Конспект внеурочного занятия по истории «Куряне в Отечественной войне 1812 г»
план-конспект занятия по истории (9 класс)

Тимонина Любовь Николаевна

Материал занятия можно использовать как на уроках истории России,краеведения ,а так же во внеклассной работе с детьми .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vneur_zanyatiya_po_istorii_9kl.docx33.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема внеурочного занятия: «Куряне в Отечественной войне 1812 г»

Цель:  На основе краеведческого материала сформировать представление об Отечественной войне 1812 года как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли отражение массовый героизм, патриотизм и готовность к самопожертвованию солдат и офицеров.

Задачи урока:

  • сформировать у учащихся представления о причинах войны, о силах и планах сторон, характере войны, ее основных этапах, главных источниках победы России в войне;
  • развивать умение делать выводы и обобщать материал, закреплять навыки работы с картой, историческими источниками;
  • воспитывать чувство патриотизма, уважения к прошлому своего народа путем воздействия исторических образов на личности учащихся.

Оборудование:

  • учебная карта «Отечественная война 1812 г.»;
  • мультимедийный проектор, экран;
  • цифровой видеоноситель формата DVD «Великие полководцы»
  • цветные лепестки (4 цвета) для составления ромашки чувств на каждую парту, степлер, сердцевина для цветка. 

Тип урока: урок усвоения новых знаний:

Этапы урока:

I.Организационный этап

Учитель: Есть события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. Каждое новое поколение хочет слышать о нем. И слыша, люди становятся сильнее духом, потому что узнают, от какого крепкого корня ведут свой род. О таком событии мы сегодня и будем говорить.

Начать урок я хочу с отрывка из одного известного стихотворения:

- Скажи-ка, дядя,

Ведь недаром Москва, спалённая пожаром

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да говорят ещё какие,

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина.

Вопрос: -Какому историческому событию посвящены эти строки?

-Кто написал его?

-Кто сможет озвучить тему нашего сегодняшнего урока?  (Ответы детей) (слайд №1)

-Как вы думаете, а каковы цели нашего занятия? ?  (Ответы детей)

(III. Актуализация знаний.

-Для начала давайте вспомним как складывались отношения между Францией и Россией? (- Дело в том, что война между Францией и Россией была неизбежна. По мирному договору с Францией 1807 года Россия была вынуждена прекратить торговлю с Англией. Англия же была экономическим партнёром России, что плохо сказывалось на российской экономике. Нарушение Тизильтского договора Россией и стало основной причиной войны 1812 года)

- Как вы помните, Наполеону подчинялась практически вся Европа. Планы по завоеванию мира у него, конечно же были поистине огромными. "Я буду властелином мира, остаётся одна Россия, но я раздавлю её"

  • Проблемное задание: Благодаря чему отсталая крепостная Россия одержала победу над передовой Францией? (слайд)

IV. Этап усвоения новых знаний

- Накануне войны Наполеон сказал следующее: «Если я возьму Киев, я схвачу Россию за ноги. Если я овладею Петербургом, я возьму ее за голову. Заняв Москву, я поражу ее в сердце».


-Каковы же основные причины Отечественной войны 1812 года? (заполнение схемы, приложение 1)

http://doc4web.ru/uploads/files/38/37797/hello_html_2db65e06.png

-Наполеон и Александр I готовились к войне. Давайте, сравним численность армий России и Франции накануне Отечественной войны 1812 года.
Используя атлас, карта №1, опираясь на учебник – п.1 параграфа 4, сравните русскую и французскую армии: численность, расположение. Для войны с Россией Наполеон создал поистине “Великую армию” 600 тыс.чел. 

Учащимся дается задание по ходу рассказа, составить хронологическую таблицу «Основные события Отечественной войны 1812г».

Дата

Событие

12 июня 1812 г.

Вторжение «великой» армии Наполеона в Россию.

22 июля 1812 г.

Соединение армий Барклая де Толли и Багратиона под Смоленском.

4-6 августа 1812 г.

Поражение русских войск в битве за Смоленск.

8 августа 1812 г.

Назначение М.И.Кутузова главнокомандующим.

26 августа1812 г.

Бородинское сражение.

12 октября 1812 г.

Сражение под Малоярославцем. Начало изгнания французов из России.

25 декабря 1812 г.

Манифест Александра I о победе России в войне с Наполеоном.


В ночь на 12 июня 1812 года 400 тысячная армия Наполеона без объявления войны вероломно вторглась на территорию Российской империи. ( слайд)

Великий вождь Наполеон
К нам двадцать вел своих народов.
В минувшем нет таких походов:
Восстал от моря к морю стон
От топа конных, пеших строев;
Их длинная, густая рать
Всю Русь хотела затоптать…


Подобно бурному потоку,
Страну он нашу наводнил,
Подобно тигру он жестоко,
Невинну кровь России пил.

Русская армия насчитывала в то время около 210 тысяч солдат. Стоит отметить следующий факт, что русская армия была разделена на три армии.

1 – й армией командовал Барклай – де Толли, она прикрывала петербургское направление и была расквартирована вдоль реки Неман . 2 – й армией командовал князь Багратион – он находился в Белоруссии и прикрывал московское направление.

3 – й армией Тормасов - киевское направление

Послушаем информационную справку о генералах, возглавлявших русскую армию. (Приложение № 3) (слайды)

Учитель: Такое разрозненное расположение русских войск было только на руку Наполеону.

Вопрос классу: Какую цель он поставил перед собой? (Поодиночке разгромить русские войска, не дать им соединиться)

И ему это поначалу удалось. Назначенное соединение в районе Витебска не состоялось. И только 22 июля в Смоленске соединились армии Барклая де Толли и Багратиона.

Сражение под Смоленском продолжалось с 4 по 6 августа. 

Русские не отступали ни на шаг, дрались как львы. Французы ломились в ворота, бросались на валы, но не могли овладеть городом. Тогда Наполеон приказал жечь город, который не смог взять грудью. 

7августа русские войска оставили разрушенный и горящий город
Вопрос классу: Как вы думаете, какое значение имело сражение под Смоленском?

(Русская армия была не только сохранена, но и убедилась, что «Великая» и непобедимая армия не так уж непобедима, война приняла затяжной характер).

Русская армия отступала и общественность была недовольна, поэтому появляются разговоры об измене Барклая–де Толли, припомнили его шотландское происхождение.

Общественность требовала назначение главнокомандующим русской армии популярного в народе генерала, князя М.И.Кутузова.

8 августа главнокомандующим русской армии был назначен Кутузов. 
Александр I не любил Кутузова, не мог простить ему поражения под Аустерлицем, не мог простить самостоятельности и популярности, однако был вынужден уступить. На вопрос племянника: «Неужели, дядюшка, вы думаете разбить Наполеона?- Кутузов ответил- «Разбить? Нет….Но обмануть, да, рассчитываю!»
Вступив в командование армией в августе, Кутузов объявил, что действия Барклая де Толли были вполне верными, и отступил ещё ближе к Москве.

В 110 км от Москвы у села Бородино Кутузов решил дать генеральное сражение.

В Бородинском сражении М.И.Кутузов поставил задачу: ослабить врага, сделать его дальнейшее продвижение невозможным и поднять дух русской армии. Наполеон стремился разгромить русскую армию, захватить Москву и завершить войну.

Силы, к этому времени почти сравнялись: враг имел 132-тысячную армию, русские- 132 тыс. при большей артиллерии.

Рассказ учителя:

Обращение М.И. Кутузова:

«Вам придется защищать землю родную, послужить верой и правдой до последней капли крови. Каждый полк будет употреблен в дело, Вас будут сменять, как часовых, через каждые два часа. Надеюсь на вас!»

Накануне сражения по обычаю надели чистое белье, заботливо чистили ружья, точили штыки.
Ночью священники пронесли по лагерю чудотворный образ Смоленской Божьей Матери – заступницы Русской земли. За образом со слезами на глазах шел Кутузов, с ним весь штаб. На пути иконы на коленях стояли тысячи солдат и офицеров.

26 августа 1812г. на рассвете началось крупное сражение. Кутузов предпринял тактику активной обороны, изматывая силы противника.

Французы стремились прорваться через центр, обойти левый фланг, освободить путь на Москву/работа с учебной картой/. Однако сопротивление русских сделало это невозможным. Жестокие бои развернулись на Багратионовых флешах /земельных укреплениях/.Бой длился 6 часов под артиллерийским огнем. Флеши были захвачены лишь в середине дня.

Страшный бой завязался из-за Семеновских флешей. В течение нескольких часов флеши переходили из рук в руки. Здесь гремело 700 орудий, русские и французы не раз вступали в рукопашный бой. Именно здесь пал смертельно раненный князь Багратион – самый лучший, по мнению Наполеона, генерал русской армии. Под градом пуль он был унесен с Бородинского поля.

Кавалерия Уварова и Платова неожиданно напала на обоз и дивизию французов.

Позже началось сражение на батарее генерала Раевского. Здесь русские несколько раз отбрасывали французов назад, и лишь к вечеру французам удалось захватить укрепления.

Вот что говорит о Бородинском сражении современник:

Ученик: «В продолжении одиннадцати с половиною часов огонь и меч, действуя попеременно, истребили 75 000 человек и более 35 000 лошадей. Ядра, картечи, пули, ружья, копья, сабли, штыки - все в сей день стремилось к истреблению и сокрушению человечества. Раскаленные пушки не могли уже выдерживать действия пороха и, с ужасным треском лопаясь, предавали смерти заряжавших их артиллеристов.

Смерть летала по всем рядам.

Целые батареи переходили по несколько раз из одних рук в другие. Земля исчезла: она вся была покрыта окровавленными трупами. Чрезмерный жар отнимал последние силы. Казалось, что сия полоса России превращена волшебным каким-то действием в адскую обитель.»

А что сказано об этом сражении у М.Ю. Лермонтова?

Ученик: «Вам не видать таких сражений!... Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел. Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!... Земля тряслась - как наши груди; Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий, Слились в протяжный вой

Учитель: А вот как изображена Бородинская битва в фильме «Война и мир» (просмотр фрагмента фильма)

Кутузов дал приказ отступить к Москве.

Количество потерь было велико. У французов пало около 60 тыс. человек, Россия оплакивала гибель 44 тыс. своих сынов. Кутузову не удалось разгромить французскую армию, не удалось остановить наступление.

Учащимся предлагается проблемное задание: Бородино – это победа или поражение?

Прежде чем ответить на поставленный вопрос, давайте узнаем мнение современников:

«Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали(заслужили) право быть непобедимыми».Наполеон

«Я участвовал не в одной кампании, но никогда еще не участвовал в таком кровопролитном деле и с такими выносливыми солдатами, как русские». Наполеон
«Французская армия расшиблась о русскую армию». А.П. Ермолов

Вывод: Несмотря на тяжелые потери, русская армия была спасена, и в состоянии продолжать войну. Кутузов одержал моральную победу над Наполеоном, поднял дух русской армии. Это была победа нравственная. Бородинское сражение еще раз продемонстрировало все превосходства русской армии и военного искусства Кутузова над военным искусством Наполеона.

Кутузов отступал к Москве, Наполеон шел по пятам.

Физкультпауза

1 сентября 1812 г. в подмосковной деревне Фили состоялся военный совет, на котором решалась судьба древней столицы России.

Чтобы сохранить армию и Россию, Кутузов принимает решение – оставить Москву. Это было единственно верное решение, чтобы спасти Россию. 2 сентября 1812 г. русская армия оставила Москву без боя. Вслед за ней двинулось население.

Наполеон подошел к Москве. Он стоял на Поклонной горе и ожидал ключи от города. Так его встречали в Берлине, Вене, Милане, преподнося золотые или серебряные ключи от города на атласных подушечках. Но вскоре пришло сообщение, что город пуст. Наполеон вступил в Москву и объявил ее трофеем – в городе не осталось местных властей и «военный трофей» означал, что город отдается на разграбление. Грабила вся армия Наполеона – разворованы были даже захоронения царей в Архангельском соборе Кремля.

Вопрос классу: Как вела себя «великая армия» в Москве? (Чтение документов из учебника)

Вопрос классу: На что рассчитывал Наполеон в эти дни?

Захватив Москву и поразив ее в самое сердце, он был уверен, что добьется мира. В Москве армия получает зимние квартиры, а весной продолжает войну. Но то, что увидел Наполеон в Москве, было не похоже ни на Милан, ни на Рим.

В тот же день запылали пожары в разных частях города. Пожар Москвы стал символом войны 1812 г., символом самопожертвования русского народа, готового в борьбе своей идти до конца. Наполеон понял, что Москва – это ловушка, в которую заманил его Кутузов. И чем дольше он будет оставаться, тем скорее он лишится своей армии. Теперь свои правила диктовал Кутузов. А в это время русская армия совершила блистательный маневр. Отступив по Рязанской дороге на восток, она внезапно развернулась на юг и стала лагерем у села Тарутино. /работа с учебной картой/.

Французы были вынуждены отступить на разоренную ими Смоленскую дорогу. Враг отступал, его преследовали русская армия и партизанские отряды. Война приобретала народный характер.

Партизанское движение (рассказ обучающихся) /Денис Васильевич Давыдов; Александр Фигнер; Герасим Курин и Василиса Кожина/


Гибель «Великой армии»

Ранняя и суровая зима стала одним из бедствий для французов. «Великая армия» превратилась в огромную неуправляемую толпу. При переправе через реку Березина, Наполеон потерял еще 30 тыс. солдат. Границу перешли лишь жалкие остатки армии.

Сам Наполеон бросил войска и бежал в Париж.

В конце декабря 1812г. генерал- фельдмаршал М.И.Кутузов докладывал царю: «Война окончилась за полным истреблением неприятеля».25 декабря 1812 г. Александр I издал Манифест об изгнании врага и окончании войны.

  • Решение проблемы, поставленной в начале занятия: Благодаря чему отсталая крепостная Россия одержала победу над передовой Францией?

- моральный дух русской армии выше, патриотизм, мужество;

  • талантливые полководцы, гений Кутузова,

-со стороны России война носила освободительный характер – Отечественная война, широко развернулась партизанская война, консолидация всего русского общества

Куряне-участники Отечественной войны 1812 годы (видео)

VI. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Учитель: 
Отечественная война 1812 года – это одна из ярких страниц нашей истории. Наверное, и вы испытывали какие-то чувства, изучая данный вопрос. 
А сейчас мы с вами  
попробуем представить  « ромашку чувств»:
лепестки её, они разного цвета.

 Если вы испытали чувство
- гордости, восхищения, то представьте красный лепесток;
- разочарования, то представьте лепесток синего цвета; 
- сострадания, сочувствия, милосердия, то представьте лепесток зеленый
- никаких, лепесток коричневый.

Поднимите руки                            1)за красный лепесток;

2) синего цвета

3) лепесток зеленый

4) лепесток коричневый


Учитель.
Вы люди неравнодушные, у вас есть гражданская позиция, а главное в вас живет чувство патриотизма, а также сострадание и милосердие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная игра по истории "Интеллектуальный тир" Отечественная война 1812 года

Интерактивная игра по истории "Интеллектуальный тир" Отечественная война 1812 года может быть использована как на уроках истории, так и во внеурочное время. На уроках в игровой форме можно быстро повт...

Статья в методический журнал "Уровневая дифференциация при организации работы учеников в малых группах на уроках истории" (8класс, тема: «Отечественная война 1812 года»)

В природе человека изначально, на генном уровне, заложено стремление к самореализации, раскрытию сущностного, творческого потенциала личности. Ни для кого не секрет, что современное образование готови...

Викторина по истории "200 лет Отечественной войне 1812 года"

Материал можно использовать как на уроках истории, так и во внеклассной работе...

Интегрированный урок( математика и история)по теме "Отечественная война 1812 года в цифрах".

Актуальную тему истории России можно изучать с необычной стороны.В данном уроке математический подход дает еще более полную картину для ознакомления с историей....

Открытый урок по истории на тему "Отечественая война 1812 г."

I.Организационный  момент.     II. Входной контроль. Опрос.    III. Объяснение  нового материала....