План-конспект урока истории России на тему "Эпоха дворцовых переворотов" 8 класс.
план-конспект урока по истории (8 класс)

Наталья Захарова

Конспект урока выполнен по требованиям ФГОС. На уроке использованы технологии: проблемного обучения и беседа, анализ визуального материала, работа с источниками, информационно-коммуникационные технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvortsovye_perevoroty.docx26.51 КБ
Файл tablitsa_edp.docx11.75 КБ
PDF icon edp.pdf1.68 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока на тему «Эпоха дворцовых переворотов»

Предмет

История России

Класс

8 класс

Автор УМК

Арсентьев Н.М., Данилов А.А. «История России 8 класс». Учебник (1часть). 8класс. М.:2016

Тема урока

Эпоха дворцовых переворотов

Тип урока

Изучение нового материала

Технология

- проблемное обучение и беседа

- анализ визуального материала

- работа с источниками

- информационно-коммуникационные технологии

Цель урока

- Формирование у учащихся понимания явления дворцового переворота как одной из форм насильственной смены власти, сущности и характерных черт эпохи дворцовых переворотов

- Мотивация к изучению раздела «Эпоха дворцовых переворотов», постановка цели изучения всего раздела

- Развития умения обучающихся работать с визуальным материалом и понятийным аппаратом

Задач урока

Образовательные:

– определить вместе с обучающимися значение понятий «дворцовый переворот», «эпоха дворцовых переворотов», «фаворит», «продворянская политика»;

– выделить вместе с обучающимися общее и различное между тремя формами насильственной смены власти (восстание, дворцовый переворот, революция);

– ознакомить обучающихся с характерными чертами эпохи дворцовых переворотов;

– охарактеризовать основные личности эпохи дворцовых переворотов.

Практические:

– вспомнить, отработать и закрепить навыки сравнения, анализа и синтеза;

– формирование умения работать с визуальным материалом;

– развитие умения работать с понятиями;

– развитие мышления и речи обучающихся, умения аргументировать своё мнение.

Воспитательные:

– сформировать понимание негативных последствий насильственных форм смены власти.

Оборудование и материалы

Компьютер, проектор, учебник, рабочая тетрадь

Основные термины, понятия, даты

  • 1725 г. — смерть Петра I;
  • 1725—1727 гг. — правление Екатерины I;
  • 1727—1730 гг. — правление Петра II;
  • 1730—1740 гг. — правление Анны Иоанновны;
  • 1740 г. — провозглашение императором Ивана Антоновича;
  • 1741 г. — низложение Ивана Антоновича и регентши Анны Леопольдовны;
  • 1741—1761 гг. — правление Елизаветы Петровны;
  • 1761—1762 гг. — царствование Петра III;
  • 1762 г. — приход к власти Екатерины II.
  • Термины: дворцовый переворот, кондиции, фаворит, фаворитизм, бироновщина, регент…т.д

Планируемые результаты

Предметные образовательные результаты

-называть события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и участников;

-объяснять причины и последствия дворцовых переворотов;

-объяснять значение понятий дворцовые перевороты, фаворит, кондиции, гвардия

Метапредметные умения:

Личностные УУД:

- работать в парах и индивидуально;

-учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно--познавательный интерес

-адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- составлять план и последовательность действий;

- осуществлять самоконтроль, волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия.

Познавательные УУД:

- проводить поиск информации;

- проводить анализ учебного материала;

- строить логические цепочки рассуждений, доказательств.

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Этап урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный

коммуникативные УУД,

личностные УУД,

регулятивные УУД

Проверка отсутствующих на уроке

Проверяют готовность к уроку

Актуализация знаний

(5 минут)

познавательные УУД,

коммуникативные УУД,

личностные УУД

На прошлом уроке Вы начали изучение темы «Эпоха дворцовых переворотов», сегодня мы продолжим изучение данной темы. Для этого я предлагаю Вам вспомнить некоторые вопросы:

1.Что такое «Дворцовый Переворот»?

2. Назовите даты «Эпохи дворцовых переворотов»

3.Почему в России наступил период дворцовых переворотов? Скажите причину

4.Вспомним, каких правителей изучили на прошлом уроке?

5.Что такое «Кондиции»?

Отвечают на вопросы учителя

Это период в истории России с 1725-1762гг, в период которого власть в стране сменялась несколько раз, захват власти при помощи военной силы(гвардии).

1725-1762гг (т.е. 37 лет)

Петр I издал указ в 1722г о престолонаследии, в котором говорилось, что правитель сам может назначать себе преемника. Но он умер, не успев назначить преемника на трон. Это привело к периоду борьбы различных придворных группировок за власть.

Екатерина I(1725-1727)

Петр II (1727-1730)

Документ, условия на которых Анна Иоанновна будет царствовать.

Изучение нового материала

Работа в группах

(10 минут работают,

Выступление каждой группы 5 минут)

познавательные УУД,

коммуникативные УУД,

личностные УУД

Итак, сегодня мы продолжаем изучение темы и для этого мы разделимся на 4 группы. Каждая группа получает задание. В задании есть вопросы и текст.

Каждый ученик в тетради чертит таблицу, которую будем заполнять. Каждая группа вносит своего правителя в таблицу. А после, когда другие группы будут рассказывать о своем правителе ученики дополняют таблицу. Соответственно, у каждого в таблице получится 4 правителя.

(таблица на презентации показана, задание и вопросы см.в приложении)

Когда выступает каждая группа учитель на презентации показывает портрет правителя.

Учитель помогает выполнять задание каждой группе по мере необходимости

Учитель просит сделать вывод учеников по всему изученному материалу (эпохе дворцовых переворотов)

Таким образом, после смерти Петра I в России начался период дворцовых переворотов.

С чем это связано?

Кто участвовал в борьбе за власть?

Ученики слушают учителя. Объединяются в группы.

Начинают работать и заполнять таблицу.(работа с текстом документа и текстом учебника)

После выполнения каждая группа представляет свой ответ.

Другие ученики вносят информацию в таблицу.

Пётр I не назначил преемника. Изданный им Указ о престолонаследии отменил вековую традицию и способствовал борьбе претендентов на престол, за которыми стояли придворные «партии», в этой борьбе стала участвовать и гвардия. Однако дворцовые перевороты не являлись столкновением сторонников и противников Петровских реформ — созданная Петром система управления страной и основные достижения (промышленность, система коллегий, армия и флот, податная система и городское устройство) принципиально не изменились.

Закрепление изученного

познавательные УУД,

коммуникативные УУД,

личностные УУД

Учитель включает на презентации (см.Приложение) задания. Выполнение заданий устно.

Ученики отвечают на вопросы учителя и выполняют задания.

Рефлексия

познавательные УУД,

личностные УУД

Учитель спрашивает:

1.Понравился ли сегодняшний урок (что понравилось, а что не понравилось)

2.Сложно ли было на уроке?

Выставление оценок особо активным ученикам

Ученики отвечают на вопросы учителя

Домашнее задание

1.Задание после параграфа 13-14 вопрос 5

2. из раздела «думаем, рассуждаем» задание 5(можно в виде таблицы правда-миф)

3.Творческое задание: написать сочинение-рассказ от имени участника дворцового переворота

Ученики записывают задание в дневник

Приложение 1: Задание для групп

Группа № 1

Тема: Анна Иоанновна

1. Определите год и причины дворцового переворота, в результате которого Анна Иоанновна была провозглашена императрицей. (Работа проводиться по §13-14 п.5).

2. Сформируйте своё отношение к личности Анны Иоанновны, используя материал параграфа и текст документа:

Из донесений иностранных послов:

«Императрица Анна толста, смугловата, и лицо у нее более мужское, нежели женское. В обхождении она приятна, ласкова и чрезвычайно внимательна. Щедра до расточительности, любит пышность чрезмерно, отчего ее двор великолепием превосходит все прочие европейские. Она строго требует повиновения себе и желает знать все, что делается в ее государстве, не забывает услуг, ей оказанных, но вместе с тем хорошо помнит и нанесенные ей оскорбления …»

«Природное любопытство и склонность царицы к сплетням дают ей сведения обо всех пустяковатых делах и мелких случаях, происходящих в семьях придворных. Что же до важных дел и вещей значительных, то благородный граф Бирон (осуществляющий у неё главное управление) заботиться, чтобы о них она ничего не ведала».

Группа № 2

Тема: Иван Антонович

1. Определите год и причины дворцового переворота, в результате которого Иван Антонович был провозглашен императором. (Работа проводиться по §13-14 п.6).

2. Сформируйте своё отношение к личности Ивана Антоновича, используя материал параграфа и текст документа:

«Родился он в самом конце царствования Анны Иоанновны, поэтому вопрос о том, кого назначить регентом, долго мучил и находившуюся при смерти императрицу. Анна Иоанновна хотела оставить трон за потомками своего отца Ивана V и очень беспокоилась, как бы он не перешел в будущем к потомкам Петра I. Поэтому в завещании она оговорила, что наследником является Иоанн Антонович, а в случае его смерти - другие дети Анны Леопольдовны в порядке старшинства, если они родятся. Иван Антонович был провозглашён императором при регентстве герцога Курляндского Бирона. Через две недели после воцарения младенца в стране произошел переворот, арестовали Бирона и отстранили его от власти. Новым регентом была объявлена Анна, мать императора. Неспособная управлять страной и живущая в иллюзиях Анна постепенно передала всю свою власть Миниху, а после ею завладел Остерман, отправивший фельдмаршала в отставку.

Но спустя год произошел новый переворот. Дочь Петра Великого Елизавета с преображенцами арестовала Остермана, императора, его родителей и всех их приближенных.

Елизавета приказала посадить в тюрьму бывшую регентшу и её мужа. В 1756 году Ивана Антоновича перевезли из Холмогор в одиночную камеру в Шлиссельбургской крепости. В крепости «известный арестант» находился в полной изоляции, ему не разрешалось никого видеть, даже крепостных служителей. За все время заключения он так и не увидел ни одного человеческого лица. Однако документы свидетельствуют, что узник знал о своем царском происхождении, был обучен грамоте и мечтал о жизни в монастыре.

Пока Иван был в заточении, предпринималось много попыток освободить свергнутого императора и вновь возвести на престол. Последняя попытка обернулась для молодого заключенного гибелью в 1764 г. В возрасте 23 лет».

Группа № 3

Тема: Елизавета Петровна

1. Определите год и причины дворцового переворота, в результате которого Елизавета Петровна была провозглашена императрицей. (Работа проводиться по §13-14 п.7).

2. Сформируйте своё отношение к личности Елизаветы Петровны, используя материал параграфа и текст документа:

«Елизавета была умная и добрая, но беспорядочная и своенравная русская барыня XVIII в., которую по русскому обычаю многие бранили при жизни и тоже по русскому обычаю все оплакали по смерти».

«Живая и веселая, но не спускавшая глаз с самой себя, при этом крупная и стройная, с красивым круглым и вечно цветущим лицом. ...Наиболее законная из всех приемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими штыками…Мирная и беззаботная, она вынуждена была воевать чуть не половину своего царствования. Она же основала первый настоящий университет в России.

Группа № 4

Тема: Петр III

1. Определите год и причины дворцового переворота, в результате которого Петр III был провозглашен императором. (Работа проводиться по §13-14 п.8).

2. Сформируйте своё отношение к личности Петра III, используя материал параграфа и текст документа:

«Он был упрям и вспыльчив, был слабого и хилого сложения…Он большей частью проявлял неверие... Его ум был ребяческим... Он приходил в отчаяние. Это часто с ним случалось. Он был труслив сердцем и слаб головой...»

«Общество чувствовало в действиях правительства шалость и каприз, отсутствие единства мысли и определённого направления. Всем было очевидно расстройство правительственного механизма. Всё это вызывало дружный ропот, который из высших сфер переливался вниз и становился всенародным. Языки развязались, как бы не чувствуя страха полицейского; на улицах открыто и громко выражали недовольство, безо всякого опасения порицая государя»

«За время 186-дневного царствования, если судить по официальному «Полному собранию законов Российской империи», было принято 192 документа»

Вывод: Петр говорил: “Я предчувствую, что россияне когда-нибудь пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы”. И все это свершилось в правление Екатерины II.

Приложение 2: таблица для заполнения:

Правитель, годы правления

Характеристика правителя

Фавориты

Политика

Приложение 3:Задания для закрепления изученного материала

Задание №1: Расположите в хронологической последовательности правителей России, которые пришли к власти в результате дворцовых переворотов (два ученика по желанию).

Имена:

1.

Екатерина I

2.

Петр II

3.

Анна Ивановна

4.

Иван Антонович

5.

Елизавета Петровна

6.

Петр III

  • Петр II
  • Екатерина I
  • Анна Ивановна
  • Петр III
  • Иван Антонович
  • Елизавета Петровна

Задание: Текст с ошибками

После смерти Петра II встал вопрос о власти. Выбор верховников пал на герцогиню курляндскую Елизавету. Было решено усилить самодержавную власть и вместе с приглашением на престол ей направили кондиции (условия). Дворяне поддержали эти требования. Приехав в Москву, Екатерина II подписала кондиции, после этого она стала императрицей.

Ответ:

1.Петра II

2.Анну Иоанновну

3. ограничить

4. были недовольны

5.Анна Иоанновна разорвала



Предварительный просмотр:

Правитель, годы правления

Характеристика правителя

Фавориты

Политика


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока истории, интегрированного с мировой художественной культурой в 9 "А" классе по теме "Серебряный век русской культуры. Пути гармонии души и тела."

На данном уроке гармонично интегрируется исторические и искусствоведческие факты, раскрывающие один из интереснийших периодов истории Отчества - Серебряный век русской культуры....

План-конспект открытого урока "Золото России"

Данный урок разработан для предмета по выбору "Мастерство декоративного оформления"  и ставит цель формировать интерес к народным промыслам, продолжить знакомство с хохломским промыслом; учить вы...

План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война»

План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война» ...

План-конспект открытого урока по профильному труду (столярное дело) 5 класс. «История развития чертежа»

Цели урока:обучающие:ознакомить учащихся с историей развития чертежа.коррекционная:коррекция двигательной сферы, развивать воображение, образное представление.развивающая: стимулирование сенсорно...