Программа элективного курса "Трудные вопросы истории"
элективный курс по истории (10 класс)

Cороколетова Татьяна Евгеньевна

Программа данного элективного курса рассчитана для 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ek.trudnye_voprosy_istorii._10_kl_1.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8с углубленным изучением

отдельных предметов» (МАОУ «Средняя школа №8»)

Утверждено

Приказом директора школы

от ___________________

Трудные вопросы истории

Программа  элективного курса по истории

для учащихся 10 классов

                                 

                                                                                                                                                                                                                                                                          

Составитель: Сороколетова Т.Е.-

учитель истории и обществознания

МАОУ «Средняя школа №8»

Когалым 2019

                                                   

Пояснительная записка

В последнее время для поступления в ВУЗы все более востребованными являются обществоведческие дисциплины, в том числе и история. Уровень заданий ЕГЭ достаточно сложный и для успешной сдачи экзамена необходима дополнительная подготовка учащихся по истории.

Данный учебный курс предназначен для эффективной подготовки старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по истории, который по своему содержанию соответствует государственному стандарту среднего (полного) образования по предмету. Курс призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по модульным блокам: «История России с древности до конца XIV в.», «История России с начала XV до конца XVI вв.», «История России XVII- XVIII вв.».

Теоретический материал адекватен кодификатору элементов содержания по истории, проверяемых в рамках ЕГЭ. Последовательность тем курса подчинена логике построения элементов кодификатора, что усиливает практическую направленность курса.

В процессе подготовки к ЕГЭ по истории очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ. Поэтому после каждого модульного блока, учащиеся прорешивают задания частей 1 и 2. Данные задания и работа с ними призваны сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по истории, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ. Особый упор делается на изучение и отработку базовых знаний дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий, умение соотносить единичные факты и общие исторические явления, процессы, указывать их характерные черты, производить поиск информации в источнике.

Программа элективного курса «Трудные вопросы истории» предназначена для учащихся 10 классов общеобразовательных школ, составленная на основе авторской учебной программы Барышникова Д.В., учителя истории Удмуртской республики. Курс рассчитан для учащихся 10 класса в количестве 34 часов.

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего(полного) общего образования  и Примерной основной образовательной программы среднего общего образования по истории.

Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений, учащихся по истории России с древнейших времен до наших дней.

Задачи курса:

  • преобразование содержания теоретического материала в более доступную для восприятия форму;
  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • раскрытие и понимание сущности исторических понятий разной степени сложности;
  • применение социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач;
  • способствовать формированию и развитию умений сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям;
  • способствовать формированию умения работать с историческими документами, анализировать, извлекать нужную информацию;
  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Планируемые результаты

Личностные результаты:  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;  формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;  формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;  формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;  осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;  умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;  умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;  смысловое чтение;  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;  формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

Предметные результаты:  формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;  понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;  приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;  формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;  освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;  развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Методы работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и приемы работы:

  • лекции с последующим опросом;
  • лекции с обсуждением документов;
  • беседы;
  • практические занятия;
  • анализ альтернативных ситуаций;
  • работа в парах, группах, индивидуально;
  • выполнение работ по заданному алгоритму;
  • решение заданий различной степени сложности.

Система оценивания и формы контроля:

На протяжении всего курса обучения учащиеся выполняют задания различных уровней сложности. В конце изучения каждого модульного курса проводится контрольная письменная работа по заданиям ЕГЭ в рамках данной темы. В конце курса учащиеся пишут пробный ЕГЭ.

Предполагаемые результаты изучения курса:

  • учащиеся систематизируют и обобщат знания курса истории России;
  • научатся успешно выполнять задания различных типов и уровней сложности;
  • успешно подготовятся к сдаче ЕГЭ.

Учебно-тематическое планирование разработано в соответствии с содержанием программы.

Содержание курса

Введение (1 час)

Общая характеристика особенности КИМов по истории, спецификой проведения экзамена, знакомство с кодификатором, спецификацией, демонстрационной версией ЕГЭ.

Тема: «История России с древности до конца XIII в.» (12 часов)

Восточные славяне во второй половине первого тысячелетия. Восточнославянские племена и их соседи. Индоевропейцы. Славяне: западные, восточные, южные. Взаимоотношения славян с финно-угорскими и балтийскими племенами.

Занятие, общественный строй, верования восточных славян. Занятия восточных славян: пашенное земледелие (подсечно-огневая система, перелог), скотоводство, рыболовство, охота, бортничество. Общественный строй: вече. Князь, дружина, ополчение. Торговый путь «из варяг в греки». Язычество. Пантеон богов. Идолы, волхвы.

Возникновение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Дискуссия о происхождении Древнерусского государства и слова «Русь». Начало династии Рюриковичей.

Русь при первых князьях. Олег. Военные походы, торговые договоры. Князь Игорь, полюдье. Княгиня Ольга: налоговая реформа. Святослав. Владимир Красно Солнышко. Принятие христианства на Руси. Христианская культура и языческие традиции. Княжение Ярослава Мудрого, «Русская Правда», Категории населения. Владимир Мономах.

Культура древней Руси. Письменность и просвещение. Литература: «Повесть временных лет», «Слово о Законе и Благодати». Былины. Развитие зодчества (крестово-купольный храм). Живопись: иконопись, мозаика, фрески. Прикладное искусство.

Феодальная раздробленность: причины, особенность. Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель.

Русские земли и княжества в период феодальной раздробленности. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская земля: вече, посадник, тысяцкий, епископ. Галицко-Волынское княжество.

Борьба Руси с иноземными захватчиками. Сражение на реке Калка. Северо-Восточный поход Батыя на Русь. Юго-Западный поход Батыя на Русь. Русь и Орда (иго, ярлык, выход). Экспансия с Запада.

Культура XII-XIII веков. «Слово о полку Игореве». «Моление» Даниила Заточника. Зодчество: Успенский и Дмитриевский соборы, Золотые ворота во Владимире-на-Клязьме, церковь Покрова на Нерли. Изобразительное искусство. Культура в период монголо-татарского ига. «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище». Архитектура. Иконопись. Феофан Грек. Андрей Рублев.

Повторительно-обобщающий урок по теме «История России с древности до конца XIII века». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий.

Тема «История России с начала XIV до конца XVI вв.» (11 часов)

Начало образования Российского централизованного государства. Москва как центр объединения русских земель. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Политика московских князей. Борьба за власть внутри Московского великокняжеского дома. Причины возвышения Москвы. Московский князь Иван Данилович Калита, особенности внутренней и внешней политики. Дмитрий Иванович Донской. Куликовская битва. Поход Тохтамыша на Русь.

Политика московских князей в первой половине XV в. Династическая война 1427 – 1452 гг. Василий II Темный.

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Правление Ивана III. Присоединение Новгорода. «Стояние на Угре». «Судебник 1497». Василий III.

Россия при Иване IV. Регентство Елены Глинской. 1547 год – венчание на царствование. Избранная рада. Земский собор. Приказная система центральных органов власти. Судебник. «Стоглав». Опричнина Ивана Грозного.

Расширение территории России в XVI веке. Ливонская война. Присоединение Казанского княжества. Присоединение Астраханского княжества. Присоединение Сибири. Ливонская война.

Смута. Правление Федора Ивановича. Борис Годунов. Гибель царевича Дмитрия. Лжедмитрий I. Правление Лжедмитрия I. Правление Василия Шуйского. Выступление под предводительством Ивана Болотникова. Лжедмитрий II – «тушинский вор». «Семибоярщина». Первое народное ополчение (Ляпунов). Второе народное ополчение (Д. Пожарский, К. Минин). Земский собор 1613 г.

Культура России в XIV-XVI веков. «Хождение за два моря» А. Никитин. Начало книгопечатания в России. Иван Федоров. Живопись. Архитектура. Успенский собор. Шатровый стиль. Собор Василия Блаженного. Федор Конь.

Повторительно-обобщающий урок по теме «История России с начала XIV до конца XVI веков». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части «А», «В», «С».

Тема «История России XVII-XVIII веков» (10 часов)

Первые Романовы. Итоги смутного времени. Экономическая система в XVII в. Внутренняя политика России в XVII в. Михаил Романов и Филарет. Алексей Михайлович. Соборное уложение. Федор Алексеевич. Царевна Софья.

Церковный раскол. Социальные движения в XVII веке. Патриарх Никон. Церковные реформы. Раскол. Старообрядцы. Протопоп Аввакум.

Внешняя политика России в XVII веке. Поляновский мир. Воссоединение Украины с Россией. Освоение Сибири и Дальнего Востока.

Культура России в XVII веке. Светский характер культуры. Научные знания. Литература. Театр. Архитектура. Живопись.

Россия при Петре I. Великое посольство. Северная война. Основные сражения. Ништадтский мирный договор. Реформы Петра в области экономике, управления, военном деле, социальной сфере. Народные выступления в первой половине XVIII века.

Период дворцовых переворотов. Россия в период дворцовых переворотов. Борьба дворцовых группировок за власть. Екатерина I и А.Д. Меншиков. Петр III. Анна Иоанновна, бироновщина, кондиции. Россия при Елизавете Петровне.

Внутренняя политика Екатерины II. Петр III. Екатерина II. Эпоха «просвещенного абсолютизма». Развитие промышленности и торговли. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева.

Россия в войнах второй половины XVIII века. Россия в Семилетней войне. Русско-турецкие войны: выход к Черному морю. П.А. Румянцев. Г.А. Потемкин. Ф.Ф. Ушаков. А.В. Суворов. Разделы Польши.

Культура России в XVIII веке. Эпоха Просвещения. Развитие образования. Наука и техника. Литература. Живопись – парадные портреты. Скульптура. Архитектура. Театр.

Повторительно-обобщающий урок по теме «История России XVII-XVIII веков». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование тем курса

  Кол-во       часов

Форма занятия

1.

Введение.

1

Вводная лекция

2.

Восточные славяне во второй половине первого тысячелетия.

1

Лекция

3.

Занятие, общественный строй, верования восточных славян.

1

Лекция

4.

Возникновение государственности у восточных славян.

1

Лекция

5.

Русь при первых князьях (от Олега до Владимира Красно Солнышко).

1

Лекция

6.

Русь при первых князьях (от Ярослава Мудрого до Владимира Мономаха).

1

7.

Культура древней Руси.

1

Лекция

8.

Феодальная раздробленность: причины, особенность.

1

Лекция

9.

Русские земли и княжества в период феодальной раздробленности.

1

Лекция

10.

Борьба Руси с иноземными захватчиками.

1

Лекция

11.

Культура XII-XIII вв.

1

Лекция

12.

Повторительно-обобщающее занятие  по теме «История России с древности до конца XIII в.».

1

Практикум

13.

Проверка уровня знаний и умений по теме «История России с древности до конца XIII в.».

1

Практикум

14.

Начало образования Российского централизованного государства. Москва как центр объединения русских земель.

1

Лекция

15.

Политика московских князей в первой половине XV в.

1

Лекция

16.

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства.

1

Лекция

17.

Россия при Иване IV.

1

Лекция

18.

Опричнина.

1

Лекция

19.

Расширение территории России в XVI в. Ливонская война.

1

Лекция

20.

Смута.

1

Лекция

21.

Смута (от Лжедмитрия II до Земского собора 1613 года).

1

Лекция

22.

Культура России в XIV-XVI вв.

1

Лекция

23.

Повторительно-обобщающий урок по теме «История России с начала XIV до конца XVI вв.».

1

Практикум

24.

  Повторительно-обобщающее занятие  по теме «История России с начала XIV до конца XVI вв.».

1

Практикум

25.

Первые Романовы.

1

Лекция

26.

Церковный раскол. Социальные движения в XVII веке.

1

Лекция

27.

Внешняя политика России в XVII веке.

1

Лекция

28.

Культура России в XVII веке.

1

Лекция

29.

Россия при Петре I.

1

Лекция

30.

Период дворцовых переворотов. Внутренняя политика Екатерины II.

1

Лекция

31.

Россия в войнах второй половины XVIII века.

1

Лекция

32.

Культура России в XVIII веке.

1

Лекция

33.

  Повторительно-обобщающее занятие  по теме «История России XVII-XVIII вв.».

1

Практикум

34.

Проверка уровня знаний и умений по теме «История России XVII-XVIII вв.».

1

Практикум

Литература для учителя и учащихся

  1. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2019 года по истории России.
  2. Спецификация контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 20219 года по истории России.
  3. Агафонов С.В. История России в таблицах: 6-11-й кл.: справ. материалы/С.В. Агафонов. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
  4. Баранов П.А., Шевченко С.В. История. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ. АСТ.,Астрель.,М.2016.
  5. Владимирова О.В. История: полный справочник для подготовки к ЕГЭ/О.В. Владимирова. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
  6. Владимирова О.В. История: 30 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ/О.В. Владимирова. – М.: АСТ; Владимир: ВКТ, 2009.
  7. Владимирова О.В. История: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «История России с Древности до начала XVII века»/О.В. Владимирова. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
  8. Владимирова О.В. История: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «История России XVII - XVIII вв.»/О.В. Владимирова. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
  9. Владимирова О.В. История: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Россия в XIX в»/О.В. Владимирова. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
  10. Владимирова О.В. История: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «История России в XX – начале XXI вв.»/О.В. Владимирова. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
  11. Гевуркова Е.А. ЕГЭ 2010. История: сборник заданий/Е.А. Гевуркова, В.И. Егорова, Л.И. Ларина. – М.: Эксмо, 2009.
  12. Жукова Л.В. История Россия с древнейших времен до настоящего времени: учебное пособие/Л. В. Жукова. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
  13. История в схемах и таблицах /авт.-сост. Северинов К.М. – СПб.: Тригон, 2008.
  14. Пономарев М.В., Хартулари Г.С. ЕГЭ 2009. История России. Тематические тренировочные задания. – М.: Эксмо, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса по истории "История страны в истории моей семьи"

Курс предназначен для более глубокого изучения истории России в 9-ом предпрофильном классе....

Программа элективного курса по историии в 9 классе "История отечественной культуры X-XVIII вв.

В работе представлена программа элективного курса, ее цели и задачи, поурочное планирование....

Программа элективного курса по истории "История в лицах".

Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов с ориентацией на гуманитарный и социально-экономический профили. Содержание учебного  материала программы соответствует ...

Программа элективного курса по истории «Страницы многовековой истории России»

Данная программа создана для учащихся 11 класса общеобразовательных школ.  Программа рассчитана на один год обучения.  Учащиеся получают задания для самостоятельной работы по контрольно-изме...

Программа элективного курса по истории для 9-х класса: История России в лицах.

Пояснительная запискаРабочая программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса. Программа курса разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными поло...

Программа элективного курса по истории "Увлекательная история" (8 кл.)

Программа элективного курса содержит материал трудных при изучении школьных вопросов отечественной истории....