Технология развития критического мышления как средство формирования УУД на уроках истории в 5 классе
методическая разработка по истории (5 класс)

Технология развития критического мышления формирует познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.docx53.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Малокамалинская основная общеобразовательная школа № 5»

Технология развития критического мышления

как средство формирования универсальных учебных действий

на уроках истории в 5 классе

                                                               Парфенчук Марина Филипповна

                                                 учитель истории и обществознания      

                                               2016 год

I  Вводная часть

Актуальность

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), что отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте. Одной из современных образовательных технологий, способствующих формированию УУД, является технология развития критического мышления.

Цель  работы – применение технологии развития критического мышления для формирования универсальных учебных действий

 Задачи:

  • развивать личностные УУД через приемы: таблица «Знаю-Хочу узнать -Узнал», «Синквейн»;
  • способствовать овладению познавательными УУД, используя приемы: «Инсерт», «Кластер», «Фишбоун», «Толстые и тонкие вопросы»;
  • формировать регулятивные УУД, применяя «Синквейн», таблицу «Знаю-Хочу узнать -Узнал», «Фишбоун»;
  • развивать коммуникативные УУД через приемы: «Кластер», «Фишбоун», «Толстые и тонкие вопросы».                                    

Для повышения учебной мотивации, развития познавательной активности учащихся изучила несколько современных  образовательных технологий.  Выбор сделала в пользу ТРКМ, увидев связь данной технологии  с ФГОС. Работая в 5 классе, понимаю, что данная технология работает на формирование универсальных учебных действий.

II  Основная часть

1.Научная основа опыта ТРКМ                                 

Технология развития критического мышления  разработана в конце XX века в США.  В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения.

2. В основу технологии положены принципы:

  • принцип деятельности;
  • принцип партнерства;
  • принцип ценностно-смыслового подхода;
  • принцип свободного выбора;
  • принцип проблемности;
  • принцип рефлективности.

3.Структура урока в рамках технологии развития критического мышления представлена 3-мя фазами: вызов, осмысление, рефлексия.

1-я стадия (фаза) - вызов направлена на  актуализацию имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации, постановку учеником собственных целей обучения.

2-я стадия (фаза) - осмысление направлена на получение новой информации, соотнесение старых знаний с новыми, корректировку учеником поставленных целей обучения.

2-я стадия (фаза )- рефлексия направлена на самостоятельное обобщение изученного материала учащимися,  постановку учеником новых целей обучения.

4. Приемы, формирующие  УУД, используемые на уроках истории в 5 классе:

  • Инсерт - активное чтение с маркировкой.

«V» –уже знал

«+» – новое

«-» – думал иначе

«?» – не понял, есть вопросы                                            

Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала, применяется на всех стадиях урока: вызов, осмысление, рефлексия, формирует умение смыслового чтения и работы с информацией (познавательные УУД), организуется как  индивидуальная форма работы;                              

  • Кластер («гроздья»)- способ графической организации материала. Прием позволяет охватить большой объем информации, развивает логическое мышление, применяется на стадии вызова и осмысления (парная, групповая форма работы)

 Формирует познавательные УУД:

- умение самостоятельно осуществлять поиск  и выделение информации;

-умение создавать и использовать схемы для решения поставленных задач;

-умение устанавливать причинно-следственные связи                                  

Коммуникативные УУД:

     -умение учитывать разные мнения и выстраивать деятельность в сотрудничестве;

-умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности.

Кластер, составленный учащимися 5 класса на истории,  по теме         «Олимпийские игры в Древней Греции». Работа выполнена группой учащихся. (Приложение 1)

  • Синквейн –  форма письменной рефлексии, позволяет изложить личное отношение к событию, явлению, личности. Используется как индивидуальная форма работы.  

1-я строка-тема ( имя существительное)

2-я строка-описание темы (2 прилагательных)

3-я строка-описание действия (3 глагола или деепричастия)                                              

4-я строка- отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из 4 слов)

5-я строка- синоним темы              

Формирует  личностные УУД:

-сформированность уважительного отношения к другому человеку, истории, культуре;

-развитие морального сознания и компетентности на основе личностного выбора

Регулятивные УУД:

-умение осуществлять рефлексию и  корректировать свою деятельнос

Синквейны, составленные учащимися 5 класса (Приложение 2)

  • Методика «толстых и тонких вопросов» формирует умение ставить вопросы разного уровня сложности.  Используется на любой стадии урока.  Формирует познавательные,  регулятивные, коммуникативные УУД (Приложение 3);
  • Таблица «ЗХУ» (Знаю - Хочу узнать - Узнал): этот прием поддерживает интерес  к теме урока, помогает собрать уже имеющуюся информацию по данной теме, формирует умение целеполагания и рефлексии, применяется на всех стадиях урока,  формирует регулятивные, личностные УУД. Используется как индивидуальная форма работы  (Приложение 4);
  • Фишбоун («рыбный скелет»): голова-проблема темы, верхние косточки – причины, нижние косточки – следствия, хвост – вывод.
    Формирует
    познавательные УУД: умение смыслового чтения, выявление  проблемы,  устанавливание причинно-следственных связей, формулирование вывода;

Регулятивные УУД: планирование, контроль, оценка, коррекция своей деятельности;                              

 Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью. (парная, групповая форма работы).                                              

Фишбоун составлен учащимися с помощью учителя (Приложение 5).

5.Трудности, возникшие в работе:

  • полностью построить урок в рамках данной технологии сложно (недостаточно времени) - использую на уроке 1-2 приема;
  • малая наполняемость детей в классе затрудняет применение приемов, требующих защиту работы - групповую работу заменяю на парную.

III Заключение

 Данная технология способствует более успешному формированию всех видов УУД. В начале учебного года мною, как классным руководителем 5 класса, была проведена стартовая диагностика, определяющая уровень сформированности УУД (Приложение 6).

 Итоговая диагностика в конце учебного года покажет, будет ли прослеживаться динамика или показатели сформированности УУД останутся на прежнем уровне. Но уже сейчас в результате применения приемов ТРКМ  я могу сказать, что особенно заметен рост показателей формирования умения самостоятельно осуществлять поиск и выделение информации, преобразовывать текст в схему, умение целеполагания, рефлексии, умение выстраивать свою деятельность в сотрудничестве.

                                           

 

                               

Приложение 1

Кластер по теме «Олимпийские игры в Древней Греции»

Милон

Полидам

Феаген

                                                               

Приложение 2

Синквейн

«Александр Македонский»

  1. Александр Македонский
  2.  Смелый, решительный
  3. Захватывает, разрушает, владеет
  4. Завоевал огромную территорию
  5. Победитель

Синквейн «Закон» по теме

«Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»

  1. Закон
  2.  Жестокий, справедливый
  3. Разрешает, запрещает, наказывает
  4. Устанавливает порядок в стране
  5. Правило

                                                         

Приложение 3

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Объясните, почему…?

Кто ?

Предположите, что будет, если…?

Что ?

Что, если…?

Когда ?

Какова роль…?

Где ?

В чем заключается различие…?

Верно ли ?

В чем заключается сходство…?

Согласны ли вы?

                                                   

Приложение 4

Знаю

Хочу узнать

Узнал

                                                     

Приложение 5

Фишбоун по теме «Поход Александра Македонского на Восток»

                                                 

Приложение 6

Критерии сформированности УУД

Диагностический инструментарий

Показатели сформированности УУД до применения технологии

Показатели сформированности УУД в результате применения технологии

Личностные :

-смыслообразование;

- нравственная ориентация;

-личностное самоопределение

Методика Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»

Приемы ТРКМ: 

  • «Инсерт»;
  • Таблица «Знаю-Хочу узнать –Узнал»;
  • «Синквейн»

Высокий уровень-(60%)

Средний уровень- (40%)

Критерии сформированности УУД

Диагностический инструментарий

Показатели сформированности УУД до применения технологии

Показатели сформированности УУД в результате применения технологии

Познавательные  УУД:

-смысловое чтение;

-работа с информацией;

- перевод информации из одной знаковой системы в другую;

-установление причинно-следственных связей

Диагностический тест «Способности школьника»

Приемы ТРКМ:

  •  «Кластер»;
  • «Фишбоун»;
  • «Инсерт»;
  • Синквейн;

 

Высокий уровень -(40%)

Средний уровень- (60%)

                                                     

Критерии сформированности УУД

Диагностический инструментарий

Показатели сформированности УУД до применения технологии

Показатели сформированности УУД в результате применения технологии

Регулятивные УУД:

-целеполагание;

-планирование,

-контроль,

-оценка,

- коррекция

Тест «Опросник для определения уровня самооценки» (С.В.Ковалев) 

Приемы ТРКМ:

  •  «Кластер»;
  • «Фишбоун»;
  • Таблица «Знаю-Хочу узнать –Узнал»;
  • «Толстые и тонкие вопросы»;
  • «Синквейн»

Высокий уровень-(40%)

Средний уровень-  (60%)

Критерии сформированности УУД

Диагностический инструментарий

Показатели сформированности УУД до применения технологии

Показатели сформированности УУД в результате применения технологии

Коммуникативные УУД:

- умение выстраивать деятельность в сотрудничестве;

- постановка вопросов;

- умение выражать мысли в устной и письменной форме;

- разрешать  конфликты

Тест коммуникативных умений Л.Михельсона

Приемы ТРКМ:

  •  «Кластер»;
  • «Фишбоун»;
  • Таблица «Знаю-Хочу узнать –Узнал»;
  • «Толстые и тонкие вопросы»;
  • «Синквейн»

Высокий уровень- (40%)

Средний уровень-(40%)

Низкий уровень –  (20%)

                                               

Список использованной литературы:

  1.   С.И. Заир-Бек. Технология развития критического мышления через чтение и письмо: истоки, структура, цели.- Москва «Просвещение» 2011
  2. Генике Е. А., Трифонова Е. А. Развитие критического мышления (базовая модель) – М.: изд-во «Бонфи», 2002г.;
  3.  И.В. Муштавинская. Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб.-метод.пособие.-СПб.:КАРО, 2009

                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления, как средства формирования мыслительной деятельности обучающихся на уроках географии

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартны...

Технология развития критического мышления как средство формирования УУД на уроках литературы

В работе приведены некоторые приемы ТРКМ и методика их использования...

Итоговая работа на тему: «Технология развития критического мышления как средство формирования коммуникативных способностей на уроках английского языка»

Министерство образования  и науки Самарской областиГосударственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального  образования (повышения квалификации) специалистовС...

Технология развития критического мышления как средство формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках географии (педагогический проект)

Идея опыта заключается в создании на уроках географии условий, способствующих развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные р...

Технология развития критического мышления как средство реализации ФГОС на уроках истории.

Технология развития критического  мышления как средство реализации ФГОС на уроках истории....

Методы и приемы технологии развития критического мышления как средство формирования метапредметных компетенций на уроках истории.

В свете современных условий главным показателем эффективности деятельности учителя является прежде всего успешность и конкурентноспособность его учеников. В данном пособии сделана попытка  направ...

Методы и приемы технологии развития критического мышления как средство формирования метапредметных компетенций на уроках истории и обществознания

В свете современных условий главным показателем эффективности деятельности учителя является прежде всего успешность и конкурентоспособность его учеников. В данном пособии сделана попытка  направи...