Интегрированный урок история + ИЗО (художественный труд) по теме: "Древнегреческий театр" в 5 классе
план-конспект урока по истории (5 класс)

Платонова Юлия Андреевна
Интересный опыт интегрированного урока, объединившего теоретическую часть по истории древнегреческого театра и практическую часть - создание древнегреческой маски. Рекомендуется использовать два академических часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_drevnegrecheskiy_teatrizo.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок история + ИЗО (художественный труд) по теме: "Древнегреческий театр" в 5 классе

Цель урока: создать представление об историческом значении древнегреческого театра

Задачи урока:

Обучающие: 

  • (история) изучение нового материала о структуре древнегреческого театра и его роли в истории и культуре Древней Греции, знакомство с понятиями: скене, орхестра, места для зрителей, трагедия, комедия;
  • (ИЗО) изучение материала о роли театральной маски в греческом театре, знакомство с понятиям «маска», приемами изобразительной техники и их выразительными особенностями;

Развивающие: 

  • (история), соответствие понятий и определений темы «Древнегреческий театр», сопоставление древнегреческого и современного театра;
  • (ИЗО) развитие навыков превращения плоского листа в объемное изображение, овладение знаниями о пластических свойствах бумаги, применение художественных понятий (контраст, симметрия, обьем, форма, парные элементы,);
  • развитие творческих навыков работы с белой и цветной бумагой; работа над созданием театральной маски

Воспитательные: 

  • установление связи традиций древнегреческого театра с современным, развитие эмоциональной и творческой активности учеников, воспитание интереса и уважительного отношения к истории и культуре одной из древнейших цивилизаций.

Форма урока: интегрированный урок (история + ИЗО)

Учебное и мультимедийное оборудование: 

  • Учебник «История Древнего мира» 5 класс, Вигасин
  • Мультимедийная презентация “Древнегреческий театр”;
  • Ножницы, гуашь, карандаши, кисти
  • Наглядная модель условного человеческого лица (желтый картон), глаза, брови, рот-перевертыш (грустный – веселый) из бумаги черного цвета;
  • Бумага формата А-3

Музыкальное оформление: древнегреческая мелодия «epigonion»

Ход урока

Теоретическая часть - история

  1. Мотивационный момент

Учитель

Ученик

Слайд

- Кто из вас посещал театр? Кому нравятся театральные представления?

- Какие современные театры нашего города вы знаете?

- Какие театры вы можете посетить в нашем районе?

В нашем городе насчитывается более 100 театров.

Когда и где появился театр – одно из любимых зрелищ жителей Петербурга – об этом узнаем сегодня на уроке.

Мариинский, Эрмитаж

Аквариум, Плоды Просвещения

1-2

Слайды

  1. Изучение нового материала

Учитель

Ученик

Слайд

Актуализация знаний

- Покажите на карте город Афины. Вспомните, чем прославились Афины 2.500 тысячи лет назад?

 

Так же древние греки любили развлечения. Какие мы можем назвать?

Сегодня в тетради мы записываем только новые понятия.

- Центр ремесла

- Родина демократии

- Победа в греко-персидских войнах

-Олимпийские игры

-песни

-музыка

-танцы

-праздники и т. д.

3

Карта Др.Греции

Возникновение театра

- Греки придумали новое зрелище - театр. Театр в переводе с греческого – место для зрелищ

Определите в каком веке возник древнегреческий театр.

Подсказки – 2500 тысячи лет назад, 500 год до н. э.

Каждый год в крупных полисах устраивали праздник сбора урожая в честь Диониса (Вакха). Участники торжеств одевались в козлиные шкуры, чтобы походить на сатиров – спутников Диониса и прославляли его песнями - дифирамбами.

Так появились первые театральные представления – вакханалии 

В наше время эти слова стали частью крылатых выражений «петь дифирамбы», «устроить вакханалию»

Театр – место для зрелищ

Работа с лентой времени на доске (по необходимости)

V в.до н.э.

 «Дифирамбы»,

«Вакханалии»

4

театр

5

Дионис

Появление драматургии

Со временем появились новые виды представлений, которые требовали тщательной подготовки.

С главных площадей полисов представления переместились в специальные помещения – здания театров.

Появились люди, которые писали пьесы, появились театральные жанры.

  • Трагедия – «песнь козлов», театральный жанр

       передавала суть человеческих страстей

  • Комедия – «веселое шествие», театральный жанр

       высмеивала человеческие недостатки

  • Драматург – автор театральной пьесы

      Эсхил – первый драматург

  • Сценарий – краткое содержание пьесы

       Появился в VI веке до н. э. 

Греческие драматурги и их пьесы:

  • Эсхил – трагедия «Персы» о событиях греко-персидских войн
  • Аристофан – комедия «Птицы» о птицах, перехвативших жертвенный дым у богов
  • Софокл – трагедия «Антигона» о девушке Антигоне, нарушившей закон города Фивы и погибшей за справедливость

Трагедия

Комедия

Драматург

Сценарий

6

Виды представлений

7

Драматурги и пьесы.

Театр Диониса в Афинах

В марте в театре Диониса проходил большой фестиваль – Великие Дионисии. Представления длились 6 дней. Победителей награждали миртовыми венками. Театры строились на открытом воздухе – амфитеатры.

Амфитеатры

8

Театр в Афинах

Мозговой штурм

Ответим на вопросы театральных почемучек

  • Сначала театры строили из дерева, но со временем стали использовать камень. Почему?

  • Театры строили на холме. Почему?

  • Билеты напоминали монеты, были из свинца или обожженной глины. Почему?

Пожары, прочность

Скамьи уходили вверх по склону холма, так зрители могли лучше видеть и слышать представление

Бумага была неизвестна древним грекам, глина и свинец – самые недорогие металлы

9

Ответы на вопросы

Посетители театра

Почетные гости

Обычные гости

Платно и бесплатно. Кто входил в эти группы населения?

Театр Диониса в Афинах был настолько популярен, что бедняки могли попасть на представление бесплатно несколько раз в году.

Работа со слайдом 10

10

Посетители театра

Жизнь в театре

1.Схема театра

1. Места для зрителей,

2. Орхестра, круглая площадка, где разворачивалось действие.

3. Хоры – танцующие и поющие исполнители

4.Скене, стена за орхестрой, на которую вешали декорации.

2.Актеры

Актерами - гипокритами были только мужчины – свободные граждане. Женские роли тоже исполняли мужчины.

Актеры пользовались большим почетом и занимали высокое положение в обществе.

Почему женщины не играли в театре?

3.Костюмы и обувь

Костюмы актеров состояли из длинных хитона и плаща – гиматия или хламиды – короткого одеяния с застежкой на плече.

Цвет тоже имел значение – в пьесах одежду с желтыми и красными полосами носили счастливцы, а с синей и зеленой – неудачники.

На ногах актеров была специальная деревянная обувь высотой до 27 сантиметров – котурны

Такая обувь вместе с длинным одеянием делали фигуру актера более величественной.

4. Маски

Маска — обязательный элемент одеяния греческого актера. Каждая маска увеличивала черты лица и с помощью встроенного рупора усиливала звук.

 Маски были цветными: мужские лица — темные, женские — светлые.

Характер действующего лица определялось маской, которую надевал на лицо актер: хохочущую, скорбную, умиротворенную. Определенное значение имела окраска маски: например, по багровому ее цвету зрители узнавали раздражительного человека, по рыжему - хитрого и коварного.

Маски делались из дерева или полотна.

Керамические копии масок использовали для украшения домов

В зависимости от представлений маски делились на комические и трагические.

Орхестра, хоры, скене

Гипокрит

Женщины относились к негражданам

Хитон, котурны

Работа со слайдом 15, 16

11

Схема театра

12

Актеры

13,14

Костюмы

15,16

маски

Театр и современность

  • С 50-х годов XX века в театре Эпидавра в Греции проходят театральные фестивали. Лучшие театры мира дают на этой сцене лучшие представления.

Значение древнегреческого театра для современности:

Древнегреческая драматургия стала основой для современного театрального искусства и оказала огромное влияние на развитие мирового театра

17, 18

Значение

III.     Домашнее задание

Учитель

Ученик

Слайд

  • § 39, читать. Записи в тетради учить
  • Написать в тетради определения к понятиям.
  • Составить таблицу «Общее и различное в современном и древнегреческом театре»

19, 20

Д/З

Практическая часть - ИЗО

Приложение 1.

IV.  Рефлексия

Учитель

Ученик

Слайд

Посмотрите на вашу маску. Отражает ли она ваше настроение на уроке?

21

рефлексия

Приложение 1.

Практическая часть к Интегрированный уроку история + ИЗО (художественный труд) по теме: "Древнегреческий театр" в 5 классе

Учитель

Ученик

Действия

Что такое маска, по вашему мнению?

Маска – это то, что надевали на лицо. Маска – это предмет, с помощью которого скрывали лицо. Она что-то изображает, например, человека или животное.

Совместно с учителем ученики формулируют понятие маска. Маска – специальная накладка с вырезами для глаз и рта, надеваемая на лицо, изображение в виде человеческого лица, звериной морды, бога или духа и т. д.

В Древней Греции в прорезь для рта вставлялся резонатор, усиливающий звук. Учитель показывает фотографии древнегреческих масок, размещенные на доске. Совместно с учителем ребята обсуждают вопрос, зачем актеры надевали маски. Маска позволяла зрителям лучше рассмотреть выражение лица героя.

Что выражали маски в театре?

Как маска могла имитировать то или иное настроение? Определите, какие части человеческого лица участвуют в мимике наиболее активно.

Говорят: “У человека все написано на лице”. Что это значит?

Посмотрим, как будет изменяться настроение в зависимости от положения глаз, бровей и рта.

Эмоции, настроение, чувства.

Брови, рот, глаза.

Это значит, по лицу видно, что он чувствует.

Учитель размещает на доске приготовленную картонную модель лица (овал желтого или белого цвета), на котором черными закреплены вырезанные из черной цветной бумаги брови, рот, глаза. (Рисунок 1.) Или использует рисунки на доске

Вращая магниты, педагог, акцентирует внимание детей на изменениях выражения лица. Ребята комментируют и выделяют эмоции: грусть, гнев, печаль, веселье, коварство и т. д. или рисунками на доске.

img1

Рисунок 1.

Давайте попробуем сделать маски для Древнегреческого театра. Они могут выглядеть так.

Какую маску мне сделать, грустную или веселую?

Выбор детей

Учитель показывает две заранее сделанные из бумаги маски. Ребята определяют, что они выражают разные эмоции. Одна грустная (маска трагедии), вторая веселая (маска комедии).

Педагог нацеливает ребят на выполнение творческого задания – создание театральной маски.

Перед началом работы ученики под руководством учителя изучают способ изготовления маски из белой бумаги. Учитель знакомит ребят с пластическими свойствами бумаги, показывая порядок изготовления.

Обращается внимание на правила, которые помогут сделать маску быстро, выразительно, придать ей объем:

  1. симметрия;
  2. парность деталей;
  3. использование приемов (сгибание, подрезы).

Описание способа моделирования маски.

Лист формата А3 сгибается пополам, без предварительного рисунка вырезается овал лица, затем на линии сгиба делается фигурный подрез нижней части носа и прорезь для рта. Для придания маске большего объема выполняется прямой подрез по центральной линии сгиба снизу до линии носа. Разъединенные части рта накладываются друг на друга, совмещаясь, а затем склеиваются. Для вырезания глаз используется косой сгиб в верхней части лица. Ось сгиба направляется вверх или вниз. На боковых сторонах лица по краю делаются подрезы в области висков и скул. Подрезанные части накладываются друг на друга с последующим склеиванием. Так создается основная часть маски. (Рисунок 2)

После этого маску украшают с помощью цветной бумаги или рисунков, выделяя глаза, рот брови, моделируя прическу, бороду и т.д.

 Ребятам раздаются белые листы ватмана формата А3. Ученики приступают к моделированию маски. (Рисунок 3)

Выполнение практического задания сопровождается мелодией «epigonion».

Готовые маски размещают на доске или используются впоследствии для школьной выставки.

img2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (развитие речи, ручной труд, логоритмика) в классе «Особый ребенок» (дети с умеренной умственной отсталостью) Тема: «Чебурашка».

Успех в обучении глубоко умственно отсталых детей не может быть достигнут без учета имеющихся у них специфических психофизических нарушений, проявления которых затрудняют овладение ими знании, умении ...

Интегрированный урок – игра. Тема: «Художественный мир чувств». (По сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)

Конспект открытого урока по внеклассному чтению в 5 классе с использованием гуманно-личностной технологии, технологии проблемного обучения и игровой технологии. Интегрированный урок – игра. Т...

Интегрированный урок СБО и сельскохозяйственный труд в 5 кл. на тему "Практическая работа по приготовлению винегрета"

Данный интегрированный урок СБО и с/х труд по теме "Практическая работа по приготовлению винегрета" включает методы и приемы формирования основ самостоятельной жизни, экономических понятий.  Вклю...

Интегрированный урок "История письменности" по истории и информатике для 5-го класса.

Интегрированный урок "История письменности" по истории и информатике для 5-го класса. Программа Босовой Л. ...

Интегрированный урок истории "Оценка исторического события через художественное произведение"

Методическая разработка интегрированного урока (ИСТОРИЯ+ЛИТЕРАТУРА).Тема: Коллективизация. Произведение - "Поднятая целина" Шолохова...