Урок по истории 5 класс "В гаванях Афинского порта Пирей"
учебно-методический материал по истории (5 класс)

Урок был дан в рамках регионального конкурса видеоуроков по истории. Материал интересен тем, кто хочет сделатьсвои уроки живыми, современными, интересными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_-_pirey.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Малышев Александр Николаевич

Район

Богородский

Место работы

 МБОУ «Каменская школа»

Должность

Учитель истории

Общая информация

Тема урока

В гаванях афинского порта Пирей

Тип урока

Формирование новых знаний

Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)

Формирование представления о Пирее – главном морском порте Афинского морского союза и противоречивом характере афинской демократии. Развитие логического мышления, навыков смыслового чтения и работы с информацией.

Воспитание коллективизма через работу в группах.  Формирование нравственных устоев и моральных норм. Воспитывать уважение к чужому мнению при работе в группах, оказывать взаимопомощь. Формировать отрицательное отношение к рабству.

Необходимое оборудование

мультимедийный проектор, компьютер,  презентация

Дидактическое обеспечение

Кейсы, карточки-задания на соотнесение, материал для подведения итогов уроков

Планируемые результаты  урока

  • личностные
  • Мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу, оценивают свою собственную учебную деятельность, сохраняют мотивацию к учебной деятельности.
  • предметные

Научатся объяснять новые термины: верфь, пошлина, казна, вольноотпущенники.

Получат возможность научиться самостоятельно значение порта Пирей, сопоставлять положение различных социальных групп Афин, источники рабства

  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

Познавательные: расширят имеющиеся знания и представления о греческих городах.

Коммуникативные: вступят в коллективное сотрудничество, поучаствуют в обсуждении вопросов; обменяются мнениями, слушая друг друга.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Устный опрос по карточкам, составление синквейна

Литература и интернет-ресурсы

Основная

  • « История Древнего мира» для 5 класса (авторы – А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая)

Дополнительная

Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по всеобщей истории. История Древнего мира.- М.: Вако, 2015.- 416 с.

Интернет-ресурсы

  • Wikipedia.org

ЭОРы

Инфоурок

План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Время

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся

с указанием форм организации

Используемые методики

 и технологии (на разных этапах урока)

1. Организационный

2 минуты

Здравствуйте, ребята! Надеюсь, наша взаимная работа на уроке будет плодотворна, а вы активны. Для успешной работы нам понадобится учебник, тетрадь, простой карандаш, ручки. Учитель проверяет отсутствующих, внешнее состояние помещения, рабочих мест, внешний вид учащихся, организует внимание и психологический настрой учащихся

Приветствие учащихся, проверка учащихся к уроку. Проверка рабочего места, принадлежностей, подготовка учащихся к восприятию нового материала

Начать урок можно с обычных слов для положительного настроя на работу и для     установления доброжелательной атмосферы в классе.

2. Вводно-мотивационный

7 минут

Актуализирует имеющиеся у учащихся знания.

- Организует мыслительную деятельность обучающихся, ведёт беседу с классом, обеспечивает самостоятельный выбор различных вариантов ответов, создаёт условия для формулирования темы урока,

- Способствует появлению интереса к теме урока, формированию позитивного отношения учащихся к изучаемым  объектам

Отвечают на вопросы учителя.

- В результате анализа предлагают свои варианты формулировки темы;

- Определяют тему урока;

- Формулируют цели урока,

предлагают пути их достижения, составляют план урока

Приём «Повтори пройденное»

Для организации приёма «Повтори пройденное» каждая группа получает карточку с заданием и пытается предложить правильные варианты ответов

3. Актуализация знаний

5 минут

Учитель пытается определить  прежние знания, навыки и умения непосредственно связанные с темой урока; подготовка учащихся к работе на уроке

Ученики пытаются определить и поставить вопросы:

-что мы можем узнать по теме?

-кто жил в Пирее?

-чем занимались жители?

-чем являлся Пирей?

Приём «Ожидание от работы на уроке»
Ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, что именно им придется изучить и освоить, какова основная задача предстоящей работы. Учащиеся под руководством учителя должны выяснить, готовы ли они к изучению материала, чего  не достает, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу,

4. Изучение нового материала

20 минут

- Создает учебную ситуацию для проявления поисковой активности

- Создает учебную ситуацию для развития познавательных УУД и коммуникативных УУД в процессе выполнения групповой работы

Делит детей на группы и предлагает им задание.

Работают в 3 группах 6-7 человек, работают с текстом учебника, рисунком учебника.  Обсуждают, формулируют ответы на вопросы. Презентуют свои ответы товарищам.

«Кейс – технология»

Каждая группа получает кейс.

1 кейс – В военных гаванях.

2 кейс – В торговой гавани.

3 кейс – Тяжёлая участь рабов.

Каждый кейс включает по два задания. Первые задания – выход из проблемной ситуации. Вторые задания – с помощью  раздаточного материала каждой группе необходимо выполнить задание у доски.

5. Первичное закрепление пройденного на уроке материала

5 минут

Учитель предлагает задания 1.Соотнести определение и его значение: (указать стрелочками) выполняют на карточках

2. Синквейн «Порт Пирей»

Выполняют задание, соединяя стрелками понятие и его значение

Делают синквейн

Приём «Правильно соотнеси»

Приём синквейн»

6. Подведение итогов урока

3 минуты

Учитель комментирует оценки за работу на уроке. В конце урока ученики должны оценить  свою работу на уроке и прикрепить листочки настроения к дереву знания. Если у вас всё получилось, прикрепите зелёный листочек. Если были затруднения, прикрепите жёлтый листочек. Если у вас не получалось работать и было много затруднений, прикрепите красный листочек.

Спасибо за работу на уроке

Ученики осуществляют эмоционально - личностную оценку,  самооценку,  прогнозируют поиск информации

7. Организация изучения домашнего задания

3 минуты

Прочитать и изучить

 § 36;

2. Подготовить рассказ от имени путешественника, посетившего древний порт Пирей

Записывают домашнее задание

Вопросы вводно-мотивационного этапа урока

1 группа

- Кто предвидел вторжение персов?

- В чем состояло спасение Эллады, по мнению Фемистокла? 

-К чему призывал греков Фемистокл, живших в разных городах? 

- Из скольких эллинских государств состоял союз? 

2 группа

- В каком году царь Ксеркс повел свои полчища в Элладу? 

 - Кто составлял основу армии Ксеркса? 

 - Что Ксеркс приказал сделать со строителями, которые строили мост, соединявший берега Азии и Европы? И какое наказание назначил морю?

Куда первоначально вторглось войско Ксеркса? 

3 группа

- Кто возглавил греческое войско, преградившее путь персам в Фермопильском ущелье?

- Почему персам удалось победить греков в Фермопильском ущелье?

- Какой подвиг совершили 300 спартанцев? 

- На чем настаивали многие командиры на общем совете военачальников?

Кейс 1

 Проблема

Предположите,  кому принадлежала власть в Афинах?

1. Работая с текстом п 1 п36 ответьте на вопросы, ответы впишите

- Кто служил на военных кораблях 

- Кто по закону считался гражданином? 

 - Объясните значение слова «верфь? 

- Что должны были сделать богатейшие граждане по афинским законам? 

2. На магнитной доске соотнесите определение и его значение

Верфь

Место постройки и ремонта старых и новых кораблей

Граждане

Коренные афиняне, у которых и мать и отец были коренными жителями

Триеры

Суда, которые образовывали афинский флот

Кейс 2

 Проблема

- Как делилось население Афин? Чем отличались в своих правах? 

1. Прочитать п.2 и узнайте, что же представляет собой торговая гавань.  рассмотрите иллюстрацию на странице 173 и ответьте на вопросы, ответы впишите:

 - Чем заняты на пристани люди?

- Корабль на переднем плане готовится к отплытию или только что прибыл?

- Чем купец мог его загрузить? (прочитать абзац 1 стр.173)

- Недалеко стоит еще один корабль, он зашел в гавань, что мог с собой привезти, что так ценилось греками? (прочитать п.2 на стр.172)

- За счет чего пополнялась казна Афинского государства? 

2. Составьте схему из предложенного материала

Афины

Вывозили

Ввозили

Слоновая кость

Оливковое масло

Изделия из серебра

Папирус

Рабы

Вино

Амфоры

Зерно

4 стрелки

Кейс 3

 Проблема

- Рабство в Афинах: добро или зло? 

1. Прочитать п.3 и ответить на вопросы, ответы впишите:

- Где применялся труд рабов в Греции? 

 - Как обращались с рабами?

- Кто мог быть рабом в Древней Греции? 

- Кого называли вольноотпущенниками?

2. Какие слова характеризуют положение раба в Афинах?

Первичное закрепление пройденного материала

Соотнесите определение и его значение

1. Верфь                  А. Место постройки и ремонта старых и новых кораблей

2. Гражданин       Б. Люди из других городов

3. Триеры              В. Коренные афиняне, у которых и мать и отец были коренными жителями

4. Пифос             Г. Суда, которые образовывали афинский флот

5. Амфора           Д. Глиняная бочка для хранения зерна

6. Переселенцы       Е. Сосуд для вина и масла

Синквейн

Порт Пирей

  • Название
  • Два прилагательных
  • Три глагола
  • Предложение из 4 слов к данной теме
  • Слово синоним


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока истории 5 класс "В гаванях Афинского порта Пирей"

Технологическая карта  урока истории в 5 классе по ФГОС была одобрена многими учителями....

Презентация по истории "В гаванях афинского порта Пирей", 5 класс

Данную презентацию можно использовать при изучении темы "В гаванях афинского порта Пирей" по истории в 5 класе по учебнику А,А.Вигасина...

Презентация к уроку по истории "В гаванях афинского порта Пирей"

Материал позволяет учащимся более точно сформировать понятия по теме "В гаванях афинского порта Пирей"...

Конспект урока по теме " В гаванях афинского порта Пирей".

Конспект урока в 5 классе по истории Древней Греции, составленный в соответствии с технологией развития критического мышления. Запланированы различные формы работы: групповая, работа в парах, индивиду...