Рабочая программа по истории. 8 класс. (История России.Всеобщая история)
рабочая программа по истории (8 класс)

Чукова Юлия Анатольевна

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС. Ориентирована на использование учебника по истории России под ред. Торкунова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Частное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат №21 среднего общего образования

открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

Рассмотрено__________

на заседании МО №1          

от «__» _______ 2020г.     Руководитель МО  

__________________________                

Согласовано___________    

от «___»________2020г

Зам. директора по УВР          Н.И. Ленгардт                                    

Утверждаю___________

«__» _______ 2020г.

 Приказ № 274/1

Директор школы-интерната №21                                                          Н.Г. Воскобойников

Рабочая программа

по истории

для 8 класса

на 2020 – 2021 учебный год

Разработал:

учитель истории и обществознания

первой  квалификационной категории

Чукова Юлия Анатольевна

(ФИО разработчика, должность, категория)

                                                   

2020

Пояснительная записка

          Настоящая рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:

Федерального закона РФ №273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897.

Историко-культурный стандарт.

Примерные программы по учебным предметам. История. 5 – 9 классы. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).

Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А. А. Вигасина –А.О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/[А.А. Вигасин, Г.И. Годер, Н.И. Шевченко и др.]. - М.: Просвещение, 2015.

Данилов А. А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы (основная школа) : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, О. Н. Журавл ева, И. Е. Барыкина. — М.: Просвещение, 2016; 

С учетом:

Основной образовательной программы образовательной организации ЧОУ «Школа-интернат №21 среднего общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утвержденной директором школы.

Авторской программы А.А. Данилова и А.Я. Юдовской.

Рекомендаций для перехода на линейную систему изучения истории.

Рабочая программа составлена с учетом и на основании приказа МО РФ от 31.12.2015 г. за № 1577.

            Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени 1500 – 1800. 7 класс: учебник общеобразовательных организаций/ А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина; под ред А.А.Искендерова – М.: «Просвещение»,

Электронное приложение к учебнику — ресурсы сайта www.online.prosv.ru.

П. А. Баранов. Всеобщая история. История Нового времени. Проверочные и контрольные работы. 7 класс

А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина, Т. В. Коваль. Всеобщая история. История Нового времени. Поурочные разработки. 7 класс

Атлас. История Нового времени 7 класс. – М.: «Дрофа. ДиК», 2016

Арсентьев Н.М., Данилов А.А и др. под ред.А.В.Торкунова. История России. 8 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. В 2 ч./ М., «Просвещение»,

Артасов И.А., Данилов А.А., Косулина Л.Г., Соколова Л.А. Рабочая тетрадь. 8 класс. М.: «Просвещение», 2020.

Журавлева О.Н. Поурочные рекомендации. История России. 8 класс. М.:. «Просвещение», 2020.

Атлас. История России. XVIII вв. 8 класс.

Общая характеристика учебного предмета «История»:

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей и задач изучения истории в основной школе, её места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 8 класса, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Программа разработана на основе требований Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, а также принципов и содержания Историко-культурного стандарта и рассчитана на средний уровень учащихся.

В современном плюралистическом российском обществе единая концепция исторического образования выступает в качестве общественного договора, призванного обеспечить согласованную и поддержанную обществом версию отечественной и всеобщей истории. Подобный подход не исключает сохранения плюрализма оценок и суждений в рамках исторических исследований, а также методических подходов к преподаванию отечественной истории на различных этапах обучения и воспитания учащихся. Центральной идеей концепции является рассмотрение истории формирования государственной территории и единого многонационального российского народа. Судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур. Это обусловило ключевую роль этнокультурных компонентов, обеспечивающих достижение единства, гармонии и согласия в российском многонациональном обществе.

Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым школьного предмета «История».

Цели и задачи изучения учебного предмета «История»:

Целью школьного исторического образования является формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

Задачи изучения истории в основной школе:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
  • развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
  • формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Описание места учебного предмета "История" в учебном плане:

На изучение учебного предмета «История» в 8 классе отводится 68 часов. Изучение учебного предмета «История» начинается с изучения курса «Всеобщая история. Новая история» (28 часов). Так как изучение отечественной истории является приоритетным в школьном историческом образовании, соответственно на изучение курса «История России» отводится 40 часов учебного времени. Контроль знаний предполагает повторение, обобщение, а также итоговое тестирование изученных тем. На контроль знаний учащихся отводится 6 часов учебного времени. В конце каждой четверти предполагается 20 минут урока отводить на систематизацию знаний и умений изученного материала.

Данная рабочая программа предполагает реализацию регионального компонента отечественной истории. Для этого отводится 1 час учебного времени в конце года.

Данная рабочая программа предназначена для реализации в 2020-2021 учебном году  в школе-интернате №21 ОАО «РЖД» и предполагает изучение учебного предмета «История» на базовом уровне по линейной системе..

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «История»: 

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы.

Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.

      Предметная часть результатов проверяется на уровне индивидуальной аттестации обучающегося, а личностная часть является предметом анализа и оценки массовых социологических исследований.

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
  • познавательный интерес к прошлому своей страны
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
  • уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
  • уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
  • следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • формирование коммуникативной компетентности;
  • обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других;
  • расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
  • формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
  • логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием;
  • применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
  •  решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • организовывать учебное  сотрудничество и совместную деятельность с учителем  и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
  • определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
  • активно применять знания и приобретённые умения, освоенные в школе, в повседневной жизни и продуктивно взаимодействовать  с другими людьми в профессиональной сфере и социуме;
  • критически оценивать достоверность информации (с помощью учителя), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания общества;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания;
  • умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
  • знать имена выдающихся деятелей XVIII в., важнейшие факты их биографии;
  • основные этапы и ключевые события всеобщей истории периода конца XVII— XVIII в.в.;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;
  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, опираясь на знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчётов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, для высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира, объяснения исторически сложившихся норм социального поведения, использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Планируемые результаты изучения курса «История»[1]:

Выпускник научится:

• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;

• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Выпускник получит возможность научиться:

• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;

• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.

Содержание учебного курса «Всеобщая история. Новая история.1700-1800 гг.» (в рамках учебного предмета «История») – 28 часов:

Новая история. XVIII в. 28 ч.

 Мир на рубеже XVII-XVIII вв. (2часа)

Введение. Мир на рубеже XVII-XVIII вв. Основные достижения европейского общества к началу XVIII века.

Европейское общество в начале XVIII века. Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия, новое дворянство. Низшие слои населения. Законы о нищих. Основные черты повседневной жизни.

Эпоха Просвещения и преобразований. (18 часов)

 Великие просветители Европы. Просветители XVIII в. — наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью. Ш.-Л. Монтескье о разделении властей. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго.

Мир художественной культуры эпохи  Просвещения.  Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека новой эпохи в произведениях Д. Дефо. Сатира на пороки современного общества в произведениях Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гёте. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хоггарт, Ж. Шарден.

На пути к индустриальной эре. Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства.

Промышленный переворот в Англии. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Первые династии промышленников. Луддизм. Цена технического прогресса.

Английские колонии в Северной Америке. Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин — великий наставник «юного» капитализма.

Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки. Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. Билль о правах. Борьба североамериканских штатов за свободу.  

Франция в XVIII в. Франция в середине XVIII в. Характеристика социально-экономического и политического развития. Людовик XVI, попытка проведения реформ.

Причины и начало Великой французской революции. Созыв Генеральных штатов. Мирабо — выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г. — начало революции. Плебейский террор. Революция охватывает всю страну. «Герой Нового Света» генерал Лафайет.

Великая французская революция. От монархии к республике. Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Казнь Людовика XVI.

Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Термидорианский переворот. Войны Директории. Н.Бонапарт.  Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства.

Обобщающее занятие «Эпоха Просвещения. Время преобразований».

Страны Востока в XVIII веке. (2 часа).

Традиционные общества Востока. Держава Великих Моголов в Индии и ее распад. Начало европейского завоевания Индии. Покорение Китая маньчжурами. Империя Цин. Образование централизованного государства в Японии. И. Токугава.

Начало европейской колонизации. Создание колониальной системы управления. Ограничения в области хозяйственной жизни. Бесправие коренного населения. Католическая церковь и инквизиция в колониях. Черные невольники. Латиноамериканское общество. Маньчжурское завоевание Китая.

Международные отношения в XVIII веке. (2 часа).

Международные отношения в XVIII веке.  Причины международных конфликтов в XVIII в. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его военная «система».

Европейские конфликты и дипломатия.

Итоговое повторение. (4 часа)

Мир на рубеже XVIII–XIX вв. Основные черты европейского общества на рубеже XVIII-XIX вв.

От традиционного общества к обществу индустриальному. Черты традиционного общества. Основное содержание процесса модернизации. Эшелоны капиталистического развития. Проблемы, порожденные модернизацией.

Повторительно-обобщающие уроки по курсу за 7 класс (период дистанционного обучения – уроки вынесены на сентябрь).

РОССИЯ В КОНЦЕ XVII — XVIII в. (40 ч)

Россия в конце XVII — первой четверти XVIII в.

Политическая карта мира к началу XVIII в. Новые формы организации труда в передовых странах. Формирование мировой торговли и предпосылок мирового разделения труда. Новый характер взаимоотношений между Востоком и Западом. Политика колониализма. Роль и место России в мире Предпосылки масштабных реформ. А. Л. Ордин-Нащокин. В. В. Голицын. Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство.

Особенности абсолютизма в Европе и России. Преобразования Петра I. Реформы местного управления: городская и областная (губернская) реформы. Реформы государственного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация армии: создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии.

Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Старообрядчество при Петре I. Положение протестантов, мусульман, буддистов, язычников. Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея.

Развитие промышленности. Мануфактуры и крепостной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать. Ревизии. Особенности российского крепостничества в XVIII в. и территория его распространения. Российское общество в Петровскую эпоху. Изменение

социального статуса сословий и групп: дворянство, духовенство, купечество, горожане, крестьянство, казачество.

Зарождение чиновничье-бюрократической системы. Табель о рангах. Правовой статус народов и территорий империи: Украина, Прибалтика, Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ,

Сибирь, Дальний Восток. Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону.

Религиозные выступления. Россия в системе европейских и мировых международных связей. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Ништадтский мир. Прутский и Каспийский походы.

Провозглашение России империей. Формирование системы национальных интересов Российской империи на международной арене, рост её авторитета и влияния на мировой арене.

Культурное пространство империи в первой четверти XVIII в.

Культура и нравы. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Нововведения, европеизация, традиционализм. Просвещение и научные знания. Введение гражданского шрифта и книгопечатание. Новое летоисчисление. Первая печатная газета «Ведомости». Ассамблеи, фейерверки.

Санкт-Петербург — новая столица. Кунсткамера. Создание сети школ и специальных учебных заведений. Основание Академии наук и университета. Развитие техники. Строительство городов, крепостей, каналов.

Литература, архитектура и изобразительное искусство. Петровское барокко.

Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской истории и культуре. Человек в эпоху модернизации. Изменения в повседневной жизни сословий и народов России.

После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов.

Изменение места и роли России в Европе. Отношения с Османской империей в политике европейских стран и России.

Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I.

Пётр II. «Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции — попытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович.

Елизавета Петровна. Пётр III. Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Конференция при высочайшем дворе. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Изменения в системе городского управления.

Начало промышленного переворота в Европе и экономическое развитие России. Экономическая и финансовая политика. Ликвидация внутренних таможен. Развитие мануфактур и торговли. Учреждение Дворянского и Купеческого банков.

Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Внешняя политика в 1725—1762 гг. Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Начало присоединения к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756—1763 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики. 

Российская империя в период правления Екатерины II

Россия в системе европейских и международных связей. Основные внешние вызовы. Научная революция второй половины XVIII в. Европейское Просвещение и его роль в формировании политики ведущих держав и России. Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм. Секуляризация церковных земель. Проекты реформирования России. Уложенная комиссия. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Экономическая и финансовая политика правительства. Рост городов. Развитие мануфактурного производства. Барщинное и оброчное крепостное хозяйство. Крупные предпринимательские династии. Хозяйственное освоение Новороссии, Северного Кавказа, Поволжья, Урала.

Социальная структура российского общества. Сословное самоуправление. Социальные и национальные движения. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва.

Народы Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии, Поволжья, Новороссии, Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки в составе Российской империи. Немецкие переселенцы. Национальная политика. Русская православная церковь, католики и протестанты. Положение мусульман, иудеев, буддистов.

Основные направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России. Русско-турецкие войны. Присоединение Крыма. «Греческий проект». Участие России в разделах Речи Посполитой. Воссоединение Правобережной Украины с Левобережной Украиной. Вхождение в состав России Белоруссии и Литвы.

Формирование основ глобальной внешней политики России. Отношения с азиатскими странами и народами. Война за независимость в Северной Америке и Россия. Французская революция конца XVIII в. и политика противостояния России революционным движениям в Европе. Расширение территории России и укрепление её международного положения. Россия — великая европейская держава.

Россия при Павле I.

Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Внешняя политика Павла I. Участие России в антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова. Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора Павла I.

Культурное пространство империи. Повседневная жизнь сословий в XVIII в.

Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просвещения на развитие образования и науки в России. Зарождение общеобразовательной школы. Основание Московского университета и Российской академии художеств. Смольный институт благородных девиц. Кадетский (шляхетский) корпус.

Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ломоносов. Развитие естественных и гуманитарных наук. Становление русского литературного языка. Географические экспедиции. Достижения в технике. Литература. Живопись. Театр. Музыка. Архитектура

и скульптура. Начало ансамблевой застройки городов.

Перемены в повседневной жизни населения Российской империи. Сословный характер культуры и быта. Европеизация дворянского быта. Общественные настроения.

Жизнь в дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одежда и мода. Жилищные условия разных слоёв населения, особенности питания.

Региональный компонент. Бурятия в XVIII веке.

Основные события и даты

8 класс

1682—1725 гг. — царствование Петра I (до 1689 г. при регентстве царевны Софьи; до 1696 г. совместно с Иваном V)

1682—1689 гг. — правление царевны Софьи

1682, 1689, 1698 гг. — восстания стрельцов в Москве

1686 г. — заключение «вечного мира» с Речью Посполитой

1686—1700 гг. — война с Османской империей

1687 г. — основание Славяно-греко-латинского училища (позднее — академия) в Москве

1687, 1689 гг. — Крымские походы В. В. Голицына

1689 г. — Нерчинский договор между Россией и Китаем

1695, 1696 гг. — Азовские походы

1697—1698 гг. — Великое посольство в Европу

1700—1721 гг. — Северная война

1700 г. — поражение под Нарвой

16 мая 1703 г. — основание Санкт-Петербурга

1705—1706 гг. — восстание в Астрахани

1707—1708 гг. — восстание под предводительством Кондратия Булавина

1708—1710 гг. — учреждение губерний

1708 г. — битва при деревне Лесной

27 июня 1709 г. — Полтавская битва

1711 г. — учреждение Сената; Прутский поход

1714 г. — указ о единонаследии

27 июля 1714 г. — Гангутское сражение

1718—1720 гг. — учреждение коллегий

1718—1724 гг. — проведение подушной переписи и первой ревизии

1720 г. — сражение у острова Гренгам

1721 г. — Ништадтский мир со Швецией

1721 г. — провозглашение России империей

1722 г. — введение Табели о рангах

1722—1723 гг. — Каспийский (Персидский) поход

1725 г. — учреждение Академии наук в Петербурге

1725—1727 гг. — правление Екатерины I

1727—1730 гг. — правление Петра II

1730—1740 гг. — правление Анны Иоанновны

1733—1735 гг. — война за польское наследство

1736—1739 гг. — русско-турецкая война

1741—1743 гг. — русско-шведская война

1740—1741 гг. — правление Иоанна Антоновича

1741—1761 гг. — правление Елизаветы Петровны

1755 г. — основание Московского университета

1756—1763 гг. — Семилетняя война

1761—1762 гг. — правление Петра III

1762 г. — Манифест о вольности дворянской

1762—1796 гг. — правление Екатерины II

1768—1774 гг. — русско-турецкая война

26 июня 1770 г. — Чесменское сражение

21 июля 1770 г. — сражение при Кагуле

1772, 1793, 1795 гг. — разделы Речи Посполитой

1773—1775 гг. — восстание под предводительством Емельяна Пугачёва

1774 г. — Кючук-Кайнарджийский мир с Османской империей

1775 г. — начало губернской реформы

1783 г. — присоединение Крыма к России

1785 г. — жалованные грамоты дворянству и городам

1787—1791 гг. — русско-турецкая война

1788 г. — указ об учреждении «Духовного собрания магометанского закона»

1788—1790 гг. — русско-шведская война

11 декабря 1790 г. — взятие Измаила

1791 г. — Ясский мир с Османской империей

1796—1801 гг. — правление Павла I

1799 г. — Итальянский и Швейцарский походы русской армии

11 марта 1801 г. — убийство Павла I

 Основные понятия и термины:

Модернизация. Реформы. Меркантилизм. Гвардия. Империя. Сенат. Коллегии. Синод. Губерния. Крепостная мануфактура. Рекрутские наборы. Ревизия. Прокурор. Фискал. Прибыльщик. Ассамблея. Табель о рангах. Ратуша. Дворцовый переворот. Верховный тайный совет. Кондиции. «Бироновщина». Просвещённый абсолютизм. Секуляризация. Уложенная комиссия. Гильдия. Магистрат. Духовные управления (мусульманские).

Барокко. Рококо. Классицизм. Сентиментализм.

Основные источники:

Генеральный регламент. Воинский устав. Морской устав. Духовный регламент. Табель о рангах. Указ о единонаследии 1714 г. Ништадтский мир. «Акт поднесения государю царю Петру I титула Императора Всероссийского и наименования Великого и Отца Отечества». Указы Петра I. Походные журналы Петра Великого. «Ревизские сказки». Реляции и мемории. «Юности честное зерцало». «Слово на погребение Петра Великого» Феофана Прокоповича. Газета «Ведомости». Переписка Петра I. «Гистория свейской войны». Записки и воспоминания иностранцев о России. Кондиции Анны Иоанновны. «Наказ» Екатерины II Уложенной комиссии. Учреждение о губерниях. Жалованные грамоты дворянству и городам. Городовое положение. Манифест о вольности дворянства. Воспоминания Екатерины II. Переписка Екатерины II с Вольтером. Указы Емельяна Пугачёва. Кючук-Кайнарджийский мирный договор. Георгиевский трактат с Восточной Грузией. Ясский мирный договор. Оды М. В. Ломоносова. Журналы «Живописец» и «Всякая всячина». «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева.

Основные исторические персоналии:

Государственные и военные деятели: Анна Иоанновна, Анна Леопольдовна, Ф. М. Апраксин, А. П. Бестужев-Рюмин, Э. И. Бирон, Я. В. Брюс, А. П. Волынский, В. В. Голицын, Ф. А. Головин, П. Гордон, Екатерина I, Екатерина II, Елизавета Петровна, Иван V, Иоанн VI Антонович, М. И. Кутузов, Ф. Я. Лефорт, И. Мазепа, А. Д. Меншиков, Б. К. Миних, А. Г. Орлов, А. И. Остерман, Павел I, Пётр I, Пётр II, Пётр III, Г. А. Потёмкин, П. А. Румянцев,

царевна Софья, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, П. П. Шафиров, Б. П. Шереметев.

Общественные и религиозные деятели, деятели культуры, науки и образования: Батырша, Г. Байер, В. И. Баженов, В. Беринг, В. Л. Боровиковский, Д. С. Бортнянский, Ф. Г. Волков, Е. Р. Дашкова, Н. Д. Демидов, Г. Р. Державин, М. Ф. Казаков, А. Д. Кантемир, Дж. Кваренги, И. П. Кулибин, Д. Г. Левицкий, М. В. Ломоносов, А. К. Нартов, И. Н. Никитин, Н. И. Новиков, И. И. Ползунов, Ф. Прокопович, Е. И. Пугачёв, А. Н. Радищев,

В. В. Растрелли, Ф. С. Рокотов, Н. П. Румянцев, А. П. Сумароков, В. Н. Татищев, В. К. Тредиаковский, Д. Трезини, Д. И. Фонвизин, С. И. Челюскин, Ф. И. Шубин, И. И. Шувалов, П. И. Шувалов, М. М. Щербатов, С. Юлаев, С. Яворский.

 Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Литература:

Программно-нормативное обеспечение:

  1. ФГОС: основное общее образование // ФГОС. М.: Просвещение, 2012.
  2. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Концепция единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (http://минобрнауки.рф/документы/3483).
  4.  Историко-культурный стандарт (http://минобрнауки.рф/документы/3483).
  5. Данилов А.А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 кл. (основная школа) / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. - М.: Просвещение, 2016.
  6. Рабочие программы по всеобщей истории к предметной линии учебников А.А.Вигасина – О.С.Сороко-Цюпы 5-9 классы изд-ва «Просвещение», Москва, 2014 год

Состав учебно-методического комплекта:

  • Учебник. История России. 8 класс. Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И.В.Курукин, А.Я.Токарева под редакцией А. В. Торкунова; М. «Просвещение», 2016 год;
  • Учебник «Всеобщая история. Новая история. 1500-1800 гг.. 7 класс», авторы: А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина; под ред. А.А.Искендерова ; М. «Просвещение», 2016 год.
  • Поурочные рекомендации. История России. 8 класс. Журавлева О.Н.
  • Поурочные разработки. Всеобщая история. Новая история.1500-1800 гг. авторы: А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина; М.»Просвещение», 2012 г.
  • Книга для чтения. История России. 6-9 классы. Данилов А.А.
  • Атлас по истории России. Конец XVII-XVIII вв. М. «Дрофа», 2015 г.
  • Контурные карты по истории России. Конец XVII-XVIII вв. М. «Дрофа», 2015 г.
  • Хрестоматия. История России. 6–10 классы (в 2-х частях). Сост. Данилов А.А. 
  •  Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6–9 классы. Данилов А.А., Журавлева О.Н., Барыкина И.Е.
  • Комплект методических материалов в помощь учителю истории. Сост. Данилов А.А.

Технические средства:

1.Проектор

2.Компьютер

3.Экран.

Ресурсы Интернет

  1. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
  2. http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  3. http://www.ug.ru/ - Официальный сайт "Учительской газеты". На сайте представлены новости образования, рассматриваются вопросы воспитания, социальной защиты, методики обучения
  4. http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет
  5. http://www.1september.ru/ru/ - Газета "Первое Сентября" и ее приложения. Информация для педагогов
  6. http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей        
  7. http://www.pish.ru/сайт журнала «Преподавание истории в школе» с архивом  
  8. http://his.1september.ru  Газета "История" и сайт для учителя "Я иду на урок истории"
  9. http://www.fipi.ru  - ФИПИ
  10. http://www.uchportal.ru/ - учительский портал – по предметам – уроки, презентации, внеклассная работа, тесты, планирования, компьютерные программ
  11. http://rosolymp.ru/ - Всероссийская  Олимпиада школьников
  12. http://www.zavuch.info/   - Завуч-инфо (методическая библиотека, педагогическая ярмарка, сообщество педагогов, новости…)
  13. http://www.km-school.ru/r1/media/a1.asp - Энциклопедия Кирилла и Мефодия
  14. http://www.hrono.info/biograf/index.php  - Хронос. Коллекция ресурсов по истории. Подробные биографии, документы, статьи, карты
  15. http://www.russianculture.ru/ - портал «Культура России»;
  16. http://www.historia.ru/ - «Мир истории». Электронный журнал.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема и тип урока

Дата проведения

п/ф

Кол-во часов

Планируемые результаты

 Элементы содержания образования

Домашнее задание

 Характеристика основных

видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

1

2

3

4

5

6

7

 ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVIII век. (28 часов)

Тема 1. Мир на рубеже XVII-XVIII вв. (2 часа)

1

Введение. Мир к началу XVIII вв.

1

Выявлять основные общественные и культурные процессы Нового времени. Отмечать уроки Нового времени. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученного курса учебника.

 Основные достижения европейского общества к началу XVIII века.

 

2

«Европейское чудо».

Комбинированный урок.

1

Рассказывать о социальных изменениях. Сравнивать положение различных социальных слоев. Оценивать действия властей по от- ношению к нищим и их последствия. Рассказывать об основных «спутниках» европейца в раннее Новое время. Объяснять положение женщины в обществе.

 Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия, новое дворянство. Низшие слои населения. Законы о нищих. Основные черты повседневной жизни.

 Выучить определения

Тема 2. Эпоха Просвещения. Время преобразований . 18 часов

3-4

Эпоха Просвещения

Комбинированный урок.

2

Доказывать, что образование стало осознаваться некоторой частью общества как ценность. Раскрывать смысл учений Дж. Локка, Ш. Монтескьё, Вольтера, Ж.-Ж. Руссо.

Просветители XVIII в. — наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью. Ш.-Л. Монтескье о разделении властей. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго.

 §20

5-6

 Мир художественной культуры Просвещения

Урок проектной деятельности.

2

Соотносить ценности, идеи Просвещения и их проявление в творчестве деятелей эпохи. Формировать образ нового человека на основе героев авторов эпохи Просвещения. Доказывать динамику духовного развития человека благодаря достижениям культуры Просвещения.

 Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека новой эпохи в произведениях Д. Дефо. Сатира на пороки современного общества в произведениях Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гёте. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хоггарт, Ж. Шарден.

  §21, составить план

7-8

 На пути к индустриальной эре

Комбинированный урок.

2

Выделять основные понятия урока и раскрывать их смысл. Разрабатывать проект об изобретениях, давших толчок развитию машинного производства. Составлять рассказ об одном дне рабочего ткацкой фабрики.

Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства.

  §22

9-10

 Промышленный переворот в Англии

Урок самостоятельной работы.

2

 Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Первые династии промышленников. Луддизм. Цена технического прогресса.

22, выучить определения

11-12

 Английские колонии в Северной Америке

Комбинированный урок.

2

Называть причины и результаты колонизации. Рассказывать, что представляло со- бой колониальное общество и его хозяйственная жизнь. Обсуждать, как и почему колонистам удалось объединиться

Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин — великий наставник «юного» капитализма.

  §23 

13-14

 Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки

Урок усвоения новых знаний и умений.

2

Рассказывать об основных идеях, которые объединили колонистов. Характеризовать и сравнивать идеи, деятельность Т.Джефферсона и Дж. Вашингтона. Объяснять историческое значение образования Соединённых Штатов Америки. 

Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. Билль о правах. Борьба североамериканских штатов за свободу.  

  §24

15

 Франция в XVIII в.

Комбинированный урок.

1

Рассказывать о состоянии общества накануне революции. Объяснять влияние Просвещения на социальное развитие. Оценивать деятельность лидеров революционных событий

 

Франция в середине XVIII в. Характеристика социально-экономического и политического развития. Людовик XVI, попытка проведения реформ.

  §25

16

 Причины и начало Великой Французской революции.

1

 Созыв Генеральных штатов. Мирабо — выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г. — начало революции. Плебейский террор. Революция охватывает всю страну. «Герой Нового Света» генерал Лафайет.

  §25

17

Великая Французская революция. От монархии к республике.

Урок применения ИКТ.

1

Анализировать состояние и трудности общества в период революционных событий. Объяснять, как реализовывались интересы и потребности общества в ходе революции

Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Казнь Людовика XVI.

  §26

18-19

Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. Урок самостоятельной работы.

2

Доказывать, что любая революция – это бедствия и потери для общества; необоснованность жестоких методов якобинцев. Выделять причины установления консульства во Франции. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника

Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Термидорианский переворот. Войны Директории. Н.Бонапарт.  Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства.

  §27

20

 Обобщающее занятие «Эпоха Просвещения. Время преобразований»

Урок самостоятельной работы.

1

Выявлять основные общественные и культурные процессы Эпохи Просвещения. Отмечать уроки Нового времени. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученного курса учебника

 Основные понятия темы, термины, исторические личности и взаимосвязи.

 -

Тема 3. Страны Востока в XVIII веке. 2 часа.

21

Традиционные общества Востока.

1

Выделять особенности восточных обществ. Сравнивать восточное общество с европейским. Характеризовать государства Востока и Европы. Сравнивать развитие Китая, Индии и Японии в Новое время

 

 Держава Великих Моголов в Индии и ее распад. Начало европейского завоевания Индии. Покорение Китая маньчжурами. Империя Цин. Образование централизованного государства в Японии. И. Токугава.

 П.28

22

Начало европейской колонизации.

Урок усвоения новых знаний и умений.

1

 Создание колониальной системы управления. Ограничения в области хозяйственной жизни. Бесправие коренного населения. Католическая церковь и инквизиция в колониях. Черные невольники. Латиноамериканское общество. Маньчжурское завоевание Китая. Русско-китайские отношения.

П.29-30

Тема 4. Международные отношения в XVIII веке. 2 часа.

23

Международные отношения в XVIII веке.

Комбинированный урок.

1

Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа (по выбору). Показывать на карте основные события международных отношений. Соотносить влияние войн, революций на развитие отношений между странами. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника

 

 Причины международных конфликтов в XVIII в. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его военная «система».

 

П.29-30

24

Европейские конфликты и дипломатия.

Урок самостоятельной работы.

1

 30

Тема 5. Итоговое повторение. 4 часа.

25

 Мир на рубеже XVIII–XIX вв.

Урок самостоятельной работы.

1

Объяснять значение понятия Новое время. Называть черты традиционного и индустриального обществ. Формулировать и аргументировать свою точку зрения по отношению к проблеме прав человека на переходном этапе развития общества

 

 Основные черты европейского общества на рубеже XVIII-XIX вв.

 

26

От традиционного общества к обществу индустриальному.

Комбинированный урок.

1

Черты традиционного общества. Основное содержание процесса модернизации. Эшелоны капиталистического развития. Проблемы, порожденные модернизацией.

 

27-28

 Повторительно-обобщающий урок по курсу «История Нового времени. XVIII вв.»

2

Выявлять основные общественные и культурные процессы Нового времени. Отмечать уроки Нового времени. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученного курса учебника

Основные понятия и события периода Новой истории XVIII века.

 

История России – 40 часов

п/п

Тема раздела, урока, тип урока

Дата проведения п/ф

Кол-во часов

Планируемая деятельность учащихся

(на уровне универсальных учебных действий)

Вид  и форма контроля

Элементы содержания образования

Дом.задание

Тема 1. Введение. (1 час)

29

У истоков российской модернизации.

Урок усвоения новых знаний и умений.

1

Характеризовать географическое и экономическое положение России на рубеже XVII—XVIII вв., используя историческую карту. Высказывать суждения о роли исторических знаний в формировании личности. Называть основные периоды зарубежной истории. Называть хронологические рамки изучаемого периода. Соотносить хронологию истории России и всеобщей истории. Использовать аппарат ориентировки при работе с учебником. Ставить и формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в познавательной деятельности.

Беседа.

Хронология и сущность нового этапа российской истории.

Введение.

Тема 2. Россия в эпоху преобразований Петра I. (13 часов)

30

Россия и Европа в конце XVIIвека.

Урок усвоения новых знаний и умений.

1

Формулировать познавательную проблему и планировать способы

её решения. Излагать результаты познавательной деятельности по теме урока при выполнении творческого задания. Использовать карту как источник информации. Актуализировать знания из кур-

сов всеобщей истории, истории России. Выявлять причинно-следственные связи исторических процессов. Находить на карте изучаемые объекты. Определять причинно-следственные связи исторических процессов. Определять значение исторических событий. Использовать сведения из исторической карты. Аргументировать ответ, опираясь на материалы параграфа. Актуализировать знания из курсов всеобщей истории и истории России.

Выполнение задания №4 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на стр.13

Усиление османской угрозы Европе.

 Россия в борьбе с Турцией и Крымским ханством. Россия и Священная лига.

Борьба Франции за господство в Европе.

 Балтийский вопрос

 

П.1; начать заполнение таблицы «Современники»

31

Предпосылки Петровских реформ.

Комбинированный урок.

1

Объяснять, в чем заключались предпосылки петровских преобразований. Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. Формулировать познавательную задачу. Привлекать межкурсовые, предметные знания. Определять проблемы социально-политического и экономического развития страны (с помощью учителя)

Работа с историческим документом на стр.18; выполнение заданий к документу

Причины и предпосылки преобразований (дискуссии по этому вопросу). Россия и Европа в конце XVII века. Модернизация как жизненно важная национальная задача.

П.2; продолжить заполнение таблицы «Современники»

32

Начало правления Петра I.

Комбинированный урок.

1

Рассказывать о детстве Петра I. Объяснять причины и последствия борьбы за трон. Определять причинно-следственные связи событий и процессов. Давать оценку деятельности исторической персоны. Находить исторические объекты на карте. Использовать приёмы сравнительного анализа при аргументации собственных выводов и оценок. Выделять и кратко формулировать основные проблемы развития страны на основе обобщения материалов темы.

Проверка знания изученных дат, понятий, терминов. Исторический диктант.

Начало царствования Петра I, борьба за власть. Правление царевны Софьи. Стрелецкие бунты. Хованщина. Первые шаги на пути преобразований. Азовские походы. Великое посольство и его значение. Сподвижники Петра I.

§ 3.

 Эссе об одном дне работы Петра I на вервях в Голландии.

 

33

Великая Северная война 1700-1721 гг.

Комбинированный урок.

1

Объяснять причины Северной войны. Использовать историческую карту в рассказе о событиях Северной войны.

Рассказывать об основных событиях и итогах Северной войны, используя историческую карту.

Объяснять цели Прутского и Каспийского походов. Применять ранее полученные знания. Находить на карте изучаемые объекты. Определять причинно-следственные связи исторических процессов

Работа в группах: выполнение заданий на стр.33 из рубрики «Работаем с картой».

Северная война. Причины и цели войны. Неудачи в начале войны и их преодоление. Битва при д. Лесной и победа под Полтавой. Прутский поход. Борьба за гегемонию на Балтике. Сражения у м. Гангут и о. Гренгам. Ништадтский мир и его последствия.

§ 4

34

Реформы управления Петра I.

Урок самостоятельной работы.

1

Характеризовать важнейшие преобразования Петра 1 и систематизировать материал (в форме таблицы «Петровские

преобразования»).

Объяснять сущность царских указов о единонаследии, по

душной подати.

Использовать тексты исторических источников (отрывки из петровских указов. Табели о рангах и др.) для характеристики социальной политики власти.

Давать оценку итогов социальной политики Петра I.

Работа с рубрикой «Запоминаем новые слова» на стр. 40 учебника; индивидуальные задания.

Реформы местного управления (бурмистры и Ратуша), городская и областная (губернская) реформы. Сенат, коллегии, органы надзора и суда. Усиление централизации и бюрократизации управления. Генеральный регламент. Санкт-Петербург — новая столица.

Первые гвардейские полки. Создание регулярной армии, военного флота. Рекрутские наборы.

§ 5

35

Экономическая политика Петра I.

Комбинированный урок.

1

Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. Формулировать познавательную задачу урока. Привлекать межкурсовые, предметные знания. Определять проблемы в экономическом развитии страны (с помощью учителя). Давать определение понятий, проясняя их смысл с помощью словарей, в том числе электронных. Использовать карту как источник информации.

Использовать информацию исторических карт при рассмотрении экономического развития России в XVII в.

Объяснять значение понятий мелкотоварное производство,

мануфактура, крепостное право.

Обсуждать причины и последствия новых явлений в экономике России.

Дискуссия на основе отрывка из исторического документа «Экономическая политика Петра I» на стр. 47 учебника.

Строительство заводов и мануфактур, верфей. Создание базы металлургической индустрии на Урале. Оружейные заводы и корабельные верфи. Роль государства в создании промышленности. Основание Екатеринбурга. Преобладание крепостного и подневольного труда. Принципы меркантилизма и протекционизма. Таможенный тариф 1724 г. Введение подушной подати.

§ 6

36

Российское общество в Петровскую эпоху.

Урок применения ИКТ.

1

Устанавливать причинно-следственные связи экономического и социального развития страны.

Объяснять, как изменилось положение социальных слоёв за годы правления Петра I.

Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями;

Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. Формулировать познавательную задачу урока.

Выполнение задания №3 на стр. 53 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем».

Дворянское сословие. Города и горожане. Положение крестьян. Первая перепись податного населения («ревизия») 1718-1724 гг.

§ 7

37

Церковная реформа. Положение традиционных конфессий.

Урок-беседа.

1

Объяснять смысл понятий церковный раскол, старообрядцы.

Раскрывать сущность конфликта «священства» и «царства»,

причины и последствия раскола.

Определять значение слов, понятий.

Аргументировать вывод материалами параграфами.

Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом. Систематизировать информацию в виде схемы

Составление развёрнутого плана по тексту параграфа на стр.55-56

Упразднение патриаршества, учреждение синода. Положение конфессий.

§ 8

38

Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам.

Комбинированный урок.

1

Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г. при рассмотрении вопроса об окончательном закрепощении крестьян.

Раскрывать причины народных движений в России XVII в.

Систематизировать исторический материал в форме таблицы «Народные движения в России XVII в.».

Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом. Систематизировать информацию в виде схемы.

Составление таблицы «Народные движения в России XVII в.».

Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Дело царевича Алексея.

§ 9

39

Перемены в культуре России в годы Петровских реформ.

Урок самостоятельной работы.

1

Составлять описание памятников культуры XVII в. (в том числе находящихся на территории края, города); характеризовать их назначение, художественные достоинства и др.

Объяснять, в чем заключались новые веяния в отечественной культуре XVII в.

Проводить поиск информации для сообщений о достижениях и деятелях отечественной культуры XVII в., а также для участия в ролевых играх (например, «Путешествие по русскому городу XVII в.»)

Выполнение заданий №1-3 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на стр. 69 учебника

Доминирование светского начала в культурной политике. Влияние культуры стран зарубежной Европы. Привлечение иностранных специалистов. Первая газета «Ведомости». Создание сети школ и специальных учебных заведений. Развитие науки. Открытие Академии наук в Петербурге. Кунсткамера. Светская живопись, портрет петровской эпохи. Скульптура и архитектура. Памятники раннего барокко.

§ 10; задание №4 на стр. 69 учебника.

40

Повседневная жизнь и быт при Петре I.

Урок проектной деятельности.

1

Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, их последствия.

 Описывать условия жизни и быта социальных групп.

Устанавливать факторы, способствующие развитию культуры, приводить примеры взаимодействия культур.

Обосновывать суждение примерами параграфа.

Составлять описание жизни и быта различных слоёв населения при Петре I.

Анализировать и сопоставлять жизнь российского общества и зарубежного общества данного периода времени.

Составление мини-проектов на заранее выбранные темы из предложенных учителем

Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Перемены в образе жизни российского дворянства. Новые формы социальной коммуникации в дворянской среде. Ассамблеи, балы, фейерверки, светские государственные праздники. «Европейский» стиль в одежде, развлечениях, питании. Изменения в положении женщин.

Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской культуре.

§ 11

41

Значение Петровских преобразований в истории страны.

Урок-дискуссия.

1

Давать характеристику характеру Петровских преобразований.

Уметь объяснять новые понятия и термины, изученные в ходе урока («регулярное государство»).

Объяснять успехи и неудачи преобразовательной деятельности Петра.

Определять значение слов, понятий.

Аргументировать вывод материалами параграфами.

Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом. Систематизировать информацию в виде схемы.

Выполнение заданий и ответ на вопросы на стр.79 учебника

Итоги, последствия и значение петровских преобразований

Подготовиться к повторению по теме 2.

42

Повторение по теме «Россия в эпоху преобразований Петра I»

Урок применения полученных знаний и умений.

1

Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития в XVII- начале XVIII в. России и государств Западной Европы.

Высказывать суждения о значении наследия XVII- начале XVIII в. для современного общества.

Выполнять контрольные тестовые задания по истории России XVII- начале XVIII в.

Тестирование по типу ОГЭ.

Основные положения изученной темы: факты, события, исторические личности, даты, понятия, термины.

Индивидуальные задания.

Тема 3. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов (6 часов)

43-44

Эпоха дворцовых переворотов.

Уроки усвоения новых знаний и понятий.

2

Называть события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и участников.

Систематизировать материал о дворцовых переворотах в форме таблицы.

Объяснять причины и последствия дворцовых переворотов.

Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику преемников Петра I.

Составлять исторический портрет Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны.

Рассказывать об участии России в Семилетней войне, важнейших сражениях и итогах войны

Ответ на вопросы №1-5 на стр.90 учебника; составление портретов изученных императоров.

Причины нестабильности политического строя. Дворцовые перевороты. Фаворитизм. Создание Верховного тайного совета. Крушение политической карьеры А.Д.Меншикова. «Кондиции верховников» и приход к власти Анны Иоанновны. «Кабинет министров». Роль Э.Бирона, А.И.Остермана, А.П.Волынского, Б.Х.Миниха в управлении и политической жизни страны.

§13-14; задание №2 на стр.91 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем»  

45

Внутренняя политика и экономика России в 1725-1762 гг.

Комбинированный урок.

1

Рассказывать об экономическом развитии России, используя

исторические карты как источник информации.

Характеризовать положение крестьян во второй половине

XVIII в.

Сопоставлять экономическое развитие страны, социальную политику при Петре I и его наследниках.

Рассказывать о положении отдельных сословий российского общества (в том числе с использованием материалов истории края).

 

Вопросы и задания на стр.96 учебника.

 Система управления страной. Фаворитизм. Канцелярия тайных  розыскных дел.  Укрепление позиций дворянства. Посессионные крестьяне.

§15

46

Внешняя политика России в 1725-1762 гг.

Урок самостоятельной работы.

1

Раскрывать цели, задачи и итоги внешней политики России

во второй четверти XVIII в.

Показывать на карте территории, вошедшие в состав Российской империи во второй четверти XVIII в., места сражений в Русско-турецких войнах.

Определять значение слов, понятий.

Аргументировать вывод материалами параграфами.

Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом. Систематизировать информацию в виде схемы.

Составление развёрнутого плана параграфа; составление схем войн по заданному алгоритму.

Участие России в войне за польское наследство 1733-1735 гг. Семилетняя  война: причины, итоги. Русско-турецкая война 1735-1739 гг.

§16

47

Национальная и религиозная политика в 1725-1762 гг.

Урок проектной деятельности.

1

Показывать на карте территории, вошедшие в состав Российской империи в последней трети XVIII в.

Объяснять, с чем были связаны причины восстаний в Башкирии.

Характеризовать религиозную политику государства в 1725-1762 гг.

Определять значение слов, понятий.

Аргументировать вывод материалами параграфами.

Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом.

Составление мини-проектов на заданные темы.

Национальная политика. Расселение колонистов в Новороссии, Поволжье, других регионах. Укрепление начал толерантности и веротерпимости по отношению к неправославным и нехристианским конфессиям.

Подготовиться к повторению.

48

Повторение по теме «Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов».

Урок применения полученных знаний и умений.

1

Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития в 1725-1762 гг. России и государств Западной Европы.

Высказывать суждения о значении наследия 1725-1762 гг. для современного общества.

Выполнять контрольные тестовые задания по истории России  эпохи дворцовых переворотов.

Тестирование по типу ОГЭ.

Основные положения изученной темы: факты, события, исторические личности, даты, понятия, термины.

Индивидуальные задания.

Тема 4. Российская империя при Екатерине II. (9 часов)

49

Россия в системе международных отношений.

Урок усвоения новых знаний и умений.

1

Анализировать, с чем было связано изменение международных взаимоотношений в середине XVIII века.

Объяснять, как развивались взаимоотношения России и Франции после Семилетней войны.

Характеризовать торговые и культурные русско-английские связи в изучаемый период.

Вопросы и задания на стр. 8 учебника.

Россия и Франция. Россия и Англия. Россия и Австрия. Россия и Пруссия. Россия и Швеция. Россия и Речь Посполитая. Отношения России  с Турцией и Крымом.

§17

50

Внутренняя политика Екатерины II.

Комбинированный урок.

1

Характеризовать внутреннюю политику Екатерины II, сравнивать её с внутренней политикой Петра I.

Объяснять «политику просвещённого абсолютизма», мероприятия, проводимые в духе данной политики.

Анализировать реформы Екатерины II (Жалованная грамота дворянству, Жалованная грамота городам и др.)

Работа с документом на стр.14-15 учебника.

Внутренняя политика Екатерины II. Личность императрицы. Идеи Просвещения. «Просвещенный абсолютизм», его особенности в России.

§18

51

Экономическое развитие России при Екатерине II.

Урок самостоятельной работы.

1

Рассказывать об экономическом развитии России, используя

исторические карты как источник информации.

Характеризовать положение крестьян во второй половине

XVIII в.

Сопоставлять экономическое развитие страны, социальную политику при Петре I и Екатерине II.

Анализировать развитие промышленности и сельского хозяйства в годы правления Екатерины II.

Составить сообщение о развитии транспортных  путей, торговли и денежной системы.

Экономическое развитие России во второй половине XVIII века. Крестьяне: крепостные, государственные, монастырские. Условия жизни крепостной деревни. Права помещика по отношению к своим крепостным. Барщинное и оброчное хозяйство. Дворовые люди. Роль крепостного строя в экономике страны.

Промышленность в городе и деревне.

§19

52

Социальная структура российского общества второй половины XVIII века.

Комбинированный урок.

1

Анализировать отрывки из жалованных грамот дворянству

и городам для оценки прав и привилегий дворянства и высших слоев городского населения.

Рассказывать о положении отдельных сословий российского общества (в том числе с использованием материалов истории края).

Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом.

Выполнение задания №1 на стр. 25 учебника

«Золотой век» дворянства: льготы и поддержка со стороны Екатерины II. Расслоение крестьянства: зажиточные крестьяне, государственные, приписные и др.»Среднего рода люди».

§20

53

Восстание под предводительством Е.И.Пугачёва.

Урок применения ИКТ.

1

Показывать на исторической карте территорию и ход восстания под предводительством Е. Пугачева.

Раскрывать причины восстания и его значение.

Давать характеристику личности Е. Пугачева, привлекая, наряду с материалами учебника, дополнительные источники информации.

Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями;

Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия.

Формулировать познавательную задачу урока.

Подготовить сообщения, презентации о восстании Е.И.Пугачёва

Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Влияние восстания на внутреннюю политику и развитие общественной мысли.

§21

54

Народы России. религиозная и национальная политика Екатерины II.

Урок проектной деятельности.

1

Характеризовать особенности национальной и религиозной политики Екатерины II.

Объяснять значение толерантной религиозной политики в отношении мусульман.

Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями;

Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия.

Создание мини-проектов.

Унификация управления на окраинах империи. Ликвидация украинского гетманства. Формирование кубанского казачества.

Стр.32-37

55

Внешняя политика Екатерины II.

Урок самостоятельной работы.

1

Раскрывать цели, задачи и итоги внешней политики России

в последней трети XVIII в.

Показывать на карте территории, вошедшие в состав Российской империи в последней трети XVIII в., места сражений в Русско-турецких войнах.

Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом.

Составление схем войн по заданному алгоритму.

Основные направления внешней политики Екатерины II. Русско-турецкие войны. Борьба России за выход к Черному морю. Войны с Османской империей. П.А.Румянцев, А.Суворов, Ф.Ф.Ушаков, победы российских войск под их руководством

§22; подготовить сообщения о Ушакове и Суворове.

56

Начало освоения Новороссии и Крыма.

Комбинированный урок.

1

Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями;

Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия.

Аргументировать вывод материалами параграфами.

Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом.

Составление развёрнутого плана по тексту на стр.52-53

Расселение колонистов в Новороссии, Поволжье, других регионах. Поездка Екатерины II по Новороссии и Крыму.

§23; подготовиться к повторению.

57

Повторение по теме «Российская империя при Екатерине II»

Урок применения полученных знаний и умений.

1

Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития  России и государств Западной Европы в период правления Екатерины II.

Высказывать суждения о значении наследия  Екатерины II для современного общества.

Выполнять контрольные тестовые задания по истории России  эпохи дворцовых переворотов.

Тестирование по типу ОГЭ.

Основные положения изученной темы: даты, исторические события и личности.

Индивидуальные задания

Тема 5. Россия при Павле I. (2 часа)

58

Внутренняя политика Павла I.

Урок усвоения новых знаний и умений.

1

Характеризовать основные мероприятия внутренней политики Павла I.

Составлять исторический портрет Павла I на основе информации учебника и дополнительных источников.

Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями;

Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия.

Выполнение заданий №1-2 на стр.63 учебника

Основные принципы внутренней политики Павла I. Укрепление абсолютизма через отказ от принципов «просвещенного абсолютизма» и усиление бюрократического и полицейского характера государства и личной власти императора.

§24

59

Внешняя политика Павла I.

Урок самостоятельной работы.

1

Характеризовать основные мероприятия внешней политики Павла I.

Объяснять расхождения в мероприятиях внешней политики в отличии от Екатерины II.

Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями;

Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия.

Работа в группах: составление вопросов для взаимопроверки.

Выбор внешнеполитического курса. Покровительство Мальтийскому ордену. Итальянский и Швейцарский поход Суворова.

§25

Тема 6. Культурное пространство Российской империи в XVIIIвеке. (9 часов)

60

Общественная мысль, публицистика, литература.

Урок самостоятельной работы.

1

Составлять описание отдельных памятников культуры XVIII в. на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов, найденных в Интернете, а также непосредственного наблюдения.

Проводить поиск информации для сообщений о деятелях науки и культуры XVIII в.

Аргументировать вывод материалами параграфами.

Подготовка сообщений на заданные темы.

Определяющее влияние идей Просвещения в российской общественной мысли, публицистике и литературе. Литература народов России в XVIII в. Первые журналы

Стр.71-77

61

Образование в России в XVIII веке.

Урок проектной деятельности.

1

Характеризовать направления государственных правителей в XVIII веке в отношении образования;

Анализировать деятельность М.В.Ломоносова в становлении российской науки и образования.

Объяснять значение открытия в России Московского университета.

Проводить поиск информации для сообщений о деятелях науки и культуры XVIII в.

Аргументировать вывод материалами параграфами.

Подготовка мини-проектов на заданные темы.

М.В. Ломоносов и его выдающаяся роль в становлении российской науки и образования.

Образование в России в XVIII в. Московский университет – первый российский университет.

Стр.77-81

62

Российская наука и техника в XVIII веке.

Урок работы в группах.

1

Составлять описание отдельных памятников культуры XVIII в. на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов, найденных в Интернете, а также непосредственного наблюдения.

Проводить поиск информации для сообщений о деятелях науки и культуры XVIII в.

Участвовать в подготовке выставки «Культурное наследие родного края в XVIII в.».

Подготовка вопросов для взаимопроверки.

Российская наука в XVIII веке. Академия наук в Петербурге. Изучение страны – главная задача российской науки.

Стр.81-86

63

Русская архитектура в XVIII веке.

Урок проектной деятельности.

1

Систематизировать материал о достижениях культуры (в форме таблиц и т. п.).

Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями;

Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия.

Составление мини-проектов.

Русская архитектура XVIII в. Строительство Петербурга, формирование его городского плана.. Переход к классицизму, В.И. Баженов, М.Ф.Казаков.

Стр.86-91

64

Живопись и скульптура.

Урок самостоятельной работы.

1

Высказывать и аргументировать оценки наиболее значительных событий и явлений, а также отдельных представителей отечественной истории XVIII в.

Характеризовать общие черты и особенности исторического развития России и других стран мира в XVIII в.

Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями;

Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия.

Аргументировать вывод материалами параграфами.

Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом.

Подготовка сообщений на заданные темы.

Особенности развития живописи в XVIIIвеке. А.П.Антропов, И.П. и Н.И.Аргуновы. деятельность Боровиковского и Лосенко.

Стр.91-97

65

Музыкальное и театральное искусство.

Урок проектной деятельности.

1

Систематизировать материал о достижениях культуры (в форме таблиц и т. п.).

Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями;

Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия.

Выполнение заданий №1, 4 на стр.101 учебника.

Музыка и театр в европейской истории в XVIII веке. Иностранцы на русской сцене. Зарождение русского публичного театра. Первые композиторы и их музыка.

Стр.97-101; подготовить мини-проект на выбранную тему.

66

Народы России в XVIII веке. Перемены в повседневной жизни российских сословий.

Урок применения ИКТ.

1

Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями;

Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия.

Аргументировать вывод материалами параграфами.

Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом.

Создание презентаций на заданные темы.

Русский народ. Калмыки. Народы Поволжья. Украинцы и белорусы. Жилище, одежда и питание российских сословий в XVIII веке. Досуг .

Стр.101-112

67

Наш край в XVIII веке.

Региональный компонент. Урок-беседа.

1

Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями;

Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия.

Аргументировать вывод материалами параграфами.

Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом.

Подготовка сообщений и мини-проектов о родном крае.

Наш край в XVIII веке: изменения в социальном и экономическом облике края. Знаменитые люди малой родины.

Подготовиться к итоговому тестированию.

68

Итоговое тестирование за курс 8 класса.

Урок обобщения и систематизации полученных знаний.

1

Систематизировать исторический материал по изученному периоду.

Выполнять контрольные тестовые задания по изученному периоду истории.

Тестирование по типу ОГЭ.

Основные положения изученного курса истории: даты, личности, события, понятийный аппапрат.


[1] Планируемые результаты являются общими для курсов отечественной и всеобщей истории. Это объясняется тем, что при разработке планируемых результатов за основу принята структура познавательной деятельности школьников. Кроме того, общий перечень способствует установлению содержательных связей курсов отечественной и всеобщей истории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированные уроки в старшей школе по предметам: обществознание, биология, экология, литература, история России, всеобщая история

Педагогические технологии *(интеграция), применяемые на уроках истории, обществознания, литературы, биологии, экологии...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по учебному предмету «История России. Всеобщая история» для 5 «А», 5 «Б» класса

Настоящий календарно-тематический план разработан на основе рабочей программы по истории Древнего мира для 5 класса к УМК Ф.А. Михайловского и др., составленную с опорой на материал учебника и ...

Календарно-тематическое планирование по курсу «История России. Всеобщая история", "Обществознание", "МХК" 2019-2020 уч. год

Календарно-тематическое планирование по курсу «История России. Всеобщая история", "Обшествознание", МХК за 2019-2020 учебный год...

Презентация к уроку история России.Всеобщая история 7 класс на тему "Первые Романовы"

ull;Михаилу Фёдоровичу досталась совершенно разорённая страна.• В Новгороде сидели шведы.•Поляки заняли 20 русских городов.•Татары без перерыва грабили южные русские земли.•По ст...

Программа учебного курса «История России. Всеобщая история. » основного общего образования углубленном уровне для учащихся 7, 8, 9 классов

Рабочая программа учебного курса «История» разработана на период до 2023года.Настоящая рабочая программа сформирована на основании следующих документов: – Основной образовательн...

Предметные результаты. История России. Всеобщая история

Предметные результаты. История России. Всеобщая история...

История России. Всеобщая история 8 класс.

Планируемые результаты освоения программы.Личностные результаты:осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной о...