Урок по истории России «Владимир Святославич. Принятие христианства»
методическая разработка по истории (7 класс)

Андреева Татьяна Александровна

материал раскрывает внешнюю и внутреннюю политику князя Владимира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по истории России

«Владимир Святославич. Принятие христианства»

Подготовила и провела:

Андреева Татьяна Александровна.

учитель истории и краеведения

МБОУ «Учхозская СОШ»

Цели:

  1. Ознакомить учащихся с внешней и внутренней политикой князя Владимира.
  2. Дать представление о принятии христианства на Руси.
  3. Показать особенности по сравнению с язычеством.
  4. Объяснить огромную роль и принципиальность этого шага в истории  русского государства.

Оборудование: карта «Киевская Русь»

Основные понятия и термины: христианство, религия, язычество, православие.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания

1. Тестовые задания

  1. Какой князь был убит древлянами во время сбора дани в 945 году:

 А) Аскольд     Б) Рюрик    В) Олег      Г) Игорь       Д) Кий

  1. Какие занятия были у славян основными:

А) бортничество        Б) земледелие    В) торговля     Г) разведение скота

  1. С именем какого князя связано образование государства Киевская Русь:

А) Игоря      Б) Рюрика     В) Святослава     Г) Олега

  1. Кто осуществлял власть в Киевской Руси:

А) бояре       Б) князь     В) дружина

  1. Кто из князей, собираясь в военный поход говорил: «иду на Вы»:

А) Игорь      Б) Олег     В) Святослав      Г) Рюрик

  1. Соотнести имена первых русских князей с заключенными договорами с Византией;

1. Олег                           А) договор 944 года

2. Игорь                         Б) договор 911 года

  1. Кто стал править в Киеве после смерти Рюрика, объединив новгородские и киевские земли:

А) Олег      Б) Ольга     В) Игорь       Г) Святослав

  1. Г, 2- Б, 3- А, 4- Б, 5-В, 6-1-Б,2-А, 7- А.

  1. Определить историческую личность

В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но тонко нарезав конину или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах… И посыла в иные земли со словами: «Хочу на вас идти». ( Святослав)

Именно этот человек провел первую в истории России налоговую реформу, установив размеры дани и места ее сборов;

- этот правитель первым принял личное крещение, которое произошло в Византии;

- соблюдая традиции своего времени, жестоко и изощрено отомстил за гибель близкого человека;

- управлял государством не от своего имени, а от имени сына, который был малолетним.

                 (Ольга)

Этому князю летописец уделял много внимания на страницах «Повести временных лет»;

- от своего отца он получил в управление Новгород, где ему помогал княжить его дядя Добрыня;

- киевский престол он отвоевал у своего старшего брата, что считают первой княжеской усобицей на Руси;

- этот князь создал первую оборонительную линию на южных рубежах государства, куда отправил служить воинов из северных земель;

3. Работа над ошибками

В 907 году князь Владимир Мономах пошел походом на Царьград. Он собрал огромное войско варягов, около 80 000 воинов. Греки, узнав о приближении русского войска, выслали встречные отряды. Тогда князь Владимир приказал поставить корабли на колеса, и они по суше, благодаря попутному ветру, добрались до стен византийской столицы. Испуганные греки запросили мира, в итоге был составлен договор. По этому договору Русь платила Византии огромную дань и теряла привилегии в торговле. Князь же прибил свой щит на ворота Царьграда.

II. Изучение нового материала

План:

  1. Особенности внешней политики Владимира. Границы его государства. Владимир в народной памяти.
  2. Крещение Руси – важнейшее событие российской истории и культуры.
  3. Становление церковной системы.
  4. Итоги правления Владимира.

  1. Беседа по вопросам:

- Какие князья после смерти Святослава претендовали на княжеский престол? (Владимир, Олег)

- На какую силу опирались князья? (дружина, варяги)

- В чем были сильные и слабые стороны наемного войска?( в любой момент могли придать, уйти к тому кто больше платит)

- Как Владимир решал вопрос о варягах-наемниках? Почему это было важным государственным делом?

Князь Владимир, после того как занял киевский престол, изгнал варягов-наемников и создал русскую княжескую дружину. Это позволило укрепить обороноспособность страны.

А) Работа с картой. Определяем систему мер, проведенных Владимиром для укрепления южных границ Руси. Учащиеся называют эти меры:

- создание мощной системы крепостей на южной границе;

- создание гарнизонов крепостей из жителей северных областей;

- строительство сигнальных башен.

2. Причины принятия христианства.

1. Работа с картой:

- Назовите и покажите территории соседних с Русью государств.

( Хазарский каганат, Византия, Волжская Болгария, Польша, племена балтов, финно-угров)

Учитель акцентирует внимание на вероисповедании соседей Руси:

- хазары – иудаизм,

- волжские булгары – ислам,

Византия – православие,

Польша – католичество.

Следовательно это были религии, в основе которых лежала вера в одного бога. Только племена балтов, финно-угров были язычниками.

2.Работа с текстом учебника. Учащиеся называют причины принятия христианства на Руси:

  1. Объединить и покорить восточнославянские племена, можно было только на основе общей религии.
  2. Необходимость усиления княжеской власти.
  3. Стремление сблизить Русь с Западной Европой, преодолеть культурную изоляцию Руси.
  4. Социальное расслоение и имущественное неравенство требовало идеологического обоснования.
  5. Стремление укрепить международный авторитет Руси.

Крещение Руси.

Рассказ учителя. Князь Владимир сыграл в судьбе русского народа особую роль – именно ему удалось обратить в христианство всех русичей и сделать православие государственной религией Древней Руси. Сам Владимир пришел к христианству не сразу. Половину своей жизни он прожил хитрым, воинственным язычником и многоженцем. Несмотря на то, что воспитывался православной княжной Ольгой, к христианскому учению и образу жизни не приобщился. Опираясь на варягов, он захватил государственную власть, убив своего брата Ярополка. Владимир имел 4 жен законных и, согласно летописи, много наложниц. У русичей - язычников многоженство не считалось беззаконием. Завоевав власть, Владимир усердно проявил себя в языческой вере.

Работа с историческим документом.

« И стал Владимир княжить в Киеве, один и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот. Но преблагий бог не хочет гибели грешников, и на том холме стоит ныне церковь святого Василия.

( Перуну приносились и человеческие жертвы. Ими стали юный Иоанн и его отец Федор. После крещения они станут первыми святыми).

Владимир посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу».

Рассказ учителя

Владимир стал все чаще задумываться о вере, проблеме выбора новой религии. Согласно летописи к Владимиру приходили разные проповедники, рассказывая о своей вере.

Первым прибыл посол от волжских булгар, принявших ислам. Но многие запреты ислама показались Владимиру отвратительными. Немецких католиков Владимир выслушал и сказал: «Идите обратно, отцы наши не приняли веры от Папы». Иудеев Владимир спросил, где их отечество. Они ответили: «Наша родина – Иерусалим, но Бог рассеял иудеев по чужим землям». «И вы наказываемые Богом, дерзаете учить других? Мы не хотим, подобно вам, лишиться своего отечества», - сказал им Владимир. Греческий философ рассказал Владимиру все содержание «Священного писания и нарисовал картину «Страшного суда».

Затем князь собрал бояр и старцев и сообщил о всех послах и их предложениях. Бояре и старцы предложили князю отправить 10 благородных мужей в разные страны. Послы,  вернувшись, поведали, что скудны храмы, унылое моление и печальные лица мусульман произвели на них плохое впечатление. Обряды немецких католиков показались лишенными всякого величия и красоты. По поводу греческой веры сказали так: «Всякий человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького, так и мы, узнав веру греков, не хотим иной». Тем более княгиня Ольга тоже приняла христианство.

Владимир решил принять веру греческую – православную. Но обращаться к Византии в качестве просителя Владимир не хотел. В 987 году завоевав богатый греческий город Херсонес, князь Владимир объявил через послов византийским императорам Василию и Константину, что желает жениться на их сестре, юной принцессе Анне, а в случае отказа возьмет Константинополь.

Императорам пришлось согласиться, но христианка не могла стать женой язычника, даже если он князь большого и процветающего государства. Владимир должен был принять таинство крещения и отпустить всех своих жен. Владимир обещал это сделать. Царевну Анну отправили на корабле в Херсонес. В летописи говориться, что Владимир к этому времени потерял зрение. Царевна Анна убедила его в необходимости крещения. Как только он был крещен, - тут же прозрел. Бояре, видя это чудо, тоже крестились в церкви святого Василия.

Это событие произошло в 988 году. Владимир принял крещение и женился на царевне Анне. Город Херсонес был отдан им в качестве выкупа за невесту.

Работа с историческим документом.

«Повесть временных лет» о крещении Руси

Владимир повелел опрокинуть идолы. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения… Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет, кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря:

«Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицынскими и Корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там… Владимир был рад, что познал Бога сам и люди его и приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры (идолы). Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых.

Рассказ учителя.

Распространение христианства не было мирным процессом. Единобожие вводилось «огнем и мечом» (например в Новгороде). Язычество долго не уступало место христианству.

По мере распространения христианства появляются и служители новой веры – это духовенство: священники, епископы. Архиепископ – старший епископ. Митрополит – одна из высших должностей в церкви, глава крупной епархии, подчинен только патриарху из Константинополя.. В городах стали строиться церкви.

Значение принятия христианства.

- княжеская власть и власть феодалов укрепилась, что способствовало объединению Руси.

- византийская культура распространилась на Руси.

- международное положение Руси укрепилось, Русь входила в круг христианских государств.

III. Закрепление изученного материала.

- Почему князь Владимир изменился, став христианином?

- Почему была выбрана православная вера?

- В чем заключается значение принятия христианства?

IV. Итог урока

Домашнее задание : параграф 5. Работа с документом.

Подготовить сообщение по темам: «Братья Борис и Глеб», «Ярослав Мудрый».

     

Используемая литература:

  1. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России с древнейших времен до конца 16 века». М. «Просвещение» 2009.
  2. История России 6 класс – Поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной. Волгоград. 2009.
  3. И.А.Федорчук «Интеллектуальные игры для школьников». Ярославль 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Владимир Святославич. Принятие христианства.

Владимир Святославич. Принятие христианства....

Конспект урока истории "Владимир Святославич. Принятие христианства"

Определить предпосылки, причины и значение принятия Русью христианства, объяснить, почему на Руси установилось двоеверие, сохранившееся до наших дней.Продолжить формирование умения анализировать истор...

Технологическая карта урока « Владимир Святославич. Принятие христианства». Класс 6 ФГОС ООО

Технологическая карта урока Предмет      история           Класс    6Базовый учебник:...

Урок. Владимир Святославич. Принятие христианства

Урок построен в соответствии с принципами личностно-ориентированного, деятельностного подхода в обучении, целям и задачам урока соответствовали следующие способы и формы организации деятельности учащи...

Презентация урока "Владимир Святославич, принятие христианства"

Презентация урока "Владимир Святославич, принятие христианства". Урок соответствует ФГОС. Используется проблемный метод обучения...