Методическая разработка урока" Соседи восточных славян"
методическая разработка по истории

Конспект урока истории " Соседи восточных славян"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_istorii_klass_sosedi_vostochnyh_slavyan.docx57.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Коркинская средняя общеобразовательная школа

План - конспект  урока  

Тема: «Соседи восточных славян»

Составитель:

Булатова Марина Викторовна

   учитель истории и обществознания

        

с. Коркинское

Предмет: История

Класс: 6  класс

Тема: «Соседи восточных славян»

Основные термины и понятия темы: земледелие ,скотоводство, собирательство, рыбная ловля ,городище

Прогнозируемые результаты:

Личные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности , не успешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории  как науки.

Предметные: научатся проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться:работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения,умение организовывать совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; воспитывать нравственные качества уважения  к истории своих  предкам; формировать навыки и умения работать в коллективе.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию одноклассников, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного. Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности, не успешности учебной деятельности. Воспитание чувства само взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.

Цель: сформировать  представления о соседях  восточных славянах, их занятиях.

Развивающие:

  • продолжить формирование навыков работы с источниками (историческими документами, и материалами учебника) и картой.
  • развивать умение анализировать источники, работать по алгоритму, а так же делать выводы;

Образовательные: дать учащимся представление о прародине древних славян, о нравах, обычаях и традициях.

Воспитательные:

  • способствовать формированию взаимоуважения, стремление к сотрудничеству для достижения общего положительного результата.                                                                                                                                                                                          
  • развивать толерантности, культуры общения в совместной работе.

Формы и методы работы: групповая, частично-поисковая, фронтальная.                                                                                                                Элементы содержания. Финно-угорские племена, основные  виды деятельности славян.                                           Оборудование. Интерактивная доска , компьютер, мультимедийный проектор, атлас «История России для шестого класса», карта «Славяне и их соседи V-X в, исторические источники.                                                                                                                                 Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний                                                                                         Межпредметные связи: ОДНКНР, ОРКСЭ, Истоки.                                                                                                                   Образовательные ресурсы: Учебный комплект (рабочая тетрадь и учебник) Данилов А.А. и Косулина Л.Г. «История России с древнейших времен до конца XVI века. М., 2006 г.                                                                                                                   Цифровые образовательные ресурсы: https://uchim.guru/istoriya/vostochnoslavyanskie-plemena-i-ih-sosedi.html, http://student-hist.ru/etnogenez-slavan/sosedi-vostocnih-slavan/

План урока:

  1. Жители  лесной  полосы  Восточной  Европы .
  2. Тюркский и Аварский каганаты.
  3. Хазарский каганат
  4. Волжская Болгария и Византия

Ход занятия:

Дидактическая структура урока

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный  момент

-Приветствие. Здравствуйте, присаживайтесь,  проверьте, пожалуйста,    все  ли нужные  принадлежности у вас  на  партах. Так  же давайте  проверим   отсутствующих в  классе.

-Учащиеся  приветствуют учителя,  а так же  готовят рабочие места к  работе.  

К:

слушать и понимать

других

Актуализация знаний по предыдущей  теме урока.  

-Напомните мне  тему  прошлого урока.

Да  совершенно верно,  мы  с вами изучали на  прошлом уроке  «происхождение  восточных  племен».

-Давайте  немного  освежим  ваши  знания  и поиграем  в  игру  «Вопрос – ответ». Для  этого  мы  разделимся  на  три группы,  суть  игры заключается  в том, что я   одной  из групп задаю вопрос, а  она в свою очередь дает ответ. Если группа  не справляться с ответом, то право  голоса  передается  другим  группам (приложение 1,2)

-Внимательно  слушают   учителя.  Знакомятся с правилами игры.

 Игра  в группах «Вопрос – ответ».

ПУУД:  выделяют и формулируют познавательную цель.

К: во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, проявляют активность, задают вопросы

Определение

темы и цели урока

-Все  молодцы,  успешно справились с  заданиями игры.

Теперь открываем тетради, записываем тему  и число урока.

Обратите внимание  на доску

Какая тема объединяет эти

картины?

- О чем мы будем

сегодня говорить на

уроке?

-Исходя  из названия  темы, как вы думаете, что мы  будем изучать на уроке.

-Учитель выслушивает   учащихся. Сформулируем цели

-Рассматривают изображения.

-Определяют тему урока.

-Учащиеся  записывают тему « Соседи  восточных славян», а так же  

учащиеся  выдвигают  предположения  на поставленный  вопрос. Формируют цель.,

Регулятивные:

Формировать умение

прогнозировать свою

работу

Постановка

учебных задач .

Прием «Корзина

идей»,  (систематизировать

(актуализировать и обобщить

имеющиеся знания)

Вопросы. Назовите

Нравственные качества, характерные  для  славянского народа.

 Выберите и аргументируйте

одно качество.

Выражают свои

мысли в соответствии с

поставленной

целью. Выдвигают

предположения на

поставленный вопросы.

К:сотрудничают с учителем

К: обсуждают,

высказывают

собственное мнение,

прислушиваются к мнению других

Р: осознают, что уже

известно и что предстоит

усвоить

Приобретение

знаний

-После выведения  цели, задач  переходим к  изучению первого пункта плана, а  для  переходим к  изучению первого пункта плана, а  для  этого чертим схему.

 

                   Чудь                     Мере                              Весь            

                Финно-угорские племена

                         Мурова         Черемисы                Мордва

-Как вы  думаете, какой  вид деятельности  был главным  у жителей  лесной  полосы?

-Да вы совершенно правы,  одним из  главных видов  деятельности было:

1.Земледелие  

2.Скотоводство

3.Собирательство

3.Рыбная ловля

-Как вы думаете,  почему  столько видов  деятельности существовало у  жителей  лесной  полосы?

-Одной  из главных причин,  является суровый  климат, который  оказывал влияние  на  количество урожая.

-Так  же  лесные  жители активно развивали ремесло. Что такое  ремесленное  производство?

-Ремесленная  деятельность  у  лесных  жителей  была  разделена между  мужчинами и  женщинами

-Как вы думаете,  чем  занимались мужчины,  а чем  женщины?

Давайте запишем:

Мужчины

1.Утварь из  дерева и бересты.

Женщины:

1.Шили одежду

2.Ткали

3.Вышивали

-Основным  местом проживания  лесных  жителей  были  полуземлянки. Около    них  находились городища. Что  такое городища?

-Так же  у  финноугров  были свои  религиозные верования.Прежде всего они верили в силы лесов рек, в существование водяных и русалок. Главным  божеством был  бог  Перун.

-Продвижения  славян по  данной  территории  получило название  колонизации. В  процессе  колонизации  славян  заимствовали у  населения  много  названий  рек и  озер.

 Помимо   финно-угорских племен  так  же  существовало ираноязыческое население.

- Они так  же оказали влияния  на развитие русского  языка, что выражается  в  заимствование  таких слов  как:

1.Бог

2.Топро

3.Хата

4.Собака.

-Помимо  этого иранские имена носили  боги Хорос  и Стрибог.

-На  этом изучение жителей  лесной  полосы  мы заканчиваем  и  переходим  к  изучению  еще нескольких племен.

-Все молодцы, с  заданием справились.  Последнее   государство, которое мы  рассмотрим -  это Византия.

-Как вы  думаете,  оказала  ли влияние  на развитие  славян Византия?

-Вы правы. Многие достижения  культуры  славяне заимствовали именно у  Византии,  т.к. именно  Византия считалась одним из развитых государств. О чем свидетельствуют раскопки древней столицы  Константинополь (Стамбул),  который среди славян  получил за свою красоту  название -  Царьград, но  даже несмотря  на свое развитие  и могущество в 860 году  город будет разрушен воинами с северных  берегов моря, которые называли себя  Рост и Русь

Выражают свои

мысли в устной и

письменной речи.

Слушают учителя  и записывают основную информацию в  тетрадь.

Виды  деятельности :

1.Земледелие  

2.Скотоводство

3.Собирательство

3.Рыбная ловля

Городище

Занятие :

Мужчины

1.утварь из  дерева и бересты.

Женщины:

1.Шили одежду

2.Ткали

3.Вышивали

-Городище –это постройка окружена земляными  волами.

Запись основную информации в  тетрадь.

К: обмениваются

мнениями, умеют

слушать, слышать,

выражают свою точку

зрения;

Л: формирование

уважительного

отношения  к предкам, их  деятельности

П: выделяют

необходимую

информацию,

анализируют, делают

выводы.

Переход к

практической

работе, работа в

группах.

А  для  более  удобного  изучения  давайте разобьемся  на три  группы: каждая  группа  заполнит по  одной  колонке из   таблицу. После чего мы   проверим правильность выполнения  работы (приложение 2)

Беседа в группе

Выражают свои

мысли в устной и

письменной речи в

соответствии с

поставленной

целью.

Заполнение  таблицы.

К: обмениваются

мнениями, умеют

слушать, слышать,

выражают свою точку

зрения;

Л: формирование

уважительного

отношения к семьям

одноклассников

К: выражают свою точку

зрения, аргументируют

свою позицию.

П: выделяют

необходимую

информацию,

анализируют, делают

выводы

Итог урока

По окончании  выполнения  групповой работы. Учитель  выслушивает ответы  учащихся. Ставит  оценки.

-Ответы  на поставленные  вопросы  учителя выражение  мнения  по поводу  оценок  за урок.

Регулятивные:

Умениепланировать свои

действияв соответствии

с задачей, осознают

важность приобретения

новых знаний

Познавательные:

Созданиеобобщений,

Самостоятельныйвыбор

критериев,установление

аналогий,

структурирование знаний

Коммуникативные:

полно и грамотно

выражают свои мысли

Личностные: осознают

важность полученных

знаний

Контроль

коррекция

Рефлексия

1. Какую тему мы сегодня с вами изучали?

2. Кто такие слиянья?

3.Оновные виды  деятельности славян?

Лист самооценки.

 Выполнение итогового задания. Выучить определения, подготовить сообщение по группам о древнеславянских языческих божествах

Обобщают свои

знания, выражают

свои мысли,

подводят итог

Заполняют лист

самооценки .

Запись домашнего задания в дневник.

Регулятивные:

Умение

планировать свои

действия в соответствии

с задачей, осознают

важность приобретения

новых знаний

Познавательные:

Создание обобщений,

Самостоятельный выбор

критериев, установление

аналогий,

структурирование знаний

Коммуникативные:

полно и грамотно

выражают свои мысли

Личностные: осознают

важность полученных

знаний

Регулятивные:

Умение

планировать свои

действия

в соответствии с

задачей.

Познавательные:

Создание обобщений,

Самостоятельный выбор

критериев, установление

аналогий,

структурирование

знаний.

Приложение №1.

Оформление  записей на доске

Оформление  записей  в тетради

Тема: «

Цель: сформировать  представления о соседях  восточных славянах, занятиях.

Записи по первому  плана.

Схема. Финно-угорская  языковая семья.

         Чудь               Мере                  Весь            

               Финно-угорские племена

          Мурова                 Черемисы             Мордва

Виды  деятельности :

1.Земледелие  

2.Скотоводство

3.Собирательство

3.Рыбная ловля

Основные виды  деятельности:

Мужчины

1.Утварь из  дерева и бересты.

Женщины:

1.Шили одежду

2.Ткали

3.Вышивали

Заимствование слов:

          1.Бог

2.Топро

3.Хата

4.Собака.

Тема: «Соседи восточных славян»

Цель: сформировать  представления о соседях  восточных славянах, занятиях.

Записи по первому  плана.

Схема. Финно-угорская  языковая семья.

     Чудь                   Мере                  Весь            

                Финно-угорские племена

          Мурова                 Черемисы           Мордва

Виды  деятельности :

1.Земледелие  

2.Скотоводство

3.Собирательство

3.Рыбная ловля

Основные виды  деятельности:

Мужчины

1.Утварь и  дерева и бересты.

Женщины:

1.Шили одежду

2.Ткали

3.Вышивали

Заимствование слов:

          1.Бог

2.Топро

3.Хата

4.Собака.

Приложение №2.

Название племен

Век существования

Место расположения

Основные понятия и  годы

Тюркский  и Аварский  каганат

 6-8

Предгорья  Алтая

Каган, хан-глава государства. Авары - кочевенные племена. Дулебы-племена  славян

Хазарский каганат

7

Нижнее  Поволжье

Итиль - столица. Иудаизм - религия. Дань - выплата  денежных  средств.

Волжская  Болгария  

8

Территория  от Кубани  до Днепра

Казань - столица. 922-принятия ислама.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация-сопровождение к уроку истории в 7 классе коррекционной школы 8 вида "Соседи восточных славян"

Данную презентацию можно использовать как сопровождение урока в 7 классе: при работе с картой, с новыми терминами, с наглядностью, при закреплении материала.  Структура презентации соответствует ...

Соседи восточных славян

Урок - презентация по истории в 6 классе...

Таблица для заполнения по истории 6 класс. Тема "Соседи восточных славян"

Таблица предназначена для самостоятельного заполнения учащимися 6 класса....

Соседи восточных славян.

обобщить, углубить и систематизировать полученные знания о материке Сев. Америка....

Соседи восточных славян. Часть 1.

Презентация к уроку истории....

Соседи восточных славян. Часть 2.

Презентация к уроку истории....

Соседи восточных славян. Часть 3.

Презентация к уроку истории....