Повторительно – обобщающий урок по теме «Россия в период царствования Александра II»
план-конспект урока по истории

Никитченко Анастасия Юрьевна
  1. Цель урока: создать условия для систематизации и обобщения учебного материала на основе использования интерактивных методов обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Повторительно – обобщающий урок

по теме «Россия в период царствования Александра II»

Информационная карта урока

  1.      Предмет: история

     Класс: 8

  1. Тема урока: Россия в период царствования Александра II
  2. Образовательная технология: технология критического мышления
  3. Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний
  4. Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая
  5. Методы обучения: интерактивные
  6. Приемы: создание проблемных ситуаций, игровые
  7. Цель урока: создать условия для систематизации и обобщения учебного материала на основе использования интерактивных методов обучения
  8. Задачи:

- образовательная: создать условия для наиболее полного усвоения темы

- развивающие: способствовать развитию логического мышления, коммуникативных умений учащихся

- воспитательные: воспитание культуры умственного руда, интереса к знаниям, формирование оценочного отношения к событиям.

  1. Структура и ход занятия:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Настрой на урок.

Сообщение темы, целей урока

Проверяют готовность к уроку

Актуализация знаний

Минута разминки:

- прием «Буквенный диктант» -  Как слово «реформа» связано с изучаемой  темой?

- прием «Огонь по стоящим»

Называют понятия, определяют слово, объясняют, как оно связано с темой

Вопросы ученикам и учителю у доски

Закрепление учебного материала

Приемы:

- «Полный комплект» (имена)

- «Чистая доска» (понятия)

- Час редактора (события)

Выбирают этап работы  и выполняют задания в группах

Применение знаний

Прием «Повторение с расширением»:

решение   познавательных задач

Прием «ПОПС- формула»

Решают проблемные задачи, высказывают свою точку зрения

Контроль

Тестирование

Выполняют тест.

Рефлексия.

Прием «Займи позицию». Подведение итогов урока.

Высказывают свое мнение по теме

Ход урока

1. Настрой на урок.

Сообщение темы, целей урока

2. Учитель предлагает учащимся определить задачи урока и знакомит с этапами работы на уроке (на доске):

  1. Минута разминки
  2. Имена
  3. Понятия
  4. События
  5. Повторение с расширением

3. Ученики выбирают этап, учитель предлагает им задания.

 Этап «Минута разминки»:

  • «Буквенный диктант» : записать определения и из первых букв составить слово:
  1. сторонник решительных действий (радикал)
  2. отступник от официальной веры (еретик)
  3. страна, с которой Россия воевала в 1812 г. (Франция)
  4. платежи крестьян феодалу продуктами и изделиями (оброк)
  5. коренной переворот в жизни общества (революция)
  6. власть одного человека (монархия)
  7. лидером какого политического течения был Бакунин (анархизм)

- Какое слово получилось? (реформа)

- Как это слово связано с изучаемой темой?

  • «Огонь по стоящим»: к доске приглашаются 2 -3 человека, остальные ученики задают им вопросы по теме.

Этап «Имена»

Используется прием «Полный комплект»: каждый ученик получает карточку, необходимо найти себе пару, т.е.соотнести карточки. (на одних карточках написаны имена деятелей, на других – биография).

Этап «Понятия»

Прием «Чистая доска»: на доске написаны понятия: временнообязанные, отрезки, выкуп, присяжные заседатели, земства, Антанта, народничество.

После объяснения учениками слова, учитель его сразу же стирает.

Этап «События»

Прием «Час редактора»: учащимся предлагается вставить в текст пропущенные слова (работа в группах).

Крестьянская реформа в России проведена в _______ году. По царскому Манифесту крестьяне получили _______________. В 1864 году проведены ____ и _____ реформы. В ______ году началось «хождение в народ». Его цель_____. В _____ году была создана организация __________. Причиной провала «хождения в народ» стало_______. Раскол в рядах «Земли и воли» привел к созданию организаций «Черный передел» и ______. Эа организация избрала тактику ______. В _______ году убит Александр II. В ____ году произошла русско-турецкая война.

Этап «Повторение с расширением»

  • Решение проблемных задач (работа в группах)

1)Земская реформа проводилась в 1864 г. Земства занимались конкретными делами – дорогами, больницами, школами. Полиция земствам не подчинялась. О составе земств красноречиво написал московский дворянин Киреев: «Мы, дворяне,- гласные, купцы, мещане, духовенство – согласные, крестьяне – безгласные».

  Существует две точки зрения на земства. Согласно первой, земства – это зародыш конституционного строя в России. Согласно второй, земства имели слишком мало влияния и власти, а по сути, управляла страной административная власть. Ваше мнение?

2) Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» начинается словами:

         В каком году – рассчитывай,

         В какой земле – угадывай,

         На столбовой дороженьке

         Сошлись семь мужичков:

         Семь временнообязанных…

Когда могла произойти эта встреча?

3)  П.П.Гнедич вспоминал, что после убийства 1 марта 1881 г. Александра II «толпа начала скучиваться у дворцов, потом стала редеть…Все магазины позакрывались…Появились казаки. Они попарно с пиками наперевес медленно двигались по безлюдным улицам. Кроме дворников у запертых ворот никого не было. Извозчики разъехались по домам. Прохожие тоже попрятались.

Почему жители Петербурга попрятались по домам, а на улицы вывели солдат?  

4)  В войне на Балканах (русско-турецкая война 1877-1878 гг.) Россия победила Турцию.

Почему же результатами войны стали заниматься европейские страны, а не только Россия и Турция?

 5) В 1878 г. Вера Засулич, первая женщина-террористка в России, была привлечена к уголовной ответственности за покушение на жизнь петербургского градоначальника генерала Ф.Ф.Трепова. Засулич должны были по логике вещей, подвергнуть суровой каре. Однако она прямо из зала суда была выпущена на свободу.

  Почему?

6)  Мнения об Александре II:

А.И. Герцен: «…Мы приветствуем его именем Освободителя»

Маркиз де Кюстин, французский писатель: «Это в полном смысле государь… Он прекраснейший образец государя, из всех когда-либо мною виденных».

Согласны ли вы с такими оценками Александра II ?

  • Выполнение теста (индивидуально):

1.Что заставило правительство провести реформы:

1) поражение в Крымской войне    2) экономические нужды страны

3) выступление либеральной и революционной общественности

4) потребности государственного аппарата   5) военные задачи  

 6) требования крестьян

2. Какие стороны общественной жизни охватили реформы?

1) самодержавие    2) суд    3) армию    4) печать  

5) местное самоуправление   6) церковь  

 7) просвещение   8) правительство

3.Какие стороны аграрного вопроса были разрешены в ходе Великих реформ?

1) уничтожена сельская община    2) уничтожено крепостное право

 3) уничтожено помещичье землевладение

4. Какова была цель хождения в народ?

1) познакомиться с жизнью крестьян    2) обучить крестьян  

3) вызвать революционный взрыв в деревнях

4) объяснить крестьянам значение отмены крепостного права

5.Какая организация занималась в России террористической деятельностью:

1) «Черный передел»  2) «Народная воля»  3) Топор и расправа»  

4) «Земля и воля»

6. Какие государства входили в Антанту?

1) Франция, Россия, Турция            2) Россия, Пруссия, Австро-Венгрия

3) Франция, Англия, Россия           4) Австро-Венгрия, Турция, Россия

7. В результате Великих реформ Россия

1) превратилась в правовое государство  

2) сделала шаг на пути превращения в правовое государство  

 3) превратилась в конституционную монархию

8. Соотнесите события и даты

1) отмена крепостного права                       а) 1874 г.

2) хождение в народ                                     б) 1877-1878 гг.

3) русско- турецкая война                            в) 1864 г.

4) земская реформа                                       г) 1861 г.

4. Подведение итогов урока

1) ученики зачитывают синквейны по теме, презентуют рисунки (коллажи) с символами эпохи.

2) прием «Мудрец»: учащиеся высказывают мнение об уроке, о своей работе. Затем учитель (гость) оценивает работу каждого ученика на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-суд по истории России Повторительно-обобщающий урок по теме "СССР в 1928 - 1938 гг."

Делюсь разработкой урока проведенного мною в 2006 году. Форма проведения урока нетрадиционна - это урок-суд. Тема является актуальной до сегодняшнего дня. Поэтому выкладываю на обозрение коллег. Больш...

Конспект повторительно-обобщающего урока по теме: "Россия при Петре 1"

Данный урок дает возможность закрепить знания учащихся по теме петровского периода правления, урок проводится в 7 классе. К конспекту прилагается презентация....

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия в XVII веке»

Урок с использованием компьютерных технологий. Проводится в форме игры по основным разделам темы....

Обобщающий урок по теме: «Россия в период правления Ивана IV»

В данной презентации дан материал для обобщающего урока  по теме "Россия в период правления Ивана Грозного"...

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия в годы правления Александра I»

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия в годы правления Александра I»Разработан и проведен Аминовой И.А.Цель урока: Повторение и обобщение изученного материала.Образовательная: закрепить матер...

Повторительно - обобщающий урок по теме: "Россия в 16-17 веках"

Цели: -образовательная :закрепить знания обучающихся важнейших фактов; обобщить и подвести итоги изученного материала; систематизировать знания и создать целостность картины событий; проследить ...