Александр Невский и новгородская дружина
план-конспект урока по истории (7 класс)

Конспект урока истории и презентация для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Базовый УМК .П. Пузанов, О.И. Бородина, Л.С. Сековец, Н.М. Редькина. История России: учебник для 7 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: ВЛАДОС, 2003.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_aleksandr_nevskiy.docx25.94 КБ
Файл aleksandr_nevskiy.pptx2.11 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Автор: Аксенова М.А., учитель истории, ГБОУ АО «Соломбальская СКОШИ»

Предмет: история

Класс: 7 класс

Тема урока

«Александр Невский и новгородская дружина»

Тип урока

Сообщение новых знаний

Цель

Раскрыть качества государственного деятеля, дипломатию полководца Александра Невского.

Задачи

Образовательные: объяснить, почему Александр Невский стал национальным героем. Привести примеры, доказывающие, что Александр Невский был способным государственным деятелем, мудрым дипломатом и талантливым полководцем; учить учащихся понимать действия и поступки людей в прошлом.

Коррекционно-развивающие: продолжить развивать умение поддерживать беседу по оценке исторического деятеля.

Воспитательные: объяснить, почему в обществе сложилась неприязнь к людям, не исполнявшим свой воинский долг.

УУД

Познавательные:

  • установление причинно-следственных связей;
  • структурирование знаний;
  • осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебного задания;
  • умение смыслового чтения;
  • планирование, контроль и выполнение действий по заданному образцу;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • использование информации для решения учебной задачи;
  • систематизация и обобщение изученного материала;
  • осуществление поиска необходимой информации для выполнения задания;

Коммуникативные:

  • построение речевого высказывания в устной форме;
  • умение выражать свои мысли;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • умение слушать учителя;
  • осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

Регулятивные:

  • настрой на работу;
  • планирование учебного сотрудничества с учителем;
  • осуществление взаимного контроля;

Базовый УМК

Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, Л.С. Сековец, Н.М. Редькина. История России: учебник для 7 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: ВЛАДОС, 2003.

Оборудование

Учебник, презентация, раздаточный материал (кроссворд)

 

Структура и ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Приветствие

Настрой на работу. Планирование учебного сотрудничества с учителем.

Повторение пройденного материала

1. Какие враги появились у западных границ Руси в XIII веке?

2. Кто такой рыцарь?

3. Что такое «крестовые походы»?

4. Расскажите о жизни рыцаря.

У западных границ Руси появились рыцари-крестоносцы.

Рыцарь –тяжеловооруженный конный воин в железных доспехах.

Крестовый поход – это поход рыцарей против язычников.

Рыцарь ходил в железных латах, жил в замке, жизнь проводил в битвах.

Построение речевого высказывания в устной форме.

Проверка домашнего задания

Проверка, выставление оценок.

Демонстрация домашнего задания.

Структурирование знаний.

Объявление новой темы

Сообщение темы урока «Александр Невский и новгородская дружина»

Запись темы урока в тетради.

Изучение нового материала

Работа с текстом учебника (комментированное чтение)

Работа с картой «Борьба Руси против вторжений в XIII веке». Демонстрация государства рыцарей-крестоносцев Ливонского ордена.

 Один учащийся читает текст, остальные следят.

Слушают рассказ учителя.

Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебного задания.

Беседа по вопросам:

  1. Кто стоял во главе русского княжества?

  1. Кто стоял во главе Новгородской земли.

  1. Чем отличалась Новгородская республика от любого княжества?

Отвечают на вопросы.

Умение выражать свои мысли.

Установление причинно-следственных связей.

Работа с текстом учебника.

  1. Опишите внешность Александра Невского.

Один ученик читает указанный учителем абзац, остальные следят. В ходе чтения дают ответы на поставленные вопросы, выполняют задания.

Умение смыслового чтения.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Демонстрация портрета князя (П.Д.Корин. Князь Александр Невский,  икона)

До наших дней не сохранилось настоящее изображение князя Александра. Художник П.Д. Корин так изобразил Александра Ярославовича, потому что представлял его именно таким. На иконе изображён Александр Невский как святой, потому что он был защитником русской земли. Но настоящего изображения князя нет.

Слушают рассказ учителя.

Умение слушать учителя.

Работа с текстом учебника.

  1. Каким человеком был Александр Невский?
  2. Что умел Александр Невский?
  3. Какие качества личности были у Александра Невского?

Кратко проговорив изученный материал, учитель делает выводы.

Один ученик читает указанный учителем абзац, остальные следят. В ходе чтения дают ответы на поставленные вопросы, выполняют задания.

Определение основной и второстепенной информации.

Свободная ориентация и восприятие текста.

Работа с текстом учебника.

  1. Опишите характер Александра Невского.
  2. Что значит «великодушный»?

Кратко проговорив изученный материал, учитель делает выводы.

Один ученик читает указанный учителем абзац, остальные следят. В ходе чтения дают ответы на поставленные вопросы, выполняют задания. Учащиеся участвуют в беседе.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Работа с текстом учебника.

  1. Почему летописцы сравнивали голос Невского с  трубой?
  2. Каким качеством обладал Александр Невский?

Один ученик читает указанный учителем абзац, остальные следят. В ходе чтения дают ответы на поставленные вопросы, выполняют задания. Учащиеся участвуют в беседе.

Умение выражать свои мысли.

Установление причинно-следственных связей.

Вопросы и задания для беседы.

  1. В каком городе жил и княжил Александр Невский?
  2. Получал ли Александр Невский за свою службу плату от города Новгорода?

Кратко проговорив изученный материал, учитель делает выводы.

Участвуют в беседе.

Поиск и выделение необходимой информации.

Работа с текстом учебника.

  1. Где жил Александр Невский, когда защищал Новгород?
  2. Почему он не жил в самом городе?

Кратко проговорив изученный материал, учитель делает выводы.

Один ученик читает указанный учителем абзац, остальные следят. В ходе чтения дают ответы на поставленные вопросы, выполняют задания. Учащиеся участвуют в беседе.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Рассказ учителя с демонстрацией карты.

Рыцари-крестоносцы стали нападать на приграничные русские города. Несколько городов им удалось захватить. Кроме того, они построили новые города-крепости: Таллин, Ригу. Захватили рыцари и город Псков.

Слушают рассказ учителя.

Умение слушать учителя.

Самостоятельная работа с текстом учебника.

Дописать сведения об Александре Невском.

Когда новгородцы позвали князя Александра, ему было ….(19) лет.

Человеком он был … (великодушным), жалел бедных, прощал врагов. Но предателей …. (жестоко наказывал).

Записывают в тетради задания, дописывают недостающие слова.

Один учащийся отвечает, остальные проверяют себя.

Планирование, контроль и выполнение действий по заданному образцу.

Рассказ учителя с показом вооружения новгородской дружины и рыцарей-крестоносцев.

  1. Во что были одеты рыцари-крестоносцы?
  2. Кто был более подвижен на поле боя?

Рыцари-крестоносцы были одеты в железные латы, он был неуязвим для стрел, однако он был малоподвижен. Новгородские дружинники носили кольчугу, поэтому были более подвижны.

Демонстрация изображения кольчугу, рассказ о кольчуге.

Кольчуга-рубаха с короткими рукавами из железных колец. Кольчугу изготавливали из 20000 железных колец вручную. Кольчуга могла весить более 15 килограммов.

Кратко проговорив изученный материал, учитель делает выводы.

Участвуют в беседе.

Осознанное построение речевого высказывания в устной форме.

Умение слушать учителя.

Работа с текстом учебника.

  1. Почему Новгороду грозил голод?
  2. Какие русские города освободил Александр Невский от рыцарей-крестоносцев?
  3. Какой цели добивались рыцари-крестоносцы?

Один ученик читает указанный учителем абзац, остальные следят. В ходе чтения дают ответы на поставленные вопросы, выполняют задания. Учащиеся участвуют в беседе.

Поиск и выделение необходимой информации.

Первичное закрепление нового материала

Кроссворд    по пройденному на уроке материалу.

  1. Город, в котором правил Александр Невский. (Переславль)
  2. Какой город захватили крестоносцы? (Псков)
  3. Тяжеловооружённый воин в железных доспехах. (рыцарь)
  4. Рубаха из железных колец. (кольчуга)
  5. Какой город пригасил к себе князя Александра Невского? (Новгород)

Взаимопроверка работ.

Самостоятельно решают кроссворд.

На этапе взаимопроверки учащиеся обмениваются работами и проверяют друг друга.

Использование информации для решения учебной задачи.

Осуществление взаимного контроля.

Подведение итогов.

Учитель делает выводы по теме урока. Рыцари-крестоносцы являлись реальной угрозой для западных земель Руси. Шведские и немецкие рыцари решили захватить богатый город Новгород. Для защиты своего города новгородцы призвали князя Александра Ярославовича со своей дружиной. Князь Александр был умелых воином. Новгородцы доверяли князю.

Комментарии учителя, объявление оценок за работу.

Слушают выводы учителя.

Систематизация и обобщение изученного материала.

Домашнее задание.

Сообщение домашнего задания.

Прочитать текст учебника стр. 248-250, дать устно ответы на вопросы.

Записывают домашнее задание.

Осуществление поиска необходимой информации для выполнения задания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Какие враги появились у западных границ Руси в XIII веке? Кто такой рыцарь? Что такое «крестовые походы»? Расскажите о жизни рыцаря?

Слайд 2

Александр Невский и новгородская дружина

Слайд 4

Александр Ярославович

Слайд 5

Переяславль

Слайд 7

Александр Ярославович

Слайд 9

Допишите: Когда новгородцы позвали князя Александра, ему было …… лет. Человеком он был …….: жалел бедных, прощал врагов. Но предателей …………..

Слайд 11

Кольчу га – рубаха с короткими рукавами из железных колец.

Слайд 12

Решите кроссворд 4 5 2 3 1 Город, в котором правил Александр Невский. Какой город захватили крестоносцы? Тяжеловооружённый воин в железных доспехах. Рубаха из железных колец. Какой город пригласил к себе князя Александра Невского?

Слайд 13

Решите кроссворд Город, в котором правил Александр Невский. Какой город захватили крестоносцы? Тяжеловооружённый воин в железных доспехах. Рубаха из железных колец. Какой город пригласил к себе князя Александра Невского? 4 5 к н 2 3 о о 1 п е р е я с л а в л ь с ы ь г к ц ч о о а у р в р г о ь а д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Александро-Невская лавра как исторический памятник Св.блг.кн. Александру Невскому. Образовательное путешествие с использованием принципа «méthode naturelle».

Актуальность темы. Современный Санкт-Петербург ставит перед школой комплекс образовательных и воспитательных задач, решение которых предполагает не только передачу учащимся системы знаний по целому ря...

Социальная реклама Творческого марафона славы святого благоверного великого князя Александра Невского "Посвящение Александру Невскому".

Социальная реклама Творческого марафона славы святого благоверного великого князя Александра Невского написана на стихи собственного сочинения....

«Святой князь Александр Невский- славное имя России». Классный час, посвященный 800- летию со дня рождения А. Невского.

Познакомить учащихся с жизнью великого князя Александра Невского и его роли в истории России;воспитывать чувство уважения и благодарности к  нашим великим предкам; способствовать формированию дух...

Князь Александр Невский- Великое имя России «к 8оо-летию со дня рождения Александра Невского»

Князь Александр Невский- Великое имя России«к 8оо-летию со дня рождения Александра Невского»...