КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА (5 КЛАСС) «ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ В ДРЕВНОСТИ»
план-конспект урока по истории (5 класс)

Абдуллаева Серье Абдуллаева

План открытого урока по истории в 5 классе

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Тема. «Олимпийские игры в древности»

Продолжительность урока. 45 мин

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями;

 2. Продолжить формирование умений работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения.

3. Пробудить в детях желание серьёзно заниматься каким- либо видом спорта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ БИЛЬГАДИНСКАЯ  ООШ  

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО

ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА

(5 КЛАСС)

«ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ В ДРЕВНОСТИ»

C:\Users\User902\Downloads\diplom (1).jpg

Подготовила:

учитель истории и обществознания

Абдуллаева С.А.

2020 год

План открытого урока по истории в 5 классе

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Тема. «Олимпийские игры в древности»

Продолжительность урока. 45 мин

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями;

 2. Продолжить формирование умений работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения.

3. Пробудить в детях желание серьёзно заниматься каким- либо видом спорта.

Планируемые результаты:

Предметные: знать -  историю появления Олимпийских игр,

уметь – давать определения понятиям«атлет», «ипподром»,«пятиборье», «Олимпия».

Личностные:развитие сотрудничества при работе в парах и группах; формирование чувства самоуважения и взаимоуважения,оценка значения спорта для формирования ЗОЖ, Смогут осознать, что такое уважение и принятие межэтнической толерантности в современном Олимпийском движении

Метапредметные:развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия, дальнейшее развитие навыков работы с текстами, иллюстрациями,  документами, умение работать с учебником, самостоятельной работы с информацией,  умения находить её, осмысливать и использовать

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная и индивидуальная работа.

Оборудование урока и использованная литература: 

  1. Учебник "История Древнего мира" Вигасина, Свенцицкой, Годера, Москва, 2012, п. 32;
  2. Энциклопедия "История. Древний мир". Издательство "Олма-Пресс", 2010 г.
  3.  Мультимедийный проектор.
  4. Презентации.
  5. Карта "Древняя Греция".
  6. Раздаточный материал (тесты, карточки с заданиями).

Цифровые образовательные ресурсы: 

1.http://lesson-history.narod.ru/map/gr-kolon.gif

2.http://class2004.ru/index.php/drevnieolimpiiskieigry

3.http://news.bcm.ru/sport/2011/2/13/22901/1

4.http://www.olympic.kz/content.php?id=001

5.http://www.olympic-history.ru/istoriya-ellady/nauka.html

6.http://www.olympic.kz/content.php?id=070

    Ожидаемые результаты: 

В ходе проведения урока учащиеся смогут:
- рассказать, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции, кому они были посвящены;
- объяснить значение Олимпийских игр в жизни эллинов;
- назвать виды спорта в Древней Греции;

 

Ход урока:

I.Организационный момент:

Обучающиеся входят на перемене в кабинет истории под музыкальное сопровождение – песню Д.Тухманова на слова Р.Рождественского в исполнении Н.Королевой «Олимпиада-80».  

Учитель: Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы с вами узнали о том,  где и почему древние греки основывали свои колонии. Давайте с вами повторим пройденный материал.

1. Где основывали греки свои колонии?

2. Назовите причины основания греческих колоний?

3. Как была устроена жизнь в греческих колониях? 

  Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили пройденный материал. Теперь давайте перейдем к изучению нового.

Тема нашего сегодняшнего урока… А впрочем, попытайтесь сформулировать тему урока сами.

Слайд  (амфора и кольца)

-Какое отношение к спорту имеют, кольца, изображенные на слайде?

Это символ Олимпийских игр.Это самые главные спортивные соревнования, которые ждут спортсмены всего мира и все люди на Земле. Игры проводятся 1 раз в 4 года.

Древнегреческий  философ Пиндар много лет назад написал такие  строки:"Нет другой звезды благороднее Солнца, звезды, дающей столько тепла и блеска в пустыне мира. Так и мы прославляем те состязания, что всех игр благороднее,—  Олимпийские игры"

Отталкиваясь от моих слов и символа на экране сформулируйте тему урока. Запишите в тетрадь. Какую цель урока, и задачи мы сегодня поставим перед собой.

Тема: «Олимпийские игры в древности»

Цель: изучить историю происхождения и развития Олимпийских игр

Задачи: 1. Выяснить, когда состоялись первые олимпийские игры

2. Определить где состоялись первые игры и узнать, как они проходили

3. Узнать как награждали победителей игр

II. Изучение нового материала

Сегодня мы с вами совершим путешествие в Древнюю  Грецию и посетим первые Олимпийские игры, узнаем, как проводились игры в далёкой древности.

   Работа с картой (Слайд  .) : Местом проведения Олимпийских игр в древности была область в Южной Греции -  Пелопоннес, где протекает река Алфей. Здесь находился город Олимпия, в котором были расположены храмы, святилища греческих богов, а также были расположены места для проведения тренировок и состязаний – стадион и ипподром. Именно здесь в Олимпии зародились  игры в честь самого главного бога  Древней Греции, которые стали называться Олимпийские игры.
               
   Первые  Олимпийские игры состоялись в июне 776 году до н.э., этот год стал точкой отсчета древнегреческого «олимпийского летоисчисления»  (запишите дату и определение  в свои тетради). (слайд  ). 

    Однако в вопросе о том, кто основал игры, имеются расхождения. В истории Греции существует несколько  мифов об основании Олимпийских игр. По дошедшим до нас произведениям древнегреческих историков, философов и поэтов, мы узнаем, что Древние Олимпийские игры связывают с именами народного героя Геракла, легендарного царя Пелопса, спартанского законодателя Ликурга и эллинского царя Ифита.

  Рассказ ученика   «Миф об основании Олимпийских игр» (УУД -  формирование умения добывать знания из различных источников, анализировать, делать выводы, умение публичного выступления). (Слайд  7).

УЧИТЕЛЬ:Олимпия - начальный пункт эстафеты при проведении современных Олимпийских игр.Его зажигают за несколько месяцев до открытия игр. Одиннадцать женщин, в основном актрисы, изображающие жриц, проводят церемонию, в ходе которой одна из них зажигает огонь с помощью параболического зеркала, фокусирующего лучи Солнца. Затем этот огонь доставляют в город, проводящий Олимпийские игры. Обычно используют факел, который несут бегуны, передавая его друг другу по эстафете.И он горит непрерывно до их окончания.(Видеофрагмент)

-Что послужило причиной появления Олимпийских игр?

Существует несколько версий.Некоторые из ребят заранее получили задание найти информацию о появлении первых Олимпийских игр. Послушаем их.

Сообщения учащихся.

1 ученик:  Одна из легенд приписывает честь основания игр самому Зевсу. В Элиде правил жестокий бог Кронос. Из опасения принять смерть от руки одного из своих детей он глотал новорожденных младенцев. Богиня Рея, родив очередного сына, подала отцу завернутый в пеленках камень, который тот проглотил, не заметив подмены, а новорожденного Зевса поручила пастухам. Мальчик вырос, вступил в смертельный бой с Кроносом и победил его. В честь этого события Зевс основал спортивные состязания.

2 ученик: Другая легенда повествует о том, что основателем Олимпийских состязаний является сын Зевса Геракл. Именно в этом месте он совершил один из своих подвигов – вычистил конюшни царя Элиды и в честь победы над Авгием организовал первые состязания.

3 ученик: По третьей версии царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит и спартанский царь Ликург установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.

Миф о возникновении Олимпийских игр.

Эта легенда гласит, что Олимпийские игры придумал и организовал сын Зевса –  Геракл, который совершил двенадцать легендарных подвигов. В честь одного     из этих подвигов и начали проводить Олимпийские игры.

Известна очень интересная подробность этой легенды. Она заключается в том, что Геракл отмерил собственными стопами дистанцию для бега, которая составляла 600 стоп. Именно так появилась распространенная мера длины в Греции, которая называлась «стадии». От этого названия и возникло известное на сегодняшний день слово «стадион». Если переводить эту меру измерения в современные единицы, то получиться, что дистанция для бега составляла 192метра и 27 сантиметров. Легенда (миф) гласит, что долгое время спортсмены выявляли победителей только в данном виде состязаний, пока Геракл не ввел другие дисциплины. Одна из них – панкратион, достаточно суровый вид спорта, который соединяет в себе кулачный бой и борьбу.

Учитель: Итак, узнав  миф об основании Греции, мы отправляемся с вами в Олимпию, где проходили первые олимпийские игры.  

Рассказ учителя и демонстрация презентации:

Олимпия.

  Представьте, что мы с вами  прибыли в Олимпию.   Давайте узнаем, как шла подготовка к играм.   Для этого нам необходимо прочитать пункт 2 «Подготовка к играм» в параграфе 33.  Олимпийские игры действительно были самым любимым и главным праздником всех Греков. Сотни спортсменов и десятки тысяч зрителей приходили и приезжали в Олимпию.  Возьмите карточки 2 вам необходимо воспользоваться картой в учебники и проложить путь спортсменов на игры. (Слайд  ).

Работа с картой. Перед вами в рабочих листах задание  № 2 (Приложение 1). Вам необходимо вставить слова в пропуски для того чтобы  определить, как добирались греки в Олимпию. Для выполнения задания используйте карту «Древняя Греция» и предложенные вам слова. Внимание слов больше, чем вам необходимо.

   Пользуйтесь картой «Древняя Греция», помните, слов в списке больше, чем вам может понадобится. Покажите путь героя на карте.

    Спортсмены которые могли принять участие в играх называли атлеты (Работа  с понятийным аппаратом: УУД – овладение понятийным аппаратом, развитие речи). (Слайд  ). Выпишите новое слово себе в тетради.

(Слайд   ). Пять незабываемых дней.

 Олимпийские игры проводились один раз в четре года. Проводлись игры в течение 5 дней.    

1 день. Наступает первый день Олимпиады. Еще до зари все и участники и зрители собираются у храма Зевса Олимпийского, чтобы принести жертвоприношения богам. Каждый молит богов о победе своего родного города на этих аренах, где собрались все греческие народы. У храма устанавливали жертвенный котёл. Каждый, кто подходил к нему, отпускал в него подарок богам и просил о чём-то. Судьи давали клятву судить справедливо, спортсмены обещают богам приложить все усилия для достижения победы, зрители просили богов помочь спортсменам из своего города.

  2 день. На второй день начинаются состязания в пятиборье. (прочитайте определение  Пятиборье -  это главное состязание Олимпийских игр, которое состояло из соревнований по пяти видам спорта (Работа  с понятийным аппаратом: УУД – овладение понятийным аппаратом, развитие речи). (Слайд  ).  В эти состязания входили три испытания: бег, бег с оружием, борьба. В простом беге участвует 20 человек. Бег проводится на стадионе. Это название произошло от слова "стадия", что значит "стопа". Тот, кто побеждает в беге, получает титул главного олимпионика (победителя).   Его именем называется вся олимпиада. Однажды блестящую победу одержал бегун Фаил, который опередил даже зайца.  

Кроме простого бега, проводился бег двойной, еще более длительный. Бегуны должны были обежать стадион 2, 6, а то и 12 раз. Однажды спартанец Ладос, победив, упал на землю мёртвым. Есть ещё бег с оружием: щитом, копьем, в шлеме и набедренниках.

После бега начиналась борьба. Простейшим видом борьбы был выход противников друг против друга с голыми руками. Победителем считался тот, кто трижды повалит своего соперника на землю. В кулачном бою борцы надевали на себя бронзовый колпак, а кулаки обматывают кожаными ремнями с металлическими шишками. Это был очень жестокий вид спорта.  

  3 день. На третий день проходили соревнования по метанию диска, копья и прыжки. Состязающиеся в прыжках поднимались на особую насыпь, в руках они держали гири. Они ими размахивают, чтобы увеличить длину прыжка. (Слайд  ).

 Друг за другом выстраивались для соревнований метатели дисков -  дискоболы. Они брали в руки тяжелый бронзовый диск, несколько раз вращали его в воздухе, наклоняли верхнюю часть туловища впер1д и опирались левой рукой о правое колено. В момент броска тело атлета распрямлялось, и диск со свистом летели, рассекая воздух.

 А копьё метали не просто как можно дальше, а в определённую цель.

 4 день. Наступал четвёртый день игр. Он был  посвящён состязаниям на ипподроме. Самым старинным и излюбленным видом спорта был заезд колесниц, запряженных четвёркой лошадей. Надо было 12 раз обогнуть столб у старта. Это состязание требовало  большой силы и ловкости. Тысячи зрителей, затаив дыхание не раз, видели, как на повороте одна из колесниц вырывается вперёд. Наездник умело правит лошадьми. Другие колесницы пытаются его нагнать, но безуспешно. Скачки верхом имеют одну особенность: перед финишем наездник должен соскочить с лошади и бежать рядом с ней, держа поводья в руке. В этот день состязания заканчиваются. (Слайд  ).  

 . Хорошим спортсменам для соревнований требуется тренировка, приглашаем и вас немного размяться  и  принять участие в физкультминутке. (Слайд ).

Физкультминутка  (УУД- формирование ответственного отношения к здоровью).

Ребята, но в Древней Греции перед тем как начать состязания атлеты проводили разминку, давайте встанем и разомнемся.

Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке
(шагаем на месте)

Круг почета пробежать (бег на месте),

Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)

Сделать выдох, сделать вдох (вдох-выдох)

Будь атлет всегда готов!

          5 день.  Пятый день - день награждения победителей. Это происходило у храма Зевса. Судьи торжественно возлагали на головы победителей венки из дикой оливы, перевитые белыми лентами. Эта простая награда ценилась дороже золота. Она давала ее обладателю вечную славу и почет. Торжественное шествие победителей под звуки флейт и пение приближается к вновь к котлу жертвоприношений. Здесь спортсмены совершали благодарственные приношения, а потом отправились на пир, устроенный в их честь. Каждый победитель мог воздвигнуть в Олимпии свою статую, но портретное сходство она будет иметь только после трёх побед. Возвращение спортсмена на Родину сопровождалось величайшим торжеством: победитель в пурпурной одежде со свитой друзей въезжал на четвёрке лошадей в свой родной город. Во многих городах в честь победы земляка выбивались монеты. В Афинах победителю давали премию, в Аргосе - бронзовый щит. Поэту заказывали оду (хвалебный стих) в честь победителя, в ней прославляли не только его, но и его семью, предков, родной город. (Слайд ).

Во всех районах Древней Греции были свои герои.

  Рассказ о сильнейших олимпийских чемпионах древности. Среди античных атлетов наибольших успехов добились Леонидас из Родоса, знаменитый бегун, обладатель 12 побед   на четырёх Олимпиадах подряд.        Знаменитый бегун и кулачный борец Феаген уже в детстве был  не по годам силен. Возвращаясь из школы, он унёс с рыночной площади,  понравившуюся ему бронзовую статую. Мальчика наказали, заставив отнести  тяжеленную статую на прежнее место, а молва об этом поступке распространилась по всей Греции. (Слайд 16).

Самым знаменитым – и единственным за всю историю древних Олимпийских игр атлетом, побеждавшим на 6 Олимпиадах это борец Милон.

 Рассказ ученика о сильнейшем борце Милоне (УУД -  формирование умения добывать знания из различных источников, анализировать, делать выводы, умение публичного выступления).

Еще подростком Милон был очень сильным -   ежедневно поднимал теленка и носил его на своих плечах. Со временем теленок превратился в быка, а Милон в первого силача Эллады. 6 раз подряд он становился первым победителем Олимпийских игр. Был случай, когда все отказались с ним состязаться и ему присудили победу без борьбы. Но когда Милон отправился к судьям за оливковым венком, он поскользнулся и упал. Зрители хохотали, требуя лишить олимпийской награды того, кто падает на ровном месте. «Да, я упал, но лишь один раз, - гордо заявил Милон.- Кто из вас бросит меня на землю еще 2 раза и станет победителем?». Желающих принять вызов не нашлось.

  Учитель: Вот и подходит к концу наше «путешествие» в Древнюю Олимпию и знакомство с историей олимпийского движения. Настало время проверить как вы усвоили материал урока. В начале урока перед вами были сформированы вопросы, давайте ответим на них (учащиеся используют записи в рабочих листах (Приложение 1) (Слайд  ).

  1. В каком году и где прошли первые Олимпийские игры?

2. В честь какого бога они основаны?  

3. Почему они называются Олимпийскими?  

4. Кто мог принять участие в Олимпийских играх  

 4. Сколько дней проходили Олимпийские игры?  

5. Какие виды спорта были представлены на олимпийских играх в Древней Греции?

 С целью закрепления полученных знаний предлагаю вам поучаствовать в «умственной олимпиаде» и решить задачу: 

Древний писатель рассказывал, что незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им город. Весть об этом разнеслась по всей Элладе, и  спартанцам запретили целых 20 лет участвовать в играх. Какой обычай нарушили спартанцы? (Ответы обучающихся)

III. Работа в группах.

1 группа. Подготовка к играм.

2 группа. 5 незабываемых дней.

3 группа. Награждение победителей.

- Когда же вновь возродились Олимпийские игры?

Возрождение Олимпийского движения связано с именем барона Пьера де Кубертена -французского историка, литератора, педагога и общественно-политического деятеля. В 1894 году Международный спортивный конгресс по его предложению принял решение о создании Международного Олимпийского комитета и проведении в 1896 году I Олимпийских игр по примеру античных. В 1913 году появилась олимпийская символика в виде 5 переплетенных колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции.

Переплетенные кольца символизируют объединенные в Олимпийское движение пять континентов. Цвета континентов: голубой - Европа, черный- Африка, красный- Америка, желтый – Азия, зеленый- Австралия .

А сейчас поработаем самостоятельно и ответим на вопросы, лежащие на вашей парте. (ПРИЛОЖЕНИЕ  )

IV. РЕФЛЕКСИЯ

Вот и подходит к концу наше «путешествие» в Древнюю Олимпию и знакомство с историей олимпийского движения. Вспомните цель и задачи нашего сегодняшнего урока как вы думаете со всем ли мы справились?А что вам больше всего понравилось? Что было сложно, а с чем быстро справились? На доске расположен пьедестал для победителей, а медали на вашем столе это то что вы усвоили на уроке. 1 место- все понятно, Все понравилось, 2- немного не понял, но все понравилось, 3 - ничего не понятно, но буду стараться.

Благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать предположения и выводы. Особенно хотелось бы отметить работу следующих учащихсяи наградить их, если не оливковым венком, то оценкой(называет фамилии и имена учащихся, выставляет оценки). И пусть эта скромная награда за активное участие в сегодняшнем «путешествии» по Древней Олимпии станет первой, но не последней вашей победой  в жизни! Запишите домашнее задание расположенное на доске. До свидания ребята!

V. Домашнее задание:

1.Параграфа 33,  понятия.

2.Составить  рассказ об Олимпийских играх от имени участника или зрителя (по желанию).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку истории в 5 классе "Олимпийские игры в древности".

Презентация к уроку истории в 5 классе "Олимпийские игры в древности"....

Презентация к уроку истории Древнего мира по теме "Олимпийские игры"

Презентация к уроку истории Древнего мира по теме "Олимпийские игры"...

Самоанализ урока истории 5 класс «Олимпийские игры в древности»

Самоанализ урока истории5 класс«Олимпийские игры в древности»...

Технологическая карта к уроку истории Древнего мира по теме "Олимпийские игры"

Дидактической целью данного урока является создание условий для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся  средствами технологии критиче...

Разработка урока по истории Древнего мира по теме «Олимпийские игры в древности» для 5 класса.

Разработка урока может использоваться в 5 классе при изучении темы «Олимпийские игры в древности».Используется краеведческий материал.  Используется ИКТ технология....

Открытый урок 5 класс "Олимпийские игры в древности"

Методическая разработка открытого урока предназначена для учащихся 5 класса , обучающихся по программе Федерального государственного образовательного станларта....

Конспект урока в 5 классе «Олимпийские игры в древности»

Разработка открытого урока в 5 классе по теме  «Олимпийские игры в древности»...