Конспект урока по обществознанию для 11 класса по теме "Человек в системе экономических отношений"
план-конспект урока по обществознанию (11 класс)

Тарасова Евгения Викторовна

Конспект урока по обществознанию для 11 класса по теме "Человк в системе экономичексих отношений"

Скачать:


Предварительный просмотр:


Методическая разработка урока по обществознанию

«Человек в системе экономических отношений». (11кл.)

проблемно-диалогическая технология (как доминирующая)

Ход урока.

1. Проверка домашнего задания: параграф 10 пункт 3,4 пересказ. (повторение - 3 мин.; пересказ – 10 мин.)

2. Изучение новой темы.

Учитель: Данный параграф завершает главу «Человек и экономика»,

Сегодня на уроке мы разберем такие вопросы как

- рационально поведение потребителя

- рациональное поведение производителя.

Сначала давайте вспомним основные виды деятельности человека в экономике?

Ученики:  производство, распределение, обмен, потребление.

Учитель: Производство является основой экономики, средством решения её главной задачи – создания материальных благ для удовлетворения потребностей людей. Поэтому выполнение человеком роли производителя было предметом рассмотрения практически всех параграфов главы.

Какая самая главная проблема экономики?

Ученики:  ограниченных ресурсов.

Учитель: и какая формируется задача экономики?

Ученики: эффективное использование ограниченных ресурсов.

Учитель: В решении этой задачи  активно участвуют не только производители, но и потребители.

Напомним, что означает вести себя рационально. Рациональное поведение – это, прежде всего, продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действий с затратами.

1. Рациональное поведение потребителя

Учитель: Производство органически связано с потреблением, оно осуществляется для потребления и определяет его структуру. В свою очередь потребитель, выбирая товары и услуги, активно воздействует на производство, стимулируя его развитие. Воздействие потребителей на производителей в условиях свободного рынка и конкуренции столь велико, что иногда даже говорят о «диктате потребителя».

На стр. найдите кто такие потребители?

Ученики: Потребители – это те, кто приобретают и используют товары, заказывают работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. Каждый из нас является потребителем, желая каким-либо способом удовлетворять свои потребности. Потребителем выступает фирма, организация, в целом государство.

Цель потребителя – извлечь максимальную полезность от потребления товаров и услуг.

Учитель: приведите пример.

Ученики приводят пример (например автомобиль)

Учитель: На пути к этой цели у потребителя возникают такие ограничения, как семейный бюджет, цены, ассортимент предлагаемых товаров и услуг. Поэтому потребитель, как и производитель, испытывает на себе влияние ограниченных возможностей. Перед ним тоже стоит проблема рационального выбора.

В странах с командно-административной экономикой действия потребителя, как правило, регламентируются. В СССР, например, потребитель был лишён свободы выбора жилья, лечебных учреждений, некоторых дорогостоящих товаров (автомобиль, мебель и др.). В рыночной экономике свобода экономического поведения предопределяет суверенитет потребителя, т. е. право владельца любых видов ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением этими ресурсами и их использованием.

Учитель: Вспомните многообразные потребности человека.

Ученики:  физиологические, социальные, духовные, потребности в самореализации, в безопасности.

Учитель: Эти потребности могут быть реализованы на разных видах рынков. Например, потребность в товарах и услугах – на рынке товаров и услуг, потребность в самореализации – на рынке труда. Чтобы грамотно и рационально осуществлять потребительский выбор, каждый должен иметь определённые знания и умения.

Потребителю, заинтересованному в удовлетворении своих потребностей с наименьшими затратами ограниченных средств, приходится задумываться над следующими вопросами: на что в первую очередь потратить свои доходы? Как выбрать товар или услугу желаемого качества и соответствующие его покупательским возможностям? Как сократить финансовые потери? Каким образом сберегать имеющиеся доходы? Как вести себя рационально на различных рынках?

Рассмотрим эти вопросы на примере поведения потребителя на рынке товаров и услуг.

Потребитель – одно из главных действующих лиц на этом рынке, он создаёт спрос, через который определяются ассортимент, качество и цена товаров. Но так ли он силён на этом рынке? Как правильно выбрать необходимый товар? Довольно часто сведения потребителей о товаре ограничены знаниями о его функциях или предполагаемом положительном эффекте от его использования.

Сейчас на примерах мы разберем из чего формируется рациональное поведение потребителя.

1 ряд – автомобиль

2 ряд – холодильник

3 ряд – туристическую путевку.

Учитель: Кратко по пунктам опишите свои действия с чего вы начнете при выборе товара или услуги, к чему вы перейдете дальше и каким этапом в итоге закончите.

Ученики: 1. Прежде всего, изучить информацию, рекламные объявления: каков ассортимент товара, где и по какой цене его можно купить.

2.  Затем выбрать специализированный магазин, где можно получить сведения о свойствах и качестве товара от квалифицированного специалиста (товароведа, менеджера). Вас должен заинтересовать тот магазин, где товар продаётся с максимальным гарантийным сроком обслуживания, обеспечивается доставка и установка, сервисное постгарантийное обслуживание.

3. Не забудьте обратить внимание на объявления о днях распродаж, скидках на товары. Анализ всех факторов поможет вам сделать рациональную, т. е. с наибольшей выгодой для себя, покупку.

Учитель: Как видим, рациональное поведение потребителя при выборе товара или услуги предполагает, как правило, определённую последовательность действий:

1. осознание необходимости покупки,

2.  поиск информации о товаре или услуге,

3.оценка возможных вариантов покупки,

4. принятие решения о покупке.

Учитель: Итак, вы сделали выбор. Но всегда ли мы можем купить желаемое?

Учитель: Какой ограничитель нашего желания существует? 

Ученики: Увы, часто мы наталкиваемся на такой ограничитель наших возможностей, как уровень имеющихся доходов.

Учитель: Вы уже знаете, что человек может получить доход из нескольких различных источников.  Перечислите эти источники.

Ученики: Основными источниками дохода потребителя являются заработная платасоциальные выплаты государства отдельным гражданам в виде пособий, пенсий, стипендий, доход от предпринимательской и иной деятельности, доход от собственности (плата, полученная за аренду вашей квартиры или дачи, процент на денежный капитал, дивиденды по ценным бумагам).

Учитель: Во многих домашних хозяйствах полученный доход распадается на две части: потребляемая -одна предназначается для покупки товаров и оплаты услуг, необходимых для удовлетворения личных потребностей людей; другая - накоплямая часть дохода образует сбережения. Это деление не зависит от форм и источников дохода, однако зависит от его размера. Чем больший доход получает потребитель, тем большую сумму денег он способен потратить на потребление. С ростом дохода растёт и сумма сбережений. Эти зависимости очевидны. Но экономисты установили и другие зависимости доходов и расходов: чем больше доход семьи, тем меньше доля расходов на питание и больше на товары длительного пользования, а также больше удельный вес сбережений.

Учитель: Уровень жизни человека зависит не только от размера его заработной платы или сбережений, но и от того, насколько разумно он тратит деньги. Экономисты делят потребительские расходы на обязательные и произвольныеОбязательные расходы можно рассматривать как минимально необходимые – это расходы на питание, одежду, транспортные расходы, оплату коммунальных услуг и т. п. Если ваши личные доходы не превышают обязательные расходы, то вряд ли вы можете себе позволить произвольные расходы (например, на туристическую путёвку, покупку книг, картин, машины и др.).

Анализируя данные о расходах потребителей разных стран, учёные сделали вывод: чем богаче страна, тем меньшая часть личных доходов её граждан идёт на обязательные расходы. Немецкий исследователь-статистик Э. Энгель впервые установил закономерную связь между доходами населения и структурой потребления. Согласно «Закону Энгеля», чем выше уровень доходов семьи, тем меньше доля её расходов на продовольственные товары. Соответственно возрастает спрос на промышленные товары широкого потребления, а при дальнейшем повышении уровня доходов существенно увеличиваются затраты на высококачественные товары и услуги. Как видим, структура расходов на потребление изменяется в прямой зависимости от размера дохода.

По доле расходов семьи на питание можно судить об уровне благосостояния разных групп населения одной страны и сравнивать благосостояние граждан разных стран. В США доля расходов на питание варьируется в пределах 10-15%, а значительное число российских семей тратит на питание от 40 до 48% своих доходов. (Подумайте, как экономическое положение в стране влияет на этот показатель.)

Тратить деньги сегодня или отложить на будущее? Как сберечь и преумножить свои доходы? Эти вопросы волнуют всех потребителей, будь то семья или фирма.

Рациональному потребителю важно не только умело тратить деньги, но и правильно размещать свои сбережения.

Учитель: Какие методы размещения сбережения вы можете перечислить?

Ученики: В этих целях потребитель пользуется сберегательным счётом в банке, получая доход по вкладу, или приобретает ценные бумаги (акции, облигации), получая дивиденды по ним. (Заметим, что сказанное справедливо в условиях экономической стабильности.)

Ещё один надёжный способ размещения сбережений, особенно в ситуации экономической и финансовой нестабильности в стране, при высоком уровне инфляции, - это приобретение недвижимости (квартира, дом, дача), цены на которую растут быстрее, чем обесцениваются деньги.

Формой размещения сбережений является также страхование жизни, здоровья, имущества. Сегодня в России растёт число страховых компаний и фондов (в основном коммерческих), которые осуществляют следующие виды страхования: добровольное медицинское страхование, страхование от несчастных случаев, страхование бизнес-рисков, автострахование и др. Страхование выгодно и производителям этой услуги, и её потребителям.

Учитель: Сбережения, если они правильно размещены, позволяют потребителю не только иметь дополнительный доход, но и осуществлять дорогостоящие покупки; сбережения необходимы и на случай нетрудоспособности, оплаты образования и повышения профессионального уровня и др. (Приведите примеры сбережений в домашнем хозяйстве, подтверждающие их необходимость.)

При выборе вариантов размещения сбережений потребителю необходимо сравнивать их с точки зрения надёжности, процента на доход, ликвидности (возможности лёгкого обращения сбережений в наличные деньги).

2. Рациональное поведение производителя

Учитель: на стр    прочитайте кто такой производитель?

Ученики: Производители – это люди, фирмы, предприятия, т. е. все те, кто изготавливает и продаёт нам товары и предоставляет услуги.

Учитель: То, что производитель получает, продав свою продукцию, называется его выручкой или валовым доходом. То, что производитель тратит на приобретение производственных ресурсов, образует его затраты, или издержки. Разница между доходом и издержками составляет прибыль.

Учитель: какая главная цель производителя?

Ученики: Цель производителя в рыночной экономике – получить как можно большую прибыль.

Учитель: что для этого он стремиться сделать?

Ученик: Для этого он стремится снизить затраты на производство, ведь чем ниже затраты, тем выше прибыль.

Учитель: каким образом можно снизить затраты на производство?

Ученики: Снижению затрат способствуют более экономичная комбинация ресурсов, внедрение новой техники, экономия сырья и энергии и многое другое.

Учитель: перечислите главные вопросы экономики и объясните, что они значат.

Ученики: Что производить? Производители принимают решение о том, как распределить ресурсы между производством различных продуктов; какие из необходимых обществу и потребителям в данный момент времени благ произвести и в каком количестве; отдать ли приоритеты, например, производству военной техники или бытовой.

Как производить? Производство выбранного объёма продукции можно осуществить по-разному. Обработать землю, собрать урожай можно вручную, привлекая значительное число работников, или обойтись их меньшим числом, используя сельскохозяйственную технику. Применение новой техники и технологии может обеспечить больший объём выпускаемой продукции при использовании имеющихся ресурсов. Однако производителю следует помнить, что это выгодно лишь в том случае, если доход от использования новой техники и технологии превышает затраты, связанные с их внедрением.

Для кого производить? Поскольку общество объединяет людей с разными доходами, различной покупательной способностью, производителям приходится решать, на какие слои общества ориентироваться при производстве товаров и услуг, кто будет их потенциальным потребителем.

Учитель: Выявляя способы эффективного использования ресурсов, экономическая наука исходит из рационального поведения субъектов экономической деятельности, т. е. их стремления добиться определённого результата при наименьших затратах.

Рациональная организация экономической деятельности требует от производителя решения целого ряда вопросов: как, имея ограниченные ресурсы, добиться целей своего производства? Каким образом комбинировать производственные ресурсы, чтобы издержки были минимальны? Как увеличить объём выпускаемой продукции при имеющихся ресурсах?

Так, для решения последней проблемы, как мы уже отмечали ранее, есть два способа: 1. расширить объём производства за счёт количественного изменения ресурсов (увеличение производственных мощностей, количества используемых природных ресурсов, числа занятых работников) и 2.  за счёт улучшения их продуктивности или производительности.

Большинство стран сегодня, сталкиваясь с проблемой истощения сырья или его удорожания, делают акцент на втором способе расширения границ производственных возможностей. Это приводит к росту производительности труда. Напомним, что этот экономический показатель эффективности использования производственных ресурсов характеризуется количеством продукции, производимой в единицу времени одним работником.

Факторы, которые определяют рост производительности труда, одновременно можно рассматривать как факторы увеличения объёма выпускаемой продукции. Каковы они, эти факторы?

Прежде всего, это разделение труда, или специализация производителей на каком-либо виде деятельности. В выполнении отдельного изделия или мелкой операции рабочий может стать виртуозом, и в результате его производительность возрастает.

Технический прогресс как фактор предполагает использование в производстве новой, более производительной техники или технологии, позволяет увеличивать объём производства за тот же промежуток времени, как правило, при меньшем количестве занятых.

И, наконец, уровень образования и профессиональной подготовки работников. Квалифицированный труд более результативен не только потому, что способствует производству большего объёма продукции. Чем выше уровень профессионального мастерства работников, тем выше качество изготавливаемой продукции, а значит, она прочнее, долговечнее, что позволит экономить ресурсы, связанные с её производством, и переключить их на изготовление других экономических благ.

Учёный Бруклинского института (США) Эдвард Денисон сделал попытку количественно соотнести воздействие различных факторов повышения производительности труда на рост объёмов производства. Согласно его оценкам, 28% прироста реального национального дохода в период с 1929 по 1982 г. в США происходило за счёт технического прогресса, 19% - за счёт затрат капитала (использование материальных и денежных средств для организации производства), 14% - за счёт роста образовательной и профессиональной подготовки работников.

III. Практические выводы.

1.  Возможность потребителя максимально удовлетворить свои потребности в товарах и услугах зависит не только от размера доходов, но и от рационального их использования. Советуем планировать свои покупки. Это позволит лучше осмыслить свои потребности и исключить то, без чего можно в данный момент обойтись. Сравнивайте предлагаемые производителями условия и возможности приобретения необходимых товаров и услуг.

2.  Целесообразно по возможности откладывать часть своего дохода в качестве сбережений. Немаловажно разместить их так, чтобы получить от этого большую пользу, т. е. способствовать их росту. Следует помнить, что хранить сбережения в денежной форме в период высокой инфляции нерационально. Если уровень инфляции выше процентных ставок, то она уничтожит весь доход, полученный от сбережений.

3.  При выборе вида сбережений важно накапливать и анализировать информацию о доходности и ликвидности места и способов сбережений (банковский депозит, ценные бумаги, инвестиции). Это поможет убедиться в компетентности и надёжности тех, кому вы хотите доверить свои деньги.

4.  В перспективе обеспечить прибыльность вашего производства (если вы этим займётесь) поможет использование различных способов снижения затрат: внедрение технических новинок и современных технологий, экономия сырья и материалов, повышение своего профессионального мастерства.

V. Вопросы для самопроверки.

1.  Какие экономические проблемы приходится решать в условиях ограниченных ресурсов рациональным производителю и потребителю?

2.  Можно ли защитить свои доходы от инфляции? Если да, то каким образом?

3.  Как рационально расходовать деньги? Чем обязательные расходы отличаются от произвольных расходов?

4.  Какие факторы влияют на производительность труда?

5.  Посредством каких способов можно увеличить объём производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах?

VI. Задания.

1.  В России относительно высокий уровень сбережений населения, которые можно рассматривать как потенциальный источник развития экономики. Однако сбережений достаточно много, а инвестиций (вложение денежных средств в организацию своего дела, развитие производства) не хватает. Каковы, на ваш взгляд, причины подобной ситуации?

VII. Мысли мудрых.

«Человек с множеством достоинств добавит к ним ещё два, если окажется способным заработать и разумно потратить большие деньги».

Э. Сервус (р. 1948), русский литератор

X. Заключительная часть.

1.  Оценивание ответов учащихся.

2.  Домашнее задание: читать §1 – 11 повторить к итоговой кр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по обществознанию 7 класс Своя игра Человек в экономических отношениях

Проверочная работа по обществознанию 7 класс "Своя игра. Человек в экономических отношениях"Проверочная работ предусматривает проверку знаний учащихся по следующим темам:1.Мастерство работника2.П...

Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"

Урок по теме «Семья» акцентирует внимание обучающихся на таком современном социальном институте как семья. Изучение этой темы призвано создать условия для полноценного выполнения выпускник...

План-конспект урока по обществознанию (8 класс) по теме "Экономические системы"

Материал содежрит подробный конспект, отвечающий всем требованиям...

Контрольная работа по обществознанию 7 класс, глава 2 "Человек в экономических отношениях" (уч. под ред. Л.Н.Боголюбова)

Контрольная работа содержит работу с текстом, таблицей; задания на исключение терминов...

Технологическая карта по предмету «Обществознание» по главе 1 «Человек в системе экономических отношений» на тему «Электронные платежи»

Форма проведения Урок изучения нового материалаДля 11 классаЦель занятия: создать условия для формирования у учащихся представления о банковской карте, как готовом финансовом продукте Банка.Планируемы...

План-конспект урока по обществознанию 6 класс: «Конфликты в межличностных отношениях»

Основные ценности XXI в. — интеллект, креативность, социальные умения, развивающиеся на протяжении всей жизни человека. Урок в 6 классе по теме «Конфликты в межличностных отношениях»...