Познавательные задания для урока «Страны Азии, Африки и Латинской Америки в начале ХIX в.»:
материал по истории (11 класс)

Михайлова Елизавета Игоревна
Познавательные задания для урока «Страны Азии, Африки и Латинской Америки в начале ХIX в.»

Для урока истории в 11 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 2065 г. Москва

учитель истории и обществознания

Михайлова Елизавета Игоревна

Познавательные задания для урока «Страны Азии, Африки и Латинской Америки в начале ХIX в.»:

Младотурки.

Иностранные компании захватывали не только внутренний рынок, но и внешнюю торговлю стран Востока. Само по себе превращение зависимой страны в страну монокультуры и в источник сырья не было столь эффективным для финансового капитала без господства в сфере экспортных и импортных операций. И каждая империалистическая держава, ввозящая капиталы, огромную их часть вкладывала в данную сферу. Анализ структуры ввоза и вывоза товаров, колониальных и зависимых стран показывает громадное преобладание в экспорте сырья и в импорте фабричных товаров.

Вся таможенная политика подчинялась метрополиям. Американцы на Филиппинах французы во Вьетнаме, англичане в Индии и Египте устанавливали таможенные и железнодорожные тарифы, дававшие им наибольшую выгоду.

  1. По каким причинам метрополиям было выгодно превращать колониальные страны в монокультуры?
  2. Каким образом метрополии могли получать наибольшую прибыль от колониальных стран?
  3. Назовите основные особенности экономической политики метрополий в отношении колоний?
  4. Мог ли экономический гнет метрополий, отрицательно сказаться на развитии колониальных стран? Аргументируйте свой ответ.
  5. В какие основные сферы колоний вкладывали свои капиталы империалистические страны.

Колониализм в начале ХХ века.

К началу XX в. завершилась волна создания огромных колониальных империй, самой крупной из которых стала Британская империя, раскинувшаяся на громадных пространствах от Гонконга на Востоке и до Канады на Западе. Весь мир оказался поделенным, на планете почти не осталось «ничейных» территорий. Великая эпоха европейской экспансии закончилась. В ходе множества войн за раздел и передел территорий, европейские державы распространили свое господство почти над всем земным шаром.

Колониальная система включала в себя как колонии в собственном смысле слова, т.е. страны и территории, лишенные какой бы то ни было формы самоуправления, так и полуколонии, в том, или ином виде сохранившие свои традиционные системы управления.

Вопросы:

  1. Опишите основные различия, которые существовали между колониями и полуколониями?
  2. Назовите самую большую колониальную империю на момент начала ХХ века?
  3. По какой причине закончилась великая эпоха европейской экспансии?
  4. Какие основные колониальные империи существовали на начало ХХ века?
  5.  Объясните каким образом, европейские государства смогли распространить свое влияние над всем земным шаром?

Развитие Латинской Америки к началу ХХ века.

Со времени колонизации Нового Света, с начала XVI в. и до начала XX в., то есть всего за четыре столетия, Латинская Америка совершила исторический скачок от каменного века, первобытно-общинного строя типа к промышленному капитализму.

В конце XIX - начале XX в. переход Латинской Америки к эпохе промышленного капитализма совпал с периодом становления в Западной Европе и США господства корпораций, монополий. В это время в Латинской Америке как бы совпали две линии мирового развития, совмещение фазы раннего капитализма с сохранением докапиталистических элементов и капитализма зрелого, вступившего в новую монополистическую стадию. Приток иностранного капитала сыграл важную роль в капиталистическом развитии Латинской Америки, однако при этом его роль была двойственной: с одной стороны, несомненно, иностранный капитал ускорял развитие капитализма в регионе, но вместе с тем нередко и консервировал традиционные социальные отношения

  1. Объясните, каким образом всего за 4 столетия Латинская Америка совершила исторический скачок от каменного века к промышленному капитализму?
  2. Почему на момент начала ХХ века в Латинской Америки сосуществовали две линии мирового развития?
  3. Опишите, как в Латинской Америки в начале ХХ века могло совмещаться фазы докапиталистического развития с монополистическим капитализмом?
  4. Мог ли  иностранный капитал играть значительную роль в развитии Латинской Америки? Аргументируйте свой ответ.

Национально-освободительное движение в Африке.

Накануне Первой мировой войны была организована первая попытка объединить подобные организации в британских колониях Западной Африки, однако она провалилась. Организованное оформление африканского движения на юге континента было более результативным. Этому способствовала деятельность одного из будущих лидеров освободительного движения индии М. Ганди, который в 1906 году возглавил компанию гражданского неповиновения индийцев проживающих в Натали.

В январе 1912 года состоялась конференция в городе Блумфонтейне, на которой несколько организаций объединились в Южно-Африканский национальный конгресс, позднее ставший Африканским национальным конгрессом. Он заявил, что стремиться объединить все племена Южной Африки и вести борьбу за справедливость и равные права для коренного населения.

  1. Каким образом в Африке начали формироваться первые национально-освободительные организации?
  2. Почему первые попытки объединить национально-освободительные организации в Африке провалилась?
  3. По какой причине африканское освободительное движение на юге Африки было более результативным нежели на севере?
  4. Как  деятельность М. Ганди способствовала развитию освободительного движению Африки?
  5. Могла ли конференция  в Блумфонтейне в 1912 году дать толчок для дальнейшего развития освободительного движения от колониального господства? Аргументируйте свой ответ.

Причины пробуждения Азии.

Причин пробуждения Азии было несколько. Первая причина — антиколониализм, широко распространившийся в начале XX века по всему Востоку в ответ на жестокость и притеснения колонизаторов и объединивший самые разнородные в социальном отношении группы населения.

Второй причиной был небывалый подъем национального самосознания, объединивший разные организации и потоки освободительной борьбы: стихийные выступления крестьян и ремесленников, забастовки рабочих, тайные общества и секты, профессиональные объединения городских и сельских предпринимателей.

В качестве третьей причины можно назвать влияние политических ценностей метрополий. Нормы и традиции парламентской демократии европейских стран активно воспринимались интеллигенцией, предпринимателями, служащими и студентами стран Востока.

        

  1. Назовите основные причины пробуждения Азии.
  2. Каким образом антиколониальные освободительные движения смогли повлиять на пробуждения Азии?
  3. Почему в начале ХХ века в Африке произошел подъем национального самосознания?
  4. Могли ли традиционные европейские ценности повлиять на развитие национально-освободительного движения в Азии? Аргументируйте свой ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути развития народов Азии, Африки и Латинской Америки

Презентация к учебнику Н.В.Загладина...

Презентация по истории. 11 класс.Освободительное движение в странах Азии и Латинской Америки на пороге новейшей истории.

Презентация может быть использована на уроках истории в 11 классе по учебнику базового уровня авторов А.Н.Алексашкина, А.А.Данилов, Л.Г.Косулина Россия и мир в 20- начале 21 века....

Конспект урока по истории Класс: 11 Тема: «Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века»

Конспект урока по историиКласс: 11Тема: «Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века»Цель:Образовательная:·         Систематизировать и у...

Урок истории. 11 класс. Особенности развития государств Азии, Африки и Латинской Америки между мировыми войнами.

Конспект поможет  углубить знания об историческом развитии стран Азии, Африки и Латинской Америки между мировыми войнами; подробно рассмотреть причины подъема национальных антиколониальных движен...

Конспект урока "Страны Южной Африки.ЮАР".7 класс

Подробный конспект урока географии в 7 классе по теме "Страны Южной Африки.ЮАР"...

Познавательные задания на уроках русского языка

Интерес учащихся к изучению русского языка зависит от многих факторов, но прежде всего отучителя, от его способностей обеспечивать максимальную возможность для развития уученика его творческих задатко...