РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «История» для 5-х классов (надомное обучение) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 535 Калининского района Санкт-Петербурга
календарно-тематическое планирование по истории (5 класс)

Лавров Дмитрий Евгеньевич

Рабочая  программа составлена на основании ФГОС, разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и учебника "История древнего мира" под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера и И.С. Свеницкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_pr_istoriya_5_kl_nad_obuch.doc236.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 535

Калининского района Санкт-Петербурга

Выписка из образовательной программы

ГБОУ СОШ № 535 Калининского района

Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА

на педагогическом совете

Протокол от   11.06.2020   № 8

УТВЕРЖДАЮ

Дир ектор ГБОУ СОШ № 535

Калининского района Санкт-Петербурга

__________М. А. Никифорова

Приказ от   11.06.2020    № 83

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «История»

для 5-х классов (надомное обучение)

государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

 средней общеобразовательной школы № 535

Калининского района Санкт-Петербурга

Рабочую программу составил

учитель истории и обществознания

____________ (Лавров Д.Е.)

(подпись)  

«__11__» _____06______  2020 г.

Санкт-Петербург

2020

Перечень учебно-методического обеспечения

Данная рабочая программа составлена на основании программы по истории Древнего мира, составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера и др. «Всеобщая история, 5-9 кл», издательство «Просвещение», 2011 г

Количество учебных часов: 34

Количество учебных часов для выполнения: 34

  • контрольных работ: 2

Составляющие УМК

Название

Автор

Год
издания

Издательство

Учебник

История древнего мира

А.А.Вигасин

Г.И.Годер

И.С.Свенцицкая

2017

«Просвещение»

Атлас

История древнего мира

2018

Дрофа издательство

Учебник «История древнего мира» рекомендован  к использованию в образовательном процессе согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации  


Пояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира

5 класс

Целевое назначение программ.

Цель изучения:

- образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

       -освоение значимости периода древности, Античности в истории народов мира, их места в истории мировой цивилизации.

Задачи изучения:

- усвоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как следствие этого – формирование гуманистической направленности личности,  

 -формирование представлений об истории Древнего мира как части общемирового исторического процесса;

 -показ взаимодействия человека с окружающей природной средой, движение человечества от первобытности к цивилизации;

историческими знаниями и применять их в различных ситуациях.

         Программа ориентирована на УМК: предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы: История Древнего мира: Учеб. для 5 класса общеобразовательных  заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение, 2012

 Формы организации учебной деятельности:

практикумы, сюжетноролевые игры, беседы, лабораторные работы, дискуссии.

Формы контроля:

тестирование;

задания на выявление операционных жизненных ситуаций;

моделирование жизненных ситуаций.

 Основными формами организации учебных занятий являются:

познавательные уроки; викторины; урок-экскурсия в прошлое;

Общая характеристика учебного курса.

      Программа по истории Древнего мира составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История») и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе.
             Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
               В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом    социально-экономического, политического и культурного  развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает    новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях учащихся ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.
             Роль учебного предмета «История Древнего мира» в подготовке учащихся к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом  человечества.

      Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира усиливает значение  истории.  Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.


            Цели и задачи изучения истории в школе формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

В курсе «История Древнего мира» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур. Основу курса составляют следующие содержательные линии:
1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.

2. Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика.

3.Историческое движение:

- эволюция трудовой  деятельности людей, развитие  техники; изменение характера экономических отношений;
- формирование и развитие человеческих общностей;

- образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти;
- история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных  учений и мировоззренческих систем;  научного знания, духовной и художественной культуры;  вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
- развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.

         Сквозная линия,   человек в истории, предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.

В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности. Цель курса - дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.

В данной программе при отборе фактов и явлений, основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи  курса – формировать историческое мышление – дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а так же представление о том, чем Древний мир отличается от современного. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования, в том числе: в V, VI, VII, VIII и IX  классах по 64 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Данная программа рассчитана на 34 учебных часа для учащихся надомного обучения. При этом резерв свободного времени, предусмотренный примерной программой направлен на реализацию и для использования разнообразных форм организации учебного процесса и внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Результаты обучения и усвоения содержания курса.

Личностными результатами изучения курса «История Древнего мира» являются:

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;
  • складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.

Предметными результатами изучения курса истории являются:

  • освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
  • владение базовым понятийным аппаратом исторического знания;
  • умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;
  • владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
  • первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
  • составление, описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражение своего отношения к ним;
  • понимание вклада древних народов в мировую культуру.

Метапредметными результатами изучения курса являются:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;
  • владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план);
  • способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);
  • готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.    

Требование к уровню подготовки

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

2указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;

3применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, определять последовательность и длительность важнейших исторических событий.

4. Знание исторических фактов, работа с фактами:

• характеризовать место, обстоятельства участников, результаты важнейших исторических событий.

5. Работа с историческими источниками:

• читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов;

• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.

6. Описание (реконструкция):

• рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2-3 источников исторических знаний;

• характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

• на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. составлять описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражать свое отношение к ним; характеризовать вклад древних народов в мировую культуру. 5. Анализ, объяснение:

• различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

• называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

• раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;

• сравнивать природные условия, факты, события, личности, а также исторические явления в странах Древнего Востока, Греции, Рима, выделяя сходство и различия;

• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

• давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;

• оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.

7.применять знания и умения в общении, социальной среде:

• использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми.

 

Основные универсальные учебные действия (УУД) Уроки «открытия» нового знания.

Это традиционный урок, мини-исследовательская работа, учебный практикум.

Цель – изучение и первичное закрепление новых знаний.

Имеет следующие этапы:

  1. мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
  2. актуализации и пробного учебного действия;
  3. выявления места и причины затруднения;
  4. построения проекта выхода из затруднения;
  5. реализации построенного проекта;
  6. первичного закрепления с проговариванием во   внешней речи;
  7. самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
  8. включения в систему знаний и повторения;
  9. рефлексии по результатам учебной деятельности на уроке.

УУД формируемые на уроках «открытия» нового знания:

Познавательные учебные действия:

  1. осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  2. основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов;
  3. уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  4. умение осуществлять синтез как составление целого из частей;
  5. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  6. умение осуществлять сравнение по заданным критериям;
  7. умение устанавливать причинно-следственные связи;
  8. умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
  9. использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения учебных задач, составления опорных таблиц;
  10. выдвижение гипотез и их обоснование.
  11. доказательство;

Регулятивные учебные действия

  1. принимать и сохранять учебную задачу,
  2. планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  3. осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  4. различать способ и результат действия;
  5. выполнять учебные действия;
  6. уметь оценивать правильность выполнения действия
  7. адекватно воспринимать оценку учителя;

Коммуникативные учебные действия

  1. понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственного, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
  2. пытаться формулировать собственное мнение;
  3. уметь задавать вопросы;
  4. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  5. уметь использовать речь для регуляции своего действия;
  6. уметь в коммуникации строить понятные для других высказывания,
  7. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  8. уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Личностные

  1. формирование основ гражданской идентичности личности  - чувство   сопричастности к своей Родине, осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания личного «Я» как гражданина России.
  2. формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека (ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием)
  3. развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоиндентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)
  4. развития познавательных интересов, учебных мотивов;
  5. формирования мотивов достижения успеха
  6. формирования границ собственного знания и «незнания»

Урок рефлексии.

Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.

Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.

Имеет следующую структуру:

  1. включение в систему знаний и повторения;
  2. локализация индивидуальных затруднений;
  3. реализация построенного проекта;
  4. обобщение затруднений во внешней речи;
  5. самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
  6. рефлексии учебной деятельности на уроке.

УУД формируемые на уроках рефлексии:

Познавательные учебные действия:

  1. структурирование знания.
  2.  выделение существенной информации из текстов;
  3. умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  4. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  5. сравнение и классификация по заданным критериям;
  6. умение устанавливать причинно-следственные связи;
  7. умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
  8. выдвижение гипотез и их обоснование.
  9. доказательство;

Регулятивные учебные действия

  1. принимать и сохранять учебную задачу,
  2. планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  3. учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
  4. осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  5. различать способ и результат действия;
  6. выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме
  7. уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
  8. вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
  9. адекватно воспринимать оценку учителя;

Коммуникативные учебные действия

  1. понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственного, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  2. строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
  3. уметь формулировать собственное мнение и позицию;
  4. уметь задавать вопросы;
  5. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  6. уметь использовать речь для регуляции своего действия;
  7. уметь в коммуникации строить понятные для других высказывания, учитывающие, что они знают и видят, а что нет;
  8. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  9. уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  10. уметь контролировать действия партнера;

Личностные

  1. формирование основ гражданской идентичности личности - чувство   сопричастности к своей Родине, осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания личного «Я» как гражданина России.
  2. формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека (ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием)
  3. развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоиндентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)
  4. развития познавательных интересов, учебных мотивов;
  5. формирования мотивов достижения успеха и социального признания.
  6. формирования границ собственного знания и «незнания»

  • Уроки развивающего контроля.        

Деятелъностная цель:

формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Содержательная цель:

   контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов

Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

  1. предъявление контролируемого варианта;
  2. наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
  3. сопоставление проверяемого варианта с эталоном по согласованному алгоритму;
  4. оценку результата сопоставления по ранее установленным критериям

Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

  1. написание учащимися варианта контрольной работы;
  2. сопоставление с объективно обоснованным эталоном   выполнения этой работы;
  3. оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями

УУД формируемые на уроках развивающего контроля.:

Познавательные учебные действия

  1. структурирование знания.
  2. уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  3. умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  4. умение осуществлять синтез как составление целого из частей;
  5. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  6. ориентировка на разнообразие способов решения учебных задач;
  7. умение устанавливать причинно-следственные связи;
  8. умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
  9. выдвижение гипотез и их обоснование.
  10. доказательство;

Регулятивные учебные действия

  1. принимать и сохранять учебную задачу,
  2. планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  3. учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
  4. осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  5. различать способ и результат действия;
  6. выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме
  7. уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
  8. вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
  9. адекватно воспринимать оценку учителя;

Коммуникативные учебные действия

  1. строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
  2. уметь формулировать собственное мнение и позицию;
  3. уметь задавать вопросы;
  4. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

Личностные

  1. формирование основ гражданской идентичности личности - чувство   сопричастности к своей Родине, осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания личного «Я» как гражданина России.
  2. формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека
  3. Развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоиндентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)
  4. развития познавательных интересов, учебных мотивов;
  5. формирования границ собственного знания и «незнания»

Содержание учебного предмета «История Древнего мира» (34 ч.)

Введение  

Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках.

Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».

Раздел I. Жизнь первобытных людей.  

Первобытные собиратели и охотники

Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди; современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.

Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община».

Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».

Первобытные земледельцы и скотоводы

Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».

Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».

Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности).

Раздел II. Древний Восток.  

Древний Египет  

Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).

Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III.

Города — Мемфис, Фивы.

Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.

Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».

Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись».

Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы.

Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток».

Достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении; каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).

Западная Азия в древности  

Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.

Города шумеров Ур и Урук.

Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик».

Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше.

Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.

Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.

Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда.

Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.

Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.

Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.

Индия и Китай в древности  

Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.

Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.

Раздел III. Древняя Греция и Рим.  

Древняя Греция

Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины.

Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).

Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».

Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.

Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».

Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».

Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.

Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».

Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса:  граждане,  переселенцы,  рабы.   Использование труда рабов.

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрех-тейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.

Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.

Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.

Македонские завоевания в IV в. до н. э.

Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.

Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.

Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра,

Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария IIIуИсса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гав-гамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.

Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление управления в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония) с управлением в Афинах. Особенности афинской демократии.

Древний Рим

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

Местоположение   и   природные   особенности   Италии.   Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты).

Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».

Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето».

Уравнение   в правах  патрициев  и   плебеев.   Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион».

Рим — сильнейшая держава Средиземноморья

Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.

Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».

Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон,Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».

Гражданские войны в Риме

Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря.  Убийство   Цезаря   в сенате.   Понятия  «ветеран», «диктатор».

Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию.

Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы». Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».

Римская империя в первые века нашей эры.

Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».

Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.

Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии. Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».

Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.

Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».

Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.

Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.

Падение Западной Римской империи

Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».

Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.

Итоговое повторение  

Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока.

Вклад народов древности в мировую культуру.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ВСЕГО 34 часа (1 час в неделю).

Календарно-тематическое планирование курса истории

для 5 класса, надомное обучение (34 час)

№ п/п

Тема и тип урока

Кол-во часов

1

2

3

1

Что и как изучает история. Источники знаний о прошлом

1

2

Историческое время. Летоисчисление. Древнейшие люди

1

3

Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение религиозных верований. Возникновение искусства

1

4

Первобытные земледельцы и скотоводы. Появление неравенства и знати.

1

5

Счёт лет в истории. ПОУ по теме «Первобытное общество»

1

6

Сквозь столетия в Древний Египет. Жизнь и быт крестьян и ремесленников древнего Египта

1

7

Жизнь и быт знатных египтян. Военные походы фараонов

1

8

Религия древних египтян. Искусство Древнего Египта.

1

9

Школы и научные знания в древнем Египте. Религия древних египтян.

1

10

Обобщающее повторение.

1

11

Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1

12

Финикия. Библейские сказания. Древняя Палестина

1

13

Ассирийская держава. Древняя Персия

1

14

Древняя Индия. Индийские касты

1

15

Чему учил китайский мудрец Конфуций. Тестовая работа «Древний Восток»

1

16

Греки и критяне. Микены и Троя. Поэма Гомера «Илиада»

1

17

Поэма Гомера «Одиссея». Религия древних греков

1

18

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Зарождение демократии в Афинах. Реформы Солона

1

19

Древняя Спарта. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.

1

20

Олимпийские игры в древности. Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск

1

21

В гаванях афинского порта Пирей

В городе богини Афины

1

22

В афинских школах и гимнасиях. В театре Диониса

1

23

Афинская демократия при Перикле. Города Эллады подчиняются Македонии

1

24

Поход Александра Македонского на Восток. В Александрии Египетской

1

25

Древнейший Рим. Завоевание Римом Италии

1

26

Устройство Римской республики. Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства Рима во всём Средиземноморье

1

27

Рабство в Древнем Риме. Земельный закон братьев Гракхов

1

28

Восстание Спартака

1

29

Единовластие Цезаря. Установление империи

1

30

Соседи Римской империи. В Риме при императоре Нероне.

1

31

Первые христиане и их учение

1

32

Расцвет империи во II веке «Вечный город» и его жители. Римская империя при Константине. Взятие Рима варварами

1

33

Итоговое повторение «Древние Греция и Рим». Итоговое повторение материала 5 класса

1

34

Итоговая контрольная работа.

1

ИТОГО

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия № 42 Приморского района Санкт-Петербурга "Шаг в будущее"

ПРОГРАММА ПРЕДСТАВЛЯЕТ ПОЭТАПНЫЕ ШАГИ  НА ПУТИ  СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА, КОТОРОЕ ОБЕСПЕЧИТ ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ УЧАЩЕГОСЯ И ЕГО ПОДГОТОВКУ К ПОЛНОЦЕННОМУ И ЭФФЕКТИВНОМУ УЧАСТИЮ В О...

История и культура Санкт-Петербурга. Урок «75 лет моей школы, история в фотодокументах». Калугина Светлана Александровна, учитель истории и обществознания. ГБОУ СОШ № 514 Калининского района Санкт-Петербурга

   В 2014 году ГБОУ СОШ № 514 г. Санкт-Петербурга отметила свой 75-летний юбилей. В юбилейные для школы дни целесообразно было на уроках истории культуры Санкт-Петербурга, связать ист...

ПРОГРАММА предмета «Основы военной истории (История Вооруженных Сил и правоохранительных органов России)» ГОУ кадетская школа Пушкинского района Санкт-Петербурга (7-8-9 классы) Разработчик: Сиренко О.Р.

Программа предмета «Основы военной истории (История Вооруженных Сил и правоохранительных органов России)» разработана для обучающихся в 7, 8, 9-х классах кадетской школы и охватывает период истории Ро...

ПОЛОЖЕНИЕ об организации занятий, оценивании и аттестации обучающихся по предмету «Физическая культура» Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Настоящее положение разработано в соответствии со следующими нормативными правовыми актами и методическими рекомендациями:Федеральным законом «Об образовании в Российской Федераций»;Федеральным законо...

Организация и проведение оборонно-спортивных и туристских игр "Зарница" , соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" в Калининском районе Санкт-Петербурга и их влияние на формирование безопасной образовательной среды школы.

Статья об особенностях проведения и организации игр "Зарница", соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" и построении работы со школами и с учащимися, заним...

Организация и проведение оборонно-спортивных и туристских игр "Зарница" , соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" в Калининском районе Санкт-Петербурга.

Статья об особенностях организации проведения оборонно-спортивной игры "Зарница" , соревнований "Школа безопасности", "Безопасное колесо".  Организация работы с обра...

Методическая разработка урока по биологии (раздел генетика) Технологии информационно-коммуникативные Класс: 9 Учитель: Сыч Т.В. ГБОУ СОШ №68 Калининского района Санкт-Петербурга

В современном образовании компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности процесса обучения. Интерактивные уроки я провожу в компьютерном классе, с использованием электронного учебника...