было на сердце, когда я, сотворив крестное знамение, снова вступил на эту землю, политую кровью моих друзей и собратий… Привидением казался мне Малахов курган…Давно ли здесь распоряжались

Нахимов, Истомин, Хрулёв?.. …Давно ли здесь повсюду были видны русские шинели, звучала родная речь?.. Никто из нас и подумать не мог, что будут здесь и другие властители, и сами явимся гостями».

«С каждым часом делается всё труднее и труднее видеть ежеминутно перед собой страдания людей… Но досаднее всего то, что на каждый наш выстрел неприятель отвечал десятью. Наши заводы не успевают делать такого количества снарядов, какое нужно выпускать, чтобы нанести неприятелю хоть какой-то вред; и кроме того, подвоз на телегах гораздо неудобнее, чем на пароходах, на которых неприятель доставляет всё, что ему нужно… Ни в одну войну не пролито столько крови, сколько в эту… Досадно

видеть, что противники наши обладают такими средствами, какими мы – не в состоянии. Грустно было оставлять [город], так долго нами защищаемый…»

  1. Укажите название войны, её хронологические рамки. Напишите название города, пропущенное в тексте.
  2. Используя текст документа и знания из курса истории, назовите не менее четырех причин поражения России.
  3. Какое чувство испытывали защитники города, вынужденные его оставить? Чем, по мнению автора, объясняется это чувство? Приведите не менее трёх положений.
  1. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 1—З.

«В тяжёлую и скорбную годину император <...> вступил на прародительский трон.

Всё государство с трепетом ожидало, как государь определит общее направление своего царствования. И в ответ на это 29 апреля с высоты трона раздалось твёрдое слово. «Посреди великой Нашей скорби, - говорилось в высочайшем манифесте, — глас Божий повелел Нам стать бодро на дело правления, с верою в силу и истину Самодержавной власти, которую Мы призваны утверждать и охранять для блага народного от всяких на неё поползновений».

Для обсуждения предположений о необходимых государственных преобразованиях император пригласил в Петербург сведущих лиц из числа земцев на совещание о понижении крестьянских выкупных платежей. Последствием работ этого совещания явилось чрезвычайно важное для крестьян высочайшее повеление о повсеместном понижении выкупных платежей.

Заботясь о сохранении в народе его исконного православно народного духа, держась твёрдо правила «Россия для русских», император всегда стремился к тому, чтобы русский народ занимал в империи принадлежащее ему первенствующее место.

Твёрдое управление императора повысило благосостояние русского народа. Уничтожена была подушная подать, дававшая государству ежегодно 60 миллионов.

Хотя Россия и не вела за это царствование войн, однако положение её среди европейских государств было высокое и с нею все считались.

Государь ясно понимал значение железнодорожных путей для укрепления связи коренной России с дальними окраинами, и, несмотря на громадные трудности сооружения железной дороги через песчаные, безводные пустыни, по его повелению была построена Закаспийская железная дорога, соединившая наши среднеазиатские владения, в том числе и Мерв, с берегом Каспийского моря.

Другой чрезвычайно важный железнодорожный путь, задуманный императором и начатый при нём, - великая Сибирская железная дорога — соединил Европейскую Россию с Дальним Востоком, прорезав и оживив всю Сибирь вплоть до Великого океана.»

  1. Назовите имя императора, упоминаемого в отрывке. Укажите годы начала и окончания его царствования. Каковы были обстоятельства вступления императора на трон?
  2. Как автор относится к внутренней и внешней политике императора? Приведите не менее двух объяснений автором такого отношения.
  3. На основе текста и знаний по истории укажите, какие меры были проведены названным императором для решения крестьянского вопроса (не менее четырех мер).



Предварительный просмотр:

                    Задания ЕГЭ №24 на тему Россия XIX века.

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке

 

Мероприятия внутренней политики Александра III были направлены на ограничение достижений реформ 1860—1870-х гг.

 

Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её

 

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

 

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке

 

В конце XIX в. перед Россией стояли серьёзные экономические проблемы, её экономическое развитие было нестабильным.

 

Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её

 

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

 

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке

 

Время правления Николая I было временем «торжества реакции» и беспощадного подавления всякого инакомыслия, благодаря чему развитие страны было приостановлено на 30 лет.

 

Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её

 

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

 

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке

 

Царствование Николая I создавало лишь иллюзию стабильности, было отмечено нарастанием явлений, приведших к кризису середины 1850-х гг.

 

Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её

 

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

 

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 8 классе по теме "Российская империя в начале XIX века"

Конспект и самоанализ урока в 8 классе по теме  «Российская империя в начале XIXвека»...

Тест по теме «Российская империя в XVIII веке»

Тест для 10 класса к учебнику Волобуева...

Презентация к уроку истории 9 класс на тему "Российская империя в начале ХХ века"

Данная презентация содержить материалы к уроку по истории России ХХ в. В ней содержиться информация, раскрывающая основные вопросы развития нашего государства в начале прошлого века, а именно: террито...

Проверочная работа по истории России.9 класс.Тема: Российская империя в начале ХХ века.

Проверочная работа содержит тест по истории России начала ХХ века в двух вариантах, ключи отсутствуют....

Тестирование по теме:"Российская Империя в 19 веке".

Контрольный срез знаний по истории,  тема: "Российская империя в 19 веке". Представлен в 2-х вариантах, время выполнения 40 минут....

тест по теме "Российская империя при Александре I 1801-1812 гг."

данный учебный материал может быть использован для работы на обобщающем уроке со Smart-доской...