Семиотические технологии на уроках истории
статья по истории

Использование семиотических технологий на уроках истории.

Семиотические технологии, построенные на теории множественного интеллекта, предоставляют учителям средства, которые позволяют реализовывать в учебном процессе принципы индивидуализации, дифференциации и интеграции учебного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semioticheskie.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:

Семиотические технологии на уроках истории.

Семиотика, или семиология – это междисциплинарная область исследований, в рамках которой изучаются знаки и знаковые системы, хранящие и передающие информацию: слово, образ, жест и пр. В педагогической практике семиотика используется в исследовании познавательных процессов и как основа развития исследовательских умений.

Теория множественного (семиотического) интеллекта – теория, предложенная Говардом Гарднером в 1983 году как модель интеллекта, которая рассматривает интеллект в различных конкретных (в первую очередь сенсорных) условиях, а не как доминирование одной общей способности к чему-либо.

Семиотические технологии, построенные на теории множественного интеллекта, предоставляют учителям средства, которые позволяют реализовывать в учебном процессе принципы индивидуализации, дифференциации и интеграции учебного материала.

Дидактическая модель, построенная по семиотической технологии строится на трех компонентах:

  1. Семиотический контекст: отбор содержания раскрывает ту или иную тему в разных культурных кодах: язык фактов, художественные образы, математические символы и т. д.
  2. Семиотическая деятельность: организация деятельности включает чтение, письмо, аудирование, рисование, двигательную активность, ручной труд, исследование, коммуникацию, ассоциацию, рефлексию и пр.
  3. Семиотический результат: система оценивания строится с учетом самооценки, процессуальной аутентичной оценки и внешней экспертной оценки на основе взаимодополняющих критериев.

     Написанию этой статьи предшествовали наблюдения по применению мной данных технологий на уроке истории. Я согласна согласна с очевидным утверждением: разные люди по-разному воспринимают окружающую действительность. Для одних принципиально важны слова и описания, других убеждают только цифры и факты. Третьи считают, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, ну а четвертые – как раз наоборот. Одним необходимы тактильные ощущения, другим – умозрительный анализ и исследование. Наверняка вы встречали таких кому обязательно нужно с кем-нибудь поделиться своими знаниями, а другие все пропускают только через собственный опыт и осмысление. Реже всего встречаются люди, готовые воспринимать мир на уровне смыслов и ценностей. Как правило, они мыслят глобальными категориями, волнуются о судьбах мироздания. В моем классе есть представители практически всех перечисленных типов. Следовательно, моя задача заключалась в том, чтобы учесть разнообразие индивидуальных профилей интеллекта, существующее в пределах моего класса. А сделать мне это помогло использование семиотического подхода, переведенного на язык конкретных педагогических технологий, логично назвать их «семиотическими технологиями» преподавания. Стоит здесь напомнить понятие семиотики, как науки о знаках и знаковых системах..

В этой статье я хочу познакомить педагогов с технологическим инструментарием семиотической дидактики на примере темы: «Внешняя политика Екатерины 2. Чесменское сражение. Взятие крепости Измаил» - история 8 класс. Эти технологии полностью соответствуют ФГОС в рамках модернизации обучения. В первую очередь они направлены на индивидуализацию обучающегося.

«Семиотический контекст»: отбор содержания.

Целевое назначение первого этапа семиотической дидактики заключается в определении смысловых рамок темы и подготовки материалов, ориентированных на разные типы интеллекта учащихся. Учитель выражает свой замысел в определенных семиотических системах, условных символах, создавая «открытый учебный текст» по той или иной теме. Ученик - адресат вовлекается в образовательный процесс, в котором происходит выборочное взаимодействия семиотических стимулов и его собственных ответных реакций, обусловленных типом его интеллекта. При этом ученик неизбежно привносит в этот процесс свой жизненный опыт, свою культуру, ценности и мотивы. Таким образом, открытость текста превращается в инструмент семиотической дидактики.

Технологической формой подобного текста могут служить «Тематические задания». При подготовке материалов по теме «Внешняя политика Екатерины 2» т.е. совокупности текстов разной природы, содержание, которого формировалось по разделам на основе различных культурных кодов и в соответствии с разными видами интеллекта. Таблица №1 Тематические задания

Такой урок я проводила впервые, на его разработку потребовалось найти много различного разнопланового материала, но весь он был связан с данной темой. Для меня урок стал своеобразный интеллектуальным конструктором, игрой, состоящая из набора деталей, где каждый играющий может выбрать и сложить свои решения. Из своего опыта могу сказать, что этот компонент семиотической дидактики самый трудоемкий и требующий определенной подготовки.

Семиотическая деятельность: виды заданий для самостоятельной работы.

Вторым компонентом семиотической дидактики становится организация самостоятельной работы учащихся и предполагает такую организацию учебного процесса, при которой вариативность учебных заданий обеспечивает «поле возможностей» и свободу выбора в соответствии с доминирующим типом интеллекта. Материальным аналогом «поля возможностей» является «Технологическая карта темы», в которой на каждый вид интеллекта представлена подборка заданий. В идеале эти задания должны быть разного уровня сложности и соответственно разной «ценовой категории» в виде баллов: 1, 2, 3. В каждой интеллект-карте разное количество заданий, ученик может самостоятельно посчитать их количество. Технологическая карта выполняет функции навигатора и контролера одновременно. Как навигатор по теме она предлагает анонс предстоящих заданий, как контролер позволяет учащемуся самостоятельно фиксировать их выполнение.

 Таблица №2 Технологические карты по теме: «Внешняя политика Екатерины 2:Чесменское сражение. Взятие крепости Измаил»

За учениками оставалось право выбора. Предпочтения школьников практически полностью отражали доминирующие типы их интеллекта.

Система оценивания: семиотический результат.

Третьим компонентом семиотической дидактики является система оценивания. Только она строится с учетом самооценки. В результате по итогам изучения темы ученик представляет собственный тематический портфолио и выставляет баллы в технологическую карту. Таблица №3

В заключение хочу отметить, что педагогическая семиотика имеет широкие, еще до конца не раскрытые мною возможности для практического применения в образовательном процессе. Пока технологию семиотической дидактики я использую на уроках литературного чтения и окружающего мира. Но я полностью уверенна в том, что не только можно и нужно внедрять семиотический подход, возможно на уроках математики и русского языка. Именно семиотика поможет получить принципиально новое качество, например, даст возможность выйти к такой педагогической системе, которая воплотила бы старую педагогическую мечту об образовании, создающем целостную картину мира.

Список литературы

  1. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта: Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2007.
  2. Доклад Т.Г.Галактионовой «Текст, читатель и социум в логике семиотической дидактики», 2010.
  3. «Педагогика текста: опыт семиотического решения» коллективная монография / Автор-составитель и научный редактор – Т. Г. Галактионова, 2013

Приложение 1

1.Скаут

Учебное задание «Шаг за шагом»

Учебное задание:

  1. Пользуясь текстом, обозначьте стрелочками разных цветов на контурной карте движение русских войск к крепости «Измаил», движение русского флота к Чесменской бухте.
  2. Описать ход сражений, используя текст и план сражений.

Необходимый раздаточный материал: карта Русско- турецких войн 1768-1791гг,  ручки, атлас, схемы сражений: Чесменское морское сражение, штурм крепости «Измаил».

Возможный готовый продукт:  план сражений, маршрут русских войск, уметь показать на карте передвижение русских войск.

2. Художник

Учебное задание «Описание картины»

Описание задания:

  1. Рассмотрите репродукции картин. Опираясь на текст, разделите репродукции на 2 группы :Чесменское морское сражение, штурм крепости «Измаил».
  2. Используя репродукции описать картину по плану.

1.Подробно описать все, изображенное на картине. (описать орудия, корабли, действия людей)

2. Сделать на основе композиции вывод: какого впечатления добивался художник.

3. Определить, как передано движение или его отсутствие.

4. Определить колорит картины (холодный/теплый, локальный/полный). На основе колорита сделать вывод: какого впечатления добивался художник

5. Найти композиционный центр картины. Что на него указывает?

  1. Описать, что вы узнали о русской и турецкой армии по представленным репродукциям

Необходимый раздаточный материал : бумага, ручка, репродукции

Возможный готовый продукт:  описание сражений.

6.Мастер

Учебное задание «Боевые награды»

Описание задания: используя предложенный текст  и подручные материалы создайте ваш вариант медали или ордена за победу в Чесменском сражении и взятии крепости «Измаил».

Раздаточный материал: цветная бумага, клей карандаш, кожницы,  фломастеры, нити и т.д.

Возможный готовый продукт: макет, рисунок,  эмблема, изделие.

Приложение №2 Технологическая карта урока

ЧЕСМЕНСКОЕ  МОРСКОЕ СРАЖЕНИЕ

Дата

Силы сторон

Командующие

Ход (описание сражения)

Итоги

Значение

СЛОВАРИК:

Приложение №3

№ Задания

Балл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектные технологии на уроках истории и обществознания (Выступление на РМО учителей истории и обществознания).

В методической разработке рассматривается возможность внедрения проектных технологий на уроках истории и обществознания: требования, предъявляемые к проектам, их типология и практическое применение. М...

Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин».

Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин»....

Семантико-семиотическая технология на уроках географии.

Одним из способов мотивации познавательной деятельности при обучении географии-является семантико-семиотическая технология интерпретации при работе с учебником по географии (знаково-символическое коди...

Семантико-семиотическая технология на уроках географии.

Одним из способов мотивации познавательной деятельности при обучении географии-является семантико-семиотическая технология интерпретации при работе с учебником по географии (знаково-символическое коди...

обобщение опыта учителя истории и обществознания «Использование ИТК и Интернет технологий на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности»

С появлением в школе персонального компьютера, меня заинтересовали возможности использования новых информационных технологий на уроках истории. К настоящему времени накоплен определенный опыт практиче...

Использование современных педагогических технологий на уроках истории и истории и культуры Санкт-Петербурга

Приоритетным направлением исторического, культурного и краеведческого образования   считаю формирование у учащихся ключевых компетенций, общеучебных умений и навыков, универсальных способов ...