Методическая разработка. Игра "Крестики-нолики" по истории Древнего мира
методическая разработка по истории (5 класс)

Гончарова Оксана Анатольевна

Цель: Обобщение и систематизация знаний по истории Древнего мира и их применение в новых ситуациях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_krestiki-_noliki_po_istorii_drevnego_mira_5_klass.doc589 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка мероприятия

Игра «Крестики- нолики»  по истории Древнего мира (5 класс).

Цель: Обобщение и систематизация знаний по истории Древнего мира и их применение в новых ситуациях

Задачи:

Воспитательные:

  1. Воспитывать духовно-нравственные качества личности.

Образовательные:

  1. Учиться проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках, сравнивать данные разных источников, выявлять сходства и различия.
  2. Соотносить единичные исторические факты и общие явления.
  3. Определять и объяснять свое отношение к событиям, личностям в истории и их оценку.
  4. Излагать суждения о причинах и следствиях  исторических событий.

Личностные:

  • развитие индивидуальных способностей каждого обучающегося,
  • реализация творческого потенциала детей,
  • развитие умения самооценки собственной деятельности, а также работы своих товарищей,
  • развитие учебно-познавательного интереса к истории как предмету;

Метапредметные:

Регулятивные:

  • оценка и осознание учениками качества и уровня освоения материала по истории Древнего мира

Познавательные:

  • обобщение и систематизация полученных знаний по курсу истории Древнего мира,
  • применение полученных знаний в новых ситуациях,

Коммуникативные:

  • развитие умения работать в группе, команде,
  • развитие культуры общения во время  групповой работы,
  • развитие умения отстаивать свою точку зрения.

  Предметные:

  • применение полученных знаний по Древнего мира в новых ситуациях

Оснащение :      Плакат с изображением игрового поля (как в игре «крестики- нолики»), с графическим (схематическим) изображением заданий;   карточки с изображением «крестиков» и «ноликов», задания

        Подготовка кабинета: два стола для работы групп, остальные расставить так, чтобы было свободное пространство для инсценировки и презентации заданий).

Участники - учащиеся 5-х классов

Форма мероприятия –  групповая работа.

Этапы мероприятия:

  1. Подготовительный.

Каждый пятый класс заранее выбирает команду, капитана, а так же придумывает название команды.

  1. Оргмомент.  

    Учитель: «Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас внеклассное мероприятие по истории Древнего мира. Нам необходимо выяснить:

- что мы знаем?

- чему мы научились?

- сможем ли мы применить наши знания?

А сделаем мы это в форме всем известной игры «крестики-нолики».

      3.Объяснение правил игры:

         Одна из команд будет играть роль «нолика», другая – роль «крестика». Как играть в «крестики-нолики», я думаю, вы все знаете.

                    Первый ход определяется по жеребьёвке. Команда, которой выпало право первого хода, выбирает клетку на поле с заданием, которое для нее является наиболее интересным. Похожее задание получает и вторая команда. Дается время на его выполнение (например, 5-10 мин. в зависимости от сложности). По истечении времени дает ответ первая команда. Если ее ответ правильный, она заполняет квадратик на игровом поле своим знаком (например, крестик), используя заранее подготовленные карточки с «ноликами» и «крестиками». (Их приклеивают скотчем на игровое поле). Если же первая команда дает неверный ответ, тогда отвечает вторая команда. В случае правильного ответа, она закрывает данный квадратик на игровом поле своим знаком «нолик». Победившая команда имеет право выбрать следующий квадратик с заданием.

            Выигрывает та команда, которая заполняет своими значками квадратики  на игровом поле как в игре «крестики- нолики», т.е. вертикально, горизонтально или по диагонали.

        Итак, начинаем играть…

3. Основная часть мероприятия.    (см. приложение)

Игровое поле.

Картинки по запросу картинки финикийский купец

1. Рассказ купца

    Картинки по запросу свиток бумаги картинки

     

2.      Восстанови исторический источник

Картинки по запросу картинки театр для детей

3.   В театре Диониса

Картинки по запросу картинки расследование

 

4.  Историческое расследование…

 

5. Читаем карту…

6. Личность в истории

Картинки по запросу картинки капитан

7. Конкурс капитанов

   ?

 

8.  «Блиц-опрос»

9 Разгадай ребус

  1.  «Рассказ купца»:

Представьте, что вы богатые купцы и со своим товаром, на своем корабле посетили многие древние храмы. Давайте послушаем ваши рассказы об удивительных местах.

  Для 1 команды: составить рассказ по теме «Город богини Афины», используя   данные слова (на карточках).

  Для 2 команды: составить рассказ по теме «Долина мертвых», используя   данные слова (на карточках): Приложение№1.

      2 .    «Восстанови исторический источник»:

    Часто в письменных источниках древности часть текстов. Попробуйте  воссоздать их сопоставив событие с известными вам историческими деятелями

    Команды должны сопоставить личность и событие

(цель: провести сравнительный анализ):   Приложение №2

3.    «В театре Диониса»:

Вам известно, что искусство театрального мастерства зародилось в Древней Греции. Попробуйте вжиться в роль древнегреческих актеров и

инсценировать  исторический отрывок

  (цель-развитие творческих способностей обучающихся)

Ребята должны инсценировать отрывок из  исторического сюжета. (возможно и использование пантомимы), а также сказать где и когда происходило (могло происходить)  действие сюжета.                    Приложение №3

4.«Историческое расследование»

На этом этапе к своим знания ы должны приложить вашу сообразительность и привлечь логику. Попробуйте расследовать историческую головоломку.

        Команды должны проанализировать исторический факт и на его основе сделать вывод.                       Приложение №4

5. «Читаем карту…»

Каждая команда получает силуэт из белой бумаги. Попробуйте по очертаниям определить, границам какого древнего государства они соответствуют и назовите основные природно-климатические особенности этого государства.

Задание по карте, т.е. используя карту, ее легенду, составить связный рассказ.

6. «Личность в истории»

 Каждая команда получает по две карточки с именами исторических личностей. Вы должны охарактеризовать их самих, их деятельность, где и когда они жили.

Приложение №5

7. Конкурс капитанов     

Вы – древний сказитель, учились у самого Гомера. А теперь вам нужно написать в стихах, о любимой стихии многих древних народах - море. Вам в помощь даются пары рифм.

Приложение №6

8. «Блиц- опрос»  

Каждая команда получает по пять вопросов, на которые нужно ответить быстро.

Побеждает команда ответившая на большее количество вопросов. Если команда не знает ответ, ответить могут противники.

   Приложение №7

9. «Разгадай ребус»

Мы знаем, что до изобретения букв люди пользовались пиктографическим письмом (картинки-знаки). Попробуйте угадать слово спрятанное за этими пиктограммами.

Побеждает команда быстрее разгадавшая ребус. 

Приложение №8

4. Итоги: (рефлексия, оценка образовательного мероприятия)

В конце игры подводятся итоги, выясняются положительные и отрицательные моменты:

-что понравилось?

-что было сложным?

-что хотелось бы повторить?

Учитель дает оценку капитанам, а капитаны команд оценивают работу своих коллег по команде. Победители получают призы

Примечание.

 В течение  занятия целесообразно провести музыкальную паузу(можно несколько) для разрядки, а так же физкультминутку.

Приложения

Приложение №1.

Город богини Афины: Керамик, Агора, Акрополь, Парфенон, портик,  кариатиды,.

В долине мертвых: Сфинкс, саркофаг, пирамиды, мумия, жрецы, пески.

Приложение №2.

Событие

Личность

Создатель первого письменного сборника законов   был…      

Солон

Возглавил самое крупное восстание рабов в Древнем Риме…

Конфуций

Учение… велит уважать  и почитать старших,  а младших опекать

Рамсес II

Воплотить свою мечту о покорении мира почти удалось …

Александр Македонский

Освободителем своей земли от долговых камней был…

Хаммурапи

Государство на берегах Нила обрело наибольшее могущество при…

Спартак

                           

Приложение№3.

Отрывок №1:

 «Черную землю иссушало солнце, листья растений поникли. Все живое изнемогало от жары и жажды. Но вот в реке прибывала вода, она становилась мутно-зеленого,  а затем красного цвета. Река оживляла землю, жаждущую влаги. Взрослые и дети резвились  в освежающих водах огромной реки. Широкие  волнывлекли за собой рыб, сверкающих чешуёй. Над ними кружили стаи птиц».

Отрывок №2:

«В первый день атлеты молились и приносили жертвы богам. Перед огромной статуей бога-громовержца они давали клятву бороться честно. Затем, этому же богу мудрые судьи клялись выносить справедливые решения и честно решать, кто станет победителем»

Приложение№4.

Задание команде №1.

На многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по-немецки бумага – “папир”, по-английски – “пэйпер”, по-французски – “папье”. По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же слова.

Что это за слово? Обоснуйте свою мысль.        

Ответ: папирус, т.к. это был первый материал для письма, близкий к бумаге.

Задание команде №2.

 Более трех тысяч лет назад в Египте и Двуречье ученики писцовых школ тратили на овладение письмом и чтением долгие – долгие годы. Напротив, в древних городах Библе, Тире и Сидоне школьники, едва начав учиться, через несколько недель могли записать и прочитать несложный текст.

Чем объяснить различие в сроках обучения грамоте в данном случае?        

Ответ - в Египте были иероглифы (несколько тысяч), в Двуречье – клинопись, а в Финикии придумали алфавит, где было всего 22 согласных буквы.

Приложение№5.

Каждая команда получает по две карточки с именами исторических личностей. Они должны охарактеризовать их самих, их деятельность, где и когда они жили.

1 команда: Юлий Цезарь, Хаммурапи.

2 группа: Перикл, Тутмос

Приложение №6.

Например, составить стихотворение, используя данные рифмы:

___________ вскоре

___________ волны

___________ море

___________ вольный                                 и т.п.

 Примечание:

Что не было скучно остальным членам команды, им можно дать задание, правильное выполнение которого,  даст дополнительные баллы команде.

Задание: каждая команда должна определить о ком идет речь

1 команда

Кто из греческих героев мифов мог бы выразить свое родительское горе такими словами?

“Афиняне, я узнаю в морской дали корабль! О, лучше бы мне умереть, чем видеть этот страшный цвет парусов! Мой сын погиб…Будь проклято рогатое чудовище! Жить больше не хочу и не могу!”        

Ответ - Царь Афин – Эгей. В честь него названо Эгейское море.

.

2 команда:

Греки были умеренны в еде и питье. Вино не пили чистым, а разбавляли его водой. Пьянство осуждали.

Для кого из героев поэм Гомера и при каких обстоятельствах злоупотребление вином имело роковые и необратимые последствия?        

Ответ - Страшный циклоп - людоед Полифем, который лишился единственного глаза, потому что заснул, опьянев от выпитого вина. “Тут повалился он навзничь… не в меру напившись” пишет Гомер.

Приложение№7.

Команда №1.

1.        Первая столица объединенного Египта        Мемфис

2.        Повелитель Египта, его правитель.        Фараон

3.        Грамотный египтянин, находящийся на службе у фараона, собирал налоги.        Писец

4.        Знатные, знаменитые люди, советники фараона.        Вельможи

5.        Самый главный бог Древнего Египта, чьим сыном считался фараон.        Амон – Ра

Команда №2.

1.        Египетский бог, фараон и судья в царстве мертвых.        Осирис

2.        Бог земли в Древнем Египте.        Геб

3.        Необычные существа с туловищем льва и головой человека - охранники пирамид.        Сфинксы

4.        Священная книга христиан.        Библия

5.        Правила, по которым, согласно учению христиан, должны жить люди.        Заповеди

Приложение №8

Ребус для команды №1

Картинки по запросу ребусы по истории древнего мира

Ребус для команды №2

Картинки по запросу ребусы по истории древнего мира


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты"

Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями! Все готово!!!!...

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»

Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...

Методическая разработка урока по истории древнего мира

Цель урока: познакомить учащихся с природой занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии, продолжить формирование умений работать с исторической картой, сравнивать природные условия...

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты

Комбинированный урок истории в 5 классе.С применением формы  взаимного обучения.Имеет  целью дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.Выполняются такие задачи...

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе "Персидская держава "царя царей"

Урок по истории Древнего мира в 5 классе "Персидская держава "царя царей" разработан в соответствии с требованиями стандартов второго поколения....

Методические разработки урока по истории древнего мира, по системе ФГОС: "Древний Рим"

Урок разработан с учетом требований стандартов 1 и 2 поколения, содержит рекомендации по практическому воплощению методических установок для достижения заявленных целей....