ВОСПИТАНИЕ СЕРДЦА - ПРАВОСЛАВНАЯ ГОСТИНАЯ. Авторы: учитель истории Аврамова И.Н., учитель русского языка Капитанова У.А., МАОУ "Гимназия № 24", г. Магадан
методическая разработка (11 класс)

Аврамова Инна Николаевна

Православная гостиная  - это удивительная, уникальная совместная встреча взрослых и детей. Это маленькие островки творческого вдохновения и эмоционального подъёма, где на равных делятся своими переживаниями ученики и учителя, наши гости – священники, работники учреждений образования и высшей школы, представители средств массовой информации и православной общественности Магадана.

Встречи с духовными наставниками обогащают неокрепшие души наших воспитанников, а нам, учителям, дают духовную пищу для размышлений о смысле жизни, любви, терпении.

Не случайно для духовного просвещения учащихся была выбрана именно эта форма внеурочной деятельности. Надо с детства воспитывать в человеке способность быть верным. Вера в святыни – один из самых тонких и глубоких корней духовной стойкости, мужества, непоколебимости. Настоящий человек начинается там, где есть святость души, умение чувствовать рядом с собой человека, его душу, сердце, настроение, сложный духовный мир – радость, тревогу, неудачу. Надо воспитать себя так, чтобы не причинять своими поступками, своим поведением боли, оскорбления, беспокойства, тяжелых переживаний, учиться поддержать в трудную минуту, помочь, подбодрить. Важно, чтобы маленький человек постигал тонкую и сложную науку – видеть себя и спрашивать себя: Я какой? Добрый? Хороший или плохой? Что я способен сделать хорошего для близких людей? Какой след я оставлю здесь, на земле? Что я возьму с собой в вечность? Я человек счастливый? Мне есть от чего радоваться? На эти вопросы учащимся помогает ответить Православная гостиная.

Ожидаемым результатом таких мероприятий должно стать изменение нравственного поведения ребенка. Поэтому на Православных гостиных религиозные знания необходимы не столько для  информирования учащихся, сколько через информирование - для нравственного научения делам милосердия, помощи, защиты, сострадания и сорадования, для пробуждения в них таких, порой  глубоко «задвинутых» чувств, как долг, совесть, свобода, ответственность, гражданственность, патриотизм, стыд, вера, надежда, любовь. Система ценностей, заложенная в религиозных знаниях, помогает детям развить умение в каждом житейском опыте (и прежде всего в своём собственном) вычленять проявления духовного мира, то есть научить их различать добро и зло, развивать  добрые привычки и навыки, а также умение бороться с пагубными проявлениями в характере. Таким образом, на Православных гостиных необходима информация религиозного содержания, но в данном случае она нужна  лишь затем, чтобы с её помощью осуществлять нравственное научение детей и подготавливать их к выполнению дел милосердия. В  основу методики проведения подобных мероприятий  положена идея учения через переживание как выработка умения оценивать сущее.

С этой точки зрения особой должна быть и структура Православной гостиной. Это означает, что в каждой гостиной можно выделить следующие структурные компоненты в порядке их реализации:

- информационный компонент - те знания, которые получают присутствующие  по основам православного вероучения и культуры (Священной истории, истории Церкви, церковной музыке, иконописи, литературе);

- компонент нравственного научения на материале полученной только что информации духовного содержания, а также на материале собственного житейского опыта, в котором воспитанники учат вычленять проявления духовного мира;

- деятельностный компонент или так называемый «комплекс добрых дел», который может выходить за рамки гостиной. Это выполнение таких, например, дел милосердия, как приготовление подарков близким, ветеранам,  одиноким людям, их посещение, помощь по дому, классу, воспитанникам детского дома.

При построении и реализации в современной педагогической действительности процесса  духовно-нравственного воспитания россиян мы должны стремиться использовать все богатство педагогических идей, выработанных как светской, так и православно ориентированной педагогикой. Однако стержнем данного  процесса должна быть опора на традицию, каковой в России является православная культурная традиция.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рецензия на программу «Азы журналистики» (автор-составитель: Ничкова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы, педагог дополнительного образования)

Программа «Азы журналистики» является подпрограммой к программе муниципальной экспериментальной площадки по теме «Профессиональное самоопределение учащихся как одно из условий успешной социализации ли...

Литературно-музыкальная гостиная «А.Дементьев: «Я последний романтик ушедшего века…», разработанная учителем русского языка МАОУ гимназия г. Белореченска Бондаревой Н.В. и учителем музыки МАОУ гимназия Джемилевой С.А.

Презентация посвящена поэту Андрею Дементьеву. В этом мероприятии участвуют и учащиеся старших классов и народный ансамбль академического пения "Элегия". В литературно-музыкальной гостиной звучат лучш...

Методическая система учителя русского языка и литературы "Воспитание элитарной языковой личности в процессе обучения русскому языку и литературе"

Переход России из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале, привел к процессам глобализации, информатизации,...

Урок с презентацией "А.С.Грибоедов: личность и судьба" Автор - Аннина Галина Сергеевна, учитель русского языка и литературы филиала МОУ СОШ п. Кушумский в селе Верхний Кушум

Данный урок - первый в системе уроков по изучению биографии и творчества А.С.Грибоедова. Цель урока: знакомство учащихся с личностью писателя, его жизненным кредо, его интересами, увлечениями, занятия...

Контрольная работа за курс 5 класса по программе М.М Разумовской (4 варианта).Автор-составитель: учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светлана Анатольевна

Даная разработка поможет учителю проверить сформированность учебных навыков по окончании 5 класса и разработать индивидуальные рекомендации по их устранению...

Д о к л а д «Виртуальная экскурсия как активизация учебного процесса на уроке истории и внеурочной деятельности» (ШМО учителей русского языка и литературы, истории, музыкально-эстетического цикла, 02.03.2018 г.) Составитель: Костина Юлия Анатольевна

Превратить учебу в увлекательное действие,  мотивировать их познавательную активность,  позволит  на уроке и внеурочное время виртуальная экскурсия. Биология, география, физика, история...