Рабочая программа. История. 8 класс
рабочая программа по истории (8 класс)

Попова Галина Федоровна

Рабочая программа по истории для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp._istoriya._8_klass.docx58.07 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «История России. Всеобщая история» для 8 класса составлена в соответствии с Федеральным  государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (в ред. приказа от 31.12.2015 г. № 1577), на основе Примерной программы по истории для 5-9 классов и авторских учебных программ:

  • Данилов А.А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы (основная школа) : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. — М.: Просвещение, 2016.
  • «Новая история 1500-1800», «Новая история 1800-1900» под редакцией А.Я. Юдовской и Л.М. Ванюшкиной. А.О. Сороко-Цюпа, О.Ю. Стрелова. Всеобщая история. Новейшая история зарубежных стран. 5-9 класс. – М: «Просвещение», 2014.
  • Дюличев В.П. «История Крыма. 6-11 класс», утверждена Министерством образования и науки Автономной Республики Крым 22 августа 2004 г. (решение коллегии МО АРК от 25.02.2004 г. №2-1). - Симферополь, 2004 г.

 Рабочая программа ориентирована  на использование учебно-методического комплекса:

  1. История России. 8 класс. Учебник для общеобразовательных  организаций в 2 ч. под ред. А.В. Торкунова / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И.В. Курукин, А. Я. Токарева. — М.: Просвещение, 2016.
  2. Журавлёва О.Н. История России. Поурочные рекомендации. 8 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / О.Н. Журавлёва – М.:  Просвещение, 2015.
  3. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500 – 1800. 7 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина; под ред. А.А. Искандерова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2014.
  4. Юдовская А.Я, Ванюшкина Л.М., Коваль Т.В. Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций - М.: Просвещение, 2014.

 

Изучение истории на данной ступени  основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в  Новое время, объединение различных фактов и понятий истории в целостную картину развития России и человечества в целом.
  • Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающего мира, самопознание и самореализация.
  • Формирование  основ  гражданской,  этнонациональной,  социальной,  культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части  мировой  истории,  усвоение  базовых  национальных  ценностей  современного российского  общества:  гуманистических  и  демократических  ценностей,  идей  мира  и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.
  • Овладение  базовыми  историческими  знаниями,  а  также  представлениями  о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах, приобретение опыта историко- культурного,  цивилизационного  подходов  к  оценке  социальных  явлений,  современных глобальных процессов.
  • Формирование  умения  применять  исторические  знания  для  осмысления  сущности современных  общественных  явлений,  жизни  в  современном  поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире.
  • Воспитание  уважения  к  историческому  наследию  народов  России;  восприятие  традиций исторического  диалога,  сложившихся  в  поликультурном,  полиэтническом  и многоконфессиональном Российском государстве.
  • Формирование  у  учащихся  целостной  картины  российской  и  мировой  истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и  роли  России  в  мире,  важность  вклада  каждого  народа,  его  культуры  в  общую  историю страны  и  мировую  историю,  формирование  личностной  позиции  по  основным  этапам развития  российского  государства  и  общества,  а  также  современного  образа  России.

Рабочая программа способствует решению следующих задач изучения курсов всеобщей истории ( Новое время) и истории России на данной ступени основного образования:

  • Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать общие черты и различия.
  • Охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в политике, экономике и культуре.
  • Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (нормы социального контроля, формы правления, формы политического режима).
  • Способствовать формированию зрелого исторического мышления: умение анализировать общественные процессы.
  • Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.
  • Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями.
  • Овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно- историческом процессе с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося.  
  • Воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества.
  •  Развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности.  
  • Формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе путем смены способов, форм и методов обучения.  

 ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно - ориентированного подходов в процессе усвоения программы. Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.

        Личностные результаты:

  • первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период с конца XVII по конец XVIII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
  •  изложение собственного мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с возрастными возможностями;
  • формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме, проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
  • уважение прошлого своего народа, его культурного и исторического наследия, понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
  • уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования многонационального российского народа;
  • соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);
  • следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями;
  • обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся (под руководством учителя);
  • расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.

        Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:

  • формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и познавательной деятельности;
  • планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
  • осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами;
  • работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и другую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);
  • собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (под руководством учителя);
  • работать с материалами на электронных носителях, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете (под руководством педагога);
  •  использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
  •  ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
  • определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать; с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
  • логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
  • применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
  • решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядных средств (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в виде письменных работ;
  • использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
  • планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
  • выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания;
  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
  • определять свою роль в учебной группе, оценивать вклад всех участников в общий результат.         

Предметные результаты:

  • определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
  •  синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии;
  • составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
  • применение понятийного аппарата и приёмов исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
  • овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества в древности, начале исторического России и судьбах народов, населяющих её территорию;
  • использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
  • использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств;
  • описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в Новое время, памятников культуры, событий новой истории;
  • понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями;
  • поиск в источниках различного типа и вида информации о событиях и явлениях прошлого;
  • анализ информации, содержащейся в исторических документах;
  • использование приёмов исторического анализа;
  • понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с этими источниками;
  • оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности исторических личностей исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;
  • сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
  • систематизация информации в ходе проектной деятельности;
  • поиск и оформление материалов  истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;
  • личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода истории Нового времени;
  • уважение к русской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России;
  •  использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, для высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира, объяснения исторически сложившихся норм социального поведения, использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

СОДЕРЖАНИЕ

              История России  (44 часа)

        Россия в конце XVII — XVIII в.

Глава 1. Россия в эпоху преобразований Петра I

     Введение. Россия и Европа в конце XVII в. Политическая карта мира к началу XVIII в. Новые формы организации труда в передовых странах. Формирование мировой торговли и предпосылок мирового разделения труда. Новый характер взаимоотношений между Востоком и Западом. Политика колониализма. Роль и место России в мире.

Предпосылки петровских реформ. А. Л. Ордин-Нащокин. В. В. Голицын. Начало правления Петра I. Азовские походы. Великое посольство 1697-1698 гг.

    Особенности абсолютизма в Европе и России. Преобразования Петра I. Реформы местного управления: городская и областная (губернская) реформы. Реформы государственного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация армии: создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии.

   Россия в системе европейских и мировых международных связей. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Ништадтский мир. Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России империей. Формирование системы национальных интересов Российской империи на международной арене, рост её авторитета и влияния на мировой арене.

   Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея. Развитие  промышленности.  Мануфактуры  и  крепостной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать.  Ревизии.  Особенности  российского  крепостничества в XVIII в. и территория его распространения.

   Российское общество в Петровскую эпоху. Изменение социального статуса сословий и групп: дворянство, духовенство, купечество, горожане, крестьянство, казачество. Зарождение чиновничье-бюрократической системы. Табель о рангах.

   Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Старообрядчество при Петре I. Положение протестантов, мусульман, буддистов, язычников. Правовой статус народов и территорий империи: Украина, Прибалтика, Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ, Сибирь, Дальний Восток.

   Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления.

   Крым в конце XVII - начале XVIII вв. Взаимоотношения Крыма с Россией. Бахчисарайский мирный договор (1681г.) Крымские походы В.В.Голицина (1687, 1689гг.). Азовские походы Петра I (1695, 1696гг.). Константинопольский мирный договор (1700г.).

   Культурное пространство империи в первой четверти XVIII в. Перемены в культуре России в годы петровских реформ. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Нововведения, европеизация, традиционализм. Просвещение и научные знания. Введение гражданского шрифта и книгопечатание. Новое летоисчисление. Первая печатная газета «Ведомости». Ассамблеи, фейерверки. Санкт-Петербург — новая столица. Кунсткамера. Создание сети школ и специальных учебных заведений. Основание Академии наук и университета. Развитие техники. Строительство городов, крепостей, каналов. Литература, архитектура и изобразительное искусство. Петровское барокко.

   Последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской истории и культуре. Человек в эпоху модернизации. Изменения в повседневной жизни сословий и народов России.

Глава 2. Россия при наследниках  Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов

   Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I. Пётр II. «Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции — попытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович. Елизавета Петровна. Пётр III.

   Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Конференция при высочайшем дворе. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Изменения в системе городского управления.

    Начало промышленного переворота в Европе и экономическое развитие России. Экономическая и финансовая политика. Ликвидация внутренних таможен. Развитие мануфактур и торговли. Учреждение Дворянского и Купеческого банков. Национальная и религиозная политика в 1725-1762 гг.

   Внешняя политика в 1725 - 1762 гг. Основные направления  внешней  политики.  Россия  и  Речь  Посполитая. Русско-турецкая  война  1735 -1739  гг.  Русско-шведская война  1741 - 1742  гг.  Начало  присоединения  к  России казахских  земель.  Россия  в  Семилетней  войне1756 - 1763гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики.

    Крым в первой четверти XVIII в. Обострение борьбы за власть между представителями династии Гиреев. Крым в международных отношениях. Русско-турецкая война 173501739гг. Походы русских войск под руководством Б.Х. Миниха и П.П. Ласси в Крым. Белградский мирный договор (1739г.)

Глава 3. Российская империя при  Екатерине II

   Россия в системе европейских и международных связей. Основные внешние вызовы. Научная революция второй половины XVIII в. Европейское Просвещение и его роль в формировании политики ведущих держав и России.

   Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм. Секуляризация церковных земель. Проекты реформирования России. Уложенная комиссия. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам.

    Экономическая и финансовая политика России при  Екатерине II. Рост городов. Развитие мануфактурного производства. Барщинное и оброчное крепостное хозяйство. Крупные предпринимательские династии.

   Социальная структура российского общества. Сословное самоуправление. Социальные и национальные движения.

   Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва.

   Народы России. Национальная политика и религиозная политика Екатерины II. Русская православная церковь, католики и протестанты. Положение мусульман, иудеев, буддистов.

   Основные направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России. Русско-турецкие войны. Присоединение Крыма. «Греческий проект». Участие России в разделах Речи Посполитой. Воссоединение Правобережной Украины с Левобережной Украиной. Вхождение в состав России Белоруссии и Литвы.

       Формирование основ глобальной внешней политики России. Хозяйственное освоение Новороссии, Северного Кавказа, Поволжья, Урала. Расширение территории России и укрепление её международного положения. Россия -  великая европейская держава.

   Присоединение Крыма к России. Русско-турецкая война 1768-1774гг.  В.М. Долгоруков - Крымский. Кючук-Кайнарджийский мирный договор (1774г.) и его значение. А.В. Суворов и его деятельность в Крыму. Переселение христианского населения из Крыма (1778г.).

Манифест Екатерины ІІ (8 апреля 1783г.). Присоединение Крыма к России. Основание Севастополя и начало создания Черноморского флота. Образование Таврической области. Симферополь- областной центр. Начало эмиграции крымских татар. Переселенческая политика российского правительства. Г.А. Потемкин и его деятельность в Крыму. Путешествие Екатерины II в Крым (1787г.). Русско - турецкая война 1787-1791гг. А.В. Суворов. Победа Черноморского флота. Ф. Ф. Ушаков. Ясский мирный договор (1791г.), значение и итоги войны.

Глава 4.  Российская империя при Павле I

   Внутренняя политика Павла I. Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Внешняя политика Павла I. Участие России в антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова. Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора Павла I.

Глава 5.  Культурное пространство империи в XVIII в.

   Общественная мысль, публицистика, литература, пресса.

   Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просвещения на развитие образования и науки в России. Зарождение общеобразовательной школы. Основание Московского университета и Российской академии художеств. Смольный институт благородных девиц. Кадетский (шляхетский) корпус. Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ломоносов. Развитие естественных и гуманитарных наук. Становление русского литературного языка. Географические экспедиции. Достижения в технике.

   Русская архитектура XVIII в.  Литература. Живопись. Театр. Музыка. Скульптура. Начало ансамблевой застройки городов.

   Народы России в XVIII в. Перемены в повседневной жизни населения Российской империи. Сословный характер культуры и быта. Европеизация дворянского быта. Общественные настроения. Жизнь в дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одежда и мода. Жилищные условия разных слоёв населения, особенности питания.

Всеобщая история (24 часа)

Новая история XVIII в. 

Эпоха  Просвещения. Время преобразований

     Мир в конце XVII в.  Эпоха Просвещения. Великие просветители XVIII в. — наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества.      Ш.-Л. Монтескье о разделении властей. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке.

     Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека новой эпохи в произведениях Д. Дефо,  Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гёте. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хоггарт, Ж. Шарден. Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Произведения И.-С. Баха, В.-А. Моцарта, Л. ван Бетховена: прославление разума, утверждение торжества и победы светлых сил. Значение культурных ценностей эпохи Просвещения для формирования новых гуманистических ценностей в европейском и североамериканском обществах.

На пути к индустриальной эре. Аграрная революция в Англии. Промышленный переворот. Положение рабочих. Внедрение машинной техники. Изобретения в ткачестве. Паровая машина англичанина Джеймса Уатта.

  Английские колонии в Северной Америке. Распространение европейской цивилизации за Атлантику. Первые колонии в Северной Америке и их жители. Колониальное общество и хозяйственная жизнь. Управление колониями. Формирование североамериканской нации.    Идеология американского общества. Культура и общественная жизнь в колониях. Конфликт с метрополией. Патриотические организации колонистов. Б. Франклин - великий наставник «юного капитализма».

   Война за независимость и образование США. Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и                            Т. Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. «Билль о правах». Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Значение образования Соединенных Штатов Америки.

Великая Французская революция  XVIII в. Франция в середине XVIII в. Характеристика социально-экономического и политического развития. Людовик XVI . Попытка проведения реформ. Созыв Генеральных штатов. Мирабо — выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г. — начало революции.

     Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Суд над королем и казнь Людовика XVI. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский террор. Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт как военачальник, человек. Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства.

Величие и трагедия Французской революции. Французская революции  в мировой истории. Мир в эпоху раннего Нового времени.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Россия в эпоху преобразований Петра I

14

2

Россия при наследниках  Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов

6

3

Российская империя при  Екатерине II

11

4

Российская империя при Павле I

3

5

Культурное пространство империи в XVIII в.

10

6

Эпоха  Просвещения. Время преобразований

24

Итого

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 5 класс история

Рабочая программа история 5 класс...

Рабочие программы 6 класс Всеобщая история и История России с древнейших времён до конца 16 века

Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки, формы и средства контроля, содержание курса, тематическое планирование....

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 9 класс.

По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 8 класс.

По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа "История посёлка в истории Бурятии"

В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Бурятии и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народ...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история"

Рабочая программа  ФГОС "История"...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 5-9 классы

Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...