Информационно-коммуникационные технологии в школе. Применение презентаций на уроках истории.
статья по истории

кучеренко юрий владимирович

Проблемы использования ИКТ и ИОР в школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационно-коммуникационные технологии в школе. Применение презентаций на уроках истории.

  Практика применения информационно-коммуникационных технологий и использования информационно-образовательных ресурсов на уроках истории учителями средней школы не только стало в течение последних 15-20 лет уже распространенной практикой, но и выявила ряд проблем, которые говорят о неоднозначных и не до конца выявленных последствиях увлечения данными технологиями и ресурсами.. Имеется большой наработанный опыт использования различной техники (компьютеры, интерактивные доски, проекторы), применения разнообразных технологий и способов обучения и организации учебного процесса. Одной из наиболее простых и распространенных форм применения ИКТ на уроках истории  стало составление и использование презентаций.

  Использование презентаций как способ и форма обучения выявил со временем различные проблемы, положительные и отрицательные стороны этой практики, возможные ошибки, неоднозначное отношение учителей.

  По мнению многих учителей, презентации играют крайне важную роль на уроках истории и обществознания. Особенно они помогают при изучении больших тем, способствуют концентрации внимания учащихся, экономят время, и, что очень важно, намного облегчают работу самого учителя. Для того чтобы презентация не превращалась только в лекцию, следует вносить в сам ее текст вопросы. Это позволяет превращать ее, скорее, в эвристическую беседу.

  Некоторые считают, что использование презентаций, особенно чужих, это удел ленивых учителей, а создание презентаций учащимися, как форма домашнего задания, совершенно неэффективна. Но есть и другие мнения.

  Когда ребенок в 6 классе выражает желание подготовить презентацию по рыцарям или замкам, то, готовя ее, он обязательно что-то узнает. А показывать такую презентацию в классе вовсе не обязательно. Хотя, если она приличная — почему бы и не показать.       Мнение, что при этом учитель отдыхает, ошибочно. Как раз учитель в этом случае работает с двойной нагрузкой. Так как надо все прокомментировать, отметить недочеты и сильные стороны, в т.ч. с содержательной, эстетической и технической стороны.

  Сама работа с презентациями, их содержание тоже имеет множество вариантов.

Презентация как иллюстрированный урок: план, опрос, фото, таблицы и т.д. Недостаток презентаций в том, что приходится следовать плану, который  составил в прошлые годы, т.к. каждый урок делать изменения в презентации нет возможности.  Легче создать новую презентацию, чем переделать старую. Можно использовать папки рисунков. Внутри папки нумерация, которую легко поменять. В презентации тоже можно создать своеобразную "папку рисунков". А просматривая при подготовке к уроку, решить, что показывать и в каком порядке. Там ведь можно временно закрыть для показа ненужные сегодня слайды, можно переставить их местами и т.д. И тогда это уже не презентация, а, пусть и простая, но все же компьютерная программа. Вы ее используете, скорее всего, для подготовки презентации. Но можно использовать и на уроке, где дети сами выстраивают ход урока на основе заложенного у вас материала. Это намного интереснее, чем презентация и подобная технология лишена недостатков демонстрационной ИКТ. 

  Презентация совсем не обязательно должна быть "не длинной". Есть учителя, предпочитающие готовить презентацию на один урок.  Другие предпочитают презентации, рассчитанные на изучение определенной темы из нескольких уроков. Текст в презентации совсем не лишний, т.к. наличие его способствует прочности усвоения знаний.   Презентация может замечательно использоваться как при изложении нового материала, так и при закрепляющей беседе с детьми при предварительной работе с учебником. Карту желательно не «использовать с презентацией», а включать в презентацию.

  Раньше мы использовали мел и доску. Приходилось на всех переменах писать на доске даты, события, схемы и т.д., чтобы как можно меньше времени тратить на записи на уроках. С презентациями эта проблема решается моментально, они нужны, в первую очередь для того, чтобы время учебных занятий расходовалось рационально. И учителю намного легче, и детям удобнее.

 Не секрет, что у подавляющего большинства детей визуальная память - это факт. Дети лучше запоминают схемы, даты с иллюстрациями, чем без них.
В презентациях можно уместить большое количество информации, и это огромный плюс. Информация может быть на разных носителях: в учебниках, в печатных документах, а может быть и в презентациях. Главное - научить детей работать с этой информацией.

  Многие считают, что на уроках в презентациях текста должно быть немного. На экране должна быть, в первую очередь, наглядность - карты, иллюстрации, схемы и т.д. Могут быть самые важные выводы, даты, понятия. Может быть проблемный вопрос или задание. Презентация должна сопровождать рассказ и другие виды работ учителя, а не дублировать их. Тем более что от обилия текста на экране у детей теряется к нему внимание или они его тупо переписывают. 

  Что касается проблемы использования чужих презентаций для ведения урока. Вот мнение одного из опытных учителей. « Многие учителя используют опыт и наработки коллег и это нормально. Другой вопрос - брать, ничего не изменяя, не подстраивая под свой урок - это непрофессионально».

Другие считают, что ни в коем случае не нужно использовать полностью чужую презентацию. Можно (и даже нужно на первых этапах) использовать структуру презентации.

  Продолжая разговор о роли и месте текста в презентации можно привести и такие суждения по данной проблеме.

Если и использовать в презентации текст, то он должен быть не объяснительный, а информативный. То есть, дата, событие, о котором идет речь и визуализация. Возможно, схема. Еще можно выводить цитаты из документов и высказываний. Главное, чтобы эти цитаты были максимально короткими. И все это должно комментироваться учителем.

Если ученик смотрит на экран и видит текст, складывается такая ситуация. Одновременно он (ученик) слышит тот же, либо дополняющий текст. Это как бы "слово учителя". 
И у ученика рассыпается внимание. А если там еще какая-нибудь картиночка на экране или карта, то он просто не понимает, куда фокусироваться. Это стало понятно лишь на практике. И с каждой новой презентацией  убиралось все больше текста, к третьему году дошло до того, что текста на слайдах почти не было. 
Удобно, когда текст на экране либо отсутствует, либо он тезисный. Название слайда, возможно, яркая цитата. Если нужно что-то еще, пусть это будет следующий слайд. Слайд должен воспроизводить, в первую очередь, визуальную составляющую урока. 

  И в завершении всего необходимо отметить, что часто дискуссии в учительском сообществе по вопросу о применении электронных презентаций, также как и других видов ИКТ, закономерно сводятся к рассмотрению и более общих и принципиальных вопросов о роли и месте ИКТ в образовательном процессе.

Примером могут быть следующие суждения, что компьютер, интерактивная доска, презентации, электронные учебники и УМК это всего лишь средства. А главным на уроке все равно остаются учитель как личность, его рассказ и умение общаться с учениками. Что увлечение технической стороной естественно: для всех для нас это внове. Но опасность очевидна: если мы вместо того, чтобы заниматься углубленно историей, чрезмерно увлечемся компьютерными технологиями, то и компьютерщиками не станем, и историками быть перестанем.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение кроссвордов на уроках истории в коррекционной школе VIII вида

Применение кроссвордов на уроках истории в школе 8 вида как один из вариантов закрепления и повторения  учебного материала...

Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда

Свою работу на логопункте я строю основываясь на  программы по  коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и  Н.В. Нищевой. Данные прог...

Применение ИКТ на уроках истории в школе

Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий на уроках истории в школе....

Отчет об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий учителя физики МАОУ-СОШ № 1 им. В. И. Фадеева ст.Калининской Краснодарского края Волкович Натальи Васильевны

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ МАОУ-СОШ №1 ст. Калининской Волкович Натальи Васильевны 1.Тема опыта: «Непрерывное обучение физике и подготовка к ГИА и ...

Статья на тему: "Инновационные педагогические технологии и их применение на нетрадиционных уроках истории"

В данной статье происходит раскрытие понятия "инновационная педагогическая технология", рассматриваются положительные влияния данной технологии на процесс обучения. Производится рассмотрение...

Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания облегчает усвоение учебного материла, и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Повышает м...