Холодная война:Кто виноват?"
план-конспект урока по истории (11 класс)

Жаргалова Бальжима Дугаржаповна

материалы к уроку истории в 11 классе по теме "Холодная война:Кто виноват?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока на тему «Холодная война».

Опережающие задания

  1. Материал учебника Загладин Н. В. История России и мира в ХХ веке §30 («Холодная война» и раскол Европы) 
  2. Дополнительный материал – работа с документами
  3. Историческая оценка событии холодной войны
  4. Основные понятия: «холодная война», «железный занавес», план Маршалла, Коминформ, СЭВ, «доктрина Трумэна», НАТО, ОВД, экспансия, конфронтация.

Ход урока

Орг. Момент. Приветствие, проверка посещаемости и готовности к уроку. Создание благоприятной атмосферы общения.

1 слайд - Карикатура Холодная война

  1. Контроль домашнего задания и устранение проблемных зон – 3-5 минут 2-21 слайды

-

-

И так давайте вместе сформулируем понятие «Холодная война» 22-23 слайды

______________________________

  1. Вводно-мотивационный этап –

  • Проблема - есть ли конкретные виновники «Холодной войны» и можно ли было её избежать?
  • - избежать «холодной войны» было нельзя, т. к. США действовали жёстко и наступательно, использовали агрессивно-обвинительную риторику против СССР, обостряя ситуацию; их беспокоил позитивный авторитет СССР и коммунистической идеологии в мире, война не оправдала их надежд на ослабление советского государства. В свою очередь, СССР не мог согласиться на отказ от своих стратегических интересов: слишком дорогой ценой за это было заплачено.
  • Одни историки (советские) приписывают вину за развязывание холодной войны Западу, другие (западные) – СССР, третьи – обеим сторонам.
  • Сейчас нам предлагаю выяснить, так кто же виновен в развязывании «холодной войны»? 1 группа выступает в роли «западных» историков, 2 группа - в роли «советских», 3 группа – точка зрения, что обе стороны виноваты
  1. Организационно-деятельностный

Класс делится на 3 группы:

- виноват СССР - группа западных историков

- виновата США – группа советских историков

- виноваты обе стороны

Задание 1 группе «западных историков»: аргументировано докажите вину СССР за развязывание «холодной войны».

1) Подберите факты, подтверждающие:

а) экспансию СССР после войны:

объясните понятие «экспансия» (словарь);

покажите по карте территории, вошедшие в состав СССР после войны (карта);

на какие еще территории претендовал Советский Союз после войны;

подтвердите свои факты воспоминаниями В.М. Молотова;

б) наращивание Советским Союзом гонки вооружений:

испытание и усовершенствование ядерного оружия;

в) Практика усиления идеологической борьбы:

создание Коминформа;

доктрина Жданова;

цель Коминформа.

2) Сделайте вывод – начните словами: «Данные факты свидетельствуют, что …»

3) Кратко сформулируйте тезисы и запишите их в таблицу «Кто виноват?» в колонку

«СССР»:

Задание 2 группе «советских» историков

Задание: аргументировано докажите вину стран Запада (США, Великобритании) за развязывание «холодной войны»

1. Для доказательства используйте следующие факты:

Речь У. Черчилля 5 марта 1946 г. в Фултоне;

«Доктрина Трумэна»;

План Маршалла;

Ядерный шантаж.

2. Сделайте вывод: «Данные факты свидетельствуют, что…»

3. Кратко сформулируйте тезисы и запишите в таблицу «Кто виноват?» в колонку «Страны Запада»

Задание 3 группе – раскрыть вину и СССР, и США

Работа в группах, каждый доказывает свою точку зрения, выступают, и предлагают свой вариант развития этих отношений

  1.  Рефлексивно-оценочный этап

Подведение итогов выступлений учащихся – подвести их к выводу, что виновниками являются обе стороны, их стремление к мировому господству, соперничество в различных областях не способствовало ослаблению международной напряженности.

Вывод: виновниками были обе стороны и, следовательно, причинами начала «холодной войны» можно считать следующие:

Борьба идеологий. Идеологическая пропаганда.

Экспансия СССР и США. Раздел сфер влияния.

Нежелание подлинного разоружения. Гонка вооружений.

Образование военно-политических союзов.

  • Зачем нам надо знать, что уже произошло? Ведь государства СССР уже нет.
  • По большому счету: Вы должны понимать: мир (общество), в который вы вступаете,  несовершенен, есть война, противостояние, несправедливость, подлость, предательство. Если каждый, приходя в этот мир, будет пытаться  уменьшить количество зла и увеличить количество добра, тогда жизнь приобретает смысл, только на этом пути можно обрести смысл жизни.
  1. Домашнее задание на следующий урок.

последние годы между Россией и США идет новая холодная война. Многие не согласны с этим утверждением, но эта метафора применима к той конфронтационной модели, которая сейчас сложилась между Москвой и Вашингтоном. В конечном счете холодная война — это образ крайне жесткого противостояния. Сегодня можно говорить о двух принципиальных различиях между старой и новой холодной войной. Нет идеологического противостояния между коммунизмом и демократией. И нет глобального противостояния двух систем — социалистической и капиталистической. Но есть серьезное расхождение интересов России и США в ряде регионов. В Восточной Европе, на Ближнем Востоке, в Азии и на постсоветском пространстве. Поэтому  считаю, что это противостояние можно называть «новой холодной войной». это есть уже 2 этап холодной войны в современное время?  Эти проблемы мы разберем на следующем уроке, для этого нужно рассмотреть:

  • проблемный вопрос «Холодная война» продолжается и сегодня?». Подберите факты из СМИ, подтверждающие или опровергающие данное утверждение.
  • Как описываются события холодной войны в учебниках и литературе США. Происходит ли фальсификация истории?
  • Чем грозит новая холодная война? Чем она отличается от холодной войны 20 века

Дополнительный материал будет представлен на сайте учителя.

Предлагаю вам оценить свою работу на уроке, используя знаки:

✓ — новая и интересная информация;

! — я думал (думала) иначе;

? — эта информация меня удивила;

x — мне было скучно.

Продолжите следующие фразы.

• Я хочу сказать...

• Мне больше всего удалось...

• Для меня было открытием, что...

Всем Спасибо за работу !

Этому есть четыре причины.

  1. Первое. Жуткий разгул пропаганды и возрождение старых стереотипов. Здесь нужно отметить, что Америка в этом вопросе нас даже опережает. Тревожит то, что пропаганда становится заменой стратегии.
  2. Второе. Отсутствует нормальный политический диалог. Скажем, такие инструменты, как Совет Россия–НАТО. Особенно опасно отсутствие военных контактов. Конгресс США запретил американским военным любые контакты с российскими визави.
  3. Третье. Превращение торговли и инвестиций в оружие. США и их союзники занимаются тем, что придумывают новые и новые меры, как нанести ущерб нашей экономике. Пример — санкции.
  4. Четвертое. Возврат гонки вооружений и кризис системы контроля над вооружениями. Например, под ударом находится договор по ракетам средней и меньшей дальности.



Предварительный просмотр:

  • !   ?  Х
  • !   ?  Х
  • !   ?  Х
  • !   ?  Х



Предварительный просмотр:

Документы США.

Из речи У. Черчилля в Вестминстерском колледже, Фултон (США), 5 марта 1946 г. «Мускулы мира»:

Тень пала на те поля, которые еще совсем недавно были освещены победой союзников... От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике железная завеса спустилась на континент. За этой линией хранятся все сокровища древних государств Центральной и Восточной Европы. Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София — все эти знаменитые города и население в их районах находятся в советской сфере и все подчиняются в той или иной форме не только советскому влиянию, но и в значительной степени увеличивающемуся контролю Москвы. Только Афины с их бессмертной славой свободны решать свое будущее на выборах под наблюдением англичан, американцев и французов.

По тому, что я наблюдал у наших русских друзей и союзников во время войны, я убедился, что русские больше всего восхищаются силой и нет ничего такого, к чему бы они питали меньше уважения, чем военная слабость. По этой причине наша старая доктрина равновесия сил является несостоятельной. Мы не можем позволить себе полагаться на незначительный перевес в силах, создавая тем самым соблазн для пробы сил. Если западные демократии будут держаться вместе, строго следуя принципам Хартии ООН, их влияние, направленное на претворение в жизнь этих принципов, было бы огромным и никто бы не смог встать у них на пути. Но если их что-то разделит или они заколеблются в исполнении своего долга, тогда действительно катастрофа может грозить нам всем.

1. Какие аргументы приводит У. Черчилль в пользу проведения более жесткого курса по отношению к СССР?

2. Что такое железный занавес (завеса) в его понимании?

3. Чем объясняется свертывание сотрудничества держав Антигитлеровской коалиции после окончания Второй мировой войны?

Содержание «доктрины Трумэна».

12 марта 1947 г. президент США Г. Трумэн выступил с новой внешнеполитической программой. Ниже приводятся ключевые пункты этого документа.

(Извлечение)

В условиях уже начавшейся «холодной войны» политическое руководство Соединенных Штатов Америки сочло необходимым сдерживать «распространение коммунизма» на стратегически важные для них регионы Южной Европы.

      1. Создание американских баз в восточной части Средиземноморского бассейна с целью утверждения в этой зоне американского господства.
      2. Демонстративная поддержка реакционных режимов в Греции и Турции в качестве бастионов американского империализма против новой демократии на Балканах (оказание военной и технической помощи Греции и Турции, предоставление займов).
      3. Непрерывный нажим на государства новой демократии, выражающийся в фальшивых обвинениях в тоталитаризме и в стремлении к экспансии, в атаках на основы нового демократического режима, в постоянном вмешательстве во внутренние дела этих государств, в поддержке всех антигосударственных, антидемократических элементов внутри стран, в демонстративном прекращении экономических связей с этими странами, направленном на создание экономических трудностей, на задержку развития экономики этих стран, на срыв их индустриализации и т. д.

1. Почему президент США выступил с новой программой?

2. Каково основное содержание «доктрины Трумэна»?

3. Какие обвинения в адрес СССР и его союзников выдвинул президент США?

«План Маршалла».

5 июня 1947 г., выступая в Гарвардском университете, государственный секретарь США Джордж Кэтлетт Маршала (1880–1959) изложил план восстановления экономики европейских стран, пострадавших в результате Второй мировой войны (1939–1945), а также в результате обрушившихся на континент жестоких холодов зимы 1946/47 г. Предложенный план вошел в историю под названием «план Маршалла».  Согласно этому плану, Правительство Соединенных Штатов Америки намеревалось выделить до 20 миллиардов долларов на оказание экономической помощи бедствующим странам Европы при условии их согласия на скоординированные действия и выработки ими разумного плана использования выделяемых на их нужды средств. План Маршалла предусматривал оказание помощи и Западной Германии.

В своем выступлении Маршалл упомянул о готовности США включить в число бедствующих стран и Советский Союз, но Правительство СССР категорически отвергло это предложение, назвав американскую программу помощи Европе трюком, рассчитанным на закабаление европейских стран. Отказ СССР от участия в плане Маршалла облегчил прохождение соответствующего закона через Конгресс США, который в противном случае, скорее всего, его бы не утвердил. В соответствии с планом Маршалла к 1953 г. США планировали ассигновать на оказание помощи странам Европы 13 миллиардов долларов. Содействуя восстановлению европейской экономики, этот план оказался весьма прибыльным и для американской экономики.  Полученные европейцами средства использовались ими прежде всего для приобретения в США необходимых товаров и оборудования, которые подлежали доставке в европейские страны исключительно на американских кораблях.

Вплоть до начала войны в Корее (1950–1953) помощь, оказываемая Соединенными Штатами Европе, не включала военную помощь. Позднее на Западе сложилось убеждение, что план Маршалла сыграл исключительно важную роль в предотвращении распространения коммунизма на европейском континенте.

Печатается по изд.: История США. Хрестоматия… С. 274–277.

Из многостороннего Договора о создании Организации Североатлантического договора (НАТО)

Создание НАТО имело колоссальное значение для сохранения баланса сил между сверхдержавами, миром «капитализма» и «социализма». Договор об атлантической солидарности, подписанный в столице Бельгии, не утратил своего значения до настоящего времени.

Брюссель, 4 апреля 1949 г.

      <...> Статья 2. Договаривающиеся Стороны будут содействовать дальнейшему развитию мирных и дружественных международных отношений путем укрепления своих свободных институтов, путем достижения лучшего понимания принципов, на которых основаны эти институты, и путем содействия достижению условий стабильности и благосостояния. Они будут стремиться устранять конфликты и противоречия в своей международной экономической политике и будут поощрять экономическое сотрудничество между всеми ими или любыми из них.

Статья 4. Договаривающиеся Стороны будут консультироваться между собой всякий раз, когда, по мнению любой из них, территориальная целостность, политическая независимость или безопасность любой из Сторон будут поставлены под угрозу.

Статья 5. Договаривающиеся Стороны соглашаются, что вооруженное нападение против одной или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение против всех них; и, как следствие этого, они соглашаются, что, если такое вооруженное нападение произойдет, каждая из них в порядке осуществления права индивидуальной или коллективной самообороны, признанного статьей 51-й Устава ООН, будет помогать стороне или сторонам, подвергшимся такому нападению, путем немедленного принятия, индивидуально и по соглашению с другими сторонами, такого действия, какое ей представляется необходимым, включая применение вооруженной силы, чтобы восстановить и поддержать безопасность района северной части Атлантического океана. Обо всяком таком вооруженном нападении и всех мерах, принятых в результате него, будет немедленно сообщено Совету Безопасности. Такие меры будут прекращены, когда Совет Безопасности примет меры, необходимые для восстановления и поддержания международного мира и безопасности...
1. В чем, на ваш взгляд, значение Североатлантического договора?

2. Какие статьи свидетельствуют о его оборонительном характере?

3. Найдите на карте государства, вступившие в НАТО. Какую позицию в отношении блока занял Советский Союз?

Документы СССР.

Из воспоминаний В.М. Молотова:

В последние годы Сталин стал немножко зазнаваться, и мне во внешней политике приходилось требовать то, что Милюков требовал — Дарданеллы! Сталин: «Давай, нажимай! В порядке совместного владения». Я ему: «Не дадут». — «А ты потребуй!.. Понадобилась нам после войны! Ливия. Сталин говорит: «Давай, нажимай!»... Аргументировать было трудно. На одном из заседаний министров иностранных дел я заявил о том, что в Ливии возникло национально-освободительное движение. Но оно пока еще слабенькое, мы хотим поддержать его и построить там свою военную базу... В то же время Азербайджан претендовал — увеличить их республику почти в два раза за счет Ирана. Начали мы щупать — никто не поддерживает. У нас была попытка, кроме этого, потребовать район, примыкающий к Батуми, потому что в этом турецком районе было когда-то нетурецкое население... И армянам хотели Арарат отдать.

Мнение современного историка:        

В 1947 году было создано Информационного бюро коммунистических партий (Коминформ) — организация, которая имела политические и идеологические цели противостояния Западу.

Согласно Доктрине А. Жданова: мир разделен на два лагеря — «империалистический» (во главе с США) и «демократический» (во главе с СССР).

Из интервью И.В. Сталина корреспонденту газеты "Правда" относительно речи У. Черчилля, 14 марта 1946 г.:

По сути дела, г-н Черчилль стоит теперь на позиции поджигателя войны <...> Возможно, что кое-где склонны предать забвению (...) колоссальные жертвы советского парода, обеспечивающие освобождение Европы от гитлеровского ига. Спрашивается, что же может быть удивительного в том, что Советский Союз, желая обезопасить себя на будущее время, старается добиться того, чтобы в этих странах существовали правительства, лояльно относящиеся к Советскому Союзу? <...>

Рост влияния коммунистов нельзя считать случайным. Он представляет вполне закономерное явление. Влияние коммунистов выросло потому, что в тяжелые годы господства фашизма коммунисты оказались надежными, смелыми борцами против фашистского режима, за свободу народов(...>

Я не знаю, удастся ли г-ну Черчиллю и его друзьям организовать после второй мировой войны новый военный поход против "Восточной Европы ". Но если им это удастся, что мало вероятно, ибо миллионы простых людей стоят на страже дела мира, то можно с уверенностью сказать, что они будут биты.

Доктрина Жданова.

"Сформировались две противоположные политические линии: на одном полюсе политика СССР и демократических стран, направленная на подрыв империализма и укрепление демократии, на другом полюсе политика США и Англии, направленная на усиление империализма и удушение демократии... Таким образом, образовались два лагеря – лагерь империалистический и антидемократический, имеющий своей основной целью установление мирового господства американского империализма и разгром демократии, и лагерь антиимпериалистический и демократический, имеющий своей основной целью подрыв империализма, укрепление демократии и ликвидацию остатков фашизма".

О создании Совета Экономической Взаимопомощи

25 января 1949 г.

В январе этого года состоялось в Москве экономическое совещание представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР, Чехословакии...

Для осуществления более широкого экономического сотрудничества стран народной демократии и СССР совещание признало необходимым создать Совет Экономической Взаимопомощи из представителей стран - участников совещания на основе равноправного представительства с задачей обмена хозяйственным опытом, оказания друг другу технической помощи, оказания взаимной помощи сырьем, продовольствием, машинами, оборудованием и т.п.

Совещание признало, что Совет Экономической Взаимопомощи является открытой организацией, в которую могут вступить и другие страны Европы, разделяющие принципы Совета Экономической Взаимопомощи и желающие участвовать в широком экономическом сотрудничестве с вышеизложенными странами. <...>

Из Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между государствами Восточной Европы (Варшавский договор)

Ответом на возникновение НАТО со стороны социалистических стран во главе с СССР явилось подписание союзного договора в столице Польши Варшаве. Это событие свидетельствовало о завершении формирования биполярной системы международных отношений после Второй мировой войны. Холодная война вступила в свою самую острую фазу.

Варшава, 14 мая 1955 г.

      Договаривающиеся Стороны, вновь подтверждая свое стремление к созданию системы коллективной безопасности в Европе, основанной на участии в ней всех европейских государств, независимо от их общественного и государственного строя, что позволило бы объединить их усилия в интересах обеспечения мира в Европе, учитывая вместе с тем положение, которое создалось в Европе в результате ратификации парижских соглашений, предусматривающих образование новой военной группировки в виде «западноевропейского союза» с участием ремилитаризуемой Западной Германии и с включением ее в Североатлантический блок, что усиливает опасность новой войны и создает угрозу национальной безопасности миролюбивых государств, будучи убеждены в том, что в этих условиях миролюбивые государства Европы должны принять необходимые меры для обеспечения своей безопасности и в интересах поддержания мира в Европе, руководствуясь целями и принципами Устава ООН, в интересах дальнейшего укрепления и развития дружбы, сотрудничества и взаимной помощи в соответствии с принципами уважения независимости и суверенитета государств, а также невмешательства в их внутренние дела, решили заключить настоящий Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи...

Статья 1. Договаривающиеся Стороны обязуются в соответствии с Уставом ООН воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения и разрешать свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не ставить под угрозу международный мир и безопасность.

Статья 4. В случае вооруженного нападения в Европе на одно или несколько государств — участников Договора со стороны какого-либо государства или группы государств каждое государство — участник Договора в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН окажет государству или государствам, подвергшимся такому нападению, немедленную помощь, индивидуально и по соглашению с другими государствами — участниками Договора, всеми средствами, какие представляются ему необходимыми, включая применение вооруженной силы. Государства — участники Договора будут немедленно консультироваться относительно совместных мер, которые необходимо предпринять в целях восстановления и поддержания международного мира и безопасности.

Статья 11. Настоящий Договор останется в силе в течение двадцати лет...
      В случае создания в Европе системы коллективной безопасности и заключения с этой целью общеевропейского договора о коллективной безопасности, к чему неуклонно будут стремиться Договаривающиеся Стороны, настоящий Договор утрачивает свою силу со дня вступления в действие общеевропейского договора. <...>


1. Сравните договоры о создании НАТО и ОВД. Какие пункты этих документов фактически совпадают?

2. Какова аргументация создателей обоих военно-политических блоков? Почему их возникновение означало формирование биполярной системы международных отношений?

Документы ООН.

 Раскол Германии.

В 1946-1947 гг. происходит объединение американской и британской, а затем и французской зон оккупации в одну и создание в ней самостоятельных органов исполнительной и судебной власти. В западной зоне приняли помощь по плану Маршалла, в то время как в советской зоне она была отвергнута. В западной зоне в 1948 г. провели сепаратную денежную реформу. С 24 июня 1948 г. до 5 мая 1949 г. установлена блокада Западного Берлина советскими войсками (в это время был создан так называемый «воздушный мост» - американские самолеты доставляли в Западный Берлин продовольствие, уголь, оборудование для предприятий). 8 мая 1949 г. была принята западногерманская конституция и выборы в бундестаг.

1949 г.раскол Германии: 23 мая Федеративная Республика Германия (ФРГ), 7 октября Германская Демократическая Республика (ГДР)

Воздушный мост спасает Западный Берлин

Советская блокада Западного Берлина, находившегося под контролем американских, британских и французских войск, привела летом 1948 г. к острому кризису в самом центре Европы.

23 июня 1948 г. телетайпы в редакциях газет Западного Берлина отстучали короткое сообщение, отправленное из Восточного сектора: «Советская военная администрация вынуждена остановить движение всего пассажирского и грузового транспорта в Берлин и из него с 6 часов из-за технических трудностей».
      Этот шаг был расценен как решение русских выдворить западные державы из Берлина.

В 1945 г. по соглашению с западными державами русские войска оккупировали Берлин и до прихода американцев установили там военное управление. Англия и Франция затем также присоединились к управлению Берлином, как перед этим они присоединились к союзной контрольной администрации всей Германии, разделенной на 4 зоны. Однако Берлин находился в глубине территории Советской зоны, и Сталин не собирался делить город ни с кем.

На следующий день после объявления блокады было совершено 32 полета; самолеты доставили в Западный Берлин 80 т молока, муки и лекарств. Американские и английские летчики, отправляясь с 6 баз ВВС, приземлялись в 2 берлинских аэропортах — Гатов и Темпельхов — все дни недели, днем и ночью, делая перерыв лишь на несколько часов для сна. К середине июля Берлин получал ежедневно по 2250 т грузов.

К январю 1949 г. запасы угля в Берлине уменьшились до недельной нормы. Но когда зима отступила, город снова вздохнул. Русские начали осознавать, что продолжение блокады ничего не даст. Да и союзникам [США, Англии и Франции] не хотелось сохранять такое положение бесконечно. Обе стороны были заинтересованы в урегулировании и по истечении нескольких месяцев переговоров пришли к соглашению.

Ранним утром 12 мая 1949 г. сотни людей собрались у пропускного пункта на автодороге, ведущей в Берлин. Караван грузовиков с Запада, украшенных цветами, возглавлял автомобиль с репортерами. Проехав по территории Восточной Германии, он въехал в Берлин. Вскоре снабжение города было восстановлено, и жители, по крайней мере те, у кого были западногерманские марки, могли купить все, что нужно.

1. Почему сталинское руководство пошло на такой шаг, как блокада западных секторов Берлина?

2. Как проводилась блокада и как она преодолевалась?

3. Мог ли, на ваш взгляд, кризис вокруг Западного Берлина привести к новой мировой войне?

1950-1953 гг.Корейская война: Южная Корея (проамериканская) и Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) (просоветская)

Наиболее крупный конфликт произошел в Корее. В южной части этой страны, занятой в ходе войны с Японией войсками США, в мае 1948 г. были проведены выборы в парламент, провозглашено создание Республики Корея со столицей в Сеуле. В северной части Кореи, освобожденной советским войсками, в августе 1948 г. была создана Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) со столицей в Пхеньяне. И правительство Северной Кореи, сформированное коммунистами, и правительство Южной Кореи претендовали на то, что они являются единственно законным представителем корейского народа. 

Попытка объединения страны силой оружия, предпринятая КНДР в 1950 г., едва не увенчалась успехом. Однако США, воспользовавшись тем, что представитель СССР временно не участвовал в работе Совета Безопасности ООН, провели через ООН резолюцию, провозглашавшую Северную Корею агрессором. Вооруженные силы США и ряда союзных им стран под флагом войск ООН высадились в Корее и заняли почти всю ее территорию. 

В начавшейся войне 1950—1953 гг. экспедиционные силы США и их союзников впервые вступили в прямое столкновение с войсками Китая, пришедшими на помощь корейским коммунистам; в воздушных боях состоялась проба сил советской и американской авиации. Командование США всерьез рассматривало вопрос о применении ядерного оружия. Линия фронта рассекла территорию Кореи по 38-й параллели. Боевые действия, до заключения перемирия, приобрели позиционный характер. 

1946-1954 гг.война Вьетнама за независимость: Южный Вьетнам (проамериканский) и Северный Вьетнам (Демократическая Республика Вьетнам (ДРВ) (просоветский).

Аналогичная ситуация сложилась в Индокитае. После поражения Японии Камбоджа, Лаос и Вьетнам провозгласили независимость. Однако Франция, стремясь вернуть власть над своей бывшей колонией, начала войну против народов Индокитая. В 1950 г. на занятой бывшими колонизаторами территории юга Вьетнама было провозглашено формально независимое государства Вьетнам. Несмотря на помощь принявшим коммунистическую ориентацию патриотическим силам Вьетнама со стороны Китая и СССР, а Франции — США, к 1954 г. стало ясно, что ни одна из сторон не способна добиться решающего военного успеха. После нескольких поражений французских войск, наиболее серьезным из которых была капитуляция крепости Дьенбьенфу, было заключено перемирие. Вьетнам был разделен по 17 параллели на два государства — Северный и Южный Вьетнам.

Из статьи Л. Безыменского, В. Фалина «Кто развязал «холодную войну»:  «Холодная война» разразилась, поскольку ее очень желали. Желали те, кому не терпелось заместить только что выбитых из седла претендентов на мировое господство и сделать Землю «по крайней мере на 85 процентов» (выражение г. Трумэна) похожей на американский эталон. «Холодная война» не была нашим выбором. Она не могла быть выбором СССР после жесточайшей войны и огромных жертв, принесенных народом, чтобы остаться самим собой и жить по своему усмотрению».

Из статьи Дж. Л. Геддиса «О прошлом во имя будущего»: «Статья Л.Безыменского и В.Фалина... являет собой пример «попятного движения» в области истории... Такая точка зрения попятна прежде всего потому, что она не допускает возможности, что ни та, ни другая сторона в 1945 г. не желала «холодной войны»... По окончании второй мировой войны и США, и Советский Союз заботились в первую очередь о собственной безопасности. Трагедия заключалась в том, что добивались они своей цели в одностороннем порядке, вместо того чтобы действовать сообща... История редко бывает столь проста, чтобы ее можно было представить в категориях «белого и черного». При рассмотрении такого сложного вопроса, как истоки «холодной войны», нелогично и неразумно пытаться полностью обелить одну сторону и возложить всю вину на другую».
Как вы думаете, почему отношения сотрудничества между ведущими государствами антигитлеровской коалиции оказались ограниченными рамками военного времени? Раскройте истоки наступившей в условиях мира «холодной войны». Как вы считаете, ответственны ли за ее начало обе противоборствующие стороны? Сравните различные точки зрения по вышеуказанной проблеме

МнениеамериканскогоисторикаДж. Геддиса
Но, признавая за Западом частичную ответственность за «холодную войну» как результат упомянутых ошибок, мы не должны упускать из виду и ошибки, допущенные советской стороной, а это неизбежно вновь приводит нас к вопросу, а Сталине и созданной им политической системе. Сталин, мягко говоря, не страдал чрезмерной доверчивостью, и  дни, когда «культ личности» находился в зените, эта черта его характера не могла не отразиться на советской дипломатии, У Запада были законные основания для тревоги,  когда Сталин  после июня 1941  г. настаивал на сохранении контроля  над территориями,  приобретенными им в результате пакта 1939 г. с нацистской  Германией. У Запада были основания для тревоги, когда свободные выборы в Польше, обещанные Сталиным на Ялтинской конференции, так и не состоялись. У Запада были основания для тревоги, когда в 1945 г. коммунистические партии по всей Европе внезапно отказались от линии на сотрудничество с Западом, которой они придерживались во время войны.

Из статьи западногерманского историка Б. Грайнера
В Вашингтоне имелась группа, коей было совершенно безразлично, что думают и делают СССР или Сталин. Это — разработчики военных планов. Самое позднее с лета 1945 г. они твердо знали своего врага и серийно выпускали военные планы. В 1948—1949 гг., к примеру, считалось возможным покончить с Советским Союзом, уничтожив атомными бомбами его 70 городов и индустриальных центров. С маниакальной точностью были расписаны все детали: нападению подвергнутся 1947 объектов, в течение 30 дней намечалось 2,7 миллиона человек убить и 4 миллиона ранить. В марте 1954 г. командование стратегических ВВС видело себя на пике могущества. В случае необходимости оно бралось обрушить со всех сторон света на СССР 750 бомб и в течение двух (!) часов превратить его в «дымящиеся радиоактивные руины». Заметим, что по этому сценарию США никак не пострадали бы.

Какое влияние, с вашей точки зрения, должна была оказать «холодная война» на внутреннюю жизнь стран различных общественно-политических систем?
Как вы думаете, чем объясняется тот факт, что многие видные ученые разных стран, принимавшие участие в работе по созданию атомного оружия, стали впоследствии активными участниками антивоенного движения, борцами за права человека?
Обратите внимание на строки, написанные академиком А. Д.Сахаровым в июне 1972 г.:
«Я начал общественную деятельность около десяти — двенадцати лет назад, осознав преступный характер возможной термоядерной войны и воздушных испытаний термоядерного оружия. С тех пор я пересмотрел многое в своих взглядах, в особенности начиная с 1968 г., но основа моих взглядов все, же осталась прежней...
Я по-прежнему считаю, что преодоление трагических противоречий и опасностей нашей эпохи возможно только на пути сближения и встречной деформации капитализма и социалистического строя. В капиталистических странах этот процесс должен сопровождаться дальнейшим усилением элементов социальной защиты прав трудящихся, ослаблением милитаризма и его влияния на политическую жизнь. В социалистических странах также необходимо ослабление милитаризации экономики и мессианской
идеологии, жизненно необходимо ослабление крайних проявлений централизма и партийно-государственной бюрократической монополии как в экономической области производству и потребления, так и в области идеологии и культуры.
Я по-прежнему придаю решающее значение демократизации общества, развитию гласности, законности, обеспечению основных прав человека».



Предварительный просмотр:

Задание 1 группе «западных историков»: аргументировано докажите вину СССР за развязывание «холодной войны».

1) Подберите факты, подтверждающие:

а) экспансию СССР после войны:

объясните понятие «экспансия» (словарь);

покажите по карте территории, вошедшие в состав СССР после войны (карта);

на какие еще территории претендовал Советский Союз после войны;

подтвердите свои факты воспоминаниями В.М. Молотова;

б) наращивание Советским Союзом гонки вооружений:

испытание и усовершенствование ядерного оружия;

в) Практика усиления идеологической борьбы:

создание Коминформа;

доктрина Жданова;

цель Коминформа.

2) Сделайте вывод – начните словами: «Данные факты свидетельствуют, что …»

3) Кратко сформулируйте тезисы и запишите их в таблицу «Кто виноват?» в колонку

«СССР»:

Работа в группах, каждый доказывает свою точку зрения, выступают, и предлагают свой вариант развития этих отношений

Задание 2 группе «советских» историков

Задание: аргументировано докажите вину стран Запада (США, Великобритании) за развязывание «холодной войны»

1. Для доказательства используйте следующие факты:

Речь У. Черчилля 5 марта 1946 г. в Фултоне;

«Доктрина Трумэна»;

План Маршалла;

Ядерный шантаж.

2. Сделайте вывод: «Данные факты свидетельствуют, что…»

3. Кратко сформулируйте тезисы и запишите в таблицу «Кто виноват?» в колонку «Страны Запада»

Работа в группах, каждый доказывает свою точку зрения, выступают, и предлагают свой вариант развития этих отношений

Задание 3 группе – раскрыть вину и СССР, и США

Работа в группах, каждый доказывает свою точку зрения, выступают, и предлагают свой вариант развития этих отношений

Кто виноват ?

СССР

Страны Запада

СССР и страны Запада


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

1 . Речь какого политического деятеля считается точкой отсчета Холодной войны? 1. И.В. Сталина 2. У. Черчилля 3. Ф. Рузвельта 4. Н. Хрущева

Слайд 3

1 . Речь какого политического деятеля считается точкой отсчета Холодной войны? 1. И.В. Сталина 2. У. Черчилля 3. Ф. Рузвельта 4. Н. Хрущева Ответ - 2

Слайд 4

2.Что объединяет даты 1949 г. и 1953 г.? 1. проведение экономических реформ в промышленности 2. проведение полетов в космос на пилотируемых кораблях 3. первые испытания в СССР атомной бомбы и водородной бомбы 4. ввод советских войск в другие страны

Слайд 5

2.Что объединяет даты 1949 г. и 1953 г.? 1. проведение экономических реформ в промышленности 2. проведение полетов в космос на пилотируемых кораблях 3. первые испытания в СССР атомной бомбы и водородной бомбы 4. ввод советских войск в другие страны Ответ - 3

Слайд 6

3. Какой город во время Холодной войны был разделен на 2 части? 1. Москва 2. Нью-Йорк 3. Берлин 4. Вашингтон

Слайд 7

3. Какой город во время Холодной войны был разделен на 2 части? 1. Москва 2. Нью-Йорк 3. Берлин 4. Вашингтон Ответ - 3

Слайд 8

4. «Железный занавес» -это : стена, отделявшая Восточный Берлин от Западного пограничная система стран социализма раскол мира на два враждебных лагеря трудности обмена со странами «третьего мира»

Слайд 9

4. «Железный занавес» -это : стена, отделявшая Восточный Берлин от Западного пограничная система стран социализма раскол мира на два враждебных лагеря трудности обмена со странами «третьего мира» Ответ - 3

Слайд 10

5. В 1945 году ядерное оружие было только у : СССР США Германии 4. Японии

Слайд 11

5. В 1945 году ядерное оружие было только у : СССР США Германии 4. Японии Ответ - 2

Слайд 12

6. В результате Карибского кризиса произошло разоружение баллистических ракет со стран... Кубы и Европы Африки и Азии Австралии и Индонезии Южной Америки и Африки

Слайд 13

6. В результате Карибского кризиса произошло разоружение баллистических ракет со стран... Кубы и Европы Африки и Азии Австралии и Индонезии Южной Америки и Африки Ответ - 1

Слайд 14

7. В какие годы была «поставлена» Берлинская стена и разразился Карибский кризис 1. 1961,1962. 2. 1957, 1964 3.1955, 1960 4. 1964, 1965.

Слайд 15

7. В какие годы была «поставлена» Берлинская стена и разразился Карибский кризис 1. 1961,1962. 2. 1957, 1964 3.1955, 1960 4. 1964, 1965. Ответ - 1

Слайд 16

8. Какое событие объединяет этих людей: Джон Кеннеди, Фидель Кастро, Н.С. Хрущев?

Слайд 17

8. Какое событие объединяет этих людей: Джон Кеннеди, Фидель Кастро, Н.С. Хрущев? Ответ – Карибский кризис

Слайд 18

9. Какой ряд дат связан с созданием международных организаций социалистических стран во главе с СССР? 1) 1946 г., 1960 г. 2) 1949 г., 1955 г. 3) 1953 г., 1965 г. 4) 1961 г., 1967 г.

Слайд 19

9. Какой ряд дат связан с созданием международных организаций социалистических стран во главе с СССР? 1) 1946 г., 1960 г. 2) 1949 г., 1955 г. 3) 1953 г., 1965 г. 4) 1961 г., 1967 г. Ответ - 2

Слайд 20

10. Установите соответствие между событиями, явлениями внешней политики СССР и фамилиями руководителей, с деятельностью которых они связаны. СОБЫТИЯ, ЯВЛЕНИЯ А) разрыв отношений с Югославией Б) Карибский кризис В) ввод советских войск в Афганистан Г) прекращение гонки вооружений К каждой позиции первого столбца (буквы) подберите соответствующую позицию второго (цифры) и запишите получившуюся комбинацию цифр РУКОВОДИТЕЛИ 1. М.С. Горбачев 2. Л.И. Брежнев 3. И.В. Сталин 4. Н.С. Хрущев 5. Б.Н. Ельцин

Слайд 21

10. Установите соответствие между событиями, явлениями внешней политики СССР и фамилиями руководителей, с деятельностью которых они связаны. СОБЫТИЯ, ЯВЛЕНИЯ А) разрыв отношений с Югославией Б) Карибский кризис В) ввод советских войск в Афганистан Г) прекращение гонки вооружений К каждой позиции первого столбца (буквы) подберите соответствующую позицию второго (цифры) и запишите получившуюся комбинацию цифр РУКОВОДИТЕЛИ 1. М.С. Горбачев 2. Л.И. Брежнев 3. И.В. Сталин 4. Н.С. Хрущев 5. Б.Н. Ельцин 3 4 2 1

Слайд 22

Что такое «Холодная война»? Система международных отношений после Второй мировой войны и до второй половины 1980-х—начала 1990-х гг., для которой характерны военно-политическая конфронтация государств, ведение жесткой идеологической борьбы, гонка вооружений, применение экономических мер давления, создание военно-стратегических блоков, баз

Слайд 23

Кто виноват? 3 группы: - группа западных историков - виноват СССР - группа советских историков - виноват США - 3 группа - виноваты оба государства

Слайд 24

Вывод Виновниками были обе стороны и, следовательно, причинами начала «холодной войны» можно считать следующие: Борьба идеологий. Идеологическая пропаганда. Экспансия СССР и США. Раздел сфер влияния. Нежелание подлинного разоружения. Гонка вооружений. Образование военно-политических союзов.

Слайд 25

Рефлексия ✓ — новая и интересная информация; ! — я думал (думала) иначе; ? — эта информация меня удивила; x — мне было скучно. Продолжите следующие фразы. • Я хочу сказать... • Мне больше всего удалось... • Для меня было открытием, что...

Слайд 26

Домашнее задание на следующий урок Рассмотреть проблемный вопрос «Холодная война» продолжается и сегодня?». Подберите факты из СМИ, подтверждающие или опровергающие данное утверждение. Как описываются события холодной войны в учебниках и литературе США. Происходит ли фальсификация истории? Чем грозит новая Холодная война?

Слайд 27

Вопрос №20 Сравните внешнюю политику СССР в 1945-1953 и в 1953-1964 гг. Укажите, что было общим (не менее двух характеристик), а что – различным (не менее трех различий). Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока истории в 9 классе. Тема: "Холодная война".

Зрительный ряд урока истории в 9 классе. Тема: "Холодная война"...

"Холодная война " и раскол Европы.

Материал предназначен для дополнительных занятий по истории....

Проверочная работа по теме "Холодная война"

Данный материал может быть использован в 9, 11 классах по теме "Внешняя политика СССР после второй мировой войны"....

Тест-презентация на тему:" У истоков "Холодной войны".

Тест-презентация не большой. Удобно использовать для закрепления материала по теме "Холодная война", в 9-м классе....

Конспект урока истории " Истоки "холодной войны" и создание военно-политических блоков"

Урок "Истоки "холодной войны" и создание военно-политических блоков".В прикрепленном файле конспект урока, раздаточный материал и презентация....