Методическая разработка урока по истории "Древнегреческий театр"
методическая разработка по истории (5 класс)

Ягофарова Людмила Маратовна

Данная методическая разработка урока по истории предназначена для 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_teatre_dionisa.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Древнегреческий театр

Цели:

  • Обучающие: знакомство с историей возникновения театра в Древней Греции, терминологией, особенностями зданий древнегреческих театров.
  • Развивающие: развитие аналитического мышления, творческого воображения.
  • Воспитательные: развитие эмоциональной и творческой активности учащихся, воспитание интереса к культуре и истории театра.

Методы: словесный, наглядный, репродуктивный, проблемный, наглядно-иллюстративный.

5-й класс

Методическое оснащение урока:

  • учебник, карта "Древняя Греция", карточки- термины: театр, комедия, трагедия, орхестра, скене;
  • компьютер.

Планируемые результаты: Умение рассказывать о появлении театра, сравнить Древнегреческий и современный театры, различать жанры пьес.

План изучения нового материала:

  1. Возникновение театра.
  2. Здание театра и театральные представления.
  3. Трагедии и комедии в древней Греции.

Изучение нового материала. Формирование темы урока.

Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о культуре Древней Греции. На прошлой неделе вы ходили с классом в театр. Что вам понравилось? Многие из вас любят театр, но далеко не все знают, что театр возник в Древней Греции приблизительно 2,5 тыс. лет назад. Напишите в тетрадях одно слово-ассоциацию, которое вызывает у вас слово "театр". ИГРА-АССОЦИАЦИЯ: учащиеся пишут слова-ассоциации. Озвучиваем, и учитель обобщает, предлагает написать термин, используя имеющиеся слова. Зачитываем результат.

И наша задача - познакомиться с древнегреческим театром и с историей его возникновения.

1. Возникновение театра.

Слово театр означает "место для зрелищ". Театральные постановки были любимым зрелищем греков наряду с олимпийскими играми.

В ходе урока вы узнаете:

  • Какова история возникновения тетра?
  • Из каких частей он состоял?
  • Кто играл в древнегреческом театре?
  • Какие пьесы исполнялись в древнегреческом театре?

Зарождение театра было связано с празднествами в честь бога Диониса – покровителя виноделов. В одном из мифов рассказывается, что Дионис странствует по всей земле, окруженный толпой сатиров. Когда под звуки флейт и свирелей Дионис приходит в Грецию, то в этой стране начинается весна, теплее пригревает солнце, расцветают цветы, вся жизнь возрождается заново.

В конце марта в Греции отмечался главный праздник бога виноделия – Великие Дионисии. Изображая сатиров, греки надевали козлиные шкуры, привязывали длинные бороды из дубовых листьев, раскрашивали лица или закрывали их козлиными масками. Веселое шествие ряженых двигалось по улицам города, и останавливались где-нибудь на площади. Вперёд выходил запевала. Он нараспев рассказывал о странствиях и приключениях Диониса, а остальные ряженые хором подпевали ему. Запевала изображал то кого-нибудь из героев мифа о Дионисе, то самого бога, то одного из сатиров. Сценки, разыгрываемые участниками праздника, были первыми театральными представлениями. Впоследствии для ежегодных представлений стали отводить особую площадку, обычно у подножия холма.

Актеры меняли костюмы и маски. Зрители, стоя или сидя на склоне холма, наблюдали за представлением. Поэты стали писать для театра пьесы.

А сейчас, ребята, я предлагаю вам перенестись в те далёкие, но столь чудесные времена и увидеть своими глазами, что собой представлял древнегреческий театр.

2. Здание театра и театральные представления.

В греческих городах с конца VI в. до н.э. строили для театральных представлений специальные здания. Почти в каждом городе, даже в небольшом был свой театр, а иногда и несколько (в Аттике, например, было больше десяти театров).

Что собой представляет здание современного театра, и сравним его с древнегреческим?

Заполнение таблицы: (пояснение учителя)

Вопросы

Древнегреческий театр

Современный театр

Где происходят представления?

В особом здании под открытым небом

В особом здании, чаще всего в закрытом

Вместимость

До 17 тыс. зрителей

До 1тыс. человек

Как часто происходят представления?

Несколько раз в году или 1 раз в год в течении 3 дней

Постоянно

Начало представления?

С утра и до захода солнца. Греки отправляющиеся в театр брали с собой: узелок с пирожками, фляжку с вином, тёплый плащ, подушечку. Как вы думаете, зачем грекам нужна была подушечка? (сидеть на скамье)Что касается публики, то большую часть зрителей составляли мужчины – граждане и приезжие греки. Женщины, постоянно занятые домашними делами, посещали театр значительно реже мужчин. Рабы попадали в театр только в качестве слуг, сопровождавших своих господ.

Детские представления с 11 часов, взрослые – вечером.

Билеты

Из свинца или обожжённой глины (места в театре были не пронумерованы и поэтому места занимали с ночи) По закону Перикла были введены “зрелищные деньги” – феорикон, которые раздавали бедным гражданам для посещения театральных зрелищ.  

Из бумаги (есть нумерация ряда и места)

Занавес

Нет

Есть

Кто может быть зрителем?

Любой, купивший билет (беднякам выдавались деньги для покупки билетов) и в основном мужчины

Любой, купивший билет

Кто играет в представлении?

Профессиональные актеры

Профессиональные актеры

Кто исполняет мужские и женские роли?

Мужчины (и не более трех человек)

Мужчины и женщины (число не ограничено)

Какие представления устраиваются?

Трагедии и комедии

Самые разные

Описывая устройство греческого театра, обратимся к карточкам-терминам:

  • Места для зрителей (по-гречески – "театр", позже этим словом стали называть все сооружение);
  • Орхестра – круглая площадка с жертвенником или статуей Диониса посередине;
  • Скене - примыкавшая к орхестре каменная постройка, к ней крепили декорации, внутри скене хранили костюмы.

В театре была прекрасная слышимость, если бросить монету в центре орхестры, звон ее будет слышен на самых задних скамьях. Актеры и хор выступали на орхестре и перед скене. Хор обязательно участвовал во всех театральных представлениях.

Обратите внимание на экран. Рассмотрите изображения. Почему актеры надевали маски?

Черты лица актеров плохо были видны издали, поэтому актеры надевали большие раскрашенные маски, закрывавшие не только лицо, но и голову. При взгляде на актеров становилось ясно, кого они изображают. У стариков белые, редкие волосы, худые щеки. Если герой помоложе, волосы и борода делаются полуседыми. Среди юношей есть безбородые, слегка смугловатые, есть смеющиеся юные блондины. Маски молодых женщин чаще всего изображают траур и страдание. Они бледны, волосы их растрепаны, выражение лица грустное. Раба можно было узнать сразу - его черты выдают негреческое происхождение.

Перевоплощение осуществлялось просто: актеры меняли маски в которых выступали. Маски делались из глины. Каждому определенному характеру и настроению соответствовала "своя" маска. Так, силу и здоровье представлял смуглый цвет лика маски, болезненность — желтый, хитрость — красный, а гнев — багровый. Гладкий лоб выражал веселое настроение, а крутой — мрачное. Выразительность масок была необходима для наглядности, кроме того, маска выполняла и роль рупора, усиливавшего голос актера.

Зритель был наивен и впечатлителен. Несчастья героев трагедии заставляли его рыдать. Если актёр высказывал благородные мысли, раздавались нескончаемые аплодисменты. И наоборот, безнравственным и подлым героем спектакля возмущались так сильно, что переставали отделять актёра от роли. Однажды, когда герой трагедии сказал, что деньги ценнее совести, все зрители набросились на актёра. Автору трагедии пришлось вмешаться и успокоить публику сообщением, что мошенник будет наказан в конце спектакля. Если зрители были недовольны, они свистели и стучали сандалиями.

Бывало и хуже: если автор уж очень не нравился, его оскорбляли, бросали в него виноградом, оливками и даже камнями. Занавеса не было, действие разыгрывалось без антрактов, т.е. без перерывов.

3. Трагедии и комедии в древней Греции.

В Древней Греции было два главных вида представлений - трагедия и комедия. Как вы считаете, в чём разница между этими видами преставлений?

Трагедия - печальное представление, часто заканчивающаяся гибелью действующих лиц (Эсхил, Софокл, Эврипид).

Опираясь на текст учебника, иллюстрации ответьте на вопрос: почему греки больше всего  ценили трагедии,  чем комедии? ( Ведь они не просто развлекали зрителей, а учили их тому, что добро обязательно побеждает зло, а честность и порядочность всегда ценятся выше, коварства и предательства. В трагедиях сталкивались высокие чувства, кипели страсти, решались нравственные проблемы.) Театр просвещал и воспитывал в гражданах честность и доброту, любовь к родине и готовность пожертвовать ради неё и этих идеалов своей жизнью.  Почему именно этим качествам авторы пьес уделяли особое внимание? Где и когда греки смогли проявить эти качества?

Комедия - веселое, насмешливое представление (Аристофан).

Греческий зритель наивен и впечатлителен. Несчастья героев трагедии заставляют его рыдать. Если актер высказывает благородные мысли, раздаются нескончаемые аплодисменты. И наоборот, безнравственным и подлым героем спектакля возмущаются так глубоко, что перестают отделять актера от роли. Однажды, когда герой трагедии сказал, что деньги ценнее совести, все зрители набросились на актера. Автору трагедии пришлось вмешаться и успокоить публику сообщением, что мошенник будет наказан в конце спектакля.

Двум учащимся заранее дается задание рассказать отрывок из комедии Софокла "Антигона" и трагедии Аристофана "Птицы".

Подведение итоги урока. Рефлексия.

Итак, сегодня на уроке вы узнали историю древнегреческого театра, познакомились с его особенностями. Сравнили древнегреческий театр и современный:

  1. Дайте определение слова "театр".
  2. В честь какого бога устраивались театральные представления?
  3. Из каких трех частей состояло здание театра?
  4. В чем главные отличия и сходства древнегреческого театра и современного театра?
  5. Назовите два главных вида представлений в греческом театре?
  6. Текст с ошибками.

В Древней Греции очень любили театр. Каждый вечер ежедневно зрители спешили купить билеты и занять самые лучшие первые ряды. Они с наслаждением и интересом следили за мимикой и жестами актеров, наблюдали за тем, как, обувшись в легкие сандалии, на орхестре танцует хор. Большой поклонницей театра была Аспасия - жена первого стратега Афин Перикла, которая, будучи актрисой, целыми днями пропадала в театре, репетируя и играя различные роли. Однажды ей даже довелось сыграть роль Антигоны в одноименной комедии Аристофана.
Учащиеся находят ошибки, исправляют их вслух.

  1. Почему греки называли театр школой для взрослых? Вспомните содержание трагедии «Антигона» и комедии «Птицы». Какие мысли, чувства внушали зрителю герои этих произведений?

Мы говорили о том, что театр просвещал и воспитывал в гражданах честность, доброту, любовь к родине, готовность к самопожертвованию. А как вы думаете, какие качества в людях должен воспитывать современный театр? (Честность, Любовь к Родине, доброту, милосердие, уважение к окружающим)

Домашнее задание: 

Параграф 39, подготовить рисунок любой понравившейся сцены из произведений Софокла или Аристофана.

Итог урока.

РЕФЛЕКСИЯ Что вам понравилось и что вы узнали сегодня нового?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты"

Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями! Все готово!!!!...

Методическая разработка урока по истории Средних веков в 6 классе по теме "Столетняя война"

Подробная методическая разработка по теме "Столетняя война" с использованием презентации....

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»

Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...

Методическая разработка урока по истории

Урок истории по теме "Бунташный век" с использованием мультимедиа...

Методическая разработка урока по истории

Урок истории "Венценосная семья Романовых. Последний акт трагедии". На уроке  учитель раскрывает перед учащимися полно и объективно картину дней царствования последнего русского императора, выясн...

Методическая разработка урока по истории России. ( «Эпоха Петра I. Повторительно-обобщающий урок, с использованием РАФТ технологии.)

Методическая разработка урока по истории России. ( «Эпоха Петра I. Повторительно-обобщающий урок, с использованием  РАФТ технологии.) Разработка расчитана на учащихся 10 классов. Технология предп...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "История крепостного театра на Выксе"

Методическая разработка внеклассного мероприятия направлена на популяризацию культурного наследия города Выксы (Нижегородской области)....