Адаптация молодых специалистов в образовательной организации
методическая разработка

Павлюкович Елена Александровна

Методическая разработка 

Психологическое сопровождение молодого специалиста - это формирование будущего профессионала педагогической деятельности. От того, как пройдет начальный период, зависит останется ли педагог в сфере образования  или найдет себя в другом деле. Очень важно помочь на начальном этапе адаптироваться к новым условиям труда и образа жизни, чтобы не возникало чувство неудовлетворенности собой, чтобы старт был уверенным, удачным и результативным.  Именно поэтому так важно создать оптимальную среду для содействия адаптации работников к условиям учебного заведения.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

        I. Пояснительная записка

        Психологическое сопровождение молодого специалиста - это формирование будущего профессионала педагогической деятельности. От того, как пройдет начальный период, зависит останется ли педагог в сфере образования  или найдет себя в другом деле. Очень важно помочь на начальном этапе адаптироваться к новым условиям труда и образа жизни, чтобы не возникало чувство неудовлетворенности собой, чтобы старт был уверенным, удачным и результативным.  Именно поэтому так важно создать оптимальную среду для содействия адаптации работников к условиям учебного заведения.

        Основными составляющими психологической готовности учителей к работе в школе являются следующие:

- внутренняя личная свобода и собственная позиция по отношению к жизни;

- знание психологических особенностей;

- овладение конкретными навыками, которые позволяют педагогам полно и свободно выражать себя, демонстрировать принятие и понимание, делать отношения с детьми и коллегами искренними и открытыми.

        Изучая и анализируя трудности молодых специалистов, имеющих малый опыт работы, психологи выделяют ряд основных проблем. Зачастую они обусловлены не только отсутствием практического опыта у учителей,  но и связаны с их личностными особенностями. Порой молодому педагогу просто не хватает уверенности.  Могут выявляться противоречия между личностной направленностью и выбранной специальностью, происходит переоценка собственных сил.

        Исходя из опыта психолого-педагогической практики, можно говорить о том, что существует объективная необходимость оказания психологической помощи молодым педагогам в процессе их внедрения  в рабочую среду. Помочь им в этом призвана данная программа, которая подготовлена с учетом современных требований, предъявляемых к образовательному процессу.

         Основной целью является оказание практической помощи молодым педагогам в период их адаптации к рабочей среде.

              Реализация программы позволяет решать следующие задачи:

1.Изучении личных адаптационных возможностей.

2. Развитие основных психолого - педагогические умений и навыков, необходимых молодому специалисту для работы в школе.

3. Повышение уверенности в собственных силах.

4. Профилактика  эмоционального выгорания.

Контроль и оценка результатов освоения программы

С целью определения достижения запланированных результатов обучения на практических занятиях осуществляется текущий контроль и итоговый контроль в форме зачета - по окончании освоения курса.

Итоговая аттестация является обязательным завершающим этапом освоения модуля слушателями курсов внутрифирменного повышения квалификации и проводится в целях оценки уровня сформированности образовательных результатов.

Оценочные материалы

Контрольно - измерительные материалы представлены в виде решения тестовых заданий.

1. Вхождение нового сотрудника в должность, усвоение им правил, норм, ценностей, по которым работает образовательное учреждение, получение профессиональных знаний и применение их на практике -  [_____________________________  адаптация ].

 

2. Цели адаптации (выберите несколько вариантов ответа):

а)  Формирование позитивного образа образовательной организации в глазах нового сотрудника.

б)  Быстрое вхождение в должность новых сотрудников.

в)  Снятие первоначального стресса.

3. Процесс успешного включения  учителя в профессиональную деятельность:

а) медико – биологическая  адаптация педагога.

б) научно- техническая адаптация педагога

в) социально - профессиональная адаптация педагога

 

3. Группы критериев успешной адаптации (выберите несколько вариантов ответа):

 а) профессиональные

 б) корпоративные

 в) мотивационные

 4. Какие компоненты включает этап установления контакта с собеседником:

 а) приветствие

 б) наблюдение

 в) вступление в диалог

  5. Представление себя другим, создание о себе определенного впечатления называется (выберите один вариант ответа)

 а) самопознание

 б) самомнение

 в) самопрезентация

 6.  Алгоритм работы с возражениями. Пронумеруйте этапы начиная

[4, 1, 2, 3____].  

  • Ответить на возражение.
  • Дать возможность собеседнику высказаться («выпустить пар»).
  • Внимательно выслушать и понять суть возражения.
  • Задать уточняющие вопросы: «Если я Вас правильно понял…».

 7. Cтрах объектов или ситуаций профессионального взаимодействия) – это (выберите один вариант ответа:

   а) профессиональный страх 

   б) ситуационно- личностны

8. Заполните пропуск в тексте.

Решить проблему снятия  [_____________]   помогает обучение: пассивному и активному слушанию,  анализу проблемы и поиску ее решения.

а) порчи и сглаза

б) профессиональных страхов

   

   9. Процесс постепенной  утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы (выберите один вариант ответа):

    а) синдром рассеянного внимания

    б) синдромом  эмоционального выгорания 

  10. Признаки синдрома эмоционального выгорания (выберите несколько вариантов ответа):

    а) истощение, усталость, бессонница;

    б) усиление пассивности или агрессивности;

    в) негативные установки по отношению к окружающим;

    г) чувство вины.

   

        



Предварительный просмотр:

Внутришкольная модульная программа
содействия профессиональному росту учителя

Модуль
"Адаптация молодых специалистов
в образовательной организации"

Павлюкович Е.А.

«СТАРТ».

Аннотация

Модуль разработан для молодых специалистов, начинающих работу в школе. Данная программа позволит педагогу адаптироваться к  новым условиям труда, чтобы его старт был уверенным, удачным и результативным. Модуль рассчитан на 12 часов (6 очных занятий и 6 на самостоятельную работу).

Цель: оказание помощи молодым педагогам в период их адаптации к рабочей среде, развитие профессиональных компетенций.

Структура программы

Пояснительная записка

Учебный план

Приложения к учебному плану:

- Ресурсное обеспечение программы

- Методические материалы, разработанные для организации обучения слушателей, в том числе цифровые образовательные ресурсы ;

I. Пояснительная записка

        Актуальность. Психологическое сопровождение молодого специалиста - это формирование будущего профессионала педагогической деятельности. От того, как пройдет начальный период, зависит останется ли педагог в сфере образования  или найдет себя в другом деле. Очень важно помочь на начальном этапе адаптироваться к новым условиям труда и образа жизни, чтобы не возникало чувство неудовлетворенности собой, чтобы старт был уверенным, удачным и результативным.  Именно поэтому так важно создать оптимальную среду для содействия адаптации работников к условиям учебного заведения.

        Основными составляющими психологической готовности учителей к работе в школе являются следующие:

- внутренняя личная свобода и собственная позиция по отношению к жизни;

- знание психологических особенностей;

- овладение конкретными навыками, которые позволяют педагогам полно и свободно выражать себя, демонстрировать принятие и понимание, делать отношения с детьми и коллегами искренними и открытыми.

        Изучая и анализируя трудности молодых специалистов, имеющих малый опыт работы, психологи выделяют ряд основных проблем. Зачастую они обусловлены не только отсутствием практического опыта у учителей,  но и связаны с их личностными особенностями. Порой молодому педагогу просто не хватает уверенности.  Могут выявляться противоречия между личностной направленностью и выбранной специальностью, происходит переоценка собственных сил.

        Исходя из опыта психолого-педагогической практики, можно говорить о том, что существует объективная необходимость оказания психологической помощи молодым педагогам в процессе их внедрения  в рабочую среду. Помочь им в этом призвана данная программа, которая подготовлена с учетом современных требований, предъявляемых к образовательному процессу.

         Основной целью является оказание практической помощи молодым педагогам в период их адаптации к рабочей среде.

              Реализация программы позволяет решать следующие задачи:

1.Изучении личных адаптационных возможностей.

2. Развитие основных психолого - педагогические умений и навыков, необходимых молодому специалисту для работы в школе.

3. Повышение уверенности в собственных силах.

4. Профилактика  эмоционального выгорания.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Основным принципом отбора содержания дисциплины является принцип расширения и дополнения системы знаний и умений слушателей, сформированной в процессе их подготовки и профессиональной деятельности, за счет включения в их опыт знаний и умений, связанных с развитием собственных психологических ресурсов.

Учебный план

Тема занятия

Форма проведения

Количество часов

1

Тема: Адаптация. Понятие. Цели. Периоды.

Цель: Сформировать единое понимание термина «адаптация», определить основные цели и критерии  успешной адаптации.

Семинар с элементами тренингового занятия.

1. Ознакомить с понятием.

2.Обсудить возможные трудности, с которыми молодой специалист может столкнуться на начальном этапе.

3.Раскрыть критерии успешной адаптации.

Практическое занятие

 (самостоятельная работа).

Разработать собственный план адаптации с учетом критериев, предложенных на тренинге.

1

1

2

Тема: Эффективные коммуникации в педагогической среде. Этап «Установление контакта».

Цель: ознакомить с особенностями педагогического общения; показать эффективные модели установления контакта в педагогической среде.

Семинар с элементами тренингового занятия.

1 . Рассмотреть более подробно элементы процесса установления контакта, в том числе с учетом собственных личностных особенностей.

2. Оценить эффективность различных моделей установления контакта  в педагогической среде.

Практическое занятие

(самостоятельная работа).

Отработка эффективных моделей установления контакта.

1

1

   

    3

Тема: Самопрезентация.

Цель: Овладеть конкретными навыками, которые позволят учителю полно и свободно выражать себя.

Тренинговое  занятия

1.Развивать вербальные и невербальных средства общения.

2.Формировать навыки самопрезентации.

Практическое  занятие

 (самостоятельная работа)

Выполнение упражнений на развитие самопрезентации с учетом индивидуальных особенностей участника тренинга

1

1

4

Тема: Особенности педагогического общения. Работа с возражениями.

Цель: формировать умения преодолевать разногласия.

Тренинговое  занятия

1. Познакомиться с особенностями работы с возражениями.

2.Раскрыть причины возникновения возражений.

3. Разработать алгоритм  работы с возражениями.

Практическое занятие

 (самостоятельная работа).

Проанализировать возражения, которые чаще всего встречаются в рабочей среде. Проработать их по утвержденному алгоритму.

1

1

5

Тема:  «Профессиональные страхи и пути их преодоления».

Цель: оказать помощь молодым специалистам в осознании профессиональных страхов и предложить пути их преодоления.

Семинар с элементами тренингового занятия

  1. Раскрыть понятие профессиональных страхов.
  2. Помочь молодым специалистам осознать свои страхи.
  3. Рассмотреть возможности преодоления.
  4.  Снять эмоциональное напряжение

Практическое занятие

(самостоятельная работа).

Практическая отработка преодоления страхов.

1

1

6

Тема: Профилактика эмоционального выгорания.

Цель: создать условия для сохранения и укрепления психологического здоровья молодых педагогов, формирование навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактики эмоционального выгорания в педагогической деятельности.

Семинар с элементами тренингового занятия

1. Расширить представление участников о своих ресурсах;

2.Разрушить стереотипы восприятия своей профессии;

3. Познакомиться с навыками саморегуляции.

Практическое занятие

(самостоятельная работа).

Отработать навыки саморегуляции для профилактики эмоционального выгорания

1

1

Срок обучения

1,5 месяца

Режим занятий

1 раз в неделю по 2 часа: 1 час очно и 1 час самостоятельной работы (практическая отработка навыков).

Ресурсное обеспечение программы

Категория слушателей

Молодые специалисты, новые сотрудники

Вариативность образовательного маршрута обеспечивается:

  • возможностью выбора приоритетного блока программы
  • перераспределением учебных часов инвариантной (число часов отмечено жирным шрифтом) и вариативной составляющих программы
  • избыточным наполнением методического портфеля

Для достижения поставленных задач использовались следующие методы:

  • - беседы;
  • - презентации;
  • - игры, упражнения
  • -  релаксационные техники.

Планируемые результаты обучения

  • наличие общих представлений о процессе адаптации;
  • понимание  целей и критериев успешной адаптации;
  • понимание эффективных моделей установления контакта с собеседником;
  • владение навыками преодоления профессиональных страхов;
  • владение навыками самопрезентации;
  • владение умениями преодолевать разногласия;
  • владение способами саморегуляции и самокоррекции.

Результатом реализации данной программы станет более успешная адаптация молодых педагогов к учебной среде и снижение риска профессионального выгорания специалистов.

Средства контроля и обеспечения достоверности результатов

Оценка качества освоения программы осуществляется в форме текучего и итогового контроля слушателей. В рамках текущего контроля проводится проверка степени освоения программного материала на практических занятиях.

Итоговый контроль осуществляется аттестационной комиссией в форме зачета. Зачет проводится в устной форме по билетам. Критерии оценивания: слушатель считается аттестованным, если получил положительную оценку по зачету и текущему контролю.

Вопросы к зачету:

1. Понятие «адаптация».

2. Социально – профессиональная адаптация педагога.

3. Критерии успешной адаптации.

4. Алгоритмы предоставления  обратной связи.

5.  Стресс.

6. Профессиональный страх

Кадровое обеспечение

Наименование модулей (тем)

ФИО педагогов, реализующих образовательную программу

1

Адаптация молодых специалистов в образовательной среде

Павлюкович Елена Александровна

Материально-техническое обеспечение, соответствующее направлению заявленной деятельности

1. Учебный кабинет, оборудованный компьютером с высокоскоростным (100 МБ/с) выходом в Интернет, проектором.

2. Сенсорная комната, оборудованная современными средствами психологической разгрузки.

3. Кабинет  педагога.

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "интернет" (далее - сеть "интернет"), необходимых для освоения модуля

Министерство образования и науки Российской Федерации — http://минобрнауки.рф

Интернет-портал Института коррекционной педагогики РАО — www.ikprao.ru.

Интернет-портал Психологического института РАО — www.pirao.ru.

Информационный центр Министерства образования и науки РФ — www.informika.ru.

Российская государственная библиотека – www.rsl.ru. Российский портал открытого образования — www.openedu.ru 

Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт имени В.М. Бехтерева — www.bekhterev.ru.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

 1.  «Университетская библиотека online» — электронная библиотечная система-   http://biblioclub.ru/    

2. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» — http://e.lanbook.com/  

3. ЭБС "Айбукс" - Ibooks.ru

4. Электронно-библиотечная система  - IPRbooks  5. ЭБС «Юрайт» - http://www.biblio-online.ru.

Литература:

  1. Арбузова  Е.Н., Анисимов А.И., Шатровой О.В.  Практикум по психологии общения — СПб., 2008. —269 с.
  2. Антропова О. В. Тренинг личностного роста «Штрихи к портрету личности» / О. В. Антропова // Подготовка студентов педагогического вуза к волонтерской деятельности по профилактике асоциального поведения детей : сборник тренинговых программ.  М. ; Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2008.  С. 65-67.
  3. Антропова О. В. Тренинг уверенного поведения для будущих педагогов «Как быть уверенным в себе» / О. В. Антропова // Подготовка студентов педагогического вуза к волонтерской деятельности по профилактике асоциального поведения детей : сборник тренинговых программ  М. ; Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2008.  С. 148-151.
  4. Козлов Н. И. Простая правильная жизнь / Н. И. Козлов. – М. : АСТ : Астрель, 2009. – 311 с.
  5. Напалкина И. Психологические средства, используемые педагогом-организатором для конструктивного взаимодействия с ребенком / И. Напалкина // Развитие личности. – 2000. - № 1. – С. 81-83.
  6. Скрипюк И. И. 111 баек для тренеров : истории, мифы, сказки, анекдоты. – СПб. : Питер, 2007. – 176 с.
  7. Черникова Е. Г. Состояние и противоречия социально-профессиональной адаптации молодых педагогов : социологический анализ : автореф. дис….канд. социол. наук : 22. 00. 04 / Е. Г. Черникова. – Екатеринбург, 2008. – 32 с.
  8. Чернышев А. С. Технологии в изучении психологии : учеб. пособие для вузов / А. С. Чернышев [и др.]. – М. :
  9. Программа поддержки начинающего учителя / Е. В. Андреева, Н. В. Новокшанова // Завуч. - 2010. - № 2. - С. 82-96. Котова, С.А. Адаптация в должности и освоение профессии учителя / С.А. Котова // Нар. образование. - 2010. - № 8. - С. 121-127.
  10. Редлих, С.М. Адаптация молодого педагога / С.М. Редлих // Проф. образование. Столица. - 2012. - № 1. - С. 19-21.
  11. Турлунова, А.В. Психолого-педагогическое сопровождение молодого учителя в адаптационный период профессиональной деятельности / А. В. Турлунова // Методист. - 2012. - № 7. - С. 20-26.
  12. Шевченко О. А. Эмпирическое исследование профессионального развития молодых учителей в системе постдипломного педагогического образования // Концепт. – 2014. – № 07 (июль). – ART 14176. – 0,5 п. л. – URL: http://e-kon-cept.ru/2014/14176.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. – ISSN 2304-120X

Основные  понятия

Понятие «адаптация» (от лат. «adapto» - приспособляю) заимствовано из биологии и означает приспособление к окружающей среде.

Социально - профессиональная адаптация педагога - это процесс освоения педагогом навыков ведения образовательного процесса, норм и правил поведения - взаимодействия с коллегами, администрацией, учениками и их родителями.  

Социально-профессиональная адаптация молодого педагога осложняется целым рядом противоречий. Прежде всего, это противоречия:

• между содержанием и уровнем подготовки в педагогическом вузе (колледже) и содержанием, многообразием ролей, сложностью задач, требований, вызывающих перенапряжение и снижение адаптационного потенциала учителя.

• между потребностями начинающего педагога, его способностями, индивидуальными ценностями и нормами и ценностями, которые демонстрируют в своем поведении большинство членов педагогического коллектива.

 Традиционно различают три компонента социально - профессиональной адаптации педагога:

• психофизиологическая - приспособление молодого педагога (всех систем его организма) к непривычным условиям, поурочному режиму труда и отдыха;

• социально-психологическая - вхождение в трудовой коллектив через сближение целей и интересов молодого специалиста и группы (педагогического коллектива, учащихся), формирование нового психологического стереотипа поведения, коррекция личностных качеств в соответствии с требованиями педагогической деятельности, принятие ценностей организационной культуры, норм и правил поведения в образовательном учреждении;

• профессиональная - активное освоение педагогом действий (поведения) в соответствии с должностными обязанностями, требованиями образовательного процесса, спецификой контингента обучающихся; привыкание молодого специалиста к новым условиям, включающим административно-правовые, социально-экономические, управленческие аспекты.  

Адаптация учителя – это процесс успешного включения его в профессиональную деятельность. Продолжительность адаптационного периода у каждого человека индивидуальна, в зависимости от первоначальных условий и способностей. Одним из показателей психологической адаптации может выступать социальное самочувствие, включающее в себя:

- внутреннее состояние человека: (здоровье, настроение, испытываемые чувства счастья);  - оценку внешних условий (восприятие ситуации в стране);

 - восприятие собственного положения в новых условиях.

Психологические нагрузки, получаемые педагогом, приводят к развитию у него профессионального стресса. Важнейшая задача в психологической адаптации педагога – развитие устойчивости к факторам, вызывающим стресс на работе. К таким факторам можно отнести:   перегрузки на работе;   необходимость выполнять трудно совместимые функции;  поведение руководства, других педагогов и воспитанников;  плохие условия труда;  несправедливую оценку труда; - неспособность адаптироваться к изменениям.  

Успешная адаптация за короткий срок обеспечивает высокую эффективность его дальнейшего труда.  

Профессиональный страх – страх объектов или ситуаций профессионального взаимодействия. Профессиональные страхи становятся индикаторами трудностей профессиональной деятельности и становления молодого специалиста) и их видов (страх быть покинутым, не найти поддержки, страх оказаться непрофессионалом, страх перед контролем и пр.).

Методические материалы

Занятие 1. Тема: Адаптация. Понятие. Цели. Периоды.

Цель: Сформировать единое понимание термина «адаптация», определить основные цели и критерии  успешной адаптации.

Адаптация

  • Мини - лекция. «Адаптация. Понятие, цели, периоды».
  • Упр. «Ожидания, страхи, сомнения»
  • Тренер «Три блока критериев».
  • Упр. «Матрица критериев успешной адаптации»

Результат  блока: знают понятие «адаптация» (цели, периоды). Учатся находить критерии успешной адаптации. Понимают,  что происходит с новыми сотрудниками на разных этапах адаптации (первые 1-2 месяца детально), используют необходимые инструменты.

Адаптация (привыкание) – это процесс, основной задачей которого является эффективное вовлечение нового члена команды в процессы, происходящие в образовательной организации,  и подготовка в срок лояльного сотрудника с акцентом на необходимых для успешной работы знаниях и навыках.

Основные цели адаптации

Важно разобраться, что же происходит с новым сотрудником, когда он приходит в организацию, какие чувства он испытывает. Тогда станет понятно, что же нужно делать.

Упражнение  «Ожидания, страхи, сомнения».

Ведущий просит участников вспомнить себя в адаптационный период. Как себя чувствуете? Чего ожидали от администрации, коллег? Какая информация нужна?

(Подводим к мысли о том, что важно встать на позицию другого человека, чтобы лучше его понять)

Записали в рабочую  тетрадь

Мои  ожидания, страхи и сомнения

Оказавшись в  новом коллективе,  многие испытывают определенные сложности: им одиноко,  страшно, они не всегда понимают, кто может ответить на их элементарные вопросы. Поэтому очень важно, чтобы стажер с первых дней получал следующую информацию:

  • образовательное учреждение (структура, традиции,  руководители)
  • что входит в его обязанности, за что он отвечает
  • особенности коммуникаций (межличностные и внутрифирменные (как, где, к кому обратиться; правила общения и т.п.)
  • правила решения рабочих вопросов (требования к внешнему виду, режим труда и отдыха, как оплачивается его работа и т.п.).

Поэтому, в  период адаптации  новому  сотруднику   обязательно передаются накопленные  знания в следующих областях: профессиональной, корпоративной, мотивационной. Выделяются три группы критериев успешной адаптации

Участники заполняют таблицу «Критерии успешной адаптации»

Какие критерии  важнее? Участникам сложно ответить.

Упражнение. Задача: написать план рассказа об образовательном учреждении, состоящий не менее чем из 7 пунктов (только план). Обсудить между собой, какие пункты важнее.

По результатам упражнения оказывается, что пункты у всех разные.

При анализе упражнения подводим к тому, что важны все критерии, необходимо  работать в едином информационном поле, знать основные приоритеты, четко понимать, в каком направлении двигаться.

Понятие «адаптация» (от лат. «adapto» - приспособляю) заимствовано из биологии и означает приспособление к окружающей среде.

Социально - профессиональная адаптация педагога - это процесс освоения педагогом навыков ведения образовательного процесса, норм и правил поведения - взаимодействия с коллегами, администрацией, учениками и их родителями.  

        В результате проведенных исследований  было выявлено,  что сотрудник, попадая в организацию, проходит определенные этапы, жизненные циклы.

1 этап

2 этап

3 этап

от  1 дня до 1-2 мес.  

от  2 мес. до 6  мес.  

от 6 мес. до (1года) 1,5 лет

Приверженность организации и результативность меняется в зависимости от срока работы   (например, высокая лояльность, но низкая результативность стажера наблюдается в первый месяц).

Обсуждаем и записываем в рабочую тетрадь, что происходит со стажером  

Примерные ответы.

Этапы адаптации

Действия наставника

1 этап

от 1 дня – до 1,5 (2 мес.)

Стажер: мало знает,  опасается сделать что-то не так и т.п. Позитивно настроен к компании.

2 этап

от 1,5 (2 мес.) до 6 мес.

Конец первого этапа и начало  второго - «опасный» период для стажера.

Стажер: эйфория проходит,  профессионализм  растёт медленнее, чем хотелось бы, приверженность  низкая.

Если не  поддержать, не замотивировать  – стажер уйдет.

3 этап

от 6 мес. до 1,5 лет.

Благоприятный этап. Знания и умения накапливаются, сотрудник  их активно применяет,  появляется уверенность, растёт приверженность  образовательному учреждению.

.

4 этап

от  1,5 лет.

Сложный период для  сотрудника. Он многому научился. Хочется чего - то нового.

Занятие заканчивается обсуждением: на каком из этапов находится каждый участник занятия. С какими трудностями сталкивается? Как преодолевает?

Занятие 2. Тема: Эффективные коммуникации в педагогической среде. Этап «Установление контакта».

Цель:  показать эффективные модели установления контакта в педагогической среде.

  • Упражнение – разминка  «Приветствие»
  • Мини - лекция.
  • Практикум.

Результат  блока: формируют индивидуальный стиль общения,  прорабатывают элементы установления контакта, оценивают эффективность моделей установления контакта в педагогической среде.

 Упражнение - разминка «Поздоровайся разными частями тела» С помощью рук, плеч, ног и в конце словесно.

Учитель много общается. Многие знают, из каких шагов состоит процесс общения              ( подготовка, контакт, презентация, завершение контакта). Обсуждаем каждый этап, его специфику и особенности, задачи.

Акцент на этап – установление контакта. Здесь работают все законы первого впечатления. Сложность этого этапа заключается в том, что впечатление формируется как правило не столько за счет слов, сколько за счет невербальных проявлений человека. Этим сложнее управлять, этому дольше учиться. Но это и отличает продвинутого учителя от обычного. Результат: собеседник расположен к общению с вами.

Говорим о важности первого впечатления, об оправданной осторожности .Что растопит лед первой встречи? Что снимет страх и напряжение? Как снять настороженность со стороны и учителя и собеседника?

Практикуем:

-создание атмосферы, подходящей для установления контакта,

-фразы для вступления в контакт,

-эффективные приемы невербального поведения.

Контакт начинается с первого впечатления.

Важен внешний вид учителя. Помимо внешнего важны:

  1. Невербальные компоненты: жесты, мимика, поза, телодвижения, одежда.
  2. Вербальные компоненты: параметры речи – скорость, тембр и т.д, интонация.

Во время общения лицом к лицу мы передаем информацию тремя способами: язык тела (выражение лица, визуальный контакт, дистанция), интонацией нашего голоса (то, как мы говорим) и словами (то, что мы произносим).

То есть 100% смысла нашего сообщения передаётся собеседнику с помощью 3 информационных каналов, в виде так называемого информационного «букета». Соответственно каждый из этих каналов передаёт «свою долю» смысла сообщения, и оно воспринимается нашим собеседником по определенной закономерности:

  •  55 % смысла нашего сообщения передается на невербальном уровне. Соответственно свыше 50 % информации мы воспринимаем визуально.
  •  38% - с помощью интонации. Следовательно, мы верим больше тому, как сказано, а не тому, что сказано.
  •  7% - с помощью произносимых слов.

Больше половины информации мы передаем собеседнику, даже не открыв рот, а с помощью слов передаются какие-то жалкие 7%.

  •   Сложность невербального общения состоит еще в том, что оно происходит как бы независимо от нас.

Учитывая важность невербального общения рекомендации заключаются в следующем:

  •   поддерживайте контакт глаз с собеседником. Чтобы нам доверяли, важно  видеть наши глаза. Избегайте двух крайностей: не надо сверлить   собеседника немигающими глазами, но не надо и прятать глаза.
  •  Контролируйте выражение своего лица. Ваше лицо - это ваша визитка.

Выражение лица выдаёт настроение и отношение, поэтому собеседник глядя на лицо учителя, делает вывод: любит ли тот свою работу, верит ли он в свой продукт, рад ли встрече.

1) Приветствие (контакт глаз +улыбка + словесное приветствие)

2) Наблюдение (дать осмотреться)

3) Вступление в диалог

Приветствие.

1. Контакт глаз. Взгляд доброжелательный,  тёплый, смотрим в глаза, ждём ответного взгляда.

Тренировка в рамках мини -лекции:  в парах пробуем по - разному смотреть, и возвращаемся к доброжелательному тёплому взгляду. Варианты взгляда – равнодушный ленивый, рассеянный, скучный, хмурый, тяжёлый, растерянный, грустный, испуганный, злой, хитрый, презрительный. И в заключение добрый, радостный, тёплый, гостеприимный взгляд. Вопрос группе, – Какие ощущения возникали при разных взглядах? Как комфортнее было смотреть?

2. Словесное приветствие. При словесном приветствии необходимо помнить о голосе и смысле слов. Голос не слишком тихий не слишком громкий – это признак уверенности. У нас принято приветствовать в зависимости от времени суток: «Доброе утро», «Добрый день», « Добрый вечер».

Тренировка в рамках мини-лекции: Выбираем несколько добровольцев, они по очереди входят в комнату и приветствуют участников, согласно правилам их задача транслировать радость, хорошее настроение, гостеприимство.

Задача группы внимательно наблюдать за происходящим и дать обратную связь.

3.Улыбка. «Не открывай лавку, если не умеешь улыбаться! – гласит еврейская пословица. Искренняя улыбка, улыбка — это дар для другого.

Тренировка в рамках мини-лекции: Участники занимают удобное место в комнате и вспоминают приятные моменты или всё что может помочь искренне улыбнуться по готовности каждый подходит к человеку, которому хочет подарить свою улыбку и к человеку, которому, по его мнению, нужна улыбка.

Наблюдение. Наблюдательность - важное умение учителя. Важно правильно выбрать момент для установления контакта.

Вступление в диалог.

Для правильного начала разговора используйте следующие шаги:

Шаг 1.    Встать на расстоянии примерно 80-100 см от собеседника .

Шаг 2. Важно перевести внимание на себя и поддерживать позитивный настрой. Стараемся максимально упростить этот этап, не перегружаем его длинными и высокопарными фразами.

Основная задача этого компонента УК -  это ответная реакция собеседника.

Упражнение.  Сейчас у нас будет интересное задание на исследование этапа установления контакта. Я приглашаю 3 добровольца – наблюдателя.

 Остальным участникам  раздаются карточки к с заданиями – состояниями: вы доброжелательны / вы настороженны /вы раздражены. Одни демонстрируют определенное настроение, другие устанавливают контакт. По очереди проводим все 3 встречи. Просим остальных участников наблюдать и делать выводы.

Возвращаемся к нашему исследованию.

Когда все контакты состоялись, образуем 3 команды. «Доброжелательных», «Настороженных», «Раздраженных». Задание командам: предложить варианты вступления в контакт с каждым из типов покупателей в прямой речи. От 3 до 5 вариантов от каждой команды.

Обсуждение. Тренер обращается к группе с вопросами: какие методы вам понравились? Что возьмете себе в работу? Какие открытия были на этом задании?

Занятие 3. Тема: Самопрезентация.

Цель: Овладеть конкретными навыками, которые позволят учителю полно и свободно выражать себя.

  • Упражнение – разминка  «Имя - движение»
  • Упражнения: «Герб», «Выступление», «Волшебный магазин», «Без маски».
  • Практикум.

Результат  блока: формируют навыки самопрезентаци, отрабатывают уверенное поведение.

Упражнение «Имя - движение».

Все участники встают в круг. Каждый по очереди называет свое имя и делает какое - либо характерное для него движение. Остальные участники одновременно повторяют его имя и движение. И так по кругу, пока это не сделают все участники.

Представление себя другим, создание о себе определенного впечатления называется самопрезентацией.

Не бойтесь создавать свой положительный облик. Самопрезентация предполагает, что вы демонстрируете окружающим свои самые сильные стороны в качестве специалиста. Но не переусердствуйте! Излишняя похвала создаст впечатление о вас как о честолюбивом человеке, или как о человеке, имеющем завышенную самооценку.

Упражнение «Герб»

Цель: презентация себя как личности.

Участникам предлагается создать свой личный герб, который может быть любой формы и должен состоять из четырех частей:

  • мои главные достижения в жизни;
  • что для меня важно в жизни;
  • мои мечты;
  • мой девиз.

В работе можно использовать различные изобразительные средства: краски, фломастеры, карандаши, аппликацию, рисунки из журналов, природные материалы и т. д.

Обсуждение.

Упражнение «Выступление».

Цель: отработка приемов уверенного поведения и усиление чувства уверенности в себе.

Участники придумывают небольшое выступление (например, рассказывают анекдот, притчу, поют, танцуют и т п.), но перед этим пишут на листочках цель, т.е. то, чего они хотят добиться своим выступлением.

Рефлексия: Удалось ли добиться вашей цели? Трудно ли было? Что помогло?

Упражнение «Волшебный магазин»

Цель: осознание своих сильных и слабых сторон.

Участники получают небольшие листочки, на которых им предлагается написать 3-5 качеств, которыми они хотели бы обладать (на одном листочке – одно качество). Затем таким же образом они пишут 3-5 качеств, которых у них в избытке и которыми можно поделиться, потом еще 2-3 качества от которых они хотели бы избавиться.

После подготовки волшебный магазин открывается. Каждый участник может продать или купить свое качество, обменяв его на другое (или даже купить одно качество за два других, на усмотрение того, кто продает). После того, как все сделки совершены, проводится анализ:

- удалось ли купить то, что хотели?

- получилось ли избавиться от ненужных качеств?

- оказались ли избыточные качества востребованными другими

5. Упражнение «Без маски»

Цель: получить опыт откровенного высказывания перед окружающими о себе.

Инструкция: «Перед вами в центре круга стопка карточек. Вы будете по очереди брать по одной карточке и сразу, без всякой предварительной подготовки, продолжать фразу, начало которой написано на этой карточке. Ваше высказывание должно быть предельно искренним и откровенным.

Члены группы будут внимательно слушать вас, и если они почувствуют, что вы неискренни и неоткровенны, вам придется еще раз взять карточку, но уже с другим текстом, и попробовать ответить»

Примерное содержание карточек:

«Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня…»

«Мне трудно забыть, как я…»

«Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это…»

«Мне бывает стыдно, когда я…»

«Особенно меня раздражает то, что я…»

«Мне особенно приятно, когда меня…»

«Знаю, что это очень трудно, но я…»

«Иногда люди не понимают меня, потому что я…»

«Верю, что я еще…»

Занятие 4. Тема: Особенности педагогического общения. Работа с возражениями.

Тема: Цель: формировать умения преодолевать разногласия.

  • Что такое возражение?
  • Упражнение «Примеры возражений»

Результат  блока: понимают причины возникновения возражений, отработали алгоритм работы с возражениями.

Что  такое возражение? Сформулируйте, самостоятельно и запишите в рабочих тетрадях, что же такое возражения.  Выслушаем варианты ответа (2-3).

Пример 1 . Мама говорит сыну:

- Ты еще маленький, чтобы ездить в город одному. Когда чуть - чуть подрастешь, я буду тебя отпускать тебя в кино с друзьями.

- Мама, а почему  Васю отпускают, а ты меня нет?

Пример 2.Общение агента турбюро с клиентом.

- Замечательный тур. Шикарная  гостиница, двухразовое питание, экскурсии, отдых на морском побережье, чартерный перелет. У нас самые отпимальные цены в городе.

- Я заходил к вашим коллегам, там такая же путевка в полтора  раза дешевле.

Пример 3.Жена говорит мужу:

- Дорогой, почему, когда ты получаешь зарплату, ты не даешь мне денег на ведение хозяйства? Ты мне не доверяешь? Мой папа всегда отдавал деньги маме.

- Дорогая, ты же ни в чем не нуждаешься. Я покупаю все, что нужно. Деньги должны находиться у мужчины

Чем похожи эти истории? Слушает  ответы. Они похожи тем, что в каждой из историй люди имеют различные мнения по одному и тому же вопросу.

Ситуация, когда человек высказывает противоположное мнение, называется ситуацией возражения.

Могут высказываться как в форме вопроса, так и в повествовательной форме. Часто в возражении присутствуют  факты или информация, в  которые верит оппонент и которые прямо или косвенно противоречат нашему мнению.

Мама мальчика думает, что он маленький, хотя сам мальчик себя взрослым. Подтверждение этому он находит в поведении мамы своего друга.

Во второй ситуации агент называет цену на тур. путевку  оптимальной  основываясь на своих критериях. Покупатель не согласен, так как у него информация о ценах на  подобные  путевки в другом агентстве.

В третьей ситуации молодожены спорят  о том, кто будет распоряжаться деньгами в их семье. У них разные представления о роли мужчины и женщины в семье, основанные на наблюдении семейных отношений в семье.

Как часто встречаются возражения в нашей жизни?Постоянно. Нам не нравится, что близкие не любят то, что любим мы. Злимся, когда покупатель не понимает своей выгоды от приобретения нашего товара. Мы пытаемся доказать свою правоту и сетует на глупость тех, кто не разделяет нашу точку зрения.

Как понять других и сделать так, чтобы поняли нас. Как вовремя найти ответ на возражения.

упр. «Пары». Один - убеждающий, один – убеждаемый.

Инструкция 1.Предлагаю Вам найти в комнате какой-то предмет, какой вам  неприятен и вы хотели  бы от него избавиться.

Задача того, кто убеждает, убедить партнера, что этот предмет должен остаться. Интересоваться, почему это предмет не нравится напарнику, нельзя. Переубеждаем напролом.

После того, как каждый  в паре побывал в роли убеждающего и убеждаемого, поменяться партнерами.

Инструкция 2. Ваша задача  сейчас досконально разобраться, почему вашему партнеру не нравится  данный предмет, попытаться понять его и только затем переубедить.

Анализ. Тренер задает вопрос: Скажите, пожалуйста,  в каком случае  убеждаемый чувствовал себя комфортно (когда не пытались узнать причину или когда узнавали мнение человека).

Нужно  спросить  и тех, кто убеждал, в каких случаях комфортнее и удобнее  переубедить человека.

Вывод. Если учитель пытается убедить собеседника, не понимая причины возражения, начинает давить, получает агрессию и ответное сопротивление.

Как рождаются возражения? Для того, чтобы понять другого человека, надо понимать какие образы у него возникают.

-  Доктор, мой муж меня пугает

- Понимаю, ругается, бегает с ножом.

- Нет, у него часто болит сердце.

Вывод: при работе с возражениями важно изучать образы оппонента, работать с его представлениями,  а не со своими иллюзиями по этому поводу.

Получать и высказывать возражения - совершенно нормально. Возражения- это сигнал несоответствия полученной информации и информации, которая уже есть у человека. Поэтому возражения нужно принимать спокойно.

Мы часто думаем, что люди точно так же думают, как и мы.

Мы часто думаем, что в любой ситуации может быть только одно истинное восприятие и одна трактовка событий - наша трактовка.

Мы часто считаем, что при произнесении слова, например, собачка, другие люди  подразумевают тоже самое, что и мы.

Вернёмся к возражениям. Возражения - это нормальная реакция на несовпадения имеющейся и полученной информации.

Упражнение. Работа в парах. 5  минут вспоминаем и записываем  возражения, которые часто встречаются в работе.

Что      делать, если услышали возражения?  После того, как некоторые участники высказались, выделяем определенные пункты:                                                                                                                                                                        

  • внимательно выслушать, не перебивать
  • уточнить, что же скрывается за словами собеседника
  • ответить и аргументировать свой ответ

Алгоритм работы с возражениями

1. Дать возможность собеседнику высказаться ("выпустить пар", если он раздражен или взволнован).   Не говорить собеседнику, что он не прав.   Избегать дискуссионной манеры, при которой один собеседник стремится одержать верх над другим

2.  Внимательно выслушать и понять суть возражения.

3. Задать уточняющие вопросы: «Если я Вас правильно понял…».

7. Ответить на возражение. При ответе желательно использовать: наглядные примеры, ссылки на авторитет (мнение ученых, собственный опыт и т.д.)

Упражнение. Работа в парах. Отрабатываем по схеме   возражения, которые часто встречаются в работе.

 Занятие 5. Тема: Профессиональные страхи и пути их преодоления».

Цель: оказать помощь молодым специалистам в осознании профессиональных страхов и предложить пути их преодоления.

  • Разминка
  • Лекция
  • упр. «Реестр страхов»
  • упр. «Идеальный педагог».
  • упр. «Я – высказывание».
  • ОС

Результат блока: понимают причины возникновения профессиональных страхов, понимают возможности их преодоления.

Упражнение - разминка. Начинается работа с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Участник бросает мяч тому, кому адресует свое пожелание и одновременно говорит его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Нужно внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараться никого не пропустить.

         Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны общества к личности педагога, к знаниям и профессиональным навыкам молодых педагогов, их способности к прогнозированию, выработке новых адаптивных стратегий, роли молодого педагога в образовательном процессе в целом. Приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии и т.д. Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными профессиональными страхами молодых специалистов).

        Профессиональный страх – страх объектов или ситуаций профессионального взаимодействия. Профессиональные страхи становятся индикаторами трудностей профессиональной деятельности и становления молодого специалиста) и их видов (страх быть покинутым, не найти поддержки, страх оказаться непрофессионалом, страх перед контролем и пр.).

Упражнение «Реестр страхов». Участники  составляют реестр профессиональных страхов и классифицируют их с последующей характеристикой поведения. Подбираются примеры на различные варианты (молодой учитель – ученик, молодой учитель – учебный предмет, молодой учитель – родитель, молодой учитель – опытный педагог, молодой учитель – администрация школы и др.) и записываются на ватмане. Затем проводится анализ этих ситуаций, поступков, действий молодого учителя и участников образовательного процесса, их коммуникации в решении проблемы.

Упражнение "Идеальный педагог".  На листе бумаги записываются качества идеального педагога. Затем они зачитываются, и психолог предлагает ответить на вопрос: "Где и когда вы видели такого педагога?" После ответов участников листы рвутся и выбрасываются. Данное упражнение предусматривает снятие психологического напряжения, тревожности и нацеливает на решение проблемы снятия профессиональных страхов.

 Решение проблемы «Как помочь молодым специалистам решить проблему снятия профессиональных страхов?» предусматривает  обучение следующему подходу: пассивное слушание,  активное слушание (декодирование чувств участников образовательного процесса); обучение молодого специалиста анализу проблемы и поиску ее решения.

Техника активного слушания включает невербальные и вербальные компоненты.

К невербальным относятся: установление контакта с участниками образовательного процесса - позиция лицом к лицу; визуальный контакт на уровне глаз; заинтересованность во взгляде;  теплая улыбка, мягкая интонация, умеренная громкость голоса и средняя скорость речи педагога; дистанция в пространстве между педагогом и участниками образовательного процесса в пределах 50-70 см.;  невмешательство в активность и деятельность учащихся, молчаливое, заинтересованное слушание.

Вербальные формы выражения эмпатии включают повторение высказываний собеседника и перефразирование, предполагающее более полное и углубленное описание чувств и переживаний собеседника педагогом, по сравнению с исходным высказыванием.

 Упражнение "Уговаривание". Уговорить ребенка что-нибудь сделать методом перефразирования. Роль ребенка выполняет кто-либо из участников тренинга. Его задача: отказаться любыми путями от предложений педагога, используя схему : "если"....,  во - первых  - сообщение о своих чувствах, во - вторых - описание факта случившегося.

Полная структура «Я - высказывания» включает четыре компонента:

  • описание чувств и эмоций педагога,
  • характер своих профессиональных страхов или ситуации, вызывающей эти страхи,     описание причин возникновения профессиональных страхов,
  • указание возможных результатов и последствий пребывания педагогов в состоянии страха.

 Упражнение «Я - высказывание». Отработка по кругу профессиональных страхов молодых специалистов,  используя «Я- высказывания»

Упражнение:" Мне нравится в тебе… и я хочу тебе подарить...").

Подведение итогов. Обратная связь.

Занятие 6.

Тема: Профилактика эмоционального выгорания

  • Знакомство с понятиями «эмоциональное выгорание», «стресс».
  • Упражнения на знакомство с методами быстрого снятия стресса, эмоционального и физического напряжения, дыхательной и звуковой гимнастикой.
  • Сверка результатов.
  • Обратная связь участников тренинга. (что из пройденного возьмут на вооружение).
  • Беседа. Обратная связь  тренера участникам с выдачей индивидуальных рекомендаций.

Результат  блока:

знают понятия «эмоциональное выгорание» и «стресс», нацелены на поиск   возможностей, индивидуальных мотиваторов, могут подобрать инструментарий для борьбы со стрессом.

Подведены итоги обучения по программе. Получена обратная связь от участников. Выданы рекомендации для индивидуальной работы.

Синдром эмоционального выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.

        Он рассматривается как результат постоянного стресса на рабочем месте.

Высокий ритм, планы, отчетность, переработки, конфликты между сотрудниками, несправедливость оценки вклада и т.п., все это приводит к возникновению хронического стресса у персонала, и следствие потеря производительности труда, снижение вовлеченности, конфликты между сотрудниками.

        Многие сотрудники отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость).

Реальная практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса к рабочим обязанностям.

        Упражнение. «Эмоциональное выгорание. Что делать?»

Цель упражнения: Повысить мотивацию и степень эмоциональной включенности в тренинг. Сформулировать личностные мотиваторы, перечень мероприятий, снижающий эмоциональную напряженность.

Участники получают пустые  карточки. На них будут нужно записать новые идеи – как бороться с эмоциональным выгоранием. Одна идея - на одной карточке.

Предложения по темам:
1. Методы индивидуальной работы со стрессом.
2. Самомотивация.
3. Улучшение рабочей среды.
4. Корпоративная культура.

Каждый записывает по одной идее на каждую тему. Результаты «мозгового штурма» оформляются в  виде рекомендаций.

        В результате: Вырабатывается понимание того, что эмоциональное выгорание и стресс - это серьезная проблема в нашей жизни, но с ней можно эффективно бороться.

В ходе обсуждения проделанной работы обычно возникает важная для занятия идея, что для борьбы со стрессом и эмоциональным выгоранием необходима общая коллективная работа. Соблюдение правил коммуникации, вежливость, взаимоуважение и взаимопомощь, а для этого надо быть внимательным, наблюдательным, восприимчивым и заинтересованным.

Придумываются новые способы борьбы со стрессом.

        Ведущий   предлагает освоить  1-2  техники на снятие стресса. Ведущий на свой выбор проводит  упражнения. О других упражнениях участники информируются. Варианты записаны в рабочей тетради участника занятия.

        Завершение.

        Завершается занятие подведением итогов обучения по программе.

Мы  совместно прошли  отрезок пути. Далее Вы будете двигаться самостоятельно.                   Каким специалистом станете, как быстро адаптируетесь, теперь  это зависит в том числе о от Вас. Картой, компасом,  набор продуктов вы обеспечены.

        Обсуждаются варианты ответов на итоговые вопросы к зачету.

 Участники выступают и дают  тренеру обратную связь: что из предложенного на тренинге возьмут на вооружение, что было легко/сложно, что они получили, насколько  их запросы  оказались выполненными. Необходимо дать возможность высказаться всем участникам.

Адаптация молодых специалистов в образовательной организации

Специальный пакет для развития навыков работы

2019

Занятие 1.Тема. Адаптация. Понятие. Цели. Периоды.

Понятие «адаптация» (от лат. «adapto» - приспособляю) заимствовано из биологии и означает приспособление к окружающей среде.

Социально - профессиональная адаптация педагога - это процесс освоения педагогом навыков ведения образовательного процесса, норм и правил поведения - взаимодействия с коллегами, администрацией, учениками и их родителями.  

Адаптация – это вхождение нового сотрудника в должность, усвоение им правил, норм, ценностей, по которым работает образовательное учреждение, получение профессиональных знаний и применение их на практике.

Основные цели адаптации

Ожидания нового сотрудника

Этапы взаимодействия нового  сотрудника и образовательного учреждения

Этапы адаптации

Действия наставника

1 этап

от 1 дня – до 1,5 (2 мес.)

Стажер:

2 этап

от 1,5 (2 мес.) до 6 мес.

Конец первого этапа и начало  второго - «опасный» период для стажера.

Стажер:

3 этап

от 6 мес. до 1,5 лет.

Благоприятный этап. Знания и умения накапливаются,

Сотрудник:

4 этап

от 1,5 лет.

Сложный период для  сотрудника. Он многому научился. Хочется чего - то нового.

Упражнение. Задача: написать план рассказа об образовательном учреждении, состоящий не менее чем из 7 пунктов (только план).

Критерии успешной адаптации сотрудника

Матрица критериев успешной адаптации

Критерий

оценка

комментарий

0

1

2

3

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ  

КОРПОРАТИВНЫЕ

МОТИВАЦИОННЫЕ

Практическое занятие 1.  Самостоятельная работа. Разработать собственный план адаптации с учетом критериев, предложенных на тренинге.

Занятие 2.

Тема: Эффективные коммуникации в педагогической среде. Этап «Установление контакта».

Для того, чтобы установить контакт с собеседником нужно:

  • Установить зрительный контакт.
  • Поприветствовать словами.
  • Подобрать нужные фразы для начала диалога.

СХЕМА

Приветствие

  1. Контакт глаз
  • Первый взгляд — это начало контакта. Старайтесь добиться ответной реакции
  • Взгляд направлен в глаза или в социальный треугольник

  1. Улыбка
  • Добрая улыбка улучшает настроение, заражает эмоциями
  • Мягкая улыбка – нейтрализует тяжёлых, подозрительных собеседников с агрессивным взглядом

  1. Словесное приветствие
  • Отчетливость речи  и доброжелательная интонация
  • Громкость голоса – средняя (слишком громкая или тихая речь может выдавать неуверенность)
  • Высота тона низкая (низкий голос вызывает больше доверия, высокий не ассоциируется со стабильностью, силой, уверенностью).
  • Быстрота речи – умеренная (слишком быстрая или медленная речь может выдавать неуверенность).  

Жесты

  • Самый распространённый жест во время  приветствия -  небольшой кивок
  • Так же следует сделать небольшой шаг в сторону вошедшего человека
  • Движения – плавные и сдержанные, но чёткие и выразительные.

Контакт начинается с первого впечатления

Важен внешний вид учителя. Кроме того важны:

  • Невербальные компоненты: жесты, мимика, поза, телодвижения, одежда.
  • Вербальные компоненты: параметры речи – скорость, тембр и т.д, интонация.

Основная задача этого компонента УК -  это ответная реакция собеседника.

Практическое занятие 2.  Самостоятельная работа. Отработка моделей установления контакта.

Занятие 3. Тема: Самопрезентация.

Цель: Овладеть конкретными навыками, которые позволят учителю полно и свободно выражать себя.

 

Представление себя другим, создание о себе определенного впечатления называется самопрезентацией.

Не бойтесь создавать свой положительный облик. Самопрезентация предполагает, что вы демонстрируете окружающим свои самые сильные стороны в качестве специалиста. Но не переусердствуйте! Излишняя похвала создаст впечатление о вас как о честолюбивом человеке, или как о человеке, имеющем завышенную самооценку.

Упражнение «Герб»

Цель: презентация себя как личности. В работе можно использовать различные изобразительные средства: краски, фломастеры, карандаши, аппликацию, рисунки из журналов, природные материалы и т. д.

Практическое занятие 3.  Самостоятельная работа. Выполнение упражнений на развитие самопрезентации с учетом индивидуальных особенностей участника тренинга. Подготовка самопрезентации для конкурса педагогического мастерства.

Занятие 4. Тема: Особенности педагогического общения. Работа с возражениями.

Что  такое возражение?

Ситуация, когда человек высказывает противоположное мнение, называется ситуацией возражения.

Могут высказываться как в форме вопроса, так и в повествовательной форме. Часто в возражении присутствуют  факты или информация, в  которые верит оппонент и которые прямо или косвенно противоречат нашему мнению.

Как часто встречаются возражения в нашей жизни?
Постоянно. Нам не нравится, что близкие не любят то, что любим мы. Злимся, когда покупатель не понимает своей выгоды от приобретения нашего товара. Мы пытаемся доказать свою правоту и сетует на глупость тех, кто не разделяет нашу точку зрения.

Как понять других и сделать так, чтобы поняли нас. Как вовремя найти ответ на возражения?

В работе с возражениями важно изучать образы оппонента, работать с его представлениями.

Получать и высказывать возражения - совершенно нормально.

Возражения - это сигнал несоответствия полученной информации и информации, которая уже есть у человека. Поэтому возражения нужно принимать спокойно.

Мы часто думаем, что люди точно так же думают, как и мы.

Мы часто думаем, что в любой ситуации может быть только одно истинное восприятие и одна трактовка событий - наша трактовка.

Что  делать, если услышали возражения?  После того, как некоторые участники высказались, выделяем определенные пункты:                                                                                                                                                                        

  • внимательно выслушать, не перебивать
  • уточнить, что же скрывается за словами собеседника
  • ответить и аргументировать свой ответ

Алгоритм работы с возражениями

1. Дать возможность собеседнику высказаться ("выпустить пар", если он раздражен или взволнован). Не говорить собеседнику, что он не прав.   Избегать дискуссионной манеры, при которой один собеседник стремится одержать верх над другим

2.  Внимательно выслушать и понять суть возражения.

3. Задать уточняющие вопросы: «Если я Вас правильно понял…».

7. Ответить на возражение. При ответе желательно использовать: наглядные примеры, ссылки на авторитет (мнение ученых, собственный опыт и т.д.)

Упражнение. Работа в парах. Отрабатываем по схеме   возражения, которые часто встречаются в работе.

Практическое занятие 4.  Проанализировать возражения, которые чаще всего встречаются в рабочей среде. Проработать их по утвержденному алгоритму.

Занятие 5. Тема: «Профессиональные страхи и пути их преодоления». 

         Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны общества к личности педагога, к знаниям и профессиональным навыкам молодых педагогов, их способности к прогнозированию, выработке новых адаптивных стратегий, роли молодого педагога в образовательном процессе в целом. Приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии и т.д. Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными профессиональными страхами молодых специалистов).

        Профессиональный страх – страх объектов или ситуаций профессионального взаимодействия. Профессиональные страхи становятся индикаторами трудностей профессиональной деятельности и становления молодого специалиста) и их видов (страх быть покинутым, не найти поддержки, страх оказаться непрофессионалом, страх перед контролем и пр.).

Упражнение «Реестр страхов». 

Пассивное слушание,  активное слушание (декодирование чувств участников образовательного процесса); анализ проблемы и поиск ее решения.

Техника активного слушания включает невербальные и вербальные компоненты.

К невербальным относятся: установление контакта с участниками образовательного процесса - позиция лицом к лицу; визуальный контакт на уровне глаз; заинтересованность во взгляде;  теплая улыбка, мягкая интонация, умеренная громкость голоса и средняя скорость речи педагога; дистанция в пространстве между педагогом и участниками образовательного процесса в пределах 50-70 см.;  невмешательство в активность и деятельность учащихся, молчаливое, заинтересованное слушание.

Вербальные формы выражения эмпатии включают повторение высказываний собеседника и перефразирование, предполагающее более полное и углубленное описание чувств и переживаний собеседника педагогом, по сравнению с исходным высказыванием.

 

Полная структура «Я - высказывания» включает четыре компонента:

  •  описание чувств и эмоций ,
  •  характер своих профессиональных страхов или ситуации, вызывающей эти страхи,    
  •  описание причин возникновения профессиональных страхов,
  •  указание возможных результатов и последствий пребывания педагогов в состоянии страха.

 

Практическое занятие 5.  Проанализировать возражения, которые чаще всего встречаются в рабочей среде. Проработать их по утвержденному алгоритму.

Занятие 6.

Тема: Профилактика эмоционального выгорания

Синдром эмоционального выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.

        Он рассматривается как результат постоянного стресса на рабочем месте.

Высокий ритм, планы, отчетность, переработки, конфликты между сотрудниками, несправедливость оценки вклада и т.п., все это приводит к возникновению хронического стресса у персонала, и следствие потеря производительности труда, снижение вовлеченности, конфликты между сотрудниками.

        Перечень основных  признаков этого синдрома:

1) истощение, усталость;
2) психосоматические осложнения;
3) бессонница;
4) негативные установки по отношению к окружающим;

5) негативные установки по отношению к своей работе;
6) пренебрежение исполнением своих обязанностей;
7) увеличение приема психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);
8) уменьшение аппетита или переедание;
9) негативная самооценка;
10) усиление агрессивности (раздражительности, гневливо¬сти, напряженности);
11) усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности,
 апатия);
12) чувство вины.

Психологические упражнения в борьбе со стрессом

Дыхательные упражнения для снятия стресса

Упражнение №1.

Медленные вдох и выдох. Для начала сделайте медленный вдох, считая при этом до 4, потом когда Вы досчитайте до 4, задержите дыхание секунд на 5-6 и медленно выдохните. Повторите данное упражнение раз 5 – 6. Так же данное упражнение Вы можете делать перед сном для того, чтобы потом было легче заснуть.

Упражнение №2. «Дыхание» животом».
Первое, что нужно сделать – это сесть в удобное для Вас положение. Выпрямить спину и приподнять подбородок чуть вверх. Сделайте медленный полный вдох через нос так, чтобы сначала наполнить воздухом живот, а затем грудную клетку. Ненадолго задержите свое дыхание. Дальше уже на выдохе сначала расслабляйте и опускайте грудь, а потом уже слегка втягивайте живот. Выполните 10–15 циклов, стараясь при этом сделать как можно глубже вдох.

Упражнение №1 «Проблема».
Для снятия эмоционального психологического состояния следует выяснить проблему, которая повлияла на его появление. После устранения или притупления раздражителя необходимо выполнить действия, помогающие достичь внутреннего спокойствия: следует принять удобное положение, расслабиться и представить свою проблему со стороны. Эффективным способом в данной ситуации является сравнение наболевшей проблемы с более глобальными катастрофами мирового масштаба, что позволит ее минимизировать;

Упражнение №2 «Внутренний огонек».
Необходимо 5 минут для снятия стресса данным способом. Для этого упражнения используется методика визуализации, направленная на представление светлого луча, появляющегося в верхней части головы и медленно движущегося сверху вниз, освещая лицо, руки, плечи приятным теплым сиянием. Представлять следует не только свет, но и его благотворное воздействие: исчезновение морщин, угасание напряжения, зарядка внутренней силой;

Упражнение №3 «Простые утверждения».
Цель: повышение веры в свои силы, концентрация на своих сильных сторонах.

Повторение коротких, простых утверждений позволяет справиться с эмоциональным напряжением, снимает беспокойство. Еще такие утверждения называются «аффирмациями».

Вот несколько примеров:
• Сейчас я чувствую себя лучше.
• Я могу полностью расслабиться, а потом быстро собраться.
• Я могу управлять своими внутренними ощущениями.
• Я справляюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю.
• Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на беспокойство.
• Что бы ни случилось, я постараюсь сделать все, от меня зависящее, чтобы избежать стресса.
• Внутренне я ощущаю, что все в порядке.

Придумайте свои собственные утверждения! Их можно повторять всегда, когда оказываетесь в дискомфортной ситуации. Важные правила составления утверждений: они звучат в настоящем времени; отсутствуют частица «не», предлог «без».

Упражнение №4 «Вопросы к самому себе».

Цель: рационализация страхов и тревог, снижение ситуационной тревожности.

Когда чувствуете, что сталкиваетесь с какой-либо проблемой, и тем более, преувеличиваете ее значение, задайте себе следующие вопросы:
• Это на самом деле большое дело?
• Подвергается ли в данный момент риску что-то по-настоящему важное?
• Действительно ли это хуже, чем все то, что было прежде?
• Покажется ли это таким же важным через 2 недели, полгода, год, 10 лет..?
• Стоит ли это того, чтобы так переживать?
• Стоит ли за это умереть?
• Что может случиться, если не справлюсь?
• Могу ли я справиться с этим?

Помните, что ваши нервы и психическое здоровье дороже всех проблем мира!

Закройте глаза, чтобы вы могли точнее определять, что происходит в вашем теле и разуме.
• Отмечайте, как вы реагируете в течение первых пяти секунд. Что происходит в вашем теле (дыхание, частота сердечных сокращений и области мышечного напряжения), каковы ваши мысли или образы, ваши чувства? Как вы разговариваете с собой?
• Отмечайте свои реакции, не делая оценок или сравнений. Просто наблюдайте, а потом делайте записи о ваших автоматических реакциях на стресс и конфронтацию. И вновь записывайте:
а) физические ощущения;
б) мысли или образы;
в) внутренний диалог.
Оставайтесь в этих стрессовых условиях в течение 30 секунд (это 5–6 глубоких вдохов-выдохов) и получите «прививку», которая поможет вам стать менее поддающимся страхам и стрессам в будущем. Когда решаетесь остаться наедине с тем, чего раньше избегали, вы говорите своим первобытным рефлексам, что «лидер решает проблему, а не

Упражнение №5 «Смех».
Снятию стресса помогают смех.

Американский психолог Дон Пауэлл советует «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться». Лечебная сила смеха известна всем: смех улучшает кровообращение, пищеварение, смех помогает мозгу выделить эндорфины – природные вещества, снимающие боль. Помните, тот, кто смеётся, живёт долго!

В сети интернет ведущий может подобрать смешные ролики или coob-ы общей продолжительностью 5-10 минут, и показать их группе, c помощью проектора.

Упражнение на релаксацию (расслабление)

Упражнение №1 «Релаксация».

Цель: снятие психического напряжения, возбуждения, снижение чувства тревоги, так как стресс и тревожность связаны с мышечным напряжением.

Для самостоятельного проведения упражнения следует записать инструкцию на диктофон спокойным, ровным голосом, выдерживая паузы в такт дыханию. Рекомендуется выполнять ежедневно.

Освободите себя от давящей одежды. Включите спокойную музыку. Приглушите свет. Лягте на спину, закройте глаза. Мысленно давайте указания определенным группам мышц.

«Расслабление начинаем с кончиков пальцев ног… Расслабляются ступни… щиколотки… икроножные мышцы… коленные суставы… бедра… Чувствуем, как будто теплая волна поднимается снизу вверх от кончиков пальцев ног до макушки… Расслабляются ягодичные мышцы и тазобедренные суставы… Затем начинают расслабляться кисти рук… запястья… предплечья… локти… плечи… плечевые суставы… Расслабляются мышцы спины снизу вверх («веером»)… Тело как бы обмякло… стало тяжелым… неподвижным… Нет желания поднять ни руки, ни ноги… Нет желания произнести ни единого слова… Начинают расслабляться мышцы живота… грудной клетки… Расслабляются мышцы внутренних органов, очень глубоко… Дыхание становится ровным и спокойным… Воздух как будто бы сам проникает в грудную клетку без особых усилий… Очень хорошо, глубоко расслабляются мышцы шеи и языка… Расслабляются глазные яблоки… все мышцы глаз и все мышцы лица… Разглаживаются все морщинки… Лицо принимает спокойное умиротворенное выражение… И, наконец, расслабляются все мышцы головы».

Погрузитесь в чувство расслабления от 3 до 20 минут.

Физические упражнения на расслабление.

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Упражнение №1 «Мороженое».
Встаньте прямо, руки поднимите вверх. Вытянитесь и напрягитесь, чтобы почувствовать это всем телом. В таком состоянии задержитесь на несколько минут, чтобы привыкнуть к напряжению и даже устать от него. Представьте, что вы заморожены, будто мороженое. Теперь вообразите, что над вами появилось солнце, а его лучи начали вас греть. Начните медленно «таять» под невидимыми лучами. Сначала расслабьте кисти, потом предплечья, затем плечи, потом шею, затем тело, а потом и ноги. Расслабьтесь полностью. Вот увидите: от напряжения не останется и следа.

Упражнение №2 «Дотянуться до звезд».
Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Во время вдоха вытяните руки вверх и потянитесь так, как будто Вы пытаетесь дотянуться до звезд. На выдохе отпустите и встряхните руки, примите исходное положение. Повторить 5 раз. Для большего эффекта от упражнения старайтесь дышать очень глубоко и растопыривайте пальцы рук в тот момент, когда Вы тянитесь к верху.

Упражнение №3 «Клубок».
Участники встают в шеренгу и берут друг друга за руки, затем первый начинает закручиваться вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получится «спираль». В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние. Можно предложить группе в конце своего движения осторожно присесть на корточки.

Упражнение №4 «Лимон».
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение

Практическое занятие 6. Самостоятельная работа. Разработка собственной программы профилактики стресса. Отработать навыки саморегуляции для профилактики эмоционального выгорания.

Желаем удачи, вдохновения и хороших

результатов в  работе!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация молодых специалистов

Взгляд "изнутри".Выступление молодого специалиста на МО....

Процесс адаптации молодых специалистов в школе.

В статье сделана попытка проанализировать особенности адаптации молодых специалистов в школе....

Адаптация молодого педагога в образовательном учреждении.

Текст выступления на семинара молодых педагогов...

Профессиональная и организационная адаптация молодых специалистов и управление работой с ними в образовательном учреждении

Данная статья раскрывает основные проблемы, с которыми сталкиваются молодые специалисты, пришедшие работать в образовательное учреждение. Показывает, как проходит адаптация молодых специалистов а ГОУ ...

Система мониторинга адаптации молодых специалистов

Система мониторинга  адаптации молодых специалистов...

План мероприятий по адаптации молодых специалистов

План мероприятий по адаптации молодых специалистов...