УРОК ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ на основе учебника Андреевской Т.П., Белкина М.В., Ванина Э.В «История Древнего мира. 5 класс». Тема: «Подданные фараона».
план-конспект занятия по истории (5 класс)

Тема: «Подданные фараона».

Целевая аудитория: обучающиеся 5 класса общеобразовательной школы.

Цели урока:

  • познакомить обучающихся с устройством египетского общества.
  •  

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: в результате урока обучающиеся смогут:

- перечислить основные категории населения фараон, вельможи, жрецы, писцы, воины, земледельцы и ремесленники, рабы;

- применить знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности основных сословий египетского общества.

Метапредметные: в результате урока обучающиеся смогут:

- продолжить формирование умений ставить цели, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль;

- смогут дать характеристику основным категориям населения Древнего Египта, на основе текста учебника и дополнительных материалов;

- представить результат своей работы в виде краткого рассказа;

- показать готовность к сотрудничеству и коллективной работе.

Личностные: в результате урока обучающиеся смогут:

- обрести мотивацию к изучению нового материала;

- осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения умений и навыков.

Оборудование: учебник, схема «Устройство древнеегипетского общества», раздаточный материал.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poddannye_faraona.docx43.39 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ

  1. Пояснительная записка

Конспект урока составлен на основе учебника Андреевской Т.П., Белкина М.В., Ванина Э.В  «История Древнего мира. 5 класс».

Тема: «Подданные фараона».

Целевая аудитория: обучающиеся 5 класса общеобразовательной школы.

Цели урока:

  • познакомить обучающихся с устройством египетского общества.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: в результате урока обучающиеся смогут:

- перечислить основные категории населения фараон, вельможи, жрецы, писцы, воины, земледельцы и ремесленники, рабы;

- применить знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности основных сословий египетского общества.

Метапредметные: в результате урока обучающиеся смогут:

- продолжить формирование умений ставить цели, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль;

- смогут дать характеристику основным категориям населения Древнего Египта, на основе текста учебника и дополнительных материалов;

- представить результат своей работы в виде краткого рассказа;

- показать готовность к сотрудничеству и коллективной работе.

Личностные: в результате урока обучающиеся смогут:

- обрести мотивацию к изучению нового материала;

- осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения умений и навыков.

Оборудование: учебник, схема «Устройство древнеегипетского общества», раздаточный материал.

Словарь урока: вельможа, египетский писец, египетский жрец.

  1. Краткое описание хода урока:

I. Организационный этап (приветствие, проверка готовности к уроку).

II. Предисловие: вход в проблему.

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

IV. Изучение новой темы.

V. Определение критериев оценивания.

VI. Представление результатов работы.

VII. Первичная проверка понимания.

VIII Этап закрепления.

XI. Подведение итогов урока. Рефлексия (высказывание обучающимися личной позиции по поставленным проблемам).

X. Домашнее задание.


Ход урока

Деятельность педагога (приёмы, методы, технологии)

Деятельность ученика

(способы деятельности)

Результат

Этап 1. Организационный

Вводное слово

- Приветствие обучающихся;

- Проверка готовности к уроку;

- Проверка учащихся по списку;

- Знакомство со структурой работы на уроке

- Прежде чем перейти к уроку, обратите внимание на  маршрутный лист урока.

На доске представлены этапы работы:

  1. Работа в парах – 5 мин.
  2. Работа по группам – 15 мин.
  3. Подведение итогов 5 мин.

- Успех нашего урока будет зависеть от вашей собранности и организованности, поэтому внимательно меня слушаем, соблюдаем временные рамки на каждом этапе нашей работы.

И самое главное помним о правилах работы в группах:

- в работе принимают участие все участники группы;

- для экономии времени распределяем между собой роли;

-уважительно и корректно общаемся друг с другом.

Учащиеся рассаживаются, задают организационные вопросы (при необходимости).

Познакомились с принципами работы на уроке.

Этап 2. Предисловие: вход в проблему

  1. Актуализация ранее усвоенных знаний:

Фронтальная беседа с классом.

- Вы любите загадки? Сейчас я загадаю вам одну из них, а вы внимательно слушайте и попробуйте отгадать: «…Далеко-далеко на юге Египта есть пещера, которая является обителью этого бога. В руках он держит два сосуда с водой. Летом бог сильнее наклоняет сосуды, и река выходит из берегов. А на полях после разлива остаётся плодородный ил. Поэтому земледельцы Египта восхваляют этого бога и поют ему благодарственные песни»

- О каком боге идёт речь? Догадались? Конечно же - это бог Нила – Хапи!

- А теперь обратите внимание на материалы на ваших партах. Возьмите их, прочитайте текст под номером 1.

«Во дворце к правителю Египта вельможи приближались, подняв руки в знак обожания. Подойдя к трону, они вставали на колени и падали лицом вниз, оставаясь в такой позе, пока фараон не прикажет встать и говорить. Обращаясь к фараону, вельможа заключал свою речь словами: «Да поступит правитель так, как будет угодно, ибо мы дышим воздухом, лишь по его милости».

- О ком идет речь в тексте?

- Подберите прилагательное, которое характеризует власть фараона.

Отгадывают загадки;

- Вспоминают, делают предположения, что им известно по изучаемому вопросу;

-Систематизируют информацию.

Мотивация к работе, активизация учащихся.

Этап 3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

1. Постановка задачи:

- Что мы можем сказать о власти фараона?

- А кто может ответить на вопрос: «На какие категории делилось население Древнего Египта?»

- Посмотрите на доску.

(На доске прикреплены карточки с названиями представителей египетского общества: фараон, писцы, земледельцы, ремесленники, жрецы, воины, рабы)

Предлагает ученикам установить связь между понятиями:

-Как вы думаете, кто все эти люди?

-Правильно это население в Древнем Египте.

2. Формулировка гипотезы:

- А теперь, работая в парах продумайте и попробуйте

составить схему, распределив каждую категорию населения в нужном порядке.

На основе предположений учеников на доске составляется несколько вариантов схемы:

«Устройство древнеегипетского общества»

- Как вы думает, правильно ли мы ее составили?»

- Давайте проверим!

Записываем тему урока: «Подданные фараона».

- По какому плану будем работать?

Запись плана на доске:

1.        Жители Египта.

2.        Образ жизни и занятия населения.

- Формулируют ответы на вопросы;

- Работа в группах: учащиеся в течение 5 минут предлагают, обсуждают свои предложения;

- По ходу составляются варианты схем:

1. Фараон-жрецы-воины-вельможи-писцы-рабы-земледельцы-ремесленники;

2. Фараон-воины-жрецы-вельможи-писцы-земледельцы и ремесленники-рабы;

3. Жрецы-фараон-вельможы-писцы-жрецы-воины-земледельцы и ремесленники-рабы;

- Формулировка проблемы, после чего общим решением формулируется окончательный вариант проблемы;

- Называют тему (идею), которую нужно проработать и развить для решения заданной проблемы, при этом не повторяя ранее сказанного (составляется план).

- Постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»;

- Формулирование ключевой проблемы урока и путей ее решения.

Этап 4. Изучение новой темы

  1. Организация работы групп, модерация вопросов на уточнение и углубление;
  2. Предлагает алгоритм изучения выбранной темы;
  3. Курирует, сопровождает работу учащихся.

- Определяются с какой схемой согласны, в соответствии с принятием или непринятием вариантов схем, делятся на 3 группы;

- В группах планируют работу, распределяют задания и роли;

- Ищут информацию в учебнике, работают с раздаточным материалом (приложение 2).

- Непосредственно работают с новой информацией (анализируют, синтезируют, структурируют, систематизируют, обобщают).

- Рассуждают, ищут логику, выдвигают новые идеи и возможности при решении проблем.

1. Осознание своих социальных ролей;

2. Умение планировать работу, умение сотрудничать;

3. Понимание важности гармонизации соотношения познавательных, эмоциональных и волевых процессов;

4. Развитие логического мышления;

Этап 5. Определение критериев оценивания.

Предлагает учащимся самим сформулировать критерии для оценивания их деятельности (записывает их на доске со слов учеников).

Озвучивают критерии оценивания

Составлен список критериев для оценивания деятельности учащихся.

Физкультминутка.

Этап 6. Представление результатов своей работы.

  1. Организация презентации групп и построения общей схемы;
  2. Выступает в роли ведущего, следит за определённым регламентом выступлений

- Учащиеся презентуют свои результаты, задают друг другу вопросы, отвечают на них, дискутируют, комментируют выступления.

- Озвучивают идеи, находят противоречия, несоответствия.

Разработка и представление результата работы в группах;

Этап 7. Первичная проверка понимания.

После выступлений групп, обсуждение по следующим  вопросам:

- Какая из групп населения Древнего Египта была самой многочисленной?

-На чьих плечах лежала обязанность кормить своим трудом не только себя и свою семью, но и обеспечивать благосостояние других?

- Какую роль в жизни египтян играли жрецы?

- Чем положение рабов отличалось от положения земледельцев и ремесленников?

- В каждом государстве есть войско. А для чего оно существовало в Древнем Египте?

- Учащиеся отвечают, задают друг другу вопросы, дискутируют, комментируют;

- Размышляют по результатам своей работы;

- Сравнивают свои варианты схемы с оригиналом.

- Анализ результатов

- Осмысление каждым учеником результатов собственной деятельности.

Этап 8. Закрепление пройденного

  1. Подведение итогов;
  2.  Обсуждение результатов работы и самооценка своей деятельности, опираясь на ранее сформулированный список критериев.

- Корректировка схемы;

- Обсуждают, комментируют, оценивают, ставят отметки на специальных листочках

Осмысление каждым учеником результатов собственной деятельности

Этап 9. Подведение итогов урока. Рефлексия

1.Обсуждение итогов урока;

2. Задание на рефлексию:

У нас получилась схема «Устройство древнеегипетского общества».

Давайте еще раз внимательно ее рассмотрим и ответим на вопросы.

- Благодарит учащихся за проделанную работу.

- Обучающиеся сами формулируют вопросы друг другу по изученной теме:

- Кто находился во главе древнеегипетского общества?

- Кому в Египте жилось труднее всего?

- Какую работу выполняли вельможи?

- Как вы думаете, почему земледельцы боялись писцов?

- Кто управляет боевой колесницей ?

- О ком идет речь: «Я совершаю ритуалы и первым вхожу в храм, на моих плечах лежит шкура леопарда»

- Высказывают своё личное мнение о проделанной работе, анализируют свои личные заслуги, победы и неудачи, комментируют их

- Осмысление каждым учеником результатов собственной деятельности;

- Осмысление каждым учеником собственного приращения знаний и умений;

- Подведены итоги.

Этап 10 Домашнее задание

Дифференцированное задание на выбор:

  1. Подготовить презентацию на тему «Устройство древнеегипетского общества»;
  2. Составить рассказ от лица земледельца или ремесленника о том, как прошел день;
  3. Подготовить устные ответы по вопросам после параграфа.

-Задают вопросы по домашнему заданию;

- Обсуждение вариантов выполнения.

Запись домашнего задания


Приложение 1

«Во дворце к правителю Египта вельможи приближались, подняв руки в знак обожания. Подойдя к трону, они вставали на колени и падали лицом вниз, оставаясь в такой позе, пока фараон не прикажет встать и говорить. Обращаясь к фараону, вельможа заключал свою речь словами: «Да поступит правитель так, как будет угодно, ибо мы дышим воздухом, лишь по его милости».

Приложение 2

Текст 1: Быт вельможи в Египте

Дома богачей часто строили по подобию дворца фараона, только были гораздо меньшими по размеру. Изнутри их украшали росписями и разнообразными скульптурами. Взгляд вельможи должны были ублажать прекрасные танцовщицы, а слух – музыканты. Он никогда не выходил из дома пешком: только сидя в специальном кресле, которое несли на плечах крепкие рабы.

Основным занятием вельмож было выполнение поручений правителя – фараона. Они распоряжались тем, как ведутся работы на каменоломнях, были судьями, следили за тем, чтобы зерно сдавалось в казну вовремя и ни одна часть его ни была украдена, а также были военачальниками. У них в услужении состояли писцы и стражники: первые выполняли различные поручения, вели учет налогов и захваченной добычи, вообще следили за порядком в делах, вторые обеспечивали личную охрану и безопасность владений.

Хоронили их в богатых гробницах, также сделанных по подобию пирамиды. Там на стенах даже изображали самого умершего и его слуг и всю семью, чтобы и после смерти богач мог жить так, как привык.

Жилье знатных людей и их еда

Отдельно стоит рассказать о домах вельмож. Они возводились из кирпича-сырца, и обычно в таком доме было не менее полусотни комнат. Обязательно должен был быть фруктовый сад, а в самом дальнем конце двора держали животных и птицу. Амбар для пшеницы также был признаком богатства.

У слуг, которые обслуживали такое большое хозяйство, были отдельные маленькие домики – там жили не только те, кто обслуживал дом и хозяйство, но также плотники, ювелиры и другие ремесленники.

Питались богачи гораздо лучше, чем люди низких классов: они ели много домашнего мяса, пили пиво. Из фруктов предпочитали финики и дыни, остальные плоды были не с почете, так как считалось, что это пища бедняков.

Отличительным признаком вельможи была белая одежда – так демонстрировало их превосходство над низким любом. Долгое время отличительным признаком богача были сандалии: тогда бедняки обувь почти не носили.
Распорядок дня египетского вельможи

Утром египетский вельможа обязательно совершал омовение, а потом слуги делали ему прическу, которая также служила отличительным признаком его особого статуса. Волосы обязательно должны были быть длинными, а борода – продолговатой. Однако чаще всего носились парики (было слишком жарко) и накладные бороды. Волосы обязательно ароматизировались, причем так сильно, чтобы запах распространялся на несколько метров.

Текст 2.Чиновники - писцы

Вот подоспело время сбора урожая. В деревне появляются чиновник и стражники. «Отдай налог! - обращается чиновник к одному из крестьян. - По нашим подсчетам, ты должен 25 корзин зерна». Крестьянин падает ему в ноги: «Что ты, господин мой! Ты же сам живешь на берегах Нила и знаешь, какой высокий разлив был в этом году. Нашу плотину размыло, поля залило водой, ячмень почти весь сгнил на корню. Мы собрали всего 30 корзин, а у меня, ты знаешь, шестеро детей, старуха мать, жена. Да надо еще оставить зерно на семена, и для корма быков... Подожди несколько месяцев: со следующего урожая я отдам все, что с меня причитается». Но чиновник не слушает крестьянина, ему безразлична его судьба. Он помнит одно: начальник приказал собрать налог сполна. Кивнет чиновник стражникам, те силой отбирают зерно, хватают крестьянина, избивают его и, издеваясь, бросают в канал. А соседи разбегаются, боясь, что их постигнет та же участь.

Текст 3 Египетские жрецы.

 Практически каждый при упоминании Древнего Египта представляет, конечно же, в первую очередь пирамиды. Исторических сведений о египетских храмах времен фараонов до наших дней сохранилось немного. Первые из них относятся к периоду Древнего Царства. А вообще, они строились по единому образцу.

Люди, обслуживавшие эти храмы, относились к особому классу в египетском обществе. Например, во времена Рамсеса они владели десятью процентами обрабатываемых земель и почти таким же количеством населения. Древний Египет, жрецы которого считались находящимися на царской службе, не имел подразделений на светскую и церковную власти. Должности достаточно хорошо оплачивалась. Вскоре древнеегипетские жрецы стали передавать свои должности по наследству.Изучая эту страну, специалисты пришли к выводу, что именно этот класс сыграл основную роль в процессе формирования и процветании государства, в развитии духовного здоровья и сохранения исторических и культурных ценностей. Древний Египет, жрецы которого считались хранителями священных традиций, согласно Геродоту, был самым богобоязненным и религиозным в Древнем Мире. Раньше считалось, что контроль этих священнослужителей негативно отражался на жизни простого народа и на развитии государственности. На самом деле жрецы в Древнем Египте, будучи хранителями священных традиций, сыграли огромную роль в истории и культуре этой древней нации.

Жрецы обладали поистине огромной властью, являлись законодателями этикета. Более того, Древний Египет, жрецы которого считались толкователями божественной воли, жил по их правилам. И это касалось не только простых людей. К их мнению безоговорочно прислушивались даже фараоны.

Текст 4 Организация Египетского войска в эпоху
Древнего царства.

ВОЙСКО было организовано в форме военных поселений, расположенных в центре страны и на наиболее угрожаемых направлениях; главные силы находились в Нижнем Египте, который часто подвергался нападениям: меньше поселений было в Верхнем Египте, так как соседние нубийские племена не могли быть серьезным противником египтян вследствие своей раздробленности. Больше того, покоренные нубийские племена были обязаны давать Египту определенное количество воинов для несения внутренней «полицейской» службы. Во время больших походов фараоны усиливали свое войско за счет покоренных соседних племен. Этих воинов нельзя считать наемниками, так как нет никаких данных о том, что за участие в походе они получали какую-либо плату. Можно лишь предположить о праве их на какую-то долю в военной добыче.

В документах времен Древнего царства упоминается «дом оружия» — своего рода военное ведомство, в ведении которого находилось изготовление оружия, постройка кораблей, снабжение войска и постройка оборонительных сооружений. Данных о численности египетского войска периода Древнего царства нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История Древнего мира. Тема: "Подданные фараона"

Подробный конспект урока истории (5 класс) по теме "Подданные фараона"....

История Древнего мира. Тема: "Подданные фараона"

Подробный конспект урока истории (5 класс) по теме "Подданные фараона"....

Разработка урока по истории Древнего мира по теме «Боги древнего Египта» для 5 класса.

Разработка урока может использоваться в 5 классе при изучении темы «Боги древнего Египта».Ход урока сопровождается презентацией.Используется технология развивающего обучения....

Разработка урока по истории Древнего мира на тему «Туристическое агентство «Клио»» для 5 класса. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ИСТОРИИ ПО ФГОС

Разработка урока может использоваться в 5 классе при повторении разделов «Древний Египет» и «Древняя Греция».Ход урока сопровождается презентацией.Используется технология проек...

Конспект и презентация открытого урока в 5 классе по истории Древнего мира на тему: "Древний Восток"

Тема урока:  «Чему учил китайский  мудрец Конфуций (по ФГОС). Тип урока:  урок – изучение нового материала.Форма организации обучения:  урок-путешествие....

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме "Искусство Древнего Египта" 5 класс

Технологическая карта урока по всеобщей истории в 5 классе по теме «Искусство Древнего Египта» по УМК  Вигасина А.А.,  Годер Г.И., Свенцицкой И.С. «Всеобщая истор...

План-конспект урока в 5 классе по истории Древнего мира на тему: "Древняя Спарта"

Данная разработка предназначена для учителей истории,  преподающих в 5 классе и реализующих принцип дифференцированного обучения при изучении новой темы. Кроме этого, данную разработку  можн...