Семь чудес света Древнего мира
методическая разработка по истории (5 класс)

Федорова Светлана Александровна

Методическая разработка урока истории в 5 классе по теме: "Семь чудес света Древнего мира". Технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_v_5_klasse_po_istorii.doc907 КБ

Предварительный просмотр:

«Семь чудес света Древнего мира»

 Технологическая карта урока истории в 5 классе

ТЕМА: «Семь чудес света Древнего мира»

АВТОР: Фёдорова Светлана Александровна

ЦЕЛИ:

Главная цель урока: создать условия для самостоятельного усвоения учащимися истории семи чудес света, созданных в Древнем мире.

  • Обучающая цель:  формирование представлений об  истории семи (шести) чудес света и систематизация полученных знаний.
  • Развивающая цель: включить учащихся в активную познавательную деятельность; формировать умения работать с различными источниками информации; совершенствовать навыки поисковой, самостоятельной деятельности; развивать умения находить нужную информацию и выделять главное;  формировать навыки работы в паре и в группе; создать условия для формирования умения преобразовывать информацию из одного вида в другой; формировать умение публичного выступления.  
  • Воспитательная цель: пробуждать интерес к прошлому человечества, создать условия для проявления чувства бережного отношения к памятникам истории.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Личностные:

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культуры и религии.

Формирование уважительного отношения к  истории, культурным и историческим памятникам, осознание себя частью всего мира.

Формирование умения оценивать на основе общечеловеческих ценностей свои поступки и поступки других людей.

Раскрытие себя, развитие проектных способностей (создание мини-проектов).

Предметные:

Овладение базовыми историческими знаниями по изученной теме.

Формирование целостного представления об историческом пути человечества, разных народов и государств.

Метапредметные:

  • Регулятивные: развитие умений самостоятельно искать средства достижения цели, работать по алгоритму,  распределять роли для выполнения совместной деятельности, осуществлять самопроверку и взаимопроверку.
  • Познавательные: развитие умений  извлекать и перерабатывать информацию из различных источников  в соответствии с целями и задачами, создание информационных моделей с выделением существенных характеристик объекта и умение представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде в форме таблицы («Туристический проспект» и «Карта путешественника») и в форме устного сообщения.
  • Коммуникативные: развитие умений понимать других людей (понимать смысл текстов и устные сообщения одноклассников), сотрудничать с другими людьми (организовывать взаимодействие в паре и группе в разных ролях), доносить свою позицию и уважительно относиться к позиции другого.

ОБОРУДОВАНИЕ:

- мультимедийная установка (ноутбук, проектор, экран);

- презентация;

- учебник;

- печатный материал (иллюстрации, текст, таблицы).

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ УРОКА: семь чудес света Древнего мира.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИЗЛОЖЕНИЯ НОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА:

  1. Подводящий диалог.
  2. Решение проблемного вопроса.
  3. Работа в парах и группах по созданию мини-проектов:
  • работа с текстовым материалом.
  • оформление «Туристического проспекта»
  1. Индивидуальная работа по систематизации полученных знаний (создание «Карты путешественника»)
  2. Рефлексия.

Основные формы и методы организации индивидуальной и групповой деятельности обучающихся: создание и защита мини-проекта через групповую работу и индивидуальная работа по систематизации полученных знаний.

Критерии определения уровня внимания и интереса обучающихся к излагаемому  учебному материалу: качественное выполнение заданий, вопросы по излагаемому материала.

Методы мотивирования учебной активности обучающихся в ходе освоения нового учебного материала: слово учителя,

иллюстративный материал, проблемная ситуация, исследование, создание ситуации успеха.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД

Примечания

1.Организационный момент.

Приветствие учеников. Проверка готовности к уроку. Положительный эмоциональный настрой на работу.

 - Я рада встрече с вами. Надеюсь, что и вы рады встрече со мной и с той наукой, которую мы с вами изучаем.

Мотивация.

Приветствуют учителя

 Личностные (этическое оценивание) и регулятивные УУД.

2. Введение в тему урока через актуализацию знаний.

(Опорные понятия)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задаёт вопросы и создаёт проблемную ситуацию.

-Какую науку мы изучаем на наших уроках? (историю).

- Историк В. Б. Кобрин пишет: «Мы прекрасно знаем, что без физики, химии и математики мы ездили бы на лошадях и волах, не имели бы холодильников, не смотрели бы кино и телевидение, переписывали бы от руки книги. Без астрономии и географии невозможны ни мореплавание, ни сухопутные путешествия, а без биологии - медицина и сельское хозяйство. А история зачем?».

- А зачем нужна современному школьнику такая наука как история? Как бы вы ответили на этот вопрос? (помогает изучать прошлое страны, народа, мира, выступает в роли учителя жизни, изучая прошлое, человек накапливает знания, опыт, которые может применить в своей жизни)

- Великий древнеримский философ Цицерон говорил «История – это учительница жизни, потому что не знать того, что было до твоего рождения, означает навсегда оставаться ребенком».

-Какие возможности для изучения прошлого нам дают уроки истории? (Они дают возможность путешествовать во времени.… Перемещаться во времени…)

- Куда мы с вами сегодня отправимся давайте определим вместе, используя  подсказку.

Более 2000 лет тому назад писатели начали составлять списки поразительных зданий и сооружений, которые они видели или о которых им приходилось слышать. Около 120 года до н.э. греческий поэт по имени Антипатр Сидонский описал семь таких мест. Все их можно было отыскать на небольшой территории в восточном Средиземноморье – области, которую хорошо знали древнегреческие писатели. Немногие бывали за ее пределами. Быть может, этот список был своего рода туристическим путеводителем. Список этот сохранился до наших дней, хотя из перечисленных сооружений стоять осталось лишь только одно. Они известны, как ... - Как мы сегодня называем эти сооружения сегодня?

- Так о чем у нас на уроке пойдет речь?

- Какова тема урока?

- Куда отправимся в путешествие?

 

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют тему урока.

Регулятивные (определять проблему учебной деятельности, выдвигать версии),    и коммуникативные УУД

(понимать смысл высказываний, высказывать своё мнение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 1. Карта

Слайд 2. Коллаж семи чудес света.

3. Целеполагание.

 

- Давайте сформулируем цель урока. (Познакомиться с чудесами света)

- А надо ли нам знакомиться со всеми чудесами?

- С какими чудесами света мы уже знакомы?

(Пирамиды Древнего Египта)

Значит нам надо познакомиться с 6 чудесами света, о которых мы еще не знаем.

-Мы не просто будем знакомиться с чудесами света, а будем знакомиться, совершая путешествие. То есть станем настоящими туристами во времени. В путешествии  мы разбились на туристические группы. Каждая группа будет представлять одно чудо света.

- Кем вы сегодня побываете на уроке, в каких ролях? (путешественники-туристы, гиды-экскурсоводы, исследователи-учёные)

-Что должны сделать, исполняя эти  роли?

Задачи каждой группы: 1) узнать как можно больше информации по своему памятнику архитектуры и искусства (материал лежит на столе в раздаточном материале) и создать о нём рекламный проспект (мини-проект), т.е. работать исследователем. 2) рассказать о чуде света/ представить свой проспект всему классу (работа гида-экскурсовода).

Давайте подумаем, какая информация  должна содержаться в вашем рекламном проспекте, чтобы он понравился туристам (алгоритм оформления мини-проекта). 

Отвечают на вопросы.

Формулируют цель урока и задачи.

Составляют алгоритм оформления рекламного листа:

1.Географическое положение чуда света.

2. Время создания.

3. Автор-создатель

4. Предназначение.

5. Описание. Как выглядело чудо света.

6. Интересные факты.

Личностные

Регулятивные УУД

4. Исследовательская работа.

- Итак, отправляемся в путешествие.

- Выберите оформителя в паре и докладчика в группе. Приступайте к работе.

Учитель осуществляет корректировку, консультирование. Сопровождение во время оформления мини - проектов

Класс работает в парах и мини-группах.

Каждая пара (группа) изучает свое чудо света, используя учебник и распечатанный текст.

Оформляют «Туристический проспект»

Познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные УУД

5. Группы представляют свои мини-проекты

- Начинаем экскурсию по памятникам Древнего мира. К доске приглашаются группы во главе с «гидом».

- «Туристы» заполняют памятку («Карта путешественника»), чтобы не запутаться в информации.

Желающие ученики могут задать вопросы.

Рассказ группы об одном из чудес света.

Индивидуальная работа по заполнению «Карты путешественника»

Познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные УУД

Слайды 3-8

6. Итог, рефлексия, самооценка

- Вот и подходит к концу наш урок. Давайте посмотрим, какую  цель мы ставили перед собой в начале урока и достигли мы её или нет.

-Возвращаясь из путешествия, все туристы покупают на память магнитики с изображением тех мест, где они побывали.

- Каждый из вас сейчас выделит «магнитик», изображающий то чудо света, рассказ о котором вам показался наиболее интересным и полезным (оценим работу групп).

- На обратной стороне оцените свою работу на уроке.

- Был активным участником работы в группе - !

- Старался участвовать в работе группы, но не всегда получалось - !?

- Был пассивным зрителем - ?

Анализируют достижение цели урока.

Оценивают работу групп.

Коммуникативные, регулятивные УУД

7. Применение нового знания.

- Найдите 7 чудес света на представленной путанице. Оцените свои знания.

- Узнайте по описанию чудо света.

Работают с иллюстративным материалом. Проводят самопроверку.

Коммуникативные, регулятивные УУД

8. Домашнее задание

- Поделитесь впечатлениями о своем путешествии (рисунок, рассказ о путешествии в прошлое) или подготовьте список новых чудес света.

 


 

Список использованной литературы:

  1. Альбедиль М.Ф. Рассказы по всемирной истории. СПб.: «Норинт», 2001.
  2. Арасланова О.В. История Древнего мира. 5 класс: Поурочные разработки. М.: ВАКО, 2005.
  3. Вигасин А.А. , Годер Г.И. История древнего мира. 5 класс. М.: Просвещение, 2015.
  4. Кокс Р. Моррис Н. Семь чудес света. М.: БММ АО, 1997.
  5. Соломенко Н.З.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Чудеса света. М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.


ПРИЛОЖЕНИЕ

1. НАЙДИ 7…..

G:\2016\Древний мир\7 чудес\сканирование0001.jpg

ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПРОСПЕКТ

ЧУДО СВЕТА_________________________________________________

Авторы-составители__________________________________________

Географическое положение

Время создания

Предназначение

Автор (создатель)

Описание.

(Как выглядело чудо света)

Сохранность

(причины уничтожения)



Интересные факты

Карта   путешественника   из 5 « » класса __________________________

Чудо света

(название)

Изображение

Время

создания

Место расположения

Предназначение и интересные факты

Сохранность

(причины разрушения)

Jardins suspendus de Babylone (Barclay).jpg

Zeus d'Olympie (Barclay).jpg

Temple de Diane (Barclay).jpg

Tombeau de Mausole (Barclay).jpg

Colosse de Rhodes (Barclay).jpg

Phare d'Alexandrie (Barclay).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по истории Древнего Мира на тему: "Семь чудес света" (Презентация)

           СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА, (лат. septemmiraculamundi) -  самые знаменитые памятники древнего мира — египетские пирамиды в Эль-Гизе, Висячие сады Семир...

Презентация по истории древнего мира для 5 класса "Семь чудес света Древнего мира"

Семь чудес Древнего Мира. Это список самых великих и самых поразительных строений и памятников. Некоторые, если не все, из Чудес Света обладают удивительным техническим уровнем....

Открытое мероприятие для учащихся 5- 8 классов по теме « Семь чудес света Древнего мира».

Театрализованное мероприятие для учащихся 5- 8 классов по теме  « Семь чудес света Древнего мира», знакомит обучающихся с чудесами света....

Семь чудес света Древнего мира (материалы для занятий)

О существовании некоторых из семи чудес света мы узнаем из повествований древнегреческого историка - Геродота.Чудеса света не всегда были одними и теми же, в разные периоды истории список претерпевал ...

Классный час: "Семь чудес света или Семь чудес Древнего Мира".

Цель:- Развитие культурного и эстетического интереса у учащихся, расширение их представлений о культуре Древнего Мира. - Создание атмосферы  "Путешествие по чудесам света".Задачи: - Раз...

Кроссворд "Семь чудес света" (5 класс, история древнего мира)

Творческое задание для повторительно-обобщающего урока по истории Древнего мира (5 класс)....