Взятие Берлина
план-конспект урока по истории (9 класс)

Ижетникова Екатерина Владиславовна

Конспект урока Истории Отечества в 9 классе участника зонального конкурса «Учитель года Чувашии - 2021. Дать учащимся общее представление о завершительном сражении Красной Армии в Европе: Берлинской операции. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok._vzyatie_berlina.docx34.17 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ «Саланчикская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии

Взятие Берлина

Конспект урока Истории Отечества в 9 классе участника зонального конкурса «Учитель года Чувашии - 2021»

п. Саланчик

23.03.2021


Цель: Дать учащимся общее представление о завершительном сражении Красной Армии в Европе: Берлинской операции.

Задачи

Образовательные: дать сведения, что весной 1945 года продолжилась освободительная миссия Красной Армии в Европе; показать особенности и значение Берлинской операции; раскрыть историческое значение Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Коррекционно-развивающие: развивать умения выражать свое отношение к событиям, историческим действиям.

Воспитательные: воспитывать чувство любви к своему героическому народу и Отечеству.

Основные знания: 9 мая 1945 года — подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии;

Исторические понятия, словарь: капитуляция, День Победы, «Бессмертный полк».

Ожидаемые результаты:

  • Знать и называть имена, фамилии руководителей Англии, США, СССР, Германии в период 1941-1945 гг., узнавать их на снимках.
  • Знать карту движения советских войск  при освобождении Европы от немецких оккупантов.
  • Знать дату взятия Берлина, имена и фамилии советских бойцов, водрузивших флаг Победы над Рейхстагом.
  • Знать 3 выдающихся имени советских полководцев (Жукова Г.К., Рокоссовского К.К., Конева И.С.).
  • Знать дату празднования Дня Победы в России, объяснять значение движения «Бессмертный полк».

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран,  карты «Великая Отечественная война 1944–1945 гг.», «Штурм Берлина», фотопортреты руководителей Германии, США, Великобритании, СССР, выдающихся советских полководцев (Жукова Г.К., Рокоссовского К.К., Конева И.С.), презентация  с материалами и  заданиями.

 Тип урока: комбинированный

Ход урока

  1. Организационный.
  2. Повторение пройденного материала.

 - Какую тему вы изучали на прошлом уроке? О чем шла речь?

 - Покажите на карте страны Европы, которые были освобождены советскими войсками и войсками союзников? Работа с картой на экране.

 - Встреча руководителей каких стран состоялась в феврале 1945 года?

Работа с фотографиями руководителей Германии, США, Великобритании, СССР.

 - Кто изображен на этих фотографиях?

  1. Актуализация знаний, объявление новой темы.

 - К началу апреля 1945 года Красной Армией были заняты территории Венгрии, Польши, Чехословакии, Восточной Пруссии. Показ на карте.

Германия, вынужденная вести войну на два фронта, быстро теряла свои силы, но продолжала сосредотачивать военные силы на советско-германском фронте. Советско-германский фронт для Гитлера оставался главным и важным.

Советские солдаты двигались все дальше на Берлин, который Сталин приказал взять любой ценой и без помощи западных союзников.

ТЕМА НАШЕГО УРОКА: «ВЗЯТИЕ БЕРЛИНА». Запись на доске и в тетради.

  1. Работа по теме урока.
  1. Работа с картой на экране.

- Покажите на карте страны, которые были освобождены Красной Армией к апрелю 1945 года. Показывая, называйте их.

  1. Работа с текстом учебника, С. 200,  2 абзац. Комментированное чтение.

 - Какие войска Красной Армии двигались на столицу Германии?

 - Кто возглавлял 1-й Белорусский фронт? (Жуков Г.К.)

 - Кто возглавлял 2-й Белорусский фронт? (Рокоссовский К.К.)

 - Кто возглавлял 1-й Украинский фронт? (Конев И.С.)

 - Какова была численность Советской армии на этом направлении?

  1. Работа с фотографией учебника С. 194.

 - Посмотрите на странице 194 фотографию военачальников Вов. Укажите на этой фотографии Жукова Г.К., Рокоссовского К.К., Конева И.С. Проверка выполнения задания.

  1. Рассказ учителя о взятии Берлина. Показ по карте «Штурм Берлина».

 - Гитлеровцы предприняли значительные усилия для обороны столицы: были построены укрепления на подступах к Берлину; на защиту города были брошены 200 батальонов, в которых воевали подростки 15-17 лет.

Но советские войска 21 апреля подошли к южным подступам Берлина, а 24 апреля окружили город. Попытки спасти столицу Гитлеру не удалось, даже перебросив дополнительные войска с Западного фронта. Завязались ожесточенные уличные бои уже в самом Берлине.

  1. Работа с картой на экране и в учебнике С.201.

 - Покажите город Берлин?

 - Расположения 1-й Белорусского фронта, 2-й Белорусского фронта, 1-й Украинского фронта?

 - Укрепления немцев на подступах к Берлину?

 - Покажите направления Советской армии, немецких войск, действия союзных войск?

  1. Физкультминутка.
  2. Продолжение работы с текстом учебника, С. 202. Комментированное чтение.

25 апреля 1945 года произошла встреча советской и американской армий на реке Ельбе, в Германии. Американцы и другие союзники так и не взяли штурмом Берлин.

Беседа по прочитанному:

 - Как звали бойцов 150-й стрелковой дивизии, водрузивших Знамя Победы?

 - Где и когда было водружено Знамя Победы?

Работа с фотографией на С. 203.

 - Посмотрите на фотографию на странице 203? Что вы видите?

30 АПРЕЛЯ 1945 ГОДА – ВОДРУЖЕНИЕ ЗНАМЕНИ ПОБЕДЫ НАД ПАРЛАМЕНТОМ ГЕРМАНИИ. Запись в тетради и на доске.

  1. Рассказ учителя.

8 мая 1945 года представители СССР,,США, Великобритании и гитлеровского военного руководства подписали Акт о безоговорочной капитуляции Германии. От СССР подпись под актом поставил маршал Жуков Г.К.

8 МАЯ 1945 ГОДА  - АКТ О БЕЗОГОВОРОЧНОЙ КАПИТУЛЯЦИИ ГЕРМАНИИ. Запись на доске и в тетради.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА С. 207.: КАПИТУЛЯЦИЯ – ПРЕКРАЩЕНИЕ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ИЛИ ВООРУЖЕННОЙ БОРЬБЫ И СДАЧА ПОБЕДИТЕЛЮ НА УСЛОВИЯХ, ИМ ПРОДИКТОВАННЫХ. Запись на доске и в тетради.

Работа с фотографией на С. 202.

 - Посмотрите на фото на С. 202, как она называется?

 - Когда был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии?

  1. Продолжение работы с текстом учебника, С. 202. Комментированное чтение.

 - Когда закончилась война для нашей страны?

 - Какой праздник мы отмечаем в этот день?

 - Расскажите о движении «Бессмертный полк»? кто принимает в нем участие?

  1. Первичное закрепление. 

 - Войска каких фронтов участвовали во взятии Берлина?

 - Кто это? Работа с фотографиями советских полководцев Жукова Г.К., Рокоссовского К.К., Конева И.С.

 - Кто и когда водрузил Знамя Победы на здание Парламента Германии?

Тестовые задания на экране:

  1. Последнее сражение Великой Отечественной войны?
  2. Капитуляция Германия произошла?
  1. Рефлексия

 - Продолжите предложение: «Я сегодня повторил на уроке …»

 - Продолжите мою фразу: « Мне сегодня понравилось больше всего…»

 - Продолжите фразу: «Мне сегодня было трудно …»

  1. Подведения итогов.

Ученики, активные в течение урока получают медаль Красной Звезды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм №1 решения задачи на определение массы реагирующего вещества, если известно отношение масс и масса второго вещества, взятого для реакции

решения задачи на определение массы реагирующего  вещества, если известно отношение масс и масса второго вещества, взятого для реакции...

Урок-игра "Взятие башни" по русскому языку в 6 классе "Обобщение по теме "Имя прилагательное"

Урок предназначен для обобщения изученного по теме "Имя прилагательное". Построен в игровой форме, что поддерживает интерес учащихся к изучению русского языка,  позволяет разнообразить учебный пр...

Материлы для родителей "Взять сторону подростка"

Подсказка для взрослых...Если вы хотите видеть своего ребенка счастливым человеком, уверенным в себе, тогда встаньте рядом сним, примите его сторону......

Презентация - Образ масленицы в народном и изобразительном искусстве. В.И. Суриков «Взятие снежного городка», Б.М.Кустодиев «Масленица».

Масленица, пожалуй, единственный праздник, сохранивший истинный дух древней Руси. Шумные веселые народные гуляния, яркие наряды, богатый стол – воплощение широкой русской души....

Взятие крепости Измаил

Презентация  к  проектной  работе "Отечества  достойные  сыны". Может  быть  использована для  проведения  классного  часа, а  также  на...

Класный час "Там, на Шпрее мы закончили войну" - к 70-летию взятия Берлина

Сценарий классного часа посвященное к 70- летию взятия Берлина...

социальный проект "Взятие Берлина! Победная Москва!"

социальный проект "Взятие Берлина! Победная Москва!" реализован в рамках районного проекта "Мы помним! Мы верим!"...