Российское чиновничество первой половины XIX века: Технологическая карта урока
методическая разработка по истории (9 класс)

Жербин Александр Джабраилович

Данная публикация - технологическая карта урока "Человек в мундире чиновника: Высшее чиновничество Российской империи первой половины XIX века", подготовленного в рамках конкурса "Петербургский урок".

Урок проводился в качестве урока-обобщения (урока развивающего контроля) по теме «Россия в первой половине XIX века». Обращение к личностям выдающихся государственных служащих данного периода и форма такого обращения представляется достаточно актуальным. Причем актуальным как с точки зрения предметного содержания и воспитательного значения, так и реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и Историко-культурного стандарта (ИКС). При этом в этих рамках урок направлен на достижение определенной цели, которая сформулирована как «Формирование объективно мотивированного личностного отношения к государственной (чиновничьей) службе на историческом материале».

В соответствии с ИКС урок предполагает обращение не только к фактологическому содержанию исторического процесса, но и к его нравственному, ценностному, наполнению. Такой подход делает возможным более полную реализацию воспитательного потенциала истории. В рамках современного школьного преподавания сформировано общее представление о том, как и на каких примерах надо воспитывать будущих деятелей культуры, путешественников, воинов и полководцев, ученых и изобретателей. К сожалению, в значительно меньшей степени это касается государственных служащих, людей, на деятельности которых во многом основана дееспособность государства.

Таким образом, особенно важна направленность урока на решение задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, формирования ценностных ориентиров. Восприятие государственной службы как служения, направленного на общественное благо, в настоящее время не является, к сожалению, приоритетом в общественном сознании. Данный урок один не может обеспечить решение этой проблемы. Однако он ориентирован на возникновение у учащихся, как минимум, вопроса о возможности государственной («чиновничьей») службы как выбора достойных, ярких и сильных личностей в противовес стереотипу, формируемому, в том числе и в школе, обличительными произведениями русской классической литературы.

Еще одним требованием ИКС является развитие критического мышления и историзма в оценке исторических фактов и личностей. Необходимость для учащихся на уроке рассматривать исторического персонажа в максимальной полноте его достижений в контексте эпохи, а не через единственную характеристику, отражает именно такой подход.

Чрезвычайно значимой является и научная фундаментальность подхода к историческому материалу. Все фактические сведения взяты из наиболее авторитетных историко-энциклопедических источников, а общий подход к освещению истории российского чиновничества и государственного аппарата лежит в русле современных научных подходов к данной проблеме (см., например, специальный курс лекций «История государственных учреждений дореволюционной России»проф., д.и.н. М.Ф. Флоринского, Институт истории СПбГУ).

Структура и методы урока направленны на реализацию системно-деятельностного подхода, что является одним из ключевых требований ФГОС. Не случайно основные формы деятельности учителя на уроке формулируются как «организует», «предлагает», «акцентирует» и т.п., а учащихся – «формулируют», «высказывают», «сравнивают», «анализируют», «определяют». При этом данные действия учащихся носят не спорадический, случайный характер, а составляют системную основу урока. Такой деятельностный подход позволяет добиться личностного восприятия учебного материала учениками, а полученных выводов – как самостоятельно достигнутых, то есть более ценностно значимых.

Кроме того, содержание и форма урока направлены на формирование у учащихся не только личностных, но и метапредметных и предметных результатов.К предметным можно отнести, в первую очередь, расширение знаний  о российском государстве первой половины XIX века в целом, и его высшем чиновничестве в частности; усвоение дополнительных сведений о ведущих российских государственных деятелях соответствующего периода, раскрывающих личностный аспект их влияния на историю нашей страны, углубление представлений о государственной службе в Российской империи.

На грани предметных и метапредметных результатов урока находится актуализация умения соотносить новые исторические сведения с имеющимися, атрибутировать фрагменты адаптированных письменных исторических источников на основе имеющейся информации.

В области метапредметных результатов ставятся задачи содействовать развитию всех основных групп универсальных учебных действий (УУД): регулятивных (понимать и принимать учебную задачу; планировать и действовать по плану), познавательных(читать, слушать, извлекать информацию, критически её оценивать; проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение; соотносить информацию, полученную из различных видов источников) и коммуникативных(участвовать в диалоге, в беседе, выполнять нормы речевого поведения, культуры речи;строить свои высказывания и слушать другого; вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками).

Отдельно необходимо отметить одно из важнейших регулятивных УУДявляется рефлексия. В данном случае она направлена не просто на самооценку, а на осознание (и более или менее четкую формулировку) смысла и значения проделанной на уроке работы.

На достижение этих результатов преимущественно и ориентирована форма урока и применяемые на нём педагогические приемы.

Так, в содержание и структуру урока включены как традиционные, так и современные методы и приемы, стимулирующие познавательную мотивацию учащихся. К их числу можно отнести:обращение к фактам, заставляющим усомниться в традиционной оценке известных фактов (в данном случае – исторических персонажей),чередование различных форм работы (индивидуальная, парная, фронтальная) и видов источников (письменные и визуальные), активная диалогическая форма сотрудничества с учителем (в рамках «субъект-субъектных» отношений), сочетание умственной и физической деятельности (ручная склейка рабочего документа урока по мере решения учебных задач).

Важную роль в структуре урока играют методические приемы активного целеполагания (совместная работа над темой урока), совместной работы (практически ни одно задание не выполняется учащимися индивидуально), элементов проектной деятельности (при этом фактическим продуктом урока является полностью заполненный учащимися справочный документ).

Значимым также является использование современных компьютерных технологий. Они применяются как на этапе подбора фактического и, особенно, иллюстративного материала, так для более четкого структурирования учебно-воспитательного процесса на уроке. При этом важным представляется, что используются технически несложные программы и приемы, что позволяет считать данный урок легко воспроизводимым.

Оценить выполнение поставленной цели и задач, достижение намеченных результатов предполагается различными методами: анализом устной работы учащихся на уроке, их учебной рефлексии в конце урока, выполнения ими домашнего задания (наследующем уроке), но главное -  по содержанию их ответов на вопрос урока. При этом в рамках одного урока достижение поставленной цели и задач возможно лишь в формулировках «содействовать», «развивать», «способствовать» и т.п. Таким образом, в полной мере развивающий потенциал урока может быть раскрыт только в рамках системного подхода к преподаванию истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiicheskaya_karta_po_chinovnikam.docx2.84 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока истории в 8 классе по теме "Золотой век" российской культуры первой половины XIX века.

Первая половина  XIX века вошла в историю как начало "золотого века" русской художественной культуры.  Стремительная смена художественных стилей и направлений, взаимообогащение и взаимосвязь...

Методическая разработка внеклассного занятия по истории «Турнир знатоков истории российской культуры первой половины XIX века»

Материалы содержат полный сценарий мероприятия. В приложениях даны вопросы и задания. Турнир проводится с использованием проектора, но возможно и без технического оснащения. Содержание вопросов ...

Презентация к уроку "Русь в 9-первой половине 12 веков( повторительно- обобщающий урок)

Презентация составлена к повторительно-обобщающему уроку по теме "Русь в 9- начале 12 веков"...

Россия во второй четверти 19 века технологическая карта урока

В материале представлена технологическая карта урока для 9 класса по истории России....

Внешняя политика России во второй половине 16 века (технологическая карта)

Технологическая карта урока в 7 классе (первый из двух уроков по теме)...

Российское чиновничество первой половины XIX века: Презентация к уроку

Презентация к уроку, технологическая карта которого была опубликована ранее...

Технологическая карта карта урока истории по теме " Культура России в первой половине XIX века"

Технологическая карта карта урока истории по теме " Культура России в первой половине XIX века". Тип урока - изучение нового материала...