Конспект урока "Города Эллады подчиняются Македонии".
план-конспект урока по истории (5 класс)
Конспект урока "Города Эллады подчиняются Македонии".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_goroda_ellady_podchinyayutsya_makedonii.docx | 19.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока на тему «Города Эллады подчиняются Македонии»
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Средства обучения:
Учебник , компьютер, мультимедийный проектор, презентация; раздаточный материал: таблица 1, таблица 2; «исторические пазлы»; карта «Возвышение Македонии в 359–334 гг. до н. э.».
Цели урока:
– формирование у учащихся представления о причинах возвышения Македонии;
– подвести учащихся к пониманию причин подчинения Эллады Македонии;
– развитие восприятия, внимания, расширение кругозора;
– формирование эмоционально-ценностного отношения к прошлому;
– формирование активной гражданской позиции (на примере патриотизма греков);
– продолжить развивать: 1) умения работы с картой; 2) навыки работы с таблицей, определения главного; 3) способность осуществлять сравнительный анализ.
Задачи урока:
– научить применять в комплексе знания, умения, навыки с опорой на ранее изученный материал;
– развивать умения и навыки учащихся: работать с учебником, документом, картой, выделять главное, делать выводы;
– развитие интереса к истории, мотивации к учению;
– воспитывать толерантность и любовь к предмету;
– формирование навыков учащихся извлекать информацию с помощью исторической карты.
Форма проведения: традиционный урок с мультимедийной поддержкой.
План урока
1 Организационный этап
2 Подготовка к усвоению новых знаний
3 Изучение новой темы
3.1 Македония: географическое положение, занятия жителей, образование государства
3.2 Филипп – царь, полководец, дипломат
3.3 Подчинение городов Греции. Сторонники и противники Филиппа
4 Подведение итогов
5 Домашнее задание
Методы: наглядный, словесный, практический.
Предполагаемый результат:
1. Освоение программного материала по теме «Города Эллады подчиняются Македонии учащимися класса.
2. Расширение кругозора.
3. Уяснение значения македонских завоеваний.
К особенностям данного конкретного урока можно отнести основные отрабатываемые умения: умение описывать ход военных действий, умение устанавливать причины и следствия исторических событий, умение получать информацию из анимированных объектов мультимедийной презентации, умение делать устное сообщение.
При подготовке к уроку проходит консультация учеников проектной группы «Личность в истории» по подготовке устных сообщений, с возможными темами: «Филипп Македонский», «Демосфен», «Детство Александра Македонского». Проходит консультирование учеников проектной группы «Страницы военной истории» («Македонское войско Филиппа и Александра Македонского»). Для иллюстрации докладов учащихся, можно применять соответствующие слайды мультимедийной презентации.
Ход урока
После объявления темы и плана урока ученики на основе мультимедийных объектов презентации выясняют местоположение Македонии, устанавливают причины возвышения этого государства. Будет уместным дать задание (работа с картой): найти на карте и определить местоположение Древней Македонии в IV в. до н. э. Обменяться с соседом по парте своей информацией.
Учитель: Ребята, теперь мы начинаем знакомство с древней историей государства, которое называется Македония. Может быть, кто-то уже слышал про нее, ну а кто-то узнает о ней впервые.
(На слайдах презентации представлены: местоположение Македонии, портрет царя Филиппа, предполагаемая македонская фаланга, осадная башня – материал как введение для более конкретного представления.
Учитель: Как вы думаете, ребята, на каком материке расположена эта страна? (на презентации представлена карта материков, на которой красным контуром выделена Македония) (Дети отвечают: «Евразия»).
Учитель: Тема нашего урока «Города Эллады подчиняются Македонии». Как вы считаете, о чем мы с вами сегодня будем беседовать на уроке? (Дети сами высказывают предположения: «О расположении страны Македония, о правителе, о войске, о походах и завоеваниях»).
Учитель: Сегодня нам предстоит разобрать следующие вопросы:
• Местоположение Македонии
• Филипп – царь Македонии
• Македонское войско, орудия защиты
• Филипп подчиняет города Греции
Разбирая эти вопросы, мы будем работать с картой, таблицами и учебником. В ходе изучения темы вам предстоит заполнить табличку. Табличка у каждого из вас находится на парте (табл. 1). В тетрадях мы с вами писать пока не будем, а будем работать только табличкой. Потом вы лист сложите пополам и поместите в тетрадь. В схеме вместо точек вы должны будете вставить пропущенные слова. Итогом нашей работы станет получившаяся схема и ее совместная проверка. Есть вопросы? Итак, начинаем.
Таблица 1
Заполните данную таблицу
Изучение нового материала
Учитель: Запишите тему урока.
Учитель: После великой победы над персами мир и процветание для греческих полисов был недолгим. В Греции начались войны между государствами за право лидерства в Элладе. Сначала произошла, так называемая, Пелопоннесская война между Афинами и Спартой, которая шла 30 лет. В этой войне победила Спарта. Но вскоре против Спарты ополчились другие греческие государства. Войнам, казалось, не будет конца. тяжелые времена наступили для греков: погибали люди, разрушались жилища, приходили в запустение виноградники и оливковые рощи, шло разорение ремесленников и земледельцев, а их имущество скупалось богачами.
В это время северный сосед Эллады – Македония, становится сильным и мощным государством.
Задание: Используя карту «Древняя Греция», назовите это государство, определите его столицу и местоположение (Ответ: Македония, г. Пелла, север Балканского полуострова).
Учитель: Как вы думаете, могла ли Македония в IV в. до н. э. представлять опасность для полисов Эллады? Если да, то какую? (Ответ: да, Македония могла бы захватить Грецию).
Учитель: В середине IV в. до н. э. под своей властью все македонские земли сумел объединить царь Филипп. Хотя Филипп, как и другие македонские цари и находился под влиянием греческой культуры: строились театры, в Македонию приглашались эллинские поэты и художники, учителем сына Филиппа Александра стал великий ученый Греции Аристотель, македонская аристократия свободно говорила и писала по-гречески, но в тоже время Филипп вел собственный политический курс развития своего государства, отличный от греческого.
Физминутка
Дети встают из-за парт. Разминаем спину. Высоко-высоко вверх поднять руки, дотянуться кончиками пальцев «до потолка». Надо повторить несколько раз. Теперь вытянем хорошенько спинки. Затем наклониться вниз и дотянуться кончиками пальцев до носков обуви. Теперь шея – это тоже спина! Она ни в коем случае не должна быть затекшей! Руки на пояс, круговые повороты головы от одного плеча к другому. Надо постараться коснуться подбородком и правого, и левого плеча. Настала пора размять коленки. Ученики выстраиваются в шеренгу друг за другом в проходах между партами. Кто стоит сзади кладет руки на плечи того, кто стоит впереди. Самый первый ставит руки на пояс. Поднимая ноги в коленях, дети делают несколько шагов в сторону доски и обратно. Повторяется несколько раз. Все возвращаются за парты. Теперь потрем ладошки одну об другую. Сильно и быстро. Так, чтобы они разогрелись. Разогретые ладошки приложим к ушкам. Еще раз потереть ладошки и накрыть горячими ладошками глаза. Поморгать часто-часто под ладонями. Крепко зажмуриться и распахнуть глаза, убрав с глаз ладони. Сплести пальцы рук, пошлепать пальцами вверх-вниз по кистям и соединенными кистями рук «прогнать» волну слева-направо и справа-налево. Все! Какие молодцы! А теперь радостно берем ручки, весело поднимаем глаза на доску, легко и просто запоминаем все, что объясняет учитель.
Задание: Ребята, подумайте и попробуйте определить, в чем могло заключаться усиление и становление могущества Македонии? Что необходимо было сделать царю Македонии, чтобы государство стало сильным, могущественным, способным завоевать мир? В чем проявляется могущество государства по отношению к другим государствам в IV в. до н. э.? (Ответ: наличие достаточного количества денег, налаживание торговых отношений с соседями и другими странами, наличие армии и флота).
Задание: прочитав пункт параграфа «Македонский царь Филипп стремится покорить соседей», сравните греческую и македонскую армию (слайд) – по греческой армии данные выведены на слайде, по македонской – учащиеся определяют самостоятельно:
Далее с помощью заданий мультимедийной презентации организуется самостоятельная работа школьников с учебными иллюстрациями для изучения вопросов об структуре македонского войска. Учащиеся узнают, что македонское войско, так же, как и греческое, состояло из конницы и пехоты. Учитель объясняет, что македоняне то же строились фалангой, но в этой фаланге было уже не 6-9 шеренг воинов, как у греков, а 16 шеренг, в результате чего построение было более мощным. Кроме того, македонские фалангиты имели копья длиной в до 6 метров, которые они клали на плечи впереди стоящих товарищей, поэтому у македонян одновременно в бой вступали сразу шесть первых рядов фаланги.
В IV в. до н. э. в греческих армиях продолжают происходить изменения, начавшиеся в конце предыдущего века. Граждане полисов все меньше испытывают желание служить в армии. Общее падение жизненного уровня не дает возможность формировать полноценную фалангу граждан – гоплитов. Греческие армии все больше состоят из профессиональных наемников. Происходят изменения в вооружении гоплитов. Увеличивается доля конницы. Связи между армиями наемников и полисами, их пославшими, слабеют. На первый план выдвигаются полководцы, способные управлять большими наемными контингентами и, зачастую, ставящие интересы своих солдат и собственные выше государственных. Профессионализация армий и полководцев поднимает военное искусство греков на более высокий уровень в военной истории.
Греческая армия:
• Фаланга (69 рядов)
• Копья (длина – до 2 м.)
• Конница (легкая, небольшая)
Македонская армия:
• Фаланга (16 рядов)
• Копья (до 5 м.)
• Конница (тяжелая, многочисленная)
• Наличие метательных орудий,
Проверка.
Вопросы для обсуждения (слайд):
1) Подумайте, в чем сильные/слабые стороны построения македонской пехоты фалангой?
2) В любой ли местности фаланга могла успешно действовать?
3) К чему призывал царь Филипп прибегать на войне? (хитрости, слова Филиппа «груженый золотом осел может взять неприступную крепость»).
Учитель: В середине IV в. до н. э. прежде отсталая, слабая Македония превратилась в мощнейшее государство средиземноморья.
Сформировав лучшую на тот момент армию, Филипп Македонский перешел к покорению Греции. Полисы Северной Эллады первыми попали под власть македонского царя. Но дальнейшее завоевание натолкнулось на сопротивление Афин. В этом полисе разгорелась ожесточенная борьба между сторонниками и противниками македонского царя, среди которых нужно назвать Исократа и Демосфена. А вот на чьей стороне они были вам сейчас нужно будет узнать.
Работа по группам (работа в парах). Задание: вместо точек в таблице 2 необходимо вставить пропущенные слова.
Таблица 2
Отношение греческого общества к угрозе македонского завоевания
Линии сравнения | Отношение к Филиппу и угрозе потери независимости |
Оратор … (Демосфен) | «Врага боятся меньше, чем собственных сограждан». Видел спасение Эллады в добровольном подчинении Филиппу, объединении греков и македонцев против … (персидского царя) |
Афинский писатель … (Исократ) | «Даже если все эллины согласятся быть рабами, мы должны бороться за свободу». Отстаивал независимость и свободу Греции, сплотил ряд греческих городов для борьбы с … (Филиппом). |
Проверка
Вопрос о подчинении Греции Македонией рассматривается путем изучения учащимися анимированной карты. Таким образом учащиеся узнают о битве при Херонее и завоевании греческих полисов Македонией. Необходимо установить причины поражения греков. Одна из причин потери Грецией независимости (разобщенность греков) определяется школьниками самостоятельно с помощью карты. Учитель напоминает детям о 30-летней войне между Афинами и Спартой, которая не привела к победе ни одной из сторон, но ставшая причиной разорения земледельцев и ремесленников, об ожесточенной борьбе в Греции между богатыми и бедными, об общем упадке Эллады.
Учитель: В итоге Демосфену все-таки удалось объединить часть греческих государств для борьбы с Филиппом. В 338 г. до н. э. у города Херонея произошла решающая битва эллинов с войском Филиппа.
Задание: Каков же итог? Ученикам предлагается назвать причины, результаты и последствия битвы при Херонее. Далее объяснить, что стало решающим в битве при Херонее.
Дидактическая игра «Собери пазлы» (ребята в группах по парам собирают пазл, чтобы узнать итог битвы):
• Дата
• Место сражения
•338 г. до н. э.
• Близ города Херонея
Учитель просит одного ученика воспроизвести вслух полученное. Далее дети записывают результат в тетрадь.
Учитель: Дальновидный Филипп не провозгласил себя царем эллинов (почему?). Он устроил так, чтобы побежденные греки сами принесли ему клятву верности, объявили своим военным лидером. Незамедлительно начались приготовления к будущему походу против персов. Однако Филипп не успел осуществить свои план, он погиб, а его сын, Александр был провозглашен новым царем, который продолжил дело своего отца и возглавил поход в Персию. Каковы же были его успехи вы узнаете на следующем уроке.
Подведение итогов
Учитель: Кто помнит, какую цель мы поставили сегодня для себя на уроке? (Ответ: выяснить, каковы причины поражения Греции в противостоянии с Македонией за сохранение независимости).
Скажите, почему Македонии удалось подчинить Элладу? (Ответ: междоусобные войны между полисами Эллады, раздоры между богачами и бедными, упадок хозяйства (гибель рощ и виноградников), сильная македонская армия, дипломатический подход македонского царя Филипа).
А теперь давайте подведем итоги. Сейчас мы с вами, ребята, заполним табличку 1.
Достигли ли мы с вами цели урока? (ответы учеников: да/нет).
Объяснение домашнего задания.
Ученикам следует дать задания – поработать дома с учебником и заданиями после соответствующего параграфа. Подготовить ответ на вопрос: «В чем особенность построения македонской пехоты фалангой?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История 5 класс "Города Эллады подчиняются Македонии"
Урок с презентацией разработан к учебнику "История Древнего мира"// авт. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая...
Презентация к уроку "Города Эллады подчиняются Македонии"
Презентация к уроку истории 5 класс по теме "Города Эллады подчиняются Македонии"...
Презентация к уроку "Города Эллады подчиняются Македонии"
Презентация к уроку истории, 5 класс...
Разработка урока "Города Эллады подчиняются Македонии"
Разработка урока и презентация...
Города Эллады подчиняются Македонии
Города Эллады подчиняются Македонии...
Города Эллады подчиняются Македонии, 5 класс, история
Города Эллады подчиняются Македонии, 5 класс, история...
Схема конспекта урока по истории 5 класс «Города Эллады подчиняются Македонии»
тема урока "Города Эллады подчиняются Македонии"Цель: подвести учащихся к пониманию причин подчинения городов Эллады Македонии"...