Технологическая карта урока "Предпосылки перестройки"
методическая разработка по истории (11 класс)

Шивков Роман Александрович

Технологическая карта урока по истории в 11 классе по теме: «СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки реформа»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predposylki_perestryoki.docx28.97 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по истории в 11 классе по теме: «СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки реформа»

Шивков Р.А., учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ №16 Василеостровского района

Санкт-Петербурга

Тема урока

«СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки реформа»

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

определить предпосылки необходимости реформ 1980-х годов и их возможные решения

Задачи

Образовательные:

  • определить кризисные явления в СССР в различных сферах общества, подумать над причинами их возникновения
  • ознакомиться с различными способами и попытками выхода из кризисной ситуации

Развивающие:

  • развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме
  • продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа
  • высказывать свою точку зрения, давать оценку историческим событиям
  • развивать умение работать в парах

Воспитательные:

  • способствовать формирования у учащихся активной жизненной и гражданской позиции.
  • воспитание уважения к истории России

Планируемые результаты

Личностные: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции

Метапредметные

Познавательные:  выделять главное, существенные признаки понятий; устанавливать причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов; решать проблемные задачи; работать с текстом

Коммуникативные: участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество; в дискуссии высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Регулятивные: ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, работать в соответствии с поставленной целью и планом, оценивать результаты свей деятельности.

Предметные: овладение целостным представлением об изучаемом периоде, способность применять исторические понятия для раскрытия сущности явлений и процессов,  умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, в парах

Образовательные ресурсы

История России. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый и  углублённый уровни. В 3 ч. Ч. 3 / под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2019.

План урока

1) Мир в начале 1980-х годов

2) Кризисные явления в СССР

3) Андропов Ю.В.: понимание необходимости преобразований

4) Альтернативные пути развития  

5) Приход к власти Горбачева М.С. Курс на реформы

Этапы работы на уроке

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формы работы и контроля

Формируемые УУД

  1. Актуализация знаний

Учитель приветствует учеников, настраивает на работу, задает вопросы и представляет слайды презентации, помогающие на них ответить:

  1. Какой период мы с Вами закончили изучать на последнем занятии?
  2. Какое было состояние различных сфер в стране к его завершению? Предъявляет задание на анализ таблицы «Экономическое развитие СССР и стран Запада»
  3. Что было необходимо изменить?

Отвечает на вопросы, вспоминает и проговаривает ранее изученный материал по теме «Правление Брежнева 1964-1982.»,называет и описывает кризисные явления в СССР, анализирует данные таблицы, делает выводы.

Фронтальная работа

Р, П, Л

2. Самоопределение к деятельности (СД)

Наводит на проблему, задает вопросы, организует диалог.

Стоит ли перед страной какая-либо проблема?

Как ее можно решить?

Как бы Вы сформулировали тему нашего занятия?

Согласны ли вы, что эта тема может пригодиться?

Тогда давайте определим цель наших дальнейших действий на урок и примерный план работы.

Определяет проблему, пытается её решить.

«Необходимость реформирования страны. Выбор способов»

Называет тему урока и его цель, составляет пункты плана для ее достижения.

Фронтальная работа

П, К

3. Учебно-познавательная деятельность (УПД), обучение

Предоставляет учащимся рабочий лист для заполнения, с помощью текста учебника, карты и презентации.

Рабочий лист

1. Особенности развития мира в начале 1980-х гг.

2. Кризисные явления в СССР (распределить по  4 сферам общества)

3.  Деятельность Ю.В. Андропова: плюсы и минусы

4. Альтернативные пути изменений

  • Находит в тексте параграфа, презентации необходимый материал для заполнения таблицы.

  • Распределяет кризисные явления в СССР по 4 группам, обосновывает устно свое решение.

  • Знакомится с деятельностью Андропова Ю.В.,  выясняет и записывает плюсы и минусы его деятельности.

  • Приводит 2 пути возможных реформ в стране.

Работа в парах

П, К, Р, Пр

4. УПД, диагностика освоения темы урока

Обсуждает различия двух подходов к реформирования страны, предлагает распределить тезисы по моделям изменений:

  1. Предусматривала только экономические изменения.
  2. Наряду с экономическими предполагались и политические реформы.
  3. Сохранение жесткого политического контроля
  4. Стремление к рыночной модели
  5. Медленная скорость изменений
  6. Сохранялся стабильность в стране
  7.  Изменений в нескольких сферах вели к непредсказуемым последствиям

Какой путь наиболее оптимален для СССР? Обсуждение, аргументы учащихся.

  Обсуждение прихода к власти М.С. Горбачева, дискуссия о его сильных и слабых чертах

Окончить заполнение рабочего листа:

  1. Горбачев М.С.: его план действий. Особенности личности
  • Обосновывает свое мнение относительно подходов к реформированию страны, называет их существенные признаки (общие и различные).

  • Выполняет предложенное учителем задание.

  • Знакомится с видеофрагментом, показывающим М.С. Горбачева, высказывает свое мнение относительно политика.

  • Заканчивает заполнение таблицы, приводит особенности личности М.С. Горбачева, причины его прихода к власти.

Индивидуальная работа

Пр, Р, К, П

5.  Интеллектуально-преобразовательная деятельность (ИПД)

Попытка решения проблемы. Предлагает письменно ответить на вопросы:

  • Можно ли было преодолеть кризисные явления к стране?
  • Каким образом?
  • Закономерен ли приход Горбачева М.С. к власти? Почему?

  1. Учащийся выполняет задание самостоятельно.
  2. Выполняет задание с подсказкой, что китайская модель реформ лучше. Но была уже невозможна, по мнению Торкунова А.В.
  3. Выполняет задание, с акцентом на личные качества Горбачева М.С. (их подсказывает учитель).

Индивидуальная работа

6. Рефлексивная деятельность (РД)

Организует обсуждение и ответы на вопросы:

- Остались ли еще пункты плана, на которые ты не получил сегодня ответы?

- Выполнена ли цель урока?

Отметка

- Со всеми заданиями тебе удалось справиться?

- В зависимости от заполнения рабочего листа и качества работы оцените себя.

Определяет достижение поставленных целей и задач, раскрытие пунктов плана. Оценивает свою учебную деятельность.

Индивидуальная работа и фронтальная

Р, Л

7. Подведение итогов, домашнее задание

Подводит итоги урока.  Поясняет домашнее задание:

  • Параграф № 39, использовать заполненный рабочий лист при подготовке.
  • Доп. задание: используя дополнительный материал, охарактеризовать политическую деятельность соратников М.С. Горбачева? Что можно отнести к успехам, а что к просчетам?

Записывают домашнее задание.

Индивидуальная работа

Р, Л

Рабочий лист по теме: ««СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки реформа»

Цель урока:                                                                

Проблема:

  1. Особенности развития мира в начале 1980-х гг.

экономическая

политическая

духовная

социальная

  1. Кризисные явления в СССР (распределить по  4 сферам общества)

  1. Деятельность Ю.В. Андропова: плюсы и минусы

+

-

  1. Альтернативные пути изменений

Распределить тезисы по моделям изменений:

  1. Предусматривала только экономические изменения.
  2. Наряду с экономическими предполагались и политические реформы.
  3. Сохранение жесткого политического контроля.
  4. Стремление к рыночной модели.
  5. Медленная скорость изменений.
  6. Сохранялся стабильность в стране.
  7.  Изменений в нескольких сферах вели к непредсказуемым последствиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

Технологическая карта урока "Перестройка или катастройка" (11 класс)

Разработка урока для 11 класса на тему "Перестройка или катастройка"...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...

Технологическая карта к уроку по теме "Реформы социальной сферы в период Перестройки"

Технологическая карта к уроку по теме "Реформы социальной сферы в период Перестройки"...