Технологическая карта урока "Во владениях великого хана"
план-конспект урока по истории (6 класс)

Технологическая карта урока "Во владениях великого хана"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx740.62 КБ
Файл samoanaliz.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 6

Предмет: История Средних веков

Тема: «Вершина Средневековья»

Автор учебника и УМК: М.А.Бойцов и др.

Тема урока: «Во владениях Великого Хана»

Тип урока: изучение нового материала.

Форма организации работы учащихся: самостоятельная работа.

Технологии: технология индивидуализированного обучения и ИКТ.

Цель: сформировать у учащихся представление об образе жизни и завоеваниях монголов, о крупнейшем государстве средневекового Востока – державе монголов.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. подвести учащихся к пониманию причин образования и распада монгольского государства

Развивающие:

  1. развивать умение сравнивать однотипные исторические процессы и делать несложные выводы;

  1. продолжать  формирование навыков работы с историческими источниками,  картой.

Воспитывающие:

  1. воспитывать негативное отношение к войнам, к завоеваниям, сочувствие к борьбе народов.

Оборудование: рабочий лист с дидактическими материалами на каждого ученика, учебник, атлас, «Карта успеха».

Проект урока

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

Организация урока

1,5/

Знакомит с темой урока

Ставят  перед  собой  цель:

Целеполагание

и  задачами.

достичь

определѐнного

результата.

II

Беседа, предваряющая

3/

Организует  работу

Отвечают

на

вопросы

самостоятельную

учащихся.

учителя.

работу учащихся

III

Самостоятельная

20/

«Карта успеха»

работа с

Ф., И.

«3»

«4»

«5»

Тест

Оценка

ученика

разноуровневыми

за урок

карточками,

1

2

3

4

5

6

7

8

учебником,

+

+

+

+

+

+

+

дополнительной

Консультирует

Готовят ответы на

литературой,

учащихся, помогает тем,

предложенные вопросы.

ресурсами интернета

кто испытывает

(приложение 1).

затруднения.

IV

Закрепление:

9/

Организует беседу.

Участвуют  в беседе,

беседа по вопросам

отстаивают  свою точку

самостоятельной

зрения.

работы;

тест (итоговый

7/

Инструктирует.

Выполняют

контроль).

компьютерный тест

(приложение 2).

V

Рефлексия

4/

Подводит итоги.

Оценивают  свои

собственные достижения,

сопоставляют

с предполагаемым

результатом.

VI

Индивидуальное

0,5/

Даѐт задание.

Записывают по желанию

домашнее задание

домашнее задание.

Ход урока

  1. Оргмомент. Целеполагание.

У.: Сегодня мы познакомимся с возникновением огромной державы, наверное, самой большой из всех, что когда - либо существовали на земле – Монгольской империи, раскинувшейся от берегов Тихого океана до Черного моря. Дадим характеристику еѐ основателю – Чингисхану. Согласно дошедшим до нас историческим летописям Чингисхан осуществил немыслимые по масштабу завоевания почти всего мира. Никому до него и после не удалось сравниться с ним в величии завоеваний. Познакомимся с Тамерланом, создавшим на обломках Монгольской империи свою державу. Скажем о своѐм отношении к завоевательным войнам, которые они вели.

Работать будем по карточкам трѐх уровней: А, Б, В. «Карта успеха» поможет вам фиксировать достижения. На «3» вы должны выполнить четыре задания уровня «А». На «4»

  • три задания уровня «Б». На «5» - одно задание уровня «В». Выполняя задания поэтапно, вы каждый ставите «+» напротив своего имени (фамилии).

Оцените свои возможности и в Рабочий лист поставьте ту отметку, которую желаете получить сегодня на уроке. В конце урока мы сравним и увидим, смогли ли вы достичь поставленной цели.

  1. Беседа, предваряющая самостоятельную работу учащихся

У.:        1. Как вы думаете, известны ли были европейцам в средневековье далѐкие страны?

  • беседе у учеников формируется представление о географических познаниях людей средневековья. Беседа послужит также необходимым переходом к изучению темы урока.

III.Самостоятельная работа с разноуровневыми карточками (приложение 1).

IV.        Закрепление:

Беседа по вопросам самостоятельной работы. Предполагаемые ответы учащихся.

У.:        1. Как  вы думаете, почему монголы смогли победить всех своих противников?

(Учащиеся отмечают многочисленность войска монголов; жестокую дисциплину в войске;

хитроумные  тактические  приемы,  применяемые  монголами;  умение  монгольских  воинов

метко стрелять из лука и хорошо ездить верхом;        применение осадных орудий; особую

жестокость к покоренным народам и др.).

  1. Почему распалось государство монголов?

3. Каково ваше отношение к завоевателям и войнам, которые они вели?

Какой бы вы дали совет всем завоевателям? Может быть, вам поможет репродукция картины В.В.Верещагина «Апофеоз войны», 1871 г.

Выводы:

У.: Ребята, средние века в мировой истории насчитывают 1000 лет. Они оставили нам чудесные картины, памятники литературы, архитектурные сооружения, основали королевские династии, явились свидетелями образования и распада Великих империй.

Иногда поступки людей, живших в средние века - образец для подражания. Иногда – повод для раздумья, предостережение, а то и пример, достойный отрицания. Но независимо от того, как мы оцениваем это время сегодня, знать о нем должен каждый культурный человек. Возвеличивание тиранов, каковыми являлись Чингисхан и Тамерлан, не только несправедливо, но и безнравственно. Очень важно, чтобы, войдя в новое тысячелетие, мы

серьезно задумались о добре и зле, осознали необходимость нравственной оценки места и роли некоторых исторических личностей.

Итоговый контроль (компьютерный тест по теме «Во владениях великого хана», §24 Приложение 2).

V.        Рефлексия

Составьте на основе полученных знаний синквейн о Марко Поло, Чингисхане или Тамерлане (в группе 2 человека) пятистрочие:

первая строка – существительное, ________________________________________________

вторая – два прилагательных, ____________________________________________________

третья – три глагола, ___________________________________________________________

четвертая – смысловая фраза, ____________________________________________________

пятая – смысловое существительное _______________________________________________

У.:        Мы разобрались... Скажите, а достигли ли вы той цели, которую        поставили для себя

  • начале урока? Все ли у вас получилось? В чем были затруднения? Какой вывод каждый сделал для себя из урока? Проанализируем «Карту успеха».. (В классе … человек. Из них уровня В достиг … человек, уровня Б - … , уровня А - … человек). Видим, что есть ещѐ к чему стремиться: внимательнее читать текст, …

VI.Индивидуальное домашнее задание

Приложение 1

Рабочий лист (ф., и. ученика) ______________________________________________ .

  • хотел(а) бы заработать отметку __________________________________________.

«Карта успеха»

Ф., И.

«3»

«4»

«5»

Тест

Оценка

ученика

за урок

1

2

3

4

5

6

7

8

+

+

+

+

+

+

+

+

5

5

Уровень А «3»

  1. Путешествие Марко Поло.
  1. Прочитайте  (§24 пункт 1 «Семья Поло из Венеции», стр. 228-229, документы, стр.

234-235).

  1. Докажите, подчеркните карандашом то, что дальние страны интересовали не только Марко Поло.

2.        Завоевания монголов.

  1. Прочитайте (§24 пункт 2 «Нежданные завоеватели», стр. 229-230; атлас стр. 40-41)

  1. Подчеркните карандашом в учебнике, покажите друг другу по карте направления завоевательных походов монголов.

  1. Отметьте, какой монголо-татарский хан напал на Русь в 1237 г.?
  1. Мамай; 2) Батый; 3) Чингисхан; 4) Тохтамыш.
  1. Рассмотрите миниатюру «Монгольские всадники», стр. 231.

Какие характерные особенности монголов старается передать автор миниатюры?

  1. Заполните пропуски в предложениях, используя выделенные слова в скобках (можно на компьютере): «В _________ кочевые племена _____________ объединил под своей властью ___________ , взявший титул ________________. Ему удалось создать мощную __________________ с сильной _____________ . Ему подчинялись знатные

____________ , его гвардию составляли храбрые ______________. Чингисхан завоевал

государство _____________ и Северный _____________ . После его смерти в ______

году        государство        было        поделено        на        четыре        _________.        Его        потомок,        хан

____________ прославился завоеванием восточной _______________».

(Улуса, нукеры, Чингисхан, армией, Чингисхан, 1227, XIII веке, Европы, державу, Бату, нойоны, Темучин, Китай, хорезмшахов, монголов).

3.        Держава монголов.

  1. Прочитайте (§24 пункт 3,4 «Монголы на завоѐванных землях» и «Власть монголов», стр. 230-233; атлас стр. 40-41)

  1. Подчеркните карандашом в учебнике, докажите:

монголы с невиданной жестокостью относились к непокорным народам; обширные земли Средней Азии запустели на многие десятилетия; в ханском войске монголы были в меньшинстве.

4. Тимур-Хромец.

  1. Прочитайте (§24 пункт 5 «Последняя угроза», стр. 233-234; атлас стр. 41) Какую кличку носил Тимур? Почему?

  1. Заполните пропуски в предложениях, используя выделенные слова в скобках (можно на компьютере): «В ______ году власть в городе _____________________ захватил

_________________. прозванный в Европе _____________________. Он не принадлежал к потомкам ________________ . Он принял титул _____________ и управлял от имени хана-

__________________________ . Он был ___________________ завоевателем. Созданное им

______________________ простиралось от реки ___________ до __________________ моря.

Но он был не только __________________, время его правления – это время процветания_____________________, он строил _____________, приглашал к себе поэтов и

__________________   .   Его   внук   _______________   был   ________________________

правителем, он построил ____________________ , ввѐл в преподавание в ______________

светские науки».

(Тимур, 1370, эмира. Чингисхана, завоевателем, Самарканда, государство, дворцы, Ганг, художников. Жестоким, миролюбивым, Тамерланом, Чѐрного, медресе, обсерваторию, Улугбек, Самарканде, Чингисида).

5.  Разгадайте путаницу. Переставьте буквы в словах и у вас получится:

  Город,  из  которого  Марко  Поло  отправился  путешествовать  в  Китай  «ИЯВЕЦНЕ»

___________.

  Внук Чингисхана, который нанѐс в 1237 году сокрушительный удар по Руси «ЫБЙАТ»

______________.

Город, в котором обычно находился стан великого хана «УМКОРКАРА» ___________.

Название единого для всех монголов императорского сборника законов «ИКАВЕЛЯ _АСЯ» _______________ ________.

Город, который Тимур сделал своей столицей  «НДАРКМАСА» ____________________.

Уровень Б «4»

  1. Укажите, кто здесь лишний. Объясните, почему? Расскажите об одном из них.

Марко Поло, Чингисхан, Тамерлан.

2.        Соотнесите даты и события:

1.

1295 год -

А

полководцы Чингисхана разбили

объединѐнное войско нескольких

русских князей на реке Калке.

2.

1223 год -

Б

годы правления Тамерлана.

3.

(1370-1405 гг.) -

В

Марко   Поло   морским   вокруг

Индии вернулся в Италию.

1.

2.

3.

3.  Соотнесите даты жизни и имена монгольских ханов:

1.

(10.04.1336 г. - 17.02.1405 г.)

А

Темучин (Чингисхан)

2.

(1209 г. - 1256 г.)

Б

Тимур (Тамерлан)

3.

(1162, 1155? г.–1227 г.)

В

Батый (Бату-хан)

1.

2.

3.

Уровень В «5»

  1. В чем состоит сходство и отличие империи Чингисхана и державы Тимура?

  1. К кому из завоевателей относится каждое из высказываний, обосновать свое мнение? Чингисхан - 1 Тимур -

  1. Ему удалось разгромить соперников и объединить монгольские племена под своей властью.

  1. Он происходил из знатного монгольского рода.

  1. Он захватил власть в одном из небольших самостоятельных государств в междуречье Амударьи и Сырдарьи.

  1. Собрание представителей ханского рода и кочевой знати подтвердило его верховную власть и принятый им титул.

  1. Укрепив свое государство, он начал завоевание других стран.
  2. Его войска всегда действовали очень жестоко, придерживаясь тактики устрашения.

  1. Он видел свой идеал в воине-завоевателе, смысл жизни которого в том, чтобы насладиться гибелью и позором врага.

  1. Отказ любого народа признать его власть рассматривался как неповиновение, которое следует подавить силой.

  1. Считал, что весь мир не стоит того, чтобы иметь двух повелителей.

  1. Его власть была ограничена правом сородичей на участие в управлении и правом знати утверждать нового хана на курултае.

  1. Его воины, сплоченные железной дисциплиной и жаждой добычи, имели отличную боевую выучку.

  1. Он взял под контроль караванные пути и разорил торговые центры, конкурирующие
  • городами его владений.
  1. Правил от имени подставного безвластного хана.
  2. Сначала помог Тохтамышу, а потом стал его врагом.
  3. Европейские страны видели в нем возможного союзника против турок.
  4. Сыновья и внуки разделили его державу на части.
  5. Его держава ненадолго пережила своего создателя.
  6. Был язычником.
  7. Был мусульманином.
  8. Был «человеком степи».
  9. Соединял в своем мировоззрении черты кочевника-степняка и горожанина.

Литература

  1. Арасланова О.В., Соловьев К.А. Поурочные разработки по истории средних веков. 6 класс – М.: «ВАКО», 2008

  1. Бойцов М.А. История средних веков. 6 класс - М.: «Русское слово», 2007

  1. Гусарова Т.П. и др. Учебное издание История средних веков. 6 класс. Атлас. 12-е изд.-М.: «Дрофа», 2009

  1. История Древнего мира и Средних веков (5-6 классы). Библиотека электронных наглядных пособий, 2004

  1. Макаров Ю.А. Технология индивидуализированного обучения. – Пермь, 2003

  1. Мартьянова О.А. Повторение и контроль знаний. Всеобщая история. Средние века. 6 класс (электронный тренажѐр), издательство «Глобус», 2010

Интернет-ресурсы

  1. http://veresh.ru/
  2. http://www.chronologia.org/cgi

Дьяченко Владислав Павлович

МКОУ «СОШ №2» с. Ладовская Балка



Предварительный просмотр:


Самоанализ урока

Тема урока: «Во владениях великого хана».

Дата проведения: 23.11.2020 г.

Тип урока: урок получения нового знания.

Технология урока: проблемно-диалогическая технология.

1. Внешние связи урока.

 Урок по теме «Во владениях великого хана» – урок изучения нового  материала с опорой на имеющиеся знания, полученные на предыдущих уроках.

Межпредметные связи: обществознание – политическая сфера.

2. Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса.

Урок проводится в 6 классе, где большинство учащихся имеют средние способности, но есть такие, у которых отсутствует познавательный интерес к учёбе, в результате у некоторых учеников – пробелы в фактических знаниях и умениях.

 На уроке ставились и реализовывались следующие цели:

Образовательная цель:  подвести учащихся к пониманию причин образования и распада монгольского государства;

Развивающая цель: развивать умение сравнивать однотипные исторические процессы и делать несложные выводы;

продолжать формирование навыков работы с историческими источниками и картой;

 Воспитательная цель: воспитывать негативное отношение к войнам, завоеваниям, сочувствие к борьбе народов;

3. Характеристика замысла урока. Характеристика этапов урока.

I. Общая организация урока

1. Последовательность и распределение этапов урока по времени.

 Проведенный урок – урок изучения новых знаний. В соответствии с типом и целями урока была определена его структура, состоящая из следующих этапов:

Вводная (организационная) часть

Актуализация ЗУН

Основная часть

Введение в новый материал

Постановка проблемного вопроса

Изучение нового материала

Закрепление изученного материала

 Подведение итогов урока

Заключительная часть

Рефлексия

Организация домашнего задания

Структура урока соответствует его целям и типу, соблюдается логическая последовательность и взаимосвязь этапов. Распределение времени по этапам –  рациональное.

2. Организация познавательной деятельности на уроке (сочетание фронтальной, групповой, индивидуальной работы).

Для организации познавательной деятельности использованы следующие формы работы: фронтальная (беседа, постановка проблемных вопросов, совместное формулирование принятых решений); групповая (работа с учебником, составление таблицы); индивидуальная (составление схемы, самопроверка на этапе подведения итогов урока).

3. Соблюдение охранительного режима.

 Кабинет готов к занятию. Помещение проветрено, освещено. Во время проверки д/з, а также во время работы в группах дети вставали, делали динамическую паузу.

  1. Подведение итога урока.

Намеченный план выполнен. Цели урока достигнуты. Дети делали правильные выводы в течение урока.

Из отрицательных моментов – недостаточно развитое умение анализировать, обобщать и делать выводы.

II. Содержание урока

  1. Научная, воспитательная и развивающая направленность урока.

Исходя из целей урока, научная направленность урока осуществлялась посредством оказания помощи учащимся осознать причины завоеваний монголами на рубеже 18 века.

Воспитательная направленность урока проявлялась в развитии негативного отношения к войнам.

Развивающая направленность урока – в развитии в учащихся,умения анализировать материал учебника, формулировать выводы.

  1. Организация повторения на уроке и его содержание. Связь повторенного с новым материалом.

На этапе повторения домашнего задания были сделаны выводы о предпосылках и причинах феодальной раздробленности в средневековой Европе, что позволило учащимся эффективно использовать данные знания, изучая новый материал.

  1. Уровень знаний, умений, навыков учащихся.

Учащиеся класса умеют работать с картой, определяют причины и последствия завоеваний Чингизхана, ориентируются в хронологии событий, умеют делать выводы с полученных знаний.

III. Методическая сторона урока и его оборудование

  1. Качество методов и приемов обучения, их адекватность задачам урока и уровню развития познавательных возможностей детей.

Методы и приёмы обучения были адекватны задачам урока и уровню развития познавательных возможностей детей. Использовались словесные методы (беседа, самостоятельная работа учащихся с учебником, рабочим листом), практические методы (проблемный и частично-поисковый).

  1. Чередование методов обучения.

Методы обучения чередовались в зависимости от уровня сложности материала и уровня его понимания учащимися: в начале урока, на этапе введения в новый материал, был использован проблемный метод, далее чередовались эвристическая беседа, частично-поисковый метод, самостоятельная работа учащихся.

  1. Оборудование урока и его использование.

В качестве средств обучения использовались: раздаточный материал («Феодальная лестница»), иллюстративный материал в объеме учебника, карта.

  1. Методы опроса. Правильность ответа учащихся.

Были организованы: фронтальная устная проверка понимания по вопросам учителя; индивидуальная работа учащихся с пройденным материалом с последующим выявлением неточностей и пробелов в знаниях учащихся.

4.Функциональный анализ урока.

Структура урока была подчинена триединой цели урока и содействовала достижению конечного результата урока. Каждый предшествующий момент урока тесно связан с последующим, продолжает его и сам является базой, продолжением предшествующего.

Учащиеся работали достаточно активно, заинтересованно. Смена заданий поддерживала работоспособность учащихся на разных этапах урока. Учащиеся показали умение слушать друг друга, слушать учителя и отвечать на его вопросы.

Нормы педагогической этики соблюдены.

  1. Оценка конечного результата урока.

Считаю, что урок представляет собой целостную систему. Цели, поставленные на уроке, достигнуты. Все ученики научились определять причины и последствия завоеваний Чингизхана и его последователей.

Предложения и методические рекомендации по совершенствованию урока. Целесообразно использование наглядных методов обучения, а также элементов игрового метода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по Всеобщей истории "Во владениях Великого Хана", 6 класс

На уроке организуется самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала с применением технологии индивидуализированного обучения и ИКТ, учебник Бойцова М.А. и др....

Технологическая карта урока "Участники Великой Отечественной войны, жители района Выхино"

В ГБОУ Школа № 1363 г.Москва с 2004 года работает музей "Боевой и трудовой славы жителей района Выхино". В музее систематически проводятся Уроки Мужества, классне часы с приглашением ветеранов войны и...

Технологическая карта урока. Тема:Великое княжество Литовское

Познакомиться с историей создания и развития Великого княжества Литовского и Русского....

Технологическая карта по теме "Великие географические открытия" ФГОС

Технологическая карта по теме "Великие географические открытия"...

Технологическая карта воспитательного мероприятия«Великий подвиг народа»

Тема: «Великий подвиг народа» (к 74-годовщине Победы)Возраст: 15 летЦель: воспитание у учащихся любви к Родине, чувства гордости за свой народ, уважения к его подвигам, воспитание патриоти...