Конспект урока "Начало Смутного времени"
план-конспект урока по истории (10 класс)

Михайлова Елизавета Игоревна
Тема:«Начало Смутного времени»

Тип урока: комбинированный.

Задачи:

Образовательные:

1.Охарактеризовать причины Смутного времени.

2. Познакомить учащихся с правлением Бориса Годунова (1598-1605)

3. Рассказать о причинах появления самозванца.

4.Охарактеризовать личность и политику Лжедмитрия I.

Воспитательные:

1.Воспитывать у учащихся интерес к истории.

2.Прививать такие моральные ценности, как гуманизм и уважение к своей культуре, человеколюбие.

Развивающие:

1. Использовать прием «Беседа» (ответы на вопросы в течение урока).

2.Использовать прием «Работа со схемой» при изучении политики Лжедмитрия и причин Смуты; прием «Работа с учебником» при изучении обстоятельств прихода к власти Лжедмитрия I.

3. Развивать умение выражать свои мысли, аргументированно отвечать на вопросы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka-_nachalo_smutnogo_vremeni_v_rossii_istoria.docx122.53 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 2065 г. Москва

учитель истории и обществознания

Михайлова Елизавета Игоревна

Тема:

«Начало Смутного времени»

Учебник: Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до конца XVI века. Ч.2: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2017. – 480 с. (§1, с. 5-15).

Тип урока: комбинированный.

Задачи:

Образовательные:

1.Охарактеризовать причины Смутного времени.

2. Познакомить учащихся с правлением Бориса Годунова (1598-1605)

3. Рассказать о причинах появления самозванца.

4.Охарактеризовать личность и политику Лжедмитрия I.

Воспитательные:

1.Воспитывать у учащихся интерес к истории.

2.Прививать такие моральные ценности, как гуманизм и уважение к своей культуре, человеколюбие.

Развивающие:

1. Использовать прием «Беседа» (ответы на вопросы в течение урока).

2.Использовать прием «Работа со схемой» при изучении политики Лжедмитрия и причин Смуты; прием «Работа с учебником» при изучении обстоятельств прихода к власти Лжедмитрия I.

3. Развивать умение выражать свои мысли, аргументированно отвечать на вопросы.

План урока:

1.Проверка знаний и умений.

2.Переход к новому материалу.

3.Изучение нового материала:

А) Определение и причины Смуты.

Б) политика Бориса Годунова.

В) «Новые народные беды»

Г) Правление Лжедмитрия I.

4.Закрепление нового материала.

5.Организация  домашнего задания.

Оборудование урока:

  1. Учебник: Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до конца XVI века. Ч.2: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений.– М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2017. - 480 с. (§1, с. 5-15).
  2. мультимедийный проектор;
  3. персональный компьютер;
  4. мультимедийная презентация;

До начала урока:

Проверка присутствующих на уроке.

1.Проверка знаний и умений

1.Собрать письменные задания (вопросы №11 (§22), 4 (§23).

2.Ответьте на вопросы:

А) №12 (§22), №5 (§23), №12 (с.313, «Вопросы и задания для итогового повторения») – устно (из учебника).

2.Переход к новому материалу.

        На прошлом уроке мы частично затронули мероприятия, которые провел в государственной политике фактический соправитель Федора Иоанновича, Борис Годунов.

Назовите их, пожалуйста (учреждение патриаршества, введение урочных лет).

С 1588 г. началось десятилетие фактического правления Бориса. Царь Фёдор Иванович пожаловал ему небывалый до той поры на Руси титул правителя. Борис получил право самостоятельного сношения с иностранными государствами. При его покровительстве английские и другие иностранные купцы приобрели большие льготы в России. В исторической науке принято 1598 год считать временем начала Смутного времени.

3.Изучение нового материала:

А) Определение и причины Смуты.

        Давайте послушаем доклад о причинах Смутного времени (выступление Раяны и Дениса).

Со смертью Фёдора Ивановича в январе 1598 г. противоречия между верхушкой боярства и Годуновым обострились.

Сложилось положение, когда пресечение династии Рюриковичей открывало возможность перейти от самодержавного правления страной к коллективному управлению. Бояре решили, что власть в стране следует передать Боярской думе. Ради этого жертвовали своими претензиями на трон Романовы, Мстиславские, Голицыны и другие славные русские боярские и княжеские роды.

Совещание бояр в Кремле потребовало, чтобы народ присягнул Боярской думе. Однако Борис Годунов выступил за старый порядок. Он мечтал о царском венце, о том, чтобы его сын Фёдор наследовал ему, продолжив династию Годуновых.

Поэтому одновременно с заседанием Боярской думы патриарх Иов созвал в своих палатах другое совещание — Собор, который предложил в цари Годунова. Это предложение было восторженно принято. Тогда патриарх организовал народное шествие с иконами к Новодевичьему монастырю, куда удалился Годунов, которое слёзно просило Годунова занять трон. Но Борис притворно отказался.

Последовало второе шествие, и Борис дал согласие. Здесь же, в соборе Новодевичьего монастыря, патриарх нарёк Годунова русским царём. В Успенском соборе Московского Кремля патриарх вторично объявил Годунова царём. Но бояре отказались присягнуть ему. Над страной нависла угроза раскола и двоевластия. Лишь через два месяца началась общая присяга Годунову, которая продолжалась всё лето. Годунова в третий раз торжественно провозгласили царём.

Работа с понятием:

Запишем определение «Смутного времени»:

Смута – эпоха социально-политического, экономического и династического кризиса. Сопровождалась народными восстаниями, правлениями самозванцев, разрушением государственной власти, польско-шведско-литовской интервенцией, разорением страны.

Работа со схемой:

Рис. 1 «Причины Смутного времени»

Б) Политика Бориса Годунова.

В первые же дни царствования Борис Годунов поклялся, что будет править справедливо и милостиво: «Бог свидетель сему, никто не будет в моём царствии нищ или беден». Не раз в беседах с людьми он касался ворота сорочки и заявлял: «И сию последнюю разделю со всеми».

Стремясь привлечь на свою сторону дворян, Борис Годунов устроил раздачу им жалованья, задержанного прежде. Многих повысил в чинах. Для облегчения участи простых людей новый царь отменил все недоимки по налогам, облегчил налоговое бремя. Годунов всячески поощрял торговлю, одарил льготами купечество, податными привилегиями — Церковь.

Годунов стремился поддержать хозяйство среднего служилого класса дворян, возвышал незнатных, но способных людей, противопоставляя их родовитому боярству.

Это был первый русский царь, который начал борьбу со взяточничеством. Уличённого во взятках дьяка возили по всему городу и секли плетью, а на его грудь вешали мешок со взяткой, будь то деньги, меха, какой-нибудь товар. Наряду со знатью, в лице приказного дьячества Годунов также обрёл злейших противников.

Борис Годунов был страстным поборником просвещения, высоко ценил западную культуру. При нём расцвела Немецкая слобода в Москве — Кукуй, где была построена протестантская кирха.

Он содействовал развитию в стране книгопечатания, строительству типографий, мечтал о создании школ и даже об открытии университета. Первым из русских царей Борис Годунов стал посылать дворянских детей за границу для обучения.

Особой страстью нового царя было строительство. По его повелению были возведены первые в Москве каменные торговые лавки и каменный мост через реку Неглинку. С его именем связана постройка колокольни Ивана Великого, на которой и сейчас красуется надпись с именем её создателя — Бориса Годунова. Заботился царь и о благоустройстве столицы. При нём прокладывали новые мостовые. В Кремле впервые был устроен водопровод.

Царь Борис был всегда ровен, приветлив, дружелюбен. Но за этой мягкостью скрывались огромная воля, честолюбие и неутолимая жажда власти. Чувствуя враждебное отношение боярства и дьячества, Годунов стал чрезвычайно подозрителен. Вскоре жертвами этой подозрительности оказались бояре Романовы.

Борис стремился убрать со своей дороги этих очень богатых и популярных в народе бояр. Фёдора Никитича постригли в монахи под именем Филарета, его маленьких детей, Михаила и Татьяну, бросили в тюрьму. В результате Годунов восстановил против себя могучий боярский род Романовых.

В) «Новые народные беды»

Относительное спокойствие в Русском государстве длилось недолго. В 1601 г. страшный голод разразился в центральных уездах России. Летом шли нескончаемые дожди, в августе ударили ранние морозы и погубили урожай. Запасы зерна прошлых лет, находившиеся в амбарах крестьян и посадских людей, быстро подошли к концу. Уже осенью продуктов питания стало катастрофически не хватать. Князья, бояре, купцы и духовенство, обладавшие большими запасами хлеба, взвинчивали цены. Спекулянты и перекупщики втридорога продавали хлеб.

С голоду люди стали есть кошек и собак, употребляли в пищу липовую кору, лебеду и даже сено. Были случаи людоедства. Трупы не успевали хоронить. Началась эпидемия холеры. Лишь в одной Москве от голода и болезней умерло около 120 тыс. человек. В последующие два года картина повторилась. Всего же за три года вымерла треть населения страны.

Правительство Годунова пыталось ослабить воздействие стихийного бедствия. Были введены твёрдые цены на хлеб. Спекулянтов и перекупщиков нещадно наказывали. Борис приказал продавать хлеб из собственных житниц по заниженным ценам, раздавать деньги народу, но чиновники одаряли ими своих родственников. Прослышав, что в Москве легче спастись от напастей, люди хлынули в столицу. Беженцы грабили казённые житницы.

Пытаясь облегчить положение народа, 28 ноября 1601 г. Годунов своим указом восстановил Юрьев день. Крестьянам опять позволялось уходить от хозяев, но указ не распространялся на Московский уезд и государственные земли. Провинциальное дворянство, терявшее крестьян, пришло в негодование.

Августовским указом 1603 г. правительство признало изгнанных из дворов и лишённых пропитания холопов свободными.

Отчаявшиеся люди силой оружия пытались добыть себе пропитание. Грабежи и разбои охватили страну. Крестьяне отказывались платить налоги государству, подати и оброки феодалам. Они уходили на свободные земли южных и юго-западных окраин государства либо вливались в отряды донских и запорожских казаков. В городах оголодавшая беднота нападала на хоромы богачей, грабила амбары. При этом простой народ считал верховную власть источником всех своих бед.

В 1603 г. отряд под руководством атамана Хлопка Косолапа блокировал несколько дорог, ведущих к Москве. Повстанцы — холопы, крестьяне, посадские — громили боярские и дворянские имения. Через год отряды Хлопка были разгромлены, сам он, израненный, попал в плен и был казнён.

Г) Правление Лжедмитрия I.

Работа с учебником.

Откройте учебник, параграф 1, с. 10-11, пункт «Лжедмитрий». Прочитайте и расскажите о событиях, которые происходили в период прихода Лжедмитрия I к власти, а также почему его прозвали «Лжедмитрий».

В эти годы правительство Годунова столкнулось ещё с одной неожиданной опасностью: на южных рубежах страны появился человек, объявивший себя спасшимся от убийц царевичем Дмитрием и заявивший о своих правах на русский престол.

Большинство учёных сходится на том, что это был обедневший гапицкий дворянин, слуга одного из бояр Романовых, Григорий Отрепьев. После падения этого рода он постригся в монахи, бродил по монастырям, служил при дворе патриарха переписчиком книг. Уже в это время Отрепьев внушил окружающим мысль о своём необычном происхождении. В 1602 г. он бежал в Литву, затем появился в имении богатейшего польского вельможи князя Адама Вишневецкого, где и объявил себя царевичем Дмитрием. 20-летний Григорий Отрепьев был человеком неплохо образованным, одарённым, отличался невероятным честолюбием.

Великий русский историк В.О. Ключевский точно заметил, что испечён был Лжедмитрий в Польше, но замешен из московского теста. Действительно, именно в хоромах опальных Романовых, в среде московских дьяков появилась мысль противопоставить самозванца Годунову и свалить ненавистного царя. Смута, начавшаяся в 1601 г. во время голода, усилилась с появлением самозванца. Его поддержали в России, помощь ему оказывали польский король и магнаты. Вскоре самозванец оказался при дворе сандомирского воеводы Юрия Мнишека. Он влюбился в 16-летнюю дочь воеводы Марину и обручился с ней. Лжедмитрий принял католичество, но тайно, чтобы русские православные люди не отвернулись от него.

Воззвания Лжедмитрия находили отклик среди казачества, беглых холопов и крестьян. Ширился слух, что Дмитрий Иванович и есть тот самый справедливый и добрый царь, о котором мечтал народ. «Царевич» не скупился на обещания: польскому королю он обязался передать Чернигово-Северские земли и сокровища царской казны; Мнишекам посулил Новгород и Псков; польским магнатам поклялся возместить затраты на содержание его наёмников.

В октябре 1604 г. войско Лжедмитрия форсировало Днепр. Города сдавались самозванцу без боя. Казаки, посадские люди и стрельцы приводили к нему связанных воевод. Численность отрядов Лжедмитрия быстро увеличивалась. Вскоре почти все города юга и юго-запада страны признали власть самозванца. В царской армии началось брожение, увеличилось число перебежчиков. Годунов получал со всех сторон неутешительные вести, здоровье его пошатнулось. 13 апреля 1605 г. он скончался. Появились слухи, что царь покончил с собой. Москва начала присягать его сыну Фёдору Борисовичу. А под Кромами царские воеводы с войском перешли на сторону Лжедмитрия.

Самозванец начал рассылать прелестные грамоты, в которых обличал Годуновых, обещал боярам — прежнюю честь, дворянам — милости и отдых от службы, торговым людям — облегчение от податей, народу — благоденствие. Направил он своих гонцов и в Москву. 1 июня 1605 г. предок А.С. Пушкина Гаврила Пушкин на Лобном месте рядом с Кремлём зачитал грамоту Лжедмитрия. В Москве началось народное восстание, которым умело руководили люди самозванца. Годуновы бежали из Кремля.

Лжедмитрий, подойдя к Серпухову, потребовал расправы над Годуновыми и их покровителем патриархом Иовом. Восставшие притащили патриарха в Успенский собор Кремля, сорвали с него патриаршие одежды и знаки отличия и бросили Иова в повозку, которая увезла его в один из дальних монастырей. По приказу посланцев самозванца стрельцы убили царицу и Фёдора, его сестру Ксению позже постригли в монахини и отправили в Кирилло-Белозерский монастырь. Династия Годуновых прекратила существование.

20 июня 1605 г. под колокольный звон Лжедмитрий торжественно въехал в Москву. Толпы людей восторженно приветствовали народного царя.

Вопрос: Как вы думаете, почему народ поверил Лжедмитрию?

В тот же день боярин Василий Шуйский, руководивший расследованием смерти царевича Дмитрия, заявил, что в 1591 г. был убит не он, а другой мальчик.

Царица Мария Нагая, встретившись под Москвой с Лжедмитрием, признала в нём своего сына. Вместе они вышли к ревевшей от восторга толпе. Прежде чем въехать в Кремль, Лжедмитрий остановил коня около собора Василия Блаженного, снял шапку, перекрестился, взглянул на Кремль, на толпы людей и заплакал. Народ, рыдая, пал на колени. В первый же день своего правления он, как ранее Годунов, дал обет не проливать кровь подданных.

Личность Лжедмитрия.

Облик Лжедмитрия не вязался с привычными представлениями о русском самодержце. Это был человек вполне европейских обычаев. Впервые в истории страны он разрешил свободный выезд купцам за границу, провозгласил свободу вероисповедания. О католиках и православных говорил: «Все они христиане». Лжедмитрий деятельно участвовал в работе Боярской думы, поражал своей способностью быстро решать сложные вопросы, дважды в неделю лично принимал челобитья. Он выказал себя сторонником просвещения народа, уговаривал бояр посылать детей для обучения за границу. Новый царь умел поддержать беседу, любил музыку, не молился перед трапезой, днём не ложился почивать, как это было свойственно русским людям. Лжедмитрий учил ратных людей брать крепости приступом, сам участвовал в маневрах, метко стрелял из пушек. В начале XVII в. Россия была не готова к такой ломке обычаев. Духовенство и простой народ встречали подобные новшества с недоверием и удивлением. Особенно эти чувства усилились, когда в Москве появилась невеста царя Марина Мнишек в сопровождении 2 тыс. польских шляхтичей. Русских людей поразило, что их царь женится на католичке. Марина отказалась принять причастие из рук православного священника, надеть русское платье. Сопровождавшие её паны и охрана вели себя вызывающе.

Правление Лжедмитрия.

Работа со схемой:

Рис. 2 «Правление Лжедмитрия I».

Заняв престол, Лжедмитрий попытался наладить отношения с Боярской думой: он подтвердил её полномочия, обещал боярам сохранить их вотчины; вернул в Москву многих опальных бояр и дьяков, в первую очередь оставшихся в живых Романовых. Филарета (Фёдора Романова) удостоил сана митрополита.

Как и предшествовавшие правители, Лжедмитрий стремился опереться на дворян. Он роздал им огромные суммы денег, наделил землями, населёнными крестьянами. Трудным был для нового царя выбор политики в отношении холопов и крестьян: облегчить их участь значило восстановить против себя верхи общества, а оставить всё как было — оттолкнуть от себя массы, которые привели его к власти. Лжедмитрий пошёл на компромисс: отпустил на волю холопов, которые попали в кабалу в голодные годы; освободил от налогов жителей юго-западных областей, оказавших ему наибольшую поддержку; оставил на свободе крестьян, которые бежали от господ в голодные годы. В то же время он увеличил сроки урочных лет, сохранив незыблемым крепостное право. Самозванец продолжил популярную при Годунове борьбу со взяточничеством, запретив под страхом смерти брать взятки. Разрешив представителям крестьянских общин самим доставлять собранные налоги в казну, он нанёс удар по привычке приказных людей прикарманивать себе часть налоговых средств.

Православное духовенство с подозрением относилось к связям нового царя с поляками-католиками. Церковники с возмущением смотрели, как поляки постоянно находились рядом с царём, как дерзко вели себя в православных храмах. Но в отношениях с Польшей с первых же дней правления Лжедмитрий показал себя приверженцем российских интересов и православия. Он отказался предоставить ранее обещанные территории польскому королю, урезал плату польским наёмникам, не раз высказывался за возвращение России западных земель, захваченных Речью Посполитой.

В то же время, опасаясь боярских заговоров, Лжедмитрий держал около себя телохранителей иностранцев, его близкими советниками были поляки. Это раздражало русское население.

Расправа с Лжедмитрием.

По приказу Лжедмитрия к Москве были стянуты дворянские отряды — предстоял поход против Крымского ханства. Новгородцев и псковичей возглавили князья Шуйский и Голицын, организовавшие против Лжедмитрия заговор.

Под утро 17 мая 1606 г. в Москве тревожно загудел набат. Горожане бросились громить дворы, где размещались поляки. Отряд в 200 вооружённых дворян во главе с боярами-заговорщиками проник в Кремль, и заговорщики ворвались в покои царя. Лжедмитрий вышел к ним с мечом в руках, но после короткой схватки отступил в спальню. Выпрыгнув из окна, он вывихнул ногу и разбил грудь. Заговорщики тщетно искали его. Ничего не подозревавшие стрельцы внесли царя во дворец. Заговорщики тут же зарубили его мечами. Три дня лежало тело Лжедмитрия на Красной площади для всеобщего обозрения. Потом труп сожгли, пепел зарядили в пушку и выстрелили в ту сторону, откуда пришёл самозванец. Марину Мнишек и её отца арестовали и выслали в Ярославль.

4.Закрепление нового материала.

Ответы на вопросы в конце параграфа 1:

1. Согласны ли вы со словами современного историка: «Методы управления Годунова мало напоминали методы управления царя Ивана»?

2.Чем объяснить появление самозванца Лжедмитрия? Почему не было народных движений под знаменами самозванцев в России в предшествующие времена?

5.Организация  домашнего задания.

Параграф 1 (с.5-15), вопросы в конце параграфа (кроме 4 и 5) устно.

Литература:

1.Андреевская Т.П. История России. 10 класс. Поурочные рекомендации. ФГОС. – М: Просвещение, 2016 .

2.Кузьмина Н. В. История. 10-11 классы. Рабочие программы по учебникам Сахарова А.Н., Боханова А.Н.; Н.В. Загладина, С. И. Козленко (профильный уровень). – Издательство: Учитель, 2016.

3. Морозова Л. Е. Два царя: Федор и Борис. — М.: ООО «Русское слово», 2001.

4.Каргалов В. В. Московские воеводы XVI—XVII вв., М. 2002

5.Кобрин В. Б. Смутное время — утраченные возможности // «Очерки истории России IX — начала XX века». — М.: Политиздат, 1991. — С. 163—185.

6.Солодкин Я. Г. «О двух спорных вопросах истории русской публицистики кануна и времени Смуты» // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2008. № 1 (31). С. 83-94.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-обобщающий урок (игра) по истории России "Путешествие по Смутному времени" 7 класс

Конспект урока по истории Россиив 7 классе. Можно использовать при закреплении и проверке изученного материала по тем "Смутное время". Часто дети без интереса реагируют на контрольные работы по истори...

Урок по истории в 7 классе по теме"Окончание Смутного времени. Герои Отечества".

Урок знакомит с событиями Смутного времени, воспитывает патриотизм, гордость за Россию на примерах героев XVII века....

тест "От Смутного времени до эпохи дворцовых переворотов"

Проверочный тест по истории России "От Смутного времени до эпохи дворцовых переворотов"...

Конспект урока истории, 7 класс Тема: «Окончание Смутного времени»

Конспект урока истории, 7 классТема: «Окончание Смутного времени»...

Конспект урока - игры на тему "Путешествие по Смутному времени" в 7 классе

Конспект урока - игры на тему "Путешествие по Смутному времени"  в 7 классе...

Проблемы изучения Смутного времени на уроках истории. Историография причин Смутного времени. Роль Троице-Сергиева монастыря.

В данной статье представлены различные взгляды историков на причины Смутного времени, рассматриваются проблемы изучения данного периода истории, а также более подробно освещается роль Троице-Сергиева ...

Конспект открытого урока по истории в 7 классе на тему: «Окончание Смутного времени»

Конспект открытого урока по истории в 7 классеПрезентация - Окончание Смутного времени, его итоги и последс ...