Технологическая карта урока истории в 6 классе на тему "Карл Великий"
методическая разработка по истории (6 класс)

Карабанов Сергей Александрович

«Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karl_i_velikiy.docx65.12 КБ

Предварительный просмотр:

История

Учитель: Карабанов С.А.

Класс: 6 «а»

Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»

Задача: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государства.

Цели:

  1. Сформировать понимание причин и следствий образования первой империи у германских народов Европы; показать связь военной реформы Карла Великого и изменений в обществе; рассмотреть условия расцвета империи, причины и следствия ее распада.
  2. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, использовать её как источник знаний, составлять характеристику исторических деятелей, формулировать свое мнение.
  3. Воспитывать интерес к личностям, оставившим след в истории.

Тип урока: комбинированный с использованием презентации и включением игровых ситуаций.

Оборудование: карты «Франкское государство в V – начале IX вв.» и «Образование империи Карла Великого, учебник «История средних веков» (Е.В. Агибалова, Г.М. Донской), тетрадь на печатной основе, карточки-даты, компьютер, экран, проектор, презентация.

Основные понятия: император, империя, усобицы, феод, рыцарь, вассал, сеньор, виконт, феодальная лестница.

Ход урока

  1. Организация класса. Проверка готовности к уроку

  1. Актуализация знаний
  1. Игра «Узнай историческую личность» (Слайд 2):
  1. Истребил других военных вождей и многих своих родичей. Подчинил себе не одно племя, а население всей страны. Стал королем.  Принял христианство. Передал власть по наследству своим сыновьям. (Хлодвиг)
  1. Игра «Напиши портрет»

Учащиеся описывают исторические личности, которые узнали.

Хлодвиг – хитрый, расчетливый, жестокий. Правитель династии Меровингов. Главный правитель Франкского государства и т.д.

  1. Проверка домашнего задания
  1. Исторический диктант (Слайд 3)
  • Период истории, охватывающий большой период времени с V века по  XV век, называется …
  • Организация общества, в которой существует своя определенная территория, власть, законы, сбор налогов, называется …
  • Как называлось государство франков?
  • Земельное владение, дававшееся при условии несения военной службы и передаваемое по наследству, называлось …
  • Управляющий королевским двором, назывался …
  • Владелец феода …
  • Германский народ ……
  1. Взаимопроверка диктанта (Слайд 4)
  2. Работа по карточке

Карточка

Подготовь ответ на вопрос

Почему союз короля Хлодвига с христианской церковью был им взаимно выгоден?

Для этого подумай и поразмысли

  • Где и когда появилось христианство?
  • Почему эта религия нашла широкое распространение среди людей?
  • Почему Хлодвиг и его окружение приняли христианство?
  • Почему церковь помогала королю Хлодвигу?

Сделай вывод.

  1. Работа по вопросам
  • Когда возникло государство у франков?
  • Укажите, чем отличалась власть короля от власти военного вождя.
  • Перечислите, какие события произошли в правление Хлодвига.
  • Когда состоялась битва при Пуатье?
  • Докажите, что люди во Франкском государстве были неравны в своем положении.
  • Перечислите, какие события произошли в правление Карла Мартелла и Пипина      Короткого.  
  1. Развернутый устный ответ по карточке.

  1. Мотивационно-целевой этап
  • Итак, союз короля с христианской церковью был взаимовыгоден. Однако последователи Хлодвига не смогли удержать власть в своих руках. В некоторых областях государства начали управлять майордомы. Одним из таких новых правителей стал сын Карля Мартелла Пипин Короткий. Он смог удержать власть и передать ее своему сыну Карлу. В истории он известен как Великий. Сегодня на уроке попытаемся разобраться, что это был за человек, за что он получил такое прозвище. Работая над новой темой попытайтесь ответить на вопросы: каковы главные направления политики Карла Великого? Каковы причины феодальной раздробленности?
  • Вопросы записаны на доске:  Каковы главные направления политики Карла Великого? Каковы причины феодальной раздробленности?

  1. Изучение нового материала
  1. Рассказ учителя.
  • Пипин Короткий – первый франкский король из династии Каролингов. Новая династия франкских королей получила свое название «Каролинги» по имени отца Пипина Короткого Карла Мартелла. Карл I был сыном Пипина Короткого.
  • Пипин Корткий  в 768 году составляет завещание, согласно которому государство делилось на две части между его сыновьями Карлом I и Карломаном. Но внезапная смерть брата способствовала тому, что Карл I объединил земли франкского государства.
  1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника  (Слайд 5).
  • Прочитайте п. 1 §3.  
  • Составьте исторический портрет Карла I.
  1. Беседа по прочитанному и работа по карте.
  • Какой исторический портрет Карла I можно составить?

Обратить внимание учащихся на бронзовую статую «Карл Великий на коне» (Слайд 6).

  • Как изображен Карл Великий?
  1. Рассказ учителя, работа по карте и беседа.
  • Обратитесь к карте. Внимательно посмотрите легенду карты и скажите, как обозначены походы Карла I?  (Слайд 7)
  • Карл I ставит цель – создание прочного  христианского государства. Завоевание и обращение варваров в христианство становится первоочередной задачей франкского государства. Франкское государство соседствовало с германскими племенами саксов на севере и северо-востоке (показ по карте), на востоке со славянами, на юге – с арабо-мусульманской Испанией.
  • Государство Карла I создавалось войной, а укреплялось миром. Карл I прославился прежде всего завоевательными походами. Более 53 раз его войско отправлялось в путь, 27 раз во главе войска стоял сам король.
  • Ответьте на один из главных вопросов урока: каковы главные направления политики Карла Великого? (стремление расширить границы своего государства за счет присоединения соседних территорий).
  • Карл I был одержим желанием прославиться военными походами, военными победами и служением христианской церкви. В военных походах  Карла I поддерживала знать и церковь. Знать стремилась к приобретению новых земель и зависимых крестьян, к обогащению захваченной на войне добычи. Церковь стремилась распространить христианство на завоеванных территориях.
  • Посмотрите внимательно на карту (показ по карте). Карл I несколько раз водил войско в Испанию против арабов-мусульман. Карлу I удалось завоевать небольшую область к югу от Пиренейских гор до реки Эбро.
  • Посмотрите внимательно на карту (показ по карте). Карл I и папа Римский выступили вместе против лангобардского короля. В ходе противостояния двух сторон король лангобардов теряет трон. Карл I в Италии был коронован и стал покровителем Рима. Завоеванные земли были присоединены к Франкскому государству.
  • (Слайд 8) Самой длительной и тяжелой была война с саксами (показ по карте), она длилась 30 лет. Саксы были язычниками. И Франкское королевство и христианство внесли сильнейшие разрушения в их привычный жизненный уклад. Карл совершил 8 походов против них. Имея сильную конницу и   хорошее вооружение, франки побеждали их. Но  как только франкское войско покидало их территорию, саксонцы продолжали упорно сопротивляться, сжигали дома и разрушали их, опустошали приграничные местности. Карл принуждал саксов принимать христианство. Он ввёл жестокие законы, за малейшее неподчинение королю, за отказ от крещения или отречение от христианской веры, за несоблюдение поста, за похороны по языческому обряду – смерть. В ответ на очередное восстание Карл приказал казнить 4500 военнопленных. Но и эти меры не помогли, так как более 30 лет саксонцы сражались за свою свободу. Тогда Карл подарками привлёк на свою сторону знатных саксов. После этого местная знать стала поддерживать завоевателей, что помогло Карлу подчинить саксов. Государство было разделено на графства, графами  были назначены знатные франки и вожди саксов. Знать, епископы и монастыри получили в завоёванной стране огромные земли.
  • Саксы боролись и против воинов и против священников. А франки в ответ очень жестоко казнили тысячи саксов. В 803 году, исчерпав свои внутренние силы в борьбе с франками, саксы вошли в состав христианской Европы.
  1. Работа с картой.
  • Найдите и покажите область расселения франков к концу V века.
  • Найдите и покажите границы Франкской империи при Карле I в начале IX века.
  • Найдите и покажите границы земель зависимых от Франкской империи при Карле I.
  1. Самостоятельная работа учащихся.
  • Заполните схемы «Направление походов Карла I  и их результат», используя опорные слова и карту.

В Испанию

В земли саксов

В Италию

Против (кого?) ……….

Против (кого?) ……….

Против (кого?) ……….

Захвачены и вошли в состав государства франков ……………………………....

Захвачены и вошли в состав государства франков ……………………………....

Захвачены и вошли в состав государства франков ……………………………....

  1. Проверка самостоятельной работы
  2. Рассказ учителя с элементами беседы.
  • Посмотрите на карту и скажите, территории каких народов попали в зависимость или вошли в состав государства франков?
  • Территория государства увеличилась во много раз, под власть Карла I попали многие племена и народы. Государство франков стало называться империей. Вспомните определение понятия «империя». (Империя – это государство, состоящее из территорий, лишенных экономической и политической самостоятельности и управляемое из одного центра).
  • Какой титул появился у Карла Великого? (Титул императора).

Карточка-дата

  • В 800 году Карл I Великий в Риме провозглашен римским императором.

Обратить внимание учащихся на средневековое изображение «Коронация императора» (Слайд 9).

  • Папа Римский возложил на голову Карла I золотую императорскую корону. Титул Римского императора поднимал престиж франкского короля, так как приравнивал его к самому могущественному правителю раннего средневековья – византийскому императору. Войны с арабами, саксами, славянами, аварами велись с завоевательной целью и с целью распространения христианства.
  • Карл I, став императором, взял на себя функции защитника христианской веры. Наметились тесные контакты между императором и папой Римским. Франкское государство строилось на основе христианских ценностей. Это было выражено в его законодательстве. Карл I ожидал от своих поданных подчинения и преданности.
  • Как вы думаете, как осуществлялось управление в государстве?

Объяснение  опорой на схему (Слайд 10).

  • Во главе государства стоял король – Карл, который управлял подданными и разъезжал со своими приближёнными  - свитой (королевским двором). Дважды в год он собирал совет высшей знати – светской и духовной, которые давали своё согласие на издание указов.
  • Карл I поделил империю на округа, во главе каждого стоял граф, выбранный им из местной знати. Граф собирал налоги, вершил суд и возглавлял ополчение.  Деятельность графов контролировали «государевы посланцы». «Государевы посланцы» были из ближнего окружения императора, для специальных поручений.
  • Свободные крестьяне не могли приобрести вооружение, так как оно стоило очень много денег. Поэтому пешее ополчение ещё сохранилось, а в регулярное войско  призывались владельцы больших участков или те воины, которых направляли и вооружали крестьяне за общий счёт.
  • Главную часть войска составляла конница. Отличившихся в боях воинов посвящали в рыцари (от герм. «риттер» - всадник, конный воин»)
  • Карл I стремился укрепить свое господство. Чтобы повысить эффективность управления империей Карл I заботился об образовании высших советников, священников и других государственных чинов, он также уделял большое внимание христианскому воспитанию подданных. При императорском дворе была организована школа, в которой обучались будущие государственные чины. По его указу открывались школы при монастырях и церквях. Карл I приглашал к себе просвещенных людей из Европы.
  • Во время правления Карла I действовало собрание народного ополчения (собрание влиятельной церковной и светской знати). Оно имело право обсуждать те вопросы, по которым окончательное решение принимал Карл I. На этих собраниях Карл I издавал указы и сборники распоряжений – капитуляции.  Капитуляции являлись сборниками законов, распоряжений и проповедей императора Карла I.
  • За годы правления Карлу I удалось создать мощную империю.

Карточка-дата

  • Карл I Великий умер от лихорадки 28 января 814 года. После его смерти империя просуществовала недолго и распалась на три государства: Западно-Франкское государство (Франция), Восточно-Франкское государство (Германия), Корлевство Лотаро (Италия).                        (Слайд 11)
  1. Самостоятельная работа учащихся
  • Прочитайте п.4  и выпишите в тетрадь причины распада империи Карла Великого.
  1. Проверка выполнения самостоятельной работы
  • Почему распалась империя Карла Великого? (Народы, которые силой подчинил Карл Великий, не хотели ему подчиняться. Отсутствие экономических связей между графствами империи. Наследники постоянно воевали между собой. Знать перестала подчиняться власти императора, т.к. хотела править самостоятельно).
  1. Беседа по вопросам и работа по карте.
  • Какие три самостоятельных государства образовались на территории Карла Великого? Назовите и покажите на карте.
  • Почему наступил такой период, когда франкская знать перестала поддерживать власть короля? (Знать добилась своего: она получила земли, зависимых крестьян, которые работали  на этих землях, да и еще хотела сама распоряжаться на своих землях).
  • Как называется такой период истории государства, когда происходит распад его территорий на отдельные, более мелкие самостоятельные владения? (Феодальная раздробленность).
  1. Рассказ учителя и работа с учебником.

Учитель рассказывает о междоусобных войнах и их последствиях и обращает внимание учащихся на иллюстрацию в учебнике «Разорение деревни во время усобицы».

  1. Рассказ учителя с элементами беседы и работа со  схемой.
  • Что такое феод и каковы его признаки?

Рассмотрение вопроса об организации класса феодалов.

Работа со схемой «Сеньоры и вассалы» (Слайд 12).

  • Каждый крупный феодал раздавал часть земель с крестьянами в награду мелким феодалам за службу и мелкие феодалы присягали ему на верность. Он считался по отношению к мелким феодалам – сеньором (страшим), а феодалы были вассалами (подчинёнными).
  • Иногда вассалы выступали против своих сеньоров. Не выполняли их приказы. И только силой можно было его заставить подчиниться.

Работа со схемой «Феодальная лестница» (Слайд 13).

  • Чьими вассалами были графы?
  • Чьими вассалами были бароны?
  • Для кого они были сеньорами?
  • Вассал был обязан по зову сеньора: явиться на службу и привести с собой отряд воинов, участвовать в суде сеньора,  помогать ему советом, выкупать из плена.
  • Сеньор обязан был давать вассалам в «держание» землю, оказывать им защиту и покровительство.
  • В жизни взаимные обязанности сеньоров и вассалов часто нарушались. Случалось, что вассалы предавали своих  сеньоров и шли на них войной, а сеньоры порой взыскивали с вассалов чрезмерные поборы или, вопреки договору, заставляли вассалов слишком долго служить в своем войске. Противоречия между ними приводили к столкновениям.
  1. Закрепление изученного материала
  1. Игра  «Крестики-ролики» (Слайд 14)

Х 1

Х  2

 Х  3

Х  4

О  5

Х 6

Х 7

О 8

Х 9

  1. Карл был сыном Пипина Короткого ( Х)
  2. Самой длительной и тяжёлой была война с саксами. (Х)
  3. Карл принуждал саксов принимать христианскую веру (Х)
  4. В 800 году Карл был коронован в Риме (Х)
  5. Высший совет знати не помогал королю управлять государством (О)
  6. В 843 г. империя Карла Великого была поделена между его внуками (Х)
  7. В средние века говорили: « Вассал моего вассала не мой вассал» (Х)
  8. Феодальная лестница – это почётное или высокое звание (О)
  9. Междоусобная война – это война между феодалами (Х).

  1. Итог урока

Синквейн о Карле Великом

  • Напиши стихотворение из пяти строчек (рифма необязательна): (два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки данного исторического персонажа), (три глагола, раскрывающие действия, воздействия, свойственные ему), (ключевая фраза, раскрывающая сущность Карла Великого),  (существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее тему стихотворения)
  1. Домашнее задание

§ 3, подготовить устный развернутый ответ на вопрос «Каковы причины распада империи Карла Великого и начавшейся феодальной раздробленности».

Работа в контурной карте.        Рабочая тетрадь – задания 3,4.

        

Используемая литература:

  1. Арасланова О.В., Соловьева К.А. История Средних веков. 6 класс:  Поурочные к учебникам Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского (М.: Просвещение), В.А. Ведюшкина  (М.: Просвещение) и М.А. Шукурова (М.: Русское слово). – М.: ВАКО, 2004.
  2. История средних веков: поурочные планы по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского. 6 класс / авт.-сост. Н.Ю. Колисниченко. – Волгоград: Учитель, 2007.
  3. История. 5 – 11 классы: технологии современного урока / авт.-сост. В.В. Гукова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
  4. История. 5 – 11 классы: инновационные формы уроков, интеллектуальные командные игры, литературно-исторические вечера / Е.В. Тайкова и др. – Волгоград: Учитель, 2010.

Дополнительный материал

Внешность Карла.

По свидетельству биографа Карла Эйнхарда, Карл «обладал могучим и крепким телом, высоким ростом, однако не превосходил положенного, ибо известно, что был он семи его собственных ступеней в высоту». Его лицо отличал длинный нос и большие, живые глаза. У него были светлые волосы. Если судить по изображениям Карла на монетах, печатях и миниатюрах IX в., а также бронзовой статуэтке из собора в Меце, он по тогдашней франкской моде носил короткую причёску, брил бороду и имел длинные усы. Голос Карла был необычно высоким для такого внушительного мужчины. С годами король начал страдать от хромоты. Прижизненных портретов Карла не сохранилось, и многие позднейшие художники изображали его согласно своей фантазии, чаще всего в виде почтенного старца с длинными седыми волосами и бородой. Хотя многие принимали описание богатырского телосложения Карла за эпическое преувеличение, эксгумация могилы Карла подтвердила правильность описания: длина скелета составила 192 см.

                        О личности Карла Великого

«Король был очень прост и умерен в своих привычках. В обычные дни наряд его мало отличался от одежды простолюдина. Вина он пил мало и ненавидел пьянство. Обед его в будни состоял всего из четырёх блюд, не считая жаркого, которое сами охотники подавали прямо на вертелах, и которое Карл предпочитал всякому другому яству. Во время еды он слушал музыку или чтение. Его занимали подвиги древних, а также сочинение святого Августина «О граде Божием». После обеда в летнее время он съедал несколько яблок и выпивал ещё один кубок; потом, раздевшись донага, отдыхал два или три часа. Ночью же он спал неспокойно: четыре-пять раз просыпался и даже вставал с постели. Во время утреннего одевания Карл принимал друзей, а также, если было срочное дело, которое без него затруднялись решить, выслушивал тяжущиеся стороны и выносил приговор. В это же время он отдавал распоряжения своим слугам и министрам на весь день. Был он красноречив и с такой легкостью выражал свои мысли, что мог сойти за ритора. Не ограничиваясь родной речью, Карл много трудился над иностранными языками и, между прочим, овладел латынью настолько, что мог изъясняться на ней, как на родном языке; по-гречески более понимал, нежели говорил. Прилежно занимаясь различными науками, он высоко ценил учёных, выказывая им большое уважение. Он сам обучался грамматике, риторике, диалектике и в особенности астрономии, благодаря чему мог искусно вычислять церковные праздники и наблюдать за движением звезд. Пытался он также писать и с этой целью постоянно держал под подушкой дощечки для письма, дабы в свободное время приучать руку выводить буквы, но труд его, слишком поздно начатый, имел мало успеха. Церковь он во все годы глубоко почитал и свято соблюдал все обряды».

                                Коронация Карла.

Осенью 800 г. Карл отправился в Рим, где знатные римляне устроили заговор против папы  Льва III, арестовав его во время торжественной процессии. Угрожая ослеплением, они требовали от Льва отречься от сана, однако папе удалось сбежать из города и добраться до Падерборна, где в это время находился Карл. По совету Алкуина, Карл обещал папе поддержку. Карл провёл в Риме почти полгода, разбирая распри между папой и местной знатью. 25 декабря он слушал праздничную мессу в соборе святого Петра. Вдруг папа приблизился к своему гостю и возложил ему на голову императорскую корону. Все находившиеся в соборе франки и римляне дружно воскликнули: «Да здравствует и побеждает Карл Август, Богом венчанный великий и миротворящий римский император». Хотя всё это не стало для Карла неожиданностью, он, по свидетельству Эйнгарда, первое время делал вид, что недоволен «самовольным» поступком папы. Карл утверждал даже, что, знай он заранее о намерениях Льва III, он бы в тот день не пошёл в церковь, невзирая на Рождество. Делал он это, как видно, для того, чтобы успокоить Константинопольский двор. Ненависть ромейских императоров, тотчас возникшую, Карл, впрочем, перенёс с великим терпением. В конце концов, византийским императорам пришлось признать новый титул владыки франков. В сложившейся обстановке наметился брачный союз между византийской царицей Ириной и Карлом, с целью соединить, таким образом, Восток и Запад. Западные послы должны были прибыть в Константинополь осенью 802 г. для обсуждения этого вопроса, но в ту же осень 21 октября в византийской столице произошёл дворцовый переворот, лишивший Ирину власти. Престол занял Никифор I, который отказался признать Карла в качестве императора. В ответ Карл после довольно продолжительной войны (806810) овладел Венецией и Далмацией, которые номинально числились за Византией, но были ослаблены из-за внутренних распрей и, благодаря союзу с Багдадским халифом аль-Амином, заставил Никифора, который вёл войну в Болгарии, пойти в 810 г. на мирные переговоры. Через 12 лет после начала конфликта византийский император Михаил I преемник погибшего в Болгарии Никифора, формально признал новый титул императора, в расчёте на поддержку Запада в борьбе с Болгарией, разгромившей византийское войско в 811 году. За признание своего императорского титула Карл уступил Михаилу I Венецию и Далмацию. Однако законность признания этого титула оспаривалась византийцами в XII и XIII вв.

Однако сам Карл придавал немалое значение своему новому титулу, потребовал после коронования новой присяги (802 г.) и подчеркивал свое положение Богом поставленного попечителя о благе народа и церкви. Полный титул Карла был: Karolus serenissimus augustus a Deo coronatus magnus pacificus imperator Romanum imperium gubernans qui et per misericordiam dei rex Francorum atque Langobardorum (примерно: «Карл милостивейший возвышенный, коронованный Богом, великий властитель-миротворец, правитель Римской империи, милостью божьей король франков и лангобардов»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны...

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"...

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Возвышение Македонии"

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Возвышение Македонии"...

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 11 Появление неравенства и знати

Цель урока: способствовать формированию представлений о развитии ремесла, изготовлению новых орудий труда, изменений в социальной сфере, связанных с переходом от родовой общины к соседской....

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 13 Государство на берегах Нила

Цель урока: способствовать формированию представления о природных условиях древнего Египта, возможности и особенности его хозяйственного освоения...

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 14 Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

Цель урока: содействовать ознакомлению с образом жизни сельского населения и горожан Египта...