Феномен Великой русской революции: от уроков истории — к гражданскому диалогу (семинарское занятие)
методическая разработка по истории (10 класс)

Котлярова Ольга Викторовна

Семинарское занятие "Феномен Великой русской революции: от уроков истории — к гражданскому диалогу" посвящено 100-летию Февральской Октябрьской революций. Авторы: учителя истории Котлярова Ольга Викторовна и Филимонова Рахима Аксановна.

Цель: обсудить и объективно оценить события столетней давности.

Форма: урок-дискуссия в форме круглого стола.

Тип: урок обобщения и систематизации.

Участники: учащиеся 9-11 классов двух школ района, педагоги района.

Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация Microsoft PowerPoint, выставка книг и фотографий, стенд с высказываниями писателей, философов, государственных деятелей, политологов о революции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинарское занятие

"Феномен Великой русской революции: от уроков истории — к гражданскому диалогу"

Авторы: учитель истории и обществознания МКОУ"Анжерская школа" Котлярова Ольга Викторовна и учитель истории и обществознания МКОУ"Кайлинская СОШ имени Героя Советского Союза В.Д.Жихарева" Филимонова Рахима Аксановна,  Яйский МО Кемеровской области-Кузбасс.

Цель: обсудить и объективно оценить события столетней давности.

Форма: урок-дискуссия в форме круглого стола.

Тип: урок обобщения и систематизации.

Участники: учащиеся 9-11 классов двух школ района, педагоги района.

Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация Microsoft PowerPoint, выставка книг и фотографий, стенд с высказываниями писателей, философов, государственных деятелей, политологов о революции.

1. Вступление. (5 МИНУТ) 

СЛАЙД 1. Песня "Интернационал"

Учитель: вчера, 7 ноября, была очередная  годовщина Октябрьской революции, символом которой является международный пролетарский гимн; официальный гимн СССР (1922—1944)

Столетье с лишним- не вчера,

А сила прежняя в соблазне

В надежде славы и добра

Глядеть на вещи без боязни...

        Так написал в 1931 году поэт Борис Пастернак.

Когда мы исследуем события прошлого, произошедшие сотню  и более лет назад, то многое вырисовывается более отчетливо и понимается глубже, чем события совсем недавние. «Большое видится на расстоянии», сказал другой поэт С.Есенин.

Но при одном условии: если даже самые сложные явления не искажались в угоду времени, власти. Больше 100 лет прошло с того исторического события, изменившего ход истории не только нашей страны, но всего мира. Революция 17 года на протяжении века вызывает различные реакции общества, оставаясь вместе с тем эпохальным историческим событием для всего мирового сообщества. В год столетия проводились круглые столы, заседания исторических клубов, в ежегодном Послании Федеральному собранию наш Президент В.В. Путин говорил о значимости этого события для нашей и мировой истории:

СЛАЙД 2. "2017 год – год столетия Февральской и Октябрьской революции. Это весомый повод ещё раз обратиться к причинам и самой природе  революции в России. Не только для историков, учёных – российское общество нуждается в объективном, честном, глубоком анализе этих событий.

СЛАЙД 3. Посмотреть на вещи без боязни, обсудить и объективно оценить события столетней давности в ходе нашей дискуссии - такую задачу мы поставили сегодня, собравшись за нашим круглым столом. Тема нашей дискуссии "Феномен Великой русской революции: от уроков истории — к гражданскому диалогу"

На нашей дискуссии присутствуют: ученики 9-11 классов Кайлинской и Анжерской школ, педагоги района, __________________________________________________

___________________________________________________________________

СЛАЙД 4. Накануне мы провели социологический опрос по теме "Октябрь: вчера, сегодня, завтра". С результатами нас ознакомит Мельник Виктория.

Ученица: В опросе приняли участие 42 человека, это наши родители. На 1 вопрос "Что вы знаете о дате 7 ноября"?  большинство (23 чел.) не вспомнили об Октябрьской революции. Были ответы про демонстрации, кто-то припомнил, что в пионеры приняли, а в комсомол -нет. Были и  развернутые ответы про Октябрьскую революцию (19 чел).

  • Об участниках революционных событий не знают никто.
  • Третий вопрос, как и предполагалось, вызвал различные мнения. Большинство- 30 чел.  положительно оценивают роль революции для нашей страны (приводят аргументы: 1.Не знают, что бы было, если большевики не победили. 2. Не хотели бы жить при царе). Но есть и те, кто оценил последствия революции отрицательно-12 чел. (их аргументы - то что революция привела к гражданской войне, репрессиям).
  • На последний вопрос большинство опрошенных ( 36 чел.)ответило, что революции не нужны. Нужна стабильность, все вопросы нужно решать мирно. Но были те, (6 чел), кто недоволен  сегодняшней жизнью в стране и допускают возможность социальных взрывов. Респонденты ссылаются на публикации в Интернете,  на разговоры бытового уровня.

Учитель: какие выводы из сказанного можно сделать?

1.  Мало знаем и помним об этом событии, ПОЧЕМУ? К детям, к аудитории...

/мало освещается в СМИ, литературе, фильмы на телевидении не показывают/ .

         Соглашусь с вами, что интерес должен подогреваться. Не соглашусь, что информации мало- Блок, Есенин, Маяковский, Горький, Булгаков, Бунин"Окаянные дни", Пришвин -этих поэтов и писателей вы изучаете на уроках литературы, а они много писали о революции, они были свидетелями этих событий. Много информации в Интернете, новые фильмы появляются на экранах. /"Адмирал", "Троцкий"/, призываю вас осторожно относиться к информации в Интеренете, да и фильмы порой полны художественного вымысла. О фальсификации истории мы чуть позже тоже поговорим.

2. Участников не помнят, что объяснимо, хотя есть любопытный документ среди фотографий, предоставленных Кайлой, о строителе деревянного мавзолея Ленину.

 Если бы задали вопрос о гражданской войне- отклик был бы.

3. При ответе на 3 вопрос большинство опрошенных учились в советской школе, поэтому положительно оценивают, среди респондентов были и те, кто обижены Советской властью (сосланные, депортированные).

4. На 4 вопрос ответы, в основном, отрицательные (не созрели  условия  для  всеобщего социального взрыва, хотя недовольные есть)

Учитель:

- А почему нас сегодня должны интересовать события столетней давности? Часто вы слышите о революциях сегодня? Назовите. («цветные революции»:  "Революция роз" в 2003 г. в Грузии, "Тюльпановая"в 2005 г. в Киргизии, "бархатная в Армении,"Оранжевая" и Евромайдан -2004 и 2013—2014 г. на Украине и другие). Пурпурная в Ираке, революция кедров - в Ливане, Сиреневая -в Молдавии.

        В  парадигме сегодняшнего времени, знать что такое революция, причины, которые могут привести к революции, последствия, к которым она приводит, нужны ли такие потрясения для страны- наверное,  это важно. В условиях, когда общество и государство пытаются в прошлом найти ответы на вопросы о настоящем и будущем, интересно на примере великой русской революции 1917 года переосмыслить произошедшую 100 лет назад смену эпох.

 Событие произошло, а можно ли было его избежать? И, хотя история не знает сослагательного наклонения, однако,  мы зададим вам вопрос:


СЛАЙД 5. ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: БЫЛИ ЛИ НЕИЗБЕЖНЫ ФЕВРАЛЬ И ОКТЯБРЬ 17 ГОДА?
Ученики говорят о причинах февральской революции (падение авторитета царя,  правительства, затяжная война, обнищание народа, продовольственный кризис- был ли он намеренно сделан?).

СЛАЙД 6. Слайд про Ильина на возражение Иван Александрович Ильин ( 1883, Москва — 1954, Цолликон) — русский философ, писатель и публицист, сторонник Белого движения и последовательный критик коммунистической власти в России;

"… революция была проведена в России, которая культурно цвела, хозяйственно богатела и прогрессивно реформировалась ".

 ДЕТИ ОПРОВЕРГАЮТ или ПОДДЕРЖИВАЮТ

Вывод: Премьер-министр Витте ещё в 1906 году, после первой русской революции  сказал, что каждую революцию готовит правительство, если своевременно не откликается на нужды народа. Создание революционной ситуации, при которой... Вопрос к коллегам: Продолжите высказывание Ленина: "Верхи..., низы..."

неизбежно приводит к социальному взрыву".

Создавшаяся революционная ситуация неизбежно привела к ФЕВРАЛЮ 1917 Г.

Учитель: Основным итогом Февральской революции 1917 года, является изменение формы правления. Императорская Россия прекратила свое существование. Почему же революция не закончилась?

Учитель: Народ России добился того, чего хотел? - Как вы считаете? "ДА"-"НЕТ"

  • Конец самодержавия. Отмена сословий.
  • Отмена «черты оседлости».
  •  Начало профсоюзного движения.
  • Отменена смертная казнь и даны политические свободы.  Амнистия политзаключенных.
  • Женщины уравниваются в правах с мужчинами
  •  1 сентября – республика.

Учитель: Почему же Февраль продолжил свое движение к Октябрю?

НО: ошибки Временного правительства все демократические преобразования свели на «НЕТ»

  • Продолжение экономического кризиса.
  • Сохранение статуса воюющей державы.
  •  Начало распада империи по национальному признаку.
  •  Нерешенный крестьянский вопрос.
  • Падение авторитета демократических партий
  • двоевластие

(2000 пострадавших, 300 убитых)

Учитель: Таким образом, Февральская буржуазно-демократическая не смогла решить насущные вопросы народа. Неспособность временного правительства решить земельный, вопросы собственности, окончания войны, т.е. крушение надежд -ПОРОДИЛИ ОКТЯБРЬ) 1917 г.

ТАК НЕИЗБЕЖЕН ЛИ ОКТЯБРЬ? БЫЛИ ЛИ АЛЬТЕРНАТИВЫ? –К АУДИТОРИИ

СЛАЙД 7. ИТОГ К ЭТОМУ ВОПРОСУ: слайд Ленин о Феврале ПСС т.31

Вот что говорили о революции политологи, публицисты, философы,

СЛАЙД 8. Александр Александрович Зиновьев, отнюдь не приверженец Советской власти (1922 — 2006 года) — русский философ, писатель, социолог, публицист в 1978 году был выслан из страны и лишён советского гражданства. Вернулся в Россию в 1999 году

СЛАЙД 9. Ну и таким примирительным можно назвать высказывание Николая Александрович Бердяева (1874 — 1948) русский религиозный и политический философ XX века. В 1922 году был выслан из Советской России, с 1925 года проживал во Франции.

Уважаемые участники круглого стола! Совершим НЕБОЛЬШОЙ исторический экскурс в события того времени.

"Узнай событие по иллюстрации" – Февраль и Октябрь. СЛАЙДЫ 10-17.

СЛАЙД 18.

Учитель: Много легенд сложено об Октябре 17 года. Они растиражированы в художественных произведениях и фильмах.

ФИЛЬМ "ОКТЯБРЬ" Сергея Эйзенштейна (Кстати, в октябре 1917 года никаких двуглавых орлов на этих воротах уже не было – по распоряжению Керенского все символы Российской империи (в том числе императорские вензеля на фасаде здания) убрали месяцем раньше, после объявления России республикой 1 сентября 1917 года).

 Легенда про Керенского, Троцкого / День моего рождения совпадает с днём Октябрьской революции. Мистики и пифагорейцы могут из этого делать какие угодно выводы. Сам я заметил это курьёзное совпадение только через три года после октябрьского переворота.

В послесловии к книге В.В. Шульгина "3 столицы" (Москва, "Современник", 1991) писатель Д. Жуков   цитирует якобы пассаж Троцкого из его брошюры "октябрьская революция" : "мы так сильны, что если мы заявим завтра в декрете требование, чтобы все мужское население Петрограда явилось в такой-то день и час на Марсово поле, чтобы каждый получил 25 ударов розог, то 75 процентов тотчас бы явилось и стало бы в хвост и только 25 процентов более предусмотрительных подумали запастись медицинским свидетельством, освобождающим их от телесного наказания...".

"Издыхающая революция"

При анализе исторических событий 1917 года (и любых других) используйте максимальное количество историографических источников, отечественных и не только, как приближенных по времени к рассматриваемым событиям, так и отдалённым  от них. ОБРАЩЕНИЕ К ВЫСТАВКЕ КНИГ И ФОТО

СЛАЙД 19.

Учитель: «Революции — локомотивы истории,— так определял значение революций в истории развития человечества основоположник научного социализма Карл Маркс. Смысл этой фразы в том, что революции придают новый импульс в развитии человечества, ломая старые консервативные режимы и открывая дорогу новым.

Хотя, конечно, революция также легко может ввергнуть страну в хаос и пучину гражданской войны. В этом мы, к сожалению, не раз убеждались на уроках истории, изучая революции разных стран .

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА -ЛОКОМОТИВ ИСТОРИИ?

Готовясь к дискуссии…

Обсуждение

МНЕНИЯ ИСТОРИКОВ: НА СЛАЙДЕ 20. высказывание Сталина

СЛАЙД 21.Созвучно мысли Сталина высказывание Джона Рида

СЛАЙД 22.Высказывание  Л.Н.Троцкого

Учитель: Прозвучали.. какие еще высказывания историков, философов вы можете привести?

СЛАЙД 23. Сегодняшние оценки (Вы согласны с Бурляевым?)

Учитель: Продолжу стихотворение Пастернака:

Столетье с лишним- не вчера,

А сила прежняя в соблазне

В надежде славы и добра

Глядеть на вещи без боязни...

Но лишь сейчас сказать пора,

Величьем дня сравненье разня:

Начало славных дел Петра

Мрачили мятежи и казни... Б.Пастернак

Учитель: любая революция – способ достижения прогресса, но, зачастую, варварский.

Цель была благой – хотели построить мир равенства и довольства для всех. Но получилось далеко не всё. И из-за просчётов, и из-за человеческого фактора (революция произошла в стране, где большинство населения было неграмотным), и из-за неопытности в государственных делах, возможно из-за торопливости в проведении некоторых коренных реформ. 

"Как будто можно делать величайшую революцию, зная заранее, как ее делать до конца ! Только из опыта масс должно родиться наше решение". ПСС, т. 38

Ленин писал, что победа революции давалась "с невиданными тяжестями и трудностями, с неслыханными мучениями, с рядом громадных ошибок и неудач с нашей стороны" ПСС, т.44

СЛАЙД 24. УЧИТЕЛЬ: Вернемся к нашему вопросу: революция-это прогресс или регресс?

Учитель: в начале урока мы услышали мнение родителей старшеклассников. Опрос центра «Левада» , проведенный 2-6 марта среди 1600 человек старше 18 лет в 137 населенных пунктах 48 регионов РФ.

Около половины россиян считают неизбежной Октябрьскую революцию 1917 года и отмечают её положительную роль в истории страны (по 48%),

В том, что этой революции можно было бы избежать, уверены 32% респондентов. Затруднился ответить каждый пятый (21%) участник опроса, проведенного 2-6 марта среди 1600 человек старше 18 лет в 137 населенных пунктах 48 регионов РФ.

О негативной роли Октябрьской революции в российской истории сказал 31% россиян, 21% респондентов затруднился дать оценку этим историческим событиям.

Как показал опрос, 34% респондентов считают, что "России нужно двигаться вперед и не ворошить то, что происходило в 1917 году", а 44% - что "нужно знать об этом периоде больше, чтобы не повторять ошибок прошлого". Еще 20% уверены, что "изучение прошлого не приносит вреда, но в нынешней ситуации это не отвечает потребностям времени".

Большинство россиян (59%) уверены, что в нынешней России невозможно повторение событий, подобных тем, которые произошли в 1917 году. Противоположного мнения придерживаются 28% опрошенных. Затруднились ответить 14%.

УЧИТЕЛЬ: как видим, РЕЗУЛЬТАТЫ НЕМНОГИМ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ НАШЕГО МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЯ

Какой же урок ПРЕПОДНОСЯТ НАМ СОБЫТИЯ ВЕЛИКОЙ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г.?  

СЛАЙД 25.

«…Трепещет сердце человеческое, когда приходится вспоминать столь печальные факты из истории Отечества, — заключает митрополит Иоанн СНЫЧЕВ. — Не для того ворошим мы страницы прошлого, чтобы призвать к отмщению. «Мне отмщение, Аз воздам», провозгласил Господь, а на нашу долю Он оставил милосердствовать о павших и беречься, дабы не повторялось, умножаясь, зло. Уроки истории, страдания ушедших поколений обязывают живущих к делам веры и благочестия. И грош нам цена, если мы не усвоим должных выводов, не положим в основание нашей жизни опыт, добытый великими страданиями и обильной кровью…» ПРИЗЫВАЛ К ПРИМИРЕНИЮ В БЕСЕДЕ С А.ПРОХАНОВЫМ, РЕДАКТОРОМ ГАЗЕТЫ "ЗАВТРА»

Согласны вы с этим утверждением?

ИТОГ : мы не претендуем на полноту освещения этого вопроса, мы только приоткрыли некоторые страницы нашей истории и мы должны помнить уроки прошлого. Чтобы не потерялась преемственность нынешнего с прошлым, не искать правых и виноватых,  а извлекать уроки из прошлого.

СЛАЙД 26. Закончим наше заседание круглого стола словами нашего Президента В.В.Путина: Недопустимо тащить расколы, злобу, обиды и ожесточение прошлого в нашу сегодняшнюю жизнь, в собственных политических и других интересах спекулировать на трагедиях, которые коснулись практически каждой семьи в России, по какую бы сторону баррикад ни оказались тогда наши предки. Давайте будем помнить: мы единый народ, мы один народ, и Россия у нас одна."

4 ноября мы праздновали День народного единства. Будут еще новые праздники в календаре, но не надо забывать даты событий, которые изменили ход истории, "забвение прошлого грозит его повторением".  Давайте будем помнить: мы единый народ, мы один народ, и Россия у нас одна, и история у нас на всех одна. 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Выступление Мединского:

Произошедшая в 1917 году Великая российская революция навсегда останется одним из важнейших событий ХХ века. При всем расхождении взглядов на события почти столетней давности невозможно отрицать тот факт, что попытка построения на земле нового справедливого общества решающим образом изменила пути исторического развития России и оказала громадное влияние на прогресс народов всей планеты.

Революционная трансформация России положила начало новому глобальному мировому проекту. Прошедшие 100 лет показали, что существует живая преемственность в развитии страны от Российской империи к Советскому Союзу и далее — к Российской Федерации.

При этом объективное изучение периода революции позволяет нам сегодня осознать всю трагичность раскола общества на противоборствующие стороны. Но нельзя постоянно делить предков на однозначно правых и виноватых, ведь каждая сторона по-своему понимала, как добиться процветания Родины. И «красными», и «белыми» двигал патриотизм. Дань уважения предкам является лучшим стимулом для нового витка духовного развития.

Все согласятся, что мы должны помнить уроки прошлого. И, основываясь на этом знании, предотвращать внутренние конфликты, способные превращаться в острейшие межнациональные столкновения, разрывающие и губящие страну. Столкновения классовые, сословные, национальные, этнические грозят огромными жертвами.

Изучение революции 1917 года и Гражданской войны дает и ясное понимание ошибочности ставки на помощь зарубежных «союзников» во внутриполитической борьбе. В случае с Россией внешнее вмешательство лишь усугубило и ужесточило национальный раскол, увеличило продолжительность и число жертв противостояния.

Войну с памятью развязывать ни в коем случае нельзя. Советская эпоха, наступившая вслед за революцией 1917 года, имела гигантские достижения. Сегодняшние поколения должны видеть в них силу человеческого духа, героизм предков. Именно так возможно добиться преемственности в истории и строить современное общество.

Беспамятство — страшный диагноз. Сейчас на Украине сносят памятники не только Ленину, но и маршалу Жукову, разведчику Кузнецову. И это, как и в других странах, стимулирует деструктивные настроения, ведет к распаду гражданского общества. Памятник — это память, никакие памятники разрушать нельзя. Нам не стоит отказываться ни от каких периодов нашей истории — они встроены в нашу идентичность.

Научное сообщество сейчас имеет уникальную возможность выработать единую общегражданскую позицию по основным этапам развития России. Разница во мнениях — повод для диалога и компромисса, а не конфликта.

Озвучу пять коротких тезисов, которые предлагается использовать для общественного обсуждения при выработке единой платформы национального примирения:

• признание преемственности исторического развития от Российской империи через СССР к современной России;

• осознание трагизма общественного раскола, вызванного событиями 1917 года и Гражданской войны;

• уважение к памяти героев обеих сторон («красных» и «белых»), искренне отстаивавших свои идеалы и невиновных в массовых репрессиях и военных преступлениях;

• осуждение идеологии революционного террора;

• понимание ошибочности ставки на помощь зарубежных «союзников» во внутриполитической борьбе.

И последнее. После того как Крым вернулся в родную гавань, оттуда поступила инициатива установить Памятник примирения. Эта идея, что называется, витает в воздухе. Зримый и мощный символ, установленный там, где закончилась Гражданская война, станет лучшим доказательством того, что она действительно закончена. Памятник национального примирения должен появиться в результате Всероссийского конкурса. Министерство культуры и Российское военно-историческое общество имеют значительный опыт в проведении таких конкурсов — достаточно вспомнить монумент Героям Первой мировой на Поклонной горе и памятник князю Владимиру в Москве.

___________________________________________________________________________

ДЛЯ  УЧИТЕЛЕЙ:

Один из продолжателей неоконсервативной политической традиции в 30-40_е гг. XX века, крупнейший политический мыслитель Иван Александрович Ильин (1882-1954), проживавший с 1922 г. за рубежом:

"… революция была проведена в России, которая культурно цвела, хозяйственно богатела и прогрессивно реформировалась. Революция разорила и выморила ее, исказила ее национальный лик, отменила даже ее имя и превратила ее в мировую язву, грозящую всем народам. Поэтому русская революция есть величайшая катастрофа в истории всего человечества". 

Следует разобраться, скажем, что дало основание публицисту Михаилу Меньшикову в 1913 году, в расцвет, как у нас принято писать, русской экономики и культуры, прямо накануне Первой мировой войны в статье «Близость конца» поражаться несоответствию культурного соотношения между ведущими странами, включая Россию. Он ставил вопросы цивилизационного развития, культурного диспаритета.

У нас есть свидетельства и того, как следовало видеть те процессы, которые происходили на этом историческом пространстве. Так, Николай Устрялов в статье от 1916 года («К вопросу о русском империализме» — прим. «Ленты.ру») писал: «Текущая война есть переоценка наличного "международного порядка" и вместе с тем испытание физических и духовных сил современных государственных организмов. Ее результаты не могут быть случайными. Ее исход заранее предрешен развитием драматического действия на протяжении всей ныне завершающейся главы исторического процесса, обусловлен объективным смыслом этой главы. Окончится война — вскроется смысл». И поэтому надо понять, что вынудило самодержавие пасть — какие-то заговорщицкие мотивы и действия или все-таки чисто объективные процессы, которые подвели его к окончательному краху».

При этом в процветающей и мирной Европе начала ХХ века происходил расцвет культуры во всех ипостасях и крах, катастрофа — вот такой был процесс. Причем реальные социальные и правовые достижения ведущих, передовых европейских стран на всю глубину общественных структур и договорных отношений были отнюдь не общими для всех. И эта разница потенциалов порождала, как мне кажется, агрессивные тенденции, направленные сильным против слабого или недостаточно сильного. Возник феномен, который можно было бы обозначить понятием «пространство времени», где действовали эти совершенно различные потенциалы, вызывающие агрессивность.

Мнение: Евгений Иванов: Россия стала "побеждённой среди победителей", единственным государством, которое, воюя на стороне победившей Антанты и внеся огромный вклад в борьбу против Четверного союза, не получила достойного места в новой, уже Версальско-Вашингтонской системе МО.Таким образом, Февральская и Октябрьская революции подорвали экономику России, практически уничтожили её вооружённые силы и, как следствие, не позволили нашей стране занять достойное место на международной арене. Люди должны осознать тот факт, что любая революция или государственный переворот - это геополитический и экономический проект, лишь внешне замутнённый какой-либо идеологией.

«К концу 1917 года по всей России царил неописуемый террор, посредством которого новая власть закрепляла свои позиции, — писал в своих «Воспоминаниях» обер-прокурор Священного Синода, князь Николай ЖЕВАХОВ (1874-1946). ЖИЛ ЗА РУБЕЖОМ — Предупреждали о наступлении этого момента преподобный Серафим Саровский, Илиодор Глинский, Иоанн Кронштадтский и мудрецы-миряне, один перечень имен которых мог бы составить целую книгу, но им никто не верил. И когда наступил этот, давно предвозвещенный момент, то его не только не узнали, а наоборот, думали, что «новыми» людьми строится «новая» Россия, создаются «новые» идеалы, указываются «новые» пути к достижению «новых» целей.

Везде и всюду были слышны «новые» слова, люди с тем большим ожесточением уничтожали все «старое», чем больше стремились к этому «новому», с коим связывали представления о земном рае. 

Вся Россия буквально заливалась потоками христианской крови. Не было пощады ни женщинам, ни старикам, ни младенцам. Изумлением были охвачены даже идейные творцы революции, не ожидавшие, что их работа даст такие моря крови. Не удивлялись только те, кто помнил параграф 15 «Сионских протоколов», где говорится: «Когда мы, наконец, окончательно воцаримся при помощи государственных переворотов, всюду подготавливаемых…, мы постараемся, чтобы против нас уже не было заговоров. Для этого мы немилосердно казним всех, кто встретит наше воцарение с оружием в руках».

 «…Революцию 1917г. я воспринимаю как катастрофу, как переломный момент, когда мы расстались с прежней жизнью при Царе и начали новый кровавый путь, — полагает Николай БУРЛЯЕВ, русский актер, кинорежиссер и общественный деятель1946 г.р.. — Конечно, жила Россия, и что-то мы делали, у нас были успехи и достижения, потому что все-таки мы талантливый народ. Но это было искусственное пресекновение естественного развития державы – искусственное и кровавое. Семнадцатый год — гильотина для России!» 

«…Страна тогда упала в пропасть, была отброшена на десятилетия назад, потеряла значительную часть своего человеческого, духовного и культурного потенциала, — пишет Олег ПЛАТОНОВ, доктор экономических наук, главный редактор газеты «Русский Вестник», председатель президиума Всеславянского Союза. — Под влиянием целеустремленной подрывной деятельности либеральных партий, немецкой агентуры и масонских лож был подорван фундамент устойчивости Российской державы, нарушен баланс сил между русским народом и антирусскими силами, составлявшими значительную часть образованного и правящего строя страны. 

Революция 1917г. имела ярко выраженный антирусский характер и была направлена против русской цивилизации. Хорошо организованные силы дали бой национальной России. Подрывным, предательским путем они уничтожили ее главные жизненные центры, устранили физически, оклеветали и морально дискредитировали ее национальных лидеров. «Успех» революции определило участие в ней высших правящих и военных кругов, а также правящих элит Антанты». 

Не было никакой революции — ни «великой», ни «социалистической». Был государственный переворот, совершенный бандами дезертиров во главе с террористами, профинансированными врагами России из США, Великобритании, Франции и Германии. Он продолжил процесс распада государственности, начатый в феврале 1917. Арест царя и отстранение от управления прежних кадров разрушили тогда всю систему управления фронтом и тылом. И открыли путь к власти уголовникам и психопатическим типам, среди которых значительную долю составляли эмансипированные евреи, вроде Троцкого. Космос был бы освоен Империей и без большевиков. И ведущие ученые в Империи по тюрьмам не сидели бы. А II Мировой просто не было бы, поскольку летом 1917 русские войска вошли бы в Берлин, и к этому все было готово. АНДРЕЙ САВЕЛЬЕВ Андре́й Никола́евич Саве́льев (род. 8 августа 1962 года[3] , Свободный, Амурская область, РСФСР, СССР) — российский государственный и политический деятель, писатель. Русский националист и монархист-легитимист. Кандидат физико-математических наук, доктор политических наук.[2][4] В 20032007 годах депутат Государственной Думы, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками.[5] Лидер незарегистрированной[6][7] национально-патриотической политической партии «Великая Россия». Руководитель международного фонда «Русский информационный центр».[2][8] Книга Савельева «Сможет ли Конгресс Русских Общин русифицировать Россию» была внесена в Федеральный список экстремистских материалов[9].

Джордж Фрост Кеннан - американский дипломат, политолог и историк, утверждал, что “…мировоззрение, вдохновлявшее большевиков и приведшее их в конце-концов к власти, основывалось на вполне понятном желании уничтожить социальную несправедливость, экономическую эксплуатацию, обеспечить трудящимся машины, комфорт, безопасность, достойное положение в обществе, то есть дать им все, чего их лишала промышленная революция и капиталистическая система. Напряжение и беды последующих лет не должны дать нам забыть, что в тогдашних условиях это было благородной мечтой, искренней целью, разделявшейся десятками тысяч людей в России, проявлявших великую самоотверженность, примеров которой немного можно найти в современной истории”.

Отто фон Бисмарк:

"Революцию подготавливают гении, осуществляют фанатики, а плодами ее пользуются проходимцы".


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«2017 год – год столетия Февральской и Октябрьской революции. Это весомый повод ещё раз обратиться к причинам и самой природе революции в России. Не только для историков, учёных – российское общество нуждается в объективном, честном, глубоком анализе этих событий» . В.В.Путин.

Слайд 3

«Феномен Великой русской революции: от уроков истории-к гражданскому диалогу». pedsovet.su

Слайд 4

Анкета «Октябрь: вчера, сегодня, завтра» Что вы знаете о дате 7 ноября? Были ли кто-то из ваших родственников участниками революционных событий? Какую роль, по-вашему мнению, сыграла революция 1917 года в истории нашего государства? Нужны ли революции сегодня?

Слайд 5

БЫЛИ ЛИ НЕИЗБЕЖНЫ ФЕВРАЛЬ И ОКТЯБРЬ 1917 ГОДА?

Слайд 6

" … революция была проведена в России, которая культурно цвела, хозяйственно богатела и прогрессивно реформировалась ". Иван Александрович Ильин ( 1883-1954) — русский философ, писатель и публицист.

Слайд 7

«Я всегда считал и считаю Октябрьскую революцию великой социальной революцией в истории человечества и величайшим событием XX столетия. Благодаря ей страна совершила скачок, которого не было никогда в прошлом и никогда, видимо, не будет в будущем. Во всех отношениях. В сфере культуры, образования, в материальном отношении. Влияние революции на весь исторический процесс было колоссальное. Я не знаю ни одного такого исторического события, которое оказало бы такое влияние на человечество…» Александр Александрович Зиновьев ( 1922 — 2006 года) — русский философ, писатель, социолог, публицист

Слайд 8

«Так как буржуазия не может выйти из создавшегося положения, то революция идет дальше». В.И.Ленин

Слайд 9

«Я пережил русскую революцию, — как момент моей собственной судьбы, а не как что-то извне мне навязанное. Эта революция произошла со мной, хотя бы я относился к ней очень критически и негодовал против её злых проявлений. Мне глубоко антипатична точка зрения многих эмигрантов, согласно которой большевистская революция сделана какими-то злодейскими силами, чуть ли не кучкой преступников, сами же они неизменно пребывают в правде и свете. Ответственны за революцию все, и более всего ответственны реакционные силы старого режима. Я давно считал революцию в России неизбежной и справедливой». Николай Александрович Бердяев (1874 — 1948) русский религиозный и политический философ XX века.

Слайд 18

Мифы и реальность

Слайд 19

Революция –это локомотив истории?

Слайд 20

«…победа Октябрьской революции означает коренной перелом в истории человечества, коренной перелом в исторических судьбах мирового капитализма, коренной перелом в освободительном движении мирового пролетариата, коренной перелом в способах борьбы и формах организации, в быту и традициях, в культуре и идеологии эксплуатируемых масс всего мира. И.В.Сталин.

Слайд 21

«...Ленин и петроградские рабочие решили — быть восстанию, Петроградский Совет низверг Временное правительство и поставил съезд Советов перед фактом государственного переворота. Теперь нужно было завоевать на свою сторону всю огромную Россию, а потом и весь мир. Откликнется ли Россия, восстанет ли она? А мир, что скажет мир? Откликнутся ли народы на призыв России, подымется ли мировой красный прилив?». Джон Рид.

Слайд 22

«Революция-великая «пожирательница» людей и характеров. Она подводит наиболее мужественных под истребление, менее стойких опустошает». Л.Д.Троцкий.

Слайд 23

«…Революцию 1917г. я воспринимаю как катастрофу, как переломный момент, когда мы расстались с прежней жизнью при Царе и начали новый кровавый путь. Конечно, жила Россия, и что-то мы делали, у нас были успехи и достижения, потому что все-таки мы талантливый народ. Но это было искусственное пресекновение естественного развития державы – искусственное и кровавое. Семнадцатый год — гильотина для России!» Николай БУРЛЯЕВ, русский актер, кинорежиссер и общественный деятель.

Слайд 24

Около половины россиян считают неизбежной Октябрьскую революцию 1917 года и отмечают её положительную роль в истории страны (по 48%), В том, что этой революции можно было бы избежать, уверены 32% респондентов. Затруднился ответить каждый пятый (21%) участник опроса. О негативной роли Октябрьской революции в российской истории сказал 31% россиян, 21% респондентов затруднился дать оценку этим историческим событиям. Как показал опрос, 34% респондентов считают, что "России нужно двигаться вперед и не ворошить то, что происходило в 1917 году", а 44% - что "нужно знать об этом периоде больше, чтобы не повторять ошибок прошлого". Еще 20% уверены, что "изучение прошлого не приносит вреда, но в нынешней ситуации это не отвечает потребностям времени". Большинство россиян (59%) уверены, что в нынешней России невозможно повторение событий, подобных тем, которые произошли в 1917 году. Противоположного мнения придерживаются 28% опрошенных. Затруднились ответить 14%. Центр «Левада», 2017 г.

Слайд 25

Митрополит Иоанн СНЫЧЕВ : «…Не для того ворошим мы страницы прошлого, чтобы призвать к отмщению… Уроки истории, страдания ушедших поколений обязывают живущих к делам веры и благочестия. И грош нам цена, если мы не усвоим должных выводов, не положим в основание нашей жизни опыт, добытый великими страданиями и обильной кровью…»

Слайд 26

«…уроки истории нужны нам прежде всего для примирения, для укрепления общественного, политического, гражданского согласия, которого нам удалось сегодня достичь. Недопустимо тащить расколы, злобу, обиды и ожесточение прошлого в нашу сегодняшнюю жизнь, в собственных политических и других интересах спекулировать на трагедиях, которые коснулись практически каждой семьи в России, по какую бы сторону баррикад ни оказались тогда наши предки. Давайте будем помнить: мы единый народ, мы один народ, и Россия у нас одна». В.В.Путин.

Слайд 27

Источники: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/32/Pantserkruiser_Aurora.jpg Крейсер «Аврора» http:// www.benua-memory.ru/assets/images/bio-osnovnaya/r53.jpg Штурм Зимнего дворца http://media-2.web.britannica.com/eb-media/78/121178-050-95767572.jpg Речь В.И.Ленина http://korsary4.ucoz.ru/_fr/10/6258677.jpg В.И.Ленин на II съезде Советов http://content.foto.mail.ru/mail/chik2/_forums/i-56.jpg Б.Кустодиев «Большевик» http://newsprom.ru/i/n/802/65802/65802_12412b28104a.jpg орден Октябрьской революции Источник шаблона: Зинина Светлана Александровна , учитель истории и обществознания муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №43 г. Волгограда Сайт: http://pedsovet.su/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реформы Столыпина: «тихая революция» (конспект урока истории в 9 классе)

Тема: «Реформы Столыпина: «тихая революция»Цели урока:Дидактическая: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами техн...

Статья Формирование умения ориентироваться в городском пространстве на уроках истории Санкт-Петербурга и на занятиях краеведческого кружка

Из опыта работы учителя истории и культуры Санкт-Петербурга и педагога дополнительного образования (на занятиях краеведческого кружка)...

Технологическая карта урока истории по теме: Великая русская революция

Технологическая карта урока истории по теме:"Великая русская революция 1917 года" составлена в соответствии с требованиями ФГОС СОО и историко-культурного стандарта. Может использоваться на ...

Изучение Великой Отечественной войны на уроках истории как фактор патриотического воспитания подрастающего поколения.

Изучение темы Великой Отечественной войны - это благодатный источник нравственного воспитания. Этому способствует приглашение на урок ветеранов, использование видеозаписей, презентаций, кинофильмов. Н...

Изучение темы Великой Отечественной войны на уроках истории и внеурочной деятельности

сложные аспекты изучения вопросов ВОВ на уроках истории и внеурочной днеятельности...