Разработка урока в 5 классе по теме "Варны Древней Индии".
методическая разработка по истории (5 класс)

Созонова Татьяна Иосифовна

Знакомство с делением индийского общества на касты. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon varny_drevney_indii.doc179.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока: Дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах. 

Тип урока:  изучение и первичное закреплению новых знаний

Задачи урока: 

А) Обучающая: обеспечить усвоение учащимися понятия «касты», подвести к пониманию того, что появление неравенства у индийцев было закреплено религией.

Б) Развивающие: продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе работы с текстом учебника и исторического источника, выделять в тексте главное, заполнять таблицу и фрагменты опорных сигналов в тетрадях;

В) Воспитательная: сформировать личную оценку учащихся с позиции нравственности по отношению к кастовому делению общества в Древней Индии.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая,  индивидуальная

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор,  экран, презентация, карта«Индия и Китай в древности», раздаточный материал.

                               Структура и ход урока

Организационный этап.

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Сегодня в нашем классе гости,   И мы волнуемся слегка.

Но ждёт нас интересная   работа,  волненье прочь, вперёд, друзья!

Мы продолжаем путешествие по древневосточной  стране,  которая называется…(звучит индийская музыка)

Эта страна – родина шахмат, родина арифметических чисел, которыми мы привычно пользуемся сегодня. Там живут слоны,  есть непроходимые леса. А еще говорят, что мальчик Маугли тоже жил в этой стране.

 Мы уже  познакомились с другими странами.

Я буду вам показывать разные предметы, а вы должны будете сказать, в какой стране это открытие было сделано.

Шахматы, цифры – Индия.

Стеклянный бокал, Красная ткань,  Алфавит,  Корабль – Финикия  

Пачка чая,  Шёлк, Компас – Китай

Пирамида – Египет

                      Попробуем по иллюстрациям также назвать страны.

Библия, из мифа иллюстрации - ПАЛЕСТИНА

Таран, кожаные падушки,  библиотека из глиняных табличек –  Ассирия

Столб  Хаммурапи  -  Вавилон

Клинопись, глиняные таблички, речки  –  Двуречье

Кир, Дарий Первый,  монета Дария Первого –  Персия

- Я  предлагаю вам выполнить творческие задания и вспомнить интересные события, которые происходили в  этих странах.

                                   Игра «Чудесный сундучок».

Учитель. Так понравились царице диковинки.  Она одарила путешественников подарками.  Пожалуйста, кто желает отгадать, что находится в баночке.

(В сундучке находятся рис,   чай,   сахар,   перец).

Отгадать  на ощупь, что ему предлагается.

----А теперь,  скажите, пожалуйста, что выращивали индийцы?  (хлопчатник, сахарный тростник, рис, чай, ячмень, пшеницу, прянности)

                      Работа по карточке  № 1. – 3 учащихся

Вам необходимо определить источник текста.

Текст

Источник, буквы.

1.

2.

3.

4.

5.

1.Если сын ударил отца, то ему должны отрубить руку.

2.Почитай отца и мать свою.

3.Когда разговариваешь, не будь торопливым. Нужно быть обходительным, добрым, вежливым.

4.»Рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой»

5.Я не чинил людям зла, не наносил ущерба скоту, не творил дурного.

-------    --------   -------------    -------------     --------    --------    -------    --------    ----------------

А. Это сказал Ной, которого Бог пожалел и  построил ему корабль ковчег

Б. Эту фразу произнёс правитель Древнееврейского царства Соломон.        

В. Этому учил китайский мудрец Конфуций

 Г. Это Заповеди Божьи, Бог вручил Моисею каменные доски, где были написаны 10 заповедей.

Д.. Это высказывание из законов вавилонского царя Хаммурапи

                                       Карточка № 2 ( 3 учащихся)

Распределите понятия по странам, к которым они принадлежат. – 4 учащихся

  Египет                                       Финикия                                         Палестина

Амон – Ра, Ветхий Завет, саркофаг, пурпурные ткани, Библия, Тутанхамон, колония, Йордан, Нил, Библ,  сфинкс, алфавит, Голиаф.

Египет ---Амон-Ра, саркофаг, Тутанхамон, Нил, сфинкс.

Финикия –  пурпурные ткани, колония, Библ, алфавит     (всего 13 слов)

Палестина – Ветхий Завет, Библия, Йордан,  Голиаф

                                                       Карточка № 3.- 4 учащихся.

Впишите недостающие слова.

1.Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире______________.

2.Самые многоводные реки  Индии – это _____________и____________________.
3.Один из последних ассирийских царей был человеком образованным, ему удалось собрать большую библиотеку – это______________________________

4.Само слово «_________________________» на древнегреческом языке значит «книга»

5.Эта страна лежит между двумя большими реками – Евфратом и Тигром, она называется __________________.

6.Самая высокая пирамида в Египте – это пирамида (кого?)_______________.

7. Впадая в Средиземное море, река Нил разделялась на несколько рукавов, образующих огромный треугольник______________________.

                       Работа с классом.

-Кто желает выйти к карте и показать, где находится Индия.

  Вопросы:  

 -Как называется полуостров, где находится Индия?  (Индостан)  

- Что такое полуостров? Полуостров - это часть суши, с трех сторон омываемая водой: морями, океанами 

 -Какими морями омывается Индия? (с запада – Аравийское море, с юга – Индийский океан,  с востока – Бенгальский залив).  

 -Какие две речки протекают в  Индии?   (Инд и Ганг)

- Значит, каким было одно из занятий  жителей? ежегодно они широко разливаются и несут вместе с водой плодородный ил

 - Какие горы закрывают Индию с севера?   (Гималаи)

-А какие в Индии были почвы?   (в долинах рек – мягкие, плодородные, на остальной территории – пустынные и каменистые)

- Как называются труднопроходимые,  густые леса? Джунгли.

  Как относились индийцы к змее, слону, корове?

Решение исторической задачки! Молодцы!!!

Объяснение нового материала.

                               Слово учителя.

Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставит  как можно больше следов в истории. Один ни кому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление в 356 году до н.э. Герострат поджег красивый храм Артемиды в г. Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, став тем самым известным. Каждый человек, хочет он того  или  нет, оставляет   следы  в  истории   страны.    

           Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто – то надолго может остаться в памяти людей, совершая плохие и хорошие поступки. Мы с вами будем совершать только хорошие поступки.

            Чтобы увидеть, кто оставил более значительный след, за каждый ответ вы будете получать вот такие следы, поднимать руку.

Слайд 2.  Тема сегодняшнего занятия звучит так « Варны Древней Индии».

Открываем тетради и записываем тему урока.

Сегодня мы познакомимся с кастовым делением индийского общества.

            Кто знает из вас, что такое касты???

Откройте свои словари и запишем определение слова Касты.

Слайд 3. Каста – группа людей, обладающая определёнными правами и обязанностями,

Слайд 4.Оказывается,  в Индии каждый житель с самого рождения принадлежал к одной из четырёх каст: жрецов, знатных воинов, земледельцев, слуг.

  --Давайте представим, что вы живете в Древней Индии, к какой бы касте вы бы хотели принадлежать? По поднятию руки. (Брахманы – жрецы, воины, земледельцы, слуги, неприкасаемые)

- Кто хотел бы принадлежать к касте брахманов – жрецов?

- Почему из представленных каст вы отдали предпочтение именно этой?
-  
Брахманы – богатые, знатные, приносили жертвы богам, читали молитвы.
Войны – умеют сражаться, смелые.
Земледелец имел свой дом, пахали и сеяли.

--- Слуги – работают на богатых.
– Неприкасаемые – самые бедные.

Рассказ учителя.


Слайд 5. В Индии неравенство людей объясняли волей бога Брахмы. Он могуч и непобедим. Индийцы верили, что у него 4 лица, 4 тела, 8 рук, в которых он держал разные предметы. По легенде  бог  Брахма  создал людей из частей своего тела:

Слайд 6.

Жрецы – брахманы появились из его рта, поэтому умеют читать молитвы

Воины вышли из его могучих рук, потому они умеют сражаться

Земледельцы созданы  из его бёдер, пашут землю

СЛУГИ НАХОДЯТСЯ НИЖЕ ВСЕХ. Возникли из ступней его ног

 

Физминутка!!!

Давайте прогуляемся по индийским джунглям. Повторяйте за мной движения:

1).Заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз).

2). Идем по тропинке ( ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра).

3). Увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо).

4). Впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом).

5). Раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя).

6). Вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).

Слайды 7-11.  А сейчас, ребята, внимательно меня послушайте, чтобы справиться со следующим заданием. Я вам расскажу  о кастах.

                                  Жрецы – брахманы.

Итак, самыми почетными в Индии считались жрецы . Они носили одежду из белых тканей и служили богам. Только они знали, как правильно произносить молитвы. Для того , чтобы стать настоящим жрецом нужно было долго и основательно учиться. Его жизнь делилась на три периода: учение, обзаведение семьёй и отшельничество. В 7 лет мальчика отдавали учителю – брахману и оставляли там жить. Мальчик учил наизусть целые книги. Также он выполнял работу по дому. В 16 лет родители подыскивали ему невесту, и после этого он сам становился учителем и приносил жертвы богам. Он уходил в отшельники. В словарь запишите – стр. 98.

                                     Воины.

  В касту воинов входили цари, военачальники, воины.  Носили одежду из красной ткани.

                                Земледельцы.

   Земледельцы должны были работать на земле, заниматься хозяйством, платили налоги.  Они носили одежду из желтой ткани.

       

                                    Слуги.

Слуги делали разную работу, обслуживали своих хозяев ,подчинялись им , у них не было прав, питались остатками со стола хозяина, носили одежду черного цвета .

Игра «Живые картинки.

У вас на столах лежат карточки разного цвета (белые, красные, жёлтые, чёрные). Ты должен отгадать, к какой касте относишься. (брахманы стоят на стуле, воины по краям около стульев, земледельцы сидят у ног брахманов на стульях, слуги сидят на полу.

Итак, занимаем положение.

А сейчас проверим, все ли заняли свои места.

Но у нас осталось несколько ребят, которые не смогли определить своего места. Что же написано у вас на листочках?

Эта группа неприкасаемых.

-  Почему же они не встали вместе со всеми?

Это не каста, а социальная группа. Им запрещалось жить в деревне. Питались отбросами. С ними никто не садился за один стол. Нельзя было прикоснуться.

        Слайд 13.               Беседа.

И все-таки, среди древнеиндийских мудрецов были и такие, которые не придавали большого значения кастовым различиям.

Работа в тетради.

Слайд 14. Это  Будда – основатель религии буддизма, учил, что главное – личные достоинства человека, а не его происхождение.

Сообщение рассказывает  ученик о Будде.

- А теперь давайте поразмышляем  над некоторыми жизненными ситуациями, связанными с индийскими кастами.
1.В семье земледельца растут крепкие и сильные сыновья. Они хотят стать воинами, Но отец их говорит, что это невозможно. Почему?

2.Любовь может вспыхнуть между разными по положению людьми. Что,по-вашему будет, если полюбят друг друга дочь брахмана и сын земледельца?(если дети затрудняются ответить на этот вопрос, учитель рассказывает о жизни такого человека

Закрепление материала.

Давайте поиграем в игру “Крестики-нолики”.

У вас есть карточки с табличкой, в которой записаны цифры, соответствующие номеру вопроса. Я читаю предложение, а вы если согласны, то ставите крестик, а если нет - нолик.

1.Всё население Индии делилось на 5 каст. - 0

2.Высшей кастой была каста воинов.- 0

3.Только брахманы могли разговаривать с богом.-x

4.Принадлежность к касте передавалась по наследству.-X

5.Земледельцы носили одежду белого цвета.-0

6.Неприкасаемые относились к касте земледельцев.-0

7.Пасти скот, пахать землю должны были слуги.- 0

8.Воины были созданы из рук бога Брахмы.X

9.Все касты произошли из частей тела бога Будды.X

Давайте проверим, как вы выполнили (самопроверка).

1 0

2 0

3 х

4 х

5 0

6 0

7 0

8 х

9 0

Рефлексия.

Наш урок заканчивается.

- Понравилось ли вам наше путешествие в Индию?

- Считаете ли вы справедливым разделение людей на касты ? Почему ?

Запись домашнего задания.

§21, индивидуальное сообщение о достижениях Древней Индии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории "Природа и люди Древней Индии"

Данный урок изучения нового материала включает использование разнообразных форм и методов работы. Учащиеся работают с картой, источниками, текстом учебника, по ходу урока заполняют рабочий лист и выст...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...

Материал-презентация к урокам в 5 классе по теме "Древняя Индия"

Наглядный материал к урокам в 5 классе 1. "природа, основные занятия жителей" 2. "Касты в Индии. Буддизм. Открытия и достижения индийцев"...

Урок истории "Природа и люди Древней Индии" 5 класс

Урок соответствует требованиям ФГОС и Концепции исторического образования. На уроке представлена ситуация выбора для учащихся 5 класса...

Конспект урока истории в 5 классе по теме: "Древняя Индия"

Урок- путешествие по Древней Индии. Материал  формирует представление учащихся о географическом положении Древней Индии, знакомит с растительным и животным миром и основными занятиями ее жит...

Тестирование для 5 класса на тему "Древняя Индия и Древний Китай"

Тестирование для 5 класса на тему "Древняя Индия и Древний Китай"Учебник: Андреевская...

Практическая работа по истории Древнего мира (5 класс) По теме «Древняя Индия»

Практическая работа включает задания разного уровня сложности, направленные на отработку умений и навыков в соответствии с ФГОС....